Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО РУССКОГО РЕСТАВРАТОРА А.Ф. МИТРОХИНА (1765–1845)'

НОВЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО РУССКОГО РЕСТАВРАТОРА А.Ф. МИТРОХИНА (1765–1845) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эрмитаж / реставрация живописи / г. Торопец / адмирал Г.Г. Кушелев / Большеохтинское кладбище / Hermitage / restoration of painting / Toropets / Admiral G.G. Kush-elev / Bolsheokhtinsky cemetery

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Окрошидзе Лия Гурамиевна

Проблема реставрации — одна из важнейших неотъемлемых составляющих процесса сохранения мирового культурного наследия. XIX век является знаковым в истории реставрационного дела. В это время из частной практики самоучек оно превратилось в настоящую научную дисциплину. С давних времен многие европейские страны сталкивались с проблемами сохранения культурного наследия, при этом везде они решались по-разному, в зависимости от местных художественных особенностей и накопленного опыта. Настоящая статья посвящена неизвестным ранее фактам из жизни и деятельности первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина. Он родился и учился живописи в городе Торопец. Служил простым солдатом, затем по долгу службы попал в Санкт-Петербург, где вскоре был пожалован камердинером в Эрмитаж. Его карьера получила развитие при Франце Ивановиче Лабенском, который в 1797 г. вступил в должность главного хранителя картин эрмитажной галереи. Роль Митрохина для истории отечественной реставрации и, в частности, для Эрмитажа невозможно переоценить. Он не только реставрировал живописные произведения, воспитал нескольких учеников, но и самостоятельно занимался разработкой новых методов реставрации картин. С помощью освоения новых техник и методов механической реставрации А.Ф. Митрохину и его ученикам удалось сохранить более тысячи живописных произведений из эрмитажной коллекции, многие из которых являются жемчужинами живописи. К сожалению, некоторые аспекты биографии Митрохина долгое время оставались вне поля зрения исследователей, в особенности это касается его жизни вне стен Эрмитажа. В данной работе рассмотрены вопросы о предполагаемой дате рождения мастера, его родственных и дружеских связях и др. Приводимые автором архивные данные позволяют по-новому взглянуть на персону реставратора Андрея Митрохина, а также проливают свет на некоторые социально-культурные аспекты того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Окрошидзе Лия Гурамиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FACTS ABOUT THE LIFE AND WORK OF THE FIRST RUSSIAN RESTORER A.F. MITROKHIN (1765–1845)

Restoration is one of the most important areas in preserving the world’s cultural heritage. The 19th century is a landmark in the history of restoration. At that time, it turned from a private practice of self-taught artists into a real scientifically based discipline. Many European countries have faced the problems of cultural heritage preservation, and everywhere they were solved in different ways, depending on local peculiarities and experience. This article deals with previously unknown facts from the life and activity of the first Russian restorer Andrei Filippovich Mitrokhin, who was born and studied painting in the town of Toropets. He served as a simple soldier, then on duty he ended up in Saint Petersburg, where he was soon granted a valet at the Hermitage. His career developed under Franz Ivanovich Labensky, who assumed the position of chief curator of paintings in the Hermitage Gallery in 1797. Mitrokhin’s role in the history of Russian restoration and, in particular, the Hermitage cannot be overestimated. He not only restored paintings and trained several apprentices, but also worked independently on the development of new methods of restoring paintings. By mastering new techniques and methods of mechanical restoration, Mitrokhin and his students managed to preserve more than a thousand paintings from the Hermitage collection, many of which are painting masterpieces. Unfortunately, some aspects of Mitrokhin’s biography, especially his life outside the Hermitage, have long been overlooked by scholars. This paper examines the problem of his alleged date of birth, family and friendship ties, etc. The archival data cited by the author allow us to take a fresh look at Mitrokhin as a restorer, and also shed light on some socio-cultural aspects of his time.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО РУССКОГО РЕСТАВРАТОРА А.Ф. МИТРОХИНА (1765–1845)»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2023. Т. 64. № 4. С. 174-187 LOMONOSOV HISTORY JOURNAL. 2023. Vol. 64. N 4. P. 174-187

DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-4-174-187 Л.Г. Окрошидзе

НОВЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО РУССКОГО РЕСТАВРАТОРА А.Ф. МИТРОХИНА (1765-1845)

L.G. Okroshidze

NEW FACTS ABOUT THE LIFE AND WORK OF THE FIRST RUSSIAN RESTORER A.F. MITROKHIN (1765-1845)

