ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
2007.04.001. ХРУЦКИЙ КС. БИОКОСМОЛОГИЯ -УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 259 с.
В монографии осуществляется попытка реализовать тезис о том, что фундаментальная теория является самой практичной вещью. Для этого К.С. Хруцкий (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого) предлагает оригинальную универсальную систему «космистских» философских принципов для решения проблем философской антропологии. Определение «универсальная» не подразумевает некий новый эзотерический путь, а означает строгий подход к проблемам при помощи выдвижения оригинальных (в аспекте эволюции достижений отечественной культуры) мировоззренческих оснований благополучного (здорового) развития российского человека, общества, цивилизации. Монография состоит из трех глав.
В главе 1 определяются понятия «космистской эпистемы» и триадичный принцип «тезис - антитезис - синтезис» эволюции субъектов жизни (от молекулы до цивилизации). Эту «космист-скую эпистему» автор называет «субъективным функционалист-ским эволюционным универсализмом».
В реализации своего исследования автор исходит из необходимости создания нового («естественного») мировоззренческого основания, с позиции которого станет возможным научное постижение многих ранее недоступных исследовательских задач, включая объект индивидуального здоровья человека. До сих пор человек «по частям» разбирается множеством самостоятельных дисциплин - биологических, психологических, этнических, в то время как он (целостный организм и личность) объективно представляет собой единоутробный элемент общего космического эволюционно-
го процесса жизни на Земле (или эвопроцесса). Неудивительно, что современная медицина в эпоху своего могущества hi-tech оказывается объективно несостоятельной к этиологическому постижению и лечению хронических неинфекционных и нетравматических заболеваний (основной угрозы здоровью современного человека): сердечно-сосудистых, онкологических, психических, иммунопатологических, заболеваний органов дыхания и пищеварения и др. В равной степени современная биоэтика занимается исправлением ошибок в применении современных технологий (в отношении человека, общества и биосферы в целом), т.е. борется с неразумной деятельностью человека (общества), занимая вторичную позицию по отношению к научной и практической активности человека.
Данные вопросы невозможно решить в сфере принятого на сегодня глобального (западного) мировоззрения, основанного на принципиальном антикосмизме - базисном равноправии и противопоставлении человека и космоса (мира, природы), а также абсолютном антропоцентризме (человек утверждается здесь как высшее и конечное создание мира). Таким образом, требуются выдвижение и разработка уже не новой парадигмы или эпистемологического подхода, но оригинальных фундаментальных принципов нового целостного мировоззренческого отношения к миру (космосу). Хруцкий называет такой подход «эпистематическим». Термин «эпистема» заимствован им из философии науки М. Фуко, но он приобретает в работе самостоятельный оригинальный («космист-ский») смысл: сохраняя значение «структуры прежде всех других структур» - основополагающих установок, определяющих все проявления культурной жизни человека и общества, а также подчеркивая прерывность в развитии общества (когда одна эпистема и соответствующие ей культурные проявления сменяются принципиально отличной эпистемой); «космистская эпистема» имеет эволюционный смысл, означая скрытую (для большинства населения) универсальную систему принципов, характеризующую не только исторический процесс, но и определенную макроэволюционную стадию в развитии данного «субъекта» жизни.
Следующей общей особенностью исследования является принципиальное употребление автором термина «эволюция» вместо общепринятого «история», а также подчеркивание значения макроэволюционного развития (путем совершения периодических
эмерджентных «скачков» в развитии) для проведения дополнительного различия «макроэволюционного» от «микроэволюционного» развития (в свою очередь происходящего вследствие континуального накопления небольших изменений в отношении к развитию данного субъекта жизнедеятельности).
Основной вопрос своего исследования Хруцкий видит в необходимости выдвижения новых эпистематических оснований (в аспектах отношения к миру и возможностей его познания) для формирования реалистического взгляда на мир. В этом он находит поддержку прежде всего в творчестве славянофилов, которые еще в первой половине XIX в. видели порок западной философии в ее идеализме, в утере живой связи с реальностью и усматривали свою задачу в том, «чтобы освободиться от сетей идеализма, т.е. найти точку опоры для построения такого учения о познании, которое не отрывает нас от реальности» (с. 17).
