ном»). При этом естественное право воплощает для него «рациональную сущность права» (то есть ту парящую над всеми события ми процессами разумность, о которой писал еще Платон), а право положительное олицетворяет историческую явлен-ность права. Последнее является правом, реализованным в зависимости «от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий». Эта последняя из познавательных процедур образует почву еще для одного синтеза -правового начала с нравственным началом. Понятно, что эти условия и процедуры предопределяют особенности постоянного дополнения естественного права правом положительным.
Происходящее на наших глазах новое оживление сотрудничества и обмена идеями между российскими и европейскими философами будет содействовать более ощутимому восприятию и надлежащей оценке позитивных наработок русского философа в деле создания целостной философской системы, в которой нашлось место и контурно намеченной самобытной философии права. Столь же положительным может стать интерес философов и правоведов к опыту совместного междисциплинарного обсуждения Соловьёвым и его современниками таких актуальных проблем, как природа и цели уголовного наказания (включая смертную казнь), природа христианского социального государства и тесно связанного с ним права на достойное человека существование, различные аспекты философского обсуждения природы и назначения права.
С.Б. РОЦИНСКИЙ
д-р филос. наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
ОСВОЕНИЕ «СОЛОВЬЁВСКОГО МИРА» ПРОИСХОДИТ В ИВАНОВЕ
«Без особого преувеличения можно сказать, что Иваново стало одним из основных центров отечественного "соловьевоведе-ния"». Так писал Михаил Эдельштейн в заметке «Соловьёвские чтения в Иванове», опубликованной в № 8 журнала «Новый мир» за 2002 год. Тот факт, что на «чтения» откликнулось столь автори-
тетное издание, да еще с такой высокой их оценкой, говорит о том, что уже тогда, примерно шесть лет назад, Соловьёвский семинар стал событием общероссийского масштаба. Правда, в приведенных выше словах заметна некоторая осторожность («без особого преувеличения», «одним из»). Но это и понятно - когда писалась заметка, «соловьёвский проект» делал свои первые шаги, пусть и
С.Б. Роцинский и С.И. Бородулина на Соловьёвском еминаре.
весьма успешные. Уже была проведена Международная научная конференция «Владимир Соловьёв и философско-культуро-логическая мысль XX века», а также целый ряд заседаний Семинара. Тем не менее, жизнеспособность и долговечность проекта представлялась проблематичной, рискну предположить, даже самому автору и зачинателю проекта профессору М.В. Максимову (не знаю, как иначе расценивать слова, содержащиеся в заметке «От редакции», помещенной в первом выпуске «Со-
ловьёвских исследований» за 2001 год, где говорилось, что «мы продолжаем работу семинара, по программе, рассчитанной на 3 года»).
Сегодня со всей очевидностью стало ясно, что поводов для каких-либо сомнений уже не осталось. Программа семинара далеко перешагнула трехлетний рубеж, скромное (но по-прежнему родное) название «Соловьёвский семинар» дополнилось звучным «Российский научный центр по изучению наследия B.C. Соловьёва», количество заседаний измеряется уже десятками, число участников - сотнями, а запланированная на 2008 год Международная научная конференция «Философия B.C. Соловьёва в истории мысли и современных дискуссиях», несомненно, станет крупнейшим событием в мировой практике по изучению и осмыслению наследия великого русского мыслителя. И сегодня любое солидное издание может уверенно, безо всяких осторожностей, не боясь необоснованных преувеличений, сообщить своим читателям, что Иваново стало основным центром не только отечественного, но и международного соловьёвоведения.
Ведь на самом деле, столь интенсивного «мозгового штурма» философского наследия Вл. Соловьёва, как это происходит в Иваново, не происходит нигде в России. Конечно, в юбилейные соловьёвские годы творчество русского философа становится предметом повышенного интереса. Конференции, «круглые столы», «чтения» проводятся и в столице, и региональных философских сообществах, и за рубежом. Но в Ивановском энергетическом университете эта работа ведется систематически, форумы, как известно, проводятся не от даты к дате, а по нескольку раз в год.
