Научная статья на тему 'От критического мышления к критическому игнорированию: психологические стратегии'

От критического мышления к критическому игнорированию: психологические стратегии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибридная форма образования / критическое мышление / критическое игнорирование / стратегии критического игнорирования / социально-психологический тренинг / профессиональные компетенции / hybrid form of education / critical thinking / critical ignoring / critical ignoring strategies / socio-psychological training / professional competencies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александр Владимирович Булгаков

Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме «критическое мышление»; определено место в нем критического игнорирования (КИ). КИ востребовано в таких областях практики как: интернет-среда, взаимодействие с агрессивными людьми, работа психолога с клиентами (сотрудниками и руководителями ОВД, гражданами), психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе. Определено, что КИ — это способность выбирать, что игнорировать и куда вкладывать свои ограниченные возможности внимания, это практика осознанных и здоровых привычек в условиях избытка информации. Поставлена проблема: возможно ли обучить и научиться КИ в различных сферах деятельности в ходе социально-психологического тренинга (СПТ) профессионального общения сотрудников ОВД. Определены основные стратегии КИ: саморегуляция, стороннее чтение, эвристика «Не кормите троллей». Раскрыто содержание стратегий. Эмпирическая часть исследование выполнена в 2022–2023 гг. в ходе плановых занятий по дисциплине «СПТ профессионального общения» с психологами 3-го курса (22 человека) и социальными педагогами 5-го курса (две учебные группы, 21 и 22 человека). В качестве контрольной группы выступили обучавшиеся в 2022 г. третьекурсники — 22 человека. Всего 85 человек в возрасте 20–21 года, 8 % мужчин в каждой подгруппе. Разработан и валидизирован опросник «Оценка критического игнорирования». Опросник подвергнут факторному анализу, определены наиболее весомые элементы КИ: способность к изменениям — 22,618 % общей дисперсии; критическому мышлению — 16,148 % общей дисперсии; к критическому обучению — 15,383 % общей дисперсии; критическому выявлению информации — 13,335 % общей дисперсии. Для оценки реализации ожиданий от СПТ проводился опрос в форме свободных ассоциаций, которые подвергались психо-семантическому анализу с использованием платформы stio.com/и p2pi.ru. Выявлены прямые и обратные зависимости между факторами КИ и реализованными ожиданиями от СПТ: способность к изменениям имеет прямую взаимосвязь с приобретением новых ЗУН и испытанными от СПТ эмоциями; обратную от приобретенного опыта. Способность критическому обучению — прямую от новых ЗУН и эмоциями, обратную — с опытом в тренинге. Способность критическому обучению — прямо связана с опытом в СПТ и обратно с ЗУН и эмоциями в СПТ. Способность к выявлению информации прямо связана с опытом и обратно с эмоциями, уровнем ЗУН. Взаимосвязей факторов КИ и интереса к СПТ не выявлено. Результаты можно использовать для формирования компетенции критического игнорирования у сотрудников ОВД и обучающихся в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александр Владимирович Булгаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From critical thinking to critical ignoring: psychological strategies

A theoretical analysis of the scientific literature on the problem of «critical thinking» was carried out, the place of critical ignoring (CI) was determined in it. CI is in demand in such areas of practice as: in the Internet environment; in interaction with aggressive people; in the work of a psychologist with clients (employees and managers of the Department of Internal Affairs, citizens); in psychological and pedagogical support of the educational process at the university. It is determined that CI is the ability to choose what to ignore and where to invest your limited attention, it is the practice of conscious and healthy habits in conditions of an abundance of information. The problem is posed: is it possible to train and learn CI in various fields of activity during the socio-psychological training (SPT) of professional communication of ATS employees. The main CI strategies are defined: self-regulation, third-party reading, the «Don't feed the trolls» heuristic. The content of strategies is revealed. The empirical part of the study was carried out in 2022–2023 during scheduled classes on the discipline «SPT of professional communication» with psychologists of the 3rd year (22 people) and social educators of the 5th year (two study groups, 21 and 22 people). The control group consisted of 22 third–year students who studied in 2022. A total of 85 people aged 20– 21 years, 8 % of men in each subgroup. The questionnaire «Assessment of critical neglect» has been developed and validated. The questionnaire was subjected to factor analysis, the most significant elements of CI were determined: the ability to change — 22,618 % of the total variance; critical thinking — 16,148 % of the total variance; critical learning — 15,383 % of the total variance; critical information detection — 13,335 % of the total variance. To assess the realization of expectations from the SPT, a survey was conducted in the form of free associations, which were subjected to psycho-semantic analysis using the platform stio.com/ and p2pi.ru. Direct and inverse relationships between CI factors and realized expectations from SPT are revealed: the ability to change has a direct relationship with the acquisition of new ZUN and emotions experienced from SPT; the inverse of the acquired experience. Ability to critical learning — direct from new ZUN and emotions, reverse — with experience in training. The ability to critical learning is directly related to the experience in SPT, the inverse of ZUN and emotions in SPT. The ability to identify information is directly related to experience and is directly related to emotions, the level of ZUN. There were no correlations of CI factors and interest in SPT. The results can be used to form the competence of critical disregard among police officers and students at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «От критического мышления к критическому игнорированию: психологические стратегии»

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-295-304 EDN: https://elibrary.ru/vdywmn NIION: 2003-0059-5/23-823 MOSURED: 77/27-003-2023-05-022

От критического мышления к критическому игнорированию: психологические стратегии

Александр Владимирович Булгаков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, av_bulgakow@mail.ru

