Научная статья на тему 'Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды'

Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / модные тенденции / художественная вышивка / мода / художественное конструирование одежды / тренд. / modeling / fashion trends / artistic embroidery / fashion / artistic design of clothes / trend.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева С.Ю.

В статье рассматриваются традиции и современные тенденции в оформлении одежды художественной вышивкой, трактуются понятия «тренд» и «тенденция» в моде. Основное внимание уделено сочетанию различных видов деятельности при конструировании, моделировании и проектировании изделий, орнаментированных художественной вышивкой. Раскрывается объем знаний и навыков, нужных художнику в этой области, которые можно получить только в процессе высшего образования. В статье акцентируется проблема соединения в процессе проектирования традиционных и современных технологий и модных тенденций, для успешной реализации которых педагогическим коллективом разрабатываются учебно-методические комплекты. Дан краткий обзор направленности работы современных домов моды, в которых проходили практику и работают выпускники Института традиционного прикладного искусств – московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), а также домов моды, применяющих художественную вышивку, как основной декор в модных коллекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastering by students of the department of professional disciplines (the profile «Modeling with artistic embroidery») fashion trends in decorating modern clothes

The article discusses the traditions and modern trends in the design of clothing with artistic embroidery, also the concepts of «trend» and «tendency» in fashion are interpreted. The main attention is paid to the combination of various activities in the design, modeling and design of products, ornamented with artistic embroidery. The amount of knowledge and skills needed by an artist in this area, which can only be obtained in the process of higher education, is revealed. The emphasis in the article is on the connection in the process of designing traditional and modern technologies and fashion trends, for the successful implementation of which the teaching staff develop educational and methodological sets. Also the author gave a brief overview of the direction of the work of modern fashion houses, in which graduates of the Institute of traditional applied arts have practiced and work, as well as fashion houses that use artistic embroidery as the main decor in fashion collections.

Текст научной работы на тему «Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды»

Дидактика и методика традиционного прикладного искусства

Методика обучения традиционному прикладному искусству

(по видам)

Камнева С.Ю., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: makarova050672@yandex. ru

Kamneva S.Yu., PhD in Pedagogy, head of the department of professional disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy), 115573, Moscow, 14 MusaJalil str., corp. 2, e-mail: makarova050672@yandex. ru

Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды

Mastering by students of the department of professional disciplines (the profile «Modeling with artistic embroidery») fashion trends in decorating modern clothes

Аннотация. В статье рассматриваются традиции и современные тенденции в оформлении одежды художественной вышивкой, трактуются понятия «тренд» и «тенденция» в моде. Основное внимание уделено сочетанию различных видов деятельности при конструировании, моделировании и проектировании изделий, орнаментированных художественной вышивкой. Раскрывается объем знаний и навыков, нужных художнику в этой области, которые можно получить только в процессе высшего образования. В статье акцентируется проблема соединения в процессе проектирования традиционных и современных технологий и модных тенденций, для успешной реализации которых педагогическим коллективом разрабатываются учебно-методические комплекты. Дан краткий обзор направленности работы современных домов моды, в которых проходили практику и работают выпускники Института традиционного прикладного искусств - московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), а также домов моды, применяющих художественную вышивку, как основной декор в модных коллекциях.

Ключевые слова: моделирование, модные тенденции, художественная вышивка, мода, художественное конструирование одежды, тренд.

Abstract. The article discusses the traditions and modern trends in the design of clothing with artistic embroidery, also the concepts of «trend» and «tendency» in

fashion are interpreted. The main attention is paid to the combination of various activities in the design, modeling and design of products, ornamented with artistic embroidery. The amount of knowledge and skills needed by an artist in this area, which can only be obtained in the process of higher education, is revealed. The emphasis in the article is on the connection in the process of designing traditional and modern technologies and fashion trends, for the successful implementation of which the teaching staff develop educational and methodological sets. Also the author gave a brief overview of the direction of the work of modern fashion houses, in which graduates of the Institute of traditional applied arts have practiced and work, as well as fashion houses that use artistic embroidery as the main decor in fashion collections.

Keywords: modeling, fashion trends, artistic embroidery, fashion, artistic design of clothes, trend.

Вышивка зародилась в глубокой древности. По орнаменту и используемым нитям можно было определить статус человека. Царские особы, аристократы, чиновники высокого класса и духовенство окружали себя предметами со сложными орнаментами, вышитыми золотом и шелком по бархату и атласу. В народной среде основной для вышивки была льняная ткань, а самой распространенной техникой была счетная гладь и крест.

Несмотря на древность происхождения, художественная вышивка и в наше время остается известным и почитаемым искусством. Сегодня одежду, расшитую машинным способом, может позволить себе каждый. В то же время ручная вышивка остается уникальным и дорогостоящим способом украшения блузок, платьев, аксессуаров, а изделия, украшенные такой вышивкой, можно характеризовать как произведения искусства. Замечательные вышитые узоры можно увидеть в работах многих русских модельеров с мировым именем. Вышивка на одежде - актуальный тренд современной моды, по достоинству оцененный и признанный модельерами, деятелями культуры и шоу-бизнеса. Несмотря на то, что на создание подиумных нарядов с ручной вышивкой уходят месяцы, они чрезвычайно популярны и имеют огромную ценность в мире моды.

