Научная статья на тему 'От биоэтики к биокосмологии'

От биоэтики к биокосмологии Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
100
56
Поделиться
Ключевые слова
БИОЭТИКА / БИОПОЛИТИКА / БИОКОСМОЛОГUЯ / АНТРОПОКОСМИЗМ / ПЕРСОНАЛИЗМ / КОСМОЦЕНТРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Кудашов В. И.

Космистская биоэтика «биокосмологuя», преследующая цели обнаружения универсалистских оснований в мировых рациональных (философских, научных, практических) знаниях, может быть обоснована как метод универсального познания процессов жизни на Земле. Создание биокосмологии возможно на основе использования русских космологических, персоналистских и футурологических потенциалов

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Кудашов В.И.,

From bioethics to biocosmology

Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij Cosmical bioethics "biocosmology", pursuing the purposes of detection of the universal bases in global rational (philosophical, scientific, practical) knowledge can be proved as a method of universal knowledge of processes of a life on the Earth. Creation of biocosmology is possible on the basis of use Russian cosmological, personalistical and futurological potentials

Текст научной работы на тему «От биоэтики к биокосмологии»

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И БИОЭТИКИ

© КУДАШОВ В.И.

ОТ БИОЭТИКИ - К БИОКОСМОЛОГИИ

В. И. Кудашов

Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор — д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра

философии и социально-гуманитарных наук, зав. — д.ф.н., проф.

В. И. Кудашов.

Резюме. Космистская биоэтика - «биокосмология», преследующая цели обнаружения универсалистских оснований в мировых рациональных (философских, научных, практических) знаниях, может быть обоснована как метод универсального познания процессов жизни на Земле. Создание биокосмологии возможно на основе использования русских космологических, персоналистских и футурологических потенциалов.

Ключевые слова: биоэтика, биополитика, биокосмология, антропокосмизм, персонализм, космоцентризм.

Выскажем некоторые философские соображения по активно обсуждаемым сейчас актуальным вопросам этики жизни - современной биоэтики. Всех специалистов в биоэтике на сегодняшний день объединяет единая цель -выживание субъектов жизни на Земле: растительного мира, животных, общества. человечества, био-, эко-, ноосферы и т.д. Одновременно, несмотря на телеологическое единство, современную биоэтику отличает чрезвычайный эпистемологический плюрализм. Последний заключает в себе принципиальное отсутствие единых оснований для научных исследований и, следовательно, принципиальную невозможность универсализации биоэтических знаний на существующих сегодня философско-антропологических основаниях. Поэтому

современная биоэтика как сфера культурной деятельности - это необходимое междисциплинарное направление, эклектическое по своей сущности, возникшее и предназначенное для разрешения последствий недостаточно разумной деятельности человека и общества. В то же время «под философскими основаниями науки (либо ее отдельной области) следует понимать мировоззренческую концепцию с рядом основополагающих идей, принципов, парадигм, которые определяют ее особенности и специфичность, самостоятельность и самодостаточность» [1].

Невозможность достижения единых оснований для биоэтики в современной научной и культурной западной эпистематической среде отчетливо выразил ее основатель Ван Ренслер Поттер. Не останавливаясь на анализе его произведений, уместно высказать суждение участника конгресса по биоэтике И.И. Ратовского. Изучив книгу В. Поттера «Биоэтика: мост в будущее», ученый пришел к выводу, что основные идеи труда следующие: «биоэтика -наука выживания» и «выживание как цель мудрости», т.е. Поттер заключает, что «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента - биологическое знание и общечеловеческие ценности» [4].

«Мудрость», по определению, - «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Используя «мудрые решения» для разрешения текущих (внезапно возникающих) биоэтических проблем (для этого, естественно, необходимы наделенные мудростью специалисты), биоэтика помимо метафоры «мост в будущее» вполне может использовать метафору бесконечных «переправ в континуальном настоящем» - «временных мостов» между различными секторальными знаниями, необходимыми для обнаружения эклектического метода в решении той или иной проблемы выживания. Но стоит ли бесконечно возводить мосты между различными фрагментами («островами») знаний, если существует возможность открыть и поселиться «на материке» научно-практической реализации естественного эволюционного благополучия для человека и всего мира жизни на Земле?

