Научная статья на тему 'От практики к истории и теории'

От практики к истории и теории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРКАССКИЙ / РГИСИ / СИСТЕМА / SYSTEM / СТАНИСЛАВСКИЙ / STANISLAVSKY / БОЛЕСЛАВСКИЙ / BOLESLAVSKY / ЛИ СТРАСБЕРГ / LEE STRASBERG / ТОВСТОНОГОВ / TOVSTONOGOV / КНЕБЕЛЬ / KNEBEL / ЭТЮДНЫЙ МЕТОД / ETUDE METHOD / TCHERKASSKI / RGISI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горфункель Елена Иосифовна

Рецензия на монографию педагога, режиссера, профессора РГИСИ, доктора искусствоведения Сергея Черкасского «Мастерство актера. Станиславский. Болеславский. Ли Страсберг» содержит краткую характеристику исследования, посвященного истории и метаморфозам Системы Станиславского. Автор монографии рассматривает русскую, европейскую и американскую версии Системы через призму творчества крупнейших мастеров мирового театра. Черкасский историк и практик, поэтому в учебных спектаклях РГИСИ он пробует соединить творческие принципы Первой Студии Московского художественного театра и воспитание современных актеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From practice to history and theory

A review of the monograph of the teacher, director, professor of the Russian State Institute of Information Science, doctor of art criticism Sergei Tcherkasski Mastery of the actor. Stanislavsky. Boleslavsky. Lee Strasberg contains a brief description of the research devoted to the history and metamorphoses of the Stanislavsky System. The author of the monograph examines the Russian, European and American versions of the System through the prism of the work of the greatest masters of the world theater. Tcherkasski is a historian and practitioner, therefore, in the training performances of the Moscow State Technical University, he tries to combine the creative principles of the First Studio of the Moscow Art Theater and the education of contemporary actors.

Текст научной работы на тему «От практики к истории и теории»

ОТ ПРАКТИКИ К ИСТОРИИ И ТЕОРИИ

Отметим исследовательские координаты монографии Сергея Дмитриевича Черкасского «Мастерство актера. Станиславский. Болеславский. Страсберг» (СПб, РГИСИ, 2016): географическая широта, историческая глубина, научная основательность. Объем труда велик - почти 70 печатных листов, серьезные приложения в виде списков постановок и сочинений Болеславского и Страсберга, указателей имен и произведений литературы, театра, кино. Представлены сотни иллюстраций. Новая книга - расширенное и углубленное изложение диссертации «Режиссерско-педагогическая деятельность Р.В. Болеславского и Л.Страсберга 1920-х-1950-х годов как опыт развития системы Станиславского» (2012) - посвящена искусству актера, тому, как понимать и как воспитывать артистов. Отражение практики в теории.

Сергей Черкасс км й

МАСТЕРСТВО АКТЕРА

етлмпелАьетп

БОЛЕСЛАЬСКИП

етрлсБОТ"

шшшшшш,

Товстоногов сожалел, что у Станиславского не хватило времени поставить на научные ноги режиссуру, потому что все свои силы он посвятил изучению труда актера и формированию законов его существо-

вания на сцене. Монография Черкасского показывает, что и завершенное, казалось бы, учение на практике претерпевает значительные метаморфозы. И точка в нем не может быть поставлена.

Монография Черкасского носит объединительный характер. Театр - предполагает автор монографии - един, законы его развития едины, и искать нужно то, что создает цельную картину движения мирового театра.

Новые методики, старые, отодвинутые в сторону учения, реконструкции побочных ветвей системы Станиславского - проблемы для театроведения актуальные. Ученые, разумеется, не проходили мимо. Станиславский, Первая студия МХТ, Михаил Чехов, Ли Страсберг - наиболее популярные персонажи отечественных и иностранных книг по истории и теории театра. Но изучались эти темы локально, в границах определенной страны и временного отрезка. Кроме того, ХХ век интересовался режиссурой больше, чем актерским искусством. Актеры часто становились предметом научного внимания в связи с тем или иным театральным направлением.

В монографии вычерчена сквозная линия истории учения Станиславского и его последователей. На обложке книги три портрета - Станиславский, Болеславский, Страсберг. Их лица словно символизируют Россию, Европу, Соединенные Штаты. Важнейшим звеном истории, вернее, фигурой, связующей времена и пространства, становится Ричард Болеславский. Актер, режиссер, педагог, теоретик, экспериментатор, - именно он становится проводником в обширном мире (море!) монографии. Тут можно говорить именно об образе Боле-славского (хотя существенен научный подход - биография, анализ ролей и спектаклей, педагогики, оценка вклада в практику и теорию театра). Черкасский не преувеличивает масштаб этой личности, он объективен. Европейскую и американскую половины жизни Болеславского рассматривает как становление мастера в меняющихся условиях. Также и Ли Страсберг предстает на страницах монографии полноправным участником всемирного движения к театральной правде. Да и сам Станиславский, на котором, выражаясь фигурально, не осталось живого места, тоже предстает -благодаря новым данным о связи с учением йогов и психоанализом - в несколько ином свете. Может возникнуть вопрос: кто он, этот Станиславский? Тот человек, который обратился в последние годы к действию (породившему метод действенного анализа и метод физических действий), или тот, что работал этюдами? Черкасский склоняется к тому, что К.С. просто не успел соединить все части Системы в единое целое.