Мода (от фр. mode, лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - это совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Мода тесно связана с установлением идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода может определять тип или форму одежды, набор идей, принципы поведения и этикета [3; 9]. В словарях В.И. Даля и П. Ларусса мода предстает как «переходящий обычай» [5; 25].

В России термин «мода» появился в конце XVII веке, благодаря реформам Петра I. Вначале мода на роскошные туалеты, светский образ жизни и посещение балов активно распространялась только в высшем свете. С течением времени это слово приняли практически во всех слоях русского общества, а европейская мода начала входить даже в крестьянский быт. Так,

например, в начале XIX века на смену сарафану приходит кофта, юбка и головной платок.

В настоящее время мода и модные тенденции трансформируются очень быстро, меняются силуэты и формы, ткани и цвета, общий покрой костюма и детали. Вневременной фактор в моде состоит в опоре на забытое прошлое в покрое одежды, в декоре, в образных средствах и приемах художественного выражения.

Появление новых терминов «тренд» и «тенденция» характерно для разных областей знания и общественной жизни. Они используются в математике, экономике, политике, промышленности и т.д. В моде тренд (от англ. направление, уклон, тенденция) - это новинка сезона, представленная на подиумах и ставшая популярной. Тренд может быть актуальным в течение нескольких сезонов [15].

Тенденция в моде - это общее направление, которое прослеживается в коллекциях модельеров-дизайнеров на протяжении определенного количества сезонов. Не каждый тренд может стать тенденцией, но всякая тенденция изначально была трендом. Если тенденция на пике популярности долгое время, то она уже становится классикой, которая может не выйти из моды.

В индустрии моды есть также понятия: «Haute Couture» - дословно высокая мода (одежда высшего класса, сшитая вручную в единственном экземпляре), и «Prêt-à-porter» - готовая одежда, выпускаемая партиями, относящаяся к массовой моде, по которой можно понять главные тренды сезона. Коллекции Haute Couture демонстрируются во время недель высокой моды, а производством такой одежды занимаются Дома высокой моды [15]. Любовь к вышивке неоднократно демонстрировали в своих коллекциях такие представители индустрии моды, как Alberta Ferretti, Dolce&Gabbana, Gucci, Elie Saab, Balmain и другие. Фактурные ткани они дополняют вышитыми орнаментами с использованием металлизированных нитей, жемчуга, полудрагоценных и декоративных синтетических камней, лент, стекляруса, страз, пайеток одежду в стиле «oversize-look» и «этно» [15].

В настоящее время дизайнеры очень часто моделируют «капсульные» коллекции, сотрудничая с известными людьми или другими дизайнерами, обычно приурочивая созданные модели к определенному событию. И здесь ручная вышивка чрезвычайно востребована. Она приобрела статус элитарного искусства и является привилегией профессионалов. Продуманное сочетание тенденций современной моды и исторических технологий художественной вышивки требует высокого профессионализма и чувства меры. Поэтому при обучении будущего специалиста художественной вышивке в высшем учебном заведении важно учитывать знания и отрабатывать навыки в области технологии, колористических особенностей, материаловедения, качества построения орнаментальной композиции, основ проектной графики, технического рисунка, моделирования и художественного конструирования. По этой причине дисциплина «Моделирование и художественное конструирование одежды» наравне с «Проектированием» стала одной из

ведущих профильных дисциплин по профилю «Моделирование с художественной вышивкой».

Несмотря на то, что в современном мире промышленного производства для массовой швейной продукции используются новейшие швейно-вышивальные машины, ускоряющие процесс работы, повышающие и ее продуктивность работы, их потенциал, несравним с возможностями высококвалифицированного профессионала, владеющего технологиями ручной художественной вышивки и создающего уникальные эксклюзивные работы.

Обучение художественной вышивке в настоящее время достаточно популярно, например, в Ярославле на базе вышивальной фабрики специалистами по вышивке организованы три вида курсов, на которых желающие знакомятся с технологическими приемами работы европейских вышивальных ателье - Вышивка «Haute couture», Вышивка высокой моды и Золотное шитье [23].

В пяти институтах - филиалах Высшей школы народных искусств (академии) успешно работают кафедры художественной вышивки. Обучаясь на кафедре профессиональных дисциплин - профиль «Моделирование с художественной вышивкой», студенты приобретают умения проектировать, моделировать и конструировать модели современной одежды, создавать уникальные коллекции - ансамбли и комплекты женской одежды, декорировать их различными видами вышивки. Выдающиеся модели становятся экспонатами отечественных и зарубежных выставок, участвуют в дефиле, завоевывают призовые места в международных конкурсах.

Спецификой конструирования одежды с художественной вышивкой является изучение композиционных построений костюма с учетом формы декорируемого элемента одежды, применением традиционных техник и мотивов орнамента, использованием силуэта или деталей народного костюма, конструктивное, колористическое и образное решение костюма. Художники-модельеры и дизайнеры достаточно часто обращаются к традиционным формам народного костюма и традиционному прикладному искусству в целом, создают одежду, перенимая простоту и целесообразность народного кроя, используя орнаментальный декор, но с учетом актуальной моды.

Фольклорный стиль занял свое место в международной моде, он прекрасно сочетается с классическим и романтическим стилями, что способствует созданию новых образно-стилистических решений модной одежды.

