Научная статья на тему 'Освоение Русского Дальнего Востока и рост скорости обращения капитала в конце XIX начале XX вв'

Освоение Русского Дальнего Востока и рост скорости обращения капитала в конце XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ КАПИТАЛА / ПРИМОРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОСВОЕНИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КОНЕЦ XIX НАЧАЛО ХХ ВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / УССУРИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / WORKING CAPITAL TURNOVER / PRIMORSKAYA PROVINCE / COLONIZATION / RUSSIAN FAR EAST / THE ECONOMIC GROWTH / HISTORICAL EXPERIENCE / AT THE TURN OF THE XIX CENTURY / USSURI RAILROAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояхчян Алексей Гагикович

В статье исследуется историко-экономический опыт успешного освоения Дальнего Востока в конце XIX начале ХХ века с учётом возможностей его использования в наши дни. Поставлена и решена задача оценки темпов и структуры хозяйственного развития на базе оценки роста товарооборота и расчета скорости обращения капитала. Проводится анализ её динамики. В целях определения характера и степени влияния на хозяйственное развитие Дальнего Востока мер государственной политики в области переселения и железнодорожного строительства проведено сравнение коэффициента оборачиваемости капитала с численностью населения в Хабаровском и Южно-Уссурийском уездах Приморской области и объемами перевозок по Уссурийской железной дороге. В результате выявлено, что, с одной стороны, более высокий уровень оборачиваемости капитала соответствует большей численности населения и большему объему перевозок, однако с другой рост перевозок и населения происходил с определенным лагом по отношению к увеличению скорости обращения капитала. Строительство и начало эксплуатации Уссурийской железной дороги на начальном этапе увеличили скорость обращения товаров и капитала на внутреннем рынке, что в итоге вызвало приток населения, который был усилен мерами по организации переселенческого дела. В заключении статьи на основе исторического опыта делается вывод о необходимости ориентации существующей программы мероприятий по развитию Дальнего Востока на развитие внутреннего рынка и на рост оборачиваемости капитала в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This artide analyses economic experience of Russian Far East successful colonization at the turn of XIX century. The analysis is being conducted to determine key experience features, which can be applied nowadays in current situation. The main task of this article is the calculation of economic development and its structure in Russian Far East on the basis of good circulation and working capital turnover ratio at the turn of ХХ century. Furthermore a comparison between working capital turnover ratio on the one hand and population with annual freight of Ussuri Railroad on the other is made to reveal the influence of main governmental development measures of that times which were railroad construction and migration policy. This survey has determined that generally the higher working capital turnover ratio the higher were the population and the annual freight. However the growth of population and freight were lagging. That was because the construction and exploitation of Ussuri Railroad on the first steps had changed internal market by increase in speed of goods circulation and capital turnover, which in turn attracted colonists and migrants. The flows of them ware intensified by arrangements of state migration policy from European Russia. As a conclusion a recommendation for current development program of Russian Far East is presented to orient its each event on internal market development and increase in working capital turnover ratio.

Текст научной работы на тему «Освоение Русского Дальнего Востока и рост скорости обращения капитала в конце XIX начале XX вв»

УДК 338.1

Бояхчян Алексей Гагикович

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Россия, Москва1

Аспирант кафедры истории народного хозяйства и экономических учений

E-Mail: bismark@list.ru

Освоение Русского Дальнего Востока и рост скорости обращения капитала в конце XIX - начале XX вв.

Аннотация: В статье исследуется историко-экономический опыт успешного освоения Дальнего Востока в конце XIX - начале ХХ века с учётом возможностей его использования в наши дни. Поставлена и решена задача оценки темпов и структуры хозяйственного развития на базе оценки роста товарооборота и расчета скорости обращения капитала. Проводится анализ её динамики.

В целях определения характера и степени влияния на хозяйственное развитие Дальнего Востока мер государственной политики в области переселения и железнодорожного строительства проведено сравнение коэффициента оборачиваемости капитала с численностью населения в Хабаровском и Южно-Уссурийском уездах Приморской области и объемами перевозок по Уссурийской железной дороге. В результате выявлено, что, с одной стороны, более высокий уровень оборачиваемости капитала соответствует большей численности населения и большему объему перевозок, однако с другой - рост перевозок и населения происходил с определенным лагом по отношению к увеличению скорости обращения капитала. Строительство и начало эксплуатации Уссурийской железной дороги на начальном этапе увеличили скорость обращения товаров и капитала на внутреннем рынке, что в итоге вызвало приток населения, который был усилен мерами по организации переселенческого дела.

В заключении статьи на основе исторического опыта делается вывод о необходимости ориентации существующей программы мероприятий по развитию Дальнего Востока на развитие внутреннего рынка и на рост оборачиваемости капитала в регионе.

Ключевые слова: оборачиваемость капитала; Приморская область; освоение; Дальний Восток; конец XIX - начало ХХ века; экономический рост; исторический опыт; Уссурийская железная дорога.

