Научная статья на тему 'СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ РОССИЯ И ОБЩЕСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ РОССИЯ И ОБЩЕСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубев Владимир Степанович

Жизнедеятельность общества базируется на эффективном использовании как природных ресурсов и технологических возможностей, так и на идеологии, составляющей базовый потенциал его устойчивого развития. Автор представляет новую социогуманитарную идеологию для России, но не как политический манифест, а как следствие закономерностей социоестественной истории. При этом социогуманизм является не просто интеграцией двух полярных идеологий - государственного социализма и рыночного капитализма, а новой формой общественного обустройства страны. Главным действующим лицом нового общества является гармонично развитый человек как личность и член коллектива. Понимание этого является важнейшим условием формирования нового поколения, которое своим идеологическим потенциалом и энергией будет способствовать формированию социогуманитарной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-HUMANISTIC RUSSIA AND NEW GENERATION SOCIETY

The existence of our society is based on the effective usage of natural resources and technological capabilities as well as on ideology, the latter being the main potential of its steady development. The author describes a new socio-humanistic ideology for Russia; this ideology is a consequence of socionatural history's patterns, not a political manifest. It should be noted that social humanism isn't only an integration of two polar ideologies -state socialism and market capitalism, but rather a new form of the social structure of a state. The main character of a new society is a harmonically developed individual as a person and part of a group. The understanding of this statement is the most important condition which is essential to create a new generation dedicated to developing socio-humanistic Russia by means of its ideological potential and energy.

Текст научной работы на тему «СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ РОССИЯ И ОБЩЕСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 001.5 В.С. Голубев1

СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ РОССИЯ И ОБЩЕСТВО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Жизнедеятельность общества базируется на эффективном использовании как природных ресурсов и технологических возможностей, так и на идеологии, составляющей базовый потенциал его устойчивого развития. Автор представляет новую социогуманитарную идеологию для России, но не как политический манифест, а как следствие закономерностей социоестественной истории. При этом социогуманизм является не просто интеграцией двух полярных идеологий - государственного социализма и рыночного капитализма, а новой формой общественного обустройства страны. Главным действующим лицом нового общества является гармонично развитый человек как личность и член коллектива. Понимание этого является важнейшим условием формирования нового поколения, которое своим идеологическим потенциалом и энергией будет способствовать формированию социогуманитарной России.

Ключевые слова: социогуманизм, триалектика, гармоничный человек.

Дискуссия по проблеме «человек гармоничный» [1-5] интересна и важна не сама по себе («чистая наука»), а в практическом аспекте - что из нее следует для страны, какова эволюционно обусловленная траектория ее развития. Для обсуждения этого вопроса требуется зафиксировать сегодняшнее состояние страны («печку, от которой танцевать») и проанализировать перспективу ее развития, основываясь на естественно-гуманитарном синтезе [6].

Сущность триалектики обсуждается во многих публикациях на сайте Академии тринита-ризма. Учению социогуманизма посвящен ряд монографий автора и в соавторстве (см., например, [6-8]), а также статьи в академических и других журналах, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Независимо принципы социогуманизма были сформулированы И.А. Гундаровым [9].

Социогуманизм отвечает триалектике. Он рассматривается как гармоническое разрешение противоположности социализм - капитализм. При этом от социализма берется цель - гармоничное развитие человека, а от капитализма способ ее реализации - регулируемый рынок. Если капитализм - это частная собственность и права человека, то социогуманизм - коллективистские формы собственности и сопряженность прав и обязанностей человека. Если капитализм следует диадной парадигме развития как борьбы противоположностей, то социогу-манизм - триадной парадигме гармонического

разрешения противоположностей. При капитализме «бытие определяет сознание», при социо-гуманизме «не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие» (подробнее см. [6-8]).

Триалектика пронизывает всё учение социального гуманизма. Но ряд приложений триалектики к социогуманизму еще не исследован. Данная статья призвана частично устранить этот пробел: рассмотреть с позиций триалекти-ки и социгуманизма проблему управления социальным развитием, включая подготовку нового поколения, и обсудить ее значение применительно к траектории развития страны.

