Научная статья на тему 'От лестницы как коммуникационного элемента образовательных зданий к ступенчатым структурам, обеспечивающим инновационные методы обучения'

От лестницы как коммуникационного элемента образовательных зданий к ступенчатым структурам, обеспечивающим инновационные методы обучения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Петрова Лариса Владимировна, Шульгинова Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От лестницы как коммуникационного элемента образовательных зданий к ступенчатым структурам, обеспечивающим инновационные методы обучения»

ОТ ЛЕСТНИЦЫ КАК КОММУНИКАЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДАНИЙ К СТУПЕНЧАТЫМ СТРУКТУРАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Петрова Лариса Владимировна

кандидат архитектуры, доцент, ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, Москва

Шульгинова Ольга Андреевна аспирант, ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, Москва

Лестницы являются одними из элементов коммуникации зданий, и основным их назначением является связь между этажами. Однако можно отметить, что лестницы часто служат не только для транзита, но и насыщаются иными функциями. Исследования показывают, что на лестницах люди останавливаются, разговаривают, студенты даже могут сидеть на ступенях или скапливаться на площадках у подоконников, выполняя какие-либо учебные задания. С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) роль коммуникаций расширяется, и они используются как места получения необходимой информации. Тем более что в настоящее время широкое распространение получили дистанционное образование, обучение через интернет (сетевые курсы, электронные библиотеки и сетевые ресурсы, виртуальные лаборатории; виртуальные конференции и др.), деловые игры [1]. Эти виды обучения не требуют обязательного нахождения в аудитории или библиотеке [3]. О таких моментах упоминается в ряде статей [5]. Необходимые материалы в библиотеках можно взять из фондов с открытым доступом, которые могут размещаться и в коммуникационных пространствах [6].

В связи с вышесказанным места для групповых и самостоятельных занятий, работы с компьютерами, отдыха и общения (как непосредственного общения, так и опосредованного, например, в интернете) могут находиться во внеаудиторных пространствах, особенно в коммуникационных пространствах [4]. Лестницы интегрируют в себя функции рекреации, обучения и общения.

Многообразие лестниц - известный факт [2]. С учетом указанных функций рекреационного, общественного и учебного значения имеющиеся в проектной практике примеры свидетельствуют о возможности деления лестниц по их архитектурным решениям на следующие виды:

1. лестницы со специально организованными местами для отдыха и занятий (наличие зон на расширенных, промежуточных площадках, островные, нетранзитные зоны маршей и пр.);

2. лестницы-амфитеатры (доля ступенчатого учебного и рекреационного пространства в них превышает транзитную часть);

3. ступенчатые структуры «скульптурного» характера (от пирамидальных, холмообразных с трибунами до сложных, параметрического характера пластики);

4. лестницы с дополнительной ролью полок, стеллажей или для трансформации в рабочую зону с компьютером.

Способы архитектурной адаптации учебных зданий для новых форм и технологий обучения, где лестницы являются предметом разработки, иллюстрируют следующие примеры решений, в которых лестницы расширяют свои функции и пространственно изменяются.

Увеличение размеров промежуточных площадок лестниц для создания мест отдыха и учебы. Пример решения в проекте здания датского университетского колледжа VIA (арх. Schmidt Hammer Lassen Architects), где были увеличены площадки лестниц в атриуме, общем для четырех крыльев здания и являющемся главным общественным пространством. Зоны отдыха оборудованы специальной мебелью (диваны и столики).

Организация широких террасированных элементов вдоль марша лестницы. В здании конгресс-центра Harpa, Рейкьявик, Исландия (арх. Henning Larsen Architects) организованы террасы шириной в пять ступеней, оборудованные специальной мебелью для общения по группам (проведение круглых столов и др.).

Устройство функциональных площадок в межлестничном проеме. Используется контур пространства лестниц разной формы. Например, в проекте спиральной «обитаемой лестницы» (дизайнер Пол Коксидж) был расширен диаметр лестницы, и при этом нет центральной колонны. Это позволило создать в межлестничном проеме площадки для отдыха и общения, их оформление включает озеленение.