Идентификационный номер статьи в журнале 120EVN314

1 119991, Ленинские горы д.1 стр.46

Сегодня, в начале XXI века, президентом и правительством нашей страны поставлена задача форсированного развития территорий Дальнего Востока, а на повестку дня федеральных органов исполнительной власти выходит реализация государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона2.

Финансирование мероприятий указанной программы в период 2014-2025 годов предусмотрено за счет бюджетов различных уровней в размере 3.8 трлн.руб. Естественно встает вопрос об оценке эффективности направлений использования указанных средств в рамках достижения заявленных в программе целей, которая не может быть произведена без учёта исторического опыта освоения дальневосточных окраин нашей страны.

С нашей точки зрения предпочтение необходимо отдавать опыту на рубеже XIX-XX веков в связи с рыночным типом организации хозяйства, сходным нашему времени. При этом освоение Русского Дальнего Востока в указанный период можно считать успешным по причине многократного увеличение его населения. Так в Приморской области оно возросло с 82 тыс.чел. в 1891 до 592 тыс.чел. в 1914 году [6], а в Амурской области - со 120 тыс.чел. в 1897 [7, а 2-3] до 317 тыс.чел. в 1911 году [5].

Без учёта исторического опыта и хозяйственных особенностей территорий Русского Дальнего Востока, находящихся на отдалении от привычных русских рынков Европейской России, реализация многопрофильных программ развития будет менее эффективной и может привести к перерасходу и нецелевому использованию государственных средств.

Материалы настоящей статьи открывают один из факторов успешного освоения дальневосточных территорий в начале ХХ века, предполагавшего осуществление крупных капитальных вложений, в том числе и в строительство железных дорог.

Основные подходы к изучению исторического опыта

Коль скоро освоение было успешным, можно поставить вполне конкретную задачу о выявлении влияния государственных мероприятий, проводимых в конце XIX - начале ХХ веков на хозяйственное развитие Русского Дальнего Востока.

Для её решения в условиях отсутствия статистических данных, сформированных в соответствии с Системой Национальных Счетов, и необходимости обеспечения адаптации полученных результатов к нашему времени нами применялся следующий подход к анализу экономических данных, который условно можно разделить на три части.

1. Для оценки хозяйственного развития был использован один интегральный показатель. В качестве такового нами был выбран аналог показателя роста объема торговых оборотов, отражающий одновременно и его объем и используемый для этого торговый капитал, а именно скорость обращения рабочего капитала. Применение аналога, а не действительного показателя в первую очередь связано с отсутствием с данных.

2. В качестве мероприятий освоения территорий Дальнего Востока, влияющих на изменение интегрального показателя, были выбраны два крупнейших: организация переселенческого движения и строительство участков Великого Сибирского пути3. Одно из них в целом способствовало улучшению путей и

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013г. № 466-р

3 Историческое название Транссибирской железнодорожной магистрали

средств сообщения, тогда как другое - формированию и увеличению объемов внутреннего рынка Приморской и Амурской областей.

3. На первом этапе проводится построение и анализ структуры интегрального показателя, на втором - выявляется его связь с мероприятиями, характеризуемыми количественными показателями.

Безусловно, такой подход имеет определенные ограничения и может быть подвергнут критике. Однако основным аргументом за его применение, как будет видно в дальнейшем, является возможность обеспечить сопоставимость полученных результатов для начала ХХ века с настоящим временем.

Альтернатива указанному подходу лежит в детальном рассмотрении статистики по отдельным отраслям хозяйства Русского Дальнего Востока4 и выявлении влияния на их развития проводимых мероприятий. Однако альтернативный подход, хоть и вызывает неподдельный интерес с точки зрения экономической истории, но в итоге не позволяет перенести полученные выводы в наше время ввиду различий в хозяйственном укладе и несопоставимости объемов производства продукции, которые были в десятки раз меньше.

Процесс сбора данных непосредственно о торговых оборотах на территории Дальнего Востока сталкивается с проблемой наличия обрывочных сведений5. Косвенный показатель числа выданных торговых документов также не характеризуется сплошной статистикой6. Поэтому для оценки торговых оборотов, нами были использованы обороты по статьям баланса отдельных банков Приморской области. Это было сделано нами по причине того, что, во-первых, для оценки торговых оборотов этот показатель использовался современниками7, во-вторых, ввиду полноты статистики появляется возможность оценить в динамике и объем операций, и используемый для них торговый капитал, и скорость его обращения.

Скорость обращения капитала

Наиболее полной с точки зрения обзоров Амурской и Приморской областей является статистика оборотов Владивостокского и Хабаровского отделений Государственного Банка [2]. Таким образом, фактически оценка хозяйственного развития производилась нами на севере и на юге Приморской области.

Расчет скорости обращения капитала в году У осуществлялась нами в общем случае по формуле (1), в числителе которой указывалась годовая выручка, в знаменателе - средний в течение года рабочий капитал.

т =ТЁ_= 2 • тяу

оборачиваемости -у ттг/^У ттг/^У+1 5 (1)

"С + утС

4 Исходная статистика представлена в обзорах Амурской и Приморской областей. Она была переработана нами и представлена в статистическом обозрении: «Дальний Восток Российской Империи в конце XIX -начале XX века» [2].

