Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ДАГЕСТАНА ХХ ВЕКА'

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ДАГЕСТАНА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ДАГЕСТАНСКАЯ МУЗЫКА / ФОЛЬКЛОР / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOLK CULTURE OF DAGESTAN / DAGESTAN MUSIC / FOLKLORE / AMATEUR ART / AMATEUR ART ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ханжов Юрий Геннадьевич

В статье рассматриваются процессы, происходившие в любительском творчестве Дагестана в ХХ столетии. Как социокультурное явление художественная самодеятельность представляла новую форму развития национальных культур. Главной ее особенностью являлись организованность, массовость и освоение новых, не характерных для традиционной этнокультуры форм и жанров искусства. Автор рассматривает самодеятельное творчество как часть народной и художественной культуры Дагестана, оказавшей определяющее влияние на развитие дагестанского профессионального искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NEW FORMS OF CREATIVE ACTIVITIES IN THE FOLK ART TRADITIONS OF DAGESTAN OF THE ХХ CENTURY

The article deals with the processes that took place in the Amateur art of Dagestan in the twentieth century. As a socio-cultural phenomenon, Amateur art represented a new form of development of national cultures. Its main feature was the organization, mass character and development of new forms and genres of art, which are not typical for traditional ethnic culture. We consider Amateur art as part of the folk and artistic culture of Dagestan, which had a decisive influence on the development of Dagestan professional art

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ДАГЕСТАНА ХХ ВЕКА»

ХАНЖОВ Юрий Геннадьевич,

профессор кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Института культуры и искусств ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

e-mail: yg.han@mail.ru

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ДАГЕСТАНА ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются процессы, происходившие в любительском творчестве Дагестана в ХХ столетии. Как социокультурное явление художественная самодеятельность представляла новую форму развития национальных культур. Главной ее особенностью являлись организованность, массовость и освоение новых, не характерных для традиционной этнокультуры форм и жанров искусства. Автор рассматривает самодеятельное творчество как часть народной и художественной культуры Дагестана, оказавшей определяющее влияние на развитие дагестанского профессионального искусства.

Ключевые слова: дагестанская народная культура, дагестанская музыка, фольклор, любительское творчество, художественная самодеятельность.

KHANHOV Yuriy Gennadievich,

professor of the Department of musical instruments and solo singingof the Institute of culture and arts, Dagestan state pedagogical University

DEVELOPMENT OF NEW FORMS OF CREATIVE ACTIVITIES IN THE FOLK ART TRADITIONS OF DAGESTAN OF THE ХХ CENTURY

Annotation. The article deals with the processes that took place in the Amateur art of Dagestan in the twentieth century. As a socio-cultural phenomenon, Amateur art represented a new form of development of national cultures. Its main feature was the organization, mass character and development of new forms and genres of art, which are not typical for traditional ethnic culture. We consider Amateur art as part of the folk and artistic culture of Dagestan, which had a decisive influence on the development of Dagestan professional art.

Key words: folk culture of Dagestan, Dagestan music, folklore, amateur art, amateur art activities.

Становление музыкального искусства в Дагестане происходило по своим особым отличительным путям развития. Специфичность данных процессов определяется этнокультурными особенностями бытования многочисленных дагестанских автохтонов в условиях региональной локализации с устойчивым отсутствием внешних культурных иновлияний.

Основой общественной формации многочисленных этносов Дагестана служил родовой строй, базирующийся на традициях патриархально-семейной общины. Процессы стратификации оказали непосредственное влияние на трансформацию тухумных ценностей. В конечном результате это привело к классовым взаимоотношениям в условиях тухумно-родовой тради-

ции с характерными патронимическими признаками.

В силу патриархальных обычаев и влияния ислама женщина не могла участвовать в культурных и общественных процессах.

Становление этнотрадиций до начала XX столетия характеризовалось чертами музыкально-стилевой мобильности. Статичность периферийного слоя этномузыкальной культуры продуцировала устойчивые автономные признаки компонентов горских этнокультур.