Аннотация. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме «критическое мышление»; определено место в нем критического игнорирования (КИ). КИ востребовано в таких областях практики как: интернет-среда, взаимодействие с агрессивными людьми, работа психолога с клиентами (сотрудниками и руководителями ОВД, гражданами), психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе. Определено, что КИ — это способность выбирать, что игнорировать и куда вкладывать свои ограниченные возможности внимания, это практика осознанных и здоровых привычек в условиях избытка информации. Поставлена проблема: возможно ли обучить и научиться КИ в различных сферах деятельности в ходе социально-психологического тренинга (СПТ) профессионального общения сотрудников ОВД. Определены основные стратегии КИ: саморегуляция, стороннее чтение, эвристика «Не кормите троллей». Раскрыто содержание стратегий. Эмпирическая часть исследование выполнена в 2022-2023 гг. в ходе плановых занятий по дисциплине «СПТ профессионального общения» с психологами 3-го курса (22 человека) и социальными педагогами 5-го курса (две учебные группы, 21 и 22 человека). В качестве контрольной группы выступили обучавшиеся в 2022 г. третьекурсники — 22 человека. Всего 85 человек в возрасте 20-21 года, 8 % мужчин в каждой подгруппе. Разработан и валидизирован опросник «Оценка критического игнорирования». Опросник подвергнут факторному анализу, определены наиболее весомые элементы КИ: способность к изменениям — 22,618 % общей дисперсии; критическому мышлению — 16,148 % общей дисперсии; к критическому обучению — 15,383 % общей дисперсии; критическому выявлению информации — 13,335 % общей дисперсии. Для оценки реализации ожиданий от СПТ проводился опрос в форме свободных ассоциаций, которые подвергались психо-семантическому анализу с использованием платформы stio.com/и p2pi.ru. Выявлены прямые и обратные зависимости между факторами КИ и реализованными ожиданиями от СПТ: способность к изменениям имеет прямую взаимосвязь с приобретением новых ЗУН и испытанными от СПТ эмоциями; обратную от приобретенного опыта. Способность критическому обучению — прямую от новых ЗУН и эмоциями, обратную — с опытом в тренинге. Способность критическому обучению — прямо связана с опытом в СПТ и обратно с ЗУН и эмоциями в СПТ. Способность к выявлению информации прямо связана с опытом и обратно с эмоциями, уровнем ЗУН. Взаимосвязей факторов КИ и интереса к СПТ не выявлено.

Результаты можно использовать для формирования компетенции критического игнорирования у сотрудников ОВД и обучающихся в вузах МВД России.

Ключевые слова: гибридная форма образования, критическое мышление, критическое игнорирование, стратегии критического игнорирования, социально-психологический тренинг, профессиональные компетенции

Для цитирования: Булгаков А. В. От критического мышления к критическому игнорированию: психологические стратегии // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 295-304. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-295-304. EDN: VDYWMN.

Original article

From critical thinking to critical ignoring: psychological strategies

Alexander V. Bulgakov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

av_bulgakow@mail.ru

Abstract. A theoretical analysis of the scientific literature on the problem of «critical thinking» was carried out, the place of critical ignoring (CI) was determined in it. CI is in demand in such areas of practice as: in the Internet environment; in interaction with aggressive people; in the work of a psychologist with clients (employees and managers of the Department of Internal Affairs, citizens); in psychological and pedagogical support of the educational process at the university. It is determined that CI is the ability to choose what to ignore and where to invest your limited attention, it is the practice of conscious and healthy habits in conditions of an abundance of information. The problem is posed: is it possible to train and learn CI in various fields of activity during the socio-psychological training (SPT) of professional communication of ATS employees. The main CI strategies are defined: self-regulation, third-party reading, the «Don't feed the trolls» heuristic. The content of strategies is revealed. The empirical part of the study was carried out in 2022-2023 during scheduled classes on the discipline «SPT of professional communication» with psychologists of the 3rd year (22 people) and social educators of the 5th year (two

© Булгаков А. В., 2023

study groups, 21 and 22 people). The control group consisted of 22 third-year students who studied in 2022. A total of 85 people aged 2021 years, 8 % of men in each subgroup. The questionnaire «Assessment of critical neglect» has been developed and validated. The questionnaire was subjected to factor analysis, the most significant elements of CI were determined: the ability to change — 22,618 % of the total variance; critical thinking — 16,148 % of the total variance; critical learning — 15,383 % of the total variance; critical information detection — 13,335 % of the total variance. To assess the realization of expectations from the SPT, a survey was conducted in the form of free associations, which were subjected to psycho-semantic analysis using the platform stio.com/ and p2pi.ru. Direct and inverse relationships between CI factors and realized expectations from SPT are revealed: the ability to change has a direct relationship with the acquisition of new ZUN and emotions experienced from SPT; the inverse of the acquired experience. Ability to critical learning — direct from new ZUN and emotions, reverse — with experience in training. The ability to critical learning is directly related to the experience in SPT, the inverse of ZUN and emotions in SPT. The ability to identify information is directly related to experience and is directly related to emotions, the level of ZUN. There were no correlations of CI factors and interest in SPT.

The results can be used to form the competence of critical disregard among police officers and students at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: hybrid form of education, critical thinking, critical ignoring, critical ignoring strategies, socio-psychological training, professional competencies

For citation: Bulgakov A. V. From critical thinking to critical ignoring: psychological strategies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):295-304. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-295-304. EDN: VDYWMN.

