Научная статья на тему 'Характерологическая креатология в социальных науках (на примере анализа капитализма)'

Характерологическая креатология в социальных науках (на примере анализа капитализма) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РОССИЯ / ЗАПАД / НЕЗАПАДНЫЙ МИР / КАПИТАЛИЗМ / CHARACTEROLOGICAL CREATOLOGY / NATIONAL AND CHARACTEROLOGICAL FEATURES / RUSSIA / THE WEST / THE NON-WEST WORLD / CAPITALISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Канарш Григорий Юрьевич

В статье на примере анализа капиталистической динамики раскрываются основные идеи характерологической креатологии (ХК) нового, естественно-научного, подхода в социально-гуманитарном знании, а также в духе ХК рассматривается влияние национально-характерологических особенностей на современные социально-экономические процессы в России и в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characterological Creatology in Social Sciences (by the Example of an Analysis of Capitalism)

In the article the basic ideas of characterological creatology (CC) are revealed by the example of an analysis of capitalist dynamics. CC is a new natural scientific approach in social and human knowledge. The influence of national and characterological features on modern socioeconomic processes in Russia and in the world is considered from the perspective of CC.

Текст научной работы на тему «Характерологическая креатология в социальных науках (на примере анализа капитализма)»

Характерологическая креатология в социальных науках (на примере анализа капитализма)*

Г. Ю. Канарш (Институт философии Российской академии наук)**

В статье на примере анализа капиталистической динамики раскрываются основные идеи характерологической креатологии (ХК) — нового, естественно-научного, подхода в социально-гуманитарном знании, а также в духе ХК рассматривается влияние национально-характерологических особенностей на современные социально-экономические процессы в России и в мире.

Ключевые слова: характерологическая креатология, национально-характерологические особенности, Россия, Запад, незападный мир, капитализм.

В рамках этой небольшой работы мне бы хотелось кратко рассказать о научном подходе, который хотя и является новым для социально-гуманитарного знания, но, как представляется, способен со временем войти в ряд достаточно авторитетных подходов и концепций. Он имеет несколько необычное название: «характерологическая креатология» (от греч. charakter — чеканка, печать и лат. creatio — созидание). Характерологическая креатология (ХК) — по сути, междисциплинарный подход, сформировавшийся в поле клинической психотерапевтической практики (метод Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно), но получивший в последние годы самостоятельное значение. Сегодня ХК занимаются не только профессиональные врачи-психотерапевты, но и педагоги, психологи, культурологи, экономисты, политологи, другие специалисты. Научная школа ХК имеет свой сайт в Интернете (http://www.characterology.ru), созданный при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

В чем ценность ХК для социально-гуманитарного знания? Прежде всего необходимо отметить, что данный подход не является теорией, теоретической концепцией в привычном смысле. В основе его — естественно-научный способ мышления («естественно-научный материализм»), который диктует и собственную логику исследования, и в определенной мере конструирует свой предмет. Как пишет основатель метода профессор М. Е. Бурно, «философию характерологической креатологии, думается, точнее назвать все же естественно-научным материализмом Дарвина, Э. Кречмера, Ганнушкина, нежели диалектическим материализмом, поскольку в ней, в этой философии, нет оголтелой марксистской уверенности в своей единственной, абсолютной правоте» (курсив М. Е. Бурно. — Г. К.) (Бурно, 2009: 171; также см.: Бурно, 2011). Более фундаментальным является отличие ХК от теоретического знания, о чем мы уже писали подробно (см.: Канарш, 2009, 2011). Это отличие, отметим здесь еще раз, состоит

* Данная работа включает материалы выступлений автора на круглых столах: «Капитализм меняющийся или уходящий: человек и общество как факторы изменений» (Институт экономики РАН, 30 марта 2011 г.) и «Социальные реалии и новые идеи в социальной теории» (Институт социологии РАН, 18 мая 2011 г.). Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 10-06-12131в, «Естественно-научный (характерологический) подход к изучению творческого процесса: научно-информационный интернет-ресурс»).

