Научная статья на тему 'От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции'

От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / БЕЛЫЙ РЕВАНШ / WHITE REVENGE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ФИЛОСОФСКИЕ УРОКИ / PHILOSOPHICAL LESSONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мясников Андрей Геннадьевич

Актуальность и цели. В статье рассматривается современное социально-политическое состояние российского общества в контексте 100-летия Великой русской революции. Материалы и методы. Использован системный социально-философский подход к изучению развития российского социума в XX в., а также сравнительно-исторический анализ современных социально-политических и экономических процессов. Результаты. Проведенный системный анализ позволяет описать сложившуюся историческую ситуацию как «белый реванш». Понятие «белого реванша» включает возврат российского социума к буржуазно-демократическому пути развития, от которого оно отказалось 100 лет назад. Представлены экономические, политические и социокультурные признаки такого возврата. Выводы. Выявлены «философские уроки» советской, революционной истории XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM IMPERIAL TITANIZM TO REASONABLE EGOISM: REFLECTIONS CONCERNING THE 100 ANNIVERSARY OF THE RUSSIAN REVOLUTION

Background. The article deals with the current socio-political state of the Russian society in the context of the centenary of the Great Russian revolution. Materials and methods. The author uses social and philosophical system approach to studying of development of the Russian society in the 20th century, and also the comparative-historical analysis of modern socio-political and economic processes. Results. The carried-out system analysis permits to describe the developed historical situation as «a white revenge». The concept of «a white revenge» includes itself return of the Russian society to a bourgeois-democratic way of development which it refused 100 years ago. The article presents economic, political and socio-cultural signs of such return are presented. Conclusions. The article reveals «Philosophical lessons» of the Soviet, revolutionary history of a 20th century.

Текст научной работы на тему «От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

УДК 177+304

ОТ ИМПЕРСКОГО ТИТАНИЗМА К РАЗУМНОМУ ЭГОИЗМУ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 100-ЛЕТИЯ РУССКОЙ

РЕВОЛЮЦИИ

А. Г. Мясников

FROM IMPERIAL TITANIZM TO REASONABLE EGOISM: REFLECTIONS CONCERNING THE 100 ANNIVERSARY OF THE RUSSIAN REVOLUTION

A. G. Myasnikov

Аннотация. Актуальность и цели. В статье рассматривается современное социально-политическое состояние российского общества в контексте 100-летия Великой русской революции. Материалы и методы. Использован системный социально-философский подход к изучению развития российского социума в XX в., а также сравнительно-исторический анализ современных социально-политических и экономических процессов. Результаты. Проведенный системный анализ позволяет описать сложившуюся историческую ситуацию как «белый реванш». Понятие «белого реванша» включает возврат российского социума к буржуазно-демократическому пути развития, от которого оно отказалось 100 лет назад. Представлены экономические, политические и социокультурные признаки такого возврата. Выводы. Выявлены «философские уроки» советской, революционной истории XX в.

Ключевые слова: Россия, революция, белый реванш, демократия, философские

уроки.

Abstract. Background. The article deals with the current socio-political state of the Russian society in the context of the centenary of the Great Russian revolution. Materials and methods. The author uses social and philosophical system approach to studying of development of the Russian society in the 20th century, and also the comparative-historical analysis of modern socio-political and economic processes. Results. The carried-out system analysis permits to describe the developed historical situation as «a white revenge». The concept of «a white revenge» includes itself return of the Russian society to a bourgeois-democratic way of development which it refused 100 years ago. The article presents economic, political and socio-cultural signs of such return are presented. Conclusions. The article reveals «Philosophical lessons» of the Soviet, revolutionary history of a 20th century.

Key words: Russia, revolution, white revenge, democracy, philosophical lessons.

Немного советской ностальжи

Сейчас много говорят и пишут о событиях столетней давности и пытаются их по-разному оценить, осмыслить этот столетний путь, который проделала Россия. Мне показалось интересным остановиться на половине этого

пути и вспомнить важное событие - 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которое отмечалось советским народом в 1967 г.

