Научная статья на тему 'ОТ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ К ESG- И BCG-КОНЦЕПЦИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ'

ОТ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ К ESG- И BCG-КОНЦЕПЦИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИ\ВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG-КОНЦЕПЦИЯ / BCG-КОНЦЕПЦИЯ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ЦУР / ESG-РИСКИ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА / ИНВЕСТИЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / BCG-ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарева М.А., Ленков И.Н., Фокин Н.С.

В статье представлен генезис концепции устойчивого развития, рассматриваются ее структура, отличие и сходство различных подходов в ее создании, вопросы ответственного инвестирования, анализ отчетности и учета ESG-рисков. Авторами исследуется глобальный сдвиг в ESG-повестке с позиции специфики государственного управления и глобального поворота к интеграции биологических, циклических и зеленых принципов в экономику в разных странах (BCG). Результаты сравнительного анализа базовых принципов различных подходов в создании концепции устойчивого развития предлагается использовать для разработки стратегий устойчивого развития в различных секторах экономики, что является важным шагом на пути к более ответственному и устойчивому развитию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT TO ESG AND BCG CONCEPTS IN PUBLIC ADMINISTRATION: A CRITICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL FIELD

The article presents the genesis of the concept of sustainable development, discusses its structure, differences and similarities between different approaches to its creation, issues of responsible investment, analysis of reporting and accounting for ESG risks. The authors examine the global shift in the ESG agenda from the standpoint of the specifics of public administration and the global turn towards the integration of biological, cyclical and green principles into the economy in different countries (BCG). The results of a comparative analysis of the basic principles of various approaches in creating the concept of sustainable development are proposed to be used to develop strategies for sustainable development in various sectors of the economy, which is an important step towards a more responsible and sustainable development of society.

Текст научной работы на тему «ОТ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ К ESG- И BCG-КОНЦЕПЦИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 2

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-2-46-67 М.А. Сухарева, И.Н. Ленков, Н.С. Фокин*

ОТ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ К ESG- И BCG-КОНЦЕПЦИЯМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ

В статье представлен генезис концепции устойчивого развития, рассматриваются ее структура, отличие и сходство различных подходов в ее создании, вопросы ответственного инвестирования, анализ отчетности и учета ESG-рисков. Авторами исследуется глобальный сдвиг в ESG-повестке с позиции специфики государственного управления и глобального поворота к интеграции биологических, циклических и зеленых принципов в экономику в разных странах (BCG). Результаты сравнительного анализа базовых принципов различных подходов в создании концепции устойчивого развития предлагается использовать для разработки стратегий устойчивого развития в различных секторах экономики, что является важным шагом на пути к более ответственному и устойчивому развитию общества.

Ключевые слова: устойчи\вое развитие, ESG-концепция, BCG-концепция, цели устойчивого развития, реализация ЦУР, ESG-риски, нефинансовая отчетность, корпоративная социальная ответственность, социально ответственное инвестирование, экономика замкнутого цикла, инвестиции социального воздействия, BCG-экономика.

The article presents the genesis of the concept of sustainable development, discusses its structure, differences and similarities between different approaches to its creation, issues of responsible investment, analysis of reporting and ac-

* Сухарева Мария Алексеевна — кандидат экономических наук, ассистент факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: SuharevaMA@spa.msu.ru

Ленков Илья Николаевич — кандидат экономических наук, доцент факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: Lenkov@spa. msu.ru

Фокин Никита Сергеевич — студент факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: FokinNS@spa.msu.ru

counting for ESG risks. The authors examine the global shift in the ESG agenda from the standpoint of the specifics of public administration and the global turn towards the integration of biological, cyclical and green principles into the economy in different countries (BCG). The results of a comparative analysis of the basic principles of various approaches in creating the concept of sustainable development are proposed to be used to develop strategies for sustainable development in various sectors of the economy, which is an important step towards a more responsible and sustainable development of society.

Keywords: sustainable development, ESG concept, BCG concept, sustainable development goals, SDG implementation, ESG risks, non-financial reporting, corporate social responsibility, socially responsible investment, circular economy, social impact investment, BCG economy.

Введение

Социально-экономические и экологические проблемы с ХХ в. находятся в сфере интересов большинства стран мира и международных организаций, например, ООН, Всемирный банк, Международная организация труда (МОТ) и др. Выстроена система международных отношений, разработаны концепции по реализации международных целей в решении проблем борьбы с голодом, с социальным и экономическим неравенством. Предлагаются меры по снижению выбросов парниковых газов, принимаются резолюции, манифесты и декларации борьбы с социально-экономическими и экологическими рисками и угрозами, разрабатываются конкурирующие концепции устойчивого развития.

Целью статьи является анализ, систематизация и сравнение существующих современных концепций устойчивого развития, реализуемых в рамках государственного управления и направленных на преодоление проблем в социально-экономическом и экологическом поле.

Генезис концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого развития получила свое начало во второй половине ХХ в. в связи с обостряющимися социально-экономическими и экологическими проблемами. Ее эволюция началась с признания наличия серьезных проблем в экологии и обществе, с призыва к активным действиям для их решения. Официальное определение устойчивого развития было дано в 1987 г. в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Устойчивое развитие рассматривается как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные

потребности»1. Концепция устойчивого развития опирается на три взаимосвязанных элемента: экономика, общество и природа (рис. 1), на признании их равнозначности и взаимозависимости, на идеи о невозможности неограниченного роста на планете Земля и наличия объективных пределов роста2.

