БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
ОТ АЗОВА - К КРОНШТАДТУ
НАЧАЛО цаpствования Петра I было всецело посвящено укреплению южных рубежей России. Закончившийся неудачей первый поход на Азов (1695) стал в то же время весьма ценной боевой школой. Петр наглядно убедился, что для взятия приморской крепости одних сухопутных сил недостаточно: нужны корабли. Ценой большого напряжения сил в течение зимы 1695/96 года в Во-ронеже1 были построены два 36-пушечных корабля — «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры и множество стругов, морских лодок и плотов2. Однако даже этот небольшой отряд кораблей «без громкой славы, скромно, но вполне достойно выполнил свое назначение — дал возможность не только покорить крепость, но приобрести край и кончить войну, искупив таким образом и значительные издержки, и почти нечеловеческие усилия, употребленные на его построй-ку»3. Одним своим присутствием русские корабли заставили турецкий флот с мощным десантом отказаться от помощи Азову. 18 июля 1696 года Азов капитулировал.
После взятия крепости Петр I предпринял плавание по Азовскому морю с целью отыскать место для гавани, где мог бы базироваться военный флот. Остановились на бухте, на берегах которой впоследствии возник город Таганрог
Однако молодой царь прекрасно осознавал, что для удержания завоеванных позиций временного отряда кораблей недостаточно. Строительство же большого регулярного флота требовало, с одной стороны, огромных средств, с другой — специалистов-кораблестроителей, которых Россия не имела. Идею строительства флота Петр I оформил как программу через Боярскую думу, которая 20(30) октября 1696 года приняла «приговор» (указ) «Статьи удобные, ко-
Флот Петра I стал важнейшим фактором становления России
как великой европейской державы
Петр I. 1698 г.
Художник Г. НЕЛЛЕР
торые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова», где постановила: «морским судам быть».
Для создания регулярного флота были образованы кум-панства (компании) от дворян и духовенства, в обязанности которых входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей4.
В основу создания российского военного флота Петром I была положена не идея охраны торгового мореплавания, как это было характерно для флотов европейских стран, а обеспечение выхода России к южным, а впоследствии и к западным морям и удержание завоеванных рубежей. Это, кстати, нашло отражение и в предисловии к Морскому уставу, где Петр I писал: «Всю мысль свою уклонил для строения флота, и когда за обиды татарские учинилась осада Азова и потом оный был счастливо взят, тогда по
неизменному своему желанию не стерпел долго думать о том: скоро к делу принялся. Усмотрено место, к корабельному строению угодное, на реке Воронеже, под городом того же имени, призваны из Англии и Голландии искусные мастера, и в 1 696 году началось новое в России дело: строение великим ижде-вением кораблей, галер и прочих судов. И дабы то вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввести в народ свой и того ради многое число людей благородных послал в Голландию и иные государства учиться архитектуры и управления корабельного»5.
Надо сказать, что взятие Азова и наличие Азовского флота6 еще не обеспечивали России свободного доступа в Черное море, так как в руках турок находился ключ к нему — Керченский пролив. Но даже и это сравнительно небольшое усиление России на юге не очень нравилось ее союзникам в Европе7, и их позиция в отношении России начала постепенно меняться, принимая сначала форму скрытого противодействия российской политике в Причерноморье, а в дальнейшем и открытой поддержки Оттоманской (Османской) империи. Петру I это стало очевидно в ходе Великого посольства 1697—1698 гг., в состав которого инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова входил и он сам. Русский царь впервые ехал в Европу. Если официальной целью посольства было сколотить союз против Турции, то основная цель путешествия заключалась в другом: видеть политическую жизнь Европы; по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке; своим примером побудить подданных к путешествиям в Европу с целью перенять до-
В.В. ОСТАПЕНКО. От Азова - к Кронштадту М
В
К
брые нравы и изучить языки. И особая цель: изучение морского дела8.
Осваивать моpскую науку с Петpом Михайловым ехали 35 волонтеpов. Это были выходцы в основном из незнатных родов, из его ближайшего окружения «бомбардиров». Кроме того, 69 молодых людей лучших фамилий России, царских стольников также были направлены учиться в Италию, Англию и Голландию. Для них Петр I собственноручно составил программу обучения, главным содержанием которой было освоение теории и практики морского дела. Последней группе придавались за счет казны еще 74 грамотных солдата, которых царские стольники должны были привлекать к обучению. Впоследствии эти люди и их потомки навсегда вписали свои имена в историю российского флота.