Если обратиться к официальным речам и документам того периода, то сразу можно почувствовать титанический дух времени. Это особенно чувствуется, когда перечитываешь доклады генерального секретаря КПСС Л. И. Брежнева и испытываешь уже забытые ощущения величия советского проекта, его исторической монументальности, проникаешься почти священным культом труда и солидарности со всеми трудящимися.

За первые минуты чтения меня просто переполнил революционный титанизм, проснулись революционная мечтательность и желание осчастливить весь мир, сделать его лучше, прекраснее, справедливее. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые выдержки из доклада генсека:

«Пятьдесят лет существования Страны Советов - это для нас пятьдесят лет героической борьбы и напряженного труда, пятьдесят лет боевых и трудовых побед во имя свободы, счастья и процветания всех народов нашей социалистической Родины, во имя коммунизма. Вот почему так дорога нашему сердцу эта юбилейная дата, вот почему мы встречаем ее с таким торжеством, с таким ликованием в наших сердцах.

Но наш юбилей дорог не только советским людям. Ведь это день рождения первого в мире государства рабочих и крестьян, первого государства, где была навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком, государства, которое показало путь к социалистическому будущему для других стран и народов. Вот почему вместе с нами 50-летие Октября отмечают как свой собственный большой праздник миллионы и миллионы наших друзей в других странах» [1].

Дочитывая доклад Леонида Ильича, революционная эйфория постепенно идет на спад, и начинаешь ловить себя на мысли о великих иллюзиях, массовом обмане и показушничестве, которыми была наполнена реальная советская жизнь. Хотя для тех поколений это была светлая и жизнеутверждающая вера, которая до сих пор вызывает у них ностальгию, но сегодня она вызывает искреннее сочувствие...

Эти ностальгические настроения учитывают некоторые современные политики и громко заявляют, что распад СССР - это величайшая геополитическая катастрофа ХХ в. В этом утверждении явно выражено негативное оценочное суждение - «это была катастрофа».

Я лично не согласен с этим оценочным утверждением. По моему мнению, распад советской империи - это вполне закономерный результат исторического развития народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. Распад советской империи был также неизбежен, как и распад Российской империи после Первой мировой войны. Это предсказывал еще Александр Радищев в своей оде «Вольность» [2].

Итак, вернемся к 100-летию Великой российской революции.

«Белый реванш»?

Социально-политический анализ происходящего в современной России многих исследователей подводит к мнению, что через 100 лет после прихода

к власти большевиков - «красных» - «белые» взяли исторический реванш, т.е. страна вернулась на начальный этап буржуазно-демократического развития, от которого отказалась сто лет назад.

Аргументы:

1. Воссоздано сословно-классовое общество с огромным уровнем социально-экономического неравенства между богатыми и бедными: олигархический капитализм [3]. Как показывает новейшая статистика, 10 % населения страны владеют почти всеми ее богатствами [4]. Такая социально-экономическая ситуация характерна для эпохи дикого капитализма, который еще не освободился от многих элементов позднего феодализма.

2. Воссоздана авторитарная система управления, основанная на тотальном военно-полицейском государственном контроле [5]. Мощный силовой блок должен прежде всего обеспечить неделимость страны, т.е. сохранность крупной частной собственности, находящейся в удаленных территориях, а также личную безопасность самих собственников. Тем более что дети и родственники большинства крупных чиновников и генералитета заняты в сфере бизнеса. Вместе с тем военно-полицейская система постепенно начинает обеспечивать и конституционные права большинства граждан страны.

3. Религиозные организации вновь получили легитимность и государственную поддержку, и даже некоторые из них претендуют на идеологическое доминирование в общественной жизни. Активное вхождение церковно-религиозных организаций в личную, общественную и государственную жизнь объясняется потребностью некоторой части населения в их услугах. Как отмечают обществоведы, рост религиозных настроений связан с ценностно-нормативной аномией, которая произошла в 90-е гг. после быстрого краха советской идеологии, но постепенно общество трезвеет, взрослеет и начинает все более рационально относиться к религиозной вере и к посреднической роли церковных организаций.