• Инновации

• Управление рисками

• Экспансия

• Занятость населения

• Повышение квалификации

• Бизнес-этика

• Соблюдение прав человека

• Инвестиции в некоммерческие организации

• Изобильный мир

Эффективное использование ресурсов Производство согласно принципам устойчивого развития Управление жизненным циклом продуктов

Сохранение чистого воздуха и воды

«Нулевые» отходы Экологическое правосудие

• Здравоохранение

• Контроль над изменением климата

• Сохранение биоразнообразия

Рис. 1. Компоненты концепции устойчивого развития3

В 1992 г. принципы устойчивого развития были зафиксированы в «Декларации по окружающей среде», была принята «Повестка дня на XXI век»4, сформулированы основные принципы устойчивого развития, которые подтверждены на конференции Организации

1 Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un-documents.net/ our-common-future.pdf (дата обращения: 13.12.2022).

2 Sinha R., Datta M., Ziolo M. Inclusion of ESG factors in investments and value addition: A meta-analysis of the relationship. In: Tarczynski W., Nermend K., eds. Effective investments on capital markets. Cham: Springer International Publishing; 2019: 93-109. DOI: 10.1007/978-3-030-21274-2_7

3 Зеленая экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная монография / под науч. ред. С.Н. Бобылёва, П.А. Кирюшина, О.В. Кудрявцевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019.

4 Декларация по окружающей среде и развитию и другие документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в популярном изложении. Публикация Центра «За наше общее будущее». Женева, 1993.

Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Эти принципы учитываются при разработке и реализации стратегий, программ и проектов во всех областях жизнедеятельности, чтобы обеспечить устойчивое развитие нашей планеты. Основные принципы устойчивого развития:

1. Интеграция экономических, социальных и экологических аспектов развития в единую цель. Это означает, что при разработке и реализации любой программы или проекта должны учитываться все три аспекта.

2. Принцип предосторожности. Он заключается в том, что если существует вероятность серьезного вреда для окружающей среды или здоровья людей, даже если нет научной уверенности в этом, необходимо принимать меры для предотвращения возможного вреда.

3. Принцип партнерства. Устойчивое развитие не может быть достигнуто одной страной или организацией. Для этого требуется сотрудничество между государствами, частным сектором и общественными организациями.

4. Принцип участия. Важно, чтобы все заинтересованные стороны были вовлечены в процесс принятия решений, касающихся устойчивого развития.

5. Принцип справедливости и равноправия. В рамках устойчивого развития необходимо учитывать потребности и интересы всех групп населения, включая бедных, меньшинства и женщин.

6. Принцип сохранения биоразнообразия. Разнообразие жизни на Земле — ключевой элемент устойчивого развития. Необходимо сохранять и защищать биоразнообразие при разработке и реализации любых проектов или программ.

7. Принцип сокращения выбросов. Необходимо сокращать выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и переходить на экологически чистые технологии и процессы.

В 1997 г. было принято международное соглашение по климату — Киотский протокол, направленный на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, действующий и сегодня. Государства берут обязательства по выполнению Киотского протокола, кроме того он позволяет торговать разрешениями на выбросы парниковых газов за счет использования следующих механизмов:

• Международная торговля квотами на выбросы. Страны, у которых есть запасные единицы выбросов (выбросы разрешены, но не «используются»), могут продавать эти избыточные мощности странам, которые превышают свои целевые показатели.

• Механизм чистого развития (МЧР). Схема компенсации выбросов углерода, позволяющая странам финансировать проекты по сокращению выбросов парниковых газов в других странах и требовать сэкономленных выбросов в рамках своих собственных усилий по достижению международных целевых показателей выбросов.

• Механизм совместного осуществления (СО). Страна- участник Киотского соглашения может инвестировать в проект по сокращению выбросов парниковых газов в любой другой стране-участника Киотского соглашения в качестве альтернативы сокращения выбросов внутри страны5.

В 2000 г. были сформированы Цели развития тысячелетия (ЦРТ)6 в комплексе 8 целей, 18 задач и более 40 показателей, принятых в реализацию до 2015 г. Через десятилетие были приняты стратегические документы ООН, которые сформулировали институциональную базу внедрения принципов устойчивого развития в государственное управление: «Будущее, которого мы хотим»7 и «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»8.

В 2015 г. на смену Целям развития тысячелетия (ЦРТ) была принята Генеральной Ассамблеей ООН Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., которая включает 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач для их достиже-ния9, являющиеся ориентирами для развития экономики.

Цели устойчивого развития являются всеобъемлющим комплексом целей, призывающих к действию государства, гражданское общество и частный сектор, для обеспечения устойчивого развития всех людей и планеты в целом. ЦУР — комплекс мировых целей, принятый Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2015 г. в рамках «Глобальной программы устойчивого развития к 2030 году» (рис. 2). Цели устойчивого развития:

5 Kyoto Protocol. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unfccc.int/ru/ kyoto_protocol (дата обращения: 15.02.2023).

6 OECD (1996). Shaping the 21th Century: The Contribution of Development Co-operation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/ dac/2508761.pdf (дата обращения: 16.12.2022).

7 Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, Бразилия. 20-22 июня 2012. ООН, 2012.

8 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ООН, Нью-Йорк, сентябрь 2015.

9 Transforming Our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development. 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epale.ec.europa.eu/sites/default/ files/21252030_agenda_for_sustainable_development_web.pdf (дата обращения: 13.12.2022).

