Научная статья на тему 'От имперского к национальному: проблемы церковно-государственных отношений в деятельности графа эдуарда о'Рурка, первого епископа Гданьского'

От имперского к национальному: проблемы церковно-государственных отношений в деятельности графа эдуарда о'Рурка, первого епископа Гданьского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О''РУРКИ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ноздрина Е. В., Ноздрин О. Я.

Рассматриваются проблемы организации католического епархиального управления Восточной Европы первой половины XX в., связанные с деятельностью графа Эдуарда О''Рурка, первого епископа Гдань-ского (1876-1943).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От имперского к национальному: проблемы церковно-государственных отношений в деятельности графа эдуарда о'Рурка, первого епископа Гданьского»

УДК 272:322

Ноздрина Е.В.,

аспирант кафедры социологии и психологии управления Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ

Ноздрин О.Я.,

доцент кафедры философии и отечественной истории Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат исторических наук, доцент

от имперского к национальному: проблемы церковно-

государственных отношений в деятельности графа

эдуарда о'рурка,

первого епископа гданъского

Рассматриваются, проблемы, организации католического епархиального управления Восточной Европы, первой половины. XX в., связанные с деятельностью графа Эдуарда О'Рурка, первого епископа Гдань-ского (1876-1943).

Ключевые слова: О'Рурки, католическая, церковь, государственно-конфессиональные отношения.

Судьбы католиков Восточной Европы редко отличались лёгкостью и безмятежностью. ХХ столетие следовало общему правилу. Даже сторонившиеся бурной мирской жизни клирики помимо воли оказывались в центре политических, этнических, социальных конфликтов, разделявших паству.

Граф Эдуард (Эдуард Александр Владислав Михайлович) О'Рурк появился на свет 26 октября 1876 в имении Басино Новогрудско-го уезда Минской губернии. Его мать Анге-лика (ум. 1919) была дочерью писателя, философа, теолога, моралиста Флориана фон Бохвица (1799—1856), друга и свояка Адама Мицкевича (1798—1855). По отцу графу Михаилу Лазарю О'Рурку (1824—1893) он принадлежал к российскому дворянству ирландского происхождения. "Niemcem nie byl"

— «Немцем не был» — подчёркивал польский биограф будущего епископа ксёндз Антоний Басинский1. «O'Rourke war kein Pole"

— „Не поляк" — констатировал немецкий историк церкви Стефан Самерский2.

О'Рурки считались потомками «королей Коннаутских, владетельных князей

Восточного Брефне»3, обосновывая этим графский титул. Почтенный ирландец без капли королевской крови являлся личностью исключительной. Величие предков многократно возрастало при оставлении отеческих берегов. В действительности английское «Prince of Breffney" скорее соответствовало русским понятиям "князец" или "князёк", означавшим полузависимых от Кремля вождей окраинных народностей, чем "принц" или "князь" высшей степени феодальной иерархии. Стремясь упорядочить слабо контролируемый кельтский Запад, Лондон игнорировал местных "самозваных принцев", противопоставляя им утверждённых короной немногочисленных ирландских лордов.

Скептицизм официальных властей имел серьёзные основания. Активные враги протестантизма, католики О'Рурки открыто симпатизировали свергнутым Стюартам. 27 мая 1727 "король в изгнании" Джеймс III (VIII) даровал своему представителю в Вене Оуэну О'Рурку достоинство барона О'Рурка оф Кэра, 31 июля 1731 сделав его виконтом Бреффни, получившим признание только якобитской эмиграции4.

Это не объясняет, каким образом его дальние родственники младшей боковой линии братья Джон (Иван) и Корнелий (Корнилий) О'Рурки, в 1760 выбравшие царскую службу, стали графами. Надо полагать, они присвоили титул, пользуясь раздорами европейских держав, различием британских и континентальных традиций наследования, а также явной благосклонностью Санкт-Петербургского двора иноземной знати. Россия и Ирландия слабо представляли взаимные реалии, подобно генеалогу Джону О'Харту (1824— 1902), восхищавшемуся подвигами бравого майора Джона О'Рурка, получившего по окончании Семилетней войны 1756—1763 перед отбытием в Польшу «лестные рекомендации императора Петра III [скончавшегося в 1762], принца-генерала Волковского [искажённого Волконского] и генерала де Сонверова" [Суворова, ставшего генерал-майором только в 1770]5.