** Канарш Григорий Юрьевич — кандидат политических наук, старший научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН. Тел.: +7 (495) 697-98-93. Эл. адрес: grigkanarsh@yandex.ru

в том, что ХК, в противоположность подлинно теоретическим подходам (разнообразным психоаналитическим, феноменологическим, экзистенциальным), исходит не из той или иной авторской, как правило, идеалистической, концепции (теории, парадигмы), но из естественно-научного (материалистического) знания-понимания природы человеческих характеров, национально-характерологических особенностей (см.: Бурно, 2009: 169-171).

Если говорить о последних (национальнохарактерологических особенностях, национальных «характерах»), то в этом аспекте, как представляется, ХК смыкается с давней и солидной, идущей из европейского Просвещения, традицией изучения национальных характеров (Монтескьё, Кант, немецкие романтики, школа «психологии народов» Вундта, в определенной мере современная американская культурная антропология). Как отмечает современная российская исследовательница этого вопроса историк

А. В. Павловская, «в любом народе существуют общие характерные черты, которые отличают его от других народов и сближают его с соотечественниками. Это те особенности, которые объединяют различные социальные группы, общие для «отцов» и «детей», их можно проследить у людей, имеющих совершенно разный уровень образования и культуры поведения, и даже у тех, кто сознательно пытается отказаться от своего, национального, или заимствовать обычаи других народов. В той или иной степени они проявляются у всех представителей одной национальной общности, каким бы размытым ни было само это понятие. Более того, эти черты можно (и нужно) проследить на длительном историческом отрезке, они сохраняются при разных государственных режимах и политических системах» (Павловская, 2009: 522; также см.: Бурно, 2008а: 352-353). В то же время, как подчеркивает Павловская, «национальный характер — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Столь же трудным является и его изучение. Национальный характер нельзя уви-

деть, вывести в лабораторных исследованиях, он не поддается прямому наблюдению, а обнаруживается лишь косвенно, через слова, поступки, произведения культуры, отношение к тем или иным явлениям, поведение в различных ситуациях (курсив мой. — Г. К.)». Таким образом, «подобное исследование должно вестись с постоянным учетом личностного фактора, так как поведение и реакции зависят и от личных особенностей каждого человека» (Павловская, 2009: 531).

Итак, в социальных науках ХК интересует прежде всего то, как, каким образом в социальной реальности (экономической, политической) проявляют себя характеры людей (в естественно-научном, не психоаналитическом, смысле Кречмера — Ганнушкина), а также надхарактерологические национально-психологические особенности (если речь идет о народах, нациях). Стоит отметить также и существующую близость между теоретическими установками ХК и методологией классического консерватизма (Берк, де Местр, Шатобриан, де Бональд). Близость эта, полагаю, состоит в том, что ХК, подобно классическим консерваторам (специфический консервативный «стиль мышления» с его «основополагающим мотивом» конкретности, впервые описанный немецким социологом знания К. Манхеймом (Манхейм, 1994), интересуется прежде всего конкретными проявлениями характеров, национально-психологических особенностей в истории и культуре различных обществ (см.: Бурно, 2008а: 352-353), выявляя тем самым существующие естественно-научные (природные) закономерности в социальном развитии. Так, совершенно в духе консервативного стиля мышления говорится в ХК о природных характерах людей, о различных мироощущениях, по-разному позволяющих видеть, чувствовать и обдумывать мир, а также о том, что Россия (как и другие страны) имеет свою особенную национально-характерологическую, «личностную», природу (при всем многообразии встречающихся здесь характеров), отличную от природы Запада и Востока (см., напр.: Бурно, 2008а: 352-353). Из по-

добного (конкретно-характерологического) понимания человека и общества вытекает и такой важнейший, сближающий ХК и консервативный стиль мышления принцип, как потребность в наиболее полном соответствии своей природе, природе своего характера, ради обретения помогающего жить творческого вдохновения (в ХК) и правильной (упорядоченной) человеческой жизни в рамках определенного национального сообщества, национальной традиции (консерватизм).