Проблема критического мышления типичная для российской гуманитарной науки [5]; по данным Единого электронного каталога (ЭК) РГБ с 2000 г. по настоящее время рассматривалось не менее 105 тыс. диссертационных исследований, среди которых в педагогике — 35,2 тыс., экономике — 20,5 тыс., филологии — 18,9 тыс., философии — 11,3 тыс. психологии — 9,4 тыс., социологии — 5,7 тыс., культурология — 4,1 тыс.

Анализ представленных определений критического мышления (КМ) [1; 5; 8] показывает, что это:

1) сознательная рациональная оценка действий, тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отложить или отвергнуть его, и на каком основании. Важны анализ уместных факторов и обоснованность мнения;

2) целенаправленное принятие решений, реализация познавательных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (истины как цели и ценности). При совершении выбора и принятии решения, при оценке, интерпретации необходимы обоснованные и эффективные навыки мышления;

3) поиск основания поступка: как поступить логично, рассудить объективно, как возможно отказаться от своих предубеждений, осознать свои стереотипы, которые нужно различить, и не позволять им доминировать при принятии решений.

КМ ставит под вопрос ключевые допущения — основания представлений о реальности. КМ пробле-матизирует установки здравого смысла и традиции, под которыми понимаются традиционные нормы понимания и действия, опора на интеллектуальный

опыт других поколений, стереотипы (для экономии сил и времени). КМ включает скрытые допущения (инстинктивные, эмоциональные, рациональные) «само собой разумеющееся», «очевидное», «естественное», «предрассудки».

Выявлен цикл критической традиции, включающий следующие этапы. Во-первых, усвоение взглядов предшественников; во-вторых, проверку этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость, последовательность, на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающимся установленными; в-третьих, выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий; в-четвертых, явное указание на противоречия, непоследовательности или несоответствие фактам, нормам или ценностям; в-пятых, обнаружение нового опыта, факта или способа описания и объяснения.

Определены необходимые навыки критического мышления: чистота восприятия; умение и стремление отстраняться от своих стереотипов и предубеждений; искусство различения; умение смотреть и различать то, что является, а не то, что мы хотели бы видеть (или наоборот, не хотели бы замечать); владение логикой, построение логических умозаключений, согласование между собой логических моделей; осмысленные оценка, всестороннее рассмотрение и осознанный выбор самого мыслительного процесса, в ходе которого мы стремимся достичь цели и др.

Сравнительно недавно под влиянием когнити-вистов [15; 16; 17; 18] в понятийное поле КМ входит дефиниция «критическое игнорирование» (КИ). Ее определяют как способность выбирать, что игнорировать и куда вкладывать свои ограниченные воз-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

можности внимания. КИ понимается в большей степени, чем просто способность не обращать внимания; это практика осознанных и здоровых привычек в условиях избытка информации.

КИ востребовано по меньшей мере в таких областях практики как: 1) в интернет-среде [21; 22; 23]; 2) во взаимодействии с агрессивными людьми [7; 13; 14]; 3) в работе психолога с клиентами (сотрудниками и руководителями ОВД, гражданами) [9; 11; 12]; 4) в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса [6, с. 22; 10; 12].

В настоящей статье ставиться проблема: возможно ли обучить и научиться «критическому игнорированию» для работы в столь различных по содержанию деятельности сферах в ходе социально-психологического тренинга профессионального общения сотрудников ОВД (дисциплина программ подготовки специалистов, реализуемых в образовательной организации МВД России).

Практика КИ в интернет-среде. В исследовании А. Козырева, С. Уайнбурга и Р. Хертвига «Критическое игнорирования как базовая компетенция для цифровых граждан» [20] и др. [17; 18] представлена концепция КИ. Авторы исходят из амбивалентности метафоры Интернета, который одновременно и информационный рай, и ад, и просто обладать навыками КМ уже недостаточно. Причины: во-первых, в цифровом мире содержится больше информации, чем во всех библиотеках мира вместе взятых. Часто сведения поступают из непроверенных источников и не обладают характеристиками, говорящими нам о том, что этой информации можно доверять. Если критически анализировать всю информацию и все источники, с которыми мы сталкиваемся, этот процесс полностью парализует деятельность. Во-вторых, применение КМ к источникам, без КИ приводит к тому, что злоумышленники (чаще преступники) получают то, чего добиваются, т. е. наше внимание. Отсюда формулируется определение КИ как способности выбирать, что игнорировать и куда направить возможности внимания. КИ — не просто отказ уделять чему-либо внимание: это применение осознанных и здоровых привычек, позволяющих избегать информационной перегрузки. Таким образом, можно сделать вывод о возможности обучения такому навыку, используя традиционные формы социально-психологического тренинга профессионального общения.

Эксперты утверждают, что существует три основные стратегии КИ, и каждая из них позволяет справляться с различными типами вредоносной информации.

Во-первых, саморегуляция как инструмент, предоставляющий людям возможность быть «архитекторами собственного выбора», т. е. выстраивать свою информационную среду оптимально подходящими им способами. Так, мы можем удалять отвлекающие нас уведомления, которые иначе завладели бы нашим вниманием на какое-то время. Мы можем установить определенное время для получения уведомлений, выбрав временные промежутки для того, чтобы сосредоточиться на работе, и для того, чтобы общаться. Саморегуляция также способна помочь нам ограничить использование наших личных данных для тар-гетированной рекламы.

