Научная статья на тему 'ОТ "КОММЕРЧЕСКОГО" ОБРАЗОВАНИЯ К "ЭКОНОМИЧЕСКОМУ": СЛУЧАЙ ИРКУТСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА, 1941-1945 ГГ'

ОТ "КОММЕРЧЕСКОГО" ОБРАЗОВАНИЯ К "ЭКОНОМИЧЕСКОМУ": СЛУЧАЙ ИРКУТСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА, 1941-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майдачевский Дмитрий Ярославович

С опорой на дисциплинарный подход в истории образования, отталкивающийся в своих построениях от предметного содержания знания, и избрав в качестве эмпирической базы случай Иркутского финансово-экономического института, автор реконструирует процесс смены модели и дисциплинарной структуры «коммерческого» образования «экономическим». И хотя этот переход исподволь подготавливался несколькими десятилетиями, наполненными попытками интегрировать функции коммерческого образования с экономической областью, непосредственный старт ему был дан внешними по отношению к науке и образованию силами. Местом встречи коммерческих и экономических дисциплин стала предметная область экономики отдельного предприятия, обязанная своим рождением политико-идеологической кампании по овладению партийно-хозяйственным активом промышленных предприятий экономическими знаниями, инициированной XVIII Всесоюзной конференцией ВКП(б) (1941 г.). Начавшаяся война способствовала формированию видения экономики предприятия как научно-практической области знания, использующей широкий арсенал приемов и способов экономического анализа для целей обеспечения рационального функционирования производства и выявления его резервов. Обретшая право на жизнь за пределами научной и образовательной среды, предметная область экономики предприятия фактически перешагнула вузовский порог, трансформируя его образовательные и научные программы и интегрируя дисциплинарные модели и структуры экономического и коммерческого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майдачевский Дмитрий Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM "COMMERCIAL" TO "ECONOMIC" EDUCATION: THE CASE OF IRKUTSK FINANCIAL AND ECONOMIC INSTITUTE OF 1941-1945

The author of the article reconstructs the shift, which occurred in the model and disciplinary structure of «commercial» education towards «economic» one. The research is based on disciplinary approach in the history of education, which builds on subject-oriented character of knowledge and empirical analysis of Irkutsk Financial and Economic Institute case. Although the shift was being discreetly prepared for several decades and included many attempts to integrate commercial functions of education with economic field, its real start was caused by external to science and education factors. The subject area of a business economics became the point of intersection for economic and commercial disciplines. The area appeared mainly due to political and ideological campaign aimed at making the enterprises’ party core groups aware of economic knowledge. The 18th All-Union Conference of Communist Party initiated the campaign in 1941. The outbreak of war forced people to view the business economics as a scientific and practical field of study, which applies many techniques and methods of economic analysis in order to ensure effective operation and reveal its potential reserves. After obtaining the right to operate beyond the scientific and practical environment, the subject area of business economics entered the higher education area, transforming its educational and research programs and integrating the disciplinary models and structures of economic and commercial education.

Текст научной работы на тему «ОТ "КОММЕРЧЕСКОГО" ОБРАЗОВАНИЯ К "ЭКОНОМИЧЕСКОМУ": СЛУЧАЙ ИРКУТСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА, 1941-1945 ГГ»

JEL classification: A20, I25, M21, N24 УДК 378.4(571.53)(091) DOI 10.17150/2308-2488.2021.22(3)377-405

Д.Я. Майдачевский

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ОТ «КОММЕРЧЕСКОГО» ОБРАЗОВАНИЯ К «ЭКОНОМИЧЕСКОМУ»: СЛУЧАЙ ИРКУТСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА, 1941-1945 гг.*

75-летию Победы и 90-летию Байкальского государственного университета посвящается

Аннотация. С опорой на дисциплинарный подход в истории образования, отталкивающийся в своих построениях от предметного содержания знания, и избрав в качестве эмпирической базы случай Иркутского финансово-экономического | института, автор реконструирует процесс смены модели и дисциплинарной структуры «коммерчес- «г кого» образования «экономическим». И хотя этот переход исподволь подготавливался несколькими g десятилетиями, наполненными попытками инте- f грировать функции коммерческого образования с | экономической областью, непосредственный старт J ему был дан внешними по отношению к науке и об- J разованию силами. Местом встречи коммерческих | и экономических дисциплин стала предметная об- § ласть экономики отдельного предприятия, обязанная своим рождением политико-идеологической кампании по овладению партийно-хозяйственным &

* Окончание. Начало см.: Историко-экономические исследования. 2021. Т. 22, № 2. С. 189-219.

© Майдачевский Д.Я., 2021

&

&

о

а

активом промышленных предприятии экономическими знаниями, инициированной XVIII Всесо- * юзной конференцией ВКП(б) (1941 г.). Начавшая- | ся война способствовала формированию видения

377

GO

ев

экономики предприятия как научно-практической области знания, использующей широкий арсенал приемов и способов экономического анализа для целей обеспечения рационального функционирования производства и выявления его резервов. Обретшая право на жизнь за пределами научной и образовательной среды, предметная область экономики предприятия фактически перешагнула вузовский порог, трансформируя его образовательные и научные программы и интегрируя дисциплинарные модели и структуры экономического и коммерческого образования.

Ключевые слова. Дисциплинарная историография, история коммерческого образования, история экономического образования, экономика предприятия, экономический анализ.

Информация о статье. Дата поступления 20 марта 2021 г.; дата принятия к печати 12 июля 2021 г.; дата онлайн-размещения 26 августа 2021 г.

D.Ya. Maidachevsky

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

FROM «COMMERCIAL» TO »ECONOMIC» EDUCATION: THE CASE OF IRKUTSK FINANCIAL AND ECONOMIC INSTITUTE OF 1941-1945**

In the honor and memory of the 75th anniversary of the Great Victory and the 90th anniversary of Baikal State University

Abstract. The author of the article reconstructs the shift, which occurred in the model and disciplinary structure of «commercial» education towards ;2 «economic» one. The research is based on disciplinary

approach in the history of education, which builds on subject-oriented character of knowledge and empirical analysis of Irkutsk Financial and Economic In-

г

TS

w

«

** Ending. Start see: Journal of Economic History & History of Economics. 2021. T. 22, no. 2. Pp. 189-219.

stitute case. Although the shift was being discreetly 2 ; prepared for several decades and included many at- - J tempts to integrate commercial functions of educa- 88 j tion with economic field, its real start was caused by external to science and education factors. The subject | area of a business economics became the point of intersection for economic and commercial disciplines. The area appeared mainly due to political and ideological campaign aimed at making the enterprises' party core groups aware of economic knowledge. The 18th All-Union Conference of Communist Party initiat- j ed the campaign in 1941. The outbreak of war forced people to view the business economics as a scientific and practical field of study, which applies many techniques and methods of economic analysis in order to ensure effective operation and reveal its potential reserves. After obtaining the right to operate beyond the scientific and practical environment, the subject area of business economics entered the higher education ^ area, transforming its educational and research pro- §, grams and integrating the disciplinary models and I structures of economic and commercial education. ^

Keywords. Disciplinary historiography, history of | commercial education, history of economic education, business economics, economic analysis. ^

Article info. Received March 20, 2021; accepted ^ July 12, 2021; available online August 26, 2021. S

Цена Победы I

n

На начальном и самом тяжелом ее этапе война, s

' s

безусловно, сместила приоритеты в деятельности | отделов агитации и пропаганды, лишь на время, од- -§ нако, приостановив работу по организации изуче- = ния руководящими кадрами экономики предприятий. Жизнь последних, которая потекла по зако- * нам военного времени, претерпела кардинальную S перестройку, связанную с мобилизацией, размеще- | нием и организацией производств (и, соответствен- |

но, кадровой их составляющей), эвакуированных |

|

из западных районов страны, переходом на выпуск ^

а

со ав

оборонной продукции и т.д.1 И хотя уже в силу одних только перечисленных причин программа экономического «всеобуча» не потеряла своей актуальности — к руководству пришли новые люди, неопытные в вопросах экономики предприятий и незнакомые с практикой аналитической работы, — 2 война не просто подтвердила эту актуальность, но в многократно усилила ее.

