Научная статья на тему 'Инновационные предпринимательские технологии формирования экологической культуры горожан'

Инновационные предпринимательские технологии формирования экологической культуры горожан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН / ECOLOGICAL CULTURE / INNOVATION / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / CHARITY SHOP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бояркина Сания Исааковна

Социальное предпринимательство - это инновационный экономический инструмент регулирования социальных проблем. В условиях мегаполиса его функционирование способствует формированию экологической культуры горожан, отчасти решает проблему перепотребления и предоставляет возможности для участия в благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative entrepreneur technologies for citizen’s ecological culture formation

Social entrepreneurship is an innovative economic tool of social problems regulation. This kind of activity in megapolis helps to generate citizen’s ecological culture, it could solve overconsumption problem and offer opportunity to take a part in charity.

Текст научной работы на тему «Инновационные предпринимательские технологии формирования экологической культуры горожан»

УДК 001.895:[502:338]

С.И.Бояркина

Инновационные предпринимательские технологии формирования экологической культуры горожан

Социальное предпринимательство - это инновационный экономический инструмент регулирования социальных проблем. В условиях мегаполиса его функционирование способствует формированию экологической культуры горожан, отчасти решает проблему перепотребления и предоставляет возможности для участия в благотворительности.

Ключевые слова: экологическая культура, инновация, социальное предпринимательство, благотворительный магазин

Saniya I. Boyarkina

Innovative entrepreneur technologies for citizen's ecological culture formation

Social entrepreneurship is an innovative economic tool of social problems regulation. This kind of activity in megapolis helps to generate citizen's ecological culture, it could solve overconsumption problem and offer opportunity to take a part in charity.

Keywords: ecological culture, innovation, social entrepreneurship, charity shop.

Условия жизни в мегаполисе и определяемые ими потребительские стратегии горожан стали объектом изучения ряда научно-исследовательских направлений, в том числе, социологических, социально-экологических. На микроуровне в центре внимания оказываются проблемы индивидуального перепотребления, на макроуровне - глобальные последствия жизнедеятельности общества.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в экологической культуре современного российского общества доминируют индивидуалистические утилитарные установки, что культура общего обустройства среды обитания вытесняется культурой потребительской, формируя негативные тенденции в общем контексте развития социума. Этот процесс негативно воздействует на качество жизни российского населения, увеличивает социальную дистанцию между образом жизни бедных и богатых слоев населения, воспроизводя и углубляя социальную напряженность1. В первую очередь это касается жителей густо населенных городов, где обозначенные проблемы особенно актуальны. В крупных, экономически активных районеах рыночные модели построения социальных отношений изменяют баланс производства и его социальных последствий. Социальные риски, связанные с деградацией основных систем жизнеобеспечения, возникшие из-за экономической либерализации, порождают обширные зоны социально-экологического бедствия в различных регионах России2.

90

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

Гирусов Э. В. пишет: «Появление глобальных проблем общественного развития отражает в предельно ощутимой и наиболее зримой форме настоятельную, критическую необходимость качественной перестройки прежних форм человеческой жизнедеятельности, характера общественных отношений»3.

Уровень развития современного города и его социального, культурного и экономического пространства позволяет реализовать эту необходимость не только политическими, но и экономическими инструментами, не только силами государственной политики, но и частных экономических субъектов. Сложившаяся ситуация подвигает общество, его наиболее инновационных личностей к поиску решений, способных сформировать новые культурные практики, предложить инновационные методы освоения социального пространства, удовлетворяющие казалось бы разнонаправленным интересам.

Одним из таких решений стало социальное предпринимательство, которое интегрирует получение экономической и социальной выгоды. Одно из наиболее полных его описаний приведено западными исследователями, практическими деятелями: членом совета директоров Фонда Сколла Р. Д. Мартином и президентом и исполнительным директором Фонда Сколла С. Осбергом, которые полагают, что социальное предпринимательство в своей деятельности содержит следующие три компонента:

1. Выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключенность, маргинализацию или страдание у части общества (которой не достает финансовых средств, либо политических рычагов для достижения социального блага путем трансформации);

2. Выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага - посредством вдохновения, творческой смекалки, прямого действия и смелости предпринимателя;

3. Постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал, либо облегчающего страдания целевой группы через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия». Последнее призвано обеспечить лучшее будущее целевой группе и обществу в целом4.