Стороннее чтение— стратегия, позволяющая действовать тем же образом, что и специалисты по безопасности, и оценивать, достоверна ли информация в сети. При этом можно открыть новую вкладку в браузере для поиска информации об организации или лице, стоящем за сайтом, прежде чем читать его контент. Только ознакомившись с этой дополнительной информацией, опытные читатели определяют, уделять ли внимание источнику.

Эвристика «Не кормите троллей». Это стратегия тех, кто намеренно распространяет опасную дезинформацию. Ее используют лица, отрицающие научные факты, стремящиеся привлечь внимание людей, создавая видимость дискуссии. Здесь важно не вступать в обсуждение и не реагировать в том же ключе, что и сам тролль.

Эти три стратегии не являются неким элитарным набором навыков, использовать их может любой. Сегодня важно донести эти инструменты до сотрудников и руководителей. Здесь без образовательных усилий не обойтись.

Практика КИ в работе с агрессивными людьми. Метод «игнорирования» — уместно реагировать на безличную агрессию случайно встреченных, абсолютно чужих людей? Причина такой агрессии — в самом ее источнике. Рекомендации понятны: если с этим источником вас ничего не связывает, просто пропускайте хамство мимо ушей. Важно: метод КИ требует выдержки, так как любая агрессия затрагивает личность и включает желание поставить агрессора на место. В данном случае воздержание от реакции — это проявление вашей силы [14; 13].

Практика КИ в консультативной работе психолога. В обзорных статьях [9; 12], выполненных на материале деятельности психолога в различных сферах, включая ОВД, в стратегиях консультирования опосредованно присутствуют стратегия КИ. Здесь она проявляется в процессе взаимовлияние двух мировоззренческих систем (психолога и клиента). Согласование ценностных позиций участников считается либо недостижимой задачей, либо сопряженной с рядом трудностей, в основе которых расположено доминирование психолога [9]. Однако установлено, в результате клиенты чаще усваивают смыслы и установки своих консультантов, чем наоборот. «Люди игнорируют в трудной ситуации такие ценности, как эмоциональное благополучие, комфорт, ценности саморегуляции, регуляции своего функционального состояния. Им не придается значимость как механизму выхода из сложной ситуации и решения психологической проблемы».

Практика КИ в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса. Е. М. Климовой выявлена типология когнитивных стратегий принятия решения: «планирование решения проблемы», «принятие ответственности», «дистанцирование», «бегство — избегание», позволяющая прогнозировать успешность обучения. Для нашего исследования важна выявленная автором связь типов когнитивных стратегий принятия решения с успешностью обучения. Так «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» — приводят к повышению успешности обучения, «дистанцирование», «бег-

Содержание стратегий когнитивного

ство — избегание» — значимо не влияют на успешность обучения. «Формирование когнитивной стратегии принятия решения имеет свою динамику: от случайного, хаотичного, бессистемного выбора до закономерного, определенного, осознанного выбора когнитивной стратегии принятия решения, наиболее часто используемой в учебной деятельности и влияющей на успешность обучения» [6]. КИ как компетенция педагога в той или иной степени присутствует на этапах принятия обучаемым решения. По нашему мнению, степень зависит от уровня (силы) самоподталкивания [18] к КИ.

Таким образом, краткий анализ непосредственных и опосредованных [2] данных по КИ позволил табулировать их, содержательно раскрыть возможности формирования КИ не только в интернет-среде, но и в ходе СПТ профессионального общения.

Проведем анализ эмпирического изучения стратегий КИ.

Эмпирическая база исследования. Исследование проходило в 2022-2023 гг. в ходе плановых занятий по дисциплине «СПТ профессионального общения» с психологами 3-го курса (22 человека) и социальными педагогами 5-го курса (две учебные группы,

21 и 22 человека). В качестве контрольной группы выступили обучавшиеся в 2022 г. третьекурсники —

22 человека. Всего 85 человек в возрасте 20-21 года, 8 % мужчин в каждой подгруппе.

Организация и методика изучения. Выдвинута гипотеза: специально организованный СПТ профессионального общения способствует изменению уровня

Таблица1.

норирования в контексте его практик

Практики КИ Авторы Содержание стратегий

В интернет-среде А. Козырева, С. Уайнбург, Р. Хертвиг Использована метафора амбивалентности Интернета; дано определение КИ как способности выбирать, что игнорировать и куда направить возможности внимания; выявлены основные стратегии КИ: саморегуляция; стороннее чтение; эвристика «Не кормите троллей»

В работе с агрессивными людьми О. С.Анисимов, Е. Филоненко Стратегия КИ: реагировать на безличную агрессию случайно встреченных, абсолютно чужих люде

В консультативной работе психолога О. А. Ульянина, С. Н. Федотов, М. И. Марьин; Г. Ю. Мартьянова КИ во взаимовлиянии двух мировоззренческих систем (психолога и клиента); клиенты чаще усваивают смыслы и установки своих консультантов, чем наоборот

В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса Е. М. Климова, А. В. Булгаков Выявлена типология когнитивных стратегий принятия решения; КИ как компетенция педагога в той или иной степени присутствует на этапах принятия обучаемым решения. Степень зависит от уровня (силы) подталкивания к КИ

критического игнорирования. Время и программа обучения по специальности на такое изменение оказывает частичное влияние. Критическое игнорирование взаимосвязано с реализацией уровня ожиданий от проведения СПТ, в который включены упражнения по саморегуляции внимания, навыка стороннего чтения, эвристики «Не кормите тролей».

