Рецензии, обзоры
Александра Орловецкая
от доноров к донорству: новый взгляд на донорство крови в социальных науках
Johanne Charbonneau, Andre Smith. Giving blood: an institutional making of altruism. London: Routledge, 2015. 264 p. ISBN: 1138911941
Книга «Донорство крови: институциальное конструирование альтруизма» представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются институциальные аспекты практики донорства крови (ДК) в разных странах мира. Авторов книги вдохновили исследования американского социолога Кирана Хили (Kieran Healy), который предложил изучать ДК не с точки зрения поведения доноров, как это делается обычно (Oswalt 1977; Plliavin 1990; Bednall, Bove 2011), а с позиции организаций, занимающихся сбором и распределением донорской крови (Healy 2006). Авторы сборника вслед за Хили полагают, что рассмотрение ДК через призму институциального анализа позволит лучше понять особенности функционирования этой практики в разных социальных условиях и поможет найти ответы на современные вызовы, с которыми сталкивается эта сфера. Стоит отметить, что сборник не вполне оправдывает свое название: собственно о том, как институциальная организация практики ДК конструирует его как форму альтруистического поведения, говорится немного. Скорее авторы используют слово «альтруистический» как синоним для «просоциальный» или «безвозмездный», что не совсем верно, так как не всякое просоциальное действие можно считать альтруистическим (Swap 1991), а безвозмездное донорство не всегда мотивировано альтруистически.
Сборник поделен на три части. В первой собраны работы, в которых анализируется, как донорство крови формируется под влиянием не только развития медицинских технологий, но и социокультурных, институциаль-ных и политических факторов. Так, в США (Гл. 1) к отмене сегрегации доноров1 привело, с одной стороны, появление технических возможностей для непрямого переливания крови, а с другой стороны, сложившееся за время Второй мировой войны отношение к ДК как к акту патриотизма и гражданской сознательности, к которому должны иметь доступ все граждане. Пример стран Африки (Гл. 2) показывает, как в постколониальную эпоху произошел переход от систем, организованных по модели метрополий,
Александра Глебовна Орловецкая - аспирант кафедры социологии МГИМО (У) МИД России, Россия. Электронная почта: [email protected]
1 Под «сегрегацией» авторы подразумевают маркировку крови по расовому признаку и переливание крови только между представителями одной расы, не основанное на медицинских показаниях.
к децентрализованной совокупности банков крови при больницах, где большую часть доноров составляют родственники или друзья пациентов. Такая система не соответствует требованиям ВОЗ, однако она справляется со своей задачей в условиях ограниченных ресурсов, неразвитой инфраструктуры и бедности населения. Важность адаптации практики ДК к местным реалиям особенно хорошо видна на примере Китая (Гл. 3), где донорство по традиционным представлениям считается вредным для здоровья. Чтобы обеспечивать медицинскую систему достаточным количеством доноров, в стране были введены квоты на ДК для трудовых коллективов. Жертва ради блага группы вписалась в культурные нормы, а доноры, сдающие кровь от имени своего коллектива, получают денежную компенсацию и дополнительные недели отпуска, причем эти вознаграждения рассматриваются в обществе не как оплата, а как выражение заботы о сотрудниках. В отличие от Китая, история системы ДК во Франции (Гл. 4) демонстрирует, как существующие в обществе культурные нормы мешают развитию системы. Когда в конце 1980-х годов мир столкнулся с эпидемией СПИДа, во Франции фиксировался один их самых высоких уровней заражения ВИЧ пациентов, получавших переливания крови и плазмы. По мнению авторов, это было связано со сложившимся во стране отношением к безвозмездным донорам крови как к героям, которое не позволяло сомневаться в их честности и подозревать, что они могут навредить пациентам. Поэтому врачи отказывались включать в скрининговые анкеты для доноров вопросы об их сексуальной жизни, которые позволили бы исключить мужчин, практикующих секс с другими мужчинами (МСМ) - одних из главных переносчиков ВИЧ во Франции в то время.
Встраиванию практики ДК в систему общественных отношений и культурных смыслов посвящены работы, собранные во второй части книги. Две работы, посвященные исследованиям донорства крови в Канаде (главы 5 и 6), показывают, как местные службы крови используют силу социальных связей, чтобы привлечь новых доноров и сохранить существующих: представители служб крови участвуют в жизни местных сообществ, устанавливают мобильные донорские пункты на территории школ, устраивают дружеские соревнования между организациями, публично награждают активных доноров. Таким образом донорство перестает восприниматься как экстремальная медицинская процедура и становится частью повседневной жизни. Много усилий уделяется тому, чтобы сделать процедуру приятной для доноров, в том числе для тех, кому не разрешили сдавать кровь: по мнению авторов, отводы сильнее всего отталкивают доноров и подрывают доверие к системе в целом. Работа с донорами особенно важна в странах, где отношение к процедуре традиционно является настороженным. Показательным примером в этом смысле является Индия (Гл. 7), где врачи активно привлекают к ДК членов религиозных сект. С одной стороны, это позволяет решать проблему нехватки крови, но с другой стороны, для членов этих сект ДК
Рецензии, обзоры
является особой духовной практикой, поэтому они стремятся сдать кровь, даже если это может навредить их здоровью или быть опасным для реципиентов. Чтобы минимизировать риски для пациентов и сохранить донорский контингент, врачи вынуждены модифицировать процедуру сдачи крови так, чтобы доноры чувствовали себя комфортно (например, врачи позволяют членам сект сдавать кровь в присутствии их гуру, так как они верят, что это защитит от негативных последствий) и не пытались сдавать кровь при наличии у них противопоказаний (у таких людей врачи могут взять кровь из пальца, чтобы дать им возможность «пролить кровь» за своего гуру и получить его благословение).