В любом случае «поиск мудрости» в решении биоэтических проблем выживания является основной сущностной характеристикой современной биоэтики. Так профессор Хиакудай Сакамото, основатель Азиатской Биоэтической ассоциации, считает возможным существование глобальной биоэтики единственно на основе выводимой им политики «согласия сделки» (bargain consensus). Концептуальное выступление профессора Сакамото еще на первом Киевском конгрессе по биоэтике в 2001 году имеет, по сути биополитическую сущность, выражающуюся в отказе от всех мыслимых рациональных принципов организации взаимоотношений людей. Профессор Сакамото категорически отверг любой из возможных стандартов западного мировоззрения, утверждающих «универсальный» антропологический или обществоведческий принцип: как например, «идентичность личности»,

«правосудие», «категорический императив», «автономию» или «добрую волю» личности и т.п. Глобальная биоэтика в азиатской перспективе подразумевает организацию и проведение диалога без соотнесения ни с одним из существующих рациональных принципов, но целиком организованного на достижения цели гармонизации взаимоотношений людей. Сакамото конкретно предлагает включение всех антагонистических принципов как беспристрастных альтернатив «сделки», в конечном счете примиряя возражение и антагонизм среди принципов для достижения «согласия любого вида», даже при условии, что это согласие могло бы принимать «весьма неблагоразумный или абсурдный вид». Такой подход, по мнению ученого, представляет единственную возможность достигнуть идеала «глобальной гармонии» в третьем тысячелетии мировой истории [8].

Тогда, если рассматривать биоэтику как интегрирующее направление в исследовании процессов и явлений жизни на Земле то отчетливо обозначаются как минимум три самостоятельных направления ее развития:

1. Западная биоэтика - «биоэтика в сущности», которая объединяет все мыслимое количество рациональных естественно-научных и гуманитарных ресурсов - философских, научных, культурных - любого происхождения для

достижения конечной цели выживания и благополучия человека и общества. Действительно, по своей сути биоэтика призвана объединять естественнонаучные («bios») и гуманитарные («ethike») знания. Западная биоэтика является детищем В.Р. Поттера, истинного представителя современной западной философии и науки.

2. Глобальная биоэтика - «биополитика в сущности» равным образом служит достижению конечной цели выживания и благополучия человека и общества, но осуществляющая это назначение на принципиально иной -истинно холистической основе, примиряя всех вовлеченных субъектов и устанавливая «согласие любого вида», даже если оно принимает абсурдный вид. Профессор Сакамото заявляет: «Фундаментальный натурализм проникает в каждую систему азиатского мышления... новая глобальная биоэтика должна быть "холистической" в противоположность европейской "индивидуалистической"». Можно считать, что концепция биополитической глобальной биоэтики в достаточно ясной форме выражена профессором Сакамото - представителем Восточной цивилизации.

3. Космистская биоэтика - «биокосмология в сущности», преследующая цели обнаружения универсалистских оснований в мировых рациональных (философских, научных, практических) знаниях. Биокосмология выдвигается и обосновывается как метод универсального познания процессов жизни на Земле. Создание биокосмологии возможно на основе использования русских космологических, персоналистских и футурологических цивилизационных потенциалов, считает К.С.Хруцкий [7].

В любом случае можно утверждать, что ни западные, ни восточные основания научного познания феномена жизни и природы человека не могут сами по себе обеспечить рационального познания универсальной природы мира жизни. Поэтому объективно требуется создание фундаментального и оригинального основания философского и научного развития. Эту новую эволюционную ступень в культурном развитии можно называть «космистской», поскольку для русской философии и науки присуще наличие

космологических, функционалистских, персонализирующих и

футурологических потенциалов. По выражению Киреевского, основателя славянофильства, «отличительный тип русского взгляда на всякий порядок... » заключается в «совмещении личной самостоятельности с цельностью общего порядка...». Разум западноевропейца «не вмещает порядка без однообразия» [2]. Следует особо подчеркнуть, что подобным предпарадигматическим потенциалом, вмещающем в себя одновременно и универсализм, и персонализм, и функционализм, и эволюционизм, и футурологию, не обладает никакая другая национальная философия.

Все главные свойства русского мировоззрения замечательно отражены в суждении Владимира Соловьева в статье «Русская идея» (в 1888 г.): «Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода - а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, - раз мы признаем это субстанциальное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога... Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, - эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места. Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи,

являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие» [5].