5 Например, в обзоре Приморской области за 1895 год [6, с.32] указывается, что «торговые обороты Южно-Уссурийском крае за исключением города Владивостока выражались цифрою до 3 млн.руб.». При этом в обзоре за 1896 год уже указывается цифра в «до 4 млн.руб.».

6 Так в обзорах Приморской области за 1896 [6, а23-24], 1898 [6, а25], 1899 [6, а50-51] годы представлены таблицы с указанием числа выданных торговых, питейных и табачных документов. Данные в обзорах за 1906 и более поздние годы такие данные не предоставляют.

7 «Некоторым показателем развития торгово-промышленных предприятий в области могут служить обороты местных банков». Обзор Приморской области за 1898 год [6, а26]

где ТЯ - выручка, ЖС - рабочий капитал, У - временной период (год)

В качестве выручки банка ввиду отсутствия для того времени отчёта о финансовых результатах, установленного действующим законодательством по финансовой отчётности8, был выбран объем учетно-ссудных операций по кредиту. В них входят возвращенные ссуды, в том числе обеспеченные ценными бумагами и векселями, а также погашение векселей. В то же время для определения размеров рабочего капитала нами были сделаны определенные поправки.

Владивостокское отделение. Из динамики объемов активов Владивостокского отделения (Рисунок 1) за период 1898-1914 годов видно, что их максимум пришелся на 1901 и 1902 годы. Однако в структуре пассивов (Рисунок 4) в указанные годы преобладала статья «Счёт с банком», а в структуре активов (Рисунок 3) - статья «Прочие активы». Фактически это означает, что основной задачей банка в этот период было обеспечение финансирования государственных обязательств. А именно: поступающие средства из головного банка направлялись на финансирование прочих активов.

16953 17014

8739

ЧОЮОООООООО—

Рис. 1. Объем активов Владивостокского отделения в период 1898-1914 гг. (тыс.руб.)

8 Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ

ЙСО'О'О'О'О'О'О'О'О'О'О'О'О'О "О'ООООООООО—* ООЧОО—‘Ы'-^Оч^ОО'ОО—

Активы: Оборот по дебету- (млн.руб.) Оборот: пл с сивы Оборот: активы

Рис. 2. Динамика оборотов по статьям активов по дебету Владивостокского отделения в

период 1898-1914 годов

Это также подтверждается отношением оборотов по статьям пассивов к оборотам по статьям активов (Рисунок 2), которое приблизительно равно единице. Таким образом, поступление пассивов и наращивание активов происходило последовательно и единовременно.

Такое положение дел во Владивостокском отделении наблюдается вплоть до 1906 года с вытеснением из структуры активов статьи «Счет с Банком» и роста статьи «Счет с Казначействами». Оно, очевидно, было вызвано Русско-Японской войной 1904-1905 годов, и, как было отмечено, отделение в этот период служило только для обеспечения расчетов.

9 Ш

39

56

73

л 78

М Я I 87

1898 1899 1900 1901 1902 190} 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914

■ Касса ■ Учетно-ссудные операции

■ Процентные бумаги ■ Счет с Банком

■ СчетсКазн.учрежниями ■ Прочие активы

Рис. 3. Структура активов Владивостокского отделения в период 1898-1914 гг. (%)

11 ю

1898 1899 1900 1901 1902 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914

■ Вклады иТеку щие счета

■ Счет с Банком ИСчет с Казначейством

■ Прочие пассивы

Рис. 4. Структура пассивов Владивостокского отделения в период 1898-1914 гг. (%)

Напротив, в послевоенный период в структуре активов Владивостокского отделения наблюдается рост доли учётно-ссудных операций, а в 1913 году она достигает пика в 78%. Растет и доля кассовых остатков: в 1909 и 1910 годах она составляет 37% и 33%

соответственно. Меняется и структура пассивов: если до 1905 года фактические операции

банка обеспечивались за счет текущих счетов и средств государственного казначейства, то в послевоенный период дополнительный рост капитала отделения происходил за счет роста счета головного банка. Однако в большей степени этот прирост расходовался на увеличение

26

39 38 35 37 52 56

29 56 (2 51 50

31 27

I 7 11 6 9 11 10

17 10 19 8 9 5 8

23

62 43 54 69 64 78

46

15 21 37 33 21 29 11

денежных резервов в кассе, что происходило в целях обеспечения выплат по государственным обязательствам9.

Рис. 5. Активы Хабаровского отделения в период 1898-1914 гг. (тыс.руб.)

Рис. 6. Динамика оборотов по статьям активов по дебету Хабаровского отделения в период

1898-1914 годов

9 Коэффициент корреляции между статьями «Касса» и «Счет с Банком» за период 1908-1914 годов равен 0,73.

Таким образом, для получения значения рабочего капитала (Таблица 1) для Владивостокского отделения нами была проведена корректировка совокупного объема пассивов на величину обязательств по статье «Счёт с Банком», которые использовались для обеспечения расчётов государства.

