Научная статья на тему 'ОТ ИДЕЙНОСТИ ДО ПРАГМАТИЗМА: КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ОБРАЗ ВРАЧА'

ОТ ИДЕЙНОСТИ ДО ПРАГМАТИЗМА: КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ОБРАЗ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-медики / личностные качества / образ / врач / medical students / personal qualities / image / doctor

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луговсков А.Д., Грищенко А.А., Знагован С.Ю, Козикова О. А.

На протяжении всей истории мира медицина была неотъемлемой частью жизни человека, как и люди связанные с ней. Образ врача традиционно менялся в зависимости от времени и социальной формации общества – врачеватель-знахарь в древности или доктор-ученый сегодня, однако к личности врача всегда были определенные требования. В данной статье рассматривается, как меняются взгляды студентов-медиков на идеальный облик врача на протяжении нескольких лет обучения: какие личностные качества являются приоритетными, а какими ни в коем случае не должен обладать медик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Луговсков А.Д., Грищенко А.А., Знагован С.Ю, Козикова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM IDEALISM TO PRAGMATISM: HOW THE VIEWS OF MEDICAL STUDENTS ON THE IMAGE OF A DOCTOR CHANGE

Throughout the history of the world, medicine has been an integral part of human life, as well as people associated with it. The image of a doctor has traditionally changed depending on the time and social formation of society – a healer in ancient times or a doctor-scientist today, but there have always been certain requirements for the personality of a doctor. This article examines how the views of medical students on the ideal appearance of a doctor change over the course of several years of study: which personal qualities are priority, and which in no case should a medic possess.

Текст научной работы на тему «ОТ ИДЕЙНОСТИ ДО ПРАГМАТИЗМА: КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ОБРАЗ ВРАЧА»

УДК 303.621.34:614.253.4

Луговсков А.Д.

д-р мед. наук, профессор ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России

Грищенко А.А. ассистент

ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России

Знагован С.Ю. канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России

Козикова О. А. канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России

г. Луганск, РФ

ОТ ИДЕЙНОСТИ ДО ПРАГМАТИЗМА: КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ОБРАЗ ВРАЧА

Аннотация

На протяжении всей истории мира медицина была неотъемлемой частью жизни человека, как и люди связанные с ней. Образ врача традиционно менялся в зависимости от времени и социальной формации общества - врачеватель-знахарь в древности или доктор-ученый сегодня, однако к личности врача всегда были определенные требования. В данной статье рассматривается, как меняются взгляды студентов-медиков на идеальный облик врача на протяжении нескольких лет обучения: какие личностные качества являются приоритетными, а какими ни в коем случае не должен обладать медик.

Ключевые слова: студенты-медики, личностные качества, образ, врач.

Lugovskov A.D.

MD, Professor FSBEI HI ST. LUKA LSMU of MOH of Russia Grishchenko A.A.

Assistant

FSBEI HI ST. LUKA LSMU of MOH of Russia

Znagovan S.Yu.

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor FSBEI HI ST. LUKA LSMU of MOH of Russia

Kozikova O.A.

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor FSBEI HI ST. LUKA LSMU of MOH of Russia

Lugansk, Russia

FROM IDEALISM TO PRAGMATISM: HOW THE VIEWS OF MEDICAL STUDENTS ON THE IMAGE OF A DOCTOR CHANGE

Abstract

Throughout the history of the world, medicine has been an integral part of human life, as well as people

associated with it. The image of a doctor has traditionally changed depending on the time and social formation of society - a healer in ancient times or a doctor-scientist today, but there have always been certain requirements for the personality of a doctor. This article examines how the views of medical students on the ideal appearance of a doctor change over the course of several years of study: which personal qualities are priority, and which in no case should a medic possess.

Keywords:

medical students, personal qualities, image, doctor.

Актуальность. Вместе с первым человеком на Земле зародилась и медицина. Соответственно появились и те, кто связывал свою жизнь с врачеванием, а в наши дни с медицинской практикой. На протяжении всей истории медицины облик врача постоянно изменялся, подстраиваясь под потребности времени [1, с. 316]. Особый интерес вызывает то, каким видят идеального врача студенты-медики, и как данные представления о наборе личностных качеств меняются по мере обучения в вузе [2, с. 58].

Цель: провести анализ изменения приоритетности личностных качеств врача по результатам анкетирования студентов-медиков 1 и 5 курса ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России.

Материалы и методы. В ходе исследования проанализированы данные социологического опроса (по результатам разработанной сотрудниками кафедры социальной медицины и экономики здравоохранения анкеты) с оценкой приоритетности волевых, интеллектуальных, морально-нравственных качеств врача и требований к этикету в профессиональной деятельности врача. В анкетировании приняли участие 67 студентов (35 первокурсников и 31 студент 5 курса). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение. Условно анкета была разделена на четыре блока, первый из которых был посвящен волевым качествам врача. Волевые качества врача обеспечивают выполнение требований, норм, стандартов, которые предусмотрены в медицинской деятельности, с максимальной пользой для пациента. Среди всего многообразия волевых качеств нами были отобраны 7 положительных и 4 отрицательных проявления (рис. 1).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

✓ # S

& J? .Ж Ж

f jfJF «

С?

