Научная статья на тему 'От кода Шумера к священному Писанию?'

От кода Шумера к священному Писанию? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1055
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ШУМЕР / ANCIENT SUMER / ШУМЕРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА / HISTORY OF THE ANCIENT ORIENT / ПИСЬМЕННОСТЬ / WRITING / КЛИНОПИСЬ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ORIENTAL STUDIES / ДЕШИФРОВКА / SUMERIAN STUDIES / WEDGE WRITING / DECRYPTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Таир

The author presents his own interpretation of the cultural heritage of ancient Sumer and its impact on human civilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Sumerian code to the Holy Scriptures?

The author presents his own interpretation of the cultural heritage of ancient Sumer and its impact on human civilization.

Текст научной работы на тему «От кода Шумера к священному Писанию?»

Таир Таиров

От кода Шумера к Священному Писанию?

Автор предлагает собственную интерпретацию культурного наследия древнего Шумера и ее влияния на человеческую цивилизацию.

Ключевые слова: древний Шумер, шумерология, история древнего Востока, письменность, клинопись, востоковедение, дешифровка

Таиров Таир Фаридович,

доктор юридических наук, участник международных форумов и научных конференций по вопросам безопасности и сотрудничества, исследователь и автор публикаций по истории и современным аспектам межцивилизационных отношений, секретарь Всемирного совета мира (1979-1986 гг.). Принимает участие в продвижении искусства русского авангарда и художественных произведений народов Востока (Москва), Ьа1г55@гатЫег. ги

Более века не прекращаются споры о том, каким государством или какой цивилизацией был Шумер, кем и как было основано это государство, кем были его жители, когда и куда они могли исчезнуть. Несмотря на многочисленные исследования дешифровщиков шумерских текстов в Европе и США, а также работы российских ученых, сохраняются вопросы о том, что случилось с шумерскими городами в Месопотамии. Вопреки сложившейся в российских изданиях традиции называть жителей древнего Шумера шумерами, автор этих строк предлагает термин шумерцы. В зарубежных изданиях используют термин шумерийцы.

Именно шумерцы открыли человечеству величайший дар Творца и первый код цивилизации — письменность. Британский историк Арнольд Джозеф Тойнби в своем многотомном труде «Постижение истории» насчитывает на едином древе истории 21 локальную цивилизацию. В числе тех, что возникли за несколько тысячелетий до н. э., он

| выделяет шумерскую цивилизацию. Почти все, что мы

| имеем сегодня — города и строения с инфраструктурой,

§ колесо и кирпичи, законы и книги, двухпалатный парла-

| мент и права человека, искусство скульптуры и живо-

» писи, медицина и лекарства, экономика и биология,

& школьные учебники, математика и астрономия, метал-

>• лургия и кораблестроение, ювелирное искусство, вино

§ и пиво, вера в Бога, карты земель и неба и многое другое,

о имеет прямое отношение к шумерскому культурному

! наследию. Все это стало известным совсем недавно.

£ За скобками, однако, остается признание источников

£ шумерского возрождения, изменившего человека и мир.

В XIX веке пополнились знания о Вавилоне, Ассирии, Ниневии, Персеполе, но само слово Шумер известно не было. Но не было известно само слово «Шумер». В середине XIX столетия во время раскопок европейские исследователи стали находить странные таблички с неизвестными текстами клинописью. Такие таблички у арабских холмов нашли итальянец Пьетро дела Валле, датчанин Карстен Нибур. Георг Гротефенд, преподаватель греческого языка из Геттингена, расшифровал ребус из Персеполя. Взяв за основу персидское выражение «царь царей», он нашел аналог такого выражения в одной из табличек, что стало ключом для чтения всего текста.

Известен секрет дешифровки древнеегипетских текстов Франсуа Шампольоном, который использовал запись на трех языках на Розеттском камне. Нечто похожее произошло и с английским дипломатом и ученым Генри Роулинсоном. Он обнаружил на скале Бехистун в Персии клинописные тексты в трех вариантах. Один текст оказался староперсидским, и Роулинсон быстро перевел его, второй текст позднее был идентифицирован как вариант семитского слогового письма. Третий текст - двуязычный силлабарий (слоговое письмо) - он

обнаружил в местечке Куюнджик. В нем на семитском излагался перевод и пояснения неизвестного текста. На этом основании сэр Генри предположил, что третий текст принадлежал народу, история которого предшествовала истории семитов. Позднее Генри Роулинсон и видные специалисты по клинописи Эдвард Хинкс и Юлиус Оп-перт вместе пришли к выводу, что открыли и дешифровали клинопись более древнего народа, несемитского и неиндоевропейского происхождения. Известный американский востоковед, один из ведущих шумерологов мира Самюэль Крамер назвал этих исследователей «святой троицей» науки о клинописи шумерцев.