Хабаровское отделение. В Хабаровском отделении Государственного банка наблюдается сходная картина операционной деятельности (Рисунок 5) с небольшими отличиями. В период 1898-1902 годов отделение также преимущественно использовалось для осуществления расчетов по государственным обязательствам. Однако примечательно, что в структуре пассивов отделения в этот период преобладает статья «Счет с Банком» (Рисунок 7), тогда как в структуре активов - статья «Касса». Фактически это означало, что все поступившие из головного банка денежные средства складывались и лежали «мертвым» грузом в кассе.

16 18 18 15

>0 I 13

20 I 24 I 20 I I "6 I 4

1898 1899 1 ЧЙ^Сасеа1 1902 1909 1910 1911 1912 1913 1914

■ У четно-ссудные операции ■Процентные бумаги

■ Счет казначей ств сучреждениями ■Прочие активы

Рис. 7. Структура активов Хабаровского отделения в период 1898-1914 гг.

Рис. 8. Структура пассивов Хабаровского отделения в период 1898-1914 гг.

Рост учётно-ссудных операций также приходится на послевоенный период: их доля в 1914 году в структуре активов достигла 82%. Финансирование деятельности отделения в послевоенный период осуществлялась за счет привлечения средств головного Банка и государственного Казначейства, 18% достигала доля текущих счетов. Вместе с тем в структуре активов большую долю занимали прочие активы, посредством которых осуществлялось финансирование государственных обязательств.

Исходя из анализа структуры баланса, рабочий капитал Хабаровского отделения был рассчитан нами как разница объема пассивов и величины прочих активов (Таблица 1). В результате отнесения полученных объемов учётно-ссудных операций к среднему в течение года размеру рабочего капитала нами были получены значения коэффициентов оборачиваемости капитала (Рисунок 9) в динамике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Расчет коэффициента оборачиваемости капитала

Отделени е Владивостокское отделение Хабаровское отделение

Статья Пассив ы Счет с Банком Рабочи й Капита л Учетно- ссудные операци и Коб Пассив ы Прочи е актив ы Рабочи й Капита л Учетно- ссудные операци и Коб

Формула П СБ РК = П - СБ У У/Р К П ПА РК = П - ПА У У/Р К

1898 2 341,0 0,0 2 341,0 866,8 0,38 1 482,2 0,9 1 481,3 180,0 0,08

1899 3 178,0 990,9 2 187,1 1 127,8 0,64 2 912,1 0,8 2 911,3 585,2 0,28

1900 8 738,8 7 391,6 1 347,2 1 746,0 1,35 920,9 155,3 765,6 706,0 0,68

1901 16 953,0 15 708,0 1 245,0 2 283,0 2,07 2 414,9 1090,3 1 324,6 739,0 0,69

1902 17 014,0 16 048,0 966,0 н/д н/д 1 662,9 1013,0 649,9 н/д н/д

1905 3 438,0 0,0 3 438,0 903,9 0,17 н/д н/д н/д н/д н/д

1906 7 389,0 0,0 7 389,0 1 529,0 0,27 н/д н/д н/д н/д н/д

1907 4 144,4 0,0 4 144,4 9 889,7 2,59 н/д н/д н/д н/д н/д

1908 4 930,3 1 447,1 3 483,2 9 828,0 3,34 н/д н/д н/д н/д н/д

1909 5 413,2 3 005,0 2 408,2 6 149,0 2,63 2 048,0 325,0 1 723,0 1 313,0 1,03

1910 3 936,2 1 664,0 2 272,2 6 301,9 2,71 1 540,0 277,0 1 263,0 2 248,0 1,33

1911 4 871,1 2 499,6 2 371,5 14 511,8 4,87 2 057,0 363,0 1 694,0 3 936,0 1,83

1912 7 147,0 3 556,0 3 591,0 16 675,0 4,56 2 552,0 388,0 2 164,0 6 247,0 2,07

1913 5 434,4 1 711,6 3 722,8 15 475,3 4,39 3 280,0 333,0 2 947,0 7 833,0 2,30

1914 4 565,4 1 244,2 3 321,2 н/д н/д 3 452,0 88,0 3 364,0 н/д н/д

а. Владивостокское отделение б. Хабаровское отделение

Рис. 9. Коэффициент оборачиваемости капитала в период 1898-1913 годов

Таким образом, за рассматриваемый период оборачиваемость капитала во Владивостокском отделении увеличилась с 0,38 до 4,39 раз в год. Это означает, что во Владивостоке вложенный в приобретение товаров капитал в 1898 году возвращался в полном объеме лишь через 2 года 7 месяцев, тогда как в 1913 году - в течение квартала (83 дня). В Хабаровске показатели были скромнее - рост с 0,08 до 2,30 раз в год. Оборот капитала - 12 лет 9 месяцев и 5 месяцев в 1898 и 1913 годах соответственно. Следовательно, темпы роста в

Хабаровске были больше: 29,3 раза против 11,5 раз во Владивостоке - что обусловлено начальными условиями развития коммерческой деятельности на Дальнем Востоке.