Для диагностики уровня КИ на основании [4] разработан и валидизирован опросник по определению уровня критического игнорирования. Опросник «Оценка критического игнорирования» включает десять вопросов. Шкала лжи отсутствует. Социальную желательность минимизируют условия проведения опроса: анонимность, доверие к проводящему СПТ, ситуация, не считываемая опрашиваемыми как экспертная и влияющая на дальнейшее прохождение службы. Представляем опросник.

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, дайте оценку по 10-бальной шкале: 0 баллов — абсолютно нет, 10 баллов — абсолютно да, 5-6 баллов — срединная оценка.

1. Вы не считаете себя мастером критического мышления?

2. Вы проверяете информацию?

3. Вы можете объяснить пятилетнему ребенку то, в чем разбираетесь?

4. Вы анализируете эмоциональные призывы к

действию?

5. В споре вы не цепляетесь к мелочам?

6. Вы признаете, что существуют теории заговора?

7. Вы не позволяете запутать себя ссылками на

авторитеты?

8. Вы берете паузу, прежде чем принять решение?

9. Вы готовы признать ошибку?

10. Ваше мировоззрение меняется?

Опросник был подвергнут факторному анализу,

который определил наиболее весомые вопросы, выявить основные элементы КИ. Результаты факторного анализа данных обобщенной выборки представлен в табл. 2.

Фактор 1 — способность к изменениям (вопрос 10 г = 0,84, вопрос 9 г = 0,706 вопрос 8 г = 0,586; вопрос 4 г = 0,69); фактор 2 способность к критическому мышлению (вопрос 6 г = 0,844; вопрос 1 г = 0,697); фактор 3 — способность к критическому обучению (вопрос 2 г = 0,848; вопрос 3 г = 0,585); фактор 4 — способность критически выявлять информацию (вопрос 5 г = 0,831; вопрос 7 г = 0,625).

Для оценки реализации ожиданий от СПТ профессионального общения проводился опрос в форме свободных ассоциаций. Обучаемые в свободной форме отвечали на вопросы: 1) какие ассоциации вызы-

Таблица 2.

Результаты факторного анализа ответов по методике «Оценка критического игнорирования (ОКИ)», п = 65 человек

Матрица повернутых компонента

Компонента

1 2 3 4

Вопрос 1 0,697 -0,492 0,29

Вопрос 2 -0,127 0,154 0,848

Вопрос 3 0,353 -0,303 0,585 0,28

Вопрос 4 0,69 -0,152 -0,229

Вопрос 5 -0,118 0,243 -0,108 0,831

Вопрос 6 0,844 0,198

Вопроос7 0,265 -0,287 0,16 0,625

Вопрос 8 0,586 0,314 0,272

Вопрос 9 0,706 -0,275

Вопрос 10 0,84 0,246

Метод выделения: анализ методом главных компонент

Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера, % общей дисперсии 22,618 16,148 15,383 13,335

Таблица 3.

Упражнения, направленные на формирование навыка «Коммуникативное игнорирование»

Направление Названия упражнений По плану

КИ в интернет-среде Выполнение творческих заданий с использованием Интернета (например, «Жизнь — это») Тема № 4

КИ в работе с агрессивными людьми Упражнения «Медведь и охотник», «Агрессивные и уверенные ответы» Тема № 5,тема № 3

КИ в работе консультативной психолога ОВД Упражнение «Оценка риска суицидального поведения» Тема № 2

КИ в психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса Упражнения по развитию компетенции слушания Темы № 1-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вает у вас СПТ; 2) каковы ваши ожидания от предстоящего СПТ. Далее результаты, которые суммировались по группам и подвергались психо-семантиче-скому анализу с использованием платформы stio.com/ и p2pi.ru/ [3]. Полученные результаты шкалировались от 0 до 10 баллов. Далее проводилась корреляция с результатами ОКИ.

В целом дизайн эмпирического изучения строился как квазиэксперимент с контрольной (результаты 2022 г.) и экспериментальными группами (результаты 2023 года), в которых оценка КИ в группах проводилась до воздействия и после воздействия СПТ. Кроме того, здесь же сравнение проводилось между группами 3-х и 5-х курсов.

В основу воздействия положена учебная программа традиционного СПТ профессионального об-

щения сотрудников ОВД. В программе 2023 г. сделан акцент на упражнения по формированию КИ. Схема обучения представлена в табл. 3. Отличием упражнений 2023 и 2022 гг. был содержательный акцент на формирование стратегий КИ и отработке навыка в их использовании.

Методы обработки результатов. Полученные данные табулировались, далее помещались в среду excel; SPSS 22. Использовались непараметрические критерии, корреляционный и факторный анализ.

Результаты исследования КИ. После проведенных замеров и обработки результатов (корреляционный, факторный анализ) сравнение факторных структур КИ показало на различие в структурах КИ в группе № 1 соц. педагоги 5-й курс и группах 3-го курса: № 3 психологи, группе № 2 соц. педагоги. При этом

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

23,0

психологи

26,8

23,7

соц пед 1

23,3

20,4

соц пед 2

фактор 1 ■ фактор 2 ■ фактор 3 ■ фактор 4

Прим.: Фактор 1 — способность к изменениям; фактор 2 — способность к критическому мышлению; фактор 3 способность к критическому обучению; фактор 4 — способность критически выявлять информацию.

Рис. 1. Факторная структура Критического игнорирования в группах, обучившихся по дисциплине СПК профессионального общения, % полной дисперсии после Варимакс вращения, п =65 человек (психологи 3-й курс 15 человек, соц. педагоги 5-й курс — 40 человек)

Таблица 4.