I Отлаженная и растущая быстрыми темпами воен-

| ная экономика страны попросту не могла игнориро-£ вать экономику предприятия. Нужды фронта и тыла | обеспечивались преимущественно за счет собственно-| го промышленного производства. Расширенное воспроизводство осуществлялось за счет внутренних накоплений, повышения производительности труда, мобилизации внутрипроизводственных резервов, снижения себестоимости. Остро востребованными, поэтому, стали учет и анализ производственной деятельности, а сопровождавшийся изысканием резервов сокращения ■§ затрат, снижения себестоимости выпускаемой продук--§ ции. И, как следствие, на повестку дня встал вопрос возобновления программы экономической подготов-Ц ки кадров, нацеливавшей на практическое использо-| вание всего арсенала приемов и способов экономического анализа как непременного условия выявления резервов производства. В условиях военного времени работу эту предстояло строить, однако, на принци-| пиально иных началах: к руководству программой на I смену партийным пропагандистам должны были при-^ йти профессиональные экономисты.

1 Один из авторов упоминавшихся статей — А.Я. Локшин, в своей брошюре, изданной в серии «В помощь экономическому об-^ разованию кадров» по ходу войны, признавался, что в первый ее период «.. .вопросы хозяйственного расчета и финансов предприятий нередко недооценивались многими руководителями предприятий и хозяйственных организаций, ослабившими внимание к себестоимости продукции, к уровню затрат и прибыли». (Локшин А.Я. Баланс промышленного предприятия и его анализ. М., 1944. С. 7).

_ _ (Л I

К моменту перезагрузки программы экономи- 21 ческого образования руководящих хозяйственных -1 кадров ИФЭИ с неимоверными трудностями пре- 88' одолевал, пожалуй, самый сложный период в своей : истории. Показателями глубины «падения» стали ¡ заполненное менее чем на четверть штатное расписание профессорско-преподавательского состава, ре- \ гулярное нарушение учебных планов и программ, отсутствие в них в силу острого кадрового «голода» ряда базовых дисциплин (например, той же эконо- ! мики социалистической промышленности) и, как ] результат, невыполнение плана учебной нагрузки [1, с.102-103]. И все же, уже в 1942-43 учебном году вуз вступал с оптимизмом, который просматривался за объявлением об осеннем2 наборе студентов. В нем фактически претерпевала трансформацию профессиональная миссия вуза. Прежде нацеленный § исключительно на подготовку «высококвалифици- ^ рованных экономистов для работы в финансовых £ органах», вуз заявлял о подготовке им специалистов | и для промышленности, и для торговли («для рабо- ^ ты в системе Наркомторга»). Наряду с привычным ^ набором на финансово-экономический факультет ^ (правда, само слово «факультет» применительно к I финансово-экономической подготовке практически Ц не использовалось, привычным было выделение от- 1 делений — государственных доходов, бюджетного и | банковского, хотя в структуре вуза и присутствовал | формально еще один факультет — рабочий), в са- ■§ мый разгар войны объявлялся прием на вновь орга- ^ низуемый торгово-экономический факультет3. |

2 Зимний набор проводился в январе 1942 г., с началом занятий с 15 февраля.

3 Восточно-Сибирская правда. 1942. 25 июля.

Этот, так и нереализованный на практике (только *

в 1947 г., наряду с подготовкой финансистов вузом бу- | дет начата подготовка сразу по трем экономическим |

со ав

специальностям, а с 1952 г. начнут функционировать и три полноценные специальные кафедры: экономики промышленности, сельского хозяйства и торговли), но идущий в русле движения вуза от коммерческого образования к экономическому проект интересен, прежде всего, своим инициатором. В качестве таково-2 го мы полагаем Виктора Александровича Зайденвар-= га (1907 — ?), фигуру важную и знаковую для истории I вуза пред- и военного периодов, однако, незаслужен-| но, на наш взгляд, забытую. Его имя, хотя и мелька-£ ет на страницах опубликованных истории вуза и его | хроники, посвященной ему статьи нет в приурочен-| ном к 70-летию вуза справочно-биографическом здании «История в лицах» [2].

В.А. Зайденварг был направлен в Иркутск в середине 1930-х гг. из Ленинграда по окончании аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации. Молодой кандидат экономических наук не только а стал доцентом СФЭИ / ИФЭИ, но и возглавил одну из £ ключевых кафедр вуза — финансов и денежного об--§ ращения в СССР4. Именно по его инициативе и под его редакцией в 1940 г. одновременно вышли в свет Ц и уже упоминавшийся первый выпуск сборника сту-| денческих работ, и первый в десятилетней истории вуза сборник научных статей преподавателей. Для последнего ученый подготовил сразу две публикации: «Сталин о финансах» и «К вопросу о пределах суще-| ствования советских денег»5. Креативность молодого

^ 4 Огневский Л. Институт и его молодые ученые // Восточ-

^ но-Сибирская правда. 1938. 23 нояб.

^ 5 Зайденварг В. Сталин о финансах // Сборник статей.

^ Вып. 1 / отв. ред. В. Зайденварг; Иркут. фин.-экон. ин-т. Иркутск, ^ 1940. С. 5-25; его же. К вопросу о пределах существования советских денег // Там же. С. 59-74. Этой научной проблематике Зайденварг не изменял и публикуя статьи для широкого круга ,« читателей на страницах газет: Зайденварг В. Бюджет социалисти-« ческого государства // Восточно-Сибирская правда. 1941. 15 апр.; его же. Советские займы // Там же. 1942. 10 апр.

преподавателя была замечена и поддержана и в 1941 г. 2 ! В.А. Зайденварг был назначен исполняющим обязан- -! ности заместителя директора ИФЭИ по научной и 88' учебной работе, а после утверждения в июле 1942 г. в должности директора института Александра Гурьеви- ¡ ча Борисова (1897 — ?), также почти год дожидавшегося приказа Наркомата финансов СССР, избавился от | приставки «и.о.» к своей должности6.