Забегая вперед, отметим, что близкий ХК консервативный подход, с его «основополагающим мотивом» конкретности и «качественной» трактовкой свободы (К. Манхейм), оказывается неожиданно востребованным сегодня, в условиях кризиса классической модернизационной теории и в связи с выдвижением рядом ведущих социальных теоретиков (С. Айзенштадт, С. Хантингтон, М. Кро-зье) концепции национальной модели модернизации (термин проф. В. Г. Федотовой). В терминах данной модели (включающей в качестве ключевого фактор национального характера) получают сегодня новое осмысление такие реалии, как демократия и капитализм (которые, словами В. Г. Федотовой, приобретают местный («автохтонный») характер, сочетающий специфику национальной культуры и традиций с цивилизационными достижениями Запада (см.: Федотова, 2005: 342-345; также см.: Соколова, Спиридонова, 2003: 161-171). В настоящей работе, учитывая данную тенденцию в социальной теории, я бы хотел обратиться к анализу феномена капитализма, опираясь на конкретно-характерологические (национально-характерологические) исследования в духе ХК.

Говоря о национально-характерологических особенностях, их влиянии на жизнь современных обществ, можно привести ряд выразительных примеров связи «психического склада» нации и ее социальной жизни (как позитивных, так и негативных). Из нашей совсем недавней истории — посткомму-нистическая анархия 1990-х годов, в нема-

лой степени связанная с национально-психологическими особенностями русских (россиян), и возрождение на этом фоне черт традиционализма в России 2000-х. Другим, позитивным, примером влияния национальнопсихологических особенностей на процессы модернизации является экономический подъем современного Китая, в значительной мере обусловленный такими чертами китайской нации, как прагматизм (особенная, «концептуальная», практичность), трудолюбие, социальная сплоченность китайцев. «Классический» пример позитивной взаимосвязи модернизации общества и характерологических особенностей («автономная личность», «человек здравого смысла») дает Запад эпохи Нового времени.

Обращаясь к этой теме более предметно, я бы хотел кратко, почти тезисно, показать, как «работают» национально-характерологические особенности в отношении ключевого явления нашего времени — капитализма. Мой основной тезис будет вполне «консервативен» (в классическом, манхеймовском, понимании этого слова): полагаю, что разные народы (нации), а значит, и разные общества неодинаково восприимчивы к капиталистическому способу ведения хозяйства, в том числе к хозяйственной этике капитализма. В одних странах капитализм (в том смысле, как его понимал М. Вебер) оказывается более или менее успешным, в других — капиталистические основы экономики приживаются с трудом. На мой взгляд, эти различия в немалой степени обусловлены исторически сложившимися (в силу естественных и социальных причин) национальнопсихологическими (характерологическими) особенностями народов и наций.

Классический труд, посвященный анализу капитализма современного типа (как «рационально организованного предприятия»), — «Протестантская этика и дух капитализма» немецкого социолога М. Вебера. Известно, как Вебер описывает «капиталистический дух», основываясь на двух основных исторических документах: своего рода этическом кодексе буржуа Б. Франклина

и подобном ему по «духу» религиозно-этическом кодексе английского пресвитерианина XVII в. Ричарда Бакстера (Вебер, 2002: 31-36; 153-166). Оба документа, приводимые Вебером, характеризует прагматизм — особого рода деловитость, практичность, которая, как полагает Вебер, будучи глубоко укорененной в современной (западной) культуре, имеет своим истоком протестантскую религиозность в ее преимущественно кальвинистской версии.

Не вдаваясь в обсуждение собственно социологической концепции Вебера (у нее есть свои многочисленные сторонники, как и противники), отметим лишь, что, по существу, в «Протестантской этике...» ученый дает описание особенностей американского национального характера, в большей мере свойственных именно США и отличающих американцев от других наций (в том числе европейских). Как отмечает по этому поводу один из современных исследователей, «тезис Вебера о протестантизме как этике капитализма именно в США нашел свое глубочайшее выражение и подтверждение» (Ке-ров, 2002: 266). Этот тезис «прежде всего относится к США и в то же время прекрасно объясняет характер и дух североамериканского предпринимательства» (там же).

