Научная статья на тему 'От благотворительности к социальному предпринимательству'

От благотворительности к социальному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1084
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЛАГОДАРИТЕЛЬ / БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / БЕДНОСТЬ / CHARITY / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / DONOR / BENEFICIARY / SOCIAL MISSION / POVERTY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарченко Ольга Анатольевна

На протяжении длительного времени главным инструментом борьбы с бедностью являлась благотворительность. Рассматривается эволюция моделей благотворительности, их положительные и отрицательные стороны. В связи с неэффективной работой благотворительности в борьбе с бедностью автор предлагает новый инструмент социальное предпринимательство. Детально рассматриваются отношения благодарителя и благополучателя в различных моделях благотворительности и социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CHARITY TO SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

For a long time charity has been the main tool in the fight against poverty. The article discusses the evolution of charity models, their positive and negative sides. In connection with the inefficiency of charity in the fight against poverty, the author offers a new tool social entrepreneurship. She provides a detailed examination of donor and beneficiary relationships in different models of charity and social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «От благотворительности к социальному предпринимательству»

10. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. 508 с.

11. Урсул А.Д. Концепция опережающего образования //

Alma Mater: Вестник высшей школы, 2006. № 7. С. 28-33. 12. Хазова Л.В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск: Изд-во КГТУ, 1997. 184 с.

УДК 316.4

ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ О.А. Захарченко1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

На протяжении длительного времени главным инструментом борьбы с бедностью являлась благотворительность. Рассматривается эволюция моделей благотворительности, их положительные и отрицательные стороны. В связи с неэффективной работой благотворительности в борьбе с бедностью автор предлагает новый инструмент - социальное предпринимательство. Детально рассматриваются отношения благодарителя и благополуча-теля в различных моделях благотворительности и социального предпринимательства. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: благотворительность; социальное предпринимательство; благодаритель; благополуча-тель; социальная миссия; бедность.

FROM CHARITY TO SOCIAL ENTREPRENEURSHIP O.A. Zakharchenko

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

For a long time charity has been the main tool in the fight against poverty. The article discusses the evolution of charity models, their positive and negative sides. In connection with the inefficiency of charity in the fight against poverty, the author offers a new tool - social entrepreneurship. She provides a detailed examination of donor and beneficiary relationships in different models of charity and social entrepreneurship. 4 sources.

Key words: charity; social entrepreneurship; donor; beneficiary; social mission; poverty.

На данный момент мы принимаем как данность тот факт, что среди нас всегда будут бедные, что бедность - то неизбежное проявление человеческой судьбы. То обстоятельство, что мы разделяем эту точку зрения, как раз и является причиной сохранения бедности. Если бы мы твердо верили, что бедность неприемлема, что ей нет места в цивилизованном человеческом обществе, у нас появились бы соответствующие институты и политика для избавления мира от бедности.

Мухаммад Юнус «Создавая мир без бедности»

Благотворительные организации и филантропы играют жизненно важную роль в здоровье демократического общества, поскольку они облегчают человеческие страдания [4, с. 19]. С ранних этапов развития общества благотворительность можно считать одним из главных инструментов борьбы с бедностью. С каждым годом количество благотворительных фондов, организаций увеличивается, все больше людей делают пожертвования, но во многих странах бедность до сих пор остается одной из главных социальных проблем. Неэффективность существующего инструмента борьбы с данным социальным явлением очевидна. Необходимы новые способы решения этой проблемы.

Но для того чтобы работа новых инструментов принесла плоды, необходимо понять причины неудач прежних.

Мотив - основной элемент любой благотворительной деятельности. Понимание причины благотворительной деятельности человека может стать одним из ответов на вопрос о ее неэффективности. У одних людей основанием всех поступков является их потребность и желание. Согласно такой нравственности, все, что они делают, должно продвигать их собственные интересы. Таким образом, для них помощь людям является не самопричинной, а возможностью популяризации своей персоны как чуткого и доброго челове-

1Захарченко Ольга Анатольевна, аспирант, тел.: 89646548761, e-mail: olyazaharchenko@yandex.ru, oazakharchenko@mail.ru Zakharchenko Olga, Postgraduate, tel.: 89646548761, e-mail: olyazaharchenko@yandex.ru, oazakharchenko@mail.ru

ка. Второй мотив можно обозначить как чувство страха: в нашем мире никто не застрахован от болезней, природных катастроф, бедности. Человек, помогая людям в сложной ситуации, надеется, что ему тоже помогут, если это будет необходимо. Данные категории благотворителей поступают эгоистично, на первом месте, прежде всего, находятся их интересы. Благотворительность - способ достижения собственных целей.