Занятая должность не стала для ученого и педагога синекурой, и не только из-за тягот военного времени, переживаемого страной, высшей школой и руководимым вузом. Вслед за первым последовало и второе, куда более ответственное назначение, отказаться от которого было невозможно — возглавить отдел пропаганды и агитации Иркутского горкома ВКП(б). За назначением на эту должность руководителя научных и образовательных программ вуза (да еще с правом совмещения § должностей) просматривается нечто большее, чем ря- ^ довое кадровое укрепление пропагандистского фрон- £ та. Оно свидетельствует, скорее, о смене приоритетов | в агитационно-пропагандистской работе, ставшей ре- ^ зультатом осознания решающей роли эффективной ^ экономической организации в военных усилиях стра- ^ ны. Принятое с очевидным прицелом на реанимацию 1 кампании по экономическому образованию партийно-хозяйственных кадров промышленных предприя- 1 тий города, оно, вне всяких сомнений, предполагало | более широкое привлечение для целей последней ву- | зовского потенциала (который начиная с 1943 г. стал ■§

6 В.А. Зайденварг покинул Иркутск на исходе 1944-45 учеб- §

ного года, вернувшись в освобожденный Ростов-на-Дону, в Ро- ^

стовский финансово-экономический институт (выпускником б

которого являлся), где возглавил кафедру денег и кредита. В цен- |

тре внимания его научных работ в послевоенный период были |

финансово-кредитные аспекты деятельности торговых организа- 1

ций («Банковский контроль в советской торговле»,1956; «Анализ б

хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций», 1 1961; «Эффективность кредитования торговли», 1971; и др.).

со се

восстанавливаться и укрепляться7), и, наконец, на возможность направить развитие этого потенциала в сторону преследуемых кампанией целей. Вузу надлежало выйти за узкие рамки профессиональной подготовки конторских служащих, откликнуться на запросы, со всей определенностью сформулированные обществом8.

^ 7 Восстановление потенциала шло разными путями: отзыва

2 преподавателей из действующей армии, трудоустройства препо-а давателей из эвакуированных и большей частью прекративших

3 свою работу других финансово-экономических вузов страны, £ перевода на преподавательскую работу экономистов-практиков, ^ включения в штат совместителей. Особо, однако, обратим внимание на использование кадров Всесоюзного заочного финансо-

э во-экономического института (ВЗФЭИ). Консультационное бюро этого учебного заведения начало свою деятельность в Иркутске в 1932 г. на базе учебного комбината краевого финансового управления, но уже начиная со следующего года его учебно-консультационный пункт разместился в СФЭИ / ИФЭИ, иногда просто именуясь заочным сектором последнего. После начала войны деятельность ВЗФЭИ и его региональных отделений была приостановлена и возобновилась лишь в преддверии 1942-43 учебно-§ го года (Восточно-Сибирская правда. 1942. 25 июля). Только воза обновлением работы учебно-консультативного пункта ВЗФЭИ, а также тем фактом, что ИФЭИ незадолго перед тем возглавил ^ А.Г. Борисов, командированный Наркоматом финансов СССР с должности помощника директора ВЗФЭИ, можно объяснить по-Ц явление в Иркутске и включение не только в учебный и научный 1 процесс, но и в программу семинаров по экономическому обра-^ зованию хозяйственных кадров, например, кандидата экономи-£ ческих наук и доцента этого вуза Александра Ивановича Голов-£ цова (1907-1957).

8 Мы полагаем 1943 г. переломным в этом отношении для £ высшей экономической школы, на что практически не обращает Ц внимания история отечественного экономического образования. ^ Именно в этом году постановление Совета народных комиссаров § (правительства) СССР (от 15 мая, № 527) признало несоответству-^ ющей требованиям времени практику присвоения звания эконо-ц миста не окончившим высших и средних специальных учебных ^ заведений, а также практикам, и установило, что это звание мо-^ жет отныне присваиваться только лицам, окончившим высшие экономические учебные заведения, экономические факультеты университетов и институтов. Постановление также поручало соответствующим ведомствам выработать номенклатуру должностей, которые должны были замещаться работниками, имеющими высшее экономическое образование (О правовом положении

Одним из первых шагов отдела пропаганды и аги- 2 I тации под руководством В.А. Зайденварга стало от- -! крытие Иркутского городского (вечернего) марксист- 488 ско-ленинского университета. Безусловно, созданный, как и сотни ему подобных по стране, в первую очередь для целей подготовки пропагандистских кадров для всех звеньев партийной учебы, университет решал задачи не одного лишь углубления знаний в области марксистско-ленинской теории (только с середины 1960-х эта миссия будет закреплена названием — | «университет марксизма-ленинизма»), но и расширения общего политико-экономического и культурного кругозора слушателей, состав которых включал далеко не только партийных, советских, профсоюзных или комсомольских «ответработников» / функционеров.

Открытый 11 апреля 1943 г. в составе двух факультетов — историко-партийного и истории международ- § ных отношений9, университет уже в июле добавил к ^ ним и экономический10 (только к началу второго года £ работы структура стабилизируется, включая фило- § софский, исторический и экономический факульте- ^ ты). Местом работы лекториев в течение военных лет ^ станут, главным образом, аудитории университета, пе- ^ дагогического и финансово-экономического институ- ! тов, а лекторами — профессора и доценты этих вузов11. |

__1

лиц, окончивших экономические высшие учебные заведения и 1

экономические факультеты университетов и институтов // Со- о

брание постановлений и распоряжений Правительства Союза Со- ^

ветских Социалистических Республик. 1943. № 7 (7 июля). С. 116.). "§

9 Восточно-Сибирская правда. 1943. 13 апр. £

10 Восточно-Сибирская правда. 1943. 9 июля. §

11 Не останавливаясь специально на лекционной деятельности ^ преподавателей ИФЭИ в период войны в рамках ли университета б марксизма-ленинизма или лекционного бюро обкома и горкома | ВКП(б), упомянем лишь об одной лекции, прочитанной В.А. Зай- | денваргом, тем более, что она удостоилась отдельной заметки в об- 1 ластной газете. Такое внимание к этому рядовому, в целом, событию б было обусловлено не только тем, что она открывала «цикл публич- | ных лекций по международным, военным, социально-экономиче- о

со се

Впрочем, не обойдется и без исключений, касающихся, главным образом, мест проведения занятий: у университета появятся «филиалы». Нам известно лишь об одном из них, хотя не будет ошибкой или преувеличением допустить возможность существования и других, поскольку университетская филиальная «сеть» функционировала на базе крупных промышленных пред-= приятий города, являясь, по сути, частью программы

1 экономического образования партийно-хозяйствен-| ных кадров последних. Объявление в Восточно-Сибир-£ ской правде от 10 декабря 1944 г., приглашая слушате-| лей на очередное занятие в аудиторию пединститута, | извещало и об одновременном начале занятий у «учащихся филиала марксистско-ленинского университета», которые должны были состояться в Доме культуры авиационного завода № 39 им. И.В. Сталина12.

Одновременно с началом занятий марксистско-ленинского университета весной того же 1943 г. а возобновилась работа семинаров по экономическому ■§ образованию для партийно-хозяйственного актива -§ промышленных предприятий города. И свой рестарт § это направление деятельности отдела пропаганды и Ц агитации взяло с краткосрочного семинара для дирек-| торов промышленных предприятий города, организованного на базе ИФЭИ и силами его преподавателей13. ^ Прямо по ходу работы семинара В.А. Зайденварг

опубликовал на страницах «Восточно-Сибирской прав-

§

£ - -

| ским и естественнонаучным вопросам», но вызвала неподдельный

<3 интерес слушателей: лекция привлекла внимание более 1 000 (!) че-

^ ловек, которые, по ее окончании, буквально «засыпали» докладчика

2 вопросами. В лекции на тему «О возмещении ущерба, причиненно-^ го гитлеровской Германией Советскому Союзу» докладчик, как пи->1 сала газета, «показав значение вопроса о возмещении ущерба, при-^ вел ряд соображений о размере ущерба, о возможных источниках и

наиболее целесообразных формах его возмещения и о принципах § распределения платежей между союзными странами» (Интересная § лекция // Восточно-Сибирская правда. 1944. 30 янв.).