О ВЕЛИКОМ посольстве и его итогах написано много, однако, на мой взгляд, внимание исследователей почти не акцентируется на том факте, что впервые Россия выступила на европейской дипломатической арене, обладая пусть небольшим, но уже одержавшим победы военно-морским флотом. И совеpшенно не случаен в этом смысле выбор первых трех главных лиц Великого посольства: Франца Яковлевича Лефорта9, Федора Алексеевича Головина10 и думного дьяка Прокофия Богдановича Воз-ницына11, бывшего посла
Скампавея русского галерного флота
России в Константинополе, отстаивавшего свободный выход России к Черному морю и ратовавшего за строительство военного флота. Хотя общий дипломатический результат Великого посольства был отрицательным, чего и следовало ожидать в преддверии европейской войны за так называемое Испанское наследство12, Возницын тем не менее, несмотря на противодействие «союзников» по «Священной лиге», довольно удачно провел Карловицкий (Карловац-ский) конгресс13, на котором, убедившись, что Россия остается в одиночестве пеpед уфозой пpодолжения войны с Туpцией, заявил, что у русского царя достаточно сил воевать и без союзников14. Отдавая дань искусству петровского дипломата, надо
признать, что это его заявление было не просто дипломатическим приемом: за «спиной» Возницына находился русский Азовский флот, и турки не могли с этим не считаться.
Петр I делал все возможное, чтобы Азовский флот действительно стал постоянной и надежной морской опорой государству. На смену голландским и английским корабельным мастерам начали приходить свои кораблестроители, возвращавшиеся из-за границы. Строились арсеналы и портовые мастерские в Воронеже, Азове и Таганроге. Во главе флота становились опытные моряки, поступившие на российскую службу, среди них голландцы Корнелий Крюйс15, Петр Памбург, англичанин Джон Бекгам16, оставившие заметный след в истории российского Военно-морского флота. Формировалась и организация управления флотом, во что большой вклад внесли Ф.Я. Лефорт и Ф.А. Головин.
Петр I умело использовал флот как мощное орудие для проведения своей внешней политики. Так, когда готовилось посольство дьяка Е.И. Украинцева17 в Константинополь (Стамбул), из Воронежа к Азову направили целую эскадру во главе с адмиралом Ф.А. Головиным. Правда, кораблями пока командовали иностранцы, командиром лишь одного из них — «Апостол Петр» был Петр Михайлов, т.е. сам царь. Естественно, он фактически и руководил всем этим походом, который превратился в крупную демонстрацию военно-морской силы, предпринятой с дипломатическими целями. Замысел полностью удался.
Для доставки посла был выделен 46-пушечный корабль «Крепость» под командованием голландца Петра Памбурга. До Керчи по Азовскому морю посольский корабль сопровождала эскадра из девяти кораблей, двух галер, яхты, трех бригантин.
Галера «Тверь»
1714 г.
в
К
4
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
I
Турецкая эскадра, стоявшая у Керчи, встретила салютом русские корабли. Так Турция волей судеб оказалась первой державой, фактически признавшей появление в море новой силы — русского флота. А куда было деваться? По свидетельству К. Крюйса, участника похода, появление русских кораблей повергло турок в ужас. Они категорически возражали против того, чтобы русский посол отправлялся в Константинополь на военном корабле, предрекая всякие беды в пути. И только когда Головин заявил турецкому адмиралу Гассан-паше, что в таком случае придется провожать посланника всей русской эскадрой, турки согласились выпустить «Крепость» с Украинцевым на борту в Черное море. В сентябре 1699 года Украинцев прибыл в Константинополь. Под гром корабельного салюта «Крепость» бросила якорь на рейде, прямо против дворца султана, пришедшего в изумление, ибо его уверяли, что русские корабли не способны не только пересечь Черное море, но и выйти в него.
И все же, несмотря на военно-морскую демонстрацию, переговоры оказались труднейшими, шли почти восемь месяцев. Чрезвычайно сложно было склонить Порту к уступке Азова. Еще труднее решался вопрос о свободе плавания по Черному морю. Россия требовала, «чтобы все корабли, принадлежащие его царскому величеству, свободно и без помешательства во все турецкие пристанища входить и выходить смогли без осматривания, также и без уреченного числа сколь долго им в тех пристанищах пребывать надлежит. При том же свободная торговля во всех турецких пристанищах была позволена большими и малыми кораблями без разделения»18. Ответ турок был категоричен: нет. В этих переговорах, как доносил Украинцев, «от послов цесарского, венецианского, английского и голландского не видим мы никакой себе помощи, все они лицемеры и наветники. Послы английский и голландский
Вид
Адмиралтейской верфи в Петербурге со стороны Невы
Гравюра А.И. РОСТОВЦЕВА.