Несмотря на это, 24 ноября 1848 указом императора Николая I сыну принявшего русское подданство Корнилия О'Рурка

(1736—1800) генералу от кавалерии Джозефу или Иосифу Корниловичу (1772— 1849) с сыновьями, его племянникам ротмистру Корнилию с сыновьями, генерал-майору Владимиру и подполковнику Морицу Георгиевичам О'Руркам разрешено использовать графский титул6. Закрепляя успех, 30 ноября 1898 помещики Новогрудского уезда братья Иосиф Константин и Эдуард Александр Владислав Михайловичи добились включения их Минским дворянским депутатским собранием в V часть Родословной книги Минской губернии как "ирландских графов"7.

Типичные «строители империи», О'Рурки поддерживали идею сдерживания внешних и внутренних врагов государства. Во время польского мятежа 1830—1831, возглавив резервные части, генерал-лейтенант Иосиф Корнилович О'Рурк способствовал «быстрому успокоению» окрестностей Новогрудка, получив за усердие орден Св. Александра Невского с алмазами. Его внучатые племянники штабс-капитан Рудольф (1830—1885) и подполковник Евгений (1829—1904) Корниловичи отличились при подавлении восстания 1863—1864, позднее достигнув генерал-майорского звания.

Юный Эдуард предпочёл духовную стезю военной карьере. Прослушав курс Хы-ровской иезуитской коллегии Перемышль-ского диоцеза (1888— 1890), он продолжил обучение в Виленской и Рижской Александровской гимназиях (1890— 1898), в 1898 поступив в Рижский политехнический институт, который окончил в 1903 со степенью кандидата коммерции 1-го разряда.

Студенческие годы сыграли важную роль в формировании взглядов «русского ирландца», принятого филистером польской академической корпорации «Агсо-ша", объединявшей приехавших учиться в Ригу отпрысков благородных семейств Привисленских, Западных, Остзейских губерний. Арконцы декларировали вза- оь имное братство, стремление к знаниям, уважение старшинства, польский патри- О отизм. Им принадлежали насчитывающая ^ несколько тысяч томов библиотека, соб- ^ ственный дом и касса. Они проводили сво- ^ бодное время в борьбе, дуэлях, устраива- ^ ли ежегодные балы в Стрелковом парке с

великосветскими польскими дамами. Доход от этих мероприятий использовался для выплаты стипендий. На литературных вечерах устраивались дискуссии, обсуждались доклады, публикуемые отдельными брошюрами.

В различные годы членами "Arconia" были видные польские политики и учёные: президент II Речи Посполитой в 1926—1939 Игнаций Мосцицкий (1867—1947), командующий польскими силами Запада во второй мировой войне генерал Владислав Андерс (1892—1970), профессор химии и министр просвещения Юзеф Мику-ловский-Поморский (1868— 1935), гидротехник, ректор Варшавского политехнического института Чеслав Скотницкий (1871 — 1944), депутат I Государственной думы, а затем вице-маршал польского сейма князь Северин Святополк-Четвертин-ский (1873—1945), архитектор Кароль Янковский (1868—1928) и другие8.

Арконцы дорожили сложившимися связями. Уже епископом «филистер О'Рурк» участвовал в последнем довоенном церемониальном собрании корпорации 20 мая 1939 в Варшаве, выступив с обращением к собратьям и совершив праздничное бого-служение9.

В 1903—1904 О'Рурк совершенствовал знания на юридическом факультете швейцарского Фрибургского университета и факультете теологии университета австрийского Инсбрука (1904— 1908). 14 октября 1907 в Ковно епископ Гаспар Фе-лициан Циртовт (1841 — 1913) рукоположил его в сан священника.

С 1907 патер Эдуард преподавал церковную историю и иностранные языки в императорской Санкт-Петербургской Римско-Католической духовной академии (Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastica). В 1908 он стал капелланом приписанной к Царскосельскому храму Св. Иоанна католической часовни в Кол-пино, где обосновалась большая польская диаспора, представители которой обслуживали находившиеся поблизости Адмиралтейские Ижорские заводы.