Аннотация. Проблема реставрации — одна из важнейших неотъемлемых составляющих процесса сохранения мирового культурного наследия. XIX век является знаковым в истории реставрационного дела. В это время из частной практики самоучек оно превратилось в настоящую научную дисциплину. С давних времен многие европейские страны сталкивались с проблемами сохранения культурного наследия, при этом везде они решались по-разному, в зависимости от местных художественных особенностей и накопленного опыта. Настоящая статья посвящена неизвестным ранее фактам из жизни и деятельности первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина. Он родился и учился живописи в городе Торопец. Служил простым солдатом, затем по долгу службы попал в Санкт-Петербург, где вскоре был пожалован камердинером в Эрмитаж. Его карьера получила развитие при Франце Ивановиче Лабенском, который в 1797 г. вступил в должность главного хранителя картин эрмитажной галереи. Роль Митрохина для истории отечественной реставрации и, в частности, для Эрмитажа невозможно переоценить. Он не только реставрировал живописные произведения, воспитал нескольких учеников, но и самостоятельно занимался разработкой новых методов реставрации картин. С помощью освоения новых техник и методов механической рестав-

Окрошидзе Лия Гурамиевна, искусствовед, старший инспектор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Okroshidze Liya Guramievna, Art Historian, Sénior inspector, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University vaudetar@gmail.com ORCID: 0000-0003-4685-7619

Выражаю благодарность за помощь в работе над статьей членам организационного комитета по подготовке и проведению празднования 950-летия первого летописного упоминания г. Торопца Тверской области А.К. Юренкову и Д.М. Данилову.

рации А.Ф. Митрохину и его ученикам удалось сохранить более тысячи живописных произведений из эрмитажной коллекции, многие из которых являются жемчужинами живописи. К сожалению, некоторые аспекты биографии Митрохина долгое время оставались вне поля зрения исследователей, в особенности это касается его жизни вне стен Эрмитажа. В данной работе рассмотрены вопросы о предполагаемой дате рождения мастера, его родственных и дружеских связях и др. Приводимые автором архивные данные позволяют по-новому взглянуть на персону реставратора Андрея Митрохина, а также проливают свет на некоторые социально-культурные аспекты того времени.

Ключевые слова: Эрмитаж, реставрация живописи, г. Торопец, адмирал Г.Г. Кушелев, Большеохтинское кладбище.

Abstract. Restoration is one of the most important areas in preserving the world's cultural heritage. The 19th century is a landmark in the history of restoration. At that time, it turned from a private practice of self-taught artists into a real scientifically based discipline. Many European countries have faced the problems of cultural heritage preservation, and everywhere they were solved in different ways, depending on local peculiarities and experience. This article deals with previously unknown facts from the life and activity of the first Russian restorer Andrei Filippovich Mitrokhin, who was born and studied painting in the town of Toropets. He served as a simple soldier, then on duty he ended up in Saint Petersburg, where he was soon granted a valet at the Hermitage. His career developed under Franz Ivanovich Labensky, who assumed the position of chief curator of paintings in the Hermitage Gallery in 1797. Mitrokhin's role in the history of Russian restoration and, in particular, the Hermitage cannot be overestimated. He not only restored paintings and trained several apprentices, but also worked independently on the development of new methods of restoring paintings. By mastering new techniques and methods of mechanical restoration, Mitrokhin and his students managed to preserve more than a thousand paintings from the Hermitage collection, many of which are painting masterpieces. Unfortunately, some aspects of Mitrokhin's biography, especially his life outside the Hermitage, have long been overlooked by scholars. This paper examines the problem of his alleged date of birth, family and friendship ties, etc. The archival data cited by the author allow us to take a fresh look at Mitrokhin as a restorer, and also shed light on some socio-cultural aspects of his time.

Keywords: Hermitage, restoration of painting, Toropets, Admiral G.G. Kush-elev, Bolsheokhtinsky cemetery.

* * *

Как и в живописи, в реставрационном деле в России изначально преобладали иностранные мастера. Однако ситуация постепенно меняется, и уже в начале XIX в. искусство механической реставрации освоили отечественные специалисты. Первый русский реставратор Андрей Филиппович Митрохин родился и учился живописи в городе Торопец. На первый взгляд — обычный древний город средней полосы России, но изучая его внимательнее, мы начинаем понимать,

что он обладает гораздо более примечательным потенциалом, нежели может показаться на первый взгляд. И тем печальнее, что он практически неизвестен.

