Научная статья на тему 'От «Индивидуальных» характеров — к национальным'

От «Индивидуальных» характеров — к национальным Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
229
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ / NATIONAL MENTALITY / NATIONAL CHARACTER / ETHNO-PSYCHOLOGICAL FEATURES / GLOBALIZATION / NATIONAL MODEL OF MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Канарш Григорий Юрьевич

В статье представлен проект создания специализированной электронной базы данных, посвященной изучению национальных менталитетов в контексте глобализации и взаимодействия культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From “Individual” Characters to National Ones

The article presents a project for the development of a specialized electronic database that covers the study of national mentalities in the context of globalization and interaction of cultures.

Текст научной работы на тему «От «Индивидуальных» характеров — к национальным»

От «индивидуальных» характеров — к национальным*

Г. Ю. Канарш (Институт философии РАН)

В статье представлен проект создания специализированной электронной базы данных, посвященной изучению национальных менталитетов в контексте глобализации и взаимодействия культур. Ключевые слова: национальный менталитет, национальный характер, национально-психологические особенности, глобализация, национальная модель модернизации.

Проблема изучения национальных характеров (национальных менталитетов) — одна из наиболее сложных в социально-гуманитарном знании. Это тема поистине междисциплинарная, ее плодотворное изучение возможно только на стыке целого ряда наук: философии, культурологии, истории, психологии и др. Исследовательский коллектив в составе семи человек, включающий ученых разных специальностей (философов, политологов, историков, специалистов в области естественно-научной характерологии), разного возраста и научной квалификации (от аспирантов до докторов наук) из Института философии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского гуманитарного университета, Чувашского государственного университета им. Н. И. Ульянова, поставил перед собой достаточно амбициозную задачу: создание специализированной электронной базы данных по этой проблеме. В 2013 г. совместный проект этих ученых «Электронная база данных “Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур”» (руководитель — кандидат политических наук Г. Ю. Канарш) был поддержан грантом Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Своей основной задачей участники проекта видят создание интернет-ресурса, посвященного изучению национальных и культурных особенностей крупных социальных общностей в контексте современных тенденций глобализации и взаимодействия культур. Предполагается, что все материалы сайта будут находиться в свободном доступе, каждый заинтересованный пользователь сможет обратиться к ним. Проект разрабатывается на базе

сектора социальной философии Института философии РАН в сотрудничестве с кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета (заведующий кафедрой — доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ А. В. Павловская). В той или иной форме к сотрудничеству, помимо основных участников проекта, предполагается привлечь ведущих специалистов в области изучения национальных мента-литетов из Российской академии наук, МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, других научно-исследовательских учреждений и вузов страны. В определенном смысле тему данного проекта можно рассматривать как продолжение и развитие на новом этапе тематики другого подобного проекта, посвященного естественно-научному (характерологическому) изучению творческого процесса, реализованного на базе Московского гуманитарного университета в 2010-2011 гг. (его материалы см. на сайте: www.characterology.ru).

Говоря об истории проблемы, можно выделить две традиции в изучении национальных менталитетов — западную (сегодня преимущественно американскую) и отечественную, изначально связанную с европейской, прежде всего германской, научной школой. Плодотворное изучение проблемы национального характера осуществлялось в первой половине и в середине XX в. на Западе в рамках американской школы культурной антропологии (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Д. Горер), для представителей которой в целом был характерен социокультурный детерминизм в понимании явлений национальной психологии (соот-

* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 13-03-12003).

ветствующие исследования «характеров» американцев, японцев, русских, этнической психологии племен Океании и др.). Несмотря на абсолютизацию социально-культурного фактора, данный подход стал заметным явлением в западной и мировой науке и до сих пор является достаточно авторитетным. Вторая половина XX в. отмечена возобновившимися исследованиями в области академического изучения национальных характеров, испытавшими на себе непосредственное влияние политических и экономических факторов послевоенного мирового порядка. Помимо уже упомянутых исследователей, следует отметить труды по проблеме национальной психологии Запада и России американских авторов А. Инкеле-са, Д. Левенсона, К. Дюбуа, А. Кардинера. Их характерной четой является достаточно упрощенный подход к пониманию национальнопсихологических особенностей, попытка описать их на основе разработанных теоретических моделей (понятия «модальной личности», «модальной личностной структуры») (см., напр.: Исследования национального характера..., 2002: Электр. ресурс; Моисеева, Сорови-кова, 2003; Павловская, 2009). В этот же период формируется новое направление — теория межкультурной коммуникации (Э. Холл, Д. Хофштеде), представители которого изучают особенности национальной психологии и ментальности также на основе упрощенных теоретических моделей и тестов (например, с использованием таких параметров, как «индивидуализм», «маскулинность», «дистанция власти» и др.) (см.: Павловская, 2009). Количественный подход, разработанный в рамках теории межкультурной коммуникации, сегодня активно осваивается отечественными учеными (например, в академической социологии). В целом американской академической традиции изучения национальных особенностей присуще упрощенное и прагматическое видение проблемы. Несомненным плюсом подхода является наличие серьезных научных школ, практическая ориентированность, четкость поставленных задач и применяемых методов исследования.