1717 г.
Спуск на воду 28-пушечного фрегата «Штандарт»
Художник А. ТРОНЬ
во всем держат крепко тур-скую сторону и больше хотят им всякого добра... И что у тебя, государя, завелось морское корабельное строение и плавание под Азов и у Архангельского городка, и тому они завидуют и того не-навидят»19.
В этих условиях новорожденный русский флот становился весомым фактором противодействия дипломатии европейских держав. Не могла этого не учитывать и Турция, пошедшая в конце концов на заключение мира с Россией: 3(14) июля 1700 года в Константинополе был подписан договор о перемирии на 30 лет, согласно которому Азов с прилегающими землями и крепостями закреплялся за Россией20. Кроме того, Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани крымскому хану. Турция не осмелилась выступить против России и в ходе Булавинского восстания, что было, несомненно, также связано с существованием Азовского флота. «Никто такого страха им не наносит, как морской флот твой»21, — доносил Петру I посол в Турции П.А. Толстой22.
В тяжелейших условиях флот продолжал строиться, совершенствоваться, осуществлял крейсерство в Азовском море. Флот стал серьезным фактором, отрезвляюще действующим на «ястребов» в турецком правительстве. Следует особо отметить, что именно Петр I ввел в практику демонстрировать иностранным послам вновь построенные корабли, что действовало порой сильнее, чем любая дипломатия.
Несмотря на то, что Азовский флот после неудачного для Петра I Прутского похода пришлось ликвидировать23, его значение весьма велико: был накоплен опыт постройки военных судов, положено начало не только практической подготовке корабельных команд, но и использованию морской силы в дипломатических целях.
РАЗВЯЗАВ себе руки на юге, Петр I приступил к осуществлению намеченных планов на севере. В 1699 году в составе России, Дании, Саксонии и Польши был создан Северный союз, который, правда, распался в самом начале Северной войны 1700—1721 гг. Потерпев
поражение, Дания вышла из войны в 1700 году, Польша и Саксония — в 170б году. Казалось бы, и Россия после разгрома под Нарвой 19(30) ноября 1700 года надолго должна была оставить свои попытки «прорубить окно в Европу», но Петр I, по словам К. Маркса, умел «даже поражения превращать в орудие победы»24. Нет необходимости пересказывать здесь дальнейший, победоносный для русских войск ход Северной войны, напомним лишь, что, пробившись к берегам Балтики, Петр I сразу же приступил к созданию нового флота, теперь уже Балтийского. При этом в полной мере был использован опыт, приобретенный в Воронеже.
При определении характера строительства военно-морских сил на Балтике Петр I исходил из понимания задач флота на различных этапах войны и особенностей театра военных действий. Так, в первую очередь было развернуто строительство гребного флота, что отвечало экономическим возможностям, условиям кораблестроения, а также задаче содействия армии при ее продвижении вдоль Невы, финского, а затем и шведского побережий шхерного характера. Гребной флот на протяжении почти ста лет являлся составной частью Балтийского, а затем и Черноморского флотов России25.
На следующем этапе Северной войны в целях обороны завоеванного побережья и основанного в 1703 году Санкт-Петербурга — новой столицы Российского государства (1713) от нападений шведского флота, а также для действий на морских сообщениях противника в открытых районах Балтийского и Северного морей и для обеспечения набеговых действий своего гребного флота на побережье Швеции был создан боеспособный корабельный флот, который не только прикрывал действия галерного флота и армии, но и, что самое главное, выносил оборону побережья далеко в море.
Первенцем корабельного Балтийского флота считает-
_ В
В.В. ОСТАПЕНКО. От Азова - к Кронштадту ¡^
Выборг, порты Ревель (Таллин), Пернов (Пярну), Рига, Гельсингфорс (Хельсинки), Або, а также Моонзундские острова. На море флот одержал победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренга-ме (1720), что дало возможность России утвердиться на Балтике.
В составе Балтийского флота в 1722 году насчитывалось 130 парусных кораблей, в том числе 32 линейных, и до 400 гребных судов. К этому времени командный состав флота уже состоял в основном из русских офицеров.