Автор выделяет следующие объективные законы земной (космической) жизни как ее рациональные истинные фундаментальные принципы: 1) фундаментальный космизм (натурализм); 2) фундаментальный универсализм, прежде всего структурно-функциональный, являющийся естественнонаучной истиной, по крайней мере, начиная с открытия структуры ДНК Уотсоном и Криком; 3) фундаментальный само (макро)эволюционизм - каждый субъект жизни (от молекулы до человека, личности, общества, человечества) является само (макро)эволюционирующим процессом, и онтогенез каждого субъекта - это самостоятельная эмерд-жентная эволюция; 4) фундаментальная макроэволюционная цикличность процессов жизни (своего рода триадичность), сущность которой в том, что диаметрально противоположные, но последовательные стадии циклов (такие, например, как «день - ночь - новый день» или «систола - диастола - новая систола») эффективно осуществляют онтогенез любого субъекта жизни (биологического, личностного, социологического), сменяя в развитии друг друга.
Все эти законы являются очевидными апостериорными истинами, подтверждаемыми данными естественных наук. Автор определяет следующие ключевые понятия биокосмологии: 1) эвопро-цесс (т.е. эволюционный процесс) - это один общий космический эволюционный процесс жизни на Земле, объективный феномен действительного мира и (мета)натуралистская истина, демонстри-
руемая естественными науками. Представление об эвопроцессе (ЭВ) имеет такое же фундаментальное значение (для наук обо всех формах жизни), как гравитация или электромагнетизм (для физики), или аффинитет (для химии). Он является исходной и конечной субстанцией всех процессов жизни на Земле и очевидным научным феноменом. Понятие о нем интегрирует апостериорные и априорные размышления; 2) субъект - универсализирующее понятие, обозначающее каждый живой организм (орган) и его онтогенез - от молекулы до человека, общества, человечества и, наконец, самого ЭВ. Вместе с тем творческая (активно-эволюционная) жизнедеятельность человека (личности) является в настоящем ведущим фактором (механизмом) в развитии ЭВ жизни на Земле в целом. Существенно, что «субъект» в биокосмологии всегда обозначает интегрированного функционалистского субъекта, который все время автономно объединяет и иерархически соподчиняет других субъектов жизни (чтобы быть функциональным целым) и одновременно всегда сам функционально интегрирован вышеорганизованным субъектом (организмом), который использует эффекты присущего функционирования данного субъекта (личности), происходящие из первичной намеренной (функционалистской) деятельности субъекта (эффекты которой очевидны для отбора и использования вышеорганизующим субъектом). Каждый субъект жизни являет собой «функциональный орган», а концепция функционального органа и учение о доминанте уже давно разработаны в исследованиях российского ученого и философа А.А. Ухтомского. Этот ученый дал строгое определение своему понятию подвижного, интегрально целого функционального органа: «С именем "органа" мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (цит. по: с. 145). Позже его идеи были развиты академиками П.К. Анохиным, А.М. Уголевым, П.В. Симоновым; 3) основная (космистская) функциональность (ОКФ). ЭВ, как он понимается в книге, позволяет осуществлять универсальную функционалистскую редукцию всех живых субъектов. Каждый субъект жизни на Земле является в конечном счете функцией ЭВ - всеобъемлющего организма саморазвития земной жизни. Следовательно, каждый субъект жизни на Зем-
ле имеет собственную основную (окончательную космистскую) функциональность (жизненные функциональные возможности). Это означает, что все субъекты жизни предназначены для осуществления в конечном счете определенной основной функции (но имеющей разнообразные формы выражения), осуществимой на протяжении всего здорового и полезного онтогенеза субъекта (прежде всего человека), главным образом на зрелых стадиях его жизни.
Понятие «космос» в данном исследовании является синонимом терминов «природа», «Вселенная» и «универсум». Этимология последнего термина складывается из: (uni - «один»; и versus - «обращенный к»), т.е. «обращенный к единому». Существенно, что понятие ЭВ служит для универсального рассмотрения мира как целого, являясь основанием для редукции к единому основанию «основной космистской функциональности» универсального участия субъекта жизни в космическом мире. В качестве универсального основания для функционалистской редукции субъектов жизни субъект ЭВ располагается не дальше от основ мироустройства, чем кварки (фундаментальные частицы, исследуемые в современной физике), гены (морфологические единицы наследственности) или собственно индивид.