Рассмотрим, как с позиции триалектики разрешается противоположность «управляемое - стихийное развитие». Согласно схеме (см. рисунок) рост управляемости развитием (нижняя линия) есть прогресс, но до определенного предела управляемости, сменяясь затем регрессом (в частности, пагубность тотального управления показал опыт СССР). Аналогичным образом, рост стихийности (верхняя линия) сначала прогресс, а затем регресс (например, стихия рынка). Противоречие разрешается рождением нового - гармоническим сочетанием управляемости и стихийности, которое обозначим как регулируемое развитие. Примеры регулируемого развития: для экономики - система налогов и невмешательство государства в рынок; для биосферы - управление потоками углекислого

1 Владимир Степанович Голубев - главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, д.г.-м.н., к.х.н., академик РАЕН, e-mail: v.s.golubev@bk.ru

Схема разрешения противоположности: стихийное - управляемое развитие

газа в атмосферу и невмешательство в биоразнообразие и др. [6-8].

Положение гармонического равновесия отвечает «золотой пропорции»: отношение (стихийность - управляемость) есть 0,62:0,38, или наоборот 0,38:0,62 (в условных единицах). Каково же из этих соотношений реализуется на практике? Автору неизвестен ответ на этот вопрос. Поскольку эти соотношения равноправны, то естественно предположить: реализуются оба, но последовательно: сначала одно соотношение, затем другое. Так, если исходное состояние отвечает стихийному развитию, то сначала реализуется соотношение 0,62:0,38, а затем 0,32:0,68. Но остается неясным механизм реализации такого перехода. Вероятно, он основан на общественном интеллекте.

С этих позиций можно обсудить одну из главных причин поражения социализма в СССР. Экономика социализма строилась на приоритете средств производства (тяжелая промышленность) по сравнению с предметами потребления (легкая промышленность). Соответственно формировалась и структура энергетики как базы индустриального развития с ориентацией на крупные энергоисточники и формирование ЕЭЭС. На определенном этапе такая промышленная политика была оправдана. Но во второй половине ХХ в. ситуация изменилась. Большая открытость СССР миру требовала изменения приоритетов, опережающего развития производства товаров потребления. Но правящая коммунистическая партия не осознала в полной

мере необходимость перемен. Шанс для преобразования социализма был упущен, и он потерпел поражение.

В настоящее время Россия находится в аналогичной ситуации. Ее можно определить по «золотой пропорции». Отношение (стихийность - управляемость) соотносится как 0,62:0,38 (оно уменьшалось с 1991 года). Но такое соотношение уже не отвечает эволюционным требованиям современности. Требуется реализовать переход к большей управляемости, в идеале к соотношению 0,38:0,62. Сущность изменений: роль государства во всех сферах жизнедеятельности должна существенно возрасти. Однако это не означает возврат к жестко централизованной системе, а требует одновременно планирование и целевое управление в сочетании с личностной инициативой менеджерского корпуса. Последнее означает движение сначала к интегральному, а затем к социогуманитарному строю [6-8]. Остановимся на ряде аспектов современного состояния России, которые свидетельствуют о необходимости корректировки траектории развития.

Сырьевая экономика. Об этом много пишут. Переход к несырьевой экономике активно обсуждается на Московских экономических форумах [10]. Известный феномен «проклятие ресурсов» (недоразвитость стран, богатых полезными ископаемыми) [11] ярко демонстрирует Россия. Согласно триалектике противоположность сырьевое - несырьевое развитие разрешается их гармоническим синтезом, который можно обо-

значить как постсырьевое ресурсно-инновационное развитие. Поскольку любая экономика немыслима без сырьевых ресурсов, то постсырьевое развитие означает, по крайней мере, их глубокую переработку

Социальное расслоение. Оно запредельно: де-цильный коэффициент (отношение доходов 10% богатых к доходам 10% бедных) у России в несколько (пять и более) раз больше, чем в развитых странах [7]. По некоторым данным, 70% национального богатства страны принадлежат 1% избранных. Россия по количеству миллиардеров занимает второе место в мире (после США), а по темпам их роста она первая.