История города уходит корнями в XI в., что делает Торопец одним из древнейших городов Тверской области. Торопец вел активную торговлю и развивался быстрее соседей. Уже к XIX в. в городе было не менее 15 каменных храмов — довольно внушительное число для такого небольшого города.

В Торопце родились люди, внесшие значительный вклад в историю страны. Среди уроженцев города можно встретить фамилии Мусоргского, Боткиных. Есть среди них и Андрей Филиппович Митрохин, о котором известно сравнительно немного. Он родился в 1765 г.1, нес военную службу, прежде чем до конца своих дней связать судьбу с Эрмитажем. Известно, что еще в юности будущий реставратор учился живописи у местного художника Гаврилы Лохова, который и передал ему все азы живописного мастерства2.

Роль Митрохина для истории отечественной реставрации и для Эрмитажа, в частности, невозможно переоценить. Он не только реставрировал живописные произведения из коллекции Эрмитажа, но и самостоятельно занимался разработкой новых методов реставрации картин, таких как «паркетаж». Он также разработал и внедрил в практику реставрации использование медово-осетрового клея в качестве связующего вещества. С помощью освоения новых техник и методов механической реставрации А.Ф. Митрохину и его ученикам удалось сохранить более тысячи живописных произведений из коллекции Эрмитажа, многие из которых являются жемчужинами живописи: «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса, «Отцелюбие римлянки» Рубенса, «Мадонна Альба» Рафаэля.

Деятельность А.Ф. Митрохина в Эрмитаже известна благодаря дошедшим до нашего времени документам, письмам и рапортам, а вот о его личной жизни сохранились лишь самые скудные сведения.

Начиная изучать творчество А.Ф. Митрохина, необходимо понимать, что многие эпизоды его биографии какое-то время нам еще будут недоступны. Но привнося в эту тему новые знания, мы надеемся, что в дальнейшем нам удастся обогатить ее еще больше.

Есть несколько знаковых публикаций, в которых мы можем найти достоверное и относительно полное описание жизни Андрея

1 В публикациях, посвященных деятельности Митрохина, встречаются две версии года его рождения — 1765 и 1766. Мы будем ориентироваться на 1765 г., и в настоящей статье дадим обоснование этой версии.

2 Кукольник Н.В. Андрей Филипповичъ Митрохин // Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного. 1846. Т. 2. № 14. С. 220.

Филипповича. Первой в этом ряду можно считать заметку-некро-лог3, которая была опубликована Нестором Кукольником в 1846 г. в журнале «Иллюстрация» спустя несколько месяцев после смерти реставратора.

Нестор Кукольник был не только автором статьи, но и сам выпускал этот журнал и был главным его редактором с 1845 по 1847 г. Тематика журнала раскрывается в полном его названии: «Иллюстрация. Еженедельное издание всего полезного и изящного». Здесь находилось место и поэзии, и заметкам об искусстве, истории и литературе. Кукольник был очень близок к художественной среде, дружен с художниками4, композиторами, литераторами. Из текста заметки становится очевидно, что он был лично знаком с А.Ф. Митрохиным и понимал, насколько важен его труд для сохранения наследия, более того, сам «был свидетелем реставрации одной картины Рафаэля»5.

Н.В. Кукольник начинает текст довольно пространно и отвлеченно, обращается к вопросам живописи, к роли реставрации. По его мнению, значение реставрации крайне недооценивают, и напрасно, ведь мастера совсем «не думают, что долговечность их картин зависит от благорасположения стихий, от презренного цыга-рочного дыма и вообще от самой невежественносй случайности»6. Автор также немного говорит об истории европейской реставрации, акцентируя внимание на том, что «реставрация картин принадлежит новейшему времени и, кажется, можно положительно сказать, что этим художественным ремеслом первоначально стали заниматься в Венеции, где, по приморскому положению города, влияние стихий на картины раньше других мест обнаружило необходимость средств к очищению и восстановлению картин»7. С гордостью Кукольник переходит к разговору об истории реставрации в России. По его мнению, у нас также совершались «подвиги», но мы вели себя скромнее, и громкой славы ни одна реставрационная удача в России не получала.

Непосредственно А.Ф. Митрохину в статье посвящена лишь одна страница. Автор перечисляет основные факты из жизни реставратора. Важно, что Кукольник называет и картины, которые

3 Там же. С. 219-220.

