Научная статья на тему 'Освоение целины в культуре и устном народном творчестве'

Освоение целины в культуре и устном народном творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1057
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИНА / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / СССР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / Н.С. ХРУЩЕВ / VIRGIN SOIL / SOCIETY / CULTURE / USSR / FOLK ART / N.S. KHRUSHCHEV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Севастьянова Д.В.

Освоение целинных и залежных земель это не только важный этап в истории советского государства, но и событие, нашедшее ак-тивный отклик в общественном сознании. В статье рассмотрены формы проявления темы освоения целины в культуре и народном творчестве советских песнях, частушках, анекдотах. При этом устное творчество один из самых недооцененных и малоизученных источников советской истории. Автор анализирует основные темы, закрепленные в нарративе народной памяти. Так, среди мероприятий, связанных с целинной кампанией Н.С. Хрущева, можно выделить на-родный энтузиазм масс и разочарование от неудач. Именно в устном фольклоре можно видеть постепенный переход от идеологизирован-ных «ура-патриотичных» песен к народному разочарованию от про-вала целинной эпопеи, выразившемуся посредством частушек и анек-дотов. Целью исследования выступил разбор и анализ устного народ-ного творчества, посвященного сельскохозяйственным преобразова-ниям Н.С. Хрущева, определению царивших настроений в начале це-линной эпопеи и во время ее фактического провала. В качестве мето-дологического основания исследования был выбран герменевтический подход. По результатам исследования автор делает вывод, что на первом этапе реализации освоение целины благоприятно воспринима-лось народными массами как новый вызов советскому народу, с кото-рым он способен справиться. Но в процессе появления серьезных про-тиворечий и недочетов целинной кампании произошло кардинальное изменение общественных настроений. Народное творчество чутко улавливало тенденции происходящих событий и в модифицированном виде доносило их до слушателей и зрителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VIRGIN LAND IN CULTURE AND FOLKLORE

The development of virgin lands and laylands is not only an important stage in the history of Soviet state, but also the event which got an active re-sponse in public consciousness. In the study the forms of manifestation of the subject of development of virgin soil in culture and national creativity, i.e. Soviet songs, ditties, jokes are considered. Thus folk art is one of the most underestimated and low-studied sources of Soviet history. The main subjects fixed in the narration of national memory are analyzed. So, it is possible to single out national enthusiasm of masses and the disappointment from fail-ures from the actions connected with virgin campaign of N.S. Khrush-chev. In folklore it is possible to see gradual transition from ideologized "hurrah-patriotic" songs to national disappointment from the failure of vir-gin epic expressed by means of chastushkas and jokes. The research objec-tive was interpretation and analysis of the folklore devoted to N.S. Khrush-chev’s agricultural transformations, the definition of reigning moods at the beginning of virgin epic and during its actual failure. As methodological ba-sis of the research hermeneutic approach was chosen. By the results of the research the conclusion can be drawn that the first stage of realization of the development of virgin soil was favorably perceived by the people at large, as a new call to Soviet people with which they were able to cope. But in the pro-cess of appearance of serious contradictions and shortcomings of virgin campaign a radical change in public moods took place. Folk art sensitively captured the tendencies of the events and in a modified form brought them to listeners and spectators.

Текст научной работы на тему «Освоение целины в культуре и устном народном творчестве»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК: 94 (47) - 63 Д.В. Севастьянова

ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ В КУЛЬТУРЕ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

