Научная статья на тему 'От качества образования к качеству жизни'

От качества образования к качеству жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От качества образования к качеству жизни»

66

Высшее образование в России • № 10, 2006

В 2001 г. по инициативе наших студентов родилась традиция проведения Симпозиума научной молодежи Санкт-Петербурга.

Последние десять лет университет ежегодно проводит конкурс персональных студенческих грантов. Размер средств, направляемых университетом на проведение этого конкурса, в 2005 г. составил 500 тыс. рублей, средний размер одного гранта -4500 рублей.

Известные бизнесмены А. Мордашов и А. Чубайс, будучи студентами ИНЖЭКО-

На, активно занимались научной работой. В частности, Алексей Мордашов возглавлял СНО машиностроительного факультета, участвовал во всесоюзных научных конференциях. Анатолий Чубайс стал заниматься наукой с первого курса на кафедре технологии машиностроения.

Прилежание в учебе, участие в НИРС и умение излагать свои мысли позволяют нашим выпускникам достигать высоких результатов и вносить весомый вклад в развитие экономики России.

Т. МАСЛОВА, профессор, проректор по развитию и качеству образования

Управление качеством образования всегда являлось приоритетной задачей в СПбГИЭУ.

Началом формирования системы качества ИНЖЭКОНа послужил приказ ректора № 1-28 от 9.3.2000 г., когда был создан Совет по качеству образования и внесены дополнения в структуру университета. 24-26 января 2001 г. прошла учебно-методическая конференция профессорско-

От качества образования -к качеству жизни

преподавательского состава «Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования», на которой с докладом «От системы управления качеством к качеству управления университетом» выступил ректор университета профессор А.И. Михайлушкин. Здесь была впервые провозглашена «Политика (Концепция) Санкт-Петербургского государ-

Юбилей

67

ственного инженерно-экономического университета в области качества» как стремление обеспечить растущие потребности индивидуумов, предприятий, государства в оказании образовательных услуг в области экономики и управления на предприятии различных отраслей на уровне, способствующем международной интеграции, возрождению российской промышленности и повышению ее конкурентоспособности, обеспечивающем профессиональный и личностный рост индивида.

Материалы конференции претворялись в жизнь и строго контролировались в соответствии с приказом ректора № 23 «О развитии системы управления качеством образования в СПбГИЭУ» от 2 июля 2001 г., предусматривающим создание комиссии по координации разработки комплексной системы управления качеством университетского образования. Первыми результатами ее деятельности стали: «Руководство по обеспечению и управлению качеством образования в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете» и принципы формирования перспективных моделей специалиста.

Особым достижением университета является системное и целенаправленное повышение квалификации ППС по проблемам качества образования. Международные дипломы и сертификаты по освоению программ повышения квалификации по качеству образования были вручены: В.Д. Дурневу - заслуженному деятелю науки и техники, профессору; В.К. Федюкину -действительному члену Академии проблем качества, профессору; Е.Б. Смирнову - проректору по научной работе, профессору. Свидетельства о повышении квалификации ведущих российских вузов получили: Т.Д. Маслова - проректор по развитию и качеству образования, профессор; М.М. Зонис - кандидат экономических наук, доцент.

С 1999 г. в университете начата подготовка специалистов по специальности 220501(340100) «Управление качеством»,

а в 2004 г. эта специальность успешно прошла плановую аттестацию как основная образовательная программа. Выпускники специальности востребованы на рынке труда, наиболее успешные продолжают учиться в аспирантуре и реализуют свои знания в процессе формирования системы качества университета, привлекаются к работе Совета по качеству как эксперты.

Высокая оценка работы университета по созданию и функционированию систем качества вузов и учреждений дана в решении всероссийского совещания специалистов в области инноваций и качества, проведенного в городе Судаке 29-30 мая 2003 г., опубликованном в журнале «Качество. Инновации. Образование» (2003, № 2).

В конце 2004 г. была утверждена обновленная организационная структура управления университетом. Она включает проректора по развитию и качеству образования и отделы: по качеству образования; развития образования; аттестации, аккредитации и лицензирования. Была начата работа по реализации принципов Болонского процесса:

68

Высшее образование в России • № 10, 2006

переходк двухуровневой подготовке и формирование системы качества. Совет по качеству был существенно обновлен, а его деятельность теперь регламентирована официальным положением. Работа в этой области осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий, первоначально ориентированным на стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2001, а после принятия решения Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования - на типовую модель СК ВУЗ.

В 2005г. в целях внутренней самооценки системы качества в университете был проведен анкетный опрос экспертов. Свое мнение высказали члены Совета по качеству университета по критериям модели премии Правительства РФ в области качества, адаптированным к образовательной деятельности. Результаты самооценки по

группам экспертов, представленные на рис. 1, были обсуждены на Совете по качеству ИНЖЭКОНа и учтены в перспективных и текущих планах работ на всех уровнях управления.

Понимая значимость независимой оценки качества подготовки студентов, университет одним из первых крупномасштабно включился в эксперимент по проведению федерального интернет-экзамена. Независимая оценка качества развивается с 2000 г. в рамках партнерства «Ассоциация

Уровень развития элементов системы качества по критериям (мнение экспертов)

Рис. 1. Оценка степени развития элементов системы качества университета

Юбилей

69

независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга». В этой связи университет участвует в подготовке экспертов и проведении экспертиз, лицензировании образовательных программ СПО и дополнительных образовательных программ, проведении консультаций, научныхи практических конференций. Преподаватели, прошедшие подготовку по реализуемой на базе университета программе, имеют дипломы экспертов.

Особую роль в оценке качества подготовки специалистов играют опросы студентов по поводу их удовлетворенности процессом обучения в университете. Результа-

ты тщательно анализируются, разрабатываются корректировочные планы, направленные на улучшение деятельности.

Сейчас ИНЖЭКОН разрабатывает и документирует процессы по типовой модели системы качества университета, внедрение которой должно обеспечить: организационный порядок и сбалансированность деятельности университета; последовательность действий, основанных на документированных процессах;доверие к университету студентов и преподавателей; эффективность информационных потоков, отражающихвнутренние процессы и связь университета с внешней средой.

В. ЛИМОНОВ, доцент, проректор по учебно -воспитательной работе и связям с общественностью

Студенческая молодежь является значимой социальной группой, важной силой, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Вуз - это место действия большого количества молодых людей, причем людей, имеющих высокий уровень образованности, обладающих творческим потенциалом, заряженных на активную деятельность.

Жизнь показала, что одних учебных занятий недостаточно для формирования истинно интеллигентного человека с твердыми патриотическими убеждениями и умениями противостоять всему негативному.

Уважение своего учебного, научно-исследовательского, общественного труда, гордость за свой университет - итог воспитательного процесса определенного уровня. Повседневная жизнь университета постоянно выдвигает вопросы воспитания на передний план даже в связи с рассмотрением материально-технических и финансовых проблем. Это связано прежде всего с проблемами отношения к материальным ценностям,воспитания чувства

Воспитательная деятельность университета

хозяина у всех членов университетского коллектива.

Важнейшей концептуальной предпосылкой каждодневной воспитательной общекультурной деятельности руководства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.