Работа Вебера, как известно, о классическом западном (и более точно — американском) капитализме, но сегодня капитализм не менее успешно, хотя и на другой культурно-цивилизационной основе, развивается в незападных странах. Это прежде всего страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай и «азиатские тигры», неожиданно «поднявшиеся» в последней трети XX в.). Почему такое стало возможно, что сближает, несмотря на глубокие культурные и цивилизационные различия, прагматичных американцев и тех же китайцев (японцев, корейцев)? Как ни удивительно — сходные особенности душевной организации, обусловливающие поведение, мышление, общее отношение к жизни.

В. Г. Буров, философ, специалист по Китаю, пишет об этом следующее: «...“сучжи” — природные качества китайцев, включающие

в себя удивительное трудолюбие, умение выживать в трудных условиях, способность быстро приспосабливаться к незнакомому национальному окружению, этническая сплоченность. бытовая неприхотливость, делают китайский этнос жизнеспособным, готовым к любым жертвам во имя целей, сулящих выгоды в будущем (курсив мой. — Г. К.). Подобные качества, несомненно, способствуют успешному осуществлению модернизации китайского общества.» (Буров, 2009: 186). Интересно, что характерное прагматичное отношение к жизни свойственно и традиционной этической основе китайского общества — конфуцианству. «Если в православии, которое является главной конфессией России, высшим авторитетом является верховное существо — Бог, то в конфуцианстве в его роли выступает великий мудрец Конфуций, который призывал людей добиваться воплощения своих желаний, реализации своих целей в реальной жизни (курсив мой. — Г. К.). Китайцы не верят в загробную жизнь, отсюда их рационализм, утилитаризм, прагматизм, что неизбежно влечет за собой направление всех своих усилий для достижения “посюсторонних” целей» (там же: 148).

Таким образом, очевидно, что «человеческий фактор», обнаруживающий себя в особенностях национального характера, является существенной предпосылкой усвоения тех или иных экономических (как и политических) моделей — в данном случае рациональной капиталистической системы хозяйствования. Наше предположение в этой связи состоит в том, что среди американцев, как и среди китайцев (если брать основную массу), как наиболее успешных в освоении капитализма, выражен определенный характерологический тип, имеющий свое название в современной естественно-научной типологии характеров. Это синтоноподобная аутистичность, или замкнуто-углубленный тип реалистоподобной структуры (Бурно, 2008а: 43-57). Именно этот тип характера (характерологический радикал), со свойственным ему прагматизмом (особенной кон-

цептуальной практичностью, см.: Бурно, 2008Ь: 16-17), обусловливает в значительной мере успех капиталистической хозяйственной деятельности в этих странах.

Как же обстоит дело в России, что становится препятствием для столь же успешного «вхождения в капитализм», как это произошло, например, в Китае? Думаю, и здесь дело в немалой степени в национальных душевных особенностях (хотя, конечно, не в них одних), во всяком случае, фактор национального характера представляется существенным.

Что является в этом смысле типичным, наиболее характерным для России? Отмечаемое многими отсутствие прагматизма как особенной концептуальной практичности (М. Е. Бурно) в качестве массового явления. Анализируя фольклорные источники (русские народные сказки), историк А. В. Павловская отмечает: «. сила Ивана-дурака (главный герой русских сказок. — Г. К. ) — и в этом выразился своеобразный народный идеал — в простоте, искренности, отсутствии меркантильности и прагматизма (курсив мой. — Г. К.). В то же время его старшие братья — умницы и прагматики — как раз и оказываются в дураках. Отсутствие практицизма — это одновременно и отсутствие жадности, стяжательства» (Павловская, 2009: 49).