Исследователь этнической моды Э.С. Мелоян считает: «Главным элементом культуры, который помогает сохранить национальную самобытность и развить духовную связь между поколениями, является традиционный этнический костюм. Связанный звеном с современными процессами мировой моды, он выступает в качестве богатого источника идей для проектирования современных коллекций одежды. Стилизуя традиционные этнические костюмы прежних поколений, фешн дизайнеры

создают новые коллекции, которые содержат все богатство этнического образа» [12, с. 876].

В настоящее время многие выпускники Института традиционного прикладного искусства занимаются творческой деятельностью в домах мод (Yanina Couture, Valentin Yudashkin, Ulyana Sergeenko и др.), трудятся как художники по вышивке, разрабатывая и выполняя уникальные по своим художественным и техническим достоинствам изделия традиционного прикладного искусства, некоторые выпускники создали собственные бренды одежды с художественной вышивкой. Образование, получаемое выпускниками института, позволяет им работать главными или ведущими художниками творческих групп и художественно-творческих мастерских, заниматься экспертной и дизайнерской индивидуально-творческой деятельностью.

Студенты Института традиционного прикладного искусства -Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии) -обращаясь к народному искусству при проектировании моделей современной одежды, декорированной художественной вышивкой, находят в нем новые источники вдохновения. Акцент делается не на копирование готовых форм народной одежды, а на выразительность и образность, которых достигаемых с помощью ассоциативно-образного мышления, переосмысления источников. При создании новой формы учитываются последние тенденции современной моды и силуэты одежды для создания актуальных востребованных моделей. Проектирование одежды с художественной вышивкой предполагает новые варианты образного, стилистического и формообразующего решения современного костюма, сочетающего наглядность и конкретику, обобщение и абстрагирование.

Особенности декоративного решения орнамента художественной вышивки, его силуэты, ритм должны сочетаться с формой и предназначением костюма, особенностями кроя, соответствием материала технике вышивки и ее колориту. Зависимость орнаментации от силуэта одежды, характера ткани и применяемых материалов определяет тип вышивки, ее узор и место его расположения на костюме, помогает найти принципы взаимосвязи формы, материала и декоративного орнамента.

Реализации творческого замысла при проектировании одежды и аксессуаров, востребованных в современном обществе и соотнесённых с мировой высокой модой, способствует сформированность мотивационно-ценностного отношения студентов к искусству художественной вышивки. Будущий художник должен понимать назначение изделия, уметь раскрыть и обоснованно объяснить выбор орнаментального решения, техники вышивки, колорита, презентовать собственный индивидуальный творческий стиль. Композиция орнаментального построения, учет технологии выполнения художественной вышивки, декоративное решение являются способом обогатить современную одежду и сделать ее уникальной.

Главным в проектировании костюма является образное решение, а основной задачей художника в области традиционного прикладного искусства - через колорит, фактурное сочетание тканей, через форму и орнамент познакомить зрителя с народными традициями, преобразованными в востребованную модную одежду.

Творческая переработка традиционного декора художественной вышивки заключается в актуализации традиционного орнаментального декора, т.е. в процессе изменения традиционных мотивов в традиционных техниках в соответствии с модными тенденциями и веянием времени.

Сущность актуализации традиционных художественных промыслов и декоративного оформления одежды художественной вышивкой заключается в изучении конкретных техник и создания на их основе современной интерпретации орнамента, разработки инновационных приемов выполнения и включения изделий и мотивов с вышитыми элементами в современную культуру.

Перушкевич Г.В. так трактует актуализацию традиционного декора:

- это деятельность по изучению традиционных техник декорирования костюма;

- созданию современной интерпретации традиционных техник;

- разработке инновационных технологий декора на основе народных традиционных ремесел;

- включению в культуру современного человека предметов, образов и мотивов с элементами традиционного декора [16].

Проектирование представляет собой систему разработки орнамента художественной вышивки, ее пластических форм и их согласование с конкретной одеждой, ее назначением, материалом, формой и определенной техникой через эмоционально-художественную выразительность.

Знания и навыки, формируемые на профильных дисциплинах (умение создавать проекты по законам композиции и колористики с цветовым единством костюма и его декора, умение реализовывать творческие идеи в проекте и макете), синтезируются, закрепляются и воплощаются в конкретные объекты проектирования.

Для выполнения фор-эскизов моделей одежды с учетом пропорций, законов композиции, пластики линий, характера вышивки, умения грамотно показать модель в эскизе используются различные авторские технические приемы: акварель, графика, современные техники с использованием акрила -все это требует наличия художественно-графических навыков.

Программы «Проектирование» и «Конструирование и художественное моделирование одежды», направлены на обучение студентов приемам работы с традиционными и инновационными материалами, техниками и технологиями художественной вышивки, включают принципы, методы и приёмы работы над художественно-творческим проектом, выполнение эталонных изделий в процессе макетирования и конструирования одежды, с

целью овладения проектной деятельностью, развития творческих способностей студента.

В процессе обучения будущих художников по художественной вышивке происходит структуризация художественно-графических навыков: знание графических средств выразительности и приемов; основ и законов композиции; закономерностей конструирования и построения одежды; законов колористики и цветового единства; современных модных тенденций и методов формообразования; умение выбирать графические средства и материалы в соответствии с заданной тематикой; реализовывать творческие идеи в процессе макетирования; умение создавать композицию и на плоскости и в объеме, отбирать средства художественной выразительности.