Чрезмерное богатство означает социальный регресс, также как и чрезмерная бедность [6-8]. С ростом числа миллионеров усугубляется социальное расслоение. И чем оно больше, тем менее совершенна социальная структура. Рост социального расслоения ведет к уменьшению производства социального капитала - росту социального напряжения, потере внутренней устойчивости страны. Российским миллионерам полезно вспомнить принцип известного русского филантропа ХХ в. В.П. Рябушинского - богатство обязывает. Противоположность богатые - бедные разрешается, согласно триалек-тике, через средний класс.

Расчеловечивание человека. Количественной характеристикой «человечности», гуманизма выступает духовный капитал - та составляющая человеческого капитала индивида (структурной энергии в стоимостном выражении), которая образована за счет внутренней работы человека, его интеллектуального и духовного самосовершенствования [3, 6-8]. Духовный капитал социума определяется не просто суммированием капитала индивидов, но и структурной организацией общества, где личность и социум - не антиподы, а гармонично связанная общность. Для роста величины духовного капитала существенное значение имеет качество информации. Позитивной является информация о прогрессивных процессах развития - аккумулирование свободной энергии (в форме структурной энергии), негативной - о регрессивных процессах рассеяния аккумулированной энергии. Но при этом гармония достигается взвешенной долей того или иного типа информации. Ибо

переизбыток позитива - формирует негатив, тогда как переизбыток негатива - в позитив не превращается. Необходим поиск «золотой пропорции». Технический прогресс сопровождается все ускоряющимся ростом информации. В целом это благоприятно для развития духовности. Но если в информационном потоке растет доля негативной информации, то увеличивается негативная духовность (человека и социума) и снижается духовность в целом.

Это имеет прямое отношение к российской действительности. Телевидение, Интернет, СМИ заполнены культом богатства, денег, насилия как нормы жизни. Массовая культура, а по сути антикультура, формируют человека низкой духовности. Это имеет отношение и к миру в целом. В результате мир находится в состоянии неустойчивости и дисгармонии. Чего стоит только происходящая на наших глазах легализация ядерной войны!

Конечно, виноват не сам технический прогресс, а то, как он используется на практике. Политика либерального строя однозначна: оглупление масс с целью отвлечь людей от истинных проблем бытия (бедность, неравенство, безмерная эксплуатация наемного труда, войны и т.п.), чтобы они считали либеральный строй естественным состоянием мира. Нельзя идеологию, культуру пускать в «свободное плавание», в рынок.

Противостояние с западным миром. Когда-то СССР был маяком для прогрессивных сил. Теперь Россия оказалась на задворках либерального мира. Согласно расчетам [6, 12], РФ по удельному национальному капиталу (главной характеристики развитости страны) находится на 73-м месте в мире. Интерес к России в мире потерян. Наоборот, ее внешняя политика находит отторжение в западном мире. Это парадоксально в свете того, что Запад добился своей цели - победил советский социализм.

Одна из причин такой ситуации, на взгляд автора, состоит в следующем. Во внешней политике опасен силовой метод. Опора на военщину, гонка вооружений - это регресс, особенно в наш ракетно-ядерный век. Следовало бы, как показывает научный подход, отойти от политики противостояния и перейти к политике «разумного компромисса» (в пределе - «разумной дружбы») [7, 8].

Россия стоит на позициях «разумного компромисса», а Запад - нет. Следует принудить Запад следовать политике «разумного компромисса». Как это сделать? Силовой метод исключен. Если Россия станет усиливать вооруженный потенциал, то аналогичный ответ она получит и от Запада. А это означает задействование положительной обратной связи, разрушающей системы. Яркий тому пример: создание в США атомной бомбы не смягчило противостояние США - СССР, а привело к созданию Советским Союзом своей атомной бомбы. Но одновременно имеется конструктивный опыт СССР: инициированное им международное движение за мир, возможно, предотвратило новую мировую войну. Поэтому не силовой метод, а новое движение за мир [13], необходимость которого все более осознается, - такова должна стать основа новой эволюционно обусловленной внешней политики России.