В мае 1703 года был основан Санкт-Петербург, осенью того же года заложен форт Кроншлот, положивший начало строительству «морских ворот» северной столицы — крепости Кронштадт, ставшей с 1724 года главной базой Балтийского флота. В ноябре 1704 года на левом берегу Невы начинаются работы по сооружению адмиралтейской верфи, а уже в следующем году здесь закладываются первые корабли. Основной единицей флота становится 60—80-пушечный корабль, а высшим соединением гребного флота — дивизия из 33 галер.
Россия из страны, пробивавшейся к морю, превратилась в государство, контролирующее море. Причем специфика этого контроля заключалась в том, что отсутствие, точнее, незначительность собственного торгового флота делало Россию неуязвимой с точки зрения защиты своих морских коммуникаций и в то же время крайне опасной для держав, в чьих руках находилась жизненно важная для них морская торговля.
Сделавшись морской державой и создав сильный военный флот, Россия получила мощный инструмент поддержки политических решений, география которых уже была не столь ограничена. По мнению норвежского историка Т. Титлестада, без флота на карте мира не появилось бы «новой влиятельной Российской империи»27. Выдающийся русский историк С.М. Соловьев посвятил Петру I несколько томов сво-
ся 28-пушечный фрегат «Штандарт», построенный на Олонецкой верфи, где были заложены также 14 фрегатов и скампавей и более 30 других парусных и гребных судов. В августе 1703 года Петр I лично в качестве командира привел «Штандарт» в Петербург. Название кораблю дали в ознаменование выхода России к Балтийскому морю, оно должно было символизировать значение морской силы как гаранта незыблемости и неприкосновенности морских границ государства Российского.
С помощью флота, в том числе и гребного, в ходе Северной войны русские войска овладели шведской крепостью Нотебург (ныне Пет-рокрепость), затем Ниен-шанцем, что дало выход к морю. Во взятии в октябре 1702 года Нотебурга (Орешка) участвовали 50 лодок гребной флотилии. По случаю победы Петр I писал: «Отечественная крепость возвращена, которая была в неправедных неприятельских руках 90 лет... правда, что зело жесток этот орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен»26. Ноте-бург был переименован в Шлиссельбург — ключ-город, которым, по выражению Петра, отворялись ворота к морю. При содействии флота были взяты также крепость
«Полтава» — первый линейный корабль, построенный Санкт-Петербургским адмиралтейством
в
К
4
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
I
его труда по истории России. Хотя он прямо не занимался исследованием проблемы создания флота, тем не менее, рассматривая Россию после петровских преобразований, писал, что «восточная половина Европы вошла в общую жизнь с западною; что бы ни задумывалось теперь на западе, взоры невольно обращались на восток: малейшее движение русских кораблей, русского войска приводило в великое волнение кабинеты»28. Таким образом, флот стал не только самостоятельной военной силой, но и серьезной опорой в решении государственных задач, надежным фактором обеспечения безопасности страны с морских направлений. Во многом благодаря флоту Россия завоевала статус великой европейской державы. А.С. Пушкин образно сказал по этому поводу: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль — при стуке топора и громе пушек»29.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кроме Воронежа суда строились также в Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске. Для заготовки леса и постройки судов были мобилизованы до 26 тыс. человек. Экипажи судов комплектовались солдатами Преображенского и Семеновского полков и новобранцами, которые использовались в качестве гребцов.
2 Елагин С.И. История русского флота. СПб., 1864. С. 46.
3 Там же. С. 47.
4 Духовенство должно было построить один корабль от 8000 дворов, а дворянство — от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11 декабря 1696 г. был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. К 1700 г. для Азовского флота были построены 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 г. строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить лишь денежные средства.
5 Морской устав. Предисловие. СПб., 1720. С. 9.
6 Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 г. Всего были построены 215 судов, в том числе 44 58-пушечных.
7 В 1686 г. Россия присоединилась к «Священной лиге» (1684—1698 гг.) — союзу Австрии, Венеции и Польши, направленному против Османской империи. Выполняя взятые обязательства, Россия организовала Крымские (1687, 1689) и Азовские (1695, 1696) походы, отвлекая тем самым силы турок с других направлений. Однако лига распалась в ходе Карло-вицкого конгресса, и западные союзники, опасаясь усиления России на побережье Черного моря, стали всячески ей противодействовать.
8 См.: Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. 4-е изд. М.: Международные отношения, 1991. С. 69.