В процессе профессиональной деятельности перед будущим художником стоят задачи, связанные с проектированием и конструированием одежды: понимание костюма (ансамбля) как художественной системы с присущими ей образностью, выразительностью, гармоничностью, авторской индивидуальностью.

По этому пути сегодня идут некоторые дизайнеры. Например, Бренд ТБагВш! создан двумя молодыми дизайнерами Н. Хованской и Н. Вяз -приверженцами русского стиля. Традиционные элементы одежды и декора в сочетании с актуальными моделями превращают народный костюм в ультрасовременный. Вещи бренда: платья с рукавами-крыльями, блузки, сарафаны, пальто, кейпы, косоворотки, сюртуки, меховые оплечья, шапки. Изделия расшиваются гладью, пайетками, бусинами, декоративными цепочками в своем оригинальном стиле [4].

Один из известнейших российских модельеров В. Зайцев является популяризатором русского искусства, многие его модели берут свое начало от русского народного костюма и отличаются декоративностью, яркостью и частично кроем. В своих коллекциях дизайнер часто использует аппликацию. В. Зайцев долгое время сотрудничал с организацией «Торжокские золотошвеи»: в одной из коллекций были представлены вышитые пальто, а в другой - сумки и украшения [6; 20].

В процессе освоения профессиональных дисциплин студент должен быть способен анализировать и систематизировать собранный материал; исполнять поисковые эскизы; разрабатывать творческую идею; предлагать и синтезировать возможные решения проекта, учитывая композиционные особенности конкретных техник вышивки; аргументировать свои предложения; моделировать, конструировать аксессуары, одежду, ансамбли и коллекции; выбирать и применять традиционные и инновационные материалы с учетом их формообразующих и функциональных свойств; применять технологии художественной вышивки при изготовлении изделий и выполнять проект в материале на высоком профессиональном уровне; самостоятельно применять теоретические знания; владеть изобразительными средствами и способами проектной графики. А также знать закономерности формообразования одежды и использования средств гармонизации костюма;

уметь анализировать визуальную информацию; уметь анализировать конструктивную, эргономическую и технологическую целесообразность формы одежды, разрабатывать возможные варианты конструктивных решений моделей; ориентироваться в модных тенденциях, стилевых направлениях и использовать их при выполнении проекта; применять творческий подход при выборе композиционных решений при разработке креативных решений, технологических приемов, комбинаций размещения орнамента художественной вышивки с оригинальным авторским решением и поиском расположения композиционного центра.

Самостоятельная работа обучающегося заключается в выполнении серии фор-эскизов в виде поисковых аналоговых рядов с разработкой силуэта модели, образного художественного решения в изучении модных тенденций по визуальным материалам российских и зарубежных модельеров; поиск новых конструктивных решений моделей одежды с применением творческих методов проектирования с учетом выявления потребительской группы; получение практических навыков в форме анализа творческих источников и графических решений, требующих умения наблюдать, делать анализ, выделять главное, развивать идею проекта, учитывая единство стиля, цельность, цветовую гамму, структуру ткани, конструкцию модели и акцентирование на художественной вышивке. Самостоятельная творческая работа направлена на повышение творческого потенциала студентов и предусматривает: исследовательскую работу со справочной и периодической литературой; поиск, анализ, структурирование, презентацию полученной информации, эскизирование и выполнение творческих практических заданий.

При выполнении самостоятельной работы по заданиям студент должен уметь формулировать актуальность собранного материала, демонстрировать графические навыки, художественно-образное мышление, способность находить нестандартные композиционные решения. Тематика самостоятельной работы соотнесена с содержанием аудиторных занятий: сбор материала по теме, поиск творческих идей, разработка колористического решения моделей с художественной вышивкой, ритма, пластики, стиля, деталировка, соединение композиционного решения с конструкцией изделия, трансформация и художественно-эстетическая стилизация.

В Институте традиционного прикладного искусства для проектно-творческой деятельности, направленной на создание моделей, соотнесённых с высокой модой и востребованных в современном обществе, в обучении являются определяющими и профессионально значимыми дисциплины «Проектирование», «Конструирование и художественное моделирование одежды». Поэтому преподаватели института придают большое значение разработке учебно-методических материалов: учебников, учебных и методических пособий. В 2021 году для студентов, обучающихся по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (профиль «Моделирование с художественной вышивкой»), опубликованы: учебник «Проектирование»; учебное пособие по дисциплине

«Конструирование и художественное моделирование одежды»; учебное пособие «Гладьевая вышивка в соединении тканей» [10; 19; 21].

На кафедре профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») была разработана структура процесса профессионального обучения по освоению будущими художниками системы ведущих видов деятельности в области художественной вышивки, включающей: 1) поиск идей и вариантов проекта; 2) выбор техники вышивки или комбинирования нескольких ее видов для трактовки современных моделей, колорита, применяемых тканей и нитей; 3) отбор лучшего эскиза с использованием оригинальных композиционных решений, 4) анализ возможностей материализации эскиза; 5) творческой интерпретации художественных образов и создание графического проекта; 6) оценка осуществленного графического проекта; 7) выполнение изделия в материале и его презентация.