1 Ликвидация нищеты 2 Ликвидация голода 3 Хорошее здоровье и благополучие 4 Качественное образование 5 Тендерное равенство 6 Чистая вода и санитария

7 Дешевая и чистая энергия 8 Достойная работа и экономический рост 9 Индустриализация, инновации и инфраструктура 10 Уменьшение неравенства 11 Устойчивые города и населенные пункты 12 Ответственное потребление и производство

13 14 15 16 17

Борьба с изменением климата Сохранение морских экосистем Сохранение экосистем суши Мир, правосудие и эффективные институты Партнерство в интересах устойчивого развития

Рис. 2. Цели устойчивого развития10

В российском законодательстве, большая часть нормативно-правовых актов регионального значения соотносятся с ЦУР, и адаптированы к национальному контексту, не подразумевают самостоятельную надстройку в законодательстве, посвященной реализации ЦУР11. Контекстность и адаптация целей устойчивого развития к национальной среде и местным приоритетам, осуществляется посредством разработки национального набора показателей ЦУР. В России этот подход реализуется не только на уровне страны, но и на уровне субъектов вследствие большой территории и социально-культурного разнообразия страны, особенности которых сравнимы с различиями между странами. Закрепление этих показателей осуществлено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стратегических документах Правительства Российской Федерации, в национальных и федеральных проектах12. Так, на достижение этих целей направлена реализация тринадцати национальных проек-

10 Transforming Our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epale.ec.europa.eu/sites/default/ files/21252030_agenda_for_sustainable_development_web.pdf (дата обращения: 13.12.2022).

11 Дмитрий Зайцев: аудит ЦУР — полезный инструмент для выявления рисков достижения национальных целей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/dmitriy-zaytsev-audit-tsur?highlight-search-result=%D0%A6%D0%A3%D0%A0 (дата обращения: 11.03.2023).

12 Росстат — Национальный набор показателей ЦУР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/sdg/national (дата обращения: 15.02.2023).

тов13 и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, которые представляют 107 из 169 задач ЦУР14. Для мониторинга ситуации по реализации целей устойчивого развития в России выпускается статистический ежегодник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации»15, публикуются данные на веб-портале Росстата в разделе «Цели устойчивого развития»16, на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) в подразделе 2.8. «Показатели достижения целей устойчивого развития Российской Федерации»17. Таким образом, постановка целей устойчивого развития приведена в соответствие с локальным контекстом.

Однако продолжаются международные исследования в области разработки индикаторов определения международных рейтингов стран по вопросам реализации мер, направленных на достижение устойчивого развития, например:

• Sustainable Development Report (Отчет об устойчивом развитии)18 — система индикаторов, воспроизводящая систему ЦУР.

• Human Development Report (Отчет о человеческом развитии)19, в котором представлены средние показатели в трех важных областях человеческого развития: долгая и здоровая жизнь, доступ к образованию и приемлемый уровень жизни.

• World Bank World Development Indicators — сборник сопоставимых на международном уровне статистических данных о глобальном развитии и борьбе с бедностью20.

13 Национальные проекты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (дата обращения: 15.02.2023).

14 Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2020. 240 с. С. 23. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

15 Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2022. Крат. стат. сб. / Росстат. М.: 2022. 87 с.

16 Росстат. О Целях устойчивого развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/sdg (дата обращения: 15.02.2023).

17 Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 15.02.2023).

18 Sustainable Development Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sdgindex.org/ (дата обращения: 18.02.2023).

19 Human Development Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// hdr.undp.org/ (дата обращения: 18.02.2023).

20 World Bank World Development Indicators. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datatopics.world-bank.org/world-development-indicators/ (дата обращения: 20.12.2022).

• Global Sustainability Competitiveness Index (Глобальный индекс конкурентоспособности в сфере устойчивого развития) измеряет конкурентоспособность стран на основе анализа данных по 131 показателю и др.21, 22 Несмотря на то, что все страны признают значимость целей устойчивого развития, тем не менее реализация ЦУР периодически сталкивается с недостатком финансирования. Решением этой проблемы является мобилизация не только государственного финансирования, но и частного капитала23, что оформлено в ESG-концепции.

ESG-концепция, концепции корпоративной социальной ответственности и концепции устойчивого развития: общее и различия

Концепция устойчивого развития и ESG-концепция имеют общую цель — обеспечить устойчивое развитие человечества в долгосрочной перспективе, выделяя экологические и социальные аспекты развития. Тем не менее, следует отметить, что концепция устойчивого развития представляет более широкую программу действий, чем ESG-концепция, ориентированная, в первую очередь, на корпоративное управление и инвестирование. Разработка и следование концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) представляет политику бизнеса, учитывающую интересы не только акционеров и собственников, но и общества в целом. Термин «корпоративная социальная ответственность» впервые появился в 1953 г. в работе Г.Р. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», в которой он указал на обязательство представителей бизнеса следовать целям и ценностям общества24.

В 2004 г. концепция КСО под давлением усилившихся экологических требований к компаниям трансформируется в ESG-концепцию: ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance —

21 Global Sustainability Competitiveness Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solability.com/the-global-sustainable-competitiveness-index/the-index (дата обращения: 20.12.2022).

22 Андронова И.В., Сахаров А.Г. Индекс устойчивого развития стран БРИКС: методологические аспекты // Вестн. международных организаций. 2022. Т. 17. № 3. С. 23-47. doi:10.17323/19967845-2022-03-02

23 Horton S. Financing the Sustainable Development Goals // Achieving the Sustainable Development Goals. Abingdon, Oxon; NY: Routledge, 2019. P. 206-225.

24 Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper and Row,

1953.