Динамика развития любительских форм коллективного сотворчества во многом опережало подобные явления в становлении профессиональных музыкальных традиций.

В этом смысле народное художественное творчество выполняло конвенгирующие функ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

ции в процессах формирования национального сознания и развития профессиональной составляющей дагестанского искусства, оставаясь, между тем, основой сохранения традиций многочисленных этнокультур края.

Как социокультурное явление художественная самодеятельность представляла новую форму развития национальных культур. Контентом ее составляющей являлись познавательные, коммуникативные, творческие функции, направленные на развитие потенциала индивида в условиях нового социума. На протяжении XX в. художественная самодеятельность выполняла не только социально-культурные функции, но и была главной формой рекреации населения.

Отмечалось постепенное разграничение понятий «фольклор», «национальная культура» и «художественная самодеятельность». На протяжении многих столетий генезис и функции национальной культуры определялись менталитетом, трудовой деятельностью, календарной обрядностью, вероисповеданием автохтонов. Тем самым, этнокультура нации формировалась на принципах синтеза этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности, т.е. внутреннем единстве практической и духовной деятельности человека.

Фольклор - явление, связанное с проявлением первичных творческих рефлексов человека, направленных на поклонение силам природы в процессе трудовой деятельности и быта. Данные процессы не могли быть предварительно организованы и носили стихийный характер.

Главной особенностью нового явления в горской культуре, которым стала художественная самодеятельность, была организованность. На первый план выходят массовость и освоение новых, не характерных для традиционной этно-культуры форм и жанров искусства.

В данной работе мы рассматриваем самодеятельное творчество как часть народной и художественной культуры Дагестана, оказавшей определяющее влияние на развитие дагестанского профессионального искусства.

Отметим, что до 90-х годов XX в. термин-понятие «любительское искусство» в отечественном музыкознании практически не применялся. Термин «художественная самодеятельность» являлся основным в определении всех видов непрофессиональной деятельности музыкального, театрального, хореографического творчества.

До середины XIX столетия дагестанская этнокультура не подвергалась иновлияниям. Первые опыты освоения новых для горской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

культуры жанров связаны с событиями Кавказской войны. В русских гарнизонах и военных укреплениях зарождался сегмент будущей вокальной и инструментальной традиции. Местное население принимало участие в мероприятиях офицерских клубов и собраний.

Появление национальных героев Кавказской войны способствовало развитию творчества народных сказителей (ашугов, йырчи). Песен-но-поэтические жанры с элементами импровизации становятся новыми явлениями в дагестанской этнокультуре.

Расширился корпус горского музыкального инструментария. В творчестве народных сказителей широко используются народные инструменты: саз (у лезгин), пандур (у аварцев), кумуз (у кумыков), чонгур (у лакцев). Изменилась их функциональность.

Процессам проникновения инокультурных сегментов в локальные традиции дагестанских этносов способствовала географическая близость с соседними цивилизациями.

Появление у аварцев элементов мужского многоголосия мы связываем с расширением контактов жителей аварских районов с граничащими горными территориями Грузии.

На рубеже XIX - XX вв. отмечается усиление процессов взаимопроникновений культур народов Южного Дагестана и Азербайджана.

Первой попыткой освоения музыкально-сценических жанров на дагестанской почве можно считать создание в Дербенте (80-е годы XIX в.) Любительского тюрского (азербайджанского) драматического кружка. В его состав входили исполнители национальных песен, муга-мов, выразители передовых взглядов из числа местной интеллигенции.

В дальнейшем кружок был преобразован (1904) в первый в истории Дагестана профессиональный Дербентский тюрский драматический театр. В труппу вошли артисты-любители, не имевшие специального актерского образования. В силу местных устоев женщины-мусульманки не могли участвовать в сценических постановках, в связи с этим женские роли в постановках играли мужчины.