Первоначально выводы дешифровщиков сочли безосновательными, полагая, что тексты были зашифрованными семитскими табличками. Появление новых переводов подтвердило правоту троицы первооткрывателей. Перед шумерологией открылись новые возможности к познанию древней истории человечества. Стало очевидным, что именно у шумерцев переняли и заимствовали клинопись соседние народы.

Интересен такой факт: в истории мировой культуры и литературы достойное место занимает знаменитый эпос о герое Гильгамеше. По легенде, Гильгамеш прибыл в Месопотамию и воздвиг там город. В книге Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на земле» [9, гл. 3] приводятся убедительные сведения «о социальном, экономическом, правовом и технологическом аспектах шумерской городской жизни». Перевод недавно обнаруженных фрагментов эпоса о Гильгамеше на древней шумерской клинописной табличке позволил определить более древние корни его написания [12, р.103]. Стало ясно, что дошедший до нас текст из Вавилона был переводом оригинала. В английском изложении отрывков фрагмента встречаются тюркские слова, которые используются и поныне.

| Разнятся предположения о том, когда возникло госу-

| дарство шумерцев — то ли они прибыли в Месопотамию

I и поселились в уже существовавших городах, то ли сами

| превратили местные поселения в города, и когда произо-

» шло переселение? Эта вопросы и поныне вызывают дис-

& куссии в научных кругах. Большинство ученых считают,

>• что предки шумерцев - народ пришлый, по языку и куль-

Э туре чуждый семитским племенам. Поиски родственной

о языковой группы не привели к согласию среди исследо-

! вателей. Многое говорит за то, что они прибыли в Месо-

£ потамию с юга, со стороны Персидского залива. В мифо-

£ логии шумерцев их родиной называется райский остров

Дильмун. Другие исследователи полагают, что они пришли с востока. Автор этих строк предпочитает продолжить поиски ответа в данном направлении, опираясь при этом на ранее известные и новые данные.

В западной шумерологии изначально складывалось мнение о Средней Азии как регионе, откуда и пришли шумеры в Месопотамию. В советское время был опубликован ряд исследований археологов, в которых отмечались культурные связи жителей Месопотамии и Средней Азии в эпоху, предшествовавшую письменности. Е.В. Антонова, сравнивая предметы искусства и быта Месопотамии и Южной Туркмении У1-1У тысячелетий до н. э. (бронзовый век), отмечает целый ряд совпадений: сходство антропоморфных изображений из глины и камня, персонажей статуэток, вытянутых вперед и лишенных подбородка профилей, головных уборов, детей на руках матерей и др. [2]. Есть ряд совпадения в топонимике городов и сел древнего Шумера и Средней Азии.

В Библии городом, из которого вышел Авраам, был город Ур. С. Крамер, посвятивший годы дешифровке текстов на шумерском и древнееврейском аккадском языках, убедительно доказывает, что аккадцы неверно изложили фонетику названия главного библейского го-

рода. В слоговом шумерском письме гласные отсутствуют, и город Ур на самом деле в названии имел два согласных - «р» и «м». И на шумерском, по заключению Крамера, город звучал как Урим. Но, может быть, и как Урум, сокращенно - Рум. Столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая издревле известна как Урумчи, в переводе - «мы из Урима». Получается, что библейский Ур - это город Урум, или просто Рум. Возможно, именно в честь шумерского мегаполиса этруски воздвигли второй Рим, в оригинале Роум.

Исследователи, не согласные с мнением о среднеазиатском происхождении шумерцев, отмечают, что они должны были прибыть из регионов, где были горы, озера и система террасного орошения, а также водные просторы, где могло быть мореплавание. Мореплавание было известно и на Каспии, когда-то была и связь с Черным морем. По одной из теорий, аргонавты добирались через два моря в Среднюю Азию и добывали золото. Ряд западных авторов на основе новейших дешифровок отмечают, что были и другие важные города шумерцев, расположенные за пределами Междуречья: Ме Туран и Аратта. Аратту считают самым древним городом шумерской цивилизации. Крамер расположил Аратту рядом с озером Урмия (северо-запад современного Ирана). Этот регион тысячелетиями был населен тюркоязычными этносами. Одной из правительниц Аратты была поэтесса Инанна, возведенная в сан богини, ее титул и другие должности обозначались чисто шумерскими терминами. Именно Инанне Шумер был обязан изобретением первой в истории письменности: когда ей понадобилось послать в центр шумерской метрополии свою просьбу, она отправила ее через посланника, снабдив его кодом прочтения. Об этом повествуется в книге С. Крамера. Некоторые исследователи не склонны признавать выводы Крамера, основанные на переводах шумерских табличек.

