Научная статья на тему 'От экологии природы к экологии души'

От экологии природы к экологии души Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая культура / воспитание / эколого-валеологическая тропа «Здоровье» / исследование / духовность. / ecological culture / education / ecological-valeological path “Health” / research / spirituality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранова Галина Викторовна

Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы. Создание экологической тропы на территориях школ направлено на формирование экологического сознания и является одной из форм экологического образования и воспитания обучающихся. Экологическая тропа может быть использована для проведения экскурсий на пришкольном участке учителями биологии, географии, начальных классов, а также проведения научно-исследовательских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капранова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the ecology of nature to the ecology of soul

The further development of civilization can only take place in accordance with the laws of nature. The creation of an ecological path within school territories is aimed at the formation of ecological consciousness and is one of the forms of environmental education and upbringing of students. The ecological path can be used for guided excursions at the school site by teachers of biology, geography, primary school, as well as carrying out some scientific research.

Текст научной работы на тему «От экологии природы к экологии души»

к.пед.н. Капранова Г. В.

(Алчевский информационно-методический центр, г. Алчевск, ЛНР, galya.kapranova.63@mail.ru)

ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ К ЭКОЛОГИИ ДУШИ

Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы. Создание экологической тропы на территориях школ направлено на формирование экологического сознания и является одной из форм экологического образования и воспитания обучающихся. Экологическая тропа может быть использована для проведения экскурсий на пришкольном участке учителями биологии, географии, начальных классов, а также проведения научно-исследовательских работ.

Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, эколого-валеологическая тропа «Здоровье», исследование, духовность.

УДК 502:37.03

Постановка проблемы, обоснование ее актуальности. История человечества неразрывно связана с природой, освоение которой позволило человеку не только удовлетворять свои насущные потребности, но и развивать свои интеллектуальные способности, создавать произведения искусства. При этом влияние деятельности человека на природное окружение постоянно меняло свои формы, постепенно приобретало все большие масштабы, которые повлекли вредные загрязнения, техногенные аварии, природные катаклизмы, распространение заболеваний, уровень конфликтности между техносферой и биосферой.

Человечество переживает сложный, критический период истории — угрозу для существования цивилизации.

Каждый час на планете исчезает 690 гектаров продуктивной земли, появляются пустыни. 2000 детей умирает от голода, 55 человек получают отравление и гибнут от пестицидов и химических веществ, 1000 человек умирает от загрязнения воды, исчезает в мире 5-6 видов растений и животных [4].

В настоящее время около 10 % населения живут на орошаемых землях, а с введения в хозяйство орошения уровень подземных вод ежегодно опускается на 1,5 метра и более.

В 1954 году вождь индейцев сиу сказал: «Земля не принадлежит нам. Это Мы принадлежим Земле». Но человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде.

Социальное устройство современного общества, его прогресс во многом зависят от уровня образования, информированности населения о глобальных проблемах экологии. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.

Но самое главное — необходимо воспитывать Человека нового типа — Человека экологически культурного.

Основная задача экологического воспитания школьников, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции [1].

Цель данной работы — показать роль экологического образования и воспитания школьников через связь с природой, создание эколого-валеологической тропы «Здоровье» на территориях учебных учреждений в условиях промышленного города и других здоровье сберегающих проектных технологий.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Обобщить опыт создания эколого-валеологической тропы «Здоровье» и ее роль в формировании экологической культуры школьников в г. Алчевске ЛНР.

2. Определить перспективы организации эколого-валеологической тропы и проведения научных исследований с ее использованием в условиях промышленного города.

Объект исследования — экологическая культура школьников.

Предмет исследования — формирование экологической культуры школьников через создание и использование эколого-валеологической тропы «Здоровье» и других здоровье сберегающих технологий.

Методика исследования. Исследования проведены в промышленном городе Алчев-ске. В 16 общеобразовательных учреждениях выполнен анализ и обобщение форм озеленения. Методика создания экологических троп в «Алчевской средней школы № 15» и «Алчевского эколого-биологического центра детей и юношества» была обобщена и распространена в общеобразовательных учреждениях г. Алчевска.

