Научная статья на тему 'От киберпанка к нанопанку: научно-фантастический роман «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона'

От киберпанка к нанопанку: научно-фантастический роман «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная фантастика / жанр / кибербанк / посткиберпанк / нанопанк. / science fiction / genre / cyberpunk / postcyberpunk / nanopunk.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Файзуллина Ольга Робертовна

В данной статье рассматривается тематическая направленность и особенности проблематики научно-фантастического романа «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона, входящего в авторский цикл «История Будущего». Цель работы – попытаться уточнить тематическую доминанту произведения и подчеркнуть многоаспектность жанровой природы данной книги. Кроме того, определенное значение в тематическом плане имеет социальная разрозненность, это подтверждается, например, в ходе анализа композиционных особенностей текста. В ходе исследования мы пришли к заключению, что такие явления, как «киберпанк», а позднее «посткиберпанк» и «нанопанк», необходимо рассматривать, в первую очередь, как направления научной фантастики, служащие для подчеркивания социальной проблематики в произведениях данного жанра, а не как поджанры научной фантастики. Более того, они выполняют культурологическую функцию, если отталкиваться от того, чтопонятие «панк» отсылает нас прежде всего к определенной субкультуре. Н. Стивенсон использует их в качестве художественных инструментов для создания определенных запоминающихся образов и сюжетных ходов. Данное произведение синтезирует в себе ряд гармонично сочетающихся жанровых черт романа воспитания, антиутопии, научно-фантастического романа направления «посткиберпанк» или «нанопанк».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CYBERPUNK TO NANOPUNK: SCIENCE-FICTIONAL NOVEL “THE DIAMOND AGE: OR, A YOUNG LADY'S ILLUSTRATED PRIMER” BY N. STEPHENSON

This article discusses the thematic focus and problem characteristics of the science fiction novel “The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer” by N. Stevenson, that is included in the author's cyclus “The Story of the Future”. The aim of the work is to try to clarify the thematic dominant of the work and emphasize the multidimensionality of the genre nature of this book. The terms such as cyberpunk, postcyberpuk and nanopunk used in defining the genre of the work reveal the cultural sense of the novel. In addition, social fragmentation has a certain value in the work, this is confirmed, for example, by analyzing the compositional characteristics of the text. In this article, we have come to the conclusion that such phenomena as “cyberpunk”, and later “postcyberpunk” and “nanopunk”, should be considered, first of all, as the literary school of science fiction, serving to emphasize social problems in the works of this genre and not as science fiction subgenres. Moreover, they perform a culturological function, if we start from the fact that the concept of “punk” refers us, first of all, to a certain subculture. N. Stevenson uses them as artistic tools to create certain memorable images and plot moves. This work synthesizes a number of harmoniously combined genre features of the novel of upbringing, dystopia, and the science fiction novel of the literary school of “postcyberpunk” or “nanopunk”.

Текст научной работы на тему «От киберпанка к нанопанку: научно-фантастический роман «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона»

Литература

1. Андрущенко Е.А. Властелин «чужого»: текстология и проблемы поэтики Д.С. Мережковского. Москва: Водолей, 2012. 248 c.

2. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Москва: Наука, 2000. 589 c.

References

1. Andrushchenko, E.A. (2012). Vlastelin «chuzhogo»: textologiya i problem poetiki D.S. Merezhkovskogo [The Lord of the Stranger: Textology and the Problems of the Poetics of D.S. Merezhkovsky]. 248 p. (In Russian)

2. Merezhkovsky, D.S. (2000). Tolstoy i Dostoevsky [Tolstoy and Dostoevsky]. 589 p. (In Russian)

Автор публикации

Тушев Андрей Николаевич - преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений Казанского федерального университета. E-mail: [email protected]

Author of the publication

Tushev Andrey Nikolayevich - teacher, Division of Translation Studies and World Cultural Heritage / Institute of International Relations / Kazan (Volga region) Federal University.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 05.10.2018. Принята к публикации 01.11.2018.