Осуществленный нами расчет оборачиваемости капитала говорит о состоянии коммерческой и хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке в начале ХХ века, косвенно выявляет динамику её объемов, позволяет проводить количественную оценку хозяйственного развития на Дальнем Востоке. На Рисунке 9 отчётливо виден упадок хозяйственный операций в военный период 1905-1906 годов, видны колебания в послевоенный период10. В то же время проведенные изыскания свидетельствуют, что развитие коммерческой деятельности и экономический рост были неравномерными и отличались в зависимости от территории.

Таким образом, нами был построен интегральный показатель, характеризующий хозяйственное развитие на Дальнем Востоке в начале ХХ века. При этом он одновременно отражает и экстенсивное, и интенсивное развитие в региона. Действительно, с одной стороны, он оперирует валовым объемом торговых операций, но с другой - учитывает и влияние изменений объемов используемого капитала. Соотношение объемов капитала и оборачиваемости, таким образом, дает условие для привлечения инвестиций.

Объемы рабочего капитала, скорость его обращения и условие для привлечения инвестиций

Объемы рабочего капитала и коэффициент оборачиваемости на Дальнем Востоке находились в следующем соотношении. При достаточно низком уровне оборачиваемости требовался сравнительно большой объем капитала. В условиях низкого уровня оборачиваемости при незначительном её повышении, что видно на основе данных Владивостокского и Хабаровского отделений в период 1898-1901 годов, объем рабочего капитала снижается. Вместе с тем при существенном росте оборачиваемости возрастают и объемы используемого капитала.

Рис. 10. Соотношение размера капитала и коэффициента оборачиваемости в период 18981914 годов

10 Примечательно, что во Владивостокском отделении при наличии четкого тренда последовавший рост оборачиваемости капитала 1907 и 1908 годов сменяется падением в 1909 и 1910 годах, ровно как рост 1911 году был откорректирован в 1912 и 1913 годах.

На основе Рисунка 10 можно судить о параболическом соотношении объемов рабочего капитала и оборачиваемости. Лучше указанное соотношение просматривается на данных Хабаровского отделения, однако и для данных Владивостокского отделения в период с 1898 по 1910 года также можно выделить сходные характеристики. При их выявлении необходимо учитывать, что в 1905, 1906 ощущались последствия военного времени, а в 1907 году присутствовала реализация отложенных объемов коммерческой деятельности, с чем, собственно, и связано её большое отклонение от усредненной модели.

Следовательно, в целом рост оборачиваемости приводит к росту объему рабочего капитала. Однако ключевая особенность этого роста заключается в том, что на начальном этапе увеличение оборачиваемости приводит к сокращению рабочего капитала. Это происходит по причине того, что рабочий капитал фактически отражает финансовые запасы предприятия (в данном случае банка), которые являются расчетным показателем по отношению к показателю выручки. Действительно, с уменьшением сроков возврата ссуд и обращения векселей потребность в содержании большого объема рабочего капитала сокращается. Однако одновременно с этим уменьшение сроков возврата, обеспеченное ростом коммерческой деятельности, привлекает на рынок новых участников и новый капитал, что выражается в росте объемов учетно-ссудных операций и способствует увеличению запаса капитала в банке, рассчитанного под новые объемы ссуд.

Выявленное соотношение формулирует условие привлечения инвестиций на Дальний Восток, а именно: рост скорости обращения капитала. Безусловно, с поправкой на сохранение положительной рентабельности. Чем больше будет сделано для обеспечения роста оборачиваемости и достижения уровня оборачиваемости капитала в Европейской России, тем больше капитала будет направлено в регион, в том числе и иностранных инвестиций.

Несомненно, оборачиваемость капитала является производным показателем, а воздействие на него можно оказать только за счет изменения других показателей. В целом рост оборачиваемости в целом в регионе является результатом экономических преобразований, проведения определенных мероприятий и реализации государственной промышленной политики. Нами была проведена оценка влияния двух наиболее крупных и масштабных мероприятий, а именно переселенческого движения и строительства Уссурийской железной дороги.

Перевозки по Уссурийской ж.д. и оборачиваемость капитала

Соотношение скорости обращения капитала и перевозок по Уссурийской железной дороге в начале ХХ века характеризуется положительной корреляцией. В целом больший объем перевозок соответствует более высокому значению коэффициента оборачиваемости капитала (Рисунок 11). Однако в период 1898-1901 годов наблюдается рост оборачиваемости без увеличения роста перевозок грузов.