4. В сфере науки, образования и культуры восстановлены принципы демократизма и свободомыслия [6]. Ученые освободились от «принципа партийности» и мировоззренческого догматизма. Имеющаяся свобода слова и печати выражает реальную демократическую направленность развития российского общества.

5. В частной сфере начинают преобладать эгоистичные, лично-семейные интересы [7]. К сожалению, пока это ведет к распространению местничества, семейственности, высокой коррумпированности государственного и муниципального управления, но постепенно эта тенденция будет ограничиваться контролем со стороны гражданского общества и более эффективной деятельностью правоохранительных структур. Приоритет частного над общим начинает осознаваться многими россиянами в качестве вполне разумного убеждения. Вместе со многими другими учеными я утверждаю, что первичность частного интереса заложена в самой человеческой природе и от этого природного эгоизма мы не можем избавиться. Нам остается его трансформировать, сублимировать, согласовывать с общественными потребностями и интересами других лиц, чтобы идти от частного к общему благу. Поэтому прежние попытки искоренить «частно-собственнические инстинкты» были обречены на неудачу, так как это был бунт против природы.

6. По моим социологическим опросам жителей г. Пензы и Пензенской области, проведенным в сентябре-октябре 2016 г. (350 человек), 95 % опрошенных считают, что коммунизм не наступит, потому что это утопия. Недавние выборы в Государственную Думу также подтверждают эту тенденцию. У коммунистов только 13 % голосов.

Итак, «красные» проиграли, а «белые» вновь на коне. Такая политологическая трактовка сегодняшней ситуации звучит остро, может быть, не очень политкорректно, но факты и логика приводят именно к такому выводу. По моему мнению, в России в конце ХХ в. началась буржуазно-демократическая революция, которая продолжается до сих пор. Поэтому о нынешнем времени мы и говорим как о переходной эпохе.

Правящий класс благоразумно опасается открыто признать состоявшийся «белый реванш», чтобы не обижать старшие поколения и не обострять классовые противоречия; поэтому через СМИ активно внедряется так называемый проект «СССР-2», чтобы удовлетворить ностальгические чувства постсоветских поколений, сохранить социокультурную преемственность, ментальное единство истории. Такая искусственная реставрация советского прошлого лишь замедляет модернизацию страны, но такова тактика правящего класса, который обладает полнотой информации о происходящем и очень заинтересован в сохранении нового порядка, поэтому готов на самые разные уступки, уловки и манипуляции, чтобы не допустить великих потрясений.

О «случайности» или «неизбежности» Великой русской революции

В начале рыночных реформ историки много рассуждали о том, что революции 1917 г. можно было бы избежать, предотвратить ее, если бы вовремя были проведены реформы [8]. Теперь большинство официальных историков вернулось к советской трактовке: революция была исторической неизбежностью, т.е. была подготовлена всем ходом российской истории [9]. Такая смена научных настроений может быть объяснена изменением политического тренда - с исторической случайности революции на ее историческую необходимость. Действующая власть все больше заинтересована в обосновании своей исторической неслучайности, чтобы закрепить в общественном сознании свое право на будущее господство, и для этого отечественная история должна подстроиться под гегелевскую идею - «в истории нет ничего случайного».

Но тут появляется другая группа общественно-политических интересов в лице РПЦ, которую вовсе не устраивает тезис о неслучайности русской революции. Ведь историческая необходимость революции также предполагает признание необходимыми и массового атеизма, безбожия, антицерковных настроений и гонений на священнослужителей, и в итоге отделения церкви от государства. Из этого следует, что такие страшные последствия для религиозных институтов России оказываются не случайными, а вполне осмысленными и заслуженными [10].

Очевидно, что нынешней церкви такая трактовка революционного прошлого не очень удобна, и поэтому она выступает за идею случайности русской революции. Для объяснения этой идеи случайности нередко исполь-

зуется аналогия со скалолазом: русский народ подобно скалолазу долго взбирался на крутую гору веры Христовой и в один момент неудачно оступился, и упал в бездну неверия, атеизма, а теперь вновь ускоренно взбирается на желанную вершину.