УДК 82-31

ОТ КИБЕРПАНКА К НАНОПАНКУ: НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН «АЛМАЗНЫЙ ВЕК, ИЛИ БУКВАРЬ ДЛЯ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ»

Н. СТИВЕНСОНА

О.Р. Файзуллина

[email protected]

Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается тематическая направленность и особенности проблематики научно-фантастического романа «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона, входящего в авторский цикл «История Будущего». Цель работы - попытаться уточнить тематическую доминанту произведения и подчеркнуть многоаспектность жанровой природы данной книги. Кроме того, определенное значение в тематическом плане имеет социальная разрозненность, это подтверждается, например, в ходе анализа композиционных особенностей текста.

В ходе исследования мы пришли к заключению, что такие явления, как «киберпанк», а позднее «посткиберпанк» и «нанопанк», необходимо рассматривать, в первую очередь, как направления научной фантастики, служащие для подчеркивания социальной Казанский лингвистический журнал, 2018, том 1, № 2 (1)

проблематики в произведениях данного жанра, а не как поджанры научной фантастики. Более того, они выполняют культурологическую функцию, если отталкиваться от того, что понятие «панк» отсылает нас прежде всего к определенной субкультуре. Н. Стивенсон использует их в качестве художественных инструментов для создания определенных запоминающихся образов и сюжетных ходов. Данное произведение синтезирует в себе ряд гармонично сочетающихся жанровых черт романа воспитания, антиутопии, научно-фантастического романа направления «посткиберпанк» или «нанопанк».

Ключевые слова: научная фантастика, жанр, кибербанк, посткиберпанк, нанопанк.

Для цитирования: Файзуллина О.Р. От киберпанка к нанопанку: научно-фантастический роман «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Н. Стивенсона // Казанский лингвистический журнал. 2018. том 1, № 2 (1). С. 62-66.

FROM CYBERPUNK TO NANOPUNK: SCIENCE-FICTIONAL NOVEL "THE DIAMOND AGE: OR, A YOUNG LADY'S ILLUSTRATED PRIMER" BY N. STEPHENSON

O.R. Fayzullina

[email protected]

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. This article discusses the thematic focus and problem characteristics of the science fiction novel "The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer" by N. Stevenson, that is included in the author's cyclus "The Story of the Future". The aim of the work is to try to clarify the thematic dominant of the work and emphasize the multidimensionality of the genre nature of this book. The terms such as cyberpunk, postcyberpuk and nanopunk used in defining the genre of the work reveal the cultural sense of the novel. In addition, social fragmentation has a certain value in the work, this is confirmed, for example, by analyzing the compositional characteristics of the text.

In this article, we have come to the conclusion that such phenomena as "cyberpunk", and later "postcyberpunk" and "nanopunk", should be considered, first of all, as the literary school of science fiction, serving to emphasize social problems in the works of this genre and not as science fiction subgenres. Moreover, they perform a culturological function, if we start from the fact that the concept of "punk" refers us, first of all, to a certain subculture. N. Stevenson uses them as artistic tools to create certain memorable images and plot moves. This work synthesizes a number of harmoniously combined genre features of the novel of upbringing, dystopia, and the science fiction novel of the literary school of "postcyberpunk" or "nanopunk".

Keywords: science fiction, genre, cyberpunk, postcyberpunk, nanopunk.

For citation: Fayzullina O.R. From cyberpunk to nanopunk: science-fictional novel "The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer" by N. Stephenson // Kazan linguistic journal. 2018. Vol. 1, No. 2 (1). Pp. 62-66.