12 Восточно-Сибирская правда. 1944. 10 дек.

13 Восточно-Сибирская правда. 1943. 25 апр.; 1943. 9 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ды» обширную статью с выдержанным в духе кампании 2 !

заголовком — «Повысить экономическое образование 08-

хозяйственных и партийных руководящих кадров» [3]14, 88' но с содержанием, далеко выходящим за его рамки. Не : для того, чтобы в очередной раз напомнить общественности о важности указанного участка работы партии или призвать к порядку через партийную печать нерадивых хозяйственников, игнорирующих занятия, но с целью разъяснения содержательной направленности | экономического образования, даваемого семинаром командирам производства, или видения экономики пред- ] приятия, предложенного последним его организаторами. С целью, заметим, немаловажной, поскольку предложенное видение не было единственным и, более того, вынужденно было конкурировать с альтернативными.

Статья В.А. Зайденварга демонстрирует понимание экономики предприятия как области знания, в § основании которой лежит бухгалтерский учет, анали- ^ тическая обработка информации которого позволяет £ обеспечивать рациональное функционирование про- б§ изводства. Управление предприятием, подчеркивает ^ ученый, основано не только на таких функциях как ^ планирование или техническая организация, но пре- ^ жде всего на учетной функции, которую и выполняет ! система бухгалтерского учета — важнейшее средство 1 для достижения экономии ресурсов и рациональной 1 организации производства. «Некоторые хозяйствен- | ные и партийные руководители считают, что самым | важным является освоение техники производства, пла- ■§ новый выпуск продукции и хорошее качество ее, а все £

остальное (себестоимость, состояние учета и т.п.) — де- §

*

14 Появление сначала этой статьи и лишь три месяца спустя б

столь же пространной его работы, озаглавленной «Всемерно улуч- |

шать политическую агитацию на предприятиях» (Восточно-Сибир- |

ская правда. 1943. 18 авг.), свидетельствует и о расставленных при 1

назначении В.А. Зайденварга приоритетах, и о том, что сам проект б

экономического образования партийно-хозяйственных кадров вы- 1 шел далеко за узкие рамки политико-идеологической кампании.

со св

лом второстепенным. Но подобного рода рассуждения лишь показывают их экономическую неграмотность, недостаточность экономического кругозора. Они даже не подозревают, что эффективное использование самой техники во многом зависит от овладения экономикой производства. Не понимая этого, руководители предприятий не заглядывают в балансы, не анализи-= руют их. А некоторые из них, если и заглядывают в = балансы, то в силу недостатка экономического образо-| вания не могут критически отнестись к цифрам, пред-i лагаемым работниками плановых отделов. Это значит, | что такой руководитель не является руководителем в | подлинном смысле этого слова...» [3].

Именно бухгалтерский учет, информация, содержащаяся в его отчетах и ее систематический анализ, позволяют оценивать эффективность работы предприятия и оперативно вырабатывать оптимальные управленческие решения. «В таком синтетическом а показателе как себестоимость продукции, — приво-£ дит пример В.А. Зайденварг, — обнаруживаются все -§ основные стороны производства: степень рациональ-« ного использования сырья, топлива и оборудования, | организация производства, производительность труда | и т.п. Себестоимость продукции легко вскрывает успехи и неудачи предприятия». Однако неверно думать, что себестоимость в этом ее качестве информативна § лишь своими итоговыми значениями: «.при хоро-| шо поставленном оперативном учете можно и нужно I направлять экономическую деятельность так, чтобы ^ планы по себестоимости и по прибылям, безусловно, ^ выполнялись» [там же]. Информация, предоставля-,« емая управленческой отчетностью необходима для Q принятия правильных тактических управленческих "I решений, касающихся объективной оценки состояния Js резервов производства и степени их использования.

Не мог обойти вниманием В.А. Зайденварг и условий военного времени, в которых работали предпри-

ятия и которые выдвинули на первый план видение 2

экономики как поиска / выбора оптимальных путей 08-

мобилизации производственного потенциала и рас- 488 пределения ресурсов. Экономика предприятия следовала принципу экономической «рациональности» в смысле поиска эффективного сочетания факторов производства и ассортимента продукции, достижения экономического результата при минимальных затратах. Призыв партии «Все для фронта, все для Победы!», в котором была выражена суть всеобщих усилий, ! отнюдь не означал для ученого, что Победа в войне не имеет своей «цены». «Для тыла ... это означает осуществление такой экономии, которая бы высвобождала все новые и новые средства для снабжения Красной Армии всем необходимым и во все увеличивающихся размерах» [3]. Непременным условием достижения

этой цели он и видел расширение хозяйственными ру- §

ководителями своего экономического кругозора и не ^

формальное, а реальное овладение ими экономикой и £

финансами предприятия. Программа семинара виде- §

лась ему, поэтому, программой формирования интел- ^

лектуальных основ для применения экономического ^

мышления / подхода к вопросам финансовой отчетно- ^

сти предприятия и определения затрат производства. 1

В статье обращает на себя внимание не просто про- 1

тивопоставление техники / организации производства 1

его экономике, но критика автором подхода, отдающе- |

го приоритет технической составляющей над экономи- |

ческой: «овладение лишь одной технической стороной ■§

производства явно недостаточно. К производству необ- £

ходимо подходить не односторонне, а постоянно и глуб- |

же вникать во все его звенья, не только в технику, но и в *

экономическую деятельность предприятия» [там же]. |

Такой односторонностью явно страдала, напри- |

мер, деятельность Областной плановой комиссии 1

(осуществлявшаяся помимо выполнения ее основных | функций), направленная на всемерное развитие про-

со ов

изводства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья и отходов производства предприятиями промышленности и промкооперации местного подчинения. Издававшая в 1942-1944 гг. бюллетень «В помощь предприятиям», комиссия превратилась фактически в «организационно-технический 2 центр», собравший вокруг себя местных ученых, инже-= неров и техников [4, с. 76-81], но при этом полностью £ игнорировавший вопросы экономики предприятия, | а точнее — демонстрировавший «предметное / вещ- ное» ее видение15. Приверженцы «финансового» по-с нимания экономики предприятия, вынуждены были | даже упрекать в печати своих коллег-экономистов из плановой комиссии за то, что те не использовали в своей работе балансового метода как позволяющего решать основную задачу экономики — удовлетворения потребностей в условиях ограниченных ресурсов, не говоря уже о соизмерении первых по показателям а затрат и результатов, выявлении хозяйственных резер-■§ вов или источников привлечения ресурсов и т.д. Вклю--§ чившийся в борьбу за экономию материалов промыш-§ ленностью города и рациональное использование ею | ресурсов А.И. Головцов писал: «Было бы целесообраз-| но при составлении нового плана попытаться, хотя бы в масштабах одного города Иркутска (не говоря пока об области), составить балансы отходов предприятий, в которых наметить наиболее рациональные пути их

§

£ -

Ц 15 В период войны (с 1942 по 1945 г.) Областную плановую ко-

^ миссию возглавлял Иосиф Соломонович Шаферман (1906 — ?) — § инженер-экономист по образованию (что он всегда подчеркивал), ^ пришедший на эту должность с должности начальника плано-ц во-экономического отдела завода им. В.В. Куйбышева. В январе ^ 1945 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Мине-^ ральное сырье Иркутской области и его использование в промышленности (местной и кооперативной)», в том же году перейдя на преподавательскую работу в ИФЭИ. В 1947 г. именно он ,« возглавил вновь созданный планово-экономический факультет, « где начнется подготовка специалистов по экономике промышленности, сельского хозяйства и торговли.

