Научная статья на тему 'Освоение профессиональных ролей как усвоение социализации молодого преподавателя вуза'

Освоение профессиональных ролей как усвоение социализации молодого преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / VOCATIONAL TEACHER''S ROLE / SOCIALIZATION / A YOUNG HIGH SCHOOL TEACHER / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна

Профессиональная социализация молодого преподавателя вуза представлена в статье как процесс освоения профессиональных ролей. Для их выявления проведен анализ научных и монографических публикаций отечественных ученых и синтез практических разработок. В результате обобщения полученных данных на компетентностных основаниях выявлена взаимосвязь профессиональных ролей преподавателя вуза с основными видами его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional roles as a condition socialization of younghigh school teacher

Professional socialization of young university teachers will be visible in the article as a process of development of professional roles. To reveal the analysis of scientific publications and monographs of domestic scientists and synthesis of practical developments. The summary of the data on the basis of competency revealed the relationship of professional roles of university teachers with the basic types of his career.

Текст научной работы на тему «Освоение профессиональных ролей как усвоение социализации молодого преподавателя вуза»

УДК 378. 2 ББК 74.58

Вековцева Татьяна Александровна

кандидат искусствоведения, доцент

кафедра маркетинговые коммуникации Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Vecovtseva Tatyana Alexandrovna A candidate of culturological science, an assistant professor of Marketing Communications Department of the South Ural State University Chelyabinsk [email protected]

Освоение профессиональных ролей как условие социализации молодого преподавателя вуза

Development of professional roles as a condition socialization of younghigh school

teacher

Профессиональная социализация молодого преподавателя вуза представлена в статье как процесс освоения профессиональных ролей. Для их выявления проведен анализ научных и монографических публикаций отечественных ученых и синтез практических разработок. В результате обобщения полученных данных на компе-тентностных основаниях выявлена взаимосвязь профессиональных ролей преподавателя вуза с основными видами его профессиональной деятельности.

Professional socialization of young university teachers will be visible in the article as a process of development of professional roles. To reveal the analysis of scientific publications and monographs of domestic scientists and synthesis of practical developments. The summary of the data on the basis of competency revealed the relationship of professional roles of university teachers with the basic types of his career.

Ключевые слова: социализация; молодой преподаватель вуза; профессиональные роли преподавателя; компетентностный подход.

Key words: socialization, a young high school teacher, vocational teacher’s role, competence-based approach.

Модернизация процессов высшей школы современной России выдвигает

социокультурную роль преподавателя на передний план. Кроме того, актуализируется проблема обеспеченности системы высшего профессионального образования молодыми квалифицированными кадрами. В этой связи научный и практический интерес представляет изучение и анализ процесса профессиональной социализации молодого преподавателя вуза, который характеризуется

освоением им профессиональных норм и ценностей, необходимых для успешной научно-педагогической деятельности.

Важно отметить, что личность преподавателя вуза, а также специфика и особенности его профессиональной деятельности постоянно привлекают внимание ученых. Данные вопросы исследуются в психологии, педагогике, социологии и других областях научного знания [1; 2; 5 и др.]. Особое внимание исследователи уделяют личностным особенностям преподавателя; его социальному портрету; особенностям преподавательской деятельности; вопросам мотивации и оценки деятельности молодых педагогов; проблемам взаимоотношений между преподавателем и студентами; специфике развития педагогической и научно-методической культуры преподавателя вуза [3; 4 и др.]. Ученые подчеркивают, что преподаватели как социально-профессиональная группа выполняют важные социальные функции, направленные на обеспечение социокультурного развития общества. Особое место в данном процессе уделяется молодым педагогам, носителям новых идей и установок [5, с. 5 и др.].

Анализ нормативных документов, научных и монографических публикаций отечественных ученых, а также синтез практических разработок, позволяет констатировать, что профессия преподавателя вуза отличается многогранностью функциональных обязанностей, что предопределяет выполнение им множества ролей. Количество освоенных ролей и степень эффективности их исполнения определяет уровень профессионального развития преподавателя. Выявление и обоснование профессиональных ролей преподавателя способствует определению условий и соответствующих возможностей для расширения и повышения качества профессиональной деятельности, а также является основой профессиональной социализации молодого преподавателя вуза.

Новизна, проводимого нами в этом направлении исследования, основывается на следующем положении. Преподаватель в вузе постоянно взаимодействует с социальной средой, выполняя различные роли, следовательно, расширяя горизонт взаимодействия преподавателя, мы стимулируем его к освоению но-

вых ролей и, таким образом, создаем условия для профессиональной социализации молодого преподавателя вуза.