Расширение марша лестниц и создание на нем мест для учебы, отдыха и общения путем организации островных и боковых зон. Бывают разные приемы решения. Расширение марша лестницы и создание на нем зоны с увеличенными ступенями с краю - в проекте колледжа района Вестминстер (арх. Schmidt Hammer Lassen Architects). Также зоны могут быть созданы в уширениях марша, эти нетранзитные зоны используются как места для сидения. В учебном здании Венского университета экономики и бизнеса (арх. BUSarchitektur) у лестницы с треугольным маршем выделена зона с большими ступенями внизу, в расширяющейся части лестницы. В офисе компании «Wieden+Kennedy», Манхеттен, Нью Йорк, (арх. WORKac) создана лестница-амфитеатр с круглым маршем, центральная часть которого предназначена для движения людей, а боковые - для отдыха.

При включении в пространства лестниц рекреаци-онно-учебных функций они претерпевают в зависимости от количественной доли этих преобразований качественные изменения. Интегрированные функции могут дополнять основную функцию, сопровождать, быть с ней на равных, превалировать над ней. Ступенчатая система становится разной по своим архитектурно-пространственным характеристикам. При последовательном развитии коммуникативной и рекреационной функций в лестнице они из сопровождающих становятся основными, а функция транзита, наоборот, второстепенной. Соответственно меняется соотношение площадей этих зон. При этом лестница с сидячими местами начинает приобретать сходство с амфитеатром как по размеру, так и по функциям (аудитория, зрительские места, озеленение). В этом случае пандусы и лестницы включаются как элементы в террасированные амфитеатры. Упомянутую ранее функцию лестниц как стеллажей можно показать на примере лестницы в библиотеке Токио (арх. Соу Фудзимото), которая является продолжением читального зала и большую ее часть занимает зона для читателей, где предусмотрено и хранение книг в ступенях и боковых стенах.

Очень часто в современной зарубежной проектной практике используется ступенчатая структура, которая активно формирует внутреннее пространство здания. Такая ступенчатая конструкция была создана в перекрытом дворе Делфтского технологического университета для нового исследовательского института - трибуны «The Why Factory» (арх. MVRDV). Ее объемно-пространственные габариты достаточно внушительны. Данная ступенчатая конструкция имеет три яруса. Внутри нее размещены:

аудитория, переговорные, офисы. Сами трибуны используются для показа фильмов, при проведении лекций, во время праздников. В обычном режиме площадки и ступени лестницы служат местами самостоятельной работы, для чего в ступенях предусмотрены розетки, обеспечен беспроводной доступ в интернет. В проекте важным было обеспечить гибкость, так как он совмещает много функций: учеба, работа, встречи и переговоры, макетирование, хранение, кинопоказы, праздники. Столы для макетирования во дворе сделаны на колесиках, и когда нужно освободить место около трибуны, например, при показе презентаций, столы легко убираются в сторону. Вся конструкция окрашена в яркий оранжевый цвет, за счет чего смотрится единым независимым элементом в здании [8].

Ярусная форма в интерьере была использована для библиотеки ВоекепЬе^ в Спейкениссе (арх. МУИБУ). Здание напоминает традиционные голландские дома со скатными крышами или гору. Под светопразрачным фасадом, внутри здания, устроена пирамида, ярусы которой формируют аудитория и учебные помещения. Библиотека размещена над ними, на террасах пирамиды. Полки закрывают стены пирамиды, образуют оргаждения галерей и пе-рилы лестниц.