Думаю, что в скором времени церковная точка зрения присоединится к правительственной, так как главный вопрос таких историко-политических трактовок - это объяснение настоящего и проектирование будущего страны. А для нового класса частных собственников (включая и церковные владения) наиболее подходящей будет гегелевская идея разумности и необходимости прошлого, настоящего и будущего.

Оптимистическое заключение

100-летие «красного Октября» Россия встречает в бело-голубых одеждах, дающих некоторую надежду на светлое буржуазное будущее. Такая вот историческая диалектика...

Ленинско-сталинский проект исчерпал себя, и этот факт подтверждает правоту классического марксизма о том, что скачки в историческом развитии оказываются очень затратными случайностями, которые не могут изменить общую логику развития человеческого общества.

Какие же «философские уроки» можно извлечь из этого масштабного исторического эксперимента?

1) Люди - это не ангелы, которые могут жить только духовными стремлениями и общественными идеалами. Люди не могут жить без эгоизма, без материальных потребностей. Поэтому попытки создать «советских ангелов» были обречены на неудачу.

2) Революционные скачки очень опасны и затратны для общества, и они возвращают его к научной логике исторического развития, чтобы решить назревшие проблемы.

3) Если власть не обновляется демократическим путем, то происходит ее революционное свержение со всеми вытекающими негативными последствиями.

Итак, формирование нормального буржуазно-демократического общества - это и есть наша разумная действительность, которая создается ежедневными частными делами, общественными заботами и стараниями всех граждан нашей большой страны.

Библиографический список

1. Брежнев, Л. И. Вечен огонь революции / Л. И. Брежнев. - URL: http://leninism. su/revolution-and-civil-war/4251-velikij-oktyabr-god-za-godom-1917-1990.html?showall=&start=7 (дата обращения: 18.03.2017).

2. Мясников, А. Г. Философия свободы А. Радищева: современный комментарий к оде «Вольность» / А. Г. Мясников // CREDO new. Теоретический журнал. -2016. - № 2. - С. 91-94. - URL: http://credo-new.ru/archives/800 (дата обращения: 18.03.2017).

3. Тонконогов, А. В. Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России / А. В. Тонконогов // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - № 1. - С. 8-13.

4. Комраков, А. Десятая часть россиян владеет 90 % богатства страны / А. Комра-ков // Независимая газета. - 2016. - 26 ноября. - URL:http://www.ng.ru/economics/2016-11-23/4_6866_роог.Ыш1 (дата обращения: 18.03.2017).

5. Пивоваров, Ю. С. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях / Ю. С. Пивоваров. - М. : РОССПЭН, 2006.

6. Мясников, А. Г. Современные трансформации традиционного сознания в России: распад или обновление? / А. Г. Мясников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2013. - № 3. - С.44-56.

7. Инглхард, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития / Р. Инглхард, К. Вельцер. - М. : Новое издательство, 2011.

8. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) : в 2 т. / Б. Н. Миронов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1999.

9. Кондрашин, В. В. Великая русская революция 1917 г. / В. В. Кондрашин // Люди во времени: записки историка. - Пенза ; Саранск, 2012. - С. 289-296.

10. Сухова, О. А. Церковь и вера в повседневной культуре российского крестьянства / О. А. Сухова // Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX в.) по материалам Среднего Поволжья. - М. : РОССПЭН, 2008. - С.179-197.

Мясников Андрей Геннадьевич

доктор философских наук, профессор, кафедра методологии науки, социальных теорий и технологий, Пензенский государственный университет,

председатель Пензенского отделения Российского философского общества E-mail: [email protected]

Myasnikov Andrey Gennadyevich doctor of philosophical sciences, professor, sub-department of science methodology, social theories and technologies, Penza State University, chairman of the Penza branch of the Russian philosophical society

УДК 177+304 Мясников, А. Г.

От имперского титанизма к разумному эгоизму: размышления по поводу 100-летия русской революции / А. Г. Мясников // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 1 (21). - С. 191-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.