Третья часть посвящена критическому анализу действий государственных структур в сфере регулирования ДК. История разработки критериев отвода доноров во Франции и Австралии (Гл. 8 и 9) показывает, как политические решения об исключении определенных групп населения из практики донорства постепенно инкорпорировали логику риск-менеджмента и привели к учету не только клинических (связанных с наличием у донора конкретных заболеваний), но и эпидемиологических факторов (т.е. вероятность, что донор теоретически может быть носителем передающихся через кровь болезней). Такой подход позволяет обеспечить безопасность пациентов, однако негибкость и формализм критериев отбора приводят к потере части потенциальных доноров, что в условиях растущего спроса на кровь является серьезным недостатком. Кроме того, критерии отвода доноров не учитывают социальную сторону проблемы: например, запрет на донорство для МСМ может восприниматься как иррациональная дискриминация и негативно отражаться на имидже ДК.
В последних главах авторы рассматривают ситуации в странах, где государство слабо вовлечено в регулирование ДК. Сравнительный анализ донорства в странах Латинской Америки (Гл. 10) показывает, что в большинстве стран больницы полагаются на доноров-родственников, из-за чего уровень донорской активности в целом остается невысоким. Однако в странах, где проводилась централизованная государственная политика по развитию ДК, удалось добиться увеличения количества доноров, а на Кубе и в Никарагуа, согласно официальным данным, донорство является добровольным и безвозмездным. Однако государственное вмешательство не всегда имеет положительные последствия. В главе 11 рассматривается ситуация в Тринидаде и Тобаго в 2011 г., когда в стране попытались отменить систему «талонов на кровь» (пациенты, нуждающиеся в переливании крови, должны были предъявить «талоны», которые они или их родственники получали за сдачу крови) и перейти на добровольное безвозмездное донорство. Попытка оказалась неуспешной, и из-за возникшего в стране дефицита крови было принято решение вернуться к старой системе. Авторы связывают это с тем, что ее отмена не сопровождалась информированием населения о сущности и преиму-
ществах новой. В Тринидаде и Тобаго донорство крови традиционно рассматривается как часть семейных обязательств, сдавать кровь для посторонних людей или даже для знакомых не принято, поэтому идея безвозмездного донорства не была понята обществом.
В заключении авторы перечисляют проблемы, которые будут определять дальнейшее развитие сферы донорства крови: 1) рост спроса на кровь; 2) необходимость адаптировать контроль рисков к новым реалиям; 3) поддержание имиджа и управление доверием к системе донорства крови; 4) переход на добровольное безвозмездное донорство в странах, где это еще не произошло; 5) защита от коммерческой эксплуатации доноров и крови. Авторы считают, что для адекватного анализа и решения этих проблем нужно отойти от восприятия донорства как герметичной медицинской сферы и рассматривать донорство как живую практику, которая осуществляется на пересечении разных полей и логик. Работы, собранные в книге, помещают донорство крови в широкий контекст социально-политических проблем и демонстрируют возможности институциального анализа в изучении этой сферы. В этом смысле рецензируемая книга продолжает вектор исследований донорства, который задал еще Ричард Титмусс (Richard Titmuss), автор первого в социальных науках исследования донорства крови (Titmuss 1997). Это направление оказалось надолго забыто и интерес к нему стал возвращаться только в последние 15 лет (Steiner 2003; Healy 2006). С этой точки зрения «Giving blood» является очень своевременной и ценной работой.
список источников
Bednall T. C., Bove L. L. (2011) Donating Blood: A Meta-Analytic Review of Self-Reported Motivators and Deterrents. Transfusion Medicine Reviews, 25 (4): 317-334.
Healy K. (2006) Last Best Gifts: Altruism and the Market for Human Blood and Organs, Chicago, IL: The University of Chicago Press.
Oswalt R. M. (1977) A Review of Blood Donor Motivation and Recruitment. Transfu sion, (17): 123-135.
Piliavin J. A. (1990) Why do they Give the Gift of Life? A Review of Research on Blood Donors Since 1977. Transfusion, (30): 444-459.