И все же именно она - своеобразная Библия театра (не случайно пишется с большой буквы) становится подлинным героем книги. Рассмотрены не только составляющие Системы, но также ее толкования и способы изложения, возникающие при этом идеологические искажения, периоды взлета и падения внимания к ней, особенности разных изданий и технические накладки редактуры, имеющиеся переводы.

Обложка книги «"Надежда" на Моховой -100лет спустя. Опыт реконструкции театральной педагогики Первой студии МХТ»

В изложении Черкасского бытование Системы - от замысла создателя до понимания учениками и последователями - предельно драматично.

В монографии с подлинно научной дотошностью рассмотрены разные элементы актерской психотехники.

В том числе - этюд. Начиная с середины ХХ века, он поставлен практиками в центр внимания, хотя суждения о нем кардинально расходятся. Как один из элементов работы актера над ролью, как полноценный элемент системы этюд появился у К.С. В первостепенный инструмент действенного анализа его выдвинула М.О. Кнебель. Н.В. Демидов разработал на его основе технику воспитания актеров, которая подхвачена разными театральными школами и нередко противопоставляется Системе. З.Я. Корогодский и В.М. Фильштинский

■ Pro книги

весь процесс режиссирования строили и строят с помощью этюда. Считается, что так работал А.В. Эфрос, что на этюдный метод опирается и Л.А. Додин, ученик Б.В. Зона, приверженца Системы. Он, как и Г.А. Товстоногов, был уверен, что этюд - только вспомогательное средство, применимое в отдельных случаях. Черкасский в своей книге рассказывает об этом методе в театральной истории ХХ века, собирая и обобщая аргументы, как «за», так и «против».

Черкасский - исследователь, вникающий в ход процесса - разбирает творческие конфликты между Вахтанговым и Болес-лавским; между Стеллой Адлер и Страсбер-гом, между двумя ветвями американского репертуарного театра ХХ века Гилд и Груп (Guild Theatre и Group Theatre); а также противоречия режиссерских и педагогических установок. Черкасский не выказывает личных предпочтений. Кажется, что его цель -примирить то, что кажется непримиримым. Исследование Черкасского обращено на сто лет назад, но, следуя за рассказчиком, мы входим в обстоятельства прошлого как в современность.

Автор постигает Систему не только по многочисленным источникам, но также через собственную педагогическую деятельность. Как практик он пользуется плодами своего интеллектуального труда - организует процесс обучения в петербургской Академии (РГИСИ) по заветам Первой студии и включает в репертуар «Гибель "Надежды"», «Месяц в деревне», «Сверчок на печи». Спектакли показывают почти одновременно с выходом монографии.

Такого в театральной педагогике еще не было. Проверить, в какой мере реконструированная версия соответствует источнику, зрители не могут, но важен сам факт подобных «уроков истории» в мастерской Черкасского.

Труднее и интереснее всего было поставить «Гибель "Надежды"». Эпическое по сути «полотно» игралось на Малой сцене Академии. Сценография из мелко- и

крупноячеистых сетей и морских канатов живописно «драпировала» вечный «черный кабинет» малой сцены, ее колонн и камина словно и в помине не было (в этом преображении участвовали студенты Академии художеств. О подобном сотрудничестве начинающих театральных специалистов мечтал Товстоногов).

Молодые актеры играли по жизненной правде. Они вживались и переживали. Каждая роль этого спектакля заслуживает упоминания - все проработаны и в пластике, и в интонациях. И в памяти, знании.

Значим ансамбль и в «Сверчке на печи» Чарльза Диккенса. В свое время поэтический опус Первой студии в режиссуре Леопольда Сулержицкого и Бориса Сушкевича, с легендарными ролями Михаила Чехова (Калеб) и Евгения Вахтангова (Текльтон), своей целительной простотой должен был утишить мир 1914 года, потрясенный ужасом мировой войны. Современным студентам более всего удалась вольная гротескная игра. Что до уте-шительства, оно совершенно не в чести у нашего времени. Поэтому сентиментальность студентами Черкасского изображалась снисходительно и иронично.

«Месяц в деревне» Тургенева (еще одно послание от Первой студии) они увидели в совершенно неожиданном жанре - водевиля. Оказалось, что пьеса прекрасно себя в нем чувствует. Строгий психологический рисунок уступил место озорному представлению.

Сейчас Черкасский - профессор, доктор искусствоведения, активный пользователь истории театра, им самим прочитанной, -набрал новый курс. И принципы обучения, максимально сближенного с историей, наверняка перейдут к его новым ученикам.

Елена Горфункель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.