Нил Стивенсон (Neal Stephenson, род. 1959) - один из ярчайших представителей американской научной фантастики рубежа XX-XXI вв. В 1981 г. он оканчивает Бостонский университет по специальности географ-физик, в 1984 г. начинается его карьера писателя и публикуется его первый роман «Большое У» (Big U), который не приносит автору известности. Настоящий прорыв в творчестве Н. Стивенсона происходит в 1992 году после выхода в свет романа «Лавина» (Snow Crash), писатель начинает активно работать в таком направлении научной фантастики, как «киберпанк» и «посткиберпанк». С этого времени Н. Стивенсон становится успешным автором и обладателем престижных литературных премий. В 1996 году за свой роман «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» (The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer), опубликованный в 1995 г., он получает сразу две премии - премию «Хьюго» (Hugo Award) за лучший роман в области научной фантастики и премию «Локус» (Locus) за лучший научно-фантастический роман. Н. Стивенсон является победителем также таких престижных премий, как премия Артура Кларка (Великобритания), «Прометей» в номинации «лучший роман», премия Международной ассамблеи фантастики «Портал» в номинации «лучшая переводная книга». Для творчества Н. Стивенсона свойственно тяготение к стилю барокко. В 2003 - 2004 гг. выходят произведения писателя под заглавием «Барочный цикл» в трех томах, основанных на идеи исторического романа, сочетающего в себе черты научной фантастики. В 2008 г. публикуется научно-фантастический роман «Анафем», в 2011 - «Вирус "Reamde"», в 2015 - «Семиевие», в 2017 году в соавторстве с американской писательницей Николь Галланд создается книга «Взлет и падение ДОДО».

В данной статье мы попытаемся рассмотреть жанровую проблематику книги «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц». В критическом обзоре книжных новинок NewYork Times отмечено, что «если от книги «Лавина» исходила маниакальная энергия киберпанковой самоуверенности в том, что все возможно в виртуальной реальности, то в «Алмазном Веке» чудеса киберпространства бледнеют перед ослепительной силой нанотехнологий». Однако мы не можем полностью согласиться с данной рецензией. На наш взгляд, автор выстраивает повествование так, чтобы продемонстрировать, что в конкретном случае триумф нанооткрытий оборачивается их коллапсом. Перечисленные в романе изобретения и инновации, начиная от три д изображений и принтеров, китайских палочек с бегущей рекламной строкой, заканчивая оружием, вживленным в тело человека, и суперкомпьютером-букварем, который является уникальным в своем роде и был создан для получения успешного образования подрастающего поколения, обесцениваются. В то время как обычный кусок ткани становится волшебством, а воздух, которым дышал ребенок и который обеспечивал ему жизнь и развитие, становится ценнее суперкомпьютера. «Сейчас, когда нанотехнология сделала доступным почти все, вопрос что можно с ее помощью сделать уступил место другому: что должно. Одним из прозрений Викторианского Возрождения стало открытие, что вовсе не такое благо просматривать по утрам собственную выборку новостей, и чем выше человек поднимался по социальной лестнице, тем больше его «Таймс» походили на газету прежнего поколения» [1: 58].

Говоря о структуре произведения, хотелось бы отметить созданный символический образ колоколов, который возникает в начале повествования и завершает его, служит рамочной конструкцией.

«В церкви святого Марка звонили к обедне, колокольный трезвон несся вдогонку Баду, когда тот со скоростью сто километров в час летел в модное ателье ставить самый современный лобешник (встроенный лобовой пистолет)» [1: 8]... «Долбанные колокола трезвонили в тумане, не переставая. Бад буркнул себе под нос, и музыкальная система - элементы фазированного акустического поля, натыканные в барабанных перепонках, как зернышки в земляничине - прибавила громкость. Однако даже музыка не могла заглушить перезвон, отдававшийся в самых костях. Может, раз уж он будет в ателье, сменить заодно батарейки, вживленные в правую височную кость? Они рассчитаны на десять лет, но прошло уже шесть, а слушал он громко» [1: 9]. Но, как бы громко герой романа не включал музыку, заглушить колокольный звон ему не удавалось, так и в конце повествования читатель снова слышит колокольный звон. Здесь, на наш взгляд, проявляется нонконформистское отношение автора к воцарившимся нормам общества будущего.