На протяжении всей жизни субъекта его основная функциональность иерархически организовывает биологические и социальные потребности в одном присущем целостном порядке и единой функционалистской «траектории» («векторе», «перспективе», «маршруте») всей жизни. Этот порядок в принципе повторяет иерархию основных стадий биологической и социальной эволюции на Земле. Следовательно, биологические и социальные потребности (и реализованные физиологические, биосоциальные и психологические системы их удовлетворения) можно расценивать как инструменты для ОКФ в осуществлении своего саморазвертывания и достижении цели окончательной самореализации. Можно утверждать, что «мы едим, чтобы жить, но не живем - чтобы поесть». Все биологические и социальные потребности людей содействуют достижению высшей цели ее или его (личности) специфического функционалистского вклада в благополучие эвопроцесса. Это достижение возможно главным образом на зрелых «креативных» уровнях социальной стабильности, создающих условия для сво-
бодной творческой деятельности - для реализации кульминационной стадии здорового и полезного онтогенеза человека.
В главе 2 («Космистская универсальная антропология») исследуются мировые научные достижения в сфере системологии, холизма, функционального подхода в биомедицине, особое внимание уделяется эволюционному значению общей теории функциональных систем Анохина. Отдельно раскрывается «русский путь» в мировой науке (термин предложен М.Г. Ярошевским в 1990-х годах), представляющий целостный подход к изучению человека. На этом основании автором выдвигается оригинальный функцио-налистский подход с его центральным антропологическим понятием homo sapiens cosmicus. С позиций биокосмологического подхода становится возможным выдвижение и обоснование следующих трех функционалистских макроэволюционных сфер онтогенеза человека (его жизнедеятельности): homo sapiens animalis - (мак-ро)эволюционный процесс осуществления и последовательного превышения человеком всех филогенетических уровней биологической эволюции (от генетических молекул и оплодотворенной яйцеклетки до человеческого организма) и в конечном счете рождения (появления на свет) и дальнейшего развития (как вида биосферы) уже в составе социальной сферы человеческой жизнедеятельности; homo sapiens socialis - (макро)эволюционный процесс осуществления и последовательного превышения всех (состоявшихся в общественной истории) уровней социального развития (от новорожденного до социально уважаемого и ценимого человека) и в конечном счете достижения космистской (универсальной) стадии персоналистской жизнедеятельности; homo sapiens cosmicus - человек, который, распознав свою ОКФ, активно и намеренно развивает присущие личностные возможности для конечной реализации своей ОКФ - реализации личностного космистского (эмерджентно-го эволюционного) вклада в благополучие ЭВ, т.е. в будущее развитие жизни на Земле в целом.
Глава 3 («Медицина как всеобъемлющая наука») направлена на разработку практических предложений в русле выдвинутого оригинального космистского подхода к универсальному постижению явлений и процессов жизни, в первую очередь, научного постижения индивидуального здорового человека. Здесь предлагается биокосмологическое развитие современной биоэтики и рассматри-
ваются возможности биомедицины как ядра универсализации научных знаний. В этой связи автором обосновывается тезис, согласно которому здоровье россиян во многом зависит как от новых форм профессиональной деятельности философов, так и от отношения врача к своим пациентам. В рамках медицины будущего, утверждается специалист, компетентный не только в вопросах медицины (врач), но и социальной адаптации (психолог), а также в вопросах содействия самостоятельной реализации человеком присущей ему траектории личностного развития (философ).
В завершающем параграфе книги исследуются космистские перспективы развития медицины, в первую очередь - перспективы персонализации медицинских исследований в русле функционального подхода (функционализма), дается обоснование оригинальных биокосмологических возможностей с опорой на достижения отечественных ученых (Ухтомский, Анохин, Уголев, Симонов). Особое внимание уделяется возможностям функционалистско-системного (космистского) подхода в области иммунологии как раздела биомедицины. В завершение рассматриваются перспективы персонализированной медицины. Современным приоритетам генетизации медицины противопоставляется реальная возможность «космиза-ции» медицины, что значительно более доступно в технологическом отношении, но требует решительной переориентации исследователей и практических врачей в отношении используемых ими мировоззренческих, эпистемологических и методологических оснований, т.е. реального превращения медицины во всеобъемлющую науку.
Полагаясь на биокосмологические и эпистемологические основания, Хруцкий обосновывает приоритет новых (в биомедицине) исследовательских принципов здоровьецентризма и персоноцен-тризма вместо доминирующих в настоящем патоцентризма, социо-центризма и энвайронментализма, доминирующего представления о биостатистической норме в современной медицине. Наконец, с позиций оригинальных биокосмологических (онтологических) и эпистемологических оснований он дает конкретные здоровьецен-тристские и персоноцентристские методологические предложения для исследовательской и практической медицины.
О.В. Летов