В советский период в отечественной науке исследования национально-психологических

особенностей велись в рамках философии, истории, этнологии, а также психологии, филологии, культурологии. Были созданы фундаментальные труды, посвященные теоретическим аспектам изучения проблемы, например, «Природа национальной психологии» Н. Джандильдина (1971), «Социальная психология и история» Б. Ф. Поршнева (1966), труды о национальных образах мира Г. Д. Гачева, особенностях русского характера и русской культуры Д. С. Лихачева (1970-1980 гг.) (подробную библиографию см.: Павловская,

2009). В постсоветский период эту линию продолжают исследования социолога и культуролога К. Касьяновой (псевдоним В. Ф. Чес-ноковой), историков А. В. Павловской, И. М. Су-поницкой, филолога-лингвиста С. Г. Тер-Ми-насовой, социолога и политического психолога А. Л. Андреева, этнолога Н. М. Лебедевой, характеролога М. Е. Бурно и др. В практической плоскости социальной философии и теории следует отметить работы В. Г. Федотовой, А. С. Ахиезера, Л. М. Новиковой, И. Н. Си-земской, В. Н. Шевченко, Ю. Н. Олейникова,

Ч. К. Ламажаа, в которых вопросы национальной психологии затрагиваются в связи с социокультурным анализом процессов модернизации (см., напр.: Меняющаяся социальность. ,

2010). В целом для исследований отечественных ученых свойственна фундаментальность, а также тенденция к материалистическому пониманию природы национальной психологии, что в значительной мере продолжает советскую и дореволюционную традиции. Очевидными минусами являются слабая структурированность научно-исследовательского пространства (практически отсутствуют сложившиеся научные школы), отсутствие преемственности в научных исследованиях, чрезмерная усложненность подхода к проблеме (что проявляется и терминологически, и дисциплинарно), очевидный разрыв с практикой (за исключением ряда некоторых отдельных случаев).

На сегодняшний момент, не без влияния произошедших социально-политических изменений, в российской науке заметен некоторый отход от устоявшихся традиций изучения национальных характеров и большая ориента-

ция на американскую академическую школу, в чем есть свои плюсы и минусы. В целом же изучение национальных менталитетов (как на основе подходов западных авторов, так и на основе отечественной традиции) сегодня представляется насущным и необходимым, но нуждающимся в определенного рода стимулировании средствами самой науки. Думается, что создание электронной базы данных позволит в какой-то мере приблизиться к осуществлению этой цели.

Учитывая значительную актуальность темы и сложившуюся ситуацию в ее изучении, какие конкретно научные проблемы ставит перед собой исследовательский коллектив? Думается, реализация данного проекта позволит внести вклад в осмысление ряда фундаментальных и прикладных научных проблем. Прежде всего, это факт растущего взаимодействия и взаимовлияния культур в условиях глобализации, связанные с этим проблемы коммуникации между представителями различных народов (наций) и предотвращения возможных угроз, в первую очередь международного терроризма. В современных условиях изучение национальных и культурных особенностей народов различных регионов мира приобретает первостепенное значение, поскольку дает ключ к более адекватному пониманию Другого и выстраиванию правильных стратегий межнационального (межэтнического) взаимодействия. При этом «национальное» в соответствии с современными представлениями (см., напр.: Тишков, 2010) понимается участниками творческого коллектива как имеющее прежде всего культурно-политический смысл, а «этническое» — как связанное в большей мере с природным началом (с этой точки зрения для того чтобы быть носителем особенностей национального менталитета, не обязательно принадлежать к титульному этносу, но необходимо разделять ценности национальной культуры и идею гражданственности).