9 Лефорт Франц Яковлевич (1656— 1699) — выходец из Швейцарии, в 1675 г. приехал в Россию и поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в Русско-турецкой войне 1676—1681 гг. и Крымских походах 1687 и 1689 гг. Вскоре сблизился с Петром I, в 1690 г. произведен в генерал-майоры, в 1691 г. — в генерал-лейтенанты. После первого Азовского похода Петр I назначил его адмиралом русского флота.
10 Головин Федор Алексеевич (1650—1706) — граф, ближайший соратник Петра I, подписал Нерчин-ский договор 1689 г., с 1699 г. — руководитель русской внешней политики. Ряд исследователей считают, что Ф.А. Головин был генерал-адмиралом (1699), хотя правильнее будет сказать, что генералом и адмиралом он был раздельно.
11 Возницын Прокофий (Прокопий) Богданович (годы рождения и смерти неизвестны) — русский дипломат второй половины XVII в. В 1681 г. был направлен послом в Константинополь, в 1697 г. в качестве третьего посла Великого посольства принимал активное участие в переговорах в Бранденбурге и Голландии.
12 Война за Испанское наследство (1701—1714) — борьба европейских династий после смерти последнего испанского Габсбурга (1700 г.) за испанский престол. Против франко-испанской коалиции выступила коалиция Великобритании, Голландии, Австрии, Пруссии и др. Закончилась подписанием Утрехтского (1713) и Раштадтского (1714) мирных договоров. Главный результат войны — усиление английского морского и колониального могущества.
13 Карловицкий конгресс (1698— 1699) был созван для заключения мира между членами «Священной лиги» и Турцией. По заключенным договорам Австрия получила большую часть территории Венгрии, Трансильванию, Хорватию и другие территории, Венеция — Морею (Пе-лопонесс) и острова Архипелага, Польша — часть остававшейся еще у Турции Правобережной Украины. С Россией было заключено перемирие, замененное Константинопольским мирным договором 1700 г., закрепившим результаты Азовских похо-
дов, что было весьма важно накануне Северной войны 1700—1721 гг.
14 Молчанов Н.Н. Указ. соч. С. 139.
15 Крюйс Корнелий Иванович (1657—1727) — один из создателей русского флота, адмирал (1721). В
1698 г. принят Петром I на русскую службу в чине вице-адмирала, до 1713 г. командовал Балтийским флотом, с 1719 г. — вице-президент Ад-миралтейств-коллегии, в 1720 г. подготовил первый Морской устав.
16 К сожалению, двое последних у нас незаслуженно забыты, и их имен ныне не найти даже в энциклопедиях.
17 Украинцев Емельян Игнатьевич (1641 — 1708) — дипломат, думный дьяк, посланник в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше. Глава Посольского приказа в 1689—
1699 гг.
18 Цит. по: Елагин С.И. Указ. соч. С. 142.
19 Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Наука, 1990. Кн. VII. Т. 14. С. 588, 589.
20 Договор потерял силу в ноябре 1710 г., когда Турция объявила новую войну России, а из-за неудачного Прутского похода 1711 г. России пришлось вернуть Турции Азов и пойти на другие уступки.
21 Цит. по: Брикнер А.Г. История Петра Великого. СПб., 1884. С. 438.
22 Толстой Петр Андреевич (1645— 1729) — граф, посол в Османской империи (1702—1714). С 1718 г. — начальник Тайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. В 1727 г. выступил против А.Д. Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.
23 Корабли были проданы и частично уничтожены. Во время Русско-турецкой войны 1735 — 1739 гг. на Азовском море действовала Донская военная флотилия, а в последующих войнах каждый раз создавались азовские военные флотилии. В 1783 г. после присоединения к России Крыма часть судов из Азовского моря была переведена в Севастополь и положила начало Черноморскому флоту.
24 Цит. по: Молчанов Н.Н. Указ. соч. С. 166.
25 Последний раз русский гребной флот участвовал в боевых действиях в ходе Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. против турецкого гребного флота в Мачинском рукаве Дуная.
26 Письма и бумаги Петра Великого. Т. 2. СПб., 1889. С. 92.
27 Титлестад Т. Исторический менталитет, культурные ценности, новаторское поведение Корнелиуса Крюйса и царя Петра I // Корнелиус Крюйс: Адмирал Петра Великого. Ставангер; М.-СПб., 1998. С. 140.
28 Соловьев С.М. Указ. соч. М., 1993. Кн. IX. Т. 18. С. 531.
29 Цит. по: Молчанов Н.Н. Указ. соч. С. 21.
Капитан 1 ранга В.В. ОСТАПЕНКО