Начало творческой деятельности театра отмечено яркими постановками первых азербайджанских национальных опер и музыкальных комедий У. Гаджибекова («Лейли и Медж-нум», «Мешеди Ибад», «Аршин - мал-алан», «Муж и жена», «Асли и Керем» и др.).

Отметим близость временных рамок в премьерах этих произведений в Дербенте и Азербайджане. Первая в мусульманском мире опера

У. Гаджибекова «Лейли и Меджнум» была поставлена в Баку в 1908 г., а через два года (1910) премьера состоялась в постановке Дербентского тюрского драматического театра.

Практически одновременно (1911), в Азербайджане и Дербенте, была поставлена оперетта «Мешеди Ибад» [2, с. 9, 10].

В первые годы построения социалистического государства многие национальные культуры развивались в условиях ускоренных темпов освоения новых видов народного музыкального искусства. Фактор мобильности традиционных этнокультур играл положительную роль в овладении новых для дагестанского музыкального искусства жанров, направлений и стилей.

Идеологическая составляющая культурно-массовой работы в первые годы установления Советской власти в Дагестане способствовала появлению новых форм музыкального быта рабочих и крестьян-горцев («концерт-митинг», «живая газета», «концерты-спектакли» и др.), основанных на синтезе музыкальных, театральных и ораторских видов искусства.

Речи ораторов чередовались с музыкой в исполнении духового оркестра, совместным пением революционных песен или сольным исполнением, под аккомпанемент народных инструментов, национальных мелодий с новым измененным текстом.

Музыкальная самодеятельность являлась непременной участницей праздников и культурно-массовых мероприятий. Широкое распространение в первой половине 20-х годов получили любительские духовые оркестры, а также совместное хоровое пение.

Художественная самодеятельность как социокультурное явление в эти годы представляет исторически новую форму функционирования культуры.

У горского населения, воспитанного в условиях тухумно-родовой традиции, происходит развитие познавательных, коммуникативных, творческих и других потенциалов. Доминирующей в этих процессах становится социально-коммуникативная функция.

Концерты-спектакли служили основой для освоения более сложных форм музыкально-сценического искусства и формирования у горцев интереса к новым, порой совершенно непонятным, жанрам.

Происходит переосмысление дореволюционного любительского творчества через призму обогащения его содержания, поиска новых форм и методов работы. В условиях существования не развитых традиций городской культуры обозначаются спонтанные признаки художественного самодеятельного творчества.

Трансформация жанров городского фольклора и любительского творчества способствовала обновлению корпуса жанровой и музыкально-стилевой мобильности. Этнические идентификационные знаки культур многочисленных дагестанских народностей в процессе ассимиляции теряли свои устойчивые автономные признаки. За образцы дальнейшего музыкально-цивилизованного развития горской культуры принимались жанры профессионального и академического искусства (театр, хор, оркестр, вокальное и инструментальное исполнительство).

Отметим, что в первой половине XX в. развитие профессиональных и любительских форм в музыкальном искусстве Дагестана происходило в условиях параллельного бесконфликтного бытования. Профессиональные и любительские формы, тесно переплетаясь, дополняли, а порой подменяли друг друга. Во многом процессы, происходившие в самодеятельном творчестве, значительно опережали подобные явления в профессиональном искусстве.

Возрастала роль первых деятелей дагестанской профессиональной культуры, в частности, в становлении музыкально-театральных жанров.

Написанная на кумыкском языке оперетта Т. Мурадова «Бедная Умукусум» (Махачкалинский клуб горянок и работниц, 1927), сохраняла черты аутентики в музыке. Метод «прямого цитирования» известных кумыкских народных мелодий благоприятно сказывался на процессах формирования зрительского восприятия новых для культуры горцев жанров.

С другой стороны, постановки в Махачкале дирижером М. Шуваловым классических опер («Русалка», «Евгений Онегин», «Фауст») силами городской интеллигенции свидетельствуют о достаточно высоком творческом потенциале в любительском искусстве.