Сказанное в полной мере относится и к вну-трироссийской ситуации, поскольку исторически Россия представляет собой сложный конгломерат народов (этносов), отношения между которыми не всегда были простыми. Сегодня, на фоне отмечаемых учеными про-

цессов складывания новой российской нации (см.: Бызов, 2012), этот вопрос (межнациональные, межэтнические взаимодействия) особенно актуален и требует самого внимательного отношения. В этой связи реализация проекта, посвященного изучению национальных менталитетов (в том числе ряда этнических менталитетов народов России), как представляется, способна внести определенный вклад в осмысление данной проблематики, послужить одним из серьезных источников научной информации для специалистов в области межнациональных отношений.

Вторая проблема, в осмысление которой может быть внесен определенный вклад, — изучение влияния национальных особенностей на различные стороны жизни современного общества. В рамках социальной философии изучение национальных характеров становится сегодня ключевой темой при анализе специфики национальных моделей развития (Россия, Китай, Индия, Бразилия, другие страны). В частности, в работах ряда крупных зарубежных и отечественных ученых (прежде всего это С. Хантингтон, Ш. Айзенштадт, М. Крозье, в России — К. С. Гаджиев, В. Г. Федотова, В. Н. Шевченко, В. И. Спиридонова, Р. И. Соколова и др.) на конкретных примерах со всей убедительностью показано, что успешная модернизация невозможна без учета национальных особенностей, она предполагает их активное использование (более того, опору на них) при выработке национальных стратегий развития. В этом отношении «качественное», подразумевающее приоритетное применение историко-культурного подхода, изучение национальных особенностей, их влияния на процессы социального развития, может послужить основой разработки концепции национальной модели модернизации (термин В. Г. Федотовой) в специфически российских условиях.

Кроме того, реализация проекта может внести вклад в осмысление ряда специальных проблем теоретико-методологического характера, весьма остро стоящих сегодня в российском и мировом научном сообществах. К такого рода проблемам можно отнести все большее утверждение в отечествен-

ной гуманитарной науке (в разных ее областях) конструктивистских подходов (Э. Гелл-нер, Б. Андерсон и др.) в ущерб традиционно развиваемому в России примордиалистскому, или эссенциалистскому (С. М. Широкогоров, Ю. М. Бромлей и др.) взгляду на происхождение и развитие этносов и возникающих на их основе национальных общностей. В связи с этим возникает определенный дисбаланс, связанный с формированием тенденции к несколько одностороннему и достаточно политизированному видению природы национального и этнического. Поэтому одной из задач данного проекта видится попытка в изучаемом аспекте исследовать возможность объективистского (или эссенциалистского) взгляда, наряду с социальным конструктивизмом. В непосредственной связи с этой задачей стоит и другая — хотя бы частичного преодоления существующей тенденции к сугубо формализованному (например, в рамках теории меж-культурной коммуникации) анализу национально-психологических особенностей.

С содержательной точки зрения проект может быть представлен в виде нескольких основных тематических блоков (они же предположительно — тематические разделы электронной базы данных). Первый раздел предполагается посвятить истории изучения проблемы, существующим определениям и подходам. Здесь будет отражена история изучения проблемы национального менталитета начиная с эпохи Просвещения и до настоящего времени. В разделе предполагается разместить фрагменты текстов выдающихся исследователей — философов (Монтескье, Кант, Гегель, Гердер и др.), психологов (В. Вундт и другие представители школы «психологии народов»), социологов (Г. Лебон), представителей американской школы культурной антропологии (Р. Бенедикт, М. Мид), политологов (А. Инкельс, Д. Левенсон), отечественных исследователей советского и постсоветского периодов. Предполагается привести определения национальных характеров наиболее авторитетных отечественных (советских и российских) исследователей этого вопроса (Н. Джандильдин, С. М. Арутю-нян, Б. Ф. Поршнев, Г. Д. Гачев, И. С. Кон,

А. В. Павловская и др.), а также представить основные положения существующих научных подходов к его изучению в рамках разных наук — истории, психологии, социологии, культурологии, лингвистики.