Ограничимся данными компонентами текущей российской действительности. Они - наследство политики оголтелого либерализма 90-х годов прошлого столетия. Их негатив для дальнейшего развития страны очевиден. Ясно и другое - необходимо скорректировать траекторию развития страны. Сущность изменений: роль государства во всех сферах жизнедеятельности должна существенно возрасти, приближаясь к состоянию второго гармонического равновесия, когда отношение (управляемость -стихийность) будет 0,62:0,38 (согласно «золотой пропорции»).

Существует много проектов будущего. Возникает вопрос: на каком фундаменте может видеться будущее мира? Такой фундамент лишь один - наука. Проекты переустройства мира без их научного обоснования - новые утопии, прошлый век [14]. Только такой проект жизнеспособен, который основан на объективных естественных законах социоприродного развития. Строить же проект только на основе здравого смысла его создателя - малоперспективно. Ибо здравый смысл у разных людей неодинаковый. Нередко он перестает быть здравым...

Научно обоснованным проектом будущего является учение социального гуманизма [6-8, 15, 16] и многие другие публикации). Ущербность либерализма связана с тем, что его

научной основой являются «антропогенные законы», сформулированные дисгармоничным человеком, - диалектика и материализм. Учение социогуманизма основано на «естественных законах» триалектики. Диадной парадигме развития, как борьбе противоположностей, противопоставляется триадная парадигма гармонического синтеза противоположностей. Установке материализма «бытие определяет сознание» противопоставляется установка социогума-низма (вытекающая из триалектики): «не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие».

Социогуманизм, согласно триалектике, выступает как гармоническое разрешение противоположности социализм - капитализм. От социализма берется цель - гармоничное развитие человека, от капитализма - способ ее реализации: регулируемый рынок. Гармоничное развитие человека предполагает одновременный сопряженный рост составляющих удельного (в расчете на одного человека) человеческого капитала социума: витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности - соответственно). Экономика перестает быть целью и становится средством гармоничного развития человека, становления «человека гармоничного».

Составляющие учения социогуманизма: теория социоприродного развития, оригинальная концепция национального богатства и качества жизни, системная теория человеческого капитала, теория социогуманитарного государства, мировоззрение социогуманизма. Цели развития: от общества потребления - к обществу социального гуманизма, от «человека социального» - к «человеку гармоничному», от социального - к социогуманитарному государству.

Уже больше 20-ти лет в России развивается учение социального гуманизма. Независимо существует концепция интегрального общества [17], которая в последнее время вызывает все больший интерес [18]. Интегрализм идет на смену двум основным социально-экономическим учениям - буржуазному либерализму и марксистскому социализму. Конец ХХ и начало XXI вв. означали кризис индустриального и начало становления постиндустриального обще-

ства. Теорией постиндустриального общества и является, по мнению ряда исследователей, инте-грализм.

Суммирование (интегрирование), вообще говоря, не дает нового качества, а ведет лишь к количественным изменениям. Интегральных обществ может быть много и разных в зависимости от комбинаций капиталистической и социалистической составляющих. Новое качество - гармоничное развитие человека, как синтез гуманизма и гармонии - приобретает общество социального гуманизма. Поэтому интегральное общество рассматривается как переходное от либерализма к социогуманизму [7, 8, 16].

По интегральному пути следуют Китай и Вьетнам. На постсоветском пространстве похожим путем идут Беларусь и Казахстан. Они имеют определенные успехи в развитии. В ряде стран Европы произошло врастание в капитализм социалистических элементов и частично достигнут компромисс между трудом и капиталом. Но все это - многочисленные возможные компромиссы между капитализмом и социализмом, но не новое качество (социогуманизм). Все эти страны делают лишь первые шаги на пути к социогуманизму. Однако еще ни одно государство не провозгласило и не претворяет в жизнь главную установку социогуманизма -гармоничное развитие человека.

В свете развитых представлений крах социализма в СССР обусловлен тем, что его конструирование не отвечало «новому» - ситуации, когда в конце ХХ в. СССР стал открытой системой. Социализм в отдельно взятой стране при отсутствии железного занавеса - это утопия № 1. Построение социализма (в современной трактовке как ноосферного социализма [19]) в открытой системе возможно лишь через промежуточные стадии - интегрализм и социогуманизм.