Термин «киберпанк» входит в научный оборот в 80-х гг. XX века и закрепляется как явление научной фантастики, выступая в качестве одного из направлений данного рода литературы. С тех пор появилось большое количество производных понятий таких как «биопанк» (biopunk), «мифопанк» (mythpunk), «паропанк» или «стимпанк» (steampunk), «посткиберпанк» (postcyberpunk), и «нанопанк» (nanopunk). В книге профессора Надера Елхефнави «После новой волны. Научная фантастика сегодня» (After the New Wave. Science Fiction Today, 2015) знаменитый американский писатель-фантаст К.В. Джетер характеризует направление «киберпанк» как постмодернистскую «гонзо историческую» литературу. Трудно выявить кардинальные отличия и явные переходы от направления киберпанк к направлению нанопанк. Границы этих понятий размыты, и мы склонны рассматривать их как синонимичные. Место действие романа - нео викторианское общество будущего, где весьма ярко представлено его социальное расслоение. Тема разрозненности заявлена автором в эпиграфе произведения, в качестве которого выступает изречение Конфуция: «По своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». Протагонисты романа - Джон Персиваль Хакворт, наноинженер, создавший интерактивное руководство для того, как воспитать идеальную леди, и девочка Нелл из бедной семьи, у которой совершенно случайным образом оказывается этот «букварь». Одна из главных сюжетных линий произведения - взросление Нелл, ее становление как личности, превращение в независимую женщину-лидера.

Следующим эпиграфом выступает цитата из произведения «Викторианцы» британского историка Сэра Чарльза Петри «Подъем или упадок нравственности вызывают мощные факторы, главнейший из которых - реакция на установления предшествующей эпохи. Туда-сюда качается маятник, и горстка выдающихся людей тщетно цепляется за подвес, бессильная повлиять на его ход». Антиутопические взгляды писателя предвосхищают развязку сюжета романа.

Причины стремления изобразить в своем произведении именно викторианскую эпоху связаны, по мнению пр. Н. Елхефнави, в частности, с тем, что если говорить о науке и технологиях, то наши представления о них относятся к викторианству, он, конечно, не отрицает происходящие изменения и вводимые инновации, но указывает, что даже само слово «ученый» появилось именно в то время. Исследователь также отмечает, Казанский лингвистический журнал, 2018, том 1, № 2 (1)

что викторианство стало эпохой, когда произошел качественный переход от мира, где инновация была делом редким и случайным к тому миру, где инновация стала постоянным и систематическим явлением в руках профессионалов, а не любителей. Социальные, политические и экономические реалии того времени остаются значимы и для современного общества. Н. Стивенсон в своем романе представляет мир технологий и социум взаимосвязанными. Повествование отличается некой хаотичностью происходящего и подчеркнутой множественностью идей. Но, как утверждает один из протагонистов романа, «Вселенная - бессмысленный хаос, тогда как интересны лишь организованные аномалии», которые представляют собой микромиры, которые складываются в «единую трехмерную картину» или, другими словами, образуют макромир.

Роман «Алмазный век» обладает сложной жанровой природой (роман воспитания, антиутопия, научно-фантастический роман направления «посткиберпанк» или «нанопанк») и неоднозначность трактовок этого произведения открывает перспективы для его дальнейшего изучения.

1. Стивенсон Н. Алмазный Век, или Букварь для благородных девиц. М.: АСТ, 2003.

2. Elhefnawy N. After the new wave: science fiction today. Nader Elhefnawy: Literary Criticism, 2015. 254 p.

References

1. Stivenson, N. (2003) Аlmaznyj Vek, ili Bukvar' dlya blagorodnykh devits [The Diamond Age, or Primer for Noble Maidens] Moscow: AST. 448 p. (in Russian)

2. Elhefnawy N. After the new wave: science fiction today. Nader Elhefnawy: Literary Criticism, 2015. 254 p. (in English)

Литература

448 с.

Авторы публикации

Authors of the publication

Файзуллина Ольга Робертовна -

кандидат филологических наук старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Казанский федеральный университет ул. Кремлевская,18, 420008, г. Казань, Россия,

E-mail: [email protected]

Olga R. Fayzullina - PhD in Philology, Senior Teacher of the Department of Foreign Languages in the sphere of International Relations,

Kazan Federal University Kazan, Russia

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 10.10.2018. Принята к публикации 01.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.