Научная статья на тему 'ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ К ГАРМОНИЗАЦИИ – МИРОВАЯ ПОВЕСТКА НА XXI ВЕК'

ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ К ГАРМОНИЗАЦИИ – МИРОВАЯ ПОВЕСТКА НА XXI ВЕК Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гармонизация / гармония / глобализация / интегрализм / ноосфера / парадигма / социогуманизм / триалектика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ К ГАРМОНИЗАЦИИ – МИРОВАЯ ПОВЕСТКА НА XXI ВЕК»

Голубев В. С.

д.г.-м.н., к.х.м., гл.н.с. Международного НИИ проблем управления

v.s.golubev@bk.ru

ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ К ГАРМОНИЗАЦИИ - МИРОВАЯ ПОВЕСТКА НА XXI ВЕК

Ключевые слова: гармонизация, гармония, глобализация, интегрализм, ноосфера, парадигма, социогуманизм, триалектика.

К настоящему времени имеется ряд глобальных разработок, касающихся будущего развития мира в целом. Из них наиболее известны и популярны две: устойчивого развития и ноосферы. К сожалению, существенных изменений в мировую политику они не внесли. Одна из возможных причин этого - то, что эти концепции не имеют строгого научного обоснования. Поэтому их выводы субъективны и лишь в частностях они отвечают законам социоприродного развития.

Нами предложена новая концепция мирового развития «От глобализации к гармонизации». Она обоснована новыми науками естественно-гуманитарного синтеза, изучающими глобальную систему природа-человек-общество. Научный базис концепции - науки о гармонии: триалектика и наука о гармонии (гармонология)1.

Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных элементов. Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия - противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» - третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии.

То, что Природа функционирует по закону диалектики «борьба противоположностей», а не «гармонии», является глубочайшим заблуждением человечества. Наоборот, в мире человека задействована «борьба». За весь негатив мира ответственна «диадная парадигма» развития как «борьба» противоположностей.

«Диадная парадигма» не учитывает творческую составляющую материи: «победа» одной составляющей противоположности над другой ведет к революциям и регрессу. Следуя «диадной парадигме», человечество «заблудилось». Ею «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы человечества. Мир господства «диадной парадигмы» мы считаем предысторией человечества. Либерализм - финальный строй предыстории.

Основания предыстории - диалектика и материализм. Установка материализма «бытие определяет сознание» не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость социоприродных систем. Сущности предыстории:

- бытие определяет сознание;

- рост бытия опережает рост сознания;

- цель бытия - борьба, победа;

- главный субъект предыстории - «Homo Sapiens».

В «Homo Sаpiens» не разрешена противоположность разум - чувство. Это ведет к далеко идущим последствиям. Согласно одному из законов гармонологии2 количественный рост одной из составляющих противоположностей («дурной» рост) в пределе трансформирует ее в другую составляющую противоположности. Так, чрезмерное добро становится злом. Яркое свидетельство этому - изобретение ракетно-ядерного оружия глобального самоуничтожения.

Истинной истории, которая только наступает, отвечает гармоничное развитие, когда противоположности разрешаются. Ее основания - триалектика и социогуманизм. Его сущности:

- не только «бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие»;

- рост бытия сопряжен с ростом сознания;

- цель бытия - гармония, компромисс;

- главный субъект истории - «Человек Гармоничный». В нем разрешена противоположность разум - чувство.

Согласно «триадной парадигме» развитие происходит на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противоположна «диадной», которая рассматривает развитие не как гармоническое разрешение противоположностей, а как их «борьбу».

История реализуется на эволюционной траектории либерализм - интегрализм - социогуманизм. Интегрализм -строй разного рода компромиссов между капитализмом и социализмом. Социогуманизм - строй на основах гармонии,

1 Голубев В.С. Природа-человек-общество: развитие и гармония. - М.: Ленанд, 2016; Голубев В.С. Основы экосоциогума-низма. - М.: ИНФРА-М, 2022.

2

Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. - М.: ИНФРА-М, 2022.

развития, гуманизма; разрешение противоположности капитализм - социализм. При этом от социализма берется цель -гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации - регулируемый рынок. Сущность социогумани-тарного перехода: от общества потребления - к обществу социогуманизма, от «человека социального» - к «Человеку Гармоничному», от социального - к социогуманитарному государству. Мировоззрение социогуманизма дается формулой «жизнь - высшая ценность бытия». Социогуманизм в мировом масштабе отвечает гармосфере - сфере гармонии разума и чувства, человека и Природы, науки и искусства. А ноосфера - очередное внушение в науке (там же).

Современная ситуация в России аналогична ситуации 80-х годов прошлого столетия. Тогда требовался переход от социализма к интегрализму, теперь - от капитализма к интегрализму. Сущность такого перехода - роль государства во всех сферах жизни общества должна существенно возрасти, став принципиально иной, чем при либеральном строе.

Приоритетными станут реформы в гуманитарной сфере. От существующей системы образования потребуется перейти к социогуманитарному просвещению как гармоничному синтезу обучения и воспитания. Эволюционное назначение культуры - гармоничное развитие человека.

Сущность экономической политики - ее гармонизация, разрешение противоположностей экономик капитализма и социализма. Противоположность «общенародная - частная собственность» разрешается через коллективистские (кооперативные) их формы. Противоположность «рыночная - плановая» экономика - через регулируемую смешанную экономику. Противоположность «экономическая свобода - социальная справедливость» - через установку социогуманизма «экономическая свобода для социальной справедливости» и др.

Социальное реформирование будет направлено на рост социального капитала. Для этого потребуется уйти от антиэволюционной политики выращивания миллионщиков за счет всего общества. Противоположность бедность-богатство разрешается через расширенное воспроизводство среднего класса.

Социогуманизм - строй центризма. Центристских позиций придерживается большинство населения. В этом -перспектива социогуманитарного перехода. При социогуманизме возникнет совершенно новый мир процветания и добра, мир без насилия и войн. Начинать его строить надо уже сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.