В.В. Емельянов, написавший очень интересную книгу по истории Шумера [7], относит Аратту к древнеиндийскому или древнеиранскому городу, не обращая внимания на доводы Крамера и забывая при этом, что во времена Шумера — 1У-Ш тысячелетии до н. э. не было ни иранского, ни индийского государств, не было известно ни о каком городе или селении, кроме того, ни те, ни другие не знали, что такое город. Таким образом, выдвинутые автором предположения, что шумерцы могли быть индийского или иранского происхождения, безосновательны. В.В. Емельянов, впрочем, признает полное совпадение морфологии шумерского и турецкого языков.

Историки относят возникновение первых шумерских городов к У-1У тыс. до н.э. Иранское нагорье впервые было заселено кочевыми иранскими племенами на рубеже 11-1 тысячелетия, и версия об иранском или индийском ведическом происхождении шумерцев не выдерживает критики. Самюэль Крамер неоднократно отмечал, что к югу от Каспия можно обнаружить народы, говорившие на агглютинативном языке. В одной из работ, посвященной жизни поэтессы-правительницы Инанны, он и его соавтор писали: «поскольку шумерский язык является агглютинативным языком, как у тюркских народов, расположение прародины шумерцев кажется возможным где-то в южной Средней Азии» [13, р. 116]. Но в советское время в учебнике, предназначенном для будущих востоковедов, запрещалось сравнивать шумерский язык с турецким - это считалось антинаучным [1]. Создается впечатление, что по сей день ряд исследователей придерживаются старых установок. При этом как и в шумерском, в некоторых среднеазиатских языках отсутствует категория рода, отсутствуют сложносочиненные предложения и совпадает порядок слов в предложениях (подлежащее - дополнение - сказуемое), есть схожие суффиксы, многие другие соответствия в морфологии

языка, наконец, общность лексики и фонетики сотен слов и даже отдельных предложений — таковы данные, которые свидетельствуют о возможной живучести шумерского языка, в течение веков и тысячелетий частично сохранившегося в языках современных.

Шумерцы впервые появляются в Месопотамии в местности, которую арабы называют Эль-Обейд, и постепенно образуют селение Эриду. Переселение могло происходить поэтапно. Неизвестно, по какой причине люди стали покидать обжитые места: изменения климата, привлекательность более плодородных земель, близость моря... Люди переселялись, перегоняя скот, перевозя продукты ремесленного производства. Наряду с городом Эриду одним из первых возник город Киш, где предположительно первым правителем был царь Этана. Постепенно возникли и другие города — Ур, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Мари и другие. Археологические раскопки позволили составить «Царский список» правителей Шумера.

За прошедшие десятилетия археологи разных стран обнаружили на территории Месопотамии и прилегающих регионов руины монументальных построек, датируемых IV—III тысячелетиями до н. э., храмов и дворцов, остатки частных жилищ и общественных зданий, школ, существовавших уже в начале III тысячелетия до н. э. Были найдены следы различных мастерских по обработке металла, ювелирных изделий, аптек, ткацких и вышивальных цехов, кирпичных заводов, корабельных верфей. Все эти сооружения были уничтожены в результате вторжений соседних аккадских племен.

Сегодня многие музеи мира обладают неповторимыми по красоте предметами искусства, свидетельствующими о высочайшем уровне эстетических представлений шумерцев. Обнаружены сотни и тысячи скульптур и их фрагменты, инкрустации по камню, остатки распис-

| ных храмовых стен, алтари с цветными фресками, золо-

| тые украшения, часть которых можно отнести к так на-

I зываемому «звериному стилю» и сценам из жизни

| и обычаев шумерцев. Были обнаружены первые в исто-

» рии искусства мраморные женские головы и каменный

& бюст великого шумерского правителя Гудеа, при кото-

>• ром наступил золотой век Шумера. Была найдена скуль-

Э птура так называемой шумерской Венеры - обнаженная

ё женская фигура, созданная за две тысячи лет до грече-

! ских творений. Можно упомянуть и знаменитый золотой

£ шлем шумерского героя Мескаламдуга, одного из первых

12 царей шумерского города Ура, правившего в XXVI веке

до н. э. В его сложном имени «калам» — страна, «дуг» -сила, «мес» — возможно, местоимение). Шлем был похищен во время разграбления Национального музея в Багдаде в 2003 г. [10]. Список сокровищ можно продолжать долго.