Примерами того, как, используя старинные вышивки, можно создать эксклюзивную модель, служат курсовые и выпускные квалификационные работы студентов Института традиционного прикладного искусства (рис. 1). Выпускная квалификационная работа на тему: «Современная интерпретация растительных орнаментов в художественной вышивке "Ярославская строчка" в декоре женской одежды "Грёзы летнего вечера"» Н. Платициной заняла первое место в номинации «Творческий проект» в Международном конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству (2022 г., г. Нижний Новгород) (рис. 1, 2).

Рис. 1. Братчикова С. Выпускная Рис. 2. ПлатицииаН. Выпускная

квалификационная работа в технике квалификационная работа в технике

«Ивановская строчка» «Ярославская строчка»

Несомненной ценностью в подготовке будущих профессионалов обладает практика. В 2022 г. студенты проходили учебно-ознакомительную практику на базе Дома моды В. Юдашкина - одного из самых известных дизайнеров России. Его первые модели были в стиле «от кутюр», но впоследствии появилась и повседневная одежда. Вышивка в моделях одежды В. Юдашкина встречается часто: можно увидеть орнаментальные узоры из бисера, пайеток, кристаллов Swarovski, аппликацию с применением тонких золотых нитей, канители, жемчуга и даже живописную гладь шелком. В работах используется множество видов тканей: тюль, тафта, атлас, бархат, шифон, парча [1; 2].

Студенты в Доме моды В. Юдашкина занимались реставрацией художественной вышивки на изделиях сегмента кутюр, самостоятельно выполняли ручную художественную вышивку, попробовали технику буление, вышивку Люневильским крючком, вышивку лентами, французский узелок, увидели дальнейшее применение такого декора в сочетании с известными техниками художественной вышивки, поработали на бэкстейдже3 на кутюрном4 показе.

Целью учебно-ознакомительной практики является обучение студента профессиональным навыкам с учетом технологических возможностей конкретных традиционных и инновационных техник художественной вышивки, с применением теоретических знаний и навыков исполнения в материале вышивки разной степени сложности. В задачи практики входит изучение технологических особенностей современных техник художественной вышивки: «Haute couture» и вышивки высокой моды; требований к качеству выполнения практической работы; сбора теоретического материала с анализом современных модных тенденций и новых приемов выполнения художественной вышивки на моделях высокой моды. Из отзывов студентов по практике: «Это отличное погружение студентов в мир высокой моды»; «я прикоснулась к миру высокой моды, поняла, что выбрала правильное направление и в дальнейшем хотела бы быть связанной с этим видом художественно-творческой деятельности и с миром высокой моды» (рис. 3-5).

В настоящее время многие известные дома моды используют вышивку в моделях одежды. Примером служат произведения Н. Самохиной (фирма SecretGarden) - уютная повседневная одежда, спокойные цвета, несложные модели. Сшитые из однотонных тканей модели и вязаные изделия декорируются нежной по цвету гладью с цветочными композициями натуралистичных оттенков [4].

3 Бэкстейдж - («обратная сторона сцены») все, что остается за кулисами любого мероприятия, в данном случае fashion-показа (подготовка и примерка одежды и т.п.).

4 Кутюрный показ - показ-дефиле эксклюзивных моделей известных кутюрье (Haute Couture или «от кутюр» - самый высокий сегмент моды, одежда, как произведение искусства).

Рис. 3. Студенты 1 курса бакалавриата на учебно-ознакомительной практике, в мастерских Дома моды В. Юдашкина

Многие выпускники Института традиционного прикладного искусства работают в Модном доме У. Сергиенко. Техники вышивки, применяемые при декоре моделей - это объемная, белая и цветная гладь, в сочетании с декоративными швами и французскими узелками на различных видах ткани и

Творчество О. Викторьевой

(ОИаУюШпеуа) - это высококачественные художественные произведения. Ее коллекции яркие и нежные, минималистичные и эксцентричные, повседневные и выходные, вдохновлены живописью импрессионистов, Э. Дега, П. Гогена. Элегантные костюмы, платья, жакеты, пышные юбки декорируются плотным бисерным орнаментом, объемными цветами из пайеток [27]. В модном доме ОНаУюШпеха выпускники Института традиционного прикладного искусства продолжают заниматься творческой деятельностью в сфере художественной вышивки. Студенты, обучающиеся по профилю «Моделирование с

художественной вышивкой», имеют возможность проходить практику в творческих мастерских О. Викторьевой.

А. Ахмадулина создает коллекции одежды, в которых изделия декорируются принтами из ее произведений и работ других дизайнеров, вышивкой, меховой аппликацией, причем иногда в одной модели используются сразу все три

тюле [7].

Рис. 4. Корсет платья бренда ОНаУю1:опеуа, с вышивкой, выполненной выпускниками ИТПИ

вшни

способа. Вышивка выполняется гладью, бисерным шитьем, декорируется

В произведениях одного из молодых дизайнеров С. Левадной - основателя марки Levadnaja Details соединены русские традиции и современность: одежда, аксессуары украшаются геометризованными узорами из бисера, полудрагоценных камней, жемчуга, счетной гладью - все выглядит очень изящно, а ткани приглушенных цветов создают идеальный фон для художественной вышивки

[4].