4 Стоит вспомнить знаменитый портрет Нестора Кукольника из коллекции Государственной Третьяковской галереи, который был написал Карлом Брюлловым в 1836 г.

5 Кукольник Н.В. Указ. соч. С. 220.

6 Там же. С. 219.

7 Там же.

А.Ф. Митрохину довелось реставрировать. Автор некролога неоднократно говорит о скромности нашего героя: «... но Митрохин не заботился о славе; он любил искусство, спасал погибающие произведения по чистому побуждению и зная, что его личных сил не достанет для всего, заботился, чтобы его скромное, но полезное искусство оставалось в руках достойных учеников.»8. С горьким сожалением он говорит о том, что, пока по всей Европе гремела слава реставратора Гаккинса, Митрохина вовсе никто не заметил. Сейчас, однако, мы можем с уверенностью сказать, что имя реставратора не забыто и уже никогда не будет предано забвению.

Но самым примечательным в этой публикации является портрет А.Ф. Митрохина, помещенный в центре страницы (рис. 1). Образ скромного труженика трогает душу, и, безусловно, прекрасно дополняет текст.

Рис. 1. Андрей Филиппович Митрохин (Кукольник Н.В. Андрей Филиппович Митрохин // Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного. 1846. Т. 2. № 14. С. 220)

Мы попытались выяснить, кто мог выполнить этот портретный образ. Известно, что с журналом «Иллюстрация» сотрудничали два

8 Кукольник Н.В. Указ. соч. С. 220.

художника, которые и создавали весь иллюстративный материал, появляющийся на его страницах, — Евстафий Ефимович Бернард-ский и Александр Алексеевич Агин, имена которых неоднократно фигурируют в журнале9. Как отмечал искусствовед Г.Ю. Стернин: «Редакция считала Агина одним из "постоянных рисовальщиков" журнала»10.

Агин и Бернардский работали вместе — первый создавал рисунки, второй же исполнял по ним гравюры. Портрет А.Ф. Митрохина был исполнен в той же стилистической манере, что и остальные рисунки Агина, которые также напоминают его персонажей к «Мертвым душам» (рис. 2) Н.В. Гоголя11.

Рис. 2. Ноздрев. Художник А.А. Агин, гравер Е.Е. Бернардский (Стернин Г.Ю. Александр Алексеевич Агин, 1817-1875. М., 1955. С. 65)

9 Библиография // Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного. 1846. Т. 2. № 4. С. 59.

10 Стернин Г.Ю. Александр Алексеевич Агин, 1817-1875. М., 1955. С. 111.

11 Сто четыре рисунка к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» / Рис. А. Агин. Грав. Бернардский. Предисл. Николай Лесков. СПб., 1892. С. 3.

Мастера-современники А.Ф. Митрохина, очевидно, были знакомы с ним лично. Образ реставратора мог быть написан с натуры еще при его жизни, поэтому так выразителен и индивидуален.

Следующая публикация, посвященная А.Ф. Митрохину, появится только спустя 70 лет и будет называться «Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин»12. Ее автор — сотрудник Эрмитажа С.А. Гама-лов-Чураев, специализировавшийся на «исследовании античных и средневековых монет»13.

Его труд — наиболее подробное исследование, посвященное жизни и деятельности Андрея Митрохина. Это связано с тем, что его автор в годы написания статьи заведовал библиотекой музея и имел доступ к архивным материалам Эрмитажа. Даже на сегодняшний день работу Гамалова-Чураева можно считать основополагающей.

Исследуя деятельность А.Ф. Митрохина, автор указывает, что реставрационная практика существовала и до него, что были не только иностранные мастера, однако «о реставрационной деятельности при Эрмитаже художника П. Шинбарева, служившего до 1796 г. в Академии Художеств и, по Русскому Биографическому Словарю, состоявшего реставратором в Эрмитаже, мне нигде не удалось найти данных, подтверждающих этот факт»14.

Крайне важна информация о том, что «с 19 сентября 1812 г. по 1 июня 1813 г.»15 Митрохин совместно с лакеем Трифоновым сопровождал картины и прочие ценные вещи из собрания Эрмитажа, дабы спасти их во время войны 1812 г.16 Однако этот факт подробно не рассматривается и на данный момент более не изучался.

В статье также упоминаются всевозможные рапорты и письма, связанные с деятельностью А.Ф. Митрохина и реставрационной школы Эрмитажа. Тем не менее, здесь есть существенный недостаток — все упоминания документов оставлены в тексте без библиографических ссылок.

