I
Семинар
управление эффективностью и результативностью
От размышлении к реальным действиям
Оппонент основного докладчика — заведующий отделом развития и реформирования электроэнергетики Института энергетических исследований РАН, к.э.н. Федор Веселов — отметил, что доклад Виктора Балыбердина интересен с двух позиций. С одной стороны, он показывает, как надо делать оценки экономических эффектов. По мнению оппонента, в вопросах интеграции рынка пора перейти от экспертных, качественных размышлений к реальным научным действиям, а именно — к количественным расчетам, кому и в какой мере будет выгодна интеграция. Ведь когда на горизонте большие деньги, заработать на них или проиграть их — серьезный вопрос для государства, инвесторов и всех участников рынка. С другой стороны, по мнению оппонента, доклад демонстрирует, как не надо делать экономические оценки: к анализу эффектов интеграции рынка или реформирования национальных рынков нужно подходить максимально комплексно, в противном случае существует вероятность не заметить огромное поле возможностей, недооценить как выгоды, так и затраты и не заметить вовремя серьезные риски.
2016 № 1 (94)
Федор Веселов, заведующий отделом развития и реформирования электроэнергетики Института энергетических исследований РАН, к.э.н.:
- Второй раз я выступаю на семинаре «Энергетика. Экономика. Общество» в роли оппонента и хотел бы отметить, что мое оппонирование будет специфическим - это, скорее, дополнение и расширение темы с точки зрения многообразия эффектов и сложности задач по их оценке. Сложности, но невозможности.
Сегодня мы достаточно глубоко обсуждали краткосрочные, лежащие на поверхности, эффекты, обусловленные изменением условий использования существующих мощностей. Эти изменения влияют на конъюнктуру спотового рынка в результате оптимизации загрузки электростанций и сетевых мощностей, влияют на ценовую ситуацию и определяют выгоды интеграции с точки зрения повышения эффективности управления функционированием электроэнергетики.
Однако за этими «быстрыми» и понятными эффектами скрываются более долгосрочные, обусловленные изменением состава и приоритетов инвестиционных решений. Такие эффекты сопряжены с изменением технологической и территориальной структуры электроэнергетики, приоритетов развития генерирующих мощностей, межсистемных связей, с изменением структуры топливного баланса электростанций. Именно эти эффекты будут определять успешность интеграции для управления развитием электроэнергетики.
В этой связи я хотел бы акцентировать внимание на проблеме несогласованности планов развития электроэнергетики в разных странах ЕАЭС, о чем упоминал и докладчик. Достижение долгосрочных эффектов интеграции невозможно в отсутствие организационных, институциональных механизмов, которые осуществляли бы гармонизацию отраслевых планов развития на регулярной основе. Наш рынок только создается, и ему такие механизмы нужны, на уровне ли Евразийской экономической комиссии или иного органа (опираясь на пример европейского ЕОТ^О-Е), особенно с учетом амбициозных национальных планов по развитию генерации и обновлению старых мощностей.
Рассматривая разноплановые эффекты интеграции, важно начать с их распределения между участниками общих энергетических рынков. Потребители разных стран, входящих в общий рынок, столкнутся с изменением затрат на покупку электроэнергии, которое, в свою очередь, скажется на конкурентоспособности их продукции. Я использую слово «изменение» не случайно:
к сожалению, все выиграть не могут, для потребителей стран или зон рынка эти изменения будут позитивными, для других могут стать отрицательными.
Здесь важно уточнить, какие цены мы имеем в виду, говоря об эффектах: оптовые или конечные (розничные). Дело в том, что с точки зрения оптовых, тем более - спотовых, цен все может быть хорошо, но любой конечный потребитель, кроме оптовой цены, платит сверх этого и большую «тарифную» надбавку - не только сетевую, но и связанную с разного рода платежами, к примеру, за мощности, сети и т. д. Причем динамика розничных цен может сильно отличаться от тенденции на оптовом рынке. К примеру, в Европе масштабная интеграция рынков позволила серьезно изменить структуру предложения электроэнергии, массово вывести на объединенный рынок возобновляемые источники разных стран, и это привело к серьезному снижению оптовой цены электроэнергии. При этом цены электроэнергии у потребителей, напротив, растут, и в первую очередь за счет тарифной составляющей, связанной с поддержкой возобновляемой энергетики.
Эффектов для самой электроэнергетики возникает довольно много. С одной стороны, это изменение выручки от продажи электроэнергии, включая поставки в другие страны общего рынка, изменение объемов платы за транзит по межгосударственным линиям электропередачи. С другой стороны, это изменение эксплуатационных затрат электростанций и потерь в сетях, изменение капиталовложений на вводы генерирующих мощностей с учетом оптимизации резервов и объемов поставок, изменение капиталовложений на развитие межгосударственных линий электропередачи (МГЛЭП) и национальной сети. Все эти эффекты проявляются в условиях усиления конкуренции между решениями по генерации и сетевыми проектами в разных странах или зонах рынка. Важными являются и эффекты в топливных отраслях, как в части изменения выручки, так и в части изменения затрат на топливоснабжение (добычу, транспорт топлива). Объемы таких изменений в масштабах ТЭКа каждой страны неоднозначны: может быть долгосрочный выигрыш в электроэнергетике, но проигрыш в топливных отраслях, или наоборот.