Дизайнер А. Романцова (бренд A LA RUSSE) ищет идеи для творчества в истории и культурном наследии нашей страны. Вышивка, используемая в ее моделях, представляет собой гладьевые растительные узоры, складывающиеся в оригинальные композиции [14; 18].

Л. Парамонова - основательница бренда LES является художником-иллюстратором. Даже эскизы ее моделей выглядят как отдельные произведения, каждый со своей атмосферой, иногда довольно

фантасмагоричной. Вещи LES украшаются вышивкой, необычными принтами, гобеленами. Вышивка выступает в качестве декоративных акцентов: гладьевые листья, фантазийные существа, затейливая однотонная стежка на жакетах [14; 26].

В результате исследования модных трендов в одежде процесс формирования компетентности студентов в области модных тенденций предполагает широкое изучение проблемы, путем формирования собственной точки зрения через рефлексивный анализ [22].

В работе, посвященной семиотичности моды, Ю.М. Лотман отмечал -кто говорит на языке моды, является создателем новой информации [11]. Анализ показал, что характеристиками моды являются: подражание, взаимопроникновение тенденций, быстрая смена модных элементов, цикличная обращенность к традициям, эмоциональная составляющая, знаковость и др. Мода, как стиль осуществляет трансляцию внешних форм культуры и быта в дополнение к существующим обычаям и традициям.

Мода в проектировании и конструировании одежды - показатель эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры. Современность - фундаментальная ценность в структуре моды, которая ассоциируется с готовностью к изменению и творчеству.

пайетками и стразами [17].

Рис. 5. Платье Дома моды В. Юдашкина, с вышивкой, выполненной выпускниками

итпи вшни

Г. Блумер считает, что развитие моды можно разделить на две фазы -инновацию, когда происходит анализ конкурирующих культурных образцов и коллективный отбор в результате, которого формируется социально принятый образец - норма [24]. Моду также можно рассматривать, как приобщение молодых художников к культурному и социальному опыту. В настоящее время индивидуальность в одежде имеет важное значение, а склонность молодых художников к инновациям и экспериментам в области проектирования и конструирования одежды с художественной вышивкой способствуют продвижению этого вида традиционного прикладного искусства.

Для будущих художников интерес к моде и модным тенденциям заключается в возможности выразить уникальность произведений традиционного прикладного искусства. Знакомство с модными тенденциями и выбор индивидуального стиля для студентов, обучающихся по профилю «моделирование с художественной вышивкой» является неотъемлемой частью обучения, и происходят благодаря просмотру периодических изданий - глянцевых изданий модной индустрии, интернет-источников; посещению тематических выставок и показов моделей современной одежды.

Цель обучения студентов (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») - приобретение практических навыков проектной деятельности в проектировании и конструировании одежды, выполнения авторских проектов с применением различных материалов; апробация технологических приёмов художественной вышивки в создании костюма; поиск новых перспективных решений в декоре одежды, ориентированных на модные тенденции; формирование профессиональных компетенций, освоение проектных методов и средств выполнения проекта в материале, поиск и исполнение конструктивных и технологических решений, творческий подход к созданию композиции вышивки.

На заключительном этапе изучения профильных дисциплин студент может применять полученные знания и умения при решении комплексных задач: осуществление поиска необходимой информации, использование различных электронных интернет-ресурсов и периодических изданий, разработки фор-эскизов, макетов одежды, композиции художественной вышивки, выполнении проекта и его материализации. Важным в дальнейшей профессиональной деятельности является способность создания индивидуального стиля и полноценного образа с учетом индивидуальных запросов заказчика в соответствии с определенным стилем и тенденциями моды.

Изменение орнаментальных решений, увеличение количества разнообразных мотивов, комбинирование техник, возрождение забытых старинных технологий и применение новых приемов выполнения и оригинальных материалов в моделях современной одежды стимулирует развитие искусства художественной вышивки. Поэтому можно надеяться, что в эпоху новых технологий и современных стилей не угаснет интерес к

использованию художественной вышивки в моде настоящего и будущего, данный феномен вселяет надежду на то, что этот вид рукоделия не будет забыт.

Литература

1. Юдашкин В. // VOGUE - URL: https://www.vogue.com/fashion-shows/designer/valentin-yudashkin (дата обращения: 03.10.2022).

2. Юдашкин В. Мода в пространстве искусства. Каталог выставки в ГМИИ им. A.C. Пушкина 15 октября - 15 декабря 2013. - Москва: Дом моды «Валентин Юдашкин»; ГММИ им. A.C. Пушкина; ИДР-Формат, - 2013. - 160 с.

3. Васильев A.A. Европейская мода. Три века / A.A. Васильев. -Москва: Слово, 2006. - 440 с.

4. В русском стиле. Три российских бренда доказывают: традиции могут быть модными. // ТАСС, информационное агентство. - URL: https://tass.ru/spec/fashion (дата обращения: 01.10.2022).

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - 2-е изд. - Санкт-Петербург, Москва, 1881. - Т. 2. - 814 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Двенадцать легендарных нарядов от Вячеслава Зайцева // Look At Me. - URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/fashion-radar/157021-10-legendarnyh-naryadov-ot-vyacheslava-zaytseva (дата обращения: 11.09.2022).

