Научная статья на тему 'От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И. Т. Фролова'

От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И. Т. Фролова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
311
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И. Т. Фролова»

галерея

ОТ МЕТОДОЛО ЕСТЕСТВЕННЫХ

ГИИ НАУК

К ГУМАНИСТИЧЕ

ФИЛОСОФСКИЕ И.Т. ФРОЛОВА

Наумова Татьяна Валерьевна аспирант кафедры истории философии УрГУ.

Т.В. Наумова

СКИМ ИДЕАЛАМ ВЗГЛЯДЫ

В истории отечественной философии на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. По мнению многих, отечественная философия «заканчивает» свое существование 20-ми годами XX века, после этого о русской философии уже нельзя говорить. Так ли это на самом деле? Думаю, что такая постановка вопроса просто некорректна.

В философии второй половины XX века есть значительное имя — Иван Тимофеевич Фролов. Его философские идеи еще предстоит узнать и осмыслить.

И. Т. Фролов свою научную деятельность начинает с исследования философских проблем биологии. В свой кандидатской диссертации, которая называлась «Детерминизм и телеология (О философской интерпретации проблемы органической целесообразности )» (1958) И.Т. Фролов анализирует проблему соотношения случайности и необходимости, причинности и целесообразности в функционировании

живых систем, используя не только историко-философский материал, но и достижения самой биологической науки. Иван Тимофеевич провел различие между динамическими и статистическими процессами в живой природе. Такое различие позволило разрешить спор между ламаркистами и неодарвинистами, длившийся почти полвека, о механизмах и закономерностях эволюции и предложить свою интерпретацию процессов наследственной изменчивости как «статистически направленных процессов». В дальнейшем эта идея была преобразована в концепцию «органического детерминизма».

В шестидесятые годы были сделаны важнейшие открытия в области молекулярной биологии (расшифровка кода наследственной информации). Появляется важнейшая методологическая проблема в исследовании гносеологических особенностей моделирования и соотношения новых и традиционных способов исследования жизни.

В 1965 году И.Т. Фролов защищает докторскую диссертацию на тему «Проблемы методологии биологического исследования (система методов биологии)». Методология биологического познания рассматривается с точки зрения материалистической диалектики. И.Т. Фролов создает модель анализа биологических систем. Автор выделяет:

а) системы общих теоретических (мировоззренческих и гносеологических, а также теоретико-биологических) принципов исследования живых систем;

б) системы частных методов (сравнительный, исторический, экспериментальный и др.) и специальных (генетических, биохимических, биофизических и пр.) — выступающих в диалектическом единстве;

в) логические формы биологического исследования, которые, во-первых, характеризуют процессы мышления, специфические для конкретных случаев применения частных методов, а, во-вторых, могут выступать в качестве особых и до известной степени самостоятельных способов научного исследования живых систем» (Фролов И.Т. Очерки методологии биологического исследования (Система методов в биологии). М.- Мысль, 1965. С. 4.)

Наконец, в 1968 выходит в свет книга И.Т. Фролова «Генетика и диалектика» (в 1988 книга переиздается под заголовком «Философия и история генетики: поиски и дискуссии»; в 2001 книга переиздается в третий раз). Представленная работа содержит критический анализ лысенкоизма. Автор исследует развитие современной генетики и ее методологии, обращается к идеям Ламарка, Спенсера, Дарвина, Вейсмана, Менделя, Моргана. В книге дается обзор дискуссий о генетике в советской науке на протяжении нескольких десятилетий.

Диалектика в биологических науках (в генетике в частности) приобретает свое новое звучание. Диалектика не просто метод общих правил познания, а

форма, результат конкретного научного исследования, что предполагает наличие определенных требований к мышлению. Законы диалектического материализма — это методологические предпосылки биологического познания, это не цель, а средство достижения нового знания. Методы генетики должны рассматриваться как целостная система. Предлагаемый аналитико-синтетический метод изучения генетики должен пониматься как диалектически целостная система представлений.