Таким образом, общей характеристикой как предпринимательства (с позиций классиков - И. Шумпетера, П. Друкера и др.), так и социального предпринимательства является свойство предлагать новую ценность (благо), преодолевая устоявшееся равновесие5.

Что касается различий, то большинство авторов полагают, что деление происходит не в плоскости мотивации (деятельность ради прибыли либо деятельность из альтруизма), а в сфере характеристик «предвосхищаемой и производимой ценности» (блага)6.

Таким образом, говоря о классической предпринимательской деятельности, акцент ставится на рыночную ценность, которая может быть выражена в категории

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

91

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

дохода и прибыли, а в случае социального предпринимательства ценностью будет являться преимущество, получаемое значимой частью общество либо обществом в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации».

При этом целевыми группами, которым предназначена «ценность», являются наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не обладающие финансовыми или политическими ресурсами и потому неспособные получить настоящую «ценность» собственными силами.

В качестве примеров первых социальных предприятий можно привести такие как: Гильдия манчестерских ремесленников, основанная Биллом Стриклэндом в 1968 г. и использующая возможности изобразительного и исполнительского искусства для развития городских сообществ, или банк «Грамин», основанный в 1976 г. профессором Мухаммадом Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш. За свою деятельность М. Юнус стал в 2006 г. лауреатом Нобелевской премии мира. Типичным представителем глобальной организации, поддерживающей социально-предпринимательские инициативы по всему миру, является фонд «Ашока», основанный Б. Драйтоном в 1981 г. При этом, как указывают многие исследователи, образцы такой деятельности были известны и ранее.

В целом, внимание социальных предпринимателей сосредоточено на регулировании социальных проблем, выполнении социальной миссии. Некоторые из них включают в свою непосредственную деятельность и экологические приоритеты, как, например, организация «Эль Нафеза», созданная в Египте в 2007 г. Ее цель -возрождение традиционного искусства ручного изготовления бумаги, создание рабочих мест для безработных граждан, экономическое развитие местных сообществ в отсталых сельскохозяйственных регионах страны, снижение загрязнения окружающей среды.

Создатель компании Мохамед Абуль эль Нага среди основных целей организации называет предоставление возможности получения новой профессии социально уязвимым группам населения, а также решение проблем местных сообществ, связанных с экологическим загрязнением окружающей среды и обнищанием населения сельскохозяйственных территорий. Свой официальный статус эта организация, основанная в 2002 г., получила в 2007 г., и с тех пор ее деятельность идет по трем основным проблемным направлениям:

1. Сокращение безработицы в сельскохозяйственных районах Египта;

2. Восстановление традиционного народного творчества из бумаги и бумажных декоративных изделий ручной работы;

3. Предотвращение (путем переработки) сжигания сельскохозяйственного мусора, влекущего за собой негативные последствия, ежегодный урон от которого становится все более ощутимым.

92

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

Целевой группой для обучения в организации в настоящее время являются люди с ограниченными физическими возможностями, а также молодежь, не имеющая профессии, в особенности девушки.

«Эль Нафеза» активно занимается просветительской работой с фермерами и профилактикой неблагоприятных экологических ситуаций, вызываемых сжиганием сельскохозяйственных отходов7.

Помимо организаций, выносящих в свои непосредственные цели воздействие на экологическую культуру, знания и поведение, одной из форм социального предпринимательства, латентно способствующих формированию экологической культуры, является благотворительный магазин. Понятие «благотворительный магазин» пришло из английского языка и является переводом словосочетания «charity shop», которое также можно в транслитерации встретить в публикациях, посвященных этому виду предпринимательской деятельности. По своей сути подобные магазины являются разновидностью торговых точек «секонд хэнд», реализующих подержанные вещи. Основным отличием благотворительных магазинов является их обязательная ориентация на решение социальных проблем. То есть, благотворительный магазин - это розничный магазин, управляемый благотворительной организацией или группой активистов с целью сбора средств на конкретную цель. Как правило, благотворительные магазины реализуют пожертвованные населением вещи по низким ценам, что позволяет привлечь к проекту множество заинтересованных групп.

Обычно магазины находятся на самообеспечении, и, после того как статьи расходов (оборудование, зарплаты и аренда) закрыты, прибыль направляется на благотворительность.

Схема, по которой работают благотворительные магазины, позволяет приносить пользу сразу нескольким категориям участников, основными среди которых являются непосредственно благополучатели магазина, а также граждане с низким доходом, получающие возможность приобрести необходимые вещи по стоимости от 3 до 20 раз ниже рыночной.