Соловьёвский Центр в Иваново является достойным продолжателем традиции, начало которой было положено Религиозно-философским обществом памяти Вл. Соловьёва, длившейся с 1905 по 1918 год и затем прервавшейся на многие годы. На его собраниях выступали с докладами виднейшие мыслители, унаследовавшие идеи своего предшественника. И в ивановских семинарах участвуют известные историки отечественной философии, внесшие заметный вклад в современное соловьёвоведение. С большим интересом и удовлетворением я слушал и читал в «Соловьёвских исследованиях» доклады и статьи И.И. Евлам-
пиева, А.П. Козырева, B.B. Сербиненко, A.A. Ермичева и многих других участников Семинара, среди которых немало глубоких и смелых выступлений молодых исследователей. К сожалению, мне не удалось быть в Иваново, когда там выступала профессор Н.В. Мотрошилова, однако открыв ее книгу «Мыслители России и философия Запада», я нашел там главу «Философия В.Соловьёва и западная мысль конца XIX-начала XX в.: созвучия и параллели», которая имеет подзаголовок «Лекции в Иванове». Этот замечательный как в жанровом, так и в содержательном отношении фрагмент родился в ИЭГУ и является едва не лучшим разделом той части книги, которая посвящена анализу творчества Вл. Соловьёва.
Философские встречи в Иваново - это плодотворная трансляция опыта осмысления и интерпретации идей русского мыслителя поверх всяческих государственных границ и конфессиональных разделений. Мне пришлось участвовать в заседаниях, на которых выступали с докладами профессор Латеранского университета в Риме Патрик де Лобье, профессор Ян Красицки из Института философии Вроцлавского университета. Из публикаций в сборниках можно было узнать, что активный интерес к семинару проявляют ученые из Болгарии, Германии, Китая, Японии, Франции и других стран. Надо полагать, круг зарубежных его участников будет расширяться.
Дальнейшее расширение происходит также в сфере тематического диапазона обсуждаемых вопросов. И это вполне оправданно, поскольку соловьёвская проблематика не ограничивается сочинениями одного Соловьева - вокруг его творчества образовался особый «соловьёвский мир», в котором находят место самые разнообразные идеи и фигуры. Это и современники, и последователи Соловьёва, его и единомышленники, и оппоненты. Свежим примером являются дискуссии, проведенные осенью 2007 года, на которых относительно частная тема «B.C. Соловьёв и позитивизм» была поднята на фундаментальный уровень: «Природа и сущность философского знания, гносеология и методология». Опыт компаративистики распространяется на творчество как отечественных, так и зарубежных мыслителей - тех, чьи идеи нашли то или иное отражение в системе всеединства русского философа или чьи концепции, так или иначе, созвучны
мыслям Соловьёва. На мой взгляд, дальнейшее расширение тематики дискуссий семинара нисколько не противоречит его программным принципам - опять-таки вспомним деятельность Общества памяти Вл. Соловьёва - на его собраниях обсуждались очень разные вопросы, которые, несомненно, волновали бы самого Соловьёва, если бы он мог принимать в них участие.
Хотелось особенно отметить «литературное приложение» к работе Семинара - периодический сборник научных трудов «Соловьёвские исследования», придающий каждому заседанию известную содержательную завершенность, а Семинару в целом - возможность приобщения к его дискуссиям большому числу тех, кто интересуется обсуждаемой проблематикой. Для тех, кто находится на расстоянии от города Иванова, при всем желании участвовать, даже присутствовать на каждом заседании, конечно, не удается, и сборники материалов оказывают неоценимую помощь в изучении новейших исследований творчества Вл. Соловьёва. Публикации сборника все активнее включаются в научный оборот, ссылки на них то и дело появляются в солидных научных изданиях, на страницах Интернета. Более того, материалы сборника расширяют информационное пространство со-ловьёвских исследований далеко за пределы тематики собственных заседаний семинара. Я имею в виду библиографические списки, составленные М.В. Максимовым и Л.М. Максимовой, являющиеся едва ли не самыми полными и подробными в современной соловьёвоведческой библиографии.
В заключение не могу не высказать своего восхищения организаторским талантом и самоотверженной деятельностью организатора и руководителя Семинара (Центра) М.В. Максимова. Это настоящее подвижничество, заслуживающее высочайшей оценки и глубочайшей благодарности. И не только тех, кто сегодня непосредственно причастен к плодам той благородной работы, которую Михаил Викторович неутомимо ведет вместе с Ларисой Михайловной Максимовой и другими своими ближайшими сподвижниками. Потому что результаты их труда представляют огромную ценность как для современников, так и для истории.