В этом же русле уместно обратиться к творчеству выдающегося ученого-космиста Николая Григорьевича Холодного. Философское наследие ученого и мыслителя не стало предметом должного внимания как в течение жизни ученого, так и в настоящее время. Н.Г. Холодный выдвинул концепцию «антропокосмизма», сущностным моментом которой, как и у Х.Сакамото, является поиск «нового гуманизма без антропоцентризма». В то же время космистское мировоззрение Н.Г. Холодного имеет принципиально отличный характер. «Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, - утверждал ученый, - продолжает оставаться

неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы» [6].

Именно позиция изнутри эволюционного процесса, а не вне, как в современной западной эпистеме, т.е. субъект-субъектный паттерн познания позволяет исследователю объяснить прошлое, настоящее и будущее эволюционного, онтогенетического благополучия и здоровья данного субъекта. Другими словами, антропокосмистский подход позволяет за счет внутреннего зрения увидеть перспективу будущего естественного благополучного развития человека.

Персонализм - (от лат. persona - личность) философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью. Личностно-космистский принцип следует рассматривать как интегрирующий персоналистские и космоцентристские установки человека. Персонализм подразумевает, прежде всего, освобождение человека от физической (природной) необходимости и социального притеснения (и высвобождения, таким образом, первичной творческой активности личности), а космоцентризм ведет к осознанию человеком намеренной реализации своего основного функционального призвания в жизни. Гарантией такого эволюционного здоровья на протяжении всего процесса жизни выступает не только

разумность человека, но и в равной степени разумность общества, обеспечивающего адекватную социальную среду для реализации человеком своего функционирования.

Следует также подчеркнуть, что к здоровью ведет только целостный подход, интегрирующий адекватное поведение человека на всех эволюционных уровнях его онтогенеза: биологическом, социальном и космистском. Таким образом, с личностно-космистской позиции каждый человек персонально отвечает за свое здоровье: на физиологическом, социальном и космистском уровне. Первый уровень означает, например, правильное питание, физические упражнения, исключение вредных привычек и т. д. Второй уровень - умение ладить с людьми и проявлять свои сильные качества в коллективе и для коллектива. Третий уровень требует от человека самостоятельного и ответственного распознания и реализации врожденных присущих личностных потенциалов, обеспечивающих человеку благополучный онтогенез в целом.

Существует системологический путь к интеграции философских (априорных) и научных (апостериорных) знаний. Философ Н.О. Лосский отводил аналогичное значение философской дисциплине космологии, занимающейся биологической эволюцией и историей человечества, и призывал отвечать на вопрос: « ... каков их смысл, каково их место в этом мире как целом» [3]. Уникальность русского космологического подхода заключается в его персоналистском активно-эволюционном характере, который «очеловечивает» космос. В ином выражении уникальность русской философии и науки заключается в объединении космологического (универсализирующего, целостно-организующего) и личностного (персонализирующего), а также футурологического подходов к оценке положения человека в космосе. Именно в этом русле в развитии отечественных философских и научных потенциалов и может быть обоснована теория и методология постижения естественной (здоровой) эволюции человека.

FROM BIOETHICS TO BIOCOSMOLOGY

V.I. Kudashov

Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij

Cosmical bioethics - "biocosmology", pursuing the purposes of detection of the universal bases in global rational (philosophical, scientific, practical) knowledge can be proved as a method of universal knowledge of processes of a life on the Earth. Creation of biocosmology is possible on the basis of use Russian cosmological, personalistical and futurological potentials.

Литература

1. Кулиниченко В.Л. Современная медицина: трансформация парадигм теории и практики (Филос.-методол. анализ). - Киев. 2001. - С.

2. Цит. по: Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - С. 24.

3. Лосский Н.О.. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - С. 468.

4. Ратовс^й И.И. Биоэтика В. Поттера на современном этапе развития цивилизации: тез. II национ. конгр. по биоэтике. - Киев, 2004. - С. 59-60.

5. Соловьев В.С. Русская идея: Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин. - М., 1992. - С. 187.

6. Холодный Н.Г. Избранные труды. - Киев, 1982. - С.219.

7. Хруцкий К.С. Биокосмология - универсальная наука индивидуального здоровья человека. - Великий Новгород: НовГУ, 2006. - 259 с.

8. Sakamoto Н. Globalisation of Bioethics - from the Asian perspective //In «Challenges for Bioethics in Asia». The Proceedings ofthe Fifth Asian Bioethics Соnference (АВС5). 13-16 February, 2004 in Tsukuba Science City, Japan / editor. Danyl R.J. Мacer. Christchurch, N. Z.: Eubios Ethics Institute, 2004. - Р.487-493.