Такая динамика свидетельствует о том, что Уссурийская железная дорога, как и большинство железные дорог в Российской Империи [1, Отд^,гл.П,с.Ю], носила грузообразующий характер. И действительно, по началу эксплуатации железных дорог возрастает скорость перемещения имеющихся на рынке товаров, сокращается срок доставки их до конечного потребителя, что увеличивает скорость возврата вложенных в производство (приобретение) товаров средств. Новые грузы на железной дороги появлялись лишь через несколько лет после начала эксплуатации железной дороги ввиду строительства новых предприятий, активизации населения на прилегающей полосе, а в целом за счет повышения скорости обращения вложенных средств за счет улучшения путей сообщения. Также обстояло дело и в Приморской области с Уссурийской железной дорогой, о чем свидетельствует представленная на Рисунке 12 динамика. Ввод её в эксплуатацию в 1897 году [3, с.86] в итоге

к 1901 году поднял скорость обращения капитала до 2,07 раз/год во Владивостоке и до 0,7 раз/год в Хабаровске, однако это не привело к росту объемов перевезенных грузов. Основной рост перевозок (ввиду войны) приходится на послевоенный период, когда созданный железный дорогой потенциал был реализован11, а скорость обращения капитала продолжила свой рост до уровня 4,5 раз/год и 2,2 раз/год во Владивостоке и Хабаровске соответственно, но уже в связке с ростом объемов перевозок.

Рис. 11. Соотношение объема перевозок по Уссурийской ж.д. и коэффициента оборачиваемости в период 1898-1913 годов12

Переселение и рост оборачиваемости капитала

Переселенческое движение на Дальний Восток осуществлялось в наиболее пригодные для земледелия Амурскую и Приморскую области. Поскольку для оборачиваемости капитала выше были сделаны расчеты для Владивостока и Хабаровска далее целесообразно говорить лишь о динамике переселения в Приморскую область.

Абсолютный пик переселенческого движения в Приморскую область пришелся на 1907 год (Рисунок 12). Однако, если брать в расчет, что в этот год реализовалось отложенное переселение 1904-1906 годов, вызванное Русско-Японской войной, то окажется, что реальный пик был достигнут в 1909 году (23,8 тыс.чел.), поскольку за период 1904-1907 годов в среднем в год водворялось 17,7 тыс.чел., что меньше значения 1908 года в 21,9 тыс.чел.

По причине наличия у нас материалов только о переселении в Приморскую область в целом для оценки связи в детализации по уездам были использованы данные о численности населения в Южно-Уссурийском и Хабаровском уездах. Вместе с тем данные о численности

11 В дополнение к сказанному, во-первых, надо учитывать ввод в эксплуатацию (1903 год) Китайской Восточной железной дороги и участка Никольск-Пограничная (1900 год) Уссурийской железной дороги, поскольку именно со станций Китайской Восточной железной дороги в период 1907-1914 годов поступал основной объем грузов (преимущественно китайских бобов), перегружавшихся в порту Владивостока. Во-вторых, передачу казенной Уссурийской ж.д. в ведении Общества Китайской-Восточной ж.д., а также ориентации русских компаний в Манчжурии на осуществление коммерческой деятельности через Владивостокский порт после утери торгового порта Дальнего (Даляньвань) на Ляодунском полуострове в связи с поражением России в Русско-Японской войне.

12 Данные об объеме перевезенных по Уссурийской железной дороге грузов получены на основе Сметы доходов на 1903 год [9] и Отчёта по эксплуатации за 1915 год [8]

населения отражают влияние всех факторов, в том числе и изменений условий ведения хозяйственной деятельности в регионе. Следовательно, для этих данных наблюдается двусторонняя связь. С одной стороны, увеличение численности населения влияет на рост хозяйственной деятельности, но верно и обратное: хозяйственное развитие и экономический рост способствуют притоку населения в регион.

Рис. 12. Число переселенцев в Приморскую область в период 1859-1913 гг. (тыс.чел.)13

Соотношение численности населения в Южно-Уссурийском и Хабаровском уезде и оборачиваемости капитала в период 1898-1914 годов (Рисунок 13), как и в случае перевозок, свидетельствует, что большей численности населения соответствует большая скорость обращения капитала. Однако детали устанавливают, что на практике оборачиваемость может увеличиваться и уменьшаться в определенных пределах и без роста населения. Действительно, период 1898-1901 годов характеризуется стабилизацией населения на одном уровне как в Южно-Уссурийском, там и Хабаровском уездах, однако в обоих случаях наблюдается рост оборачиваемости к 1901 году. К 1907-1908 годам население значительно возрастает, и на достигнутом уровне показатель оборачиваемости капитала уже в какой-то степени начинает зависеть от его численности.

13 На основе данных обзоров Приморской области за 1909-1914 годы [6] и кн. Львова Г. [4. с. 852]

14

Рис. 13. Соотношение численности населения и коэффициента оборачиваемости в период

1898-1913 годов14

Представленная динамика говорит о том, что рост оборачиваемости в 1898-1901 годах обеспечил положительную экономическую конъюнктуру, которая открывала простор для развития коммерческой и хозяйственной деятельности в Приморской области, однако это не привело к одномоментному росту населения. Скорее всего, рост оборачиваемости 1898-1901 годов обеспечил бы поступательное увеличение населения в 1903-1906 годах15, однако начало действий Русско-Японской войны «заморозила» созданный потенциал. Его реализация последовала в 1907-1908 годах. Однако в этот момент она совпала и поэтому была усилена основными мероприятиями переселенческой политики. В результате, прибывавшие переселенцы активно вовлекались в хозяйственный оборот и как покупатели товаров для обустройства на новом месте, и как производители пшеницы, овса и прочих хлебов, и как наемные работники.