экологическое, социальное и корпоративное управление). На рис. 3 представлены экологические, социальные и управленческие факторы ее реализации:

Экологические Социальные Управленческие

о Выбросы парниковых газов о Условия труда и развитие сотрудников о Деловая этика

о Использование природных ресурсов о Качество и безопасность продукции о Управление цепочкой поставок

о Загрязнение окружающей среды о Социальные программы о Конфиденциальность и безопасность данных

Рис. 3. Позиции ESG-факторов25

В 2004 г. в докладе "Who Cares Wins"26 указывалось на необходимость включения принципов экологичности, социальной ориентированности и качества корпоративного управления в стратегии развития бизнеса. Можно предположить, что причиной создания ESG-концепции стала необходимость привлечения частных инвестиций в финансирование целей устойчивого развития, и бизнеса в качестве ключевого участника реализации УР. Более того, ESG-принципы отвечают ценностям современного общества, что способствует расширению фондов устойчивых инвестиций. В 2015 г. фонд устойчивый инвестиций состоял из менее $5 млрд, в 2020 — $51,1 млрд27.

Сегодня в области ESG-управления сформировалась экосистема, включающая:

• Концептуальный уровень, основанный на теории стейхол-деров.

• Нормативный уровень, включающий международные и национальные нормативно-правовые акты, по вопросам устойчивого развития и непосредственно ESG управления.

• Уровень оценки и мониторинга, состоящий из стандартов и рейтингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Гид по корпоративным ESG-рискам от Сбера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sber.pro/digital/uploads/2022/10/ESG_riski_2510_d114329496. pdf (дата обращения: 24.02.2023).

26 Who Cares Wins: Connecting Financial Markets to a Changing World. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/curated/ en/280911488968799581/pdf/113237-WP-WhoCaresWins-2004.pdf (дата обращения: 13.12.2022).

27 ESG-инвестиции захватывают мир. Что это и почему они все популярнее. РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/60efd 48d9a79477f9b55d91d (дата обращения: 24.02.2023).

• Проектный уровень, включающий национальные и международные проекты, направленные на реализацию ESG-ини-циатив28.

ESG-концепция: социально ответственное

инвестирование и импакт-инвестирование

ESG-инвестиции представлены вложениями в развитие компаний, работающих с возобновляемыми ресурсами (например, iShares Global Clean Energy ETF); зелеными облигациями для реализации экологических проектов; поддержкой компаний, обеспечивающих высокий уровень условий труда для сотрудников (например, Vanguard FTSE Social Index Fund Admiral); программами социально ответственного инвестирования (SRI — Socially responsible investing) с учетом морально-этических принципов, которыми оценивается деятельность компании29. SRI-инвестирование — более жесткая форма выбора объекта инвестиций по сравнению с ESG-инвестированием. Сторонники социально ответственного инвестирования не инвестируют в «греховные акции» (sin stocks), в производство, табака, алкоголя или оружия.

Целью ряда международных инициатив, таких как Принципы ответственного инвестирования ООН (PRI)30, является поддержка инвесторов в имплементации ESG-факторов в инвестиционный процесс. Крупные инвестиционные фонды, такие как BlackRock и Vanguard, начинают учитывать ESG-факторы при принятии решений об инвестировании31.

Особым видом инвестирования является импакт-инвестиро-вание, целью которого становится не только минимизация вреда природе и обществу, как в ESG-инвестировании, но и, помимо по-

28 ESG: три буквы, которые меняют мир [Текст]. Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2022 / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петько, М.С. Сабирова, С.В. Терсков, Е.А. Шишкин; под науч. ред. К.И. Го-ловщинского. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 138 с.

29 ESG-инвестиции захватывают мир. Что это и почему они все популярнее, РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/60efd 48d9a79477f9b55d91d (дата обращения: 24.02.2023).

30 United Nations Principles for Responsible Investment (PRI). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unpri.org/ (дата обращения: 22.06.2022).

31 Информационное письмо о рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования от 15.07.2020. № ИН_06_28/111. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/statichtml/file/59420/20200715_in_06_28-111. pdf (дата обращения: 24.02.2023).

лучения финансового результата, достижение измеримого положительного социального или экологического эффекта32.

ББв-концепция: инвестирование,

отчетность и риски

Проведенные исследования показывают, что компании, реализующие Б8С-принципы, имеют доходность не ниже, чем компании, которые их активно не реализуют33. При этом следует отметить, что доходность Б8С-ориентированных компаний связана не только с финансовыми параметрами стоимости, но и с нефинансовыми показателями, которые учитываются при определении инвестиционной привлекательности акций34. Корпоративная социальная ответственность компании, в том числе и реализация Б8С-принципов, позволяет увеличивать стоимость бренда, которая напрямую влияет на инвестиционную привлекательность бизнеса35, на уровень производительности труда и рост продаж36. Отдельным направлением исследований является определение влияния нефинансовой отчетности на цену акций компании37.

Принятие решений по инвестированию в Б8С-ориентированные компании основывается с учетом нефинансовой отчетности. Б8С-отчетность на данный момент является необязательной для публикации компаниями, однако рост внимания инвесторов к нефинансовой отчетности при принятии инвестиционных решений

32 Импакт-инвестиции: мировой опыт. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/12016141 (дата обращения: 24.02.2023).

33 Melas D., Nagy Z., Kulkarni P. Factor investing and ESG integration. In: Jurc-zenko E., ed. Factor investing: From traditional to alternative risk premia. Amsterdam: Elsevier; 2017: 389-413; Whelan T., Atz U., Clark C. ESG and financial performance: Uncovering the relationship by aggregating evidence from 1,000 plus studies published between 2015-2020. NY: NYU STERN Center for sustainable business; 2021. 19 p. URL: https://www.stern.nyu.edu/sites/default/files/assets/documents/NYU-RAM_ESG-Pa-per_2021.pdf (дата обращения: 24.02.2023).

