Научная статья на тему 'От Порт-Петровска к Махачкале: становление города'

От Порт-Петровска к Махачкале: становление города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
957
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От Порт-Петровска к Махачкале: становление города»

© 2007 г. М.Н. Эмирова, С.Г. Камышова

ОТ ПОРТ-ПЕТРОВСКА К МАХАЧКАЛЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА

Становление города Махачкалы начиналось во второй половине XIX в. в период бурного промышленного развития региона и способствовало превращению его не только в экономический, научный, но и политический центр Дагестана. Удачное географическое положение, сплетение путей сообщения и ряд других факторов создали благоприятные предпосылки для роста экономического и культурного уровня города.

В 1844 г. на месте нынешней Махачкалы было заложено военное укрепление, названное Петровским в честь пребывания в этих местах Петра I (Персидский поход 1722 г.).

В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море. Через два года был утвержден проект строительства порта, составленный инженер-капитаном Фалькенгагеном, которому и поручили его возведение.

Машины для строительства порта были куплены в Англии в 1860 г., и работы начались в январе 1861 г. с устройства южного мола, а завершились через шесть с половиной лет. 30 августа 1869 г. было закончено сооружение северного мола и гавани. Строительство и оборудование порта обошлись в полтора миллиона рублей.

24 октября 1857 г. населенный пункт, образовавшийся при крепости, был официально возведен в ранг города и назван Порт-Петровском [1, с. 3].

Строительство порта способствовало не только развитию самого Петровска, но и вовлечению Дагестана в общий рынок страны. Однако отсутствие железной дороги остро сказывалось на товарообороте порта и сдерживало выход продукции сельского хозяйства области на широкий рынок, а также разработку ее природных богатств.

Толчком к дальнейшему развитию экономики Дагестана и прежде всего самого Петровска явилось строительство железной дороги Ростов - Баку. В 1892 г. были начаты работы по продолжению Владикавказской железной дороги на Грозный - Петровск - Дербент и Баку. Пассажирское движение на участке железной дороги от реки Сулак до Петровска официально началось 17 мая 1894 г. В том же году обществом Владикавказской железной дороги было открыто депо станции Петровск для ремонта паровозов и вагонов.

Первый пассажирский поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899 г., а постоянное движение на этом участке установилось с 1 апреля 1900 г. [2].

Со строительством железной дороги значение Пет-ровска как транспортного узла значительно возросло. Внутри страны товары из Петровского порта отправлялись в основном в Среднюю Азию и районы Поволжья. В свою очередь из Средней Азии сюда ввозили хлопок, промышленное сырье и сушеные фрукты.

С закрытием навигации на Волге деятельность порта достигала максимума, так как грузы из Средней Азии направлялись в Россию главным образом через Пет-ровск.

В связи с перевозкой большого количества нефтяных грузов в Петровске появились железнодорожное коммерческое агентство и нефтяные склады, а также нескольких контор и агентств различных нефтяных обществ. Быстрому росту грузооборота железнодорожного и морского транспорта, а также общему развитию Петровска способствовало развитие рыбной промышленности в Дагестане. В 1892 г. крупный астраханский рыбопромышленник Воробьев построил чуть севернее Петровска несколько рыбных промыслов. В октябре 1901 г. в городе была открыта телефонная станция на 41 абонента, при плате 75 руб. в год «при казенном аппарате» [3].

Вопреки колонизаторской политике царизма, сдерживавшей экономическое и культурное развитие национальных окраин России, Петровск хотя и медленно, но все же рос и постепенно из захолустья превращался в город. К 1917 г. уже имелись морской порт, железнодорожный узел, текстильная фабрика Тагие-ва, бондарные заводы Наумкина, табачная фабрика и типография Михайлова, фабрика стальных канатов Перси Кларк, холодильник и бондарный завод Тагие-ва, гвоздильный завод Петросова, соляной склад Ога-пова, пивоваренный завод Вейнера, нефтеперегонный завод Ахвердова, агентства транспортных компаний «Кавказ и Меркурий», «Русь» и «Самолет», 4 завода безалкогольных напитков и т. д. [4, с. 156].

Таким образом, в начале ХХ в. Петровск стал промышленным центром Дагестана. Выпускаемая продукция, полукустарный характер производства, его общий объем и количество занятых в нем рабочих были пока незначительны. Но вместе с тем активизировалась политическая жизнь города.

В 1917 г. Порт-Петровск наряду с Темир-Хан-Шурой и Дербентом стал центром революционного движения в Дагестане. Здесь возникли первая большевистская организация и первый в Дагестане Совет рабочих и солдатских депутатов. Отсюда распространялась Советская власть по всей области. Несмотря на жестокие репрессии, забастовочное движение портпетровских рабочих, начавшееся еще в годы революции 1905 -1907 гг., не прекращалось вплоть до 1917 г. Рабочий класс Порт-Петровска прошел суровую школу революционной борьбы. В ней выросли и закалились десятки талантливых революционеров - Уллубий Буй-накский, Махач Дахадаев Мухтадир Айдинбеков, Ка-зи-Магомед Агасиев, Оскара Лещинский, Гарун Саи-дов, Владимир Ляхов, Иван Котров; Солтан-Саид Каз-беков и многие другие [1, с. 29].