Упомянутые лестницы-амфитеатры и ступенчатые структуры лучше всего организуются в крупных пространствах атриумов, пассажей, молов, холлов, а особенно при свободной планировке. Величина этих объемов позволяет размещать перед ними крупные дисплеи - медиа экраны, при этом поверхности объемов оборудуют для обеспечения технологического процесса обучения (розетки, компьютеры, сидения и пр.), а также эстетически оформляют - чаще всего зоны их поверхностей озеленяют. Прием лестницы-амфитеатра может использоваться и при реконструкции учебных зданий с внутренними дворами. По аналогии можно привести пример реконструкции внутренних дворов Михайловского дворца русского музея (арх. ЗАО "ЛенПолпроект", М. Филиппов), в котором дворы приобретают роль единых пространств высотой в два уровня.

Эволюция лестниц-амфитеатров и ступенчатых конструкций при своем дальнейшем развитии приводит к их решению в виде атриумов, которые становятся крупной полостью в объеме здания. Они являются источником естественного света, позволяют обеспечить визуальную связь между этажами. Вокруг них группируются места отдыха и общения, инновационных форм обучения. Функционально лестница-амфитеатр становится крупным коммуникативным пространством, общественной площадью или «форумом». А для объема здания лестница-амфитеатр становится формообразующим элементом. Например, в проекте колледжа Купер-Юнион (арх. Том Мейн, Morphosis) широкая лестница-амфитеатр в центре здания играет роль главного общественного пространства, авторы называют ее «вертикальная площадь (пьяцца)». На

лестнице проводятся лекции, дебаты, это место коммуникативных контактов и отдыха. Вестибюль первого этажа -нижняя площадка лестницы - выполняет роль сцены при проведении мероприятий. Лестница поднимается на четыре этажа от уровня земли через атриум до студенческой гостиной. На верхних этажах места неформального общения и семинарских занятий примыкают к атриуму. Противоположные контуры атриума соединяют мостики [7].

Таким образом, представленный материал свидетельствует о потенциальных возможностях эволюции архитектурного пространства коммуникаций для расширения их функций. При этом показывается рациональность их решений для технологии учебного процесса и рекреационной деятельности в структуре здания. В современных проектах последних лет наблюдается тенденция архитектурной работы с таким элементом, как лестница, которая трансформируется от архитектурного элемента с сугубо коммуникационными функциями до уровня архитектурно-пространственного приема, влияющего на внутреннее и объемно-пространственное построение здания. Данное проектное направление обладает большим потенциалом для дальнейших разработок.

Список литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

2. Киселева Т. Ю. Наружные лестницы. М.: Ладья, 1995. 96 с.

3. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «гринфилда» в образовании. М.: СКОЛКОВО, 2013. 52 с.

4. Петрова Л. В., Шульгинова О. А. Коммуникационные пространства учебных зданий образовательных учреждений в аспекте их коммуникативно-рекреационных функций // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4 - 5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. СПб.: КультИнформПресс, 2014. 241 с.

5. Травкин И. Мобильный кампус как я его вижу [Электронный ресурс]. URL: http ://e-lpro .blo gspot.ru /2012/06/blog-post_9936.html (дата обращения: 29.04.2015).

6. Черненко Г. Н. Особенности архитектурно-планировочной организации библиотек современных университетов // Архитектон: известия вузов. 2010. № 32. URL: http://archvuz.ru/2010_4/3 (дата обращения: 29.04.2015).

7. Morphosis Architects. 41 Cooper Square. URL: http ://morphopedia. com/proj ects/41 -cooper-square (дата обращения: 29.04.2015).

8. MVRDV. T?F TRIBUNE [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvrdv.nl/projects/tribune (дата обращения: 29.04.2015).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ГОРОДА - ОСНОВА ГРАДОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КРАСНОДПРСКОМ КРАЕ

Сокольская Оксана Николаевна

к.т.н, доцент КубГТУ, г. Краснодар Работягов Дмитрий Борисович

студент КубГТУ, г. Краснодар

различные факторы окружающей среды в процессе градостроительного проектирования, является важнейшей и первостепенной задачей.

В современных реалиях, зависимость градостроительства и архитектуры от экологических факторов окружающей городской среды очевидна. В этих условиях, создание экологического паспорта города, учитывающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.