Переход ряда стран на интегральное развитие означает начало отхода от диадной парадигмы развития как борьбы противоположностей - парадигмы предыстории человечества, и утверждение триадной парадигмы гармонического синтеза противоположностей - парадигмы истинной истории. Современность отвечает началу истории, а не ее концу, как утверждает апологет либерализма Ф. Фукуяма [20].

Социогуманизм - это новая научная парадигма мира, выведенная дедуктивным методом: от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Сформулируем основные установки этой парадигмы [6-8, 15, 16].

Общее:

- триадная парадигма разрешения противоположностей на основе их гармонического синтеза;

- феномены прогрессивного развития и жизни как разрешение противоположности рассеяние - концентрирование энергии;

- индивидуальная жизнь как разрешение противоположности бессмертие - смерть;

- от эволюции в неживой природе к возникновению биологической жизни; биосферная функция человека; сотворчество человека и природы;

- гуманизация окружающей среды; социогуманитарное государство как гармонический синтез капитализма и социализма;

- главные составляющие мировоззрения социогуманизма: жизнь - высшая ценность бытия, не только «бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие»;

- эволюционная траектория экосоциопри-родного развития: либерализм - интегра-лизм - социогуманизм - ноосферизм.

Гуманитарная сфера:

- высокая культура жизни;

- гармоничное развитие человека;

- гармоничный образ жизни;

- культура для гармоничного развития человека;

разумное добро («добро с кулаками»);

- сопряжение прав (свобод) и обязанностей;

- «человек гармоничный»;

- человеческие качества: мудрость и знание, мужество, гуманизм и любовь, справедливость, умеренность, духовность, патриотизм;

- человековедение - главная наука XXI в., предмет для преподавания в школе и вузе;

- человеческий капитал как сумма витальной, интеллектуальной и духовной составляющих.

Экономика и социальная сфера:

- гуманизация экономики и социальной сферы;

- прогрессивное налогообложение;

- разнообразие форм собственности при приоритете коллективистских форм;

- сверхбогатство антиэволюционно;

- смешанная планово-рыночная экономика;

- сопряжение конкуренции и кооперации;

- сопряжение экономической свободы и социальной справедливости;

- социальное расслоение - в эволюционно обоснованных пределах;

- экономика для гармоничного развития человека;

- этическая трактовка национального богатства.

Геополитика:

- военно-промышленный комплекс - фактор глобального гуманитарного регресса;

- глобальная политика: от компромиссов к гармонии;

- от мира с позиции силы к миру с позиции разума;

- разоружение для прогресса;

- суверенная глобализация;

- новое движение за мир;

триадная парадигма развития как научная основа дипломатии и нового движения за мир.

Смогут ли человек и государство следовать этим эволюционно обусловленным установкам - покажет будущее. Но даже диалектика «старика» Гегеля предсказывает будущее как соци-огуманизм. Согласно закону диалектики - «отрицание отрицания» - развитие происходит по схеме тезис - антитезис - синтез (вообще гово-

ря, этот закон, как содержащий три компонента, следовало бы отнести к триалектике). Это и есть последовательность стадий либерализма (тезис) - социализм (антитезис) - интегрализм, социогуманизм (синтез). При этом интегрализм, как компромисс между капитализмом и социализмом, выступает как частичный синтез, а социогуманизм отвечает полному синтезу, гармонии. Современность демонстрирует начало движения к социогуманизму - существование интегральных обществ (Китай, Вьетнам, Казахстан, Беларусь). В отличие от них, Россия в 90-х годах прошлого столетия не смогла пойти эволюционным путем - через строительство интегрального общества. Фактически реализовался сценарий тезис 1 - антитезис-тезис 2 - возродился на новой основе капитализм.

