Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПО МОТИВАМ ПАЛЕХА'

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПО МОТИВАМ ПАЛЕХА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / ИСКУССТВО ПАЛЕХА / ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ПРИЕМЫ / "РОСКРЫШЬ" / "ПРОПИСЬ" / "ПОЛУТОН" / "ПРОБЕЛА" / "ПРИТЕНЕНИЕ" / "НАСЕЧКА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киселева Ирина Александровна

В статье рассматриваются возможности декоративного искусства Палех в контексте вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Обозначена проблема отсутствия методических пособий по освоению детьми особенностей палехской росписи на современном этапе образования, в условиях ФГОС. Предлагаются новые подходы в методике создания декоративной композиции по мотивам Палеха обучающимся среднего школьного возраста посредством приемов художественной росписи.The article discusses the possibilities of Palekh art in the context of the issues of spiritual and moral education of the younger generation in the study of decorative composition. The problem of the lack of teaching aids for mastering the features of Palekh painting by children at the present stage of education, under the conditions of the Federal State Educational Standard, is outlined. New approaches are proposed in the method of creating a decorative composition based on Palekh for students of middle school age through the techniques of artistic painting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПО МОТИВАМ ПАЛЕХА»

УДК 372

Педагогические науки

Киселева Ирина Александровна, студент, кафедра СХО, СурГПУ Белошапка Геннадий Иванович, научный руководитель, к.п.н., доцент

зав. каф. СХО СурГПУ

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПО МОТИВАМ ПАЛЕХА

Аннотация: В статье рассматриваются возможности декоративного искусства Палех в контексте вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Обозначена проблема отсутствия методических пособий по освоению детьми особенностей палехской росписи на современном этапе образования, в условиях ФГОС. Предлагаются новые подходы в методике создания декоративной композиции по мотивам Палеха обучающимся среднего школьного возраста посредством приемов художественной росписи.

Ключевые слова: художественная роспись, искусство Палеха, декоративная композиция, приемы, «роскрышь», «пропись», «полутон», «пробела», «притенение», «насечка».

Annotation: The article discusses the possibilities of Palekh art in the context of the issues of spiritual and moral education of the younger generation in the study of decorative composition. The problem of the lack of teaching aids for mastering the features of Palekh painting by children at the present stage of education, under the conditions of the Federal State Educational Standard, is outlined. New approaches are proposed in the method of creating a decorative composition based on Palekh for students of middle school age through the techniques of artistic painting.

Key words: artistic painting, art of Palekh, decorative composition, techniques, "opening", "writing", "halftone", "gaps", "shading", "notching".

Художественная роспись относится к одним из самых древних живописных промыслов нашей страны, это наследие, накопленное в течение многих столетий. Изучение этого вида искусства в системе основного и дополнительного образования играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

К сожалению, декоративно-прикладное искусство в школах изучается довольно поверхностно, не уделяя достаточного внимания художественной росписи, из-за небольшого количества часов, выделенных на предмет

В настоящее время существует достаточное количество методической литературы, посвященной развитию творческих способностей, обучающихся посредством декоративно-прикладного искусства, в том числе и отдельным видам художественной народной росписи в контексте развития изобразительных умений и навыков, но все они предназначены для детей младшего школьного возраста.

По негласной традиции школьные образовательные программы и большинство программ дополнительного образования содержат такие виды народных росписей, как: гжельская, жостовская, хохломская, городецкая, мезенская [6]. В связи с этими обстоятельствами Палехская лаковая миниатюра, возможности этого сказочного искусства остаются в стороне.

Всем известно, что сказки играют огромную роль в воспитании детей. Художественные росписи Палеха свои сюжеты черпают из сказок и поэм А.С. Пушкина, русских народных сказок и былин [3]. Они являются своеобразной программой нравственного воспитания для школьников, так как утверждают идеи победы добра над злом, повествуют о героях земли русской, о трудолюбии и мастерстве, учат народной мудрости, справедливости, дружбе. Еще Г. Н. Волков писал, что «сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты,

культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок» [1, с. 27].

Актуальность данной работы вызвана огромным потенциалом, заложенном в искусстве Палеха в контексте вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако, учебная литература непосредственно по художественной росписи Палеха в настоящее время отсутствует, информация о данном искусстве в основном представлена искусствоведческими статьями или научными исследованиями.

Единственным методическим пособием можно считать книгу - альбом «Стилистические традиции искусства Палеха» написанную палехским художником Н. М. Зиновьевым еще в советское время для студентов [2]. В ней содержатся подробные материалы о стилевых особенностях техники Палех и методика преподавания приемов художественной росписи, которая сопровождается 104 рисунками автора. Эта книга не имеет аналогов.

Таким образом, цель данной работы заключается в определении новых подходов в методике освоения обучающимися среднего школьного возраста приемов художественной росписи в создании декоративной композиции по мотивам Палеха.

Начиная курс занятий педагогу прежде всего необходимо создать комфортную, дружественную атмосферу, дети должны чувствовать себя раскрепощенно, быть позитивно настроенными на творческий процесс.

После вступительной беседы о искусстве Палеха, его истории и демонстрации его лучших образцов нужно выделить с детьми характерные черты палехской росписи на примере одной из творческих работ. Здесь уместно применить частично-поисковый метод обучения [4].