В 70-е годы И.Т. Фролов обращается к проблемам этики. Речь идет не об этике как таковой, а об этике науки, о биоэтике. Наука становится решающим фактором существования цивилизации. Только методологических оснований для науки стало недостаточно, возникла необходимость в принципиально новых этических основаниях. Вне такого ценностно — ориентированного осмысления наука не может решать человеческие проблемы и становится угрозой для всего человечества.

Развитие научно-технического прогресса поставило перед цивилизацией ряд новых вопросов. Поэтому И.Т. Фролов обращается к исследованию глобальных проблем. Для И.Т. Фролова «глобальные проблемы современности существуют в целостной системе, они диалектически взаимозависимы, и в этом единстве и взаимодействии выявляется и их социальная природа. Именно это и делает их необходимым компонентом всех проекций в будущее человеческой цивилизации и самого человека. Поэтому мы говорим: 1) об интерсоциальных глобальных проблемах, относящихся к взаимодействиям между такими социальными общностями, как общественно-экономические системы, государства и т. д. (проблемы мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости отдельных стран и регионов и пр.); 2) об антропосоциальных глобальных проблемах, связанных с отношениями между человеком и обществом (проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего); 3) о природно — социальных глобальных проблемах, существующих во взаимодействии человека и общества с природой (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды)». (Фролов И. Т. «Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения». М., 1983. С. 97-98)

Наряду с поставленными глобальными проблемами, важна проблема будущего самого человека и человечества. И. Т. Фролов занимается проблемами философской антропологии. От того, какие решения находятся для понимания вопроса о будущности человека, зависит возможность для осмысления самих глобальных проблем.

Для разрешения сложившейся ситуации требуется иметь научную основу с философско-социальными и гуманистическими обоснованиями.

Человек не только биологическое существо, но и социальное. Но социальность человека не должна

Шехурс Ш

противостоять природно-биологической форме развития. Эти два фактора в своем взаимодействии существенно дополняют друг друга при раскрытии сути человека.

В философии Ивана Тимофеевича Фролова понятию «гуманизм» отводится главенствующая роль. Слово «гуманизм» употребляется в словосочетаниях «новый гуманизм», «реальный гуманизм».

Гуманизм (человечность) — это человеколюбие, доказательство ценности человека как личности. Новый гуманизм предполагает, что человек будет действовать для достижения поставленных целей человечества. Человек должен научиться состраданию, уважению своей истории, демократии, свободе, умению вести диалог в решении насущных проблем. Важно также, чтобы принципы нового гуманизма были закреплены правовыми нормами.

Человек и человечество начинают жить в космической эре, а значит, должны осознавать необходимость следования космической этике, т.к. существовать в космосе может только то человечество, которое преодолело все внутренние конфликты (войны, необдуманное использование природных ресурсов и т.д.), и стало бы органическим целым. Начало жизни в космическом пространстве доказало бы состоятельность идей нового гуманизма и, тем самым, бессмертие разума человека, а следовательно, бессмертие человечества. Комплексный подход в понимании сущности человека должен привести к созданию единой науки о человеке. Идея такой науки реализовалась при создании Института человека (декабрь 1991 г.), директором которого стал И.Т. Фролов.

Существование подобного центра дает возможность ученым, которые изучают проблемы человека, сопоставлять полученные результаты, проводить исследования на границах различных областей научного познания. В сфере интересов Института человека находятся проблемы антропогенеза и социальности, генетики человека, проблемы глобализации, проблемы смысла жизни и смерти человека, проблемы экологии, проблемы сознания и психологии, проблемы культуры, проблемы этики науки и биоэтики...

Только единство всех наук, изучающих человека, только рассмотрение человека как одной из составляющих триады человек — человечество — человечность, позволит наиболее точно выразить особенности многогранной природы человека, раскрыть механизмы человеческой деятельности, что даст возможность на новом уровне решить проблему выживаемости человека и человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.