Во втором и третьем разделах будут даны тексты и другие материалы, посвященные непосредственно анализу и описанию национальных особенностей наиболее крупных современных социальных общностей: это национальные особенности США, европейских стран (Великобритания, Франция, Германия, Италия, скандинавские страны); национальные особенности народов Латиноамериканского континента; особенности народов Китая, Индии, Японии, Кореи, стран Арабского Востока. Здесь же предполагается разместить материалы (оригинальные статьи, научно-аналитические обзоры), посвященные современным проблемам межэтнических отношений в условиях глобализации и взаимодействия культур. Это материалы, касающиеся проблем мультикультурализма, диалога цивилизаций, национальной идентичности, проблемы предотвращения угроз международного терроризма и др.

Четвертый раздел посвящен изучению особенностей российского менталитета. Существует большой пласт литературы, в которой предпринята попытка описать основные черты национального характера русских (классические работы философов дореволюционного и «эмигрантского» периодов — Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Б. П. Вышеславцева и др.), а также исследования современных российских авторов, обращающихся к этой теме, как правило, на основе работ предшественников (см., напр.: Касьянова, 1994; Андреев, 2002; Супоницкая, 2010; Павловская, 2009 и др.). В разделе предполагается опубликовать наиболее интересные и репрезентативные тексты о национальных особенностях русского народа, русской (российской) культуре через призму этих особенностей. В этом же разделе планируется размещение материалов (оригинальных статей, научно-аналитических обзоров, рефератов), касающихся этнических особенностей народов различных регионов России — Приуралья (башкиры), Поволжья (татары, уд-

мурты, чуваши, мордва), Центральной Азии (тувинцы, буряты) и др. Важное место предполагается отвести материалам, посвященным российской полиэтничности, проблемам, связанным с формированием единой российской нации на современном этапе.

Наконец, пятый раздел будет посвящен той роли, которую играют особенности национального менталитета в современных процессах социального развития. Одна из ключевых тем, которая получит освещение в данном разделе, — тема национальной модели модернизации, ее различных региональных вариантов (прежде всего, страны БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Возможно (по согласованию с отечественными и зарубежными коллегами) размещение фрагментов специальных докладов о модернизации, подготовленных российскими и зарубежными учеными (например, учеными Центра изучения модернизаций Китайской академии наук), докладов и материалов международных конференций, проводимых на базе Института философии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, других научных и образовательных учреждений.

Помимо указанных тематических блоков, в базе данных планируется разместить аудио, фото- и видеоматериалы, дающие представление о большом значении национальных особенностей в культурной и политической жизни современных народов.

Основной метод, используемый при осуществлении проекта, — сбор и обработка (анализ) информации с ее последующим размещением в базе данных в виде публикаций в соответствующих разделах. Конкретно при этом предполагается: а) мониторинг Интернета с целью поиска соответствующей информации (научных публикаций, другой литературы, посвященной национальным менталитетам; статей в энциклопедических изданиях; других материалов); б) мониторинг периодических изданий, в том числе электронных (прежде всего специализированных изданий по истории, этнологии, социальной антропологии, культурологии, лингвистике); в) работа в библиотеках, научных архивах; г) подготовка собственных оригинальных публикаций участниками творческого коллектива.

Основной исследовательский подход, в рамках которого будет осуществляться работа по проекту, — историко-культурный. Выбор именно такого подхода продиктован тем, что он является более традиционным для изучения национальных особенностей и делает акцент на выявлении качественного своеобразия изучаемого предмета, в отличие от формализованных методов, разработанных, например, в современной теории межкультурной коммуникации. При этом принятый в гуманитарном знании историко-культурный подход в рамках настоящего проекта предполагается дополнить подходом естественно-научным (метод характерологической креатологии). Использование метода характерологической креа-тологии, как представляется, позволит более глубоко, с опорой на известные характерологические типы (в рамках классической типологии Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно) (см.: Бурно, 2008), проникнуть в существо изучаемого предмета, связать те или иные особенности национального менталитета с известными в классической естественно-научной характерологии индивидуально-типическими особенностями, предположительно (в ряде случаев) лежащими в основе культурной специфики и определяющими ее.