Изложение материала и его результатов. «Экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса — уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации...» [4].

Вопросы экологического воспитания в системе образования и сохранения окружающей среды постоянно поднимаются на международном, региональном и местном уровнях. Рассматриваются почти во всех учебных предметах естественнонаучного цикла: в географии, биологии, химии.

Каждое цивилизованное общество имеет главный определяющий признак — духовность, нравственность. Оно реализуется через моральное мышление, сознательную деятельность его граждан, способность сочувствовать. Считается, что наша нравственность начинает формироваться в процессе воспитания под влиянием роди-

телей. Ребенок получает представление о добре и зле.

Рациональная деятельность человека без подкрепления эмоциональной сферы формирует у молодого поколения черствость, безразличие, снижение способности к сочувствию. Сила переживания зависит от содержания полученной информации.

Современное общество своим потребительским отношением и равнодушием ко всему, что происходит вокруг. Важным является также отношение к себе, собственному здоровью, родителям, другим людям, живой природе. Родина всегда определяет судьбу и будущее человека.

Причина такой ситуации может быть объяснена тем, что каждый ребенок непосредственно стремится к информационно-эмоциональному общению. Общение важная сторона и затрагивает все: общение дома, на улице, в школе, транспорте. Наибольшее влияние на эмоциональное и разумное развитие ребенка имеет пребывание в живой природе.

«Экологическое образование предполагает развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер психики в единстве с совершенствованием его нравственных и этических качеств» [2].

Изучение опыта педагогов-новаторов открывает перспективы в решении данной проблемы.

Заслуживает внимание опыт В. А. Су-хомлинского, к которому следует обращаться каждому учителю, в том числе и биологу. Ценность и новизна его подхода к решению проблемы экологического воспитания созвучна с требованиями времени и заключается в том, что он рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы — воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. В трудах В. А. Сухо-млинского сказано, что заботливое отношение к природе формируется лишь тогда,

когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом.

«Мир природы — богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства, природа воздействует и на разум, она делает широким, ясным, светлым то оконце, сквозь которое ребенок глядит на мир» [3].

Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя. В. А. Сухомлинский утверждает, что это обстоятельство облегчает воспитательную работу с детьми, делает ее богаче, содержательнее.

Уникальность опыта экологического воспитания В. А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса.

В работах А. В. Леонтовича представлен материал по методологии, методике и практике исследовательской и проектной деятельности школьников. Особенное внимание отводится проблемам развития творческих способностей, формирования творческой активности и самостоятельности подрастающего поколения [2].

Практический опыт подтверждает, что экологическое воспитание населения, особенно детей, является более успешным в том случае, когда оно непосредственно связано с творческой деятельностью, затрагивающий увлечения человека.

Экологическая тропа «Здоровье», созданная в «Алчевской средней школы № 15» в 2010 г. позволила изучить влияние озеленения школы на психофизиологическое состояние учащихся в условиях техногенной нагрузки г. Алчевска Луганской области и использования ее для проведения научно-исследовательской работы обучающихся. Школьники защищали работы по экологической тропе «Здоровье» в секции Малой академии наук (МАН). Были использованы методики анкетирования,

опроса влияния озеленения на психическое здоровье школьников.

Технология оздоровления школьной среды состоит из нескольких этапов. Аналитический этап складывается по изучению и прогнозированию состояний физического развития, здоровья, заболеваемости, атмосферного воздуха на территории школы и воздуха классных комнат, микроклимата, уровней шума, определение факторов окружающей среды (прикольных территорий), влияющих на состояние здоровья учащихся.

На этапе проектирования необходимо изучить состояние земельного участка, имеющихся зеленых насаждений, прогнозирования и озеленение ее территории с учетом гигиенических рекомендаций, принципов и приемов пространственной композиции насаждений (экологического, биоценотического, систематического, декоративного).

В промышленном г. Алчевске с производством коксохимического и металлургического производств разработана программа экологического воспитания и образования «Превратим город в цветущий сад», в рамках которой проводятся Смотры-конкурсы пришкольных территорий, проектов «Клумба первоклассников», «Экологическая тропа „Здоровье"», «Школа — цветущий сад» и другие.