Шумерские города служили центрами просвещения и культуры для остального мира, образцом строительства и возведения городов и парков. Сюда приезжали, чтобы научиться клинописи и приобрести письменность для своего языка, представители многих древних народов. Шумер представлял собой, возможно, первую в истории империю. Его границы простирались далеко за пределы Двуречья, о чем свидетельствуют страны, признавшие власть шумерской метрополии. Страна на шумерском называлась «кала» или «калам». Так называли первые восточные города и крепости в Средней Азии, где по сей день сохранились руины крепостей Топрак Кала, Кыз Кала и т. д. Шумер представлял собой богатое и развитое государство. Шумерский текст в одной из табличек гласил: « О Шумер, великая земля среди земель вселенной, залитая вечным светом, который от востока до запада распространяет божественные законы среди всех народов! Твои законы -славные, нерушимые. Твое сердце глубоко, бездонно...» [3, с.23].

Богатства и достижения Шумера не могли не привлечь внимания других народов и соседних государств. До поры до времени шумерцы могли отстоять свои достижения. Их государство, города и культура выживали на протяжении сотен лет, поскольку представляли собой недостижимый уровень развития технологии и безопасности. Шумерцы сознавали это и, вероятно, не ожидали, что кто-то посмеет посягнуть на их независимость и жизнь. Но смертельная опасность возникла от прежде лояльных соседей - языческих семитских племен.

Вождь семитов Саргон, до того подчинявшийся шумерским аристократов-энси, втайне собрал небольшую армию и захватил город Киш, воспользовавшись отсутствием в городе шумерских сил, находившихся в военном походе. С этого момента в шумерской истории важную роль стало играть поселение (местность) Аккад, населенное предками древних евреев. Контроль над отдельными шумерскими городами переходит к Аккаду, власть которого после первого вторжения длится около ста лет. Этот период был кровавым и разрушительным для культуры и цивилизации шумерцев. Первым делом аккадцы приступили к истреблению населения города и разграблению храмов и жилищ. При Саргоне и его преемниках преднамеренно осуществлялась, как полагает С. Крамер, «семитизация Шумера, которая в конечном итоге положила конец шумерскому народу, по крайней мере его видимой политической и этнической целостности» [9, с.74]. Крамер ошибался в том, что касалось исчезновения шумерского этноса. Этот вывод основан на том, как сами шумерцы писали, что многим из них удалось выжить и поселиться в других краях. Возможно, их история так или иначе продолжается и по сей день. С. Крамер писал, что племя «аморитов положило конец целостности шумерцев... амориты, общеизвестные как вавилоняне, по названию столицы, города Вавилона, одолели шумерскую

| цивилизацию. За исключением языка вавилонская система об-

| разования, религия, мифология и литература были практиче-

§ ски идентичны шумерским, кроме, конечно изменений...»

| [9, с.320].

я Завоеватели прежде всего стремились к обогащению.

з. Им были нужны не только золотые и серебряные пред-

ам меты, но и шумерские секреты, записанные на каменных

Э табличках. Эти тексты надо было перевести и перело-

£ жить на язык аккадцев. Те шумерцы, что не подверглись

! изгнанию, нужны были для переводов и объяснений шу-

^ мерских религиозных молитв и текстов.

^ Саргону приписывают много героических деяний,

якобы ему удалось завоевать не меньше стран, чем Александру Македонскому. В качестве источников используются мифологемы, созданные сотни лет после смерти Саргона. Так, существует миф о чудесном рождении Сар-гона, напоминающий жизнеописание Моисея — незаконное рождение, путешествие в корзине по реке. Широта «завоеваний» Саргона зависела от фантазий и пожеланий авторов. Известный советский историк И.М. Дьяконов отмечал, что фигура этой личности настолько заслонена прилепившимися к ней легендами, что трудно отделить действительность от сказки [6, с.201].

Семитизацию государственных органов управления городов, изгнание и физическое уничтожение шумерцев продолжили сыновья Саргона. Они же стали приписывать Саргону достижения в Кише, хотя, как утверждают, за 30-50 лет правления Саргона не было воздвигнуто ничего существенного, не сохранилось ни одного значимого текста. В одной из надписей сын и наследник Сар-гона Римуш, похвалялся, как пролил кровь 20 тысяч шумерцев, главным образом, мирных горожан. «Пять тысяч семьсот воинов он вывел из шумерских городов и казнил их. По подсчетам, шумерцы оплакивали 54 016 молодых мужчин» [5, с.31]. Многие пытались спасти себя

и детей, в спешке прихватив необходимый скарб и устремляясь в отдаленные города и села. Первыми жертвами завоевателей стали аристократы-энси, вожди различных племен. Спасшиеся энси уводили за собой других беженцев на исторические места на востоке и в западные регионы, неизвестные и недоступные для захватчиков. Вплоть до недавних веков вождей более чем 20 племен, живших на территории Туркмении, называли энси. Позднее специальный ковер-энси вывешивали над входом в жилище знатного вождя. На энси туркменского племени сарыков до ХХ века изображали рисунок шумерской лиры - музыкального инструмента, популярного в Шумере.