7. Дизайнер Ульяна Сергеенко и ее коллекция // Милитта - URL: https://mylitta.ru/642-ulyana-sergeenko.html (дата обращения: 23.09.2022).

8. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пос. для вузов / Ермилова Дарья Юрьевна. - Москва: Академия, 2003. - 288 с.

9. Значение слова «мода». - URL: https://kartaslov.ru (дата обращения: 12.09.2022).

10. Камнева С.Ю. Проектирование: Учебник для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль -художественная вышивка / С.Ю. Камнева; Высшая школа народных искусств // Под науч. ред. И.Э. Кашековой. - Москва: Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ВШНИ, 2021. - 177 е., ил.

11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - Москва: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

12. Мелоян, Э.С. Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры) / Э.С. Мелоян. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). - С. 876-879. - URL: https://moluch.ru/archive/104/24600/ (дата обращения: 29.10.2022).

13. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. / М.Н. Мерцалова - Москва: Академия Моды, 2001. - Т. 3. - 576 с.

14. Мода в эскизах: Арт-альбом российских дизайнеров / авт.-сост. E.H. Положенцева. - Москва: Слово/Slovo, 2013. - 224 с.

15. Модная индустрия: откуда берутся тренды. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc6fb 1 аОеЗ 1153f81 с 127e9/modnaia-industriia-Otkuda-berutsia-trendy-600f2a6b27add74df612b2cd (дата обращения: 01.10.2022).

16. Першукевич Г.В. Возможности актуализации традиционного декора в дизайне костюма и аксессуаров / Г.В. Першукевич, A.B. Матвеева // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 793-795. - URL: https://moluch.ru/archive/124/34343/ (дата обращения: 29.10.2022).

17. Сайт Алены Ахмадулиной. Бренд AKHMADULLINA. - URL: https://akhmadullina.ru/brand/7ysclid4aat8gni 1 а973266789 (дата обращения: 05.10.2022).

18. Сайт бренда AL ARUSSE. - URL: https://www.alarusse.com/7ysclid4aatc3gdpp413064616 (дата обращения: 01.10.2022).

19. Скоробогатова О.Ю. Конструирование и художественное моделирование одежды: Учебное пособие по дисциплине» для студентов, обучающихся по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - художественная вышивка, художественная роспись ткани / О.Ю. Скоробогатова; Высшая школа народных искусств // Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И.Э. Кашековой - Москва: Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ВШНИ, 2021. - 88 с. - ISBN 978-5-907542-09-9.

20. Торжокские золотошвеи - URL: https://zolotoshveya.com (дата обращения: 03.09.2022).

21. Швецова О.В. Гладьевая вышивка в соединении тканей. Учебное пособие по дисциплине «Совершенствование мастерства» для студентов, обучающихся по специальности: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, вид - художественная вышивка / О.В. Швецова // Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И.Э. Кашековой. - Москва: Институт традиционного прикладного искусства -Московский филиал ВШНИ, 2021. - 42 с. - ISBN 978-5-907542-03-7.

22. Юрова Т.В. Рефлексивный анализ современного дискурса моды в становлении социальной компетентности студентов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnyy-analiz-sovremennogo-diskursa-mody-v-stanovlenii-sotsialnoy-kompetentnosti-studentov/viewer (cyberleninka.ru) (дата обращения: 03.11.2022).

23. Ярославская вышивальная фабрика. - URL: https:// https://vishivaem.ru/articles/embroidery-in-modern-fashion (дата обращения: 03.09.2022).

24. Blumer H. Fashion: from class differentiation to collective selection // The Sociological Quarterly, 1969. Vol. 10, N 3. P. 289. «Международная энциклопедия социальных наук».

25. Giand Dictionnaire universel du XIX sifecle / Par Pierre Larousse. P., 1874. - T. XI. - P. 358.

26. LES' by Lesia Paramonova. - URL: http://www.les-store.com/about-les (дата обращения: 05.10.2022).

27. Olia Victorieva. - URL: https:// https://www.pinterest.fr/oliavictorieva (дата обращения: 05.09.2022).

References

1. YUdashkin V. // VOGUE - URL: https://www.vogue.com/fashion-shows/designer/valentin-yudashkin (data obrashcheniya: 03.10.2022).

2. YUdashkin V. Moda v prostranstve iskusstva. Katalog vystavki v GMII im. A.S. Pushkina 15 oktyabrya - 15 dekabrya 2013. - Moskva: Dom mody «Valentin YUdashkin»; GMMI im. A.S. Pushkina; IDR-Format, - 2013. - 160 s.

3. Vasil'ev A. A. Evropejskaya moda. Tri veka / A.A. Vasil'ev. - Moskva: Slovo, 2006.-440 s.

4. V russkom stile. Tri rossijskih brenda dokazyvayut: tradicii mogut byt' modnymi. // TASS, informacionnoe agentstvo. - URL: https://tass.ru/spec/fashion (data obrashcheniya: 01.10.2022).

5. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. - 2-е izd. -Sankt-Peterburg, Moskva, 1881. - T. 2. - 814 s.

6. Dvenadcat' legendarnyh naryadov ot Vyacheslava Zajceva // Look At Me. - URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/fashion-radar/157021-10-legendarnyh-naryadov-ot-vyacheslava-zaytseva (data obrashcheniya: 11.09.2022).