В Алчевске в 8 школах созданы экологические тропы, на которых проводятся занятия в период весенне-летне-осенний. Проводимые смотры-конкурсы показали, что преподаватели, ответственные за экологическую работу создали на территории своих учебных учреждений своеобразные лаборатории природы на открытом воздухе.

Интересные экскурсии и беседы проводятся на экологической тропе: о роли лекарственных растений, древесных и кустарниковых пород растений; об уникальной коллекции первоцветов и созданных альпийских горках; о роли растений в жизни человека. В 6 школах организован Зеленый класс для занятий со школьниками, начи-

ная с 1 по 11 классы с разной целью, в том числе для работы летнего лагеря.

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать целый ряд проблем комплексного воспитания. Она позволяет углубленно изучить программный материал по биологии и географии, является местом проведения экскурсий, предусмотренных программой, формирует у детей инициативу и творчество, воспитывает доброту, открытость, любовь к людям, всему живущему на земле, отзывчивость. Экотропа может быть местом проведения экологических акций и фестивалей. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время занятий на учебной экологической тропе, направленные на решение одной из важнейших задач современности — сохранение среды, в которой живут люди.

Озеленение территорий школ можно рассматривать как составную часть системы оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе. Учитывая стремительный рост темпов урбанизации, сохранение и расширение зеленых насаждений в школах может быть важным шагом к повышению академической успеваемости.

Выводы и направление дальнейших исследований:

1. Экологическая тропа — это своеобразная лаборатория в природе, где созда-

Библиографический список

ются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

2. Озеленение пришкольных территорий способствует формированию здорового образа жизни, культуры здоровья, общей и экологической культуры обучающихся.

3. Технология оздоровления школьной среды способствует микроклимату территории учебного заведения, снижению уровня шума, улучшению атмосферного воздуха на территории школы и воздуха классных комнат.

4. Экологическую тропу «Здоровье» можно использовать для развития творческих способностей учащихся, одним из которых являются навыки научно-исследовательской деятельности.

Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Для сохранения целостности биосферы и её способности к самовосстановлению, возможности благополучно жить нынешним и будущим поколениям может происходить только в согласии с законами природы, формированием у школьников общечеловеческих ценностей. От экологии природы к экологии души!

1. Макарова, Л. М. Экологическая психология и педагогика [Текст] : учеб. пособ. / Л. М. Макарова. — Самара : Самарский государственный университет, 2014. — 123 с.

2. Капранов, С. В. Растения в ноосфере и здоровье населения [Текст] / С. В. Капранов, Г. В. Капранова, Л. А. Пенская. — Луганск : Янтарь, 2008. — 256 с.

3. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы [Текст] / А. В. Леонтович, А. С. Савичев / под ред. А. В. Леонтовича. — М. : ВАКО, 2014. — 160 с. — (Современная школа: управление и воспитание).

4. Досл1дницька робота школяр1в з б1ологИ' [Текст] : навч.-метод. поаб. для студ. / за заг. ред. С. М. Панченка, Л. В. Тихенко ; М-во осв1ти 7 науки Украгни. — Суми : Умверситетська книга, 2008. — 368 с.

© Капранова Г. В.

Рекомендована к печати зав. КМНИЛНЦМОС ДонГТИ, к.х.н. Смирновой И. В.,

и.о. директора ГУЛНР «АИМЦ» Чуриловой Л. Ю.

Экология

Статья поступила в редакцию 15.03.2022.

Ph.D. Ped. Kapranova G. V. (Alchevsk Information and Methodological Center, Alchevsk, LPR, galya. kapranova. 63@mail. ru)

FROM THE ECOLOGY OF NATURE TO THE ECOLOGY OF THE SOUL

The further development of civilization can only take place in accordance with the laws of nature. The creation of an ecological path within school territories is aimed at the formation of ecological consciousness and is one of the forms of environmental education and upbringing of students. The ecological path can be used for guided excursions at the school site by teachers of biology, geography, primary school, as well as carrying out some scientific research.

Key words: ecological culture, education, ecological-valeological path "Health", research, spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.