Экономические и гуманитарные науки
УДК 655.531.4
ОТ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ МЕНЕДЖМЕНТА В. В. Тен1, Н. В. Злобина2, А. Ю. Сизикин2
Кафедры: «Экономика» (1), «Экономический анализ и качество» (2), ФГБОУВПО «ТГТУ», [email protected]
Ключевые слова и фразы: менеджмент; предприятие; система; эффективность.
Аннотация: Проанализирована эффективность функционирования системы стратегического менеджмента предприятия, которая развивается методами и инструментами менеджмента качества.
Развитие современного менеджмента - совокупность действий организации, направленных на предоставление покупателю особого сочетания ценностей, процесс, с помощью которого оцениваются возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны организации для того, чтобы принять решение о плане мероприятий, приводящих к достижению поставленных целей за счет внедрения и позиционирования его преимуществ, разрабатываемых на основе использования аналитической информации, получаемой в результате осуществления инновационной деятельности, проведения маркетинговых исследований конкурентов и потребительских предпочтений и ее сопоставления со своими ресурсными, технологическими и финансовыми возможностями [1].
Для оценки эффективности менеджмента необходимо установить соответствующий критерий - организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Управление организацией можно считать эффективным, а организацию добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты.
Повышение эффективности менеджмента производится по процедурам международных стандартов качества - систем менеджмента качества (СМК): ISO 9000; экологического менеджмента ISO 14001; охраны труда и промышленной безопасности - OHSAS 18001, BS 8800, ILO-OSH; систем менеджмента социальной ответственности - SA 18000, IS 10000; систем менеджмента информационной безопасности - BS 7799, ISO 17799; управления проектами BS 6079; управления рисками в корпоративном управлении гибкого предприятия PD 6668; управления знаниями PAS 2001; управления записями ISO 15489 [2].
Чтобы успешно действовать в течение долгого времени, выжить и достичь поставленных целей, организация должна быть эффективной и результативной. Под результативностью следует понимать внешнюю эффективность, измеряемую степенью достижения целей организации, под эффективностью - внутреннюю эффективность, экономичность, измеряемую количеством используемых ресурсов и степенью оптимизации процессов в организации.
Внутреннюю эффективность организации часто легко измерить и выразить количественно, потому что можно сделать денежную оценку используемых ресурсов и получаемых результатов. Мерой служит производительность - отношение числа единиц на выходе к числу единиц на входе. Кроме того, ключевой со-
ставляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях представляет важнейший фактор успеха организации в условиях конкуренции.
Практическая реализация - не менее важная составляющая деятельности организации. Самые лучшие и обоснованные управленческие решения - это всего лишь идеи. Они должны быть воплощены путем управления работой реальных людей. Успешным считается такое решение, которое реализуется на практике, причем результативно и эффективно.
Необходимым и достаточным условием эффективного менеджмента предприятия является комплементарное выполнение всех вышеперечисленных предпосылок, что позволяет разработать структуры менеджмента и базовых процессов предприятия, а также порядок регламентации процессов (рис. 1) [3].
Заинтересованные стороны
а)
Исполнители / \ Регламентирующие документы
Акционеры Основные направления
/ Цели \ развития организации
Принципы TQM
Высшее / Принципы \
руководство организации / Стратегия \ Стратегия развития
Представитель / руководства Методическое руковод ст во по п роц ессам \ Требования \ ГОСТ ISO \ 9001-2011.
по качеству / Ка р тин а п роц ес с о в \ Инструкции
/ Модель взаимодействия и взаимосвязи \
процессов
Владельцы / Модели п р о це с с о в \ Законо-
процессов / \ дательные
Исполнители / \требования
процессов / Процедуры
б)
Рис. 1. Эффективность менеджмента предприятия:
а - структура менеджмента; б - структура базовых процессов предприятия
в)
Рис. 1. Продолжение:
в - порядок регламентации процессов
Менеджмент в значительной степени представляет собой управление развитием. Менеджмент развития в отличие от менеджмента функционирования носит менее рутинный характер и в большей мере основывается на творчестве. Менеджмент развития в обязательном порядке учитывает меняющиеся внешние условия, постоянно ориентируется на цели развития и имеет стратегический характер. Основные составляющие управления развитием - формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства. Любую организацию можно представить как совокупность умений, навыков, квалификаций и компетентности, которые должны быть направлены, прежде всего, на развитие организации. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование и в большей - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют, а трансформируют объект управления, сами одновременно обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.
Таким образом, улучшение менеджмента должно осуществляться на основе следующих принципов: ориентации на потребителя; лидерстве руководителя; вовлечении работников; процессном и системном подходах к менеджменту; постоянном улучшении; принятии решений, основанном на фактах; взаимовыгодных отношениях с поставщиками. Основными направлениями развития менеджмента качества являются: интеграция в менеджмент требований стандартов к системе менеджмента качества по отдельным аспектам деятельности; внедрение отраслевых требований к системам менеджмента качества организации; применение лучших управленческих практик.
Список литературы
1. Мищенко, Е. С. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации / С. В. Пономарёв, Е. С. Мищенко. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 96 с.
2. Официалный сайт ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vniis.ru (дата обращения: 30.08.2014).
3. Терёхин, С. Е. Этапы формирования процессно-ориентированной системы менеджмента качества в кредитной организации / С. Е. Терёхин // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 10. - С. 83 - 93.
From Quality Management to the Quality of Management V. V. Ten, N. V. Zlobina, À. Yu. Sizikin
Departments: "Economics" (1), "Economic Analysis and Quality" (2), TSTU; [email protected]
Key words and phrases: efficiency; enterprise; management; system.
Abstract: The authors analyzed the effectiveness of the system of strategic management of the company, is developed through methods and tools of quality management.
References
1. Mishchenko E.S., Ponomarev S.V. Proektirovanie, formirovanie, vnedrenie i prakticheskoe ispol'zovanie sistemy menedzhmenta kachestva v obrazovatel'noi organizatsii (Design, formation, introduction and practical use of quality management system in the educational organization), Tambov: Izdatel'stvo Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2009, 96 p.
2. http://www.vniis.ru (assecced 30 August 2014).
3. Terekhin S.E. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya, 2012, no. 10, pp. 83-93.
Vom Management der Qualität zur Qualität des Managements
Zusammenfassung: Es ist die Effektivität des Funktionierens des Systems des strategischen Managements des Unternehmens analysiert, die sich von den Methoden und den Instrumenten des Managements der Qualität entwickelt.
Du management de la qualité à la qualité du management
Résumé: Est analysée l'efficacité du fonctionnement du système du management stratégique de l'entreprise qui se développe par les méthodes et instruments du management de la qualité.
Авторы: Тен Валерий Валентинович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика»; Злобина Наталья Васильевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономический анализ и качество», директор института дополнительного профессионального образования; Сизи-кин Александр Юрьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Рецензент: Спиридонов Сергей Павлович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономический анализ и качество», директор Института экономики и качества жизни, ФГБОУ ВПО «ТГТУ».