Как известно, искусствоведы выделяют такие черты палехской школы, как: многофигурные композиции; орнаментальность; удлиненность человеческих фигур как в иконописи; подробная прописка деталей; миниатюрность работ; красивые цветовые переходы; черный фон; оживка золотом, легкость письма и

др. Все эти особенности росписи нужно проговорить и обсудить с обучающимися, выслушав их мнение.

На следующем этапе, дети должны вспомнить из ранее изученного основные правила и законы декоративной композиции и цветоведения. Лучше всего если они выполнят ряд упражнений, максимально активизирующих эти умения и навыки на практике. В этом случае педагог может использовать метод проблемной ситуации.

Если результат окажется низким, то необходимо провести несколько занятий, направленных на повторение, закрепляя их на практике. Исследовательский метод обучения в данной ситуации на наш взгляд будет самым оптимальным.

После того, как учащиеся успешно показали знания и умения использования законов декоративной композиции и цвета, можно приступать к следующему этапу по формированию художественных приемов росписи Палеха. На партах у обучающихся должны находится иллюстрации Палеха для более подробного и тщательного просмотра всех изучаемых приемов художественной росписи.

О каждом приеме педагог должен дать подробную информацию и показать их применение в презентации на конкретном палехском образце в увеличенном масштабе.

Первое закрепление материала лучше всего провести в форме игры «Кто быстрее найдет прием на иллюстрации», (приемы на карточках с иллюстрациями можно обозначить цифрами). Это будет интересно и познавательно для детей одновременно.

К художественным приёмам искусства Палеха относятся: «роскрышь», «пропись», «полутон», «пробела», «притенение» и «насечка».

В иконописной технологии, «роскрышь» всегда покрывалась корпусно, чистыми цветами. Получение необходимого цвета, как известно, можно получить в результате смешения красок, зная основные законы цветоведения.

Детальная проработка формы и строения предметов достигается с помощью «прописи», которая ведется по всему фону над каждым цветовым пятном намного темнее тона «роскрыши». С помощью этого приема четче выявляется фигура человека, животного, дерева, архитектуры.

Художественный прием «полутон» ещё конкретней детализирует форму, его наносят в тёмных местах элементов композиции.

«Пробелами» в Палехской росписи называют высветление белилами отдельных участков, с помощью многократных прописок на основном ровном тоне. Первый тон накладывается довольно обобщенно, плавно и мягко на освещенное место нужного элемента, он должен быть немного светлее тона «роскрыши». Уже меньшим по площади ложится второй слой, но уже более светлым тоном. И третий тон подчеркивает наиболее объемные места светлыми черточками.

Прием «притенение» выполняется очень жидкой краской, обычно другим цветом, чем цвет «роскрыши». Это позволяет написать тень тонким и красочным слоем (например, на желтом элементе тень -зеленая; на красном- коричневая и т.д.).

Финальным аккордом в художественной росписи Палеха является бликовка- «насечка», которая наносится твореным золотом (золотой порошок).

Таким образом, в палехской лаковой миниатюре все краски «звучат» насыщенно и мягко, поражая своей нежностью и утонченностью.

Закрепить новую информацию необходимо на практике, обучающимся раздаются карточки-задания с подробными инструкциями и образцами использования приемов: «роскрышь», «пропись», «полутон», «пробела», «притенение» и «насечка» (рис.1).

Рисунок 1. Поэтапное использование приемов [5].

В этом случае не обойтись без репродуктивного метода обучения, так как дети копируют элементы палехской росписи (рис.2): людей, животных, деревья, архитектуру, горки и т.д., развивая свои навыки и умения художественной кистевой росписи.

Рисунок 2. Элементы палехской росписи.

В дальнейшем эти навыки позволят обучающимся свободно отразить творческий замысел в декоративной композиции и внести выразительность.

После серии упражнений, направленных на освоение приемов художественной росписи, ученики приступают к созданию декоративной композиции по мотивам любимой сказки.

Предварительно выполняются эскизы в карандаше на форматах А-5, идет обсуждение совместно с педагогом и выбирается окончательный вариант для поиска цветового решения (не менее трех). После утверждения эскиза в цвете дети переносят изображение на черную пастельную бумагу, формата А-3 белым пастельным карандашом и приступают к работе с красками (гуашь).

В завершении, после выполнения обучающимися творческой работы, педагогу рекомендуется организовать мини-выставку. Очень важно отметить достижения каждого ребенка, создать ситуацию успеха, помочь вселить уверенность в свои способности, почувствовать собственную значимость.

Только в условиях атмосферы сотрудничества, которая дает возможность почувствовать подросткам себя комфортно и личностно-ориентированного

подхода в обучении, можно прогнозировать успешную художественно -творческую деятельность.

Таким образом, в данной работе были определены новые подходы в методике освоения обучающимися среднего школьного возраста приемов художественной росписи в создании декоративной композиции по мотивам Палеха. Предлагаемые этапы обучения на наш взгляд помогут учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, а также содействовать формированию духовно- нравственной личности подростка.

Библиографический список:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Зиновьев Н. М. Стилистические традиции искусства Палеха// Художник РСФСР 1981. - 215 с.

3. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха// Художник РСФСР 1975. - 246 с.

4. Кульчицкая Г.П. Страна сказки. Миниатюра Палеха//Художник РСФСР 1979. -133 с.

5. Некрасова М.А. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. ХУШ-ХХ1 вв. Традиции и современность // Авт.-сост., научн. ред. М.А. Некрасова// Москва: Союз Дизайн, 2013- 606 с.

6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. // -Л.: Просвещение, 2015. - 128 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.