34 Ефимова О.В., Волков М.А., Королёва Д.А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование // Финансы: теория и практика. 2021. № 4. С. 95-94; 82-97.

35 Жукова Н.Ю., Меликова А.Э. Социальная ответственность бизнеса: усиление стоимости бренда и влияние на финансовые показатели компании. Финансы: теория и практика. 2021; 25 (1): 84-102. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-1-84-102

36 Flammer C. Does corporate social responsibility lead to superior financial performance? A regression discontinuity approach. Management Science. 2015; 61 (11): 2549-2568. DOI: 10.1287/mnsc.2014.2038

37 Федорова Е.А., Степнов И.М., Дроговоз П.А., Ращупкина А.А., Ремесник А.А. Влияние уровня раскрытия корпоративной социальной ответственности на цену акций: количественный и текстовый анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 25 (3). С. 423-451.

не позволяет компаниям проигнорировать этот аспект. В России, несмотря на общественный запрос на нефинансовую информацию компаний, пока нет такой активной практики.

2018-

2020-

32% 65%

72% 25%

□ Структурированная оценка нефинансовых показателей в соответствии с утвержденной методикой

□ Неформализованная оценка нефинансовой отчетности

□ Поверхностный анализ / отсутствие анализа нефинансовых показателей

Рис. 4. Рост внимания инвесторов к нефинансовой отчетности при принятии инвестиционных решений38

Концепция ESG продолжает развиваться и набирать популярность в мировой экономике. В ближайшие годы ожидается дальнейшее усиление требований к учету факторов ESG в деятельности компаний со стороны инвесторов, регуляторов и общественности. Кроме того, в некоторых странах уже принимаются законодательные акты, обязывающие компании раскрывать информацию о своей деятельности с учетом ESG-факторов. Создание сертифицированных программ, позволяющих удостовериться, что продукт или услуга соответствуют принципам ESG, становится новым направлением в оценке деятельности компании39.

В XXI в. ESG-повестка занимает одно из первых мест при реализации национальной политики государства. В западных странах, таких как США и Европа, глобальный сдвиг в ESG-повестке проявляется в более жестких требованиях к компаниям и в более высоких стандартах в области устойчивого развития. Например, Европейский союз внедряет план «зеленого курса» для борьбы с изменением климата, который включает в себя цель достичь к 2050 г. нулевых выбросов углекислого газа40.

Глобальный сдвиг в ESG-повестке означает изменение акцентов в обсуждении и принятии решений, связанных с устойчивым

38 Нефтегазовая/нефтегазовая промышленность и глобальный климат. Повестка дня / EY. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ey.com/ru_ru/ oil-gas/cis-oil-gas-industry-and-global-climate-agenda (дата обращения: 13.12.2022).

39 Что будет с ESG? // Коммерсант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5410238(дата обращения: 20.12.2022).

40 Wirth D.A. The Paris Agreement as a New Component of the UN Climate Regime. International Organisations // Research Journal. 2017. Vol. 12. № 4. Р. 185-214.

развитием, в сторону более широкого и глобального подхода. Во-первых, все больше инвесторов и компаний признают важность учета ESG-факторов в своих стратегиях и принятии решений. Это происходит не только из соображений социальной ответственности, но и в связи с растущей убедительностью доказательств, что компании, учитывающие ESG-факторы, имеют более высокую финансовую производительность и меньшие риски. Во-вторых, государства все больше внедряют правовые и регуляторные меры, направленные на учет ESG-факторов. Например, в Европейском союзе в 2018 г. был принят пакет мер по устойчивому финансированию, включающий такие меры, как регулярные доклады компаний об учете ESG-факторов, обязательные стандарты для инвестиционных продуктов и т.д.41 В других странах также принимаются аналогичные меры поддержки глобального стандарта для учета ESG-факторов42. Наконец, потребители также становятся все более осознанными и требовательными в отношении ESG-факторов. Это приводит к тому, что компании, которые игнорируют эти факторы, могут столкнуться с отрицательными последствиями для своей репутации и бизнеса в целом.

На данный момент, несмотря на популярность данной концепции, в ней остаются фундаментальные пробелы. Во-первых, нет единых стандартов и нормативов, есть несколько сетей инициатив, которые предоставляют рекомендации по ESG-отчетности и оценке, но нет единого международного стандарта. Это означает, что компании могут самостоятельно определять свои приоритеты и стандарты для отчетности, что может привести к непрозрачности и недостатку надежности представленной информации. Во-вторых, так как нет единой методологии анализа, оценка ESG-данных часто является субъективной и может зависеть от точки зрения инвестора или аналитика. В-третьих, нефинансовая отчетность носит необязательный характер, поэтому информация часто бывает ограниченной. Наконец, появляется риск «зеленой мойки», когда компании используют отчетность, модернизируемую под ESG-рекомендации для демонстрации инвесторам своей деятельности в более позитивном ключе, чем она есть на самом деле. В целом, существует проблема транспарентности провайдеров ESG-оценок, которая заключается в том, что инвесторы и

41 ESG Ratings & Climate Search Tool — MSCI. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.msci.com/our-solutions/esg-investing/esg-ratings (дата обращения: 24.02.2023).

42 RAEX Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.raexpert. eu/ (дата обращения: 24.02.2023).

компании могут столкнуться с недостаточной информацией о том, как провайдеры ESG-оценок проводят свои исследования и как они делают свои выводы.