Много писали шумерцы о прожорливости и алчности аккадцев, как они отбирали золото и серебро и уносили в свои вновь захваченные дома [5, с.31]. Сохранились различные шумерские молитвы и песни, в которых описываются страдания мирных жителей, шумерцы просят богов навеки проклясть аккадцев за совершенные ими преступления [4, с.141].

Ты, Аккад, который посмел напасть на Экур, Который глумился над Энлилем, Да обратятся твои улицы в прах, Да превратятся твои глиняные кирпичи в гря.зь, Да будут они прокляты богом Энки... О Аккад, да течет вместо пресной воды горькая, Сказавший «я буду жить в этом городе» Не найдет места для жизни.

Шумерцы неоднократно восставали против засилья захватчиков, но в силу разногласий среди вождей-энси не могли одолеть власть оккупантов до тех пор, когда на Шумер и на господство аккадской династии обрушились кавказские племена гутиев. Хотя новые пришельцы

также грабили, как и аккадцы, но гутии положили конец династии аккадцев, казнив всех саргонитов — почти столетнему первому правлению аккадцев в Шумере пришел конец. За этот век многие племена, тысячелетиями жившие в городах Шумера, столкнувшись с жестокими преследованиями аккадцев и осознав возможные повторения грабительских набегов в будущем, стали переселяться в другие регионы, где уже были их колонии или родственные племена. Согласно литературным источникам -текстам шумерских табличек и археологическим данным, шумерская империя и их физическое присутствие простирались от Индии до Анатолии до портов Средиземноморья, от Средней Азии до гор Кавказа, от Кипра и Крита до Египта и Эфиопии.

Начинается новая эпоха в истории Шумера, эпоха возрождения. Правителю города Лагаш удалось сохранить свою власть и консолидировать оставшиеся силы шумерцев. Правителя, превратившего свой край в процветающее и сильное государство, звали Гудеа, которому присвоили титул дингир - наместника бога на земле. Он превращает храмы-зиккураты в центры политической и культурной жизни. Гудеа не помышлял о мести аккадцам или гутиям. Его деятельность была созидательной и направлена на излечение травм войны. При нем процветало искусство, художники вновь были востребованы, строились новые храмы и дороги, расцветали ремесла. Гудеа существенно реформировал экономику, добиваясь справедливости для всех жителей Шумера. Сохранилось несколько скульптурных портретов из диорита, выполненных при его жизни. Вот что пишет о нем польский исследователь Мариан Белицкий: «Есть в этом человеке нечто такое, что выделяет его из массы известных энси и делает прообразом правителей, имена которых связаны с возникновением и развитием итальянского Возрождения» [4, с. 150]. При нем происходит

духовное возрождение Шумера. В одной из его поэм о постройке храма Энинну, табличке из 1365 строк, есть обращение к матери-богине Гатумдуг (тюрк. «катум» -женщина, «дуг» - сильная, великая) [4, с.150]:

О, моя царица, священного Ана возлюбленная дочь,

Его воительница, гордо поднявшая голову,

Ты, сохраняющая жизнь стране Шумера...

Когда ты обращаешь свой взор к людям, к ним приходит

изобилие...

Гатумдуг, как прекрасно звучит твое чистое имя.

Расцвет Шумера при Гудеа и его последователей продолжался более 400 лет. Но набеги аккадцев и амореев не утихали. Все больше шумерцев покидали страну, направляясь в более безопасные страны и регионы. С. Крамер пишет о тесных экономических и культурных связях между Шумером, Египтом и Эфиопией (Ма-ганом и Мелухой). Шумерцы даже имели отношение к назначению некоторых фараонов, возможно, было и сходство в древних слоговых языках. Известно имя жены фараона Эхнатона Нефертити. По-тюркски «нефер» означает единственная, неповторимая. Это выражение использовано и в имени супруги фараона Хеопса, а «ти ти» на древнешумерском означает царица цариц. Так что Нефертити можно перевести как неповторимая царица цариц. Можно предположить, что она могла быть дочерью одного из знатных правителей шумерского города. Имена фараонов Уту и Атон также имеют тюркские корни.

Археолог Виктор Иванович Сарианиди после раскопок в Гунир-тепе в Туркмении обнаружил множество артефактов, идентичных шумерским: керамические и бронзовые изделия, включая царскую печать с шумерской клинописью. В.И. Сарианиди полагал, что во вто-

рой половине II тысячелетия до н.э. часть шумерцев из-за изменений климата могла прибыть в Гунир-тепе. На самом же деле миграция объясняется тем, что Шумер был охвачен войной. Кавказ и Малая Азия также могли принять бывших жителей шумерских городов. Каппадо-кия изначально входила в историческую территорию Шумера, по сей день археологи там обнаруживают шумерские таблички и артефакты.