использования. Такую работу могла бы выполнить об- 2 !

ластная плановая комиссия» [5]16. - ■

24

Даже в приведенной цитате можно заметить про- 88 тивопоставление города и области, и, в какой-то мере, их противостояние на уровне экспертов, оказывавших влияние на властные — партийно-хозяйственные — структуры. Это противостояние, затронувшее и кампанию по экономическому образованию, вылилось в появление двух, во многом по-разному расставлявших в ней акценты, учебных программ. С известной долей условности и пользуясь современным языком их можно представить как программы «финансового» и «производственного» менеджмента. Если программным документом в первом случае выступила уже рассмотренная нами статья В.А. Занденварга, то во втором случае это была программа в строгом понимании слова. В 1944 г. увидело свет уникальное изда- § ние — «План занятий по истории ВКП(б), экономике ^ промышленности и сельского хозяйства»17, подготов- £ ленное Отделом агитации и пропаганды Иркутского б§ обкома ВКП(б) (и отпечатанное немалым тиражом в ^ 4 000 экз.). Думается, инициатором появления этого ^ документа и одним из его авторов (в части экономи- ^ ки промышленности) стал А.А. Киселев — кандидат ! экономических наук, доцент Ленинградского инже- |

б

16 Аналитические выкладки другой статьи столичного специ- ° алиста (Головцов А. За экономию материалов на предприятиях * легкой промышленности // Восточно-Сибирская правда. 1942. | 3 окт.) обобщал в своей статье В.А. Зайденварг, когда противопо- § ставлял два пути экономии сырья — «затратного», связанного с & изменениями в технологии производства, и «экономного», осно- § ванного на более умелой и рациональной раскройке материалов, б оставляя безусловный приоритет за последним. £

17 План занятий по истории ВКП(б), экономике промышлен- | ности и сельского хозяйства. Иркутск, 1944. 17 с. Заметим, что это | издание не отражено в каталоге «Книги, изданные в Иркутске в 1 годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 — май 1945гг.)» б (Иркутск, 2010. 43 с.), отсутствует оно и в фондах публичных би- 1 блиотек города.

со ав

нерно-экономического института им. В.М. Молотова, а тогда — преподаватель Иркутского горно-металлургического института и лектор обкома партии.

Программа отражала особенности программ, разрабатывавшихся промышленными наркоматами СССР, которые предусматривали изучение использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов и = их влияния на себестоимость и качество продукции. В = них выявление условий и факторов производственного | процесса или технико-экономический анализ предше-£ ствовал, а порой и подменял анализ оборотных средств | и финансовых результатов. Финансовые показатели по | данным баланса рассматривались почти исключительно с точки зрения их воздействия на выполнение производственной программы. Из девяти тем программы, только одна носила отчетливо выраженный экономический характер — «Себестоимость продукции и пути ее снижения», тогда как остальные — инженерный / а технический («Характер типов производства», «Поточ-■§ ное производство», «Методы повышения производи--§ тельности труда», «Оперативное планирование», «Тех-§ нологическая дисциплина» и т.д.). Ц Столь скромное присутствие в программе эконо-

| мических тем А.А. Киселев, желая соблюсти политес, объяснял ее направленностью на обучение руководителей предприятий местной и кооперативной промышленности. Поскольку данные предприятия отли-| чаются небольшим количеством рабочих и упрощен-I ной структурой, писал он, появляется возможность ^ «сосредоточить внимание на главнейших вопросах, ^ опустив некоторые темы, имеющие большое значение ^ для госпромышленности (на которую распространяем лось действие «зайденварговской» программы. — Д.М.), но второстепенные для промкооперации» [6]. Расставленные таким образом приоритеты, сделали «главнейшими» темы, посвященные способам / формам организации производства и, прежде всего,

«высшей» из них, активно пропагандировавшейся в 21 те годы, — непрерывному поточному производству. -! Будучи взята на вооружение отделом общей промыш- 8« ленности горкома ВКП(б) [6], программа «производ- : ственного менеджмента» составила серьезную конкуренцию программе менеджмента «финансового», продвигавшейся его отделом агитации и пропаганды, | и широтой охвата предприятий, и, главное — кажущейся простотой учебного материала по «организа- | ции» предприятия по сравнению с его «экономикой / ! финансами» в глазах неискушенных слушателей18. ]

Упомянутая конкуренция программ, как и противостояние экспертов, их выработавших, не могли не отразиться на вузах, которые те представляли, на образовательных и научных программах последних. Оставляя в стороне Иркутский горно-металлургический институт, остановимся лишь на интересующем § нас случае ИФЭИ. И здесь прежде всего упомянем со- ^ бытие, только на первый и поверхностный взгляд не £ находившееся в русле указанного образовательного | тренда, а на деле возглавившее его. Свою периферий- ^ ную позицию в рамках вузовского образовательно- ^ го процесса начнет покидать кафедра конкретных / ^ отраслевых экономик, прежде скорее общеобразова- § тельная, нежели специальная. Произойдет это благодаря переходу в штат вуза возглавившего ее Вадима 1 Николаевича Шерстобоева (1900-1963) — без малого | десять лет совмещавшего преподавательскую деятель- § ность с работой на посту руководителя сельскохозяй- ■§ ственного сектора областной плановой комиссии — и ^ началу чтения курса экономики и организации сель- | скохозяйственных предприятий. Благодаря кафедре * и читаемым ею дисциплинам вуз во многом и прео- § долеет грань, отделявшую «коммерческую» высшую §

18 Габрилович К. Семинар по экономическому образованию // Восточно-Сибирская правда. 1944. 24 марта; Кустова А. Командиры производства учатся // Там же. 1944. 15 июля.

GO

ав

школу от «экономической». Экономика предприятия получит возможность оказывать влияние на все стороны учебной программы вуза, испытывая и обратное воздействие, касающееся ее предметных ориентаций.

Преимущественно аграрная в эти годы ориентация кафедры (что было всего лишь отражением структуры реальной экономики региона) не должна вводить в за-= блуждение. Специалист в сфере аграрной экономики, I имевший как экономическое, так и агрономическое об-| разование, В.Н. Шерстобоев полагал, что рационально £ построенное земледелие не исчерпывается его агроно-| мической стороной — научно обоснованным чередо-| ванием культур и использованием системы агротехнических приемов, которые дополняют и усиливают друг друга. Конечный результат, т.е. урожай, связан с решением экономических задач, а потому выбор тех или иных агротехнических решений должен определяться не только и не столько агрономией, сколько а экономикой. Предупреждая о пагубности выработ-■§ ки шаблонных рекомендаций адресуемых аграрным -§ предприятиям, ученый подчеркивал «.совершенную § конкретность, индивидуальность расчетов и меропри-Ц ятий, предусматриваемых исключительно для данного | хозяйства и пригодных только для него» [7, с. 31-32, 72], что обусловливается уникальной комбинацией экономических, организационных и природных условий, в которых работает каждое хозяйство [8, с. 2]19. | 1943 г. принес и другую весьма примечательную

! новацию в деле организации образовательного про-

ц- В силу существования такой уникальной комбинации даже

£ 19 ]

официальная программа курса экономики социалистического сельского хозяйства для экономических, плановых и технических вузов, утвержденная ВКВШ в 1940 г. одновременно с программой по экономике промышленности, выгодно отличалась от последней наличием тем, посвященных экономике предприятий — совхозов, колхозов и МТС (Программа курса «Экономика социалистического сельского хозяйства» (для экономических — плановых — втузов). М., 1940. 28 с.).