С 13 ноября 1910 по 11 октября 1918 О'Рурк был настоятелем расположенного на пересечении петербургских улиц Ма-

стерской и Торговой (Союза Печатников) костёла Св. Станислава, а также почётным каноником. При храме с декабря 1829 действовала школа для бедных детей католического вероисповедания. Назначение настоятеля совпало с повышением её статуса до приходского уездного училища, в 1917 насчитывавшего около двухсот учеников10.

В 1887— 1921 викарием прихода служил Антоний Иосифович Малецкий (1861 — 1935), с 1926 титулярный епископ Диони-зианы, апостольский администратор Ленинграда (1926—1935), прославившийся благотворительностью и социальной деятельностью.

Февральскую революцию граф встретил в Петрограде. Разрушение государственности, отсутствие твёрдой власти, кризисы Временного правительства, углубление партийных противоречий вызвали разочарование и усталость, формируя отрицательный опыт восприятия набиравшего силу большевизма. В мае 1917 он выехал по состоянию здоровья отдыхать в Белоруссию, в августе посетил Минск для выяснения возможности воссоздания Минской епархии, в декабре 1917 сделан её генеральным викарием, а осенью 1918 официально покинул должность настоятеля костёла Св. Станислава. Вместе с другими ценностями храма его богатое книжное собрание конфисковали советские власти, передав фондам Исторического архива в Санкт-Петербурге11.

Возрождая католицизм западных областей бывшей Российской империи, О'Рурк познакомился с апостольским нунцием в Польше и Прибалтике Акилле Ратти (1857— 1939), позднее избранным папой Пием XI (1922— 1939). По его рекомендации 29 сентября 1918 предстоятель римской церкви Бенедикт XV (1854— 1922, папа с 1914) назначил ирландца первым после долгого перерыва епископом Рижским. 15 декабря 1918 в кафедральном соборе литовского Вильнюса состоялась его хиротония.

Британско-балтийские церковные связи насчитывали несколько столетий. Ещё в 1255 первым архиепископом Рижским стал кёльнский уроженец Альбрехт (Альберт) Зуербеер (ок. 1200-1273), в 1239- 1246

бывший архиепископом Армы и примасом Ирландии. Его далёкому преемнику повезло гораздо меньше.

Между правительством независимой Латвии и занимавшим ранее привилегированное положение немецким меньшинством существовала явная вражда. Состояние местной церкви было мрачное. Епархия испытывала острую нужду в священниках, жизнь сельских приходов практически замерла. Новый епископ принял энергичные меры наведения порядка. Для подготовки кадров молодежь отправлялась учиться за границу, росло число священников-латышей, Рига получила ряд округов упразднённой Курляндской губернии, ранее подчинявшихся Ковенской епархии. Готовился конкордат, подписанный 30 мая 1922 уже без участия О'Рурка, выставляемого латвийскими националистами имперским аристократом, символизировавшим чужеземное "засилье". Превосходно владея русским, немецким, английским, польским, латинским, греческим языками, он не знал латышский, навязываемый единственным средством общения, что вызвало его отставку.

10 апреля 1920 граф Эдуард стал титулярным епископом Канейским и апостольским представителем в Прибалтике, с 21 декабря 1922 по 30 декабря 1925 именуясь титулярным епископом Пергамским. В ноябре 1921 Бенедикт XV поручил ему пасторскую заботу о русских эмигрантах Восточной Пруссии. С 1928 он курировал созданную при его непосредственном участии организацию католической помощи беженцам из России в Германии.

21 апреля 1922 Пий XI назначил его апостольским администратором в созданном 10 января 1920 решением Версальского договора Вольном городе Данциг (Freie Stadt Danzig) или Гданьск (Wolne Miasto Gdansk), объединявшем (помимо столицы) Цоппот (Сопот), Оливу, Тиенгенхоф (Новы-Двур-Гданьский), Нойтех (Новы-Став), 252 деревни и 62 хутора, площадью 1 966 км2.

Основное население Данцига составляли немцы, тяжело переживавшие разрыв политических связей с Германией. Напротив, польское и кашубское меньшинства пользовались защитой Речи Посполитой,

контролировавшей внешние сношения города. Каждая сторона считала сложившееся положение искусственным, что порождало споры, опасно сталкивавшие Берлин и Варшаву.

Другим фактором, осложнявшим деятельность представителя Рима, были конфессиональные разногласия. В 1924 году 54,7% жителей назвали себя протестантами и только 34,5% — католиками12.