D.V. Sevastyanova

THE DEVELOPMENT OF VIRGIN LAND IN CULTURE

AND FOLKLORE

Освоение целинных и залежных земель - это не только важный этап в истории советского государства, но и событие, нашедшее активный отклик в общественном сознании. В статье рассмотрены формы проявления темы освоения целины в культуре и народном творчестве - советских песнях, частушках, анекдотах. При этом устное творчество - один из самых недооцененных и малоизученных источников советской истории. Автор анализирует основные темы, закрепленные в нарративе народной памяти. Так, среди мероприятий, связанных с целинной кампанией Н.С. Хрущева, можно выделить народный энтузиазм масс и разочарование от неудач. Именно в устном фольклоре можно видеть постепенный переход от идеологизированных «ура-патриотичных» песен к народному разочарованию от провала целинной эпопеи, выразившемуся посредством частушек и анекдотов. Целью исследования выступил разбор и анализ устного народного творчества, посвященного сельскохозяйственным преобразованиям Н.С. Хрущева, определению царивших настроений в начале целинной эпопеи и во время ее фактического провала. В качестве методологического основания исследования был выбран герменевтический подход. По результатам исследования автор делает вывод, что на первом этапе реализации освоение целины благоприятно воспринималось народными массами как новый вызов советскому народу, с которым он способен справиться. Но в процессе появления серьезных противоречий и недочетов целинной кампании произошло кардинальное изменение общественных настроений. Народное творчество чутко улавливало тенденции происходящих событий и в модифицированном виде доносило их до слушателей и зрителей.

Ключевые слова: целина, общество, культура, СССР, народное творчество, Н.С. Хрущев.

The development of virgin lands and laylands is not only an important stage in the history of Soviet state, but also the event which got an active response in public consciousness. In the study the forms of manifestation of the subject of development of virgin soil in culture and national creativity, i.e. Soviet songs, ditties, jokes are considered. Thus folk art is one of the most underestimated and low-studied sources of Soviet history. The main subjects fixed in the narration of national memory are analyzed. So, it is possible to single out national enthusiasm of masses and the disappointment from failures from the actions connected with virgin campaign of N.S. Khrushchev. In folklore it is possible to see gradual transition from ideologized "hurrah-patriotic" songs to national disappointment from the failure of virgin epic expressed by means of chastushkas and jokes. The research objective was interpretation and analysis of the folklore devoted to N.S. Khrushchev's agricultural transformations, the definition of reigning moods at the beginning of virgin epic and during its actual failure. As methodological basis of the research hermeneutic approach was chosen. By the results of the research the conclusion can be drawn that the first stage of realization of the development of virgin soil was favorably perceived by the people at large, as a new call to Soviet people with which they were able to cope. But in the process of appearance of serious contradictions and shortcomings of virgin campaign a radical change in public moods took place. Folk art sensitively captured the tendencies of the events and in a modified form brought them to listeners and spectators.

Keywords: virgin soil, society, culture, USSR, folk art, N.S. Khrushchev.

Цель исследования заключается в выявлении реакции устного народного творчества на преобразовательную деятельность Н.С. Хрущева в сфере сельского хозяйства, определению царивших настроений в начале целинной эпопеи и во время ее фактического провала. В качестве методологического основания исследования был выбран герменевтический подход.

Историография проблемы является достаточно узкой, так как из современных исследований можно выделить статью красноярского историка Р.В. Павлюкевича «Прическа Никиты Сергеевича - это урожай 1963 года» [1], посвященную в целом образу Н.С. Хрущева в советском анекдоте. А также статьи питерского исследователя М. Мельниченко в сборнике «Советский анекдот» [2], в котором собраны и структурированы тысячи сюжетов анекдотов. В своей статье «Анекдоты о Ленине» М.А. Мельниченко сделал анализ образа В.И. Ленина в советском анек-

доте [3], а в статье «От Кобочки до Путина» подверг анализу эволюцию образа И.В. Сталина в анекдотах [4].

Освоение целинных и залежных земель по праву считается одним из самых амбициозных и масштабных сельскохозяйственных экспериментов в истории нашей страны. Сегодня, когда развитие сельского хозяйства вновь стало рассматриваться в качестве важного вектора государственной политики, опыт предыдущих десятилетий приобретает особое значение. Понимание специфики целинной кампании невозможно без рассмотрения того, какой отклик находил этот проект у рядовых советских граждан.

Освоение целины всколыхнуло всю страну. Целинная эпопея за несколько лет превратилась в народную тему, которой посвящали художественные произведения, книги, театральные постановки.