цесса в вузе. Направленные на производственную 2 ! практику в областной и городской финансовые отде- -! лы студенты третьего курса института проходили ее 88' по программе дисциплины «Анализ хозяйственной : деятельности предприятий», что будет практиковать- | ся и в последующие годы [9, с. 37]. (В скобках заметим, что даже первая вузовская учебно-научная студенческая конференция была проведена в первый послевоенный учебный год именно по материалам подобной | производственной практики. Среди представленных ! на нее докладов были: «Анализ выполнения плана по выпуску продукции и факторов ее обусловливающих», «Анализ выполнения плана по остаточной стоимости продукции», «Анализ выполнения плана по реализации и рентабельности», «Анализ баланса промышленного предприятия» [там же, с. 42].)

Осуществлявший руководство практикой стар- §

ший преподаватель кафедры бухгалтерского учета ^

И.Г. Старичков — разбивая сквозную задачу по ана- £

лизу баланса и отчета промышленного предприятия |

на ряд частных — будет не только учить студентов ^

исследовать отдельные вопросы и строить выводы, ка- ^

сающиеся экономики предприятия в целом. Результа- ^

том этой работы станет учебное пособие, которое, по § замыслу автора, должно было всемерно приблизить

практические аудиторные занятия к повседневной 1

работе экономистов промышленных предприятий, |

а также плановых и финансовых организаций. Как §

он напишет в предисловии к одному из его изданий ■§

«надлежащее осуществление системы аудиторных £

и домашних задач, предлагаемых в пособии, еще до |

20 Первое издание пособия увидело свет в Иркутске в ИФЭИ уже после войны в 1947 г. под заглавием «Материалы для практических

выхода студентов на производственную практику обе- *

спечит им глубокие знания приемов технико-эконо- § мического анализа хозяйственной деятельности про- § мышленных предприятий» [10, с. 4]20. |

со ав

Критически важным для усилий по мобилизации производственного потенциала и рациональному распределению ресурсов во время войны стало также формирование у студентов знаний и навыков применения методов количественных измерений всех видов. ИФЭИ решительно двинулся по этому пути, когда в 1943 г. его кафедру статистики и математики возглавил = выпускник аспирантуры Московского экономико-ста-= тистического института, защитивший диссертацию за | три дня до начала войны, демобилизованный по ране- нию фронтовик, кандидат экономических наук Миха-с ил Менделевич Магарил (1908-1954). Экономическая / | промышленная статистика, долгое время развивавшаяся вместе с бухгалтерским учетом в рамках учета «социалистического» и предоставлявшая для анализа приемы и процедуры расчета показателей функционирования предприятия, с полным правом, полагал ученый, могла претендовать на ведущую, а не вспомогательную а роль в этом тандеме. В своей статье 1944 г. он писал, что ■§ для этого дисциплине крайне необходимо встать «.на -§ путь использования того богатства способов и приемов обработки материалов, которыми располагает теорети-Ц ческая статистика», без которых она рискует «оставаться | на уровне учетной, а не статистической дисциплины» [11, с. 41]. Появление в арсенале статистики таких приемов и способов обработки материала как метод корреляции или метод аналитической обработки рядов ди-| намики благотворно отразится и на счетном анализе / I анализе хозяйственной деятельности, лишенном «.. .на-^ учной базы в разрешении проблемы измерения связей ^ (между отдельными технико-экономическими показа-^ телями. — Д.М.), [что] делает ее попытки, по крайней

занятий по анализу баланса и отчета промышленного предприятия. (Учебное пособие для финансово-экономических вузов)». Всего же с 1947 по 1955 г. было выпущено четыре издания, два из которых — во всесоюзном издательстве, что по меньшей мере на два десятилетия сделало пособие базовым для студентов-экономистов страны.

мере на данном этапе, ограниченными, а сами приемы 2 элементарными, а подчас и надуманными» [11, с. 41]21. -!

Как на весьма примечательный факт, следует об- 88' ратить внимание на получившую распространение в : 1943-1944 гг. практику проведения совместных засе- | даний кафедр бухгалтерского учета и статистики и математики, с приглашением к участию в них практических работников и преподавателей статистики и учета города. Нам известно минимум о двух таких мероприятиях и в обоих случаях докладчиком выступал кандидат экономических наук, доцент Сумбат Степанович Якубян (? — ?)22, что позволяет предположить его, делившего свои научные и преподавательские интересы между статистикой и учетом, по крайней мере одним из инициаторов этого интересного и научно продуктивного начинания. В одном случае тема доклада звучала как «Бухгалтерский и статистический § учет потерь (к вопросу о разграничении объектов уче- ^ та)»23, в другом — «Составление счетного плана и схе- £ мы корреспонденции [счетов] промышленного пред- |

приятия»24. Нетрудно заметить за тематикой докладов ^ - ^

21 В том же 1944 г. увидело свет подготовленное М.М. Магари- ^

лом «Учебное пособие по измерению связей» [12]. И если это посо- а

бие ставило своей целью всего лишь дать учащимся представление §

о приемах и способах обработки цифрового материала (схему по- §

следовательного хода расчетов), то уже через три года в своей новой -§

разработке М.М. Магарил настаивал, что «высшее финансово-эконо- 1

мическое образование предполагает нечто большее. Экономист-фи- §

нансист, выпускаемый из стен института должен уметь ставить и ре- о

шать финансовые проблемы для той или иной отрасли народного ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хозяйства — для промышленности, сельского хозяйства, торговли, Ц

§

коммунального хозяйства и т.д.», а потому должен владеть «приемами самостоятельного статистического исследования» [13, с. 3].

22 Нам, к сожалению, неизвестны обстоятельства пребывания *

23

24

С.С. Якубяна в Иркутске и работы в ИФЭИ, был ли он штатным его ^ преподавателем или его приезд был связан с деятельностью УКП ВЗФЭИ. По окончании войны С.С. Якубян — преподаватель Всесоюзного заочного лесотехнического института, вошедшего в середине 1960-х в состав Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова.

3 Восточно-Сибирская правда. 1943. 18 дек.

4 Восточно-Сибирская правда. 1944. 27 февр.

GO

ав

стремление как обнаружить точки соприкосновения двух дисциплин, обогащающих друг друга, так и обозначить существенные отличия их целей, задач и возможностей в деле изучения предприятия.

Наглядное представление о кардинальном повороте в направленности учебно-научной деятельности ИФЭИ, произошедшем за годы войны, дает сравнение содержания двух выпусков сборника статей преподавателей вуза, вышедших вод редакций В.А. Зайденварга, соответственно в 1940 и 1944 гг. На смену сугубо теоретическим, описательным и акцентирующим внимание на макроэкономическом уровне работам пришли аналитические публикации, делающие объектом изучения преимущественно отдельное предприятие.