Особое значение в концепции уделяется учету ESG-рисков. ESG-риски (англ. ESG risks) — это риски, связанные с экологическими, социальными и управленческими факторами, которые могут повлиять на деятельность компании и ее финансовые показатели в долгосрочной перспективе. ESG-риски трансформируются в ре-путационные риски, которые влекут за собой трудности в привлечении инвестиций, повышение давления со стороны участников рынка, могут приводить к регуляторным штрафам и другим финансовым потерям. Поэтому для минимизации рисков многие компании и инвесторы уделяют все большее внимание ESG-факторам в своей деятельности.

Согласно оценке рейтингового агентства Moody's, в результате экономической стагнации в 2022 г., современное состояние повестки ESG привело к снижению выпуска всех видов «устойчивых» облигаций (включая зеленые, социальные и привязанные к показателям устойчивого развития) на 11% по сравнению с четвертым кварталом 2021 г.43

Антироссийские санкции не исключают необходимость проведения российскими компаниями ESG-повестки. Россия не отказывается от стратегической цели — достичь углеродной нейтральности к 2060 г., однако в ситуации, когда зарубежные агентства останавливают свое сотрудничество с российскими компаниями, они переориентируются на национальные рейтинги и метрики.

Кроме того, интеграция ESG-фактора российскими компаниями происходит на фоне поиска новых рынков сбыта и способов повышения эффективности экономики44. Поворот на Восток не исключает необходимости дальнейшего развития ESG-политики, так как Азиатско-Тихоокеанский регион является вторым после Европы по количеству инициатив ESG-регулирования45. В России актуальность ESG-повестки определяется социальными ценностя-

43 Что будет с ESG? // Коммерсант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5410238 (дата обращения: 20.12.2022).

44 Что будет с ESG? // Коммерсант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5410238 (дата обращения: 20.12.2022).

45 The Depth & Breadth of Regulatory Initiatives Across Regions in 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.issgovernance.com/file/ publications/iss-esg-the-depth-and-breadth-of-regulatory-initiatives-across-regions-in-2021.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

ми и ответственностью перед природой и обществом, интересами международной экономики и политическими мотивами46.

Принятая странами Запада санкционная политика радикально меняет европейскую модель торговли и инвестиций, ее стратегической задачей становится сокращение экспортного потенциала рынка России за счет введения потолка цен на некоторые виды сырья. В результате создаются благоприятные условия для форсирования развития «зеленых технологий». Хотя действия, предпринимаемые недружественными западными государствами, противоречат «зеленой повестке», и реализуются как элемент сдерживания экономического роста России, тем не менее, они напрямую стимулируют развитие углеродной нейтральности и создают основу для следующего этапа реализации «зеленой повестки»47. В этой ситуации главной составляющей российской политики является корректировка курса развития России. Поскольку при строительстве новых объектов инфраструктуры и переориентации сырьевого экспорта в восточные страны, российская экономика рискует сохранить зависимость от экспорта сырья с минимальной добавленной стоимостью. Таким образом, следует именно сегодня не останавливаться на пути формальной реализации концепции устойчивого развития, а совершить качественный переход к повышению эффективности использования всех экспортируемых ресурсов как для российской экономики, так и для блага нашей планеты.

Государственное управление

в сфере реализации концепций ББв

Для успешного внедрения Б8С-повестки необходима проак-тивная политика государства. На данный момент при отсутствии единых международных стандартов и требований проходит ее ин-ституционализация на национальном и региональном уровне.

Основными темами Б8С-повестки, которые затрагиваются регулированием, являются:

• Зеленые таксономии.

• Раскрытие информации о климатических рисках.

46 Б80: три буквы, которые меняют мир [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петь-ко, М.С. Сабирова, С.В. Терсков, Е.А. Шишкин; под науч. ред. К.И. Головщинского; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. С. 28.

47 Сухарева М.А. Углеродная нейтральность: перспективы развития и влияние на мировую экономику / М.А. Сухарева, И.Н. Ленков, Ч. Пуюй // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2022. № 3. С. 101-121.

• Стандартизация продукции.

• «Зеленые» ценные бумаги48.

Так, Правительством Российской Федерации было принято постановление, утвердившее национальную таксономию «зеленых» и «адаптационных» проектов, схожую с европейской49. Для урегулирования вопроса публикации нефинансовой корпоративной отчетности Банк России разработал рекомендации по раскрытию нефинансовой отчетности50, по учету ESG-факторов, решению вопросов устойчивого развития51 , созданию в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования52. На базе Российского союза промышленников и предпринимателей сформирован Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов53. Российские компании (следует отметить передовых участников Повестки ESG, таких глобальных игроков в России, как Сбер, РЖД, Новатэк, ПАО Магнит, АФК Система, Центринвест банк, крупнейшие энергетические компании и др.) все чаще начинают сообщать о своих ESG-показателях и принципах.

48 ESG: три буквы, которые меняют мир [Текст]: докл. XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петько, М.С. Сабирова, С.В. Терское, Е.А. Шишкин; под науч. ред. К.И. Головщинского. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. С. 28.

49 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/3hAvrl8rMjp19BApLG2cchmt35YBPH8z.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

50 Информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr. ru/StaticHtml/File/117620/20210712_in-06-28_49.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

51 Информационное письмо о рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/crosscut/ lawacts/file/5757 (дата обращения: 01.03.2023).

52 Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования / Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance). М.: 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/ press_04102019.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

53 Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rspp.ru/sustainable_development/registr/ (дата обращения: 01.03.2023).

В 2020 г. Российская Федерация приняла национальный проект «Экология», в котором зафиксировано финансирование деятельности по защите окружающей среды54.