В конечном итоге, когда у шумерцев не осталось сил для оказания сопротивления, аккадцы и амореи приступили к полному уничтожению шумерского государства, разрушению его городов. На месте городка, названного шумерцами «божьи врата», возник Вавилон. Периоду разгрома в знаменитой поэме «Жалобы Ибби-Суэна» [4, с.183—185] автор посвятил строки, которым мог позавидовать сам Шекспир:

Безумный вихрь, ураган могучий поднялся, Дабы все вокруг разрушить, Шумерские законы истребить, Изгнать из края доброго владыку, В руины обратить дома и города... Жена не насладится лаской мужа, К ее коленям не сбегутся дети, Кормилица им песен не споет... Степная дичь исчезнет, жизнь заглохнет, И мест для отдыха не будет у зверей. Засохнут плодоносные деревья... В стране шумерцев испугались люди, Царь удалился - стонут его дети...

В поэме есть фраза: «его царство в Иссин было перенесено, он удалился в Аншан». Те, кто перебрался в эту местность, которая находится на северо-западе Ирана, населенной тюркоязычными племенами, живут там и по ныне.

Вавилон быстро превратился в густонаселенный город. Переводы плененными шумерцами смысла табличек, неведомых для аккадцев сведений и посланий шумерских богов, побудили амореев и аккадцев перекладывать их содержание на свой язык, используя клинопись. Так благодаря шумерцам в истории древних евреев впервые появилась письменность. Шумерской клинописью воспользовались также персы, ассирийцы, арамейцы, армяне, хетты. Как полагал Крамер в своем исследовании клинописных текстов, у жителей Вавилона не было ничего оригинального, кроме своего языка, -их деятельность была сосредоточена на том, чтобы переводить письменное наследие шумерцев на аккадский язык. Создавались словари с объяснением шумерских текстов, академии и школы, где познавали шумерские поэмы и молитвы и переводили их. В ходу была пословица «Какой же ты учитель, если не знаешь шумерского языка?» Благодаря этим переводам стало также возможным прочитать оригинальные шумерские тексты. Шумерские и аккадские тексты были восприняты как послания сакрального характера, свидетельствовавшие о некой духовной силе, заключенной в них. Позже это сыграло особую роль в духовном обновлении человечества. Именно содержание шумерских табличек легло в основу ряда библейских текстов.

Наше представление о Вавилоне связано с вавилонской башней - зиккуратом. Шумерцы называли свои храмы и места молитв в сочетании трех согласных, переданных клинописью, это буквы «с» или «з», «к» и «р». Возможно, шумерцы называли свои храмы «зикр». В свое время английский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли предложил называть храм «зиккуратом» для удобства произношения слов с окончанием на «ат». Зикры, сакры — так могли называть свои храмы и этруски, отсюда и пошло выражение сакральности, то есть смысла, вытекаю-

| щего из древних посланий шумерцев. Другое понятие,

| связанное с Вавилоном, - свод законов Хаммурапи. «Как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I выяснилось в последнее время, - писал Самюэль Крамер

| о данном своде, - это аккадская компиляция законов, в ос-

» нову которой лег шумерский оригинал. Действительно, есть

& веские доводы в пользу того, что рост и развитие правовых по-

>• ложений, практик, прецедентов и компиляций восходит в ос-

Э новном к шумерам...». Древние жители Вавилона, сами

ё того не подозревая, освоили и представили позже

! остальному миру постулаты, послужившие составлению

^ духовной матрицы. Помимо материальных ценностей,

£ аккадцы и амореи направили свои усилия на изучение

и освоение духовных достижений Шумера.

Если допустить, как пишут некоторые исследователи, что шумерцы просто исчезли, а язык их неизвестен, куда же делось их наследие в науках, медицине, экономике? Конечно, шумерцы, их знания и опыт не исчезли. Можно с большой долей уверенности предположить, что помимо азиатских регионов они переселялись и в Европу.

На это указывает и получившая в последнее время развитие гипотеза, в соответствии с которой этруски были представителями шумерской цивилизации. Иначе как неизвестно откуда взявшееся племя вдруг стало создавать на Апеннинском полуострове государство с развитой инфраструктурой, превратилось в морскую державу, стало возводить города, внедрять металлургию, распространять свою религию и создавать шедевры искусства, которые вдохновляли мастеров Возрождения? По нашему мнению, ответ находится в истории возникновения Тосканы. Топонимы Этрурия и Тоскана имеют этрусское происхождение. С этим созвучно и название исторической Трои. Принято также считать, что государство Этрурию основали тиррены, так называли древние греки народность турша [8, с.7].