Сборник статей. [Вып. 1] / отв. ред. В.А. Зайденварг. Иркутск, 1940. 128 с.

1. Зайденварг В. Сталин о финансах.

2. Трофименко А. Система обложения промысловой кооперации подоходным налогом и недостатки этой системы.

3. Рыбаков М. Роль и задачи сберегательных касс в социалистическом обществе.

4. Зайденварг В. К вопросу о пределах существования советских денег.

5. Таланин Н. Об уровне и темпах экономического развития СССР.

6. Абросенко К. Великий русский мыслитель-революционер.

7. Новоселов Н. Иркутск (эконом-географический очерк.

Сборник статей. [Вып. 2] / отв. ред. В.А. Зайденварг. Иркутск, 1944. 80 с.

1. Якубян С.С. К вопросу об определении и классификации потерь в промышленности.

2. Магарил М.М. Статистические методы в анализе связи производительности труда с использованием агрегата.

3. Старичков И.Г. Вопросы анализа снабжения и использования лесоматериалов на шахтах.

Конечно же, конечные результаты этой научно-педагогической переориентации коммерческой школы станут в полной мере ощутимы уже после во-

йны, когда новые формы научного знания станут го- 2 ! раздо более важными для риторики института о себе, -! своей учебной программе и понимания профессио- 88' нальной миссии. Однако, еще по ходу войны, в пред- : дверии нового 1944-45 учебного года, в своей статье | в «Восточно-Сибирской правде» директор института А.Г. Борисов определял последнюю исключительно в | терминах, использовавшихся программой экономического образования руководящих хозяйственных ка- | дров, и фактически позиционировал вуз как ее (программы) ответственного исполнителя. Подчеркивая, что перед хозяйственниками, которых готовит вуз «по-новому сейчас встали, вопросы экономики предприятий — планирования себестоимости продукции, учета в производстве, вопросы финансов, хозрасчета и т.д. Наряду с использованием техники, они играют решающее значение в ускорении производственного § процесса, увеличении объема производства, повыше- ^ нии производительности труда» [14]. Ссылкой на упо- £ минавшееся выше постановление СНК СССР от 15 мая | 1943 г. прозрачно намекая на то, что цели и задачи ^ программы будут реализованы в полной мере, ког- ^ да требующие специальных знаний должности буду ^ замещаться лицами, имеющими высшее экономиче- § ское образование. В подготовку которых Иркутский финансово-экономический институт внес посильный 1 вклад — выпустив за годы войны 234 специалиста, за- | нявших руководящие должности не только в финан- § совых организациях, но и в «трестах и предприятиях ■§ промышленности, сельском хозяйстве, торговых орга- £ низациях, на транспорте» [14]. |

Вместо заключения: вперед к «коммерческому» образованию?

Обращение к 1941-1945 гг. как к переломному и переходному периоду в жизни института удовлетворяет не только отвлеченный исторический интерес.

со ав

Современные нам реформы как экономики, так и высшего экономического образования в стране, породили процессы, которые нуждаются в объяснении, вызвали к жизни противоречия / конфликты, которые требуют разрешения. Экономическое образование «вернулось» в университетские стены, правда, чаще просто 2 возведя их на фундаментах прежних экономических в вузов, заимствовав зарубежные (преимущественно I американские) образовательные модели и дисци-| плинарные структуры, не учитывая зависимости от £ предшествующего пути развития, игнорируя отече-| ственный и некритически воспринимая зарубежный | исторический опыт, а главное — слабо рефлексируя по поводу происходящих перемен.

Впрочем, без попыток их осмысления, конечно же, не обошлось. Нам повезло обнаружить одну такую, не покидая интеллектуального пространства вуза, к истории которого мы обратились. Не имея возможности в а рамках статьи подробно останавливаться на разборе ■§ позиции ее автора, отметим лишь, что суть происхо--§ дящих перемен (как они видятся автору) лучше всего передает название одной из его статей: «финансовое Ц образование: от предметно-знаниевого "что" — к про-| блемно-деятельностному "как"». Отказывая классическому научному знанию в праве «выступать содержательным ядром образовательного процесса» он ратует за превращение финансов из научного предмета в | прикладную, инструментальную «инженерную дис-I циплину» (финансовый инжиниринг / финансовый ^ менеджмент). Конфликт дисциплинарных структур ^ экономического и коммерческого (бизнес) образовала ния разрешается путем простого присуждения «побеси ды» в противостоянии одной из них с последующим институциональным ее закреплением [15].

Желая вывести отечественную практику финансового образования на магистральный путь развития и подвести ее к принятию западных (американских)

стандартов, автор, возможно, и не догадывается, что 2!

последние сами стали результатом векового развития - j

бизнес-образования в США и попыток найти спосо- 88 <

бы интеграции столь разнородных областей знания :

как коммерция / бизнес и экономика. М. Фуркад и |

Р. Хурана, например, полагают их (стандарты) резуль- [

татом третьего и последнего на сегодняшний день j этапа трансформации американской бизнес школы.

Возвышение Высшей школы бизнеса Чикагского уни- j

верситета, начиная с конца 1950-х гг., ознаменовало j

собой решающее господство экономики (economics), j и особенно такой ее отрасли как финансовая экономика (financial economics), которая пришла на смену традиционным «финансам» с их описательной и институциональной предметной ориентацией, над другими социальными дисциплинами, определяющими

учебную программу бизнес-школ. В свою очередь, §

распространение экономики «чикагского стиля» на ^

бизнес-школы стало мощным средством трансформа- £

ции самой экономической науки, вызвав как микро- |

экономический поворот в современном экономиче- ^

ском анализе, так и возникновение узко-финансового ^

понимания фирмы, переориентировавшего деловую i

практику. Получила распространение идея, что един- I

ственная цель управления (менеджмента) и основная J

социальная миссия корпорации (бизнеса) — макси- Ц

мизация акционерной ее стоимости, которая стала |

символом современного неолиберального экономи- |

ческого порядка [16; см. также: 17]. Так что «победа» ■§

в противостоянии дисциплинарных организаций ^

экономического и коммерческого / бизнес образова- |

ния осталась отнюдь не за последней, как полагает, *

очевидно, отечественный автор. И «победа» эта (уже с |

позиций американских историков экономической на- |

уки и образования) стала «пирровой», глубоко транс- J

формировав экономические основы бизнес / коммер- |

ческого знания. »

со аб

Список использованной литературы

1. Сонич Г.Ф. Иркутская государственная экономическая академия (исторический очерк) / Г.Ф. Сонич. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1996. — 288 с.

2. Сонич Г.Ф. Иркутская государственная экономическая академия: История в лицах / Г.Ф. Сонич. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 400 с.

2 3. Зайденварг В.А. Повысить экономическое образо-= вание хозяйственных и партийных руководящих кадров / s В.А. Зайденварг // Восточно-Сибирская правда. — 1943. — = 12 мая.

3 4. Иркутская областная плановая комиссия за 50 лет (19212 1971) : краткий обзор : к 50-летию гос. план. органов / сост.: Г.П.

Мусина, А.Г. Розенберг, А.С. Смирнова. — Иркутск : Вост.-Сиб. | кн. изд-во, 1971. — 112 с.

5. Головцов А. Полностью использовать производственные отходы / А. Головцов // Восточно-Сибирская правда. — 1943. — 16 янв.