Несмотря на этот значительный недочет, интересно описывается карьера А.Ф. Митрохина в Эрмитаже, подробно говорится о его деятельности, о его успехах и работах, которые он реставрировал. Также внимание уделено учреждению первой школы реставрации

12 Гамалов-Чураев С.А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. 1916. Апрель-июнь. С. 51-66.

13 Гамалов-Чураев Степан Артемьевич. — URL: https://bioslovhist.spbu.ru/ histschool/1710-gamalov-churayev-stepan-artem-yevich.html (дата обращения: 02.02.2023).

14 Гамалов-Чураев С.А. Указ. соч. С. 52.

15 Там же. С. 54.

16 Там же.

при Эрмитаже и определению воспитанников Академии художеств для обучения азам технической реставрации.

Впервые мы встречаем такой подробный материал, который позволяет представить масштабы деятельности А.Ф. Митрохина и его учеников, весь объем работ, которые они выполнили за время существования школы. Также здесь приводится информация и о последних годах жизни А.Ф. Митрохина, которые мы в дальнейшем опишем в статье, представив вновь обнаруженные документальные свидетельства.

Следует также упомянуть еще одну публикацию — «Реставрация станковой масляной живописи в России»17 А.Б. Алешина, это обширная монография, посвященная истории реставрации в России с самых первых ее опытов и до настоящего времени. Автор оценивает особый вклад А.Ф. Митрохина по части технической реставрации, а также его работу в качестве наставника школы реставрации. Примечательно, но в качестве даты рождения А.Ф. Митрохина здесь дается 1766 г.18, в остальных же моментах автор опирается на статью С.А. Гамалова-Чураева.

Впервые обратившись к творчеству А.Ф. Митрохина, мы смогли обнаружить новые данные о нем, помимо уже известных фактов.

В биографии Андрея Филипповича Митрохина неоднократно встречается информация о том, что в юности он учился живописи у торопецкого художника Гаврилы Лохова19, но с искусством связал свою жизнь не сразу — вначале он нес военную службу, после поступил в ведомство Конюшенной команды, затем был придворным лакеем в «живописной команде» и лишь в 1801 г. был принят в Эрмитаж в качестве реставратора20. О карьере Митрохина как живописца нет практически никаких свидетельств, кроме того, что в самом конце XVIII в. он написал портрет Павла I21. В монографии А.Б. Алешина также говорится о том, что А.Ф. Митрохин создал портрет Г.А. Кушелева, копия которого, написанная художником Адри-ановым, хранится в Эрмитаже22. Нередко портреты императоров художники создавали уже по имеющимся живописным образцам, но портрет кисти А.Ф. Митрохина представляется нам написанным

17 Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России: развитие принципов и методов. Ленинград, 1989.

18 Там же. С. 44.

19 Кукольник Н.В. Указ. соч. С. 220.

20 Алешин А.Б. Указ. соч. С.46.

21 А.Ф. Митрохин Портрет императора Павла I (1754-1801), 1797 г. ЭРЖ-3012. Государственный Эрмитаж.

22 Алешин А.Б. Указ. соч. С. 46.

с натуры, несмотря на сходство с образом, созданным французским мастером Жаном-Луи Вуалем. Но возникает вопрос: как государь мог доверить писать свой образ лакею из живописной команды, который не так давно был простым солдатом?

Здесь стоит обратиться к семье А.Ф. Митрохина. Как отмечается в некоторых исследованиях, брат А.Ф. Митрохина, Илья Фи-липповмч Митрохин, был доверенным лицом адмирала Григория Кушелева23 — представителя древнего рода Торопецкой земли, но обоснований этому не дается. Обратившись к письмам адмирала, мы обнаруживаем свидетельства, подтверждающие факт общения брата А.Ф. Митрохина и Г.Г. Кушелева. В одном из писем Г.Г. Кушелева к своему сыну он пишет следующее: «Я к тебе писал из Марева, чтобы ты ко мне прислал Гос. Митрохина Филипповича, ибо у меня нет человека, а там мне нельзя будет быть без онаго»24. Очевидно, что в тексте речь идет именно про брата реставратора.