Ожидания участников СПТ от проведения тренинга и результаты удовлетворенности ожиданий,

% в сдвигах данных

КК ЭГ

Психологи Соц. педагоги Психологи Соц. педагоги

Приобретение новых знаний умений и навыков 80/74 (-6) 85/80 (-5) 82/89 (+7) 83/89 (+6)

Интерес к проведению тренинга 78/73 (-7) 80/75 (+5) 75/81 (+6) 78/84 (+6)

Интересный опыт 67/70 (+3) 69/75 (+6) 77/82 (+5) 67/73 (+6)

Положительные эмоции 83/85 (+2) 80/87 (+7) 82/88 (+6) 90/95 (+5)

группы № 2 и № 3 показали схожие результаты. Доминирующим фактором является — готовность к изменениям. У выпускников она оказалась статистически значимой на уровне р 0,05. Наглядно результаты представлены на рис. 1.

Результаты реализации ожиданий от СПТ профессионального общения представлены в табл. 4.

Применение непараметрического критерия хи-квадрат показало на отличие ожиданий в КГ и ЭГ, при одинаковом начальном уровне. В КГ психологи, в отличие от соц. педагогов, показали некоторое снижение удовлетворенности от СПТ. В ЭГ такого не наблюдалось. Возможно, произошло измеримое влияние новых аспектов СПТ, включающих упражнения по формированию КИ. Для уточнения возникшего предположения осуществлен корреляционный анализ.

Таким образом, выявлены прямые и обратные зависимости между факторами Критического игнорирования и реализованными ожиданиями от проведенного курса СПТ. Так способность к изменениям имеет прямую взаимосвязь с приобретение новых ЗУН

Результаты корреляционного анализа (по Пирсону) ожиданий от СПТ на примере обобщенной г

и испытанными от СПТ эмоциями; обратную от приобретенного опыта. Способность критическому обучению — прямую от новых ЗУН и эмоциями, обратную — с опытом в тренинге. Способность критическому обучению — прямо взаимосвязана с опытом в СПТ, обратную с ЗУН и эмоциями в СПТ. Способность к выявлению информации прямо связана с опытом, полученным на тренинге и обратную с эмоциями, а также имеющимся уровнем ЗУН. Взаимосвязей факторов КИ и интереса к СПТ не выявлено.

Заключение. Выводы. В ходе исследования определена структура элементов (компетенций) КИ, включающая способности к: 1) изменениям; 2) критическому мышлению; 3) критическому обучению; 4) способности критически выявлять информацию. Развитие способности могут быть включены в программу формирования цифровой информационной грамотности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Целью является способность выбирать, что игнорировать и куда направить свои ограниченные способности внимания.

Таблица 5.

енки критического игнорирования и реализованных ппы участников эксперимента, п = 42 человек

Способности к: Результаты СПП

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Изменениям 1 1,000** -1,000** -1,000** 1,000** .b -1,000** 1,000**

2 КМ 1,000** 1 -1,000** -1,000** 1,000** .b -1,000** 1,000**

3 Критическому обучению -1,000** -1,000** 1 1,000** -1,000** .b 1,000** -1,000**

4 Выявлению информации -1,000** -1,000** 1,000** 1 -1,000** .b 1,000** -1,000**

5 Приобретению новых ЗУН 1,000** 1,000** -1,000** -1,000** 1 .b -1,000** 1,000**

6 Интересу к СПТ .b .b .b .b .b .b .b .b

7 Опыту в СПТ -1,000** -1,000** 1,000** 1,000** -1,000** .b 1 -1,000**

8 Эмоциям в СПТ 1,000** 1,000** -1,000** -1,000** 1,000** .b -1,000** 1

Для реализации КИ важны три типа когнитивных стратегии: а) самоподталкивание, при котором человек игнорирует неосознаваемые мотивы искушения, удаляя их из своего цифрового окружения; б) боковое чтение, при котором информация проверяется, оставляя источник и проверяя ее достоверность в другом месте в Интернете; в) эвристика «Не кормить троллей», которая советует не вознаграждать вниманием злоумышленников-манипуляторов. Эти стратегии, реализующие КИ, должны быть частью программ по цифровой информационной грамотности.

Обучение навыкам КИ требует смены парадигмы в мышлении педагогов, от сосредоточения внимания исключительно к текстам (содержанию контента) на силе игнорирования излишней информации. «Функция игнорирования, невнимания является таким же жизненно важным фактором умственного прогресса, как и функция самого внимания» [19, с. 371].

Несмотря на то, что цифровой мир создан искусственно, а алгоритмические инструменты создают огромные массивы информации, она получена зачастую из непроверенных источников, как правило, не имеющих общепринятых показателей достоверности. Акцент на способности критического игнорирования состоит в следующем. Во-первых, выбор того, что игнорировать; во-вторых, обучение тому, как сопротивляться низкокачественной и вводящей в заблуждение, но привлекательной для познавательной деятельности информации.