На характерную невыраженность в русском человеке душевных качеств, типичных для американцев или китайцев, обращали внимание многие исследователи русского быта еще в XIX в. Так, отмечаются «отсутствие здравого смысла», «здравой логики» в русских крестьянах (речь опять-таки идет о массе), которые вместе со своеобразной медлительностью, инертностью мешали энергично и с соблюдением правил заняться предпринимательской деятельностью. При этом, пишет Павловская, «подобного рода отсутствие здравой логики отмечали и в других сословиях как общенациональную черту» (курсив мой. — Г. К.) (там же: 288). К этому стоит добавить и характерное для России отношение к труду, резко отличающее наших соотечественников от тех же аме-

риканцев. «Типичный россиянин, в любом деле работающий порывами (нередко творческими), скорее инертный, тревожно-со-мневающийся мечтатель или грустноватодобродушный, ловкий в работе мастер (когда разойдется), нежели работающий как часы оптимистический педант» (речь идет об особенностях американского характера. — Г. К.) (Бурно, 2008Ь: 17). Здесь же и отсутствие пунктуальности, явное предпочтение праздников трудовой деятельности и т. д. и т. п. (Павловская, 2009: 292-293; Супониц-кая, 2010: 243-257). Все эти качества, характерные для массового сознания и поведения в России и сохранившиеся до нашего времени, понятно, мало способствуют капиталистической модернизации.

В то же время исследователи национального характера отмечают у русских национальную черту, которая в разные исторические периоды может придавать небывалый импульс развитию общества. Эта черта — способность к чрезвычайно высокой «психоэнергетической мобилизации» (Андреев, 2002: 181), когда речь идет о Большом деле — глобальном «проекте», «мессианской» задаче и т. п. В этом смысле весьма интересными представляются воспоминания ректора Московского гуманитарного университета (МосГУ) И. М. Ильинского (бывшего в начале 1960-х годов первым секретарем Дзержинского райкома комсомола) о формировании в те годы своего рода советского гражданского общества. Он пишет: «.почти три года работы в этой должности были своего рода сумасшествием. (речь идет о хрущевской «оттепели» и начавшемся в условиях относительной свободы новом витке коммунистической модернизации. — Г. К.). Общество, партия, комсомол были в крайнем возбуждении. Одно новшество опережало другое. Спокойно жить и работать было невозможно: жизнь перешла в фазу героической борьбы всех за все. » (курсив мой. — Г. К.). И, как подчеркивает Ильинский, «дело было не в том, что “вожди обещали”: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Люди и сами видели:

страна стремительно изменяется, развивается, один успех следует за другим.» (Ильинский, 2008: Эл. ресурс).

Но что же, по свидетельству Игоря Михайловича, заставляло людей в ту пору жить таким «жертвенным» образом? «Только не карьера, не деньги! Хотя, конечно, бедность унижала и оскорбляла. Чувство причастности к Общему Великому Делу, мечта

о светлом будущем — вот главное» (курсив мой. — Г. К.) (там же). (Сходные размышления об этом периоде советской истории см.: Гринберг, 2010: 5-6.)

Думаю, эти особые, характерные именно для России, психологические механизмы (в основе которых — характерологическая дефензивность, «оборонительность», то, что противоположно агрессивности, в широком смысле, с ее мотивом служения Добру, общественной пользе (Бурно, 2008a: 127-129) при определенных условиях могли бы «работать» и в современную эпоху. Но для этого новый призыв к модернизации экономики необходимо соединить с традиционными для России эгалитарными идеалами, с идеей социальной справедливости (включающей в том числе и идею справедливого перераспределения). Именно таких, гуманитарных, морально-политических, смыслов катастрофически не хватает сегодняшнему выдвинутому властью модернизационному проекту (Шестопал, 2010: 11). А ставка на прагматизм во всех сферах общественного бытия, напротив, существенно затрудняет переход России к новой, отвечающей современным условиям, экономической и социальной системе («инновационная экономика», «общество знаний» и т.п.). Полагаем, что обязательный учет особенностей национальной психологии и ментальности, традиционных ценностей является ключевым моментом при осуществлении в России национальной модели модернизации (Федотова, Колпаков, Федотова, 2008; Федотова, 2010).