Этрурия стала первоначальным очагом, питавшим огонь итальянской цивилизации. Как отмечает выдающийся французский историк античности Жак Эргон (1903-1995), «этот регион двадцатью двумя веками позже станет аналогичной колыбелью для Ренессанса, как если бы у Тосканы со времен античности и до Нового времени была привилегия вызывать и пробуждать дыхание человеческого разума» [11]. Более ста лет ученые и политики выдвигают разные гипотезы о происхождении этрусков, причисляя шведов и немцев, французов и русских, белорусов и англосаксов, многих других к потомкам этого народа без каких-либо убедительных доказательств.

О наиболее древней версии восточного происхождения писал еще «отец истории» Геродот. В древнем Риме были известны слова Сенеки: «Asia Etruscos sibi vindicate» - «Азия претендует на происхождение этрусков». Небольшие отрывки из ранних текстов надгробий и единичные древние тексты трудно поддаются переводам, хотя и в них встречаются слова тюркского происхождения — местоимения единственного и множественного лица, лукумоны (название благородных и знатных в Этрурии), фонетика ряда цифр, десятки других слов. Попытки причислить ранние или поздние тексты к семитским или европейским языкам не дают положительного результата. На золотой фибуле, датированной концом VII века до н. э., написано имя владельца украшения - выходца из Tursikina, где «на» указывает принадлежность этносу или стране [8, с.330].

Духовная жизнь европейцев также испытала влияние шумерского литературного наследия. Древние евреи попытались это наследие освоить. Современные религии называют аврамическими, именем пророка Авраама. Интересны в связи с этим следующие утверждения ученых. Впервые гипотезу о том, что Авраам был шумером, выдвинул еще в 1930 году профессор Лейпцигского универси-

| тета ассиролог Альфред Джеремиас. Ему вторит

| и Сэмюэль Крамер [9, с.324, 331]. Согласно шумерскому

§ «Царскому списку», основоположник древнейшей дина-

| стии царь Киша Этана правил 1560 лет и «был человеком,

а который взошел на небеса», а в общей сложности

& за 24500 лет правили 23 царя. Идея о древнем происхож-

>• дении шумерских правителей была заимствована и отра-

§ жена в Ветхом Завете, правда, праотцы живут не такую

£ долгую жизнь — от 700-800 лет Ноя до 175 лет Авраама,

| а весь список около 7000 лет до н. э. Крамер и другие ис-

^ следователи приводят и другие примеры заимствования

£ шумерских текстов, написанных как минимум за тысячу

лет до появления Библии.

Дешифровка текстов шумерской цивилизации дает основание полагать, что именно шумерская история нашла отражение в Священном Писании со всеми метафорами, фантазиями и воображаемыми именами. В наше время стало очевидным, что у шумерцев было много богов, боги земли, неба, воды, огня и т. д.

Книга Бытия начинается с признания: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар (в подлиннике пишется как Шинар) равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжет, огнем». Именно такова была, по мнению многих исследователей, история переселения шумер-цев. Шумерские представления о сотворении вселенной, которую бог Энлиль разделил на небо и земли, повторяется и приписывается еврейскому богу Елохиму. Из шумерского эпоса узнаем о технике сотворения человека, где описывается процесс создания его из глины, также, как и в Библии. У шумерцев и у евреев это происходило при наличии божественного замысла. Можно найти параллели и в вопросе о рае. Как пишет Крамер, «есть все основания полагать, что сама идея о божественном рае, садах богов, имеет шумерское происхождение».

В Библии сказано, что из ребра Адамова Бог сотворил Еву и сказал: «она будет называться женою». Легенда о происхождении и миссии жены первого человека в шумерском мифе «Энки и Нинхурсаг» излагается иначе. В этом мифе богиня Нинхурсаг, чтобы избавить Энки от боли в ребре, повелевает рождение от ребра богини Нинти. На шумерском языке Нинти означает «госпожа ребро», но «ти» означает также и «жизнь», получается - «госпожа женщина, дарующая жизнь» или «богиня, дарующая жизнь». По Крамеру, еврейские слова «ребро» и «дающая жизнь» не имеют ничего общего. Возможно, писцы запомнили только одно значение слова «ти» из шумерского текста, упустив главное. Так в библейском тексте передали женщину-ребро в подчинение Адаму. Тогда как у шумерцев это была «женщина, дарующая жизнь человеку». Шумерская идея равенства женщины и мужчины и, более того, преклонение перед женщиной-матерью низведено в Библии до второстепенной роли женщины, как придатку к мужчине.