Если же посмотреть на всю иерархию экономических эффектов интеграции энергорынков, можно выделить четыре уровня.
На первом находятся энергокомпании, являющиеся серьезными игроками и в политической плоскости, и в плоскости бизнеса. Процессы интеграции повлияют не только на их выручку,
^ффективное /Антикризисное
правление
Семинар
управление эффективностью и результативностью
но и на общие показатели рентабельности, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, при изменении доли на рынке и рыночной конъюнктуры.
Второй уровень представлен национальным топливно-энергетическим комплексом, где можно определить ожидаемое изменение цен для потребителей, динамики затрат и инвестиций в развитие электростанций, национальные сети и МГЛЭП, изменение динамики затрат и инвестиций в топливных отраслях.
На третий уровень - национальную экономику, проецируются все финансово-экономические изменения в отраслях ТЭКа, в результате чего изменяются бюджетные поступления, проявляются мультипликативные эффекты в неэнергетических отраслях. То есть за счет изменения ценовой ситуации и инвестиционных планов в электроэнергетике мы стимулируем или не стимулируем экономический рост в неэнергетических отраслях, и в итоге это отражается на дополнительном росте ВВП страны. Причем изменение ВВП может быть разным, в зависимости от условий конкретной страны, а в целом этот эффект аккумулируется на верхнем уровне Евразийского экономического союза, где оценивается изменение совокупного ВВП и товарооборота внутри ЕАЭС. Здесь нужно понимать, что от интеграции равного позитивного эффекта для экономик всех стран мы не сможем получить, диапазоны возможных выгод и ущербов для каждой страны, понимая все неопределенности будущего, надо просчитать заранее, чтобы после не войти в жесткую политическую и экономическую конфронтацию.
Переходя непосредственно к методам оценки эффектов, хотелось бы отметить специфику подхода, позволяющего в идеале сблизить требования общественной и коммерческой эффективности к развитию электроэнергетики в условиях рынка. В идеале хотелось бы видеть параллельную работу исследователей в двух режимах с использованием (что важно!) различных модификаций одного модельного инструментария.
Первый режим - это оптимизация развития электроэнергетики в рамках ЕАЭС, поиск наилучшего для экономики варианта развития отрасли с точки зрения стоимости энергоснабжения потребителей и вклада в рост ВВП. По сути, здесь определяются долгосрочные целевые ориентиры по цене, спросу и инвестиционным решениям для последующей оптимизации состава рыночных механизмов и темпов интеграции национальных рынков. Второй режим - это имитация результатов работы рынка, то есть моделирование последствий тех или иных рыночных
механизмов, позволяющих приблизиться к целевым ориентирам с точки зрения цен, инвестиций, загрузки мощностей.
Первый режим обеспечивает через количественное моделирование гармонизацию планов развития электроэнергетики отдельных стран и, соответственно, формирование согласованного видения по производственной и инвестиционной программе в рамках общего рынка. Второй режим обеспечивает подбор рыночных механизмов, наиболее эффективно решающих вопросы загрузки и развития мощностей, стимулирования инвестиций, которые позволят реализовать этот план развития. Неотъемлемой составляющей этого режима является многоуровневая оценка экономических последствий для энергокомпаний, потребителей, всей экономики.
Каждый из режимов моделирования должен решить спектр взаимосвязанных задач на корпоративном, отраслевом, межотраслевом и макроэкономическом уровнях.
В режиме оптимизации развития электроэнергетики одна из задач связана с макроэкономическим прогнозированием, определением показателей развития экономики, необходимых для прогноза электропотребления и потребности в централизованном тепле на национальном или даже региональном уровне. Другая задача связана с вопросами долгосрочного развития электроэнергетики, оптимизацией перспективных балансов мощности, электроэнергии и тепла, решений по обновлению и развитию разных типов электростанций в увязке с межсистемными и межгосударственными связями. При этом долгосрочная оптимизация неразрывно связана и с краткосрочной внутригодовой имитацией загрузки генерирующих и сетевых мощностей на примере типовых суточных графиков. Также при этом необходимо проверить условия обеспечения надежной и устойчивой работы общей энергосистемы в различных электрических режимах, оценить достаточность резервов и сетевых мощностей. Наконец, на межотраслевом уровне долгосрочная оптимизация развития электроэнергетики стран ЕАЭС должна интегрироваться с моделированием экономических условий и масштабов межтопливной конкуренции, конкуренции экспортных и внутренних поставок газа и угля, используемых на электростанциях. При этом решается и задача оптимизации развития топливных баз и инфраструктуры для транспортировки топлива, а также формируются сводные энергетические балансы как главный инструмент для оценки экономической, энергетической и экологической эффективности развития ТЭКа на всем пространстве ЕАЭС.