Один из самых простых способов помощи людям - предоставить им то, в чем они нуждаются. Ричард Гундерман называет такую модель благотворительности «благотворительность из чувства жалости» [4, с. 20]. Главный минус данной модели - появление риска зависимости. Когда человек в чем-то нуждается, он просит помощи у других людей и становится зависимым от них. Самый распространенный пример такой благотворительности - подаяние милостыни. Человек не зарабатывает деньги на удовлетворение своих потребностей, а получает их просто так, затратив при этом минимальные усилия. Но если мы проанализируем доходы людей, просящих милостыню, то удивимся. Многие из них имеют доход выше, чем работающие люди. Одним из самых ярких примеров может служить рассказ Артура Конан Дойля «Человек с рассеченной губой», в котором Невил Сен-Клер работал «профессиональным нищим». Причину переквалификации своей деятельности он объясняет довольно просто: «Легко ли работать за два фунта в неделю, когда можно получить два фунта в день... ничего не делая?». Если бы бедный человек использовал весь свой потенциал и талант в трудовой деятельности, он принес бы больший вклад для всего общества и для себя самого. Благотворительность из чувства жалости, направленная на предоставление ресурсов для удовлетворения потребностей, порождает все большее количество нуждающихся, поскольку люди привыкают к легкому получению необходимого и в дальнейшем им тяжело отказаться от такого способа существования. Благотворительность сама поощряет бедность и нищенство. Мухаммад Юнус прав, утверждая, что «безвозмездная раздача благ порождает не самопомощь и самоутверждение, а иждивенчество» [2, с. 139].

Другая негативная сторона благотворительности -риск, что будет подорвано самоуважение благополу-чателя [4, с. 21]. Любой человек живет не изолированно от общества, все люди зависят друг от друга. Детям необходима поддержка родителей, в старости родители надеются на помощь детей. Но чрезмерная зависимость может развить чувство неполноценности человека, принести ему душевные расстройства. Подобная зависимость может перерасти в острое чувство обиды и озлобленности нуждающегося, привести к неадекватной реакции на помощь других людей. Благотворители должны обладать знаниями в области психологии, чтобы их действия не воспринимались как «подачка» и «жалость». Большинство нуждающихся людей хотят, чтобы их воспринимали как равных, поэтому им часто стыдно просить о помощи, поскольку они не могут обеспечить сами себя как большинство

людей.

Осознание данных негативных последствий благотворительности из жалости повлияло на усовершенствование этого инструмента. Появилась новая модель благотворительности: основным способом борьбы с бедностью стало обучение. Принципом «обучающей благотворительности» может служить цитата известного древнекитайского философа Лао-Цзы: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт весь день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Если раньше благотворительность была направлена только на удовлетворение необходимых потребностей, то теперь она сфокусирована на первопричине этих потребностей. Голод, болезнь, бездомность - основные проявления бедности, связанные в первую очередь с невозможностью трудиться. Чтобы человек перестал быть бедным, ему нужно дать образование и создать необходимые условия для работы. Одним из главных положительных моментов можно считать снижение степени зависимости нуждающегося человека от благотворителя. Способность самостоятельно зарабатывать на удовлетворение своих потребностей приводит к самодостаточности и самоуважению любого человека. Слабая сторона прежней модели благотворительности состоит в том, что она может существовать лишь при условии постоянного притока пожертвований от частных лиц, организаций или государственных структур. Когда пожертвования прекращаются, благотворительная деятельность останавливается [2, с. 25]. Если при благотворительности из жалости нужны были постоянные дополнительные вливания средств от благотворителя, то при новой модели необходимо одноразовое выделение ресурсов, направленных на обучения человека.

Обучающая модель благотворительности ассоциируется с именами таких известных миллиардеров, как Э. Карнеги и Д.Д. Рокфеллер. К основным способам проявления обучающей благотворительности относится создание библиотек, институтов, научно-исследовательских институтов, которыми могут пользоваться и в которых могут работать все категории граждан. В рамках именно данной модели появился научный подход к пониманию и изучению благотворительности: разрабатываются программы и курсы по изучению благотворительности, подготавливаются профессиональные кадры для работы в данной сфере. Деятельность любого современного благотворительного фонда подчиняется строго установленным правилам, любое отклонение от правил наказывается. С развитием формализации и стандартизации благотворительной деятельности возникают новые негативные моменты. Если при прежней модели благотворительности комплекс неполноценности развивался у благополучателей, то сейчас этот комплекс появляется у благотворителей. Большинство обычных людей сознательно исключают себя из повседневной благотворительной деятельности, поскольку они считают, что не обладают достаточно профессиональными знаниями и не компетентны в сфере благотворительности. Новая зависимость порождает чувство неуверенности и беспомощности уже у самого дарителя [4,