6. Киселев А. Экономическое образование партийно-хозяйственного актива / А. Киселев // Восточно-Сибирская правда. — 1944. — 10 мая.

g 7. Шерстобоев В.Н. Обоснование севооборотов в колхозах

■S Иркутской области / В.Н. Шерстобоев. — Иркутск : Иркут. ,» обл. изд-во, 1942. — 72 с.

w 8. Шерстобоев В.Н. Производственно-финансовое плани-

■| рование подсобного хозяйства / В.Н. Шерстобоев. — Иркутск : g Иркут. обл. изд-во, 1942. — 38 с.

8 9. Иркутская государственная экономическая академия

(1930-2000) : хроника / сост. Быкова Н.Н., Яковлева Т.А., Ро-f щупкина Е.В. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 224 с. •S 10. Старичков И.Г. Задачник для практических занятий

S по анализу хозяйственной деятельности промышленных | предприятий : в 2 ч. / И.Г. Старичков. — 2-е изд., доп. и пере-у раб. — Иркутск : Иркут. обл. гос. изд-во, 1950. — Ч. 1. — 71 с. g 11. Магарил М.М. Статистические методы в анализе связи

^ производительности труда с использованием агрегата (На материалах гидроторфа) / М.М. Магарил // Сборник статей / q отв. ред. В. Зайденварг. — Иркутск, 1944. — Вып. 2. — С. 41-62. jf 12. Магарил М.М. Учебное пособие по измерению свя-

§ зей / М.М. Магарил. — Иркутск, 1944. — 28 с.

13. Магарил М.М. Очерки по методике преподавания теоретической статистики в финансово-экономическом институте / М.М. Магарил. — Иркутск : Иркут. обл. изд-во, 1947. — 47 с.

14. Борисов А. Об экономическом образовании / А. Бори- 2 ■ сов // Восточно-Сибирская правда. — 1944. — 15 авг. - ;

15. Березкин Ю.М. Финансовое образование : от предмет- 881 но-знаниевого «что» — к проблемно-деятельностному «как» / °° i Ю.М. Березкин // Роль финансово-экономического образова- | ния в инновационном развитии регионов России : материа- ! лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.И. Самарухи,

И.В. Цвигун. — Иркутск, 2008. — Ч. 1. — С. 26-33. j

16. Fourcade M. From Social Control to Financial Econom- ■ ics : the Linked Ecologies of Economics and Business in Twentieth Century America / M. Fourcade, R. Khurana // Theory and j Society. — 2013. — Vol. 42, no. 2. — P. 121-159.

17. Locke R.R. Reform of Finance Education in US Business Schools : An Historian's View / R.R. Locke // Real-World Economics Review. — 2011. — Iss. 58. — P. 95-112.

References

1. Sonich G.F. Irkutsk State Economic Academy (a Historical Sketch). Irkutsk State Economics Academy Publ., 1996. 288 p. ^

2. Sonich G.F. Irkutsk State Economic Academy: History in Faces. I, Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 400 p. f

3. Zaidenvarg V.A. How to Enhance Economic Education at g Management and Party Groups. Vostochno-Sibirskaya Pravda, 1943, | , May 12. (In Russian). ^

4. Musina G.P., Rozenberg A.G., Smirnova A.S. (eds). Irkutsk ° Regional Planning Commission for 50 years (1921-1971). Irkutsk, East I Siberia Book Publ., 1971. 112 p. §

5. Golovtsov A. How to Make Full Use of Industrial Wastes. | Vostochno-Sibirskaya Pravda, 1943, January 16. (In Russian). "§

6. Kiselev A. Economic Education of Management and Party g Groups. Vostochno-Sibirskaya Pravda, 1944, May 10. (In Russian). §

7. Sherstoboev V.N. Justification for Crop Rotation at Collective б Farms in the Irkutsk Region. Irkutsk Regional Publishing House | Publ., 1942, 72 p. |

8. Sherstoboev V.N. Economic and Financial Planning for Subsid- g iary Farming. Irkutsk Regional Publishing House Publ., 1942, 38 p. g

9. Bykova N.N., Yakovleva T.A., Roshchupkina E.V. (eds). Ir- g kutsk State Economic Academy (1930-2000): Chronicle. Irkutsk State § Economics Academy Publ., 2000. 224 p. g

10. Starichkov I. G. Book of Practical Mathematical Problems on С the Analysis of Business Activities of Industrial Enterprises. 2nd ed. Ir- § kutsk Regional Publishing House Publ., 1950. Pt. 1. 71 p.

£2 ов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Magaril M.M. Statistical Methods in the Analysis of Correlation Between Labor Productivity and the Use of Aggregate (Based on Materials of Hydroturf). In Zaidenvarg V. (ed.). Collection of Articles. Irkutsk, 1944, iss. 2, pp. 41-62. (In Russian).

12. Magaril M.M. Handbook on Measuring Links. Irkutsk, 1944. 28 p.

13. Magaril M.M. Feature Articles of Methods for Teaching Theoretical Statistics in Financial and Economic Institute. Irkutsk Regional

1 Publishing House Publ., 1947. 47 p.

| 14. Borisov A. About Economic Education. Vostochno-Sibirska-

2 ya Pravda, 1944, August 15. (In Russian).

15. Berezkin Yu.M. Financial Education: from Subject-Knowl-

1 edge-Oriented "What" to Problem-Activity-Oriented "How". In 5 Samarukha V.I., Tsvigun I.V. (eds). The Role of Financial and Economic Education in Innovative Development of Russian Regions. Ma-

3 terials of the International Research and Practical Conference. Irkutsk, 3 2008, pt. 1, pp. 26-33.

16. Fourcade M., Khurana R. From Social Control to Financial Economics : the Linked Ecologies of Economics and Business in Twentieth Century America. Theory and Society, 2013, vol. 42, no. 2, pp. 121-159.

17. Locke R.R. Reform of Finance Education in US Business Schools : An Historian's View. Real-World Economics Review, 2011,

£ iss. 58, pp. 95-112.

13

| Информация об авторе

Майдачевский Дмитрий Ярославович — кандидат эконо-| мических наук, доцент, кафедра международных отноше-8 ний и таможенного дела, Байкальский государственный ^ университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail:

2 MaidachevskyDY@bgu.ru. ORCID: 0000-0002-0966-188X;

1 SPIN-код: 9241-2241; AuthorID: 499735.

s

I Author

a

Dmitry Ya. Maidachevsky — Ph.D. in Economics, Associate | Professor, Department of International Relations and Customs, ^ Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: | MaidachevskyDY@bgu.ru. ORCID: 0000-0002-0966-188X; SPIN-^ code: 9241-2241; AuthorID: 499735.

| Для цитирования

Майдачевский Д.Я. От «коммерческого» образования к «экономическому»: случай Иркутского финансово-эконо-

мического института, 1941-1945 гг. / Д.Я. Майдачевский. — DOI: 10.17150/2308-2488.2021.22(3).377-405 // Историко-эко-номические исследования. — 2021. — Т. 22, № 3. — С. 377-405.

For Citation

Maidachevsky D.Ya. From «Commercial» to «Economic» Education: the Case of Irkutsk Financial and Economic Institute of 1941-1945. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2021, vol. 22, no. 3, pp. 377-405. DOI: 10.17150/2308-2488.2021.22(3).377-405. (In Russian).

I

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.