Рис. 5. Уровни проникновения концепции устойчивого развития в государственное и корпоративное управление55

Соотношение концепции ESG с понятиями «экономика замкнутого цикла», «инвестиции социального воздействия» и «BCG-экономика»

С появлением новых технологий и модернизацией взглядов на устойчивое развитие в терминологическом поле все чаще встречаются такие понятия, как:

• «Экономика замкнутого цикла» (Circular Economy) — экономическая система, цель которой минимизировать отходы и максимизировать повторное использование и переработку ресурсов, отходы одного вида промышленности могут стать сырьем для другого;

• «Инвестиции социального воздействия» (Impact Investing) — форма инвестирования, направленная на достижение

54 Национальный проект «Экология». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 01.03.2023).

55 Источник: составлено авторами.

конкретных социальных или экологических целей, помимо получения финансовой выгоды;

• «BCG-экономика» — био-циркулярно-зеленая экономическая модель, новый подход к экономическому развитию, ориентированный на устойчивое развитие и защиту окружающей среды. Эта модель основывается на трех ключевых принципах: биоразнообразие, циркулярность и зеленая экономика.

Этими понятиями определена взаимосвязь факторов достижения целей устойчивого развития. Экономика замкнутого цикла (Circular Economy) и ESG — две взаимодополняющие позиции. Circular Economy основана на идее минимизации отходов и повторного использования ресурсов в производственных и потребительских процессах. Она направлена на создание экономической системы, в которой отходы считаются ценными ресурсами и максимально возвращаются в экономику. Это позволяет значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду и уменьшить потребление природных ресурсов. При этом ESG является фреймворком, который используется компаниями и инвесторами для измерения и управления социальными, экологическими и управленческими рисками в рамках своей деятельности. ESG-факторы учитываются при принятии решений об инвестировании и могут включать такие аспекты, как эффективное использование ресурсов, соблюдение экологических норм, управление отходами и соблюдение прав работников.

Circular Economy и ESG направлены на создание более устойчивой экономической системы, учитывающей социальные и экологические факторы. Применение концепции Circular Economy может быть средством для повышения своих ESG-показателей, что, в свою очередь, повысит их конкурентоспособность и способность к привлечению ESG-ориентированных инвесторов.

Инвестиции социального воздействия (Impact Investing) и ESG тесно связаны и часто используются вместе для привлечения социально ответственных инвестиций. Оба подхода находятся в сфере инвестирования с учетом социальных, экологических и управленческих аспектов бизнеса. ESG-подход используется для оценки социальной ответственности компаний и управления рисками. ESG-критерии охватывают широкий спектр аспектов, таких как использование энергии, отходы, управление трудовыми ресурсами, этичность бизнеса и т.д. Инвесторы могут использовать ESG-критерии при принятии инвестиционных решений, чтобы выбрать компании, которые соответствуют их ценностям и инвестиционным стратегиям.

Инвестиции социального воздействия, с другой стороны, фокусируются на финансировании компаний и проектов, которые имеют целью решение социальных и экологических проблем. Это могут быть проекты охраны окружающей среды, развития местного сообщества, борьбы с бедностью и т.д. Инвесторы, которые выбирают инвестирование в социальное воздействие, стремятся не только получить прибыль, но и сделать социальный вклад.

Таким образом, инвестиции социального воздействия представляют собой часть концепции ESG, которая концентрируется только на социальных инвестициях.

ESG и BCG: общее и различное

Bio-Circular-Green (BCG) — технология построения экономики, объединяющая три концепции: биоэкономику, экономику замкнутого цикла и зеленую экономику, на основе которых создается более устойчивый тип экономической системы, способной справляться с вызовами изменения климата и нехватки ресурсов.

Био-циркулярно-зеленая экономическая модель (BCG-модель) и ESG-концепция взаимосвязаны, поскольку обе направлены на достижение устойчивого развития и улучшение экологических, социальных и управленческих аспектов бизнеса. Хотя BCG и биоэкономика имеют общую цель преобразования экономики в более устойчивую и экологически безопасную модель, они не тождест-

венны56.

Биоэкономика — понятие, которое описывает экономическую модель, основанную на использовании биологических ресурсов, биомассы, растительных и животных отходов, биотехнологий для производства биоэнергии, пищевых продуктов, лекарств и др.

Биоразнообразие является первым принципом BCG-модели. Оно означает сохранение и защиту разнообразия живых организмов и экосистем, которые обеспечивают экономические, экологические и социальные выгоды для общества. Циркулярность — второй принцип модели использования ресурсов и материалов в замкнутом цикле для минимизации отходов и удовлетворения потребности в новых материалах. Наконец, зеленая экономика — это третий принцип модели, предлагающий использовать экономические механизмы и инструменты для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и создания экономической стоимости.

56 Lim M. K., Lai M., Wang C., Lee S. Y. Circular economy to ensure production operational sustainability: A green-lean approach. Sustainable Production and Consumption. Р. 130-144. Doi: 10.1016/j.spc.2021.12.001

Таким образом, хотя БСС и биоэкономика имеют много общего, БСС представляет более широкий подход, включающий концепции зеленой экономики и экономики замкнутого цикла. БСС-модель и Б8С-концепция являются взаимосвязанными и дополняют друг друга, поскольку Б8С-концепция оценивает социальную, экологическую и управленческую деятельность компаний с точки зрения инвесторов и других заинтересованных сторон, с учетом рисков и возможностей, обусловленных экологической устойчивостью, социальной ответственностью и качеством управления компанией. БСС-модель ориентирована на достижение экологической и социальной устойчивости, а Б8С-концепция помогает оценить устойчивость бизнеса в целом, и предоставляет инвесторам информацию для принятия инвестиционных решений.