Таким образом, была заложена основа внутреннего рынка Приморской области, рост которого и обеспечивал рост потребности в капитале, увеличение числа ссуд и способствовал повышению скорости обращения капитала.

Следовательно, железная дорога, увеличив возможности сбыта, в итоге создала основу для успешного развития коммерческой и хозяйственной деятельности, что благоприятно сказалось на притоке населения в Приморскую область. Приток дополнительно был усилен за счет мер переселенческой политики, что в итоге и обеспечило успешное развитие Русского Дальнего Востока в начале ХХ века. Рост населения способствовал увеличению объемов внутреннего рынка Приморской области, что, в свою очередь, порождало дополнительные грузы, предъявляемые к перевозке по железной дороге, и позволило в 1911 году Уссурийской железной дороге получить положительный финансовый результат от эксплуатации16.

14 Численность населения за соответствующие годы получена на основе обзоров Приморской области за период 1891-1914 годов [6]

15 Данные о численности населения Южно-Уссурийского уезда в 1905 (223,2 тыс.чел.) и 1906 (254,3 тыс.чел.) годах свидетельствуют о том, что созданный потенциал по мере возможности реализовывался. Хоть оборачиваемость в указанные годы вследствие войны и находилась на низком уровне, но большая численность населения была результатом роста хозяйственной деятельности 1899-1901 годов.

16 По данным Отчёта по эксплуатации Уссурийской железной дороге за 1915 год [8].

Таблица 2

Корреляционная матрица показателей: оборачиваемости капитала, рабочего капитала,

численности населения, перевезено грузов

а. Владивостокское отделение б. Хабаровское отделение

Рабочи й капита л Оборач и- ваемост ь Насел е-ние Перевоз ки Рабочи й капита л Оборач и- ваемост ь Насел е-ние Перевоз ки

Рабочий капитал 1,00 0,11 0,44 0,27 Рабочий капитал 1,00 0,73 0,65 0,62

Оборачи- ваемость 0,11 1,00 0,85 0,92 Оборачи- ваемость 0,73 1,00 0,95 0,96

Население 0,44 0,85 1,00 0,89 Население 0,65 0,95 1,00 0,99

Перевозки 0,27 0,92 0,89 1,00 Перевозки 0,62 0,96 0,99 1,00

Корреляционный анализ показывает тесную линейную связь между рассмотренными выше показателями (Таблица 2). Примечательно, что линейные коэффициенты корреляции между рабочим капиталом, с одной стороны, и населением и объемом перевозок, с другой, имеют меньшие значения, чем в случае оборачиваемости капитала. Это лишний раз свидетельствует о том, что привлечение капитальных вложения (инвестиций) в регион должно обеспечиваться за счет роста оборачиваемости капитала. Улучшение путей сообщений и численности населения, если оно не приводит к росту оборачиваемости капитала, в итоге не вызовет дополнительный поток инвестиционных средств в регион, о чем говорит исторический опыт освоения Дальнего Востока в начале ХХ века.

Значение исторического опыта

Из представленного анализа следует, что ключевые мероприятия по освоению Дальнего Востока в начале привели к интенсификации хозяйственной деятельности (ускорению обращения капитала), а затем и к увеличению её объемов за счет роста внутреннего рынка, подкрепленного ростом численности населения. Первоначальная интенсификация была обеспечена за счет улучшения путей сообщения. В то же время развитие в зависимости от территории было неравномерным.

Безусловно, с учётом объемов финансирования строительства Великого Сибирского пути, обеспечения переселенческого движения и других мероприятий можно утверждать, что в начале ХХ века дальневосточные области были дотационными. Однако осуществленные затраты фактически являлись капитальными вложениями, которые в начале 1910-х готов стали обеспечивать положительный денежный поток (пример - Уссурийская железная дорога). Более того, было создано крепкое хозяйство, ориентированное на внутренний рынок с угледобывающей промышленностью, основа, которая будет использована уже в 1920-ые и 1930-ые годы для дальнейшего развития.

Таким образом, успешный историко-экономический опыт подсказывает, что мероприятия сегодняшних программ развития Дальнего Востока должны быть направлены не только на осуществление капитальных вложений в освоение новых месторождений, расширения пропускной способности Транссибирской магистрали, и обновление существующих основных фондов, но и на увеличение емкости внутреннего рынка. Единичное строительство сырьевых предприятий, ориентированных на внешние рынки, не приведет к увеличению численности населения, не вызовет рост коммерческой деятельности, поскольку находится с хозяйственной точки зрения в отрыве от потребностей жителей Дальнего

Востока. И если в этом случае непосредственно добывающее предприятие выйдет на уровень безубыточности и даже обеспечит доходность, то инфраструктурные объекты, финансирование строительства которых осуществляется с участием государства, окупить будет невозможно.