Для народов СССР целина была не просто освоением новых земель. Это была мечта о хорошей, безбедной и беззаботной жизни. На целину ехали со всей страны и со всех самых отдаленных уголков союзного государства, при этом сопровождали свое путешествие песнями и частушками. Одной из самых популярных была песня «Едут новоселы!» (слова Н. Солохиной, музыка Евгения Родыгина):

Едут новоселы по земле целинной, Песня молодая далеко летит. Ой, ты, зима морозная, Ноченька ясно звездная! Скоро ли я увижу Мою любимую в степном краю? Вьется дорога длинная, Здравствуй, земля целинная, Здравствуй, простор широкий, Весну и молодость встречай свою!

В молодежной среде самой любимой была песня «Планета целина» Оскара Фельцмана на слова Владимира Харитонова:

В песенке студенческой поется, И звучит она на всю страну. Нам поднять не раз еще придется Новых дел большую целину. Утро!

Утро начинается с рассвета. Здравствуй!

Здравствуй, необъятная страна. У студентов есть своя планета, -Это... это... это - целина!

Появление таких оптимистичных песен в молодежной среде свидетельствует о том, что партия в процессе освоения целины делала ставку, прежде всего, на использование человеческого ресурса. И, действительно, в первые годы проведения кампании на целину устремились тысячи молодых энтузиастов, часто не имевших ни малейшего представления о сельском хозяйстве. По выражению современников, эти ребята и девчонки готовы были распахать землю до самого ядра на одном энтузиазме.

Молодежь, участвовавшая в освоении целины, вечерами собиралась после тяжелой работы в построенных клубах, пела, танцевала, читала стихи. Песня всегда сопровождала первоцелинников, помогала преодолевать все трудности.

Наряду с официальной культурой, направляемой партийно-государственным руководством страны, развивалось и устное народное творчество. Анекдоты, частушки, байки было трудно поставить под контроль и пресечь их появление.

Целина была не только мечтой. Она позволила создать крупные зерновые хозяйства, основанные на использовании современной по тем временам техники, достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта. Она давала многим людям возможность раскрытия их творческого потенциала. Целинники имели льготы на поступление в учебные заведения среднего и высшего уровня. Многие из них быстро проходили дорогу от рядовых работников до руководителей и ученых сельскохозяйственного профиля. Целинные поселки имели более высокий уровень благоустройства. А заработная плата целинников была значительно выше доходов колхозников.

Вместе с тем в реализации программы освоения целинных и залежных земель было немало просчетов и проблем. Поэтому неудивительно, что период освоения целинных земель на уровне межличностного общения активно подвергался критике.

Наиболее злободневным и острым жанром народного творчества являлись частушки. На их основе со всей ясностью прослеживаются общественные настроения. До 1958 г. в основном сохранялось положительное отношение к освоению целинных и залежных земель.

Коллективною работой Встретим новую весну, Тракторов стальные роты Выйдут в бой на целину.

В ноябре господ прогнали, Дружно подняли страну, От фашизма отстояли И подняли целину!

Но вскоре стали вскрываться противоречия экстенсивной целинной кампании. С одной стороны, освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры -дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Не всегда при планировании работ принимались во внимание природно-климатические условия конкретных регионов, такие как частые песчаные бури и суховеи. Не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

Соответственно, освоение земель в зонах рискованного земледелия не всегда приносило ожидаемый эффект. Если на первых порах значительно выросло производство зерновых, то из-за отсутствия элеваторов и зернохранилищ было потеряно много уже убранного зерна. К этому можно было относиться как к издержкам большого хозяйственного проекта. Это могло стать предметом критики. Частушечное творчество не обошло эту проблему стороной:

Мы Америку догнали В производстве молока. А по мясу не догнали -Член сломался у быка.

Особенный народный отклик получила кукурузная кампания (целинные земли, в том числе, активно засеивались кукурузой, а не зерном).

Насмешили всю Европу Кукуруза, целина... Десять лет лизала *опу Вся великая страна.

Вышла б замуж за Хрущева, Да боялась одного: Говорят, что вместо х** Кукуруза у него.

Все случилось шито-крыто. Стал вождем Хрущев Никита. Сталин гнал нас на войну, А Хрущев - на целину.

Кукуруза, мандовоха, Вышла замуж за гороха. Обосрала все поля И не родит ни х**[5].