2016 № 1 (94)
В режиме моделирования эффектов развития и интеграции общего рынка на первый план выходят задачи имитации совместной работы различных вариантов создаваемой системы оптовых рынков электроэнергии и мощности стран ЕАЭС с учетом последействия (выбор ценовых решений с учетом их отклика в последующие периоды). Для этого, конечно же, необходимы модельные имитации вариантов и условий участия станций на спотовом рынке (РСВ, БР и проч.) с уточнением параметров коммерческой загрузки станций при существующей и меняющейся к целевой структуре мощностей. Именно эти результаты мы обсуждали сегодня на семинаре. Кроме того, для действительно серьезной интеграции необходимо расширение на взаимное участие стран в обеспечении надежности общей энергосистемы при соответствующем моделировании вариантов взаимодействия на рынке системных услуг. Для оценки долгосрочных последствий реализации той или иной модели рынка требуется моделирование динамики взаимодействия и развития участников рынка на 10-15 лет вперед, с оценкой эффективности применения различных механизмов оплаты мощности для действующих, обновляемых и новых электростанций, гармонизации национальных или внедрения единых механизмов стимулирования инвестиций. Результатом такой долгосрочной имитации будет интегральная оценка затрат и выгод от работы разных типов электростанций и на всех сегментах рынка и их конкуренции с сетевыми решениями.
Экономические последствия реализации той или иной схемы интеграции и конкретных рыночных механизмов, оцененные для отрасли в целом, должны быть более детально исследованы на корпоративном уровне, для ведущих энергетических (генерирующих и сетевых) компаний стран - участниц ЕАЭС. Это позволит на основе имитации их денежных потоков определить риски реализуемости инвестиционных программ и, при необходимости, скорректировать состав и масштабы механизмов рыночной поддержки, темпы интеграции каждой страны в общий рынок.
Наконец, оценка последствий рыночных преобразований в электроэнергетике должна быть связана с имитацией сценариев изменений на внутренних топливных рынках. Прежде всего, речь идет о едином рынке газа, который будет сильно влиять на рыночную ситуацию в электроэнергетике. Есть вопросы и по рынкам угля, особенно для восточных районов России и Казахстана, так как это вопрос не только цен на уголь, но возможного размещения новой угольной генерации. На макроэкономическом уровне оценка долгосрочных последствий реализации той
ЧУ1
/Антикризисное \ /правление
или иной модели интеграции (совместно с про- эффективное должением трансформации внутренних рынков стран - участниц ЕАЭС) должна показать количественное влияние новой ценовой политики на темпы роста ВВП и конкурентоспособность отраслей (ВЭД).
Несмотря на такое многообразие и сильную взаимосвязь задач по оценке эффектов перехода к общему рынку электроэнергии (как части более общего процесса экономической интеграции), несмотря на их сложность, в настоящее время имеется целый ряд модельных инструментов, которые в совокупности позволяют провести эту оценку на уровне от компаний до ЕАЭС в целом. Пример такой модели мы видели сегодня, достаточно мощные средства для анализа долгосрочных последствий в экономике и энергетике существуют в комплексе SCANER, разработанном в ИНЭИ РАН и используемом в том числе для расчетов по Энергетической стратегии России. Значительные модельные наработки есть у коллег из Казахстана, Беларуси, других стран. Однако действительно серьезной проблемой является информационное обеспечение этих расчетов, о чем сегодня также упоминал докладчик.
Сегодня для стран - участниц ЕАЭС необходимо повышать информационную прозрачность экономик и отраслей, вырабатывать общие стандарты по представлению экономической, энергетической статистической и прогнозной информации, включая состав показателей, сопоставимость данных, регулярность обновлений, публичность всех этих данных. Я бы выделил как минимум четыре уровня такой информации: макроэкономический, энергетический (ТЭК), отраслевой и рыночный. В идеале нужно идти к созданию на базе ЕЭК статистического органа, аналогичного по своему функционалу, возможностям Международному энергетическому агентству или Евростату, а на уровне отрасли -организации Евроэлектрик. Данная статистика должна стать базой для разработки официальных документов, планов, стратегий стран - участниц ЕАЭС и Союза в целом, одновременно подпитывая количественные исследования всех экспертов, изучающих процесс, риски и последствия создания новых межгосударственных рынков.
Я искренне надеюсь, что в ближайшее время экспертное сообщество с участием Евразийской экономической комиссии подойдет к новому качеству оценки эффективности интеграции в энергетической сфере в рамках того проекта, который сейчас реализуется в электроэнергетике. И очень хочется, чтобы этот рынок стал успешным пилотным проектом интеграции.