Каждое мероприятие и каждый инвестиционный проект на Дальнем Востоке, таким образом, должны рассматриваться с точки зрения роста значения коэффициента оборачиваемости капитала в регионе в целом при сохранении удовлетворительного уровня рентабельности. Более того, проекты должны быть ориентированы на поддержку и увеличение внутреннего рынка Дальневосточных регионов, что в итоге позволит создать крепкую основу существования Русского Дальнего Востока в XXI веке, как это было сделано в начале ХХ века.

Более того, при использовании подхода с оценкой роста оборачиваемости капитала появляется возможность оценить рост действительных оборотов всех предприятий в регионе, на их основе осуществить расчет налоговых поступлений за ряд лет, оценить объем частных инвестиций и в итоге рассчитать срок и объемы возврата капитальный вложений, финансируемых из федерального бюджета. Однако эта тема для другого исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блиох И.С. Очерк сети русских железных дорог, её устройства, содержания и деятельности по 1892 год, Том II, С.-Петербург, 1896, с.585.

2. Бояхчян А.Г. Статистическое обозрение: Дальний Восток Российской Империи в конце XIX - начале ХХ века, сайт семинара «Русское хозяйство», http://эконом-история.рф/russian_far_east/

3. Дмитриев-Мамонтов А.И., Здзярский А.Ф. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге на 1900 год, С.-Петербург, 1900, с.600.

4. Львов Г. (ред) Приамурье. Факты. Цифры. Наблюдения. (Приложение к Отчёту общеземской организации за 1908 год), Москва, 1909, с.922.

5. Обзоры Амурской области за 1898-1911 годы, Благовещенск, 1899-1912

6. Обзоры Приморской области за 1891-1914 годы, Владивосток, 1892-1916

7. Тройницкий Н.А. (ред.) Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 год (Амурская область), Том 72 - Тетрадь II, С.-Петербург, 1905, с.53.

8. Отчет по эксплуатации Уссурийской железной дороги за 1915 год, Харбин, 1917, с.679

9. Уссурийская казенная железная дорога, Смета доходов на 1903 год, Владивосток, 1902, с.35

Рецензент: Платонов Дмитрий Николаевич, д.э.н., проф., МГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультет, кафедра истории народного хозяйства и экономических учений, рЫопоу@есоп.т8и.ги

Alexey Boyakhchyan

Faculty of economics Lomonosov Moscow State University Department of economic history and history of economic thought Russia, Moscow E-Mail: bismark@list.ru

The colonization of Russian Far East and increase in working capital turnover ratio at the turn of XIX century

Abstract. This article analyses economic experience of Russian Far East successful colonization at the turn of XIX century. The analysis is being conducted to determine key experience features, which can be applied nowadays in current situation. The main task of this article is the calculation of economic development and its structure in Russian Far East on the basis of good circulation and working capital turnover ratio at the turn of XX century.

Furthermore a comparison between working capital turnover ratio on the one hand and population with annual freight of Ussuri Railroad on the other is made to reveal the influence of main governmental development measures of that times which were railroad construction and migration policy. This survey has determined that generally the higher working capital turnover ratio the higher were the population and the annual freight. However the growth of population and freight were lagging. That was because the construction and exploitation of Ussuri Railroad on the first steps had changed internal market by increase in speed of goods circulation and capital turnover, which in turn attracted colonists and migrants. The flows of them ware intensified by arrangements of state migration policy from European Russia.

As a conclusion a recommendation for current development program of Russian Far East is presented to orient its each event on internal market development and increase in working capital turnover ratio.

Keywords: working capital turnover; Primorskaya province; colonization; Russian Far East; the economic growth; historical experience; at the turn of the XIX century; Ussuri Railroad

Identification number of article 120EVN314

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

7.

8. 9.

Blioh I.S. Review of russian railway network, its construction, maintanance and exploatation till the year of 1892. Vol 2. St.Petersburg, 1896, pp.585.

Boyakchchyan A.G. (2014) Satistic review of Russian Far East at the turn of XIX century. Russian economy seminar. http:/^K0H0M-HCT0pHfl.p$/russian_far_east/

Dmitriev-Mamontov A.I., Zdzyarskij A.F. Guide to Great Siberian Railway the year of 1900. St.Petersburg, 1900, pp.600.

Lvov G. (ed.) The Trans-Amur Territory. Facts. Figures. Observations. Enclosure for Report of head municipal organization for the year of 1908. Moscow, 1909, pp. 922.

Surveys of Amurskaya province. The years of 1898 - 1911. Blagoveshensk, 18991912

Surveys of Primorskaya province. The years of 1891 - 1914. Vladivostok, 1892-1916

Troinizkij N.A. (ed.) The first overall population census of Russian Empire in the year of 1897 (Amurskaya province). Vol. 72 - Part 2, 1905, pp.53

Exploitation report of Ussuri railroad in the year if 1915. Harbin. 1917, pp.679

Income statement plan of Ussuri Railroad for the year of 1903. Vladivostok, 1902,

pp.35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.