Несмотря на грубость образного ряда, как говорится, слова из песни не выкинешь. Тем более, что мы взяли эти перлы народного творчества из опубликованных материалов. Освоение целины и само слово «целина» стали неотъемлемыми символами хрущевского периода. Данный факт подтверждает анекдот: «Журнал "Крокодил" получил список запрещенных слов: "кукуруза, целина, лысина, свинья, турист, трепач"» [2, с. 263].

Целинная кампания - это не просто распашка новых земель, но и их активное вовлечение в севооборот. В период правления Н.С. Хрущева целинная кампания в сознании простого обывателя напрямую связывалась с кукурузной эпопеей. Ведь под кукурузные поля в том числе отдавались целинные гектары. И в этой области устное народное творчество проявило себя в полном объеме: «У известных коммунистов на том свете табличка "ТК": Маркс - теоретик коммунизма, Ленин - творец коммунизма, Сталин - тиран коммунизма, Хрущев - трепло кукурузное» [2, с. 255]; «Почему Хрущев недолюбливает евреев? - Потому что им трудно произнести слово "кукуруза"» [2, с. 256].

Первые годы целинной кампании были овеяны духом романтизма, эйфории и всеобщего трудового подъема. Но вскоре стало понятно, что освоение целины не только не принесет ожидаемого результата, но и сделает положение дел в сельском хозяйстве еще хуже. Анекдоты в этот период становятся более злободневными, что свидетельствует об абсурдности сложившейся ситуации: «Объективные причины неурожая -забыли посадить» [2, с. 491]; «Какие основные препятствия стоят перед советским сельским хозяйством? - Весна, лето, осень и зима» [2, с. 488]; «Что успел сделать Хрущев? - Успел научить сеять хлеб в Союзе, на целине, а собирать в Америке» [2, с. 484].

Примечательно, что издержки целинной кампании в народе стали ассоциироваться не столько с проведением общей государственной линии, сколько с личностью самого Н.С. Хрущева.

«Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось? - Да, он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего».

Пионерка спросила Хрущева: «Дяденька, правду папа сказал, что вы запустили не только спутник, но и сельское хозяйство? - Передай своему папе, что я сажаю не только кукурузу!».

Заключение. На первом этапе освоение целины благоприятно воспринималось народными массами как новый вызов советскому народу, с которым он способен справиться. Но в процессе появления серьезных противоречий и недочетов целинной кампании произошло и кардинальное изменение общественных настроений. Народное творчество чутко улавливало тенденции происходящих событий и в модифицированном виде доносило их до слушателей и зрителей. Рас-

смотрение темы целины через призму освещения в культуре и устном

народном творчестве позволяет понять специфику и содержание данного исторического периода.

Литература

1. Павлюкевич Р.В. Прическа Никиты Сергеевича - это урожай 1963 года // Родина. - 2017. - № 6. - С. 130-133.

2. Мельниченко МА. Советский анекдот. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 114 с.

3. Мельниченко МА. Анекдоты о Ленине // Полит.ру. - 2007. - URL: http://www.polit.ru/article/2007/04/22/anekdoty.

4. Мельниченко МА., Архипова А.С. От «Кобочки» до Путина // Полит.ру. - 2006. - URL: http://www.polit.ru/article/2006/12/ 21/sov_anekdot.

5. Русские озорные частушки. - 2006. - URL: http://lib.ru/ANEKDOTY /chastushki.txt.

Literatura

1. Pavlyukevich R.V. Pricheska Nikity Sergeevicha - eto urozhaj 1963 goda // Rodina. - 2017. - № 6. - S. 130-133.

2. Mel'nichenko MA. Sovetskij anekdot. - M.: Novoe literaturnoe oboz-renie, 2014. - 114 s.

3. Mel'nichenko MA. Anekdoty o Lenine // Polit.ru. - 2007. - URL: http://www.polit.ru/article/2007/04/22/anekdoty.

4. Mel'nichenko MA., Arhipova A.S. Ot «Kobochki» do Putina // Polit.ru. -2006. - URL: http://www.polit.ru /article/2006 /12/21/sov_anekdot.

5. Russkie ozornye chastushki. - 2006. - URL: http://lib.ru/ANEKDOTY /chastushki.txt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.