Постановлением Дагестанского Революционного Комитета от 14 ноября 1921 г. в память о выдающем-

ся борце за Советскую власть в Дагестане Махача Даха-даева Порт-Петровск был переименован в Махачкалу, ряд центральных улиц назван именами У. Буйнакско-го, Н. Ермошкина, И. Котрова, И. Малыгина, Маркова и др.

История и экономика Махачкалы тесно связаны с развитием всей республики и России в целом.

В дореволюционной России, а тем более в Дагестане строительная индустрия как самостоятельная отрасль не существовала. Мелкие, полукустарного типа предприятия и небольшие жилые дома в городах Дагестана строились сезонными рабочими, артелями или частными подрядчиками.

С первых лет Советской власти положение изменилось. Еще в 90-х гг. XIX в. была задумана прокладка оросительного канала от Сулака до Петровска. В 1921 г., когда царила разруха, тысячи голодных, полураздетых горцев и жителей Махачкалы вышли на первую в республике народную стройку и в рекордно короткий срок построили 70-километровый оросительный канал Сулак - Махачкала, названный именем Октябрьской революции (КОР). М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов, побывавшие на строительстве канала, назвали свершившееся чудом. За этот выдающийся трудовой подвиг Дагестанская АССР в феврале 1923 г. была награждена только что учрежденным орденом Трудового Красного Знамени. В том же году орден Трудового Красного Знамени за героический труд был вручен и коллективу ведущего предприятия города -фабрики им. III Интернационала.

Вместе с тем городское хозяйство все еще оставалось на исключительно низком уровне. В нем по-прежнему не было налаженного водопровода, канализации, освещения, городского транспорта, но здесь проходила железная дорога, действовал морской порт, работало около 10 полукустарных производственных предприятий.

В конце марта 1920 г. при отступлении из Порт-Петровска деникинцы решили полностью уничтожить порт, железнодорожную станцию и прилегающую к ним часть города. С этой целью была подожжена станция, забитая до отказа эшелонами с различными грузами, среди которых находился и состав со взрывчаткой. Благодаря самоотверженности машиниста Магомеда Хутинаева и его товарищей, сумевших вовремя вывести этот состав за пределы станции, страшная угроза, нависшая над городом, была предотвращена. За самоотверженные действия М. Хутинаев был награжден орденом Боевого Красного Знамени [5].

Энергетическое хозяйство Дагестана до Октябрьской революции состояло из 14 мелких электростанций общей мощностью 1100 кВт. Потребление электроэнергии на душу населения составляло около 5,6 кВт-ч в год. Мощность электростанции Порт-Пет-ровека определялась всего в 60 кВт. Однако даже это примитивное энергетическое хозяйство пришло в 1920 г. в полный упадок. Идеи В.И. Ленина об электрификации страны нашли благодатную почву для

практического претворения в Дагестане. Работы по восстановлению и дальнейшему расширению энергетического хозяйства здесь начались с первых же дней установления Советской власти. Уже к 1924 г. мощность электростанций Махачкалы, Дербента, Кизляра, Хасавюрта достигла 460 кВт, а в 1927 г. превзошла уровень 1913 г. в 1,8 раза и по производству электроэнергии - в 1,2 раза [1, с. 162].

Успехи в развитии промышленности и всего остального хозяйства города стали возможны лишь благодаря созданию в Махачкале строительной индустрии и строительно-монтажных организаций.

Застройка Махачкалы крупными капитальными зданиями началась примерно с 1928 г. За пять лет были построены здание нынешнего сельскохозяйственного института на гряде Анджиарка (первоначально это здание предназначалось под Дом Советов), здание Министерства торговли на улице Буйнакского, надстройка над магазинами по этой же улице (здание, занимаемое объединением «Дагвино»), почта на площади им. В.И. Ленина и ряд других.

В 1932 - 1940 гг. были построены: по улице Буйнакского - 40-квартирный жилой дом для специалистов, здания гостиницы «Дагестан», Госбанка и др.; по улице Ленина - здание Стройбанка, Республиканская библиотека им. А. С. Пушкина, жилые дома нефтяников и овцеводческого треста; по улице Маркова -здания Верховного Совета, Верховного суда, дорожного техникума, педагогического института, Министерства сельского хозяйства; на площади им. В.И. Ленина -здание медицинского института и два жилых дома; по улице Оскара - три жилых дома; по улице 26 Бакинских Комиссаров - здание пограншколы (ныне педагогического университета) и т.д.

В первые десятилетия ХХ в. Махачкала из отсталого провинциального городка превращалась в крупный современный город. Но все эти годы темпы строительства промышленных, жилых, общественных и коммунальных зданий и сооружений в Махачкале значительно отставали от бурного развития самого города и потребностей населения.

Литература

1. Кажлаев А.Н. Возникновение и экономическое развитие Махачкалы. Махачкала, 1967.

2. Асваров Н.А. История строительства Дагестанского участка Владикавказской железной дороги и его роль в экономике и социальном развитии Дагестана (конец XIX - начало ХХ века): Дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1998. С. 6

3. Козубский Е.И. Дагестанский сб. 1904. Вып. 2.

4. Очерки истории Дагестана. Т. 2. Махачкала, 1950.

5. Беспримерный подвиг // Дагестанская правда. 1977. 27 марта.

Дагестанский государственный педагогический университет 14 июня 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.