3 января 1926 О'Рурк провозглашён первым епископом самостоятельной Гданьской (Данцигской) епархии, 1 июня 1926 торжественно приняв должность в Оливском кафедральном соборе Св. Троицы, Пресвятой Девы Марии и Св. Бернарда. К этому времени епархия насчитывала около 119 тысяч верующих, 35 приходов и 55 священников.

Отличаясь скромностью, честностью, прямотой, благочестием, доступностью, аполитичностью, прелат быстро завоевал уважение полиэтничной паствы13. В дальнейшем под действием внешних обстоятельств немецкая часть духовенства перестала оказывать ему поддержку.

В 20-е годы он занялся изучением своей генеалогии, навестив Ирландию. Результатом поездки стала книга, изданная в 1925 году14.

Приход в Германии к власти 30 января 1933 правительства Адольфа Гитлера отразился и на вольном городе. Летом 1933 национал-социалисты получили большинство мест данцигского сената, осенью 1934 назначив его президентом и председателем правительства сторонника фашизма Артура Грейзера (1897—1946). Когда в 1937 с согласия Пия XI поступило предложение создать четыре новых прихода для польского населения, сенат опротестовал это решение, а пресса развернула клеветническую кампанию травли епископа, обвинённого в дискриминации немецкого населения. Столь же отрицательно восприняли ре- оь комендацию местному духовенству шире использовать при богослужении польский О язык. Разъяснения главы епархии, что он ^ заботится обо всех верующих, а не отдель- ^ ных группах, были отвергнуты. ^

Постоянные провокации вынудили ^ О'Рурка покинуть свой пост. 13 июля 1938

Пий XI принял его отставку, сделав титулярным епископом Софены. Узнав об очередном назначении, граф иронично заметил, что, получив за короткий срок пятое епископство, он опасается поставить своеобразный рекорд смены епархий.

Приняв в начале 1939 польское гражданство, он переехал в Познань, незадолго до начала второй мировой войны посетив расположенное под Новогрудком фамильное имение Вселюб двоюродного брата графа Карла Мариана Александра О'Рурка (1861- 1946).

Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 привело к новым испытаниям и бедам. По воспоминаниям немецкого генерала Гейнца Гудериана, в сентябре 1939 "Данцигский епископ О'Рурк вместе с примасом Польши кардиналом Глондом покинули Варшаву и направились на восток. Когда оба эти духовных лица прибыли в Брест, то, к своему большому удивлению, они натолкнулись там на немцев. Кардинал повернул на юго-восток и скрылся в Румынии. Епископ данцигский выбрал путь на северо-восток и попал прямо в наши руки. Он попросил разрешения побеседовать со мной, на что я охотно согласился. Беседа состоялась в Бресте. Так как он не знал, где ему может быть обеспечена безопасность, и ни в коем случае не хотел, чтобы его передали русским, я посоветовал ему присоединиться к одной из моих транспортных колонн, которые подвозили продовольствие и боеприпасы из Кенигсберга. Оттуда он легко смог бы добраться до Эрмландского епископа и встать под его защиту. Епископ принял это предложение и вместе со своей свитой спокойно выехал из военной зоны. Позже в любезном письме, подчеркнув традиционное рыцарство немецкого офи-цера..."15.

Задержавшись в Вильнюсе, летом 1940 О'Рурк оказался настигнут советской властью. Осенью 1941 после оккупации Литвы немцами с большими трудностями ему удалось через Кёнигсберг и Берлин добраться до столицы Италии. Там 27 июня 1943 в госпитале ордена сестёр елизаветинок он скончался. В 1972 его прах перенесли с монументального римского кладбища Кампо Верано в Оливский кафедральный собор.

Своим происхождением, образованием, культурой О'Рурк вполне соответствовал вселенскому характеру и универсализму католической церкви. Революции и мировые войны прерывали его пасторское служение. Неизвестно, насколько успешнее в сложившихся обстоятельствах действовал кто-либо другой...

Примечания

1 Bacinski A. Polskie duchowienstwo ka-tolickie w Wolnym Miescie Gdansku 1919 — 1939 // Studia Gdanskie. Т. I. Gdansk - Oliwa, 1973. S. 28.