Примером успешной реализации концепции БСС является производство биобазируемого разлагаемого пластика, в основе которого лежит другой биоресурс. Традиционные пластмассы производятся из ископаемого топлива, и они не являются биоразлагаемы-ми, что приводит к загрязнению окружающей среды и истощению ресурсов. Биобазированные пластмассы изготавливаются из таких материалов, как кукуруза, сахарный тростник или картофельный крахмал, и могут быть переработаны или утилизированы без ущерба окружающей среде.

Концепция БСС поощряет использование биобазированных материалов и внедрение принципов цикличной экономики в производство биобазированных пластиков, разработку технологий повторного использования и переработки отходов, создание систем производства с закрытым циклом, которые минимизируют отходы и энергопотребление, включают возобновляемы источники энергии в производственный процесс.

Заключение

БСС-модель управления представляет новый подход в организации экономики, ориентированной на устойчивость развития и защиту окружающей среды. Эта модель предлагает решение глобальных проблем мирового сообщества: изменения климата, потери биоразнообразия, усиления экономической несправедливости. Принципы БСС-модели могут помочь решить эти проблемы и создать более устойчивое, здоровое и справедливое будущее для всех. Реализация этой модели требует совместных усилий от правительств, бизнеса, научного сообщества и общественности в целом.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что концепция устойчивого развития становится управленческим ориентиром бизнеса и правительства в России и в большинстве стран мира. В этой концепции устанавливается не только экономическая, но и социальная, и экологическая ответственность, что требует от компаний и правительства принятия комплексных мер для решения текущих проблем и защиты жизни и интересов будущих поколений. Необходимо, чтобы при разработке стратегии управления бизнес-компании и правительственные органы учитывали все аспекты концепции устойчивого развития.

В концепции устойчивого развития разработан комплексный подход, объединяющий частные решения существующих проблем с акцентом на социальную и управленческую составляющие, с глобальной ответственностью/заботой об окружающей среде, о сохранении биоразнообразия/жизни на нашей планете. Первостепенным условием реализации этого подхода являются научно обоснованные проекты рационального ответственного потребления, что, в свою очередь, требует существенной трансформации стратегии политического управления экономикой.

Органы государственной власти должны создать правовую и экономическую инфраструктуру для реализации концепции устойчивого развития, обеспечить прозрачность и ответственность политики в этой области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Андронова И.В., Сахаров А.Г. Индекс устойчивого развития стран БРИКС: методологические аспекты // Вестн. международных организаций. 2022. Т. 17. № 3. С. 23-47. DOI: 10.17323/19967845-2022-03-02

Ефимова О.В., Волков М.А., Королёва Д.А. Анализ влияния принципов Е8С на доходность активов: эмпирическое исследование // Финансы: теория и практика. 2021. № 4. С. 82-97.

Е8С: три буквы, которые меняют мир [Текст]: докл. XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петько, М.С. Сабирова, С.В. Терсков, Е.А. Шишкин. Науч. ред. К.И. Голов-щинского. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 138 с.

Жукова Н.Ю., Меликова А.Э. Социальная ответственность бизнеса: усиление стоимости бренда и влияние на финансовые показатели компании. Финансы: теория и практика. 2021;25(1):84-102. DOI: 10.26794/2587-5671-202125-1-84-102

Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная монография / под науч. ред. С.Н. Бобылёва, П.А. Кирюшина, О.В. Кудрявцевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019.

Сухарева М.А., Ленков И.Н., Ч. Пуюй. Углеродная нейтральность: перспективы развития и влияние на мировую экономику // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21: Управление (государство и общество). 2022. № 3. С. 101-121.

Федорова Е.А., Степнов И.М., Дроговоз П.А., Ращупкина А.А., Ремесник А.А. Влияние уровня раскрытия корпоративной социальной ответственности на цену акций: количественный и текстовый анализ. Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 25 (3). С. 423-451.

Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. NY: Harper and Row, 1953.

Horton S. Financing the Sustainable Development Goals // Achieving the Sustainable Development Goals. Abingdon, Oxon, New York. NY: Routledge, 2019. P. 206-225.

Flammer C. Does corporate social responsibility lead to superior financial performance? A regression discontinuity approach. Management Science. 2015; 61 (11): 2549-2568. DOI: 10.1287/mnsc.2014.2038

Lim M.K., Lai M., Wang C., Lee S.Y. Circular economy to ensure production operational sustainability: A green-lean approach. Sustainable Production and Consumption, 30, 2022, pp. 130-144. DOI: 10.1016/j.spc.2021.12.001

Melas D., Nagy Z., Kulkarni P. Factor investing and ESG integration // Jurczen-ko E., eds. Factor investing: From traditional to alternative risk premia. Amsterdam: Elsevier, 2017. Р. 389-413;

Sinha R., Datta M., Ziolo M. Inclusion of ESG factors in investments and value addition: A meta-analysis of the relationship // Tarczynski W., Nermend K., eds. Effective investments on capital markets. Cham: Springer International Publishing, 2019. Р. 93-109. DOI: 10.1007/978-3-030-21274-2_7

Whelan T., Atz U., Clark C. ESG and financial performance: Uncovering the relationship by aggregating evidence from 1,000 plus studies published between 2015-2020. New York: NYU STERN Center for sustainable business; 2021. 19 p.

Wirth D.A. The Paris Agreement as a New Component of the UN Climate Regime. International Organisations Research Journal, vol. 12, no 4 // Russian and English). DOI. 2017. Т. 10. С. 1996-7845.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.