Steiner P. (2003) Gifts of Blood and Organs: The Market and 'Fictitious' Commodities. Revue française de sociologie, Supplement: An Annual English Selection, (44): 147-162.
Swap W. C. (1991) When Prosocial Behavior Becomes Altruistic: An Attributional Analysis. Current Psychology, 10 (1): 49-64.
Titmuss R. (1997) The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy, New York: The New Press.
Olga Gulina
how to write about integration
Malakhov V. (2015) Integratsyia migrantov: kontseptsii i praktiki [Integration of Migrants: Conceptions and Practices], Moscow: Mysl'. 272 p. ISBN 978-5-244-01174-6.
References
Alba R., Foner N. (2015) Strangers No More: Immigration and the Challenges of Integration in North America and Western Europe, Prinston: Prinston University Press.
Berry W. J. (1997) Immigration, Acculturation, and Adaptation. Applied Psychology, 46(1): 5-34.
Campbell C. P. (2010) Race and News. Critical Perspectives, New York: Routledge.
Dijk T. v. (1991) Racism and the Press, London: Routledge.
Eisenstadt S. N. (1954) The Absorbition of Immigrants. A Compared Study Based Mainly on the Jewish Community in Palestine and the State Israel, London: Routledge and Kegan.
Eurobarometer (2015) The Main Challenges for the EU, Migration, and the Economic and Social Situation. Available at: https://clck.ru/9bzFS (accessed: 15 October 2015).
Favell A. (2003) Integration Nations: The Nation-State and Research on Immigrants in Western Europe, Comparative Social Research, 22: 13-42.
Han P. (2006) Theorien zur internationalen Migration. Ausgewählte interdisziplinäre Migrationstheorien und deren zentralen Aussagen, Stuttgart: Lucius & Lucius.
Joppke Ch. (1999) Immigration and the Nation-State. The United States, Germany, and Great Britain, Oxford: Oxford University Press.
Sarat A. (1990) 'The Law Is All Over': Power, Resistance and the Legal Consciousness of the Welfare Poor, Yale Journal of Law and Humanities, (2): 343-380.
Soysal Y. (1994) Limits of Citizenship: Migrants and Post-national Membership in Europe, Chicago: University of Chicago Press.
Aleksandra Orlovetskaya
from donors to donation:
a new perspective of blood donation in social sciences
Johanne Charbonneau, Andre Smith. Giving blood: an institutional making of altruism. London: Routledge, 2015. 264 p. ISBN: 1138911941
References
Bednall T. C., Bove L. L. (2011) Donating Blood: A Meta-Analytic Review of Self-Reported Motivators and Deterrents. Transfusion Medicine Reviews, 25 (4): 317-334.
Olga Gulina - candidate of legal science, PhD in Migration Studies, CEO & Founder of the RUSMPI - Institute on Migration Policy, Berlin, Germany. Email: [email protected]
Aleksandra G. Orlovetskaya - PhD student at the Department of Sociology of the Moscow State Institute of International Relations (University) (MGIMO), Russian Federation. E-mail: [email protected]
Healy K. (2006) Last Best Gifts: Altruism and the Market for Human Blood and Organs, Chicago, IL: The University of Chicago Press.
Oswalt R. M. (1977) A Review of Blood Donor Motivation and Recruitment. Transfusion, (17): 123-135.
Piliavin J. A. (1990) Why do they Give the Gift of Life? A Review of Research on Blood Donors Since 1977. Transfusion, (30): 444-459.
Steiner P. (2003) Gifts of Blood and Organs: The Market and 'Fictitious' Commodities. Revue française de sociologie, Supplement: An Annual English Selection, (44): 147-162.
Swap W. C. (1991) When Prosocial Behavior Becomes Altruistic: An Attributional Analysis. Current Psychology, 10 (1): 49-64.
Titmuss R. (1997) The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy, New York: The New Press.
Olessia Kirtchik
IN SEARCH of THE LoST PuBLIC: informal politics of the Perestroika
Sigman K. Politicheskie kluby i Perestroyka v Rossii: oppozitsiya bez dissidentstva [Political Clubs and Perestroika in Russia: opposition without Dissidence]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014, 472p. ISBN 978-5-4448-0220-5
References
Bourdieu P. (2005) Sotsiologiya sotsial'nogoprostranstva [Sociology of Social Space], St. Petersburg .: Aleteiya, Moscow: In-t eksperim. sotsiologii.
Bourdieu P., Passeron J. C. (2007) Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction: Elements of the Theory of the System of Education], Moscow: Prosveshchenie.
Dobry M. (1986) Sociologie des crises politiques, Paris: Presses de la FNSP.
Mannheim K. (2000) Ocherki sotsiologii znaniya: Problema pokoleniy - sostyazatel 'nost' -ekonomicheskie ambitsii [Essays on the sociology of knowledge. The problem of generations - competitiveness - economic ambitions], Moscow: INION RAN.
Olessia Kirtchik - leading research fellow, Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, National Research University-Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: [email protected]