Характерологическая креатология же, как исследовательский подход, научный метод, способна серьезно обогатить существующие исследования в этой области, связав

философское, конкретно-историческое изучение форм и традиций национальной жизни с естественно-научным постижением природы человеческих характеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев, А. Л. (2002) Политическая психология. М. : Весь мир.

Бурно, М. Е. (2008a) О характерах людей (психотерапевтическая книга). 3-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект ; Фонд «Мир».

Бурно, М. Е. (2008b) Профессионализм и клиническая психотерапия // Психотерапия. № 2. С. 16-19.

Бурно, М. Е. (2009) Терапия творческим самовыражением как естественно-научная терапия духовной культурой // Бурно М. Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии (руководство для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и социальных работников). М. : Академический проект ; Альма Матер. С. 159-178.

Бурно, М. Е. (2011) О самом главном в терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (ТТСБ) сегодня [Электр. ресурс] // Медицинская психология в России. № 3 (8). URL: http:/ /www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_ 3_8/nomer/nomer11.php (дата обращения: 05.07.2011).

Буров, В. Г. (2009) Человеческий фактор в политике государства (Россия и Китай: сравнительный анализ) // Антропологическое измерение российского государства / отв. ред.

В. Н. Шевченко. М. : ИФ РАН. С. 145-193.

Вебер, М. (2002) Протестантская этика и дух капитализма : пер. с нем. Ивано-Франковск : Ист-Вью.

Гринберг, Р. С. (2010) Слово к читателю // Мир перемен. № 4. С. 5-8.

Ильинский, И. М. (2008) Это было не зря [Электр. ресурс] // Сайт И. М. Ильинского. URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/ nezrya.php (дата обращения: 01.07.2011).

Канарш, Г. Ю. (2009) Демократия и особенности российского национального характера (к политико-психологическим аспектам имиджа России) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 64-77.

Канарш, Г. Ю. (2011) Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Керов, В. Л. (2002) Современное звучание теории Макса Вебера и А. И. Неусыхина о протестантизме // Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма : пер. с нем. Ивано-Франковск : Ист-Вью. С. 260-274.

Манхейм, К. (1994) Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. : Юрист. С. 572-616.

Павловская, А. В. (2009) Русский мир : характер, быт и нравы : в 2 т. М. : Слово/Sbvo. Т. 1.

Соколова, Р. И., Спиридонова, В. И. (2003) Государство в современном мире. М. : ИФ РАН.

Супоницкая, И. М. (2010) Равенство и свобода. Россия и США: сравнение систем. М. : РОССПЭН.

Федотова, В. Г. (2005) Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция.

Федотова, В. Г. (2010) Прогресс в контексте реальных глобальных трансформаций // Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса / отв. ред. В. Г. Федотова. М. : ИФ РАН. С. 133-151.

Федотова, В. Г., Колпаков, В. А., Федотова, Н. Н. (2008) Глобальный капитализм: три великие трансформации. М. : Культурная революция.

Шестопал, Е. Б. (2010) Тандему пора определиться // Независимая газета. Приложение «НГ-Политика». 7 декабря. С. 9, 11.

CHARACTEROLOGICAL CREATOLOGY IN SOCIAL SCIENCES (BY THE EXAMPLE OF AN ANALYSIS OF CAPITALISM)

G. Yu. Kanarsh

(The Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences)

In the article the basic ideas of charactero-logical creatology (CC) are revealed by the example of an analysis of capitalist dynamics. CC is a new natural scientific approach in social and human knowledge. The influence of national and characterological features on modern socioeconomic processes in Russia and in the world is considered from the perspective of CC.

Keywords: characterological creatology, national and characterological features, Russia, the West, the non-West world, capitalism.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Andreev, A. L. (2002) Politicheskaia psikho-logiia. M. : Ves’ mir.

Burno, M. E. (2008a) O kharakterakh liudei (psikhoterapevticheskaia kniga). 3-e izd., ispr.

i dop. M. : Akademicheskii proekt ; Fond «Mir».