Существующую социальную среду рассмотрим в трех аспектах: макросреда, мезосреда и микросреда. Макросреда - это система профессионального образования во главе с Министерством образования и науки РФ, и, естественно, сюда входит руководство страны, региона и области, выполнение решений которых является прямой обязанностью преподавателя. В данном случае явная роль преподавателя - «исполнитель», но может быть и «исследователь». Мезо-среда - это уровень вуза, предприятий-партнеров, предприятий-заказчиков или руководителей предприятий (а также подразделений предприятия), с которыми ведутся исследовательские и консалтинговые работы. Основные роли преподавателя на этом уровне можно обозначить как консультант, тренер, тьютор, лектор, советник. Микросреда - это уровень кафедры, потоков и групп студентов. В этом случае ролевое поведение преподавателя проявляется как лектор, куратор, репетитор, ментор, тренер, модератор, фасилитатор. Представленные аспекты и соответствующие им роли преподавателя представлены в таблице, которая иллюстрирует соотнесение профессиональных ролей преподавателя вуза с внутренней средой вуза (студенты, коллеги - микросреда), внешней средой (социальные партнеры, работодатели, средства массовой информации, предприятия, учреждения и организации - мезо- и макросреда), а также с соответствующими видами деятельности (педагогическая, воспитательная, научноисследовательская). Рассмотрим подробнее представленные в таблице профессиональные роли преподавателя вуза.

Преподаватель вуза в процессе воспитательной деятельности выступает непосредственно как субъект процесса воспитания. Деятельность преподавателя в данном процессе направлена на формирование у студентов: устойчивой гражданской позиции; ощущения себя членом культурного общества; необходимых социальных, коммуникативных и других личностных характеристик; позитивного отношения к будущей профессии. На основе компетентностного

подхода можно констатировать, что в этой деятельности преподаватель выполняет роли, которые непосредственно связаны с формированием таких компетенций как: социальные, интеллектуальные, коммуникативные и даже здоровьесберегающие. Он является тьютором, куратором, фасилитатором. Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся и его деятельность направлена на работу с их субъектным опытом. В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора, который осуществляет академическое руководство студенческой группой, а также внеучебной жизнью студентов. Роль фасилитатора (содействующего) определяется основной ценностью - интересами развития личности студента. В этой роли преподаватель не ставит жесткие конкретные цели.

Таблица

Взаимосвязь профессиональных ролей с основными видами

Внутренняя среда Внешняя среда

Воспитательная Педагогическая Научно-

деятельность деятельность исследовательская деятельность

Роли Роли Роли

1. Субъект процесса 3. Субъект передачи зна- 7. Субъект научного по-

воспитания: ний: иска:

- тьютор - лектор - исследователь

- куратор - репетитор - консультант

- фасилитатор - тренер - руководитель

2. Субъект интерна- 4. Субъект внедрения пе- - организатор

ционализации и гло- дагогических техноло-

бализации: гий:

- мотиватор - методист

- ментор - дидакт - педагогический технолог 5. Субъект-руководитель: - координатор - организатор - модератор 6. Субъект инновационного процесса:

- новатор

_______________________- преобразователь____________________________________

8. Субъект коллективного взаимодействия:

- коллега

- наставник

_______________________________- исполнитель________________________________

Следующая роль преподавателя в процессе воспитательной деятельности

связана с актуальными сегодня процессами глобализации и интернационализации. Это говорит о том, что преподаватель должен также ориентироваться на международные стандарты качества образования. Формировать у студентов компетенции, связанные с их мобильностью, со способностями к зарубежным стажировкам и публикациям.

Преподаватель в данном случае мотивирует студентов, направляет их деятельность на успех, т.е. выступает в роли мотиватора. В условиях глобализации и информатизации образования особенно актуальной становится позиция преподавателя-ментора, который оказывает помощь студентам и вводит их в реальные профессиональные сферы.

Роль преподавателя как субъекта передачи знаний является наиболее очевидной в его профессиональной деятельности. Учитывая, что на сегодняшний день в системе высшего профессионального образования наблюдается переход от «знаниевого» подхода в обучении к «компетентностному», т.е. предполагается, что студент должен не только овладеть определенным набором знаний, но и быть способным компетентно осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому очевидная роль преподавателя преобразуется в многоплановую и требует выполнения достаточно сложных функций. Таким образом, традиционная роль преподавателя вуза как субъекта передачи знаний в современных условиях преобразуется в наиболее актуальную сегодня роль, связанную с формированием компетенций.

Основные роли, которые выполняет преподаватель в данном аспекте, представлены как лектор, репетитор, тренер. Учитывая, что лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе, роль лектора в профессиональной дея-

тельности преподавателя можно назвать ведущей. Однако зачастую преподаватель исполняет роль репетитора. Слово репетитор происходит от лат. гере1;ког, что означает «тот, кто повторяет». Сегодня наиболее распространено значение понятия репетитор как преподаватель, который проводит дополнительные (в том числе и индивидуальные) занятия, помогая освоить студентам необходимые знания. С позиции компетентностного подхода немаловажную значимость приобрела роль преподавателя как тренера, который организует самостоятельную работу студентов, использует четкие инструкции и рекомендации, контролирует результаты обучения и тем самым формирует соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Переход от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной предполагает рассмотрение преподавателя вуза как субъекта внедрения педагогических технологий, что требует от него постоянного совершенствования как методиста, как дидакта, как педагогического технолога. Данные роли преподавателя предполагают подготовку учебных материалов ко всем видам занятий, разработку рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин, публикацию методических пособий, апробацию новых технологий обучения и многое другое.