А кроме того, адмирал Кушелев был знаком с учителем Андрея Митрохина, Гаврилой Лоховым, о чем мы можем узнать из переписки адмирала с женой. В одном из писем Г.Г. Кушелев сообщает, что приехал в Торопец в субботу вечером и ночевал у Гаврилы Лохова25. Получив такого рода косвенные подтверждения, мы можем предположить, что адмирал Г.Г._Кушелев, руководивший флотом при Павле и имевший возможность свободного общения с императором, вероятно, мог порекомендовать ему талантливого художника Андрея Митрохина, который уже служил к тому моменту при дворе, для написания портрета.

Еще одно подтверждение, свидетельствующее о благосклонности и связи императора с Торопцом, скрывается в заметках настоятеля Корсунско-Богородицкого собора, который весьма детально описывает все вехи его истории. Так, например, он упоминает письмо, в котором жители Торопца обратились к императору Павлу за помощью в восстановлении соборной церкви. Но особо ценно для нас примечание, в котором говорится о том, что прошение это было послано не на имя императора, а «через какого-то Григорья Григорьевича, жившего в то время в СПБ»26. По всей вероятности, единственным Григорием Григорьевичем, через которого торопчане

23 Никитин В. Андрей Филиппович Митрохин. — URL: https://ticshen.narod. ru/Hud_Mitrohin.html (дата обращения 15.02.2023).

24 Кушелев Г.Г. Письма графа Г.Г. Кушелева к сыну Александру (1812-1826). Чернигов, 1900. С. 22.

25 РГИА. Ф. 971. Оп. 1. Д. 153.

26 Щукин В.Д. Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии: заметки настоятеля собора, священника Владимира Дмитриевича Щукина. СПб., 1894. С. 13.

могли передать письмо императору, был не кто иной, как адмирал Кушелев.

Деятельность А.Ф. Митрохина уже непосредственно в Эрмитаже известна достаточно хорошо, о чем можно судить по вышеупомянутым публикациям, и снова обращаться к описанию всех уже известных фактов нам кажется нецелесообразным. Но есть некоторые биографические свидетельства о жизни А.Ф. Митрохина, обнаруженные нами, которые будут представлены впервые.

Мы уже говорили о том, что, скорее всего, своему положению Андрей Митрохин был во многом обязан своему брату Илье. Очевидно, крепкие братские узы были у Митрохиных на протяжении всей их жизни. В попытках узнать о жизни и судьбе брата мы обратились ко множеству документов и свидетельств.

В Санкт-Петербургских ведомостях за 1831 г. содержится информация о том, что «От... Ресторатора живописи 9-го класса Андрея Митрохина 50 р.»27 было внесено в качестве пожертвования в пользу «приемного дома для одержимых Холерою и неимущих». Из этого может следовать, что Илья Филиппович Митрохин заболел холерой во время эпидемии, которая свирепствовала в Петер-

бурге28.

В издании «Петербургский некрополь» удалось найти следующую запись: «Митрохин, Илья Филиппович t 3 шля 1831 (Упраздненное холерное кладбище на Куликовом пол,)»29, что объясняет пожертвование А.Ф. Митрохина в пользу «приемного дома». Это захоронение было произведено практически в первые дни существования кладбища, так как возникло оно как раз в июле 1831 г.30

Спустя незначительное время в нескольких газетах начинают появляться следующие сообщения: «С. Петербургского Надворного Суда от 3-го Департамента объявляется, чтобы умершего служившего в Лубенском Гусарском полку унтер-Офицера Ильи Филипова сына Митрохина наследники, буде имеются, кроме объявившего уже себя родного брата его 9-го класса Андрея Митрохина, явились в сей Департамент с ясными и законными о родстве умершему доказательствами для получения оставшегося после его капитала, заключающе-

27 Продолжение приношений в пользу особо учрежденного в 1-й Адмиралтейской части приемного дома для одержимых Холерою и неимущих // С.-Петербургские Ведомости. 1831. 17 июл. С. 691.

28 Ховен И.Р. Холера в Санкт-Петербурге в 1831 году (Рассказ современника и очевидца) // Русская старина. 1884. Т. 44 С. 391.

29 Сайтов В.И. Петербургский некрополь. Т. 1-4 / Изд. вел. кн. Николай Михайлович. Т. 3. СПб., 1913. С. 137.

30 Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М., 2009. С. 705.

гося в билете Государственной Коммисии погашения долгов 2.500 р. в годовой срок»31.