История Потопа также вошла в Библию из шумерских источников. Имя Зиусудры, который построил и управлял ковчегом, заменили именем Ноя. И если Ной и его дети, как, впрочем, многие другие библейские персонажи являются вымышленными и придуманными поздними авторами Библии, тогда как Зиусудра был реальным человеком, построившим плот для спасения людей и животных во время крупного наводнения в южной части Шумера. Сохранилась древняя шумерская карта этого наводнения, которое в метафорической форме превратилось во всемирный потоп.

В сравнениях текстов из Библии и шумерских табличек обнаруживаются схожие заимствования в таких сюжетах, как история Каина и Авеля, предание о Вавилонской башне и расселении народов, земля и ее устройство, божественное возмездие, страдание и покорность, смерть и загробный мир. Это лишь малая часть заимство-

| ваний. Как предполагал Крамер, закон пришедший к ев-

| реям из Сиона, глубокими корнями уходит в землю Шу-

| мера (Крамер, стр. 322-323). Известно даже, какие

| таблички послужили прямыми источниками основных

а положений Ветхого Завета. Но в нем не содержатся пря-

& мые нравственные постулаты, тексты молитв. Эту сферу

>• восполнили евангельские послания, восходящие к духов-

§ ному наследию Шумера.

о Большая часть из обнаруженных шумерских табличек

! относится к деловой документации и переписке, многое

^ еще скрыто от исследователей. Только во время войны

£ в Ираке в США были вывезены десятки тысяч артефактов

и письменной литературы, часть из них попала в американские университеты. Можно предположить, что еще будут обнаружены новые скрижали с неизвестными текстами.

Настало время признать за шумерцами авторство нанесения на каменные книги Первых Заветов Бога, адресованных всему человечеству. У Библии - крепкие каменные корни, взращенные шумерской литературой, шумерским первым словом, которое хотели придать забвению. Но спустя тысячелетия тайное стало явным.

Отметим, однако, другой важный вывод после знакомства с наследием Шумера. Шумерцы подчеркивали, что все, ими созданное, предназначалось для всего человечества, и не писали об избранности какого-либо этноса - божественные послания предназначались всему человеческому разнообразию. Идея избранности одного народа, как оказалось, отрицает божественное учение, которое разрабатывалось на территории Месопотамии тысячелетия назад. Все народы равны перед богом.

Литература:

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. Учебник для студентов вузов. Л.: Госполитиздат, 1953. 759 с.

2. Антонова Е.В. Сходство и различие антропоморфной пластики Южной Туркмении и Месопотамии в эпоху энеолита // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука, 1977. С.15-20.

3. Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества. М.: Ниола-Пресс, 2008. 128 с.

4. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир / Пер. с польского. М.: Вече, 2000. 432 с. (Сер. Тайны древних цивилизаций).

5. Варга Д. Древний Восток. У начал истории письменности / Пер. с венгерского Л. Шаргиной. Будапешт: Корвина, 1985. 166 с.

6. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М.: Изд-во восточной литературы, 1959. 308 с.

7. Емельянов В.В. Древний шумер. Очерки культуры. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 368 с. (Сер. Мир Востока, VII).

8. Жан-Ноэль Р. Этруски / Пер. с фр. С.Ю. Нечаева. М.: Вече, 2007. 368 с.

9. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. А. Милосердовой. М.: Центрполиграф, 2010. 400 с. (Сер. Загадки древних народов)

10. Шпаковский В. Самые дорогие шлемы. Шлем Мескаламдуга, героя благодатной страны. Часть IV // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/139173-samye-dorogie-shlemy-sh lern -meska lam duga-geroya-blagodatnoy-strany-chast-chetvertaya.html (дата публикации 13.04.2018)

11. Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков / Пер. А. Овезовой. М.: Молодая гвардия, 2009. 336 с. (Сер. Живая история: Повседневная жизнь человечества)

12. The Epic of Gilgamesh / Translated with an introduction by Andrew George. London: Penguin Books, 1999. 304 p.

13. Wolkstein D., KramerS. Inanna, Queen of Heaven and Earth. Her Stories and Hymns from Sumer. N.Y.: Harper & Row, 1983. 236 p.

Tair Tairov,

Doctor of Law, participant of international forums and research conferences on security and cooperation, researcher and author of publications addressing historical and contemporary aspects of cross-civilization relations, Secretary of World Peace Council (1979-1986). The author participates in the promotion of Russian avant-garde and Oriental peoples' artworks (Moscow), tair55@rambler. ru

From the Sumerian code to the Holy Scriptures?

The author presents his own interpretation of the cultural heritage of ancient Sumer and its impact on human civilization.

Keywords: ancient Sumer, Sumerian studies, history of the ancient Orient, writing, wedge writing, oriental studies, decryption

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.