Учитывая требования, которые определяются сегодня современным обществом относительно использования на практике выпускниками вузов приобретенных знаний и сформированных компетенций, в деятельности преподавателя определяется следующая роль как субъекта-руководителя. Такая роль помимо организации и координации процесса обучения предполагает также организацию и координацию реальной практической деятельности студентов, которая позволит обеспечить реальное использование и применение полученных знаний и осваиваемых профессиональных компетенций. В данном процессе особое место занимает деятельность преподавателя-модератора. Функция модератора заключается в помощи студентам «раскрепоститься», выявлении скрытых возможностей и нереализованных умений.

Следующая роль выявлена на основании того, что профессиональная деятельность современного преподавателя вуза должна быть пропитана инновационностью и, кроме того, она должна базироваться на творчестве [6, с. 47]. Поэтому преподаватель как субъект инновационного процесса выполняет роли новатора и преобразователя. Миссия преподавателя-новатора в первую очередь заключается в том, чтобы знаниевую образовательную ориентацию заменить на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Без преобразования традиционных форм учебной деятельности, а может быть и всей структуры образовательного процесса вуза получить положительных результатов в данном направлении практически невозможно.

Важный аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза составляет научно-исследовательская деятельность, в которой преподаватель предстает как субъект научного поиска. С этой позиции он играет роль исследователя, осуществляя поиск новых научных результатов, а затем публикуя их в виде научных статей и монографий. Кроме того, преподаватель исполняет роль руководителя и консультанта научной работы аспирантов и докторантов. Особое место в профессиональной деятельности преподавателя занимает руководство научно-исследовательской работой студентов.

И, конечно, нельзя не отметить роль преподавателя как субъекта коллективного взаимодействия, т.к. только деятельность целого коллектива преподавателей может дать положительные результаты в процессе подготовки будущих специалистов с высшим образованием. Преподаватель в этом аспекте может выступать как коллега, наставник и исполнитель. Коллеги-преподаватели разделяют общую миссию и цели высшего учебного заведения. Каждый из них является исполнителем определенных профессиональных функций (соответствующего функционала) в соответствии с должностью и статусом в вузе. Более опытные преподаватели также выполняют и роль наставников.

Таким образом, профессиональная социализация молодого преподавателя вуза есть процесс освоения им профессиональных ролей, соответствующих норм и ценностей педагогического сообщества с целью достижения устойчивого социально-профессионального статуса. Многообразие ролей современного преподавателя вуза представлено в восьми основных аспектах. Каждая роль требует выполнения определенного функционала (т.е. набора профессиональных функций). Выявление такого функционала позволит определить компетенции, которыми должен обладать современный преподаватель вуза. Иными словами, позволит определить профессионально-квалификационные характеристики, на основе которых возможно производить стимулирование и поощрение профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.

В заключении отметим, что представленный перечень профессиональных ролей преподавателя вуза может быть дополнен с учетом меняющихся требований к профессорско-преподавательскому составу вуза. Кроме того, существует возможность адаптации предложенных групп профессиональных ролей к конкретному учебному заведению с учетом его статуса: институт, университет, национальный исследовательский университет и т.п.

Библиографический список

1. Васильева, Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. -СПб., 2005. - 499 с.

2. Гребенев, И.В. Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета: на материале подготовки преподавателей физики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Нижний Новгород, 2008. - 49 с.

3. Мелехина, Е.А. Преподаватель высшей школы в контексте реформы образования / Е.А. Мелехина, И.В. Барабашева // Сборник научных трудов НГТУ. -2007. - № 4 (50). - С. 131-140.

4. Подповетная Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных условиях / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - № 2. - С. 120-129.

5. Самойлова, Е.В. Профессиональная социализация молодых учителей [Текст]: дис. ... к-та социологических наук: 22.00.04. - Саранск, 2007. - 169 с.

6. Харченко, Л.Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник Се-

веро-Кавказского государственного технического университета. - 2010. - № 4 (25).

- 44-49.

Bibliography

1. E. Vasilyeva, The concept of performance evaluation of the teaching staff at the university: Dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08. - St. Petersburg (2005).

2. I.V. Grebenev, Formation of teacher professionalism of teachers in a classical university: on the material of the training of teachers of physics: Dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08. - Nizhny Novgorod, p. 49 (2008).

3. E.A. Melekhina, А high school teacher in the context of educational reform / EA Melekhina, IV Barabashev / / Proceedings of the NSTU, № 4 (50), p. 131-140 (2007).

4. Yu.V. Podpovetnaya, Features of the professional activities of university teachers in the present conditions / Yu.V. Podpovetnaya, I.V. Rezanovich / / European Social Science Journal (European Journal of Social Sciences), № 2, p. 120-129 (2012).

5. E.V. Samoilov, Professional socialization of young teachers [Text] dis. ... to the one-sociological sciences: 22.00.04, Saransk, p.169 (2007).

6. L.N. Kharchenko, Innovative activities of modern high school teacher: rationale systematic approach / L. Kharchenko, I.E. Panova / / Bulletin of the North Caucasus State Technical University, № 4 (25). p. 44-49 (2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.