С братом А.Ф. Митрохина может быть связана еще одна примечательная история. С.А. Гамалов-Чураев отмечает, что в последние годы жизни А.Ф. Митрохин, уже ослабленный болезнями, писал главному хранителю картин эрмитажной галереи Ф.И. Лабенскому с просьбой приобрести у него картины: «Уже с давнего времени приобретены мною три картины известных мастеров: одна произведение Николая Пуссена, изображающая Моисея в младенчестве, вторая — работы Петра Картона, представляющая примирение Иакова с Лаваном, и последняя — Тициана, изображающая Диану. Картины эти некогда принадлежали Орлеанской галереи в Париже»32.

Обратившись к биографии Ильи Филипповича, мы видим, что он служил в Лубенском полку, который участвовал в Отечественной войне 1812 г. Вполне вероятно, что работы, о которых упоминает Андрей Филиппович, были куплены им у кого-то из сослуживцев его брата, которые могли привезти работы после заграничных походов.

Также бытует версия о том, что еще в самом начале своей карьеры в Эрмитаже А.Ф. Митрохин мог сопровождать императора Александра I в Париж33, и приобретение этих живописных полотен могло произойти именно во время этой поездки. К сожалению, фактов, которые могли бы подтвердить ту или иную гипотезу, у нас пока нет.

Письма с предложениями о покупки картин А.Ф. Митрохиным Ф.И. Лабенскому датируются 1841 г., и это были одни из последних писем реставратора. 9 октября 1845 г. с А.Ф. Митрохиным случился удар и, как пишет Гамалов-Чураев, на утро следующего дня он скон-чался34. Каких-либо еще свидетельств о кончине первого русского реставратора в литературе не встречается.

Попытки выяснить место захоронения Андрея Филипповича снова заставляют нас обратиться к его биографии. Известно, что А.Ф. Митрохин жил в квартире при Эрмитаже, из чего следует, что после смерти его должны были отпевать в одной из ближайших церквей. Среди таковых находились: домовая церковь Зимнего дворца, домовая церковь Георгия Победоносца в бывшем здании Генерального Штаба, а также церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади (рис. 3). Из всех вариантов более подходящим

31 Казенные известия // Прибавления к Санктпетербургским ведомостям. 1832. 17 март. С. 637.

32 Гамалов-Чураев С.А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. 1916. Апрель-июнь. С. 64.

33 Там же. С. 55.

34 Там же. С. 66.

представляется последний, ведь в 1792 г. 23 апреля Митрохин «поступил в ведомство Конюшенной команды стряпчим конюхом»35.

Рис. 3. Церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Фото А.К. Юренкова

Чтобы найти доказательства, необходимо обратиться к церковным метрическим книгам. В книге церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади за 1845 г. обнаруживается запись, из которой следует, что служивший при Императорском Эрмитаже ресторатор 9-го класса Андрей Филиппович Митрохин умер 10 октября от апоплексического удара на 81-м году жизни. Отпевание проводил протоиерей Гаврил Филиппович Полянский, а похоронен реставратор был 12 числа того же месяца на кладбище Большой Охты, погребением же его занималось духовенство Зимнего дворца36. Информация о том, что А.Ф. Митрохин ушел из жизни на 81 году, позволяет сделать вывод, что он родился не в 1766 г., а в 1765 г. или даже в 1764 г.

Указывая на месторасположение погребения, церковная метрическая книга позволяет перейти к архивным документам Большеох-

35 Там же. С. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 ЦГИА СПб. Ф. 1801. Оп. 1. Д. 204. Л. 89об.

тинского кладбища. В первую очередь нас будут интересовать «Ведомости церкви Св. Георгия Победоносца об умерших, погребенных на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище», где также может обнаружиться запись о погребении реставратора. Здесь запись датируется 12 октября 1845 г.37 К сожалению, во многом эта информация дублирует запись церковной метрической книги и не открывает никаких новых фактов, которые могли бы помочь с обнаружением могилы А.Ф. Митрохина.

Продолжая поиски, мы обращаемся к «Книге для записи вкладов» Большеохтинского кладбища, где сделана запись о том, что в день погребения за катафалк 1-го разряда было уплачено 5 руб. серебром и за могилу 4 разряда — 20 руб. серебром38. Важным здесь также является и отсутствие некоторых данных: пункты, отведенные под вклады за установку памятника, креста и т.п., остались незаполненными, и общая сумма свидетельствует, что больше никакие услуги оплачены не были. Это говорит о том, что могилу А.Ф. Митрохина найти вряд ли удастся, так как ни за ограду, ни за памятник деньги не вносились, а бесплатно в то время можно было установить на могиле лишь деревянный крест39. Учитывая изложенные факты, перезахоронения и все изменения, которые происходили на кладбище в течение столетий40, попытки найти могилу А.Ф. Митрохина представляются весьма утопичными.