2 Samerski S. Ein aussichtsloses Unternehmen — die „Reaktivierung" Bischof Eduard Graf O'Rourkes 1939 // Im Gedächtnis Der Kirche Neu Erwachen: Studien zur Geschichte des christentums in Mittel — und Osteuropa. Festgabe füf Gabriel Adrianyi zum 65. Geburtstag (Bonner Beiträge zur Kirchengeschichte, Bd. 22). Köln - Weimar - Wien, 2000. S. 378.

3 Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Ч. 3. СПб., 1856. С. 209.

4 Owen (otherwise Audeonus or Euge-nius) O'Rourke, 1st Baron O'Rourke of Carha, co. Leitrim, 1st Viscount of Breffney, in Con-naught. См.: Ruvigny and Raineval, Marquis de (Melville Henry de Massue). The Jacobite Peerage, Baronetage, Knightage, and Grants of Honor. Edinburgh, 1904. P. 20-21.

5 "With strong recommendations from France to the court of St. Petersburgh, John O'Rourke went to Russia, which being engaged in a war with Prussia, was a scene for adventure and fame. He was appointed first major of horse cuirassiers in the regiment of body guards; and, in the course of the war, he greatly distinguished himself, in particular, by storming the city of Berlin, which he laid under contribution. At the end of that war he returned to France with certificates of his gallant conduct from Peter the Third, Prince-General Wolkousky, and General de Son-verow; and was appointed by King Slanislaus one of his chamberlains in the year 1764." Op. cit.: O'Hart J. The Irish and Anglo-Irish Landed Gentry, When cromwell came to Ireland: Or, a Supplement to Irish Pedigrees. Dublin, 2007. P. 150.

6 Долгоруков П.В. Российская родословная книга. С. 211.

7 Елшская М.М. О'Рурю, iрландскiе графы, у Беларуа // Belarus-Eire = Belarus-Ireland = Беларусь-1рландыя = Беларусь-Ирландия: Матэрыялы навуковага семiнара „Беларуска-iрландскiя гiстарычна-культурныя сувязГ (MiHCK, 1999). MiHCK, 2000. С. 97; со ссылкой: Нацыянальны гiстарычны архiy Беларусi (Национальный исторический архив Беларуси). Ф. 319. воп. 2, спр. 2346, арк. 3 — 6 адв, 11 — 13 адв.

8 См.: Janicki A. Studenci polscy na Po-litechnice Ryskiej w latach 1862— 1918. Т. I — II. Gdansk, 2005.

9 Heppner W. Bp. Edward Graf O'Rourke — pierwszy Biskup Gdanski // Gwiezdzie Morza. 1. 8. 1993. № 15(254).

10 Черепенина Н.Ю., Шикер А.К., Шка-ровский М.В. Римско-Католическая Церковь

на Северо-Западе России в 1917—1945 гг. — СПб., 1998. - С. 93.

11 См.: Bogdanowicz S. Akta biskupa Edwar-da Aleksandra Wladyslawa hrabiego O'Rourke w Rosyjskim Panstwowym Archiwum Histo-rycznym w Sankt petersburgu. pelplin, 1999.

12 На 1 июня 1921 из 365 740 граждан Вольного города католиками были 119 470 человек, или 32,7%. Данные приводятся: Bacinski A. Polskie duchowienstwo... S. 23.

13 Bacinski A. Polskie duchowienstwo.S. 28.

14 O'Rourke Family: Documents and materials for the history of the O'Rourke family (mostly in Russian) published by Count Edward O'Rourke, Bishop of Pergame, Apostolic Administrator of the Free city of Dantzig. Dantzig, 1925.

15 Гудериан Г. Воспоминания солдата. — Смоленск, 1999. — С. 112—113.

Nozdrina E.V., e-mail: olfhist@orel.ru

Postgraduate student of the department of sociology and psychology of management of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF; Nozdrin O.J., e-mail: e-mail: olfhist@orel.ru

Associate professor of the department of philosophy and national history of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

FROM IMPERIAL TO NATIONAL: THE PROBLEMS OF cHURCH-STATE RELATIONS IN THE AcTIVITIES OF cOUNT EDWARD O'ROURKE, THE FIRST BISHOP OF GDANSK

The problems of the organization of the Catholic diocese management of the Eastern Europe in the first half of XX century related to the activities of Count Edward O'Rourke, the first bishop of Gdansk (1876— 1943) are studied.

Key words: O'Rourks, Catholic Church, state-confessional relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.