заключается в самообеспеченности населения региона картофелем, овощами местного ассортимента, молоком и молокопродуктами, мясом и мясопродуктами, яйцом. Особое внимание в региональной агропродовольственной политике в краткосрочной перспективе следует уделить депрессивным регионам. В отношении данных территорий должны быть запущены механизмы саморазвития за счет инструментов как макро-, так и микроуровня, направленных на снижение избыточной поляризации в потреблении продовольствия [4]. Это позволит увеличить объемы производства продукции животноводства и растениеводства, сократить безработицу, поднять уровень доходов, снять социальную напряженность в регионе.
Библиографический список
1. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации № 120 от 30.01.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mcx.ru/documents/document/show/12214.19.htm
3. Михеев Д. Потребление продовольствия: реальность и перспективы // Экономист. - 2008. -№ 3. - С. 86-91.
4. Костяев А.И., Костусенко И.И. Обеспечение продовольственной безопасности России: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2012. - №5. - С. 4-7.
УДК 378.147
Чарушина Елена Ивановна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОТ ХОРОШЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ХОРОШЕМУ СОТРУДНИКУ: НОВАЯ ПАРАДИГМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассмотрены новые подходы к постановке образовательных целей в условиях осуществления компе-тентностного подхода в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: ключевые компетенции, рынок труда, личностное новообразование, знания, умения, «знание-вый» и «компетентностный» подходы.
Проблема качества подготовки кадров, соответствующих требованиям современ-. ного рынка труда, стала весьма острой в силу многих причин. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, -ускорение темпов развития общества. В результате высшая школа должна готовить своих студентов к жизни, о которой сама высшая школа мало что знает. Студенты, которые поступили в ВУЗы в этом году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только сегодняшним преподавателям, но и футурологам. Поэтому любое образовательное учреждение должно готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, которые помогут им адаптироваться к любым условиям общественной жизни и решать любые задачи, в том числе и инновационные.
Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс развития в своей отрасли. Мировая практика подтверждает, что растет потребность рынка труда в высококвалифицированных кадрах, обусловленная внедрением новых технологий ведения бизнеса, динамикой научно-технического прогресса и развитием наукоемких технологий, интеллектуализацией всех сфер общественного производства. Наличие высшего профессионального обра-
зования и, как следствие, высокая социально-профессиональная мобильность остаются показателем, обеспечивающим работнику более сильную и устойчивую конкурентную позицию на региональном рынке труда. Становится принципиально важным воспроизводство в системе образования профессионалов, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие конкурентоспособной экономики региона в целом и различных прикладных и отраслевых сфер на основе достижений науки и современных технологий.
Сегодня определены новые требования к выпускникам ВУЗов на рынке труда. В докладе специалистов Мирового банка о развитии российского образования отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось и то, что в постоянно меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник - это человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Сегодня рабо-
© Чарушина Е.И., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
261
тодатели на первое место ставят требования к личностным характеристикам соискателя. А его профессиональные навыки и опыт работы только на второе и третье место соответственно.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к высшей школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов - создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате учреждениями образования позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие заключается в условиях неограниченного доступа к информации: в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, продуцировать новые знания и ценности, является сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста. Такая модель возможна при реализации компе-тентностного подхода в системе образования.
Обращение к понятиям «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в высшей школе, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Подготовка специалиста в свете этих требований не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний и понятий. Требуется другое: формирование умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, способности вести переговоры и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта,
элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Образовательные учреждения всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего, в изменениях программ по учебным предметам, как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе. Другой путь реагирования на новые социальные требования заключался в дополнении учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие высшей школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития -путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам.
Надо использовать другой путь - изменение характера самих образовательных целей. Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае - образовательной. Различие подходов к определению целей образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у студентов. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: студенты должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д. Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями на рынке труда. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития образования. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл студент, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
262
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетен-тностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: «Что нового узнает студент?». Во втором случае предполагается ответ на вопрос: «Чему научится студент за годы обучения в образовательном учреждении?».
Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором - как смысл образовательной деятельности.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Если исходить из этого определения, то уровень образованности, как основной образовательный результат, можно характеризовать через сферу деятельности; степень неопределённости ситуации; возможности выбора способа действия и обоснование выбранного способа. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность студента воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему со-
держанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.
Высшая школа сегодня не в состоянии сформировать уровень компетентности студентов, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, цель ВУЗа - формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками образовательного процесса.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых высшей школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для студентов.
Образовательные цели могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям как педагогов, так и учащихся. Это могут быть разные, хотя и не альтернативные ожидания. Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели учащихся всегда ориентированы на ближнюю перспективу, на конкретный результат, обеспечивающий успех сейчас или в ближайшем будущем. Естественно, что с возрастом масштабы целей учащихся меняются, хотя их прагматизм неизбежно сохраняется.
При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения - усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для студентов, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход к определению целей образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести учащиеся в результате образовательной деятельности.
Цели образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
263
1. Научить учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научить объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, меж-культурном взаимодействии и т.д.).
4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компе-тентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Компетентностный подход к решению проблем образования совсем не отрицает значения знаний. Но при этом надо учитывать, что знания могут иметь различную ценность, что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности. В этом смысле образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетен-тностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать
строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Этот пример иллюстрирует существенные различия в постановке целей образования с точки зрения традиционного и компетентностного подходов.
Компетентностный подход к определению целей образования соответствует и объективным потребностям студентов. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков преподавателей. Эти поиски связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. -2004. - №5.
2. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном образовании // Образование и наука. - 2000. - № З.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 200З. - № 5.
5. Ларионова О. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. - 2005. - №10.
6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№ 5. - С. 1-З.
7. Планирование подготовки специалистов в условиях уровневого высшего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 апреля 2009 г.). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 84 с.
264
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № б, 2012