Важно, однако, также учитывать, что А.Ф. Митрохин был захоронен не на самом дешевом участке кладбища. Всего существовало 7 разрядов — от первого, самого значимого и наиболее приближенного к церкви, до седьмого — самого дешевого и наиболее удаленного от кладбищенской церкви41.

Чин 9-го класса А.Ф. Митрохина и его заслуги позволили оплатить участок 4-го разряда, тем не менее, о персоне реставратора очень быстро забыли, и, как правильно отметил Н. Кукольник: «Его и не заметили»42. Не было и памятника, который являлся бы неким ориентиром для всех последующих поколений, свидетельствующим о том, что на том месте покоится первый русский реставратор.

37 ЦГИА СПб. Ф. 641. Оп. 1. Д. 15. Л. 222.

38 Там же. Д. 16. Л. 71об.

39 Соколова А.Д. Городская похоронная культура в идеологии и практиках довоенного СССР: историко-антропологический анализ. Дис. ... докт. ист. наук. М., 2021. С. 65.

40 Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М., 2009. С. 726.

41 Соколова А.Д. Указ. соч. С. 65.

42 Кукольник Н.В. Указ. соч. С. 220.

Несмотря на отсутствие данных, мы можем очертить вероятный возможный участок захоронения. Обратившись к плану Большеох-тинского кладбища43 1904 г., можно увидеть все участки 4-го разряда, также надо учитывать, что на карте некоторые фрагменты помечены как всё еще свободные от захоронений, что помогает сузить круг поисков и сосредоточить внимание на территории центральных аллей.

Настоящее исследование нельзя назвать завершенным, так как каждый последующий документ позволяет открывать всё новые факты, над которыми идет работа в настоящий момент, и которые еще требуют существенных обоснований и доказательств. Тем не менее, все приведенные в настоящей статье новые сведения являются скромной попыткой сделать фигуру Андрея Митрохина в истории русского искусства более заметной и значимой.

References

Aleshin A.B. Restavratsiya stankovoy maslyanoy zhivopisi v Rcrnii: razvitiye drintripov i metodov [Restoration о f Easel Oil Painting in Russia: Development of Principles and Methods].Aeningrad: KhudozhnikRSПSR, 1989. 158 p.

Gamalov-Churayev S.A. Restorator 9-go klassa Andrey Mitrokhin [The Ninth-Class Rystorer .Andrei Mitrokhin] // Slaryyegody. 1916: April-June. I5. 51-66.

Gamalov-Churayev Stcpan Artem'yevich. — URL: https:mbioslovhist.spbu.ru/ histschool/1710-gamalov-churayev -stepan-artem-yevich.html

KobakA.V., Piryutko Yu.M. Istoricheskiye kladbishcha Sankt-Peterburga [Historical Cemeteries of Saint Petersburg]. Moscow: Tlentrdylieraf, 2009. 797 p.

KuikoГnik N.V. Andrei FШppoyich Mitrokhin // Illyustratsiya. Yezhenedelnoye izdaniye vsego poleznogo i izyashchnogo. 1846. Vol. 2. N 14. P. 219-220.

Nikitin V. Andrei Filippovich Mitrokhin. — URL: https://ticshen.narod.ru/Hud_ Mitrohiu.html

Saitov V.I. Peterburgskiy dekeopoГ [Petersburg's Necropolis]. Vol. 3. Saint Petersburg: Tipografiya M.M. Stasyulevi9ha, 1913. 715 p.

SokolovaA.D. Gorodlkayapokhoronnaya kul'tura v ideo1еyii ipraktikakh dovoy-mnogo нSR.: istoriko-antmpologicheskiy analiz: die.... doktora istoricheskikh nauk ^ban FuneralCulture in the Ide ology and Practices of the Pre-War USSR: Historical and Anthropological Analysis: Doctor in Hisaory Diss.]. Mo1cow: 1EA RAIT, 2021. 195 p.

Sternin G. Yu. Aleksandr Alekseyevich Agin, 1817-1875. Moscow: Iskusstvo, 1955. 152 p.

Поступила в редакцию 10 марта 2023 г.

43 ЦГИА СПб. Ф. 800. Оп. 1. Д. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.