СПТ имитирует жизнь в мире небольших социальных групп. Здесь важно обращать внимание на неожиданную или эмоционально заряженную информацию, потому что именно она обычно сигнализирует о потенциальных опасностях. В сети те же самые сигналы и маркеры внимания, которые указывают на важную информацию в группе, могут быть использованы генераторами контента по привлечению вниманию к ложным фактам и побуждению людей к их распространению. Цифровая среда бросает новые вызовы познанию и вниманию людей. КИ — это тип преднамеренного игнорирования, который влечет за собой выборочную фильтрацию и блокировку информации с целью контроля своей информационной среды и уменьшения воздействия ложной и некачественной информации. Как и все виды преднамеренного игнорирования, КИ требует когнитивных и мотивационных ресурсов (например, контроля импульсов) и, как это ни парадоксально, знаний: чтобы

знать, что игнорировать. В ходе СПТ эти знания предоставляются непосредственно.

Таким образом, специально организованный СПТ профессионального общения меняет уровень критического игнорирования. Доминирующим фактором является готовность к изменениям в обучении. Определено, что время и программа обучения по специальности на такое изменение оказывает частичное влияние на изменение КИ. Сравнивались 5-й и 3-й курсы слушателей и курсантов образовательной организации МВД России, обучающихся по различным программам как по содержанию (психологи и социальные педагогии), так и по времени участия в СПТ.

Критическое игнорирование взаимосвязано с реализацией уровня ожиданий от проведения СПТ, в который включены упражнения по саморегуляции внимания, навыка стороннего чтения, метода «Не кормите троллей».

И еще один вывод. КИ является новой парадигмой образования гибридной формы, сочетающей он-лайн-формат с традиционным форматом. При этом непременным компонентом навигации по онлайн-ин-формации и сохранения своей автономии в Интернете является способность игнорировать большие объемы информации. Поэтому стратегии КИ как часть учебного плана по управлению информацией должны быть включены в вузовские программы. Традиционно поиск знаний включал в себя пристальное внимание к информации — ее поиск и рассмотрение с разных точек зрения. Чтение текста от начала до конца с целью его критической оценки — разумный подход к проверенным текстам. Однако, в непроверенном Интернете этот подход часто заканчивается колоссальной тратой времени и энергии. Сегодня внимание является новым ресурсом. Пришло время пересмотреть и расширить концепцию КМ, которое часто рассматривается как основа информированности граждан. До тех пор, пока обучаемых убеждают, что КМ требует, прежде всего, напряженной обработки текста, они будут продолжать становиться жертвами информационных ловушек и манипулируемых сигналов. Только КМ, дополненное КИ может стать компетенцией вдумчивого и стратегического распределения ресурсов своего внимания в Интернете [20] и профессиональной деятельности. Это понимание, хотя и имеет решающее значение в эпоху цифровых технологий, не ново. Еще У. Джеймс писал: «Искусство быть мудрым — это искусство знать, что упускать из виду» [19].

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Список источников

1. Анисимов О. С. Развитие критического мышления у будущего специалиста // Акмеология. 2010. № 4 // URL://https://cyberienmka.ru/artide/n/razvitie-kritich-eskogo-myshleniya-u-buduschego-spetsialista.

2. Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 10 (153). С. 37-59.

3. Булгаков А. В. Экспресс-методика оценки профессиональных компетенций на основе интернет-программ семантического анализа текстов // Организационная психолингвистика. 2021. № 2 (14). С. 74-94.

4. Воюцкая Н. Как оценить свое критическое мышление. 10 признаков, что вы думаете эффективно // URL:// https://remmder.media/post/critical-thmkmg-checklist.

5. Интервью о будущем психологии. Интервью с А. Г. Асмоловым // URL://http://www.ipras.ru/cntnt/rus/ media/on-layn-bibliote/intervu-o-budush/mtervu-s-a-g-as-molovim.html.

6. Климова Е. М. Когнитивные стратегии принятия решения школьниками и их взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.

7. Кувалдина М. Б. Феномен «слепоты по невниманию» как следствие неосознаваемого игнорирования: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2010.

8. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Королева А. В. Критическое мышление и познавательные стили студентов // Вестник ТГУ. 2015. Вып. 7 (147) // URL://https://cy-berleninka.ra/artide/n/kriticheskoe-myshlenie-i-poznavateln ye-stili-studentov.

9. Мартьянова Г. Ю. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (41) // URL://https://cyber-leninka.ru/article/n/printsip-orientatsii-na-normy-i-tsennosti-klienta-v-praktike-psihologicheskogo-konsultirovaniya.

10. Прокофьева С. Г. Психологические закономерности деятельности менеджера по управлению транс-акционными издержками фирмы: дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2004.

11. Стремоусова Е. Н. Эффективность обратной связи в межличностных отношениях сотрудников организации: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010.

12. Ульянина О. А., Федотов С. Н., Марьин М. И. Психологическое консультирование в деятельности

психологов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71) // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/psi-hologicheskoe-konsultirovanie-v-deyatelnosti-psihologov-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii.

13. Фетискин Д. Н.. Социально-психологические детерминанты и типы правового нигилизма в детско-молодежных группах: дисс. ... канд. психол. наук. Кострома, 2013.

14. Филоненко Е. Хамить нельзя игнорировать, или Как отвечать на грубость. 12 октября 2022 г.

15. Allcott H., Braghieri L., Eichmeyer S., Gentzkow M. (2020). The welfare effects of social media. American Economic Review, 110(3), 629-676.

16. Ecker U. K. H., Lewandowsky S., Cook J. etc. (2022). The psychological drivers of misinformation belief and its resistance to correction. Nature Reviews Psychology, 1(1), 13-29.

17. Hertwig R., Engel C. (2016). Homo ignorans: Deliberately choosing not to know. Perspectives on Psychological Science, 11(3), 359-372.