с. 23]. Автоматически из сферы благотворительности исключаются бедные категории граждан, поскольку они не обладают основными характеристиками современного благотворителя: богатством, компетентностью, большими связями. Современного благотворителя можно описать как филантропа, передающего огромные суммы денег на решение социальных проблем. Идеалом благотворительной организации являются учреждения, имеющие большие фонды. Мелкие благотворительные организации не считаются эффективными, поскольку результаты их деятельности намного скромнее, чем у крупных международных организаций.

В связи с неэффективностью существующих моделей благотворительности, необходимы новые механизмы борьбы с бедностью. Одним из перспективных инструментов является развитие социального предпринимательства, поскольку его можно рассматривать как усовершенствованное сочетание благотворительности и бизнеса. Социальное предпринимательство включает в себя все лучшие моменты благотворительности, но функционирует по правилам бизнеса.

Социальное предпринимательство в отличие от благотворительности, направлено не только на удовлетворение потребностей нуждающегося, но и на потребности самого предпринимателя, поскольку преобразует нуждающегося в дающего. Субъектом социального предпринимательства может стать любой человек, не существует четко определенных характеристик предпринимателя. Иногда вклад одного человека может принести намного больше пользы, чем вклады гигантских филантропических организаций с огромными бюджетами. Поверить в человека, относиться к нему как к равному, уважать его мнение, предоставить ему возможность самому зарабатывать - основа социального предпринимательства. Нередко социальными предпринимателями становятся люди, находящиеся в одинаковых условиях со своими потенциальными работниками. Бедные в состоянии стать самозанятыми предпринимателями и создавать рабочие места для других [2, с. 27].

Основным отличительным признаком социального предпринимательства от благотворительной деятельности является наличие двойной цели: коммерческой и социальной. Любое социальное предпринимательство должно быть самоокупаемым, приносить прибыль. Прибыль - средство для достижения социальной цели, чем прибыль выше, тем больше социальный эффект от деятельности социального предпринима-

тельства. В связи с этим в научном сообществе существует мнение, что эффективность социального предпринимательства необходимо оценивать как по экономическим, так и по социальным показателям. Социальный аспект цели социального предпринимательства можно определить не только как оказание помощи в решении первопричины потребностей путем предоставления работы бедным людям, но и как создание условий формирования самодостаточности людей. Социальное предпринимательство помогает бедным за счет труда стать участниками более полной и богатой жизни, не развивая при этом у них комплексна неполноценности. Наивысшая цель социального предпринимательства состоит в том, чтобы позволить человеку наиболее полно развить свой человеческий потенциал.

Социальные предприниматели, как и традиционные благотворители, решают социальные проблемы. Но социальный предприниматель не эгоистичен. Его можно определить как человека, настроенного на потребности других людей, и он в состоянии дать соответствующую вещь соответствующим способом соответствующему человеку в соответствующее время и по соответствующей причине [4, с. 25]. Связано это с отличительной чертой социального предпринимателя - креативностью. Нестандартное восприятие сложившейся ситуации позволяет увидеть новые, перспективные возможности для развития бизнеса. Там, где другие видят только проблему, социальный предприниматель замечает возможность [3]. Превращение недостатков в достоинство - одна из основ такого бизнеса. Современные благотворительные структуры и организации часто неповоротливы, громоздки, не восприимчивы к инновациям, функционируют по строго заданной траектории. Если потенциальный благо-получатель сможет выполнить условия, выдвигаемые благотворительным фондом, и следовать его правилам, тогда ему окажут помощь. Социальное предпринимательство стремится для каждого благополучате-ля найти наилучший вариант оказания помощи.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основная цель благотворительности и социального предпринимательства - борьба с бедностью. Но разное понимание взаимоотношений благополучателя и бла-годарителя приводит к противоположным результатам. Социальный предприниматель дает возможность нуждающемуся человеку не только удовлетворить потребность, но и создать условия для не повторения подобной ситуации путем реализации творческого потенциала в трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОИЗДАТ, 2008. 569 с.

2. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Пабли-шерз, 2010. 307 с.

3. Dees J. The Meaning of «Social Entrepreneurship». URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_se.pdf (дата обращения: 09.10.2011).

4. Gunderman R. We make a life by what we give. Bloomington, IN, USA: Indiana University Press, 2008. 203 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.