Сферой использования проекта является область научных исследований сектора социальной философии, других секторов и подразделений отдела социальной и политической философии Института философии РАН, институтов Российской академии наук и вузов, с которыми сектор осуществляет непосредственное сотрудничество (Институт экономики РАН, Институт социологии РАН, кафедра региональных исследований и Центр изучения взаимодействия культур факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета, Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, кафедры философии, культурологии и политологии; социальной и этнической психологии МосГУ и др.). Кроме того, большое значение результаты данного проекта могут иметь для институций, пред-

ставляющих науку российских регионов (в частности, этнонациональных регионов Кавказа, Приуралья, Поволжья, Центральной Азии и др.), в которых проблема межэтнических отношений стоит весьма остро.

Приоритетный круг пользователей проекта могут составить академические ученые в области социально-гуманитарных наук, вузовские преподаватели (особенно факультетов и кафедр философии, политологии, культурологии, регионалистики, социальной и этнической психологии, иностранных языков и др.), студенты, обучающиеся по специальностям «философия», «политология», «культурология», «регионоведение», «иностранные языки», «психология», и аспиранты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев, А. Л. (2002) Политическая психология. М. : Весь мир.

Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). 3-е изд., испр. и доп. М. : Академический Проект ; Фонд «Мир».

Бызов, Л. Г. (2012) Социокультурные и социально-политические аспекты формирования современной российской нации // Политические исследования. № 4. С. 41-55.

Исследования национального характера и картины мира (2002) [Электр. ресурс] // Отечественные записки. № 3 (4). URL: http://www. strana-oz.ru/2002/3/issledovaniya-nacionalno-go-haraktera-i-kartiny-mira (дата обращения:

14.05.2013).

Касьянова, К. (1994) О русском национальном характере. М. : Институт национальной модели экономики.

Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса (2010) / отв. ред. В. Г. Федотова. М. : ИФ РАН.

Моисеева, Н. А., Соровикова, В. И. (2003) Менталитет и национальный характер (о выборе метода исследования) // Социологические исследования. № 2. С. 45-55.

Павловская, А. В. (2009) Проблемы изучения национального характера // Павловская А. В. Русский мир: характер, быт и нравы : в 2 т. М. : СловоЛ^. Т. 1. С. 519-572.

Супоницкая, И. М. (2010) Равенство и свобода. Россия и США: сравнение систем. М. : РОССПЭН.

Тишков, В. А. (2010) Российский народ : кн. для учителя. М. : Просвещение.

Дата поступления: 15.05.2013 г.

FROM «INDIVIDUAL» CHARACTERS TO NATIONAL ONES G. Yu. Kanarsh (The Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences)

The article presents a project for the development of a specialized electronic database that covers the study of national mentalities in the context of globalization and interaction of cultures.

Keywords: national mentality, national character, ethno-psychological features, globalization, national model of modernization.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Andreev, A. L. (2002) Politicheskaia psikholo-giia. M. : Ves’ mir.

Burno, M. E. (2008) O kharakterakh liudei (psikhoterapevticheskaia kniga). 3-e izd., ispr. i dop. M. : Akademicheskii Proekt ; Fond «Mir».

Byzov, L. G. (2012) Sotsiokul’turnye i sotsial’no-politicheskie aspekty formirovaniia sovremennoi rossiiskoi natsii // Politicheskie issledovaniia. № 4.

S. 41-55.

Issledovaniia natsional’nogo kharaktera i karti-ny mira (2002) [Elektr. resurs] // Otechestven-nye zapiski. №3(4). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/3/issledovaniya-nacionalnogo-ha-raktera-i-kartiny-mira (data obrashcheniia:

14.05.2013).

Kas’ianova, K. (1994) O russkom natsional’nom kharaktere. M. : Institut natsional’noi modeli eko-nomiki.

Meniaiushchaiasia sotsial’nost’: novye formy modernizatsii i progressa (2010) / otv. red. V. G. Fedotova. M. : IF RAN.

Moiseeva, N. A., Sorovikova, V. I. (2003) Men-talitet i natsional’nyi kharakter (o vybore metoda issledovaniia) // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 2. S. 45-55.

Pavlovskaia, A. V. (2009) Problemy izucheniia natsional’nogo kharaktera // Pavlovskaia A. V. Rus-skii mir: kharakter, byt i nravy : v 2 t. M. : Slovo/Slovo. T. 1. S. 519-572.

Suponitskaia, I. M. (2010) Ravenstvo i svoboda. Rossiia i SShA: sravnenie sistem. M. : ROSSPEN.

Tishkov, V. A. (2010) Rossiiskii narod : kn. dlia uchitelia. M. : Prosveshchenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.