18. Hertwig R., Grune-Yanoff T. (2017). Nudging and boosting: Steering or empowering good decisions. Perspectives on Psychological Science, 12(6), 973-986.

19. James W. (1904). The principles of psychology (Vol. 2). Henry Holt & Company.

20. Kozyreva Anastasia, Wineburg Sam and Ralph Her-twig (2022). Critical Ignoring as a Core Competence for Digital Citizens // URL://https://orcid.org/0000-0002-9908-9556.

21. Panizza F., Ronzani P., Martini C., Mattavelli S., Morisseau T., Motterlini M. (2022). Lateral reading and monetary incentives to spot disinformation about science. Scientific Reports, 12(1), 1-15.

22. Reijula S., Hertwig R. (2022). Self-nudging and the citizen choice architect. Behavioural Public Policy, 6(1), 119-149.

23. Wineburg S., McGrew S. (2019). Lateral reading and the nature of expertise: Reading less and learning more when evaluating digital information. Teachers College Record, 121(11).

References

1. Anisimov O. S. Development of critical thinking in a future specialist // Acmeology. 2010. No. 4 // URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-buduschego-spetsialista.

2. Bulgakov A. V. The principle of cultural mediation as a basis for comparative analysis of the results of research on intergroup adaptation in organizations // Bulletin of the

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Russian State University. The series «Psychology. Pedagogy. Education». 2015. No. 10 (153). P. 37-59.

3. Bulgakov A. V. Express-methodology for assessing professional competencies based on Internet programs of semantic analysis of texts // Organizational psycholinguis-tics. 2021. No. 2 (14). P. 74-94.

4. Voyutskaya N. How to evaluate your critical thinking. 10 signs that you think effectively // URL://https://re-minder.media/post/critical-thinking-checklist.

5. Interview about the future of psychology. Interview with A. G. Asmolov // URL://http://www.ipras.ru/cntnt/ rus/media/on-layn-bibliote/intervu-o-budush/intervu-s-a-g-asmolovim.html.

6. Klimova E. M. Cognitive strategies of decision-making by schoolchildren and their relationship with learning success: abstract. diss. ... cand. psychological sciences. M., 2008.

7. Kuvaldina M. B. The phenomenon of «blindness due to inattention» as a consequence of unconscious disregard: diss. ... cand. psychological sciences. SPb., 2010.

8. Makarova L. N., Sharshov I. A., Koroleva A.V. Critical thinking and cognitive styles of students // Bulletin of TSU. 2015. Issue 7 (147) // URL://https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/kriticheskoe-myshlenie-i-poznavatelnye-stili-studentov.

9. Martianova G. Yu. The principle of orientation to the norms and values of the client in the practice of psychological counseling // Bulletin of the PSTSU. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2016. № 2 (41) // URL://http s: //cyb erleninka.ru/ar-ticle/n/printsip-orientatsii-na-normy-i-tsennosti-klienta-v-pra ktike-psihologicheskogo-konsultirovaniya.

10. Prokofieva S. G. Psychological patterns of the activity of a manager for managing transaction costs of a firm: diss. ... cand. psychological sciences. Tver, 2004.

11. Stremousova E. N. Effectiveness of feedback in interpersonal relations of employees of the organization: dissertation ... cand. psychological sciences. M., 2010.

12. Ulyanina O. A., Fedotov S. N., Maryin M. I. Psychological counseling in the activities of psychologists of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs

of Russia // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2017. № 4 (71) // URL://http s: //cyberleninka. ru/article/n/p si-hologicheskoe-konsultirovanie-v-deyatelnosti-psihologov-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii.

13. Fetiskin D. N. Socio-psychological determinants and types of legal nihilism in children and youth groups: dissertation ... cand. psychological sciences. Kostroma, 2013.

14. Filonenko E. Rude can not be ignored, or How to respond to rudeness. October 12, 2022.

15. Allcott H., Braghieri L., Eichmeyer S., Gentzkow M. (2020). The welfare effects of social media. American Economic Review, 110(3), 629-676.

16. Ecker U. K. H., Lewandowsky S., Cook J. etc. (2022). The psychological drivers of misinformation belief and its resistance to correction. Nature Reviews Psychology, 1(1), 13-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Hertwig R., Engel C. (2016). Homo ignorans: Deliberately choosing not to know. Perspectives on Psychological Science, 11(3), 359-372.

18. Hertwig R., Grune-Yanoff T. (2017). Nudging and boosting: Steering or empowering good decisions. Perspectives on Psychological Science, 12(6), 973-986.

19. James W. (1904). The principles of psychology (Vol. 2). Henry Holt & Company.

20. Kozyreva Anastasia, Wineburg Sam and Ralph Her-twig (2022). Critical Ignoring as a Core Competence for Digital Citizens // URL://https://orcid.org/0000-0002-9908-9556.

21. Panizza F., Ronzani P., Martini C., Mattavelli S., Morisseau T., Motterlini M. (2022). Lateral reading and monetary incentives to spot disinformation about science. Scientific Reports, 12(1), 1-15.

22. Reijula S., Hertwig R. (2022). Self-nudging and the citizen choice architect. Behavioural Public Policy, 6(1), 119-149.

23. Wineburg S., McGrew S. (2019). Lateral reading and the nature of expertise: Reading less and learning more when evaluating digital information. Teachers College

Record, 121(11).

Информация об авторе

А. В. Булгаков — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор, академик АВН.

Information about the author

A. V. Bulgakov— Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor, Academician of AVN.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 12.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 20.05.2023; accepted for publication 12.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.