Все эти мировоззренческие представления о будущем особенно важны для формирования подрастающего поколения, для которого весьма важно - не оставаться винтиком государственной машины, умным роботом - исполнителем чьих-то программных установок и алгоритмов. Важно стать творческой личностью с гармоничным сочетанием материальных и духовных (коллективистских) начал, быть свободным в собственных решениях, но понимать, что быть свободным от общества - нельзя. Необходимо, чтобы когнитивное мышление личности формировалось в соответствии с общими социоприродными законами, и важно, чтобы новое поколение, действия человека следовали общему принципу: один - за всех, и все - за одного. А поскольку жизнедеятельность и одного человека, и общества в целом - это процесс трансформации накопленного жизненного потенциала (как прирожденного, так и приобретенного в виде интеллекта) в индивидуальные и коллективные действия, то важно, чтобы новое поколение обладало устойчивым социогумани-тарным представлением о своей роли в новом мире и действовало бы в соответствии с этими принципами. Этому надо не учить, это надо воспитывать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубев В.С. «Человек гармоничный» и новая история. Академия тринитаризма. М., Эл. № 77-6567, публ. 23596, 31.07.2017.

2. Голубев В.С. К модели «человека гармоничного». Академия тринитаризма. М., Эл. № 77-6567, публ. 23621, 09.08.2017.

3. Голубев В.С. К модели духовного капитала. Академия тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ. 23636, 15.08.2017.

4. Никифоров А.С. «Человек гармоничный»: что ему светит в новой истории. Академия тринитаризма. М., Эл. № 77-6567, публ. 23625, 11.08.2017.

5. Солнечный Е. Человек - это многоуровневая, энергоинформационная пирамида, уходящая в бесконечность. Академия тринитаризма. М., Эл. № 77-6567, публ. 23644, 18.08.2017.

6. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эр-годинамики. М.: Энергия, 2003; изд. 2-е; М.: ЛЕНАНД, 2012.

7. Голубев В.С. Природа - человек - общество: Развитие и гармония. М.: ЛЕНАНД, 2016.

8. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М.: ЛЕНАНД, 2017.

9. Социогуманизм как альтернатива капитализму и социализму. (Российский проект). Ассоциация независимых ученых ХХ-ХХ1 / под ред. И.А. Гундарова, М., 2008.

10. Голубев В.С. В связи с Московским экономическим форумом 2017. Академия тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 23229, 08.04.2017.

11. Астахов А.С., Бушуев В.В., Голубев В.С. Устойчивое развитие и национальное богатство России. М.: Энергия, 2009.

12. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Мир и Россия. М.: ЛЕНАНД, 2014.

13. Голубев В.С. Новое движение за мир: научные основы. Академия тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ. 23451, 05.06.2017.

14. Голубев В.С. Еще одна утопия (к проблеме «Образ будущего мира»). Академия тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ. 23604, 03.08.2017.

15. Будущее России. Социогуманитарный проект. М.: ЛЕНАНД, 2011.

16. Голубев В.С. Новая парадигма мира. Академия тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ. 23300, 27.04.2017.

17. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

18. Богомолов О.Т., Водолазов Г.Г., Глазьев С.Ю. и др. Новое интегральное общество: Общетеоретические основы и мировая практика. М.: ЛЕНАНД, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Субетто А.И. Манифест ноосферно-го социализма. Академия тринитаризма. М., Эл. № 77-6567, публ. 16497, 24.04.2011.

20. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, № 3, 1990.

Поступила в редакцию 04.10.2017 г.

V. S. Golubev2

SOCIO-HUMANISTIC RUSSIA AND NEW GENERATION SOCIETY

The existence of our society is based on the effective usage of natural resources and technological capabilities as well as on ideology, the latter being the main potential of its steady development. The author describes a new socio-humanistic ideology for Russia; this ideology is a consequence of socionatural history's patterns, not a political manifest. It should be noted that social humanism isn't only an integration of two polar ideologies -state socialism and market capitalism, but rather a new form of the social structure of a state. The main character of a new society is a harmonically developed individual as a person and part of a group. The understanding of this statement is the most important condition which is essential to create a new generation dedicated to developing socio-humanistic Russia by means of its ideological potential and energy.

Keywords: social humanism, trialectics, harmonic person.

2 Vladimir S. Golubev - chief researcher of the Federal research centre «Informatics and management» of the RAS, Doctor of Geology, PhD in Chemistry, e-mail: v.s.golubev@bk.ru;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.