7. Dizajner Ul'yana Sergeenko i ее kollekciya // Militta - URL: https://mylitta.ru/642-ulyana-sergeenko.html (data obrashcheniya: 23.09.2022).

8. Ermilova D.YU. Istoriya domov mody: Ucheb. pos. dlya vuzov / Ermilova Dar'ya YUr'evna. - Moskva: Akademiya, 2003,- 288 s.

9. Znachenie slova «moda». - URL: https://kartaslov.ru (data obrashcheniya: 12.09.2022).

10. Kamneva S. YU. Proektirovanie: Uchebnik dlya obuchayushchihsya po obrazovatel'noj programme vysshego obrazovaniya po napravleniyu 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, profil' - hudozhestvennaya vyshivka / S.YU. Kamneva; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv // Pod nauch. red. I.E. Kashekovoj. - Moskva: Institut tradicionnogo prikladnogo iskusstva -Moskovskij filial VSHNI, 2021. - 177 s., il.

11. Lotman YU.M. Kul'tura i vzryv / YU.M. Lotman. - Moskva: Gnozis; Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1992. - 272 s.

12. Meloyan, E.S. Etnokostyum v diskurse sovremennoj mody i hudozhestvennoj praktike dizajnerov (iz opyta raboty Krasnodarskogo instituta kul'tury) /E.S. Meloyan. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2015. -№ 24 (104). - S. 876-879. - URL: https://moluch.ru/archive/104/24600/ (data obrashcheniya: 29.10.2022).

13. Mercalova M.N. Kostyum raznyh vremen i narodov. V 4 t. / M.N. Mercalova - Moskva: Akademiya Mody, 2001,- T. 3. - 576 s.

14. Moda v eskizah: Art-al'bom rossijskih dizajnerov / avt.-sost. E.N. Polozhenceva. - Moskva: Slovo/Slovo, 2013. -224 s.

15. Modnaya industriya: otkuda berutsya trendy. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc6fb 1 a0e31153f81 c 127e9/modnaia-industriia-Otkuda-berutsia-trendy-600f2a6b27add74df612b2cd (data obrashcheniya: 01.10.2022).

16. Pershukevich G.V. Vozmozhnosti aktualizacii tradicionnogo dekora v dizajne kostyuma i aksessuarov / G.V. Pershukevich, A.V. Matveeva // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 20 (124). - S. 793-795. - URL: https://moluch.ru/archive/124/34343/ (data obrashcheniya: 29.10.2022).

17. Sajt Aleny Ahmadulinoj. Brend AKHMADULLINA. - URL: https://akhmadullina.ru/brand/7ysclid4aat8gni 1 a973266789 (data obrashcheniya: 05.10.2022).

18. Sajt brenda ALARUSSE. - URL: https://www.alarusse.com/7ysclid4aatc3gdpp413064616 (data obrashcheniya: 01.10.2022).

19. Skorobogatova O.YU. Konstruirovanie i hudozhestvennoe modelirovanie odezhdy: Uchebnoe posobie po discipline» dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, profil' - hudozhestvennaya vyshivka, hudozhestvennaya rospis' tkani / O.YU. Skorobogatova; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv // Pod nauchnoj redakciej doktora pedagogicheskih nauk, professora I.E. Kashekovoj - Moskva: Institut tradicionnogo prikladnogo iskusstva - Moskovskij filial VSHNI, 2021. - 88 s. - ISBN 978-5-907542-09-9.

20. Torzhokskie zolotoshvei - URL: https://zolotoshveya.com (data obrashcheniya: 03.09.2022).

21. SHvecova O.V. Glad'evaya vyshivka v soedinenii tkanej. Uchebnoe posobie po discipline «Sovershenstvovanie masterstva» dlya studentov, obuchayushchihsya po special'nosti: 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, vid - hudozhestvennaya vyshivka / O.V. SHvecova // Pod nauchnoj redakciej doktora pedagogicheskih nauk, professora I.E. Kashekovoj. -Moskva: Institut tradicionnogo prikladnogo iskusstva - Moskovskij filial VSHNI, 2021. - 42 s. - ISBN 978-5-907542-03-7.

22. YUrova T.V. Refleksivnyj analiz sovremennogo diskursa mody v stanovlenii social'noj kompetentnosti studentov. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnyy-analiz-sovremennogo-diskursa-mody-v-stanovlenii-sotsialnoy-kompetentnosti-studentov/viewer (cyberleninka.ru) (data obrashcheniya: 03.11.2022).

23. YAroslavskaya vyshival'naya fabrika. - URL: https:// https://vishivaem.ru/articles/embroidery-in-modern-fashion (data obrashcheniya: 03.09.2022).

24. Blumer N. Fashion: from class differentiation to collective selection // The Sociological Quarterly, 1969. Vol. 10, N 3. P. 289. «Mezhdunarodnaya enciklopediya social'nyh nauk».

25. Giand Dictionnaire universel du XIX sifecle / Par Pierre Larousse. P., 1874. - T. XI. - P. 358.

26. LES' by Lesia Paramonova. - URL: http://www.les-store.com/about-les (data obrashcheniya: 05.10.2022).

27. Olia Victorieva. - URL: https:// https://www.pinterest.fr/oliavictorieva (data obrashcheniya: 05.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.