Любой человек может принять участие в решении социальных проблем, отдав ненужные ему вещи либо приобретя необходимые по значительной более выгодной цене, что создает дополнительную мотивацию и при этом исключает прямой призыв жертвовать деньги.

Таким образом, благотворительные магазины содействуют экологическому движению, своей деятельностью пропагандируя идею повторного использования вещей, сокращения перепотребления с последующей экономией ресурсов путем использования бывших в употреблении предметов, и, соответственно, сокращения производства.

Безусловным лидером по распространенности благотворительных магазинов является Великобритания, где на сегодняшний день функционирует около 9000

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

93

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

благотворительных магазинов, собирающих средства для бездомных детей, больных раком, брошенных животных, бедных. Они так же успешно работают в США и Австралии.

Один из первых благотворительных магазинов Креста был открыт «Красным Крестом» на 17-й Олд Бонд стрит, в Лондоне уже в 1941 г. Более чем двести постоянных и приблизительно 150 временных (на время войны) благотворительных магазинов были открыты Красным Крестом в 1941-1945-е гг. Условие торговой лицензии магазина, выданной Министерством торговли, заключалось в том, что все товары, предлагаемые для продажи, должны были быть подарками. Покупка для перепродажи была строго запрещена. Все доходы от продаж нужно было передать в Красный Крест и Фонд Святого Джона. Большинство помещений были освобождены от арендной платы, но в некоторых случаях владельцы покрывали затраты на отопление и освещение.

Некоторые из первых благотворительных магазинов открыл Оксфордский комитет («ОКСФАМ»), созданный в 1942 г. К. Милфордом, проявившим инициативу в отношении жителей блокадной Греции и призвавшим британское правительство оказать им поддержку. На данный момент - это международная конфедерация, насчитывающая 17 организаций в разных странах мира, в том числе, и в России8. Основными целями этой международной организации являются: помощь голодающим, повышение уровня жизни нуждающихся (поддержание здоровья, повышение образовательного уровня), привлечение внимания к экологическим проблемам, в том числе, изменения климата, потребления природных ресурсов и ряд других не менее актуальных целей9.

На сегодняшний день у Оксфордского комитета более 700 благотворительных магазинов в Великобритании, торгующих одеждой, книгами, музыкальными товарами, товарами для дома и проч10. и около 20 000 сотрудников-волонтеров11.

По данным Forbes на 2010 г., когда в России был открыт первый благотворительный магазин «Спасибо!», в Великобритании общий доход всех 9000 английских благотворительных магазинов составил £670 млн, а их выручка выросла на 12 %, когда обычная розничная торговля показала прирост лишь в 0,3 %о. По данным Ассоциации благотворительного ритейла, в 2010 г. благотворительные магазины посетили от 77 %о до 84 %о всех британских покупателей12.

Российский проект был создан по образу британских Ю. Титовой в Санкт-Петербурге. Основными его целями являются помощь нуждающимся, вовлечение населения не только в процесс помощи, но и в социальные программы, в том числе, экологической направленности, организация и проведение различных мероприятий: концертов, кинопоказов, лекций и семинаров, в том числе, образовательной направленности.

Принцип работы «Спасибо!» следующий: горожане приносят любые вещи в хорошем состоянии, после вещи сортируются и распределяются по магазинам и бла-

94

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

готворительным фондам. Команда проекта определила для себя соотношение такого «распределения» - 90 % вещей отправляются в городские благотворительные организации разного профиля, и только 10 %о вещей поступают в магазин, где продаются. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность13. Вырученные деньги покрывают административные расходы, а «чистая» прибыль перечисляется в благотворительные организации («Ад-вита» - помощь онкобольным, «Ночлежка» - помощь бездомным и другие). Также в магазине продаются сувениры благотворительных организаций, деньги, с продаж которых переводятся на их проекты14.

В России в настоящее время социальное предпринимательство как социальная практика находится на начальном этапе своего развития. Несмотря на общий интерес к этому феномену, практическое внедрение социального предпринимательства пока ограничено, и зачастую сами социальные предприниматели не воспринимают себя в таком качестве. Данное движение пока никак официально не регламентируется, не контролируется и не поддерживается ни государством, ни обществом.

Отчасти причины этого обусловлены историей нашей страны - социальная сфера в СССР была полностью монополизирована государством и любая предпринимательская деятельность являлась наказуемой независимо от ее целей. В настоящий момент специфической особенностью социального предпринимательства в России является то, что оно не институционализировано - в федеральном законодательстве нет такого понятия, в классификаторах отсутствует такой вид экономической деятельности.