йГ

1 курс 5 курс

<ß ж

Рисунок 1 - Выбор позитивных и исключение негативных волевых качеств студентами 1 и 5 курса

Среди позитивных проявлений в приоритете у абсолютного большинства респондентов обеих возрастных групп оказались такие качества как дисциплинированность и целеустремленность. Аккуратность, трудолюбие и терпение оказались более характерными ответами для студентов 5 курса, а решительность и самообладание для первокурсников. При этом все опрошенные исключали халатность из облика врача, однако в отношении других представленных негативных качеств, студенты 5 курса оказались более требовательными и чаще отклоняли их. У респондентов сложилось неоднозначное

отношение к лени - только 43,5% студентов 1 курса и 63,9% 5 курса считали, что данное качество должно отсутствовать.

Целью второго блока анкетирования было определить отношение респондентов к интеллектуальным качествам врача. Интеллектуальные качества врача - способность чувственного, рационального и интуитивного познания для получения информации, необходимой для точной диагностики и выбора правильной тактики лечения (рис. 2).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

/ S .Jt ^

1 курс 5 курс

Рисунок 2 - Выбор позитивных и исключение негативных интеллектуальных качеств студентами 1 и 5 курса

Приоритетным положительным качеством для студентов обеих возростных групп является профессионализм. При этом если для первокурсников более значимыми являются компетентность и наблюдательность, то мудрость и эрудированность чаще называли важными студенты 5 курса. Респонденты 1 и 5 курса сошлись во мнении по отношению к негативным интеллектуальным качествам медика - почти 90% опрошенных исключали невежество, рассеянность и тупость из личного арсенала врача, однако студенты 1 курса более спокойно относились к рассеянности медика.

Третий блок анкетирования был нацелен на анализ приоритетности эмоционально-нравственных качеств врача. Эмоционально-нравственные качества врача характеризуют его способность в своей деятельности гармонизировать личную мотивацию с интересами больного не только на основе принципов профессиональной (врачебной) этики, но и норм общечеловеческой морали. В данном разделе ответы респондентов не были однозначными (рис.3).

Рисунок 3 - Выбор позитивных и исключение негативных эмоционально-нравственных качеств

студентами 1 и 5 курса

Анализ данного раздела анкеты показал более внимательное отношение студентов 5 курса к эмоционально-нравственным качествам в облике врача. В отношении всех представленных качеств пятикурсники продемонстрировали большую приверженность, особенно в вопросе вежливости, честности и милосердия к пациентам. При этом студенты 5 курса также чаще исключали цинизм, равнодушие и грубость из облика врача. Однако в целом, интересно, что для студентов-медиков милосердие встречалось в ответах лишь у половины опрошенных, а равнодушие врача допускают 50,2% первокурсников.

Отдельно был проанализирован блок анкеты, посвященный этикету медика и его внешнему виду. Респонденты обеих возрастных групп выразили мнение, что речь медика должна быть грамотной (82,5%), а внешний вид опрятным (75%). При этом только треть респондентов среди 1 и 5 курсов считают, что врач должен придерживаться здорового образа жизни. Идеальный возраст врача, по мнению анкетируемых 5 курса 35-55 лет, а для первокурсников - 25-35 лет. При этом мнение респондентов в вопросе половой принадлежности врача разделилось поровну: около половины опрошенных в обеих группах выбирали мужской или женский пол, считая это не важным.

Выводы. Исходя из результатов исследования, можно представить образ идеального врача для студентов-медиков - это человек среднего возраста с грамотной речью и опрятным внешним видом, при этом дисциплинированный, целеустремленный и аккуратный, которому, однако, не чуждо иногда полениться. Врач - компетентный профессионал, возможно лишенный мудрости и эрудированности, однако тактичный и внимательный специалист [4, с. 28]. Что же касается различий во взглядах на профессию среди студентов 1 и 5 курса, то было выявлено, что для младшей возрастной группы наиболее важными являются компетенция, профессионализм и самообладание врача. В то же время, студенты 5 курса больший упор делают на моральные и общечеловеческие качества личности, не упуская при этом и профессиональное развитие медика.

Объяснить изменение во взглядах студентов можно тем фактом, что на 1 курсе студенческой жизни изучается в основном теоретический материал, без непосредственного контакта с пациентами. К 5 курсу студенты успевают увидеть реальную картину профессиональной деятельности, многие из них к тому времени уже сами работают в учреждениях здравоохранения, что способствует переоценке ценностей и жизненных ориентиров [3, с. 18]. Немаловажной является и воспитательная работа, проводимая вузом, которая способствует гармоничному развитию личности студентов-медиков.

Список использованной литературы:

1. Гизатулина Г.М., Мурзина Ю.С. Образ идеального врача в представлении пациентов: эмпирическая типология пациентов // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: Материалы международной научной конференции. Москва. 2019. С. 315-321.

2. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы// Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 50-59.

3. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. Ижевск. 2016. 60 с.

4. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №3. С. 4-29

© Луговсков А.Д., Грищенко А.А., Знагован С.Ю., Козикова О.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.