Burno, M. E. (2008b) Professionalizm i klinich-eskaia psikhoterapiia // Psikhoterapiia. №2. S. 16-19.

Burno, M. E. (2009) Terapiia tvorcheskim samovyrazheniem kak estestvenno-nauchnaia terapiia dukhovnoi kul’turoi // Burno M. E. Kliniche-skii teatr-soobshchestvo v psikhiatrii (rukovodst-vo dlia psikhoterapevtov, psikhiatrov, kliniche-skikh psikhologov i sotsial’nykh rabotnikov). M. : Akademicheskii proekt ; Al’ma Mater. S. 159-178.

Burno, M. E. (2011) O samom glavnom v tera-pii tvorcheskim samovyrazheniem M. E. Burno (TTSB) segodnia [Elektr. resurs] // Meditsinskaia psikhologiia v Rossii. №3 (8). URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_3_8/nomer /nomer11.php (data obrashcheniia: 05.07.2011).

Burov, V. G. (2009) Chelovecheskii faktor v politike gosudarstva (Rossiia i Kitai: sravnitel’-nyi analiz) // Antropologicheskoe izmerenie rossi-iskogo gosudarstva / otv. red. V. N. Shevchenko. M. : IF RAN. S. 145-193.

Veber, M. (2002) Protestantskaia etika i dukh kapitalizma : per. s nem. Ivano-Frankovsk : Ist-V’iu.

Grinberg, R. S. (2010) Slovo k chitateliu // Mir peremen. № 4. S. 5-8.

Il’inskii, I. M. (2008) Eto bylo ne zria [Elektr. resurs] // Sait I. M. Il’inskogo. URL: http://www. ilinskiy.ru/ publications/ stat/ nezrya.php (data obrashcheniia: 01.07.2011).

Kanarsh, G. Iu. (2009) Demokratiia i osoben-nosti rossiiskogo natsional’nogo kharaktera (k po-litiko-psikhologicheskim aspektam imidzha Rossii) // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 64-77.

Kanarsh, G. Iu. (2011) Sotsial’naia spravedli-vost’: filosofskie kontseptsii i rossiiskaia situatsiia. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kerov, V. L. (2002) Sovremennoe zvuchanie teorii Maksa Vebera i A. I. Neusykhina o protes-

tantizme // Veber M. Protestantskaia etika i dukh kapitalizma : per. s nem. Ivano-Frankovsk : Ist-V’iu. S. 260-274.

Mankheim, K. (1994) Konservativnaia mysl’ // Mankheim K. Diagnoz nashego vremeni. M. : Iurist. S. 572-616.

Pavlovskaia, A. V. (2009) Russkii mir : kharak-ter, byt i nravy : v 2 t. M. : Slovo/Slovo. T. 1.

Sokolova, R. I., Spiridonova, V. I. (2003) Go-sudarstvo v sovremennom mire. M. : IF RAN.

Suponitskaia, I. M. (2010) Ravenstvo i svo-boda. Rossiia i SShA: sravnenie sistem. M. : ROSSPEN.

Fedotova, V. G. (2005) Khoroshee obshchest-vo. M. : Progress-Traditsiia.

Fedotova, V. G. (2010) Progress v kontekste real’nykh global’nykh transformatsii // Menia-iushchaiasia sotsial’nost’: novye formy modern-izatsii i progressa / otv. red. V. G. Fedotova. M. : IF RAN. S. 133-151.

Fedotova, V. G., Kolpakov, V. A., Fedotova, N. N. (2008) Global’nyi kapitalizm: tri velikie transformatsii. M. : Kul’turnaia revoliutsiia.

Shestopal, E. B. (2010) Tandemu pora opre-delit’sia // Nezavisimaia gazeta. Prilozhenie «NG-Politika». 7 dekabria. S. 9, 11.

Авторефераты диссертаций, защищенных аспирантами Московского гуманитарного университета

Сандул, Я. В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук ; 09.00.11 — социальная философия / Сандул Яна Вячеславовна . — М., 2011. — 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.