Несмотря на то, что социальные предприятия функционируют в нашей стране с 2007 г., только в 2012 г. в России был сформирован Координационный совет по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, а затем - Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете по политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы РФ, где активно обсуждалось внесение термина в российское законодательство.

В сентябре 2013 г. комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство». Таким образом, в случае принятия настоящих поправок, будет сделан шаг для перспективного развития социального предпринимательства в нашей стране и присвоения ему легитимного статуса наравне с малым бизнесом и некоммерческими организациями15.

Несмотря на свое нынешнее положение в нашей стране, социальное предпринимательство в целом и благотворительные магазины в частности, представляют собой мощный инструмент, способный влиять на формирование экологической

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

95

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

культуры. Как пишут сами создатели «Спасибо!»: «Мы хотим, чтобы наше общество пришло к новой ступени восприятия благотворительности: это не только прямая финансовая помощь в критической ситуации, а комплексный подход ко всему окружающему, начинающийся от самых маленьких повседневных действий»16.

Направленность на преобразование экологической культуры горожан (в широком смысле слова, когда понимание экологии не сводится к взаимодействию в системе «природа-человек», а понимается в системе взаимоотношений «человек-общество-природа») делают социальное предпринимательство социально-экономической альтернативой, способной внести вклад в процесс регулирования воздействий человека на природу, общество, самого себя.

История человечества знает много примеров, когда в какой-либо сфере человеческой деятельности или в обществе в целом нарастают новые качества, требующие революционного преобразования. Для науки, например, - это кризис физики начала века, для производства - научно-техническая революция, для общественно-экономической формации - необходимость преобразования социальных отношений, если они становятся тормозом общественного развития17.

Поэтому на современном этапе развития общества и социальные, и природные аспекты жизни должны рассматриваться в качестве необходимой смены парадигмы развития общества на экологический императив путем революции в мировоззрении и духовной жизни всего общества; на качественно иной уровень должна быть переведена вся система мировых экономических и политических отношений18. И в этом отношении социальное предпринимательство может стать одним из инструментов инновационного воздействия на экологическую культуру горожан, культуру общества в целом.

Примечания

1 Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе: автореф. ... д-ра социол. наук. М., 2012.

2 Там же.

3 Гирусов Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. № 4 (56). С. 76.

4 Martin R. L., Osberg S. Social entrepreneurship: the case for definition // Stanford social innovation rev. 2007. Spring. С. 35.

5 См.: Баталина М. Л., Московская А. А., Тарадина Л. Д. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России // Препринты НИУ ВШЭ. Сер. WP1. Институциональные проблемы российской экономики. 2008. № 2. С. 24.

6 Там же. С. 26.

7 El Nafeza. Foundation for contemporary art and development. URL: http: // elnafeza.com (дата обращения: 14.09.2015).

96

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел VI. Социокультурные изменения и экономическое развитие: анализ взаимовлияния

8 Об Оксфам: Оксфам в России. URL: http: // oxfamblogs. org (дата обращения: 14.09.2015).

9 We're very ambitious but we have a reason - the more than one billion people living in poverty. Oxfam international. URL: http: // oxfam. org (дата обращения: 14.09.2015).

10 Oxfam and Transfer Wise to help British Indians escape £35 m in bank fees this Diwali. Oxfam international. 2013. November 1. URL: http: // oxfam. org (дата обращения: 14.09.2015).

11 Об Оксфам. Оксфам в России.

12 Там же.

13 Воропай Е. Благотворительный магазин «Спасибо!» - это проект, сочетающий в себе новый для России формат «charity shop» и социальные программы, связанные с экологией, образованием и культурой // Теплица социальных технологий. URL: http: // te-st.ru (дата обращения: 14.09.2015).

14 Спасибо!: первый благотворительный магазин в России: о нас. URL: http: // spasiboshop. org (дата обращения: 14.09.2015)

15 См.: Социальным предпринимателям нашли место в законе // Наше будущее: фонд регион. программ. URL: http: // nb-fund.ru (дата обращения: 14.09.2015)

16 Спасибо! Первый благотворительный магазин в России: миссия «Спасибо!». URL: http: // spasiboshop. org (дата обращения: 14.09.2015).

17 Гирусов Э. В. Указ. соч. С. 76.

18 Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социал.-филос. аспекты формирования: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. М., 2001.162 с.

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.