Самодеятельные художественные образования целенаправленно создавались при клубах, домах культуры фабрик и заводов, учебных заведениях и воинских частях, колхозах и совхозах. Идеологическая составляющая в этих процессах являлась доминирующей.

В городах продолжали существовать любительские музыкальные клубы. Растущий интерес к музыкальному театру вызвал в 20-е годы ряд попыток создания оригинальных музыкально-сценических произведений.

Самыми заметными можно считать опыты композитора-любителя М. Шувалова (детская опера на сюжет А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (1922); масштабная опера на героиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

ский сюжет «Степан Разин» (1924); водевиль-пантомима «Полночный час» (1923)).

Отметим его же попытку создания первой оперы на дагестанский национальный сюжет -музыкальную драму «Хаджи-Мурат» по повести Л. Толстого (1925).

К середине 20-х годов, когда советская опера делала свои первые шаги, в Дагестане появились самостоятельные оперные произведения на историко-революционные сюжеты, написанные и поставленные музыкантами-любителями. О масштабности этих постановок свидетельствует тот факт, что в «Степане Разине» было занято 120 человек, включая симфонический и духовой оркестры, а также два хора.

Явления синкретизма характеризуют процессы освоения музыкально-сценических форм в Дагестане. В этот период ещё не может быть ясного определения нового явления в дагестанской национальной культуре.

Такие пояснения, как «музыкальная драма», «музыкальная пьеса» и т.д., написанные в скобках, вслед за названием произведения, зачастую отражали стремление автора самостоятельно обозначать предполагаемый жанр написанной им музыки.

30-е годы XX в. отмечены работой по освоению и укреплению основных форм европейского музыкального профессионализма. Помимо создания своей национальной композиторской школы, данные процессы отражались на состоянии музыкального профессионального исполнительства.

В середине 30-х годов в большинстве союзных и автономных республик СССР возникли и окончательно сформировались песенно-танце-вальные ансамбли с фольклорно-этнографиче-ской основой.

Одним из важных событий в истории музыкальной культуры Дагестана стало создание Национального государственного музыкально-этнографического ансамбля Нажмутдина Самурского (1935) - первого в республике профессионального вокально-хореографического коллектива. Ансамбль был сформирован преимущественно из народных певцов, музыкантов и танцоров - участников республиканской олимпиады художественной самодеятельности (1935).

Сюитность становится новой формой выражения этномузыкального компонента в условиях многонациональной составляющей. Существование нескольких равноценных музыкально-хореографических коалиций, объединенных единым сценическим действием, не нарушало ментальность этнокультур, сохраняло их отли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

чительные черты и способствовало выработке общедагестанского стиля.

Деятельность Ансамбля песни и танца конвергировала процессы, происходившие в традиционной этнокультуре народов Дагестана. Собирание, запись фольклорных вокально-хореографических образцов, исследование материала и камеральной его обработки способствовали расширению интонационного словаря горских культур.

В творческой лаборатории ансамбля происходило апробирование новых в культуре Дагестана жанров (кантата, оратория, вокально-хореографическая сюита, музыкально-сценические произведения).

По примеру Государственного ансамбля песни и танца Дагестана в городах и районах республики стали возникать самодеятельные (ансамбли песни и танца: Дворца культуры города Каспийска, Дворца культуры рыбников города Махачкалы, Буйнакского районного Дома культуры, Народный ансамбль песни и танца «Касумкент» [1, с. 303, 324] и детские (пионерские ансамбли песни и танца Домов пионеров и школьников городов Махачкалы и Каспийска) вокально-хореографические коллективы [1, с. 292].

Примечательно, что самодеятельными ансамблями песни и танца руководили артисты Государственного ансамбля - выходцы из коллективов художественной самодеятельности. Менялась творческая парадигма составления и подготовки программ. Происходил отказ от привычных показов в программах самодеятельных коллективов отдельных песен и танцев и обращение к освоению новых форм в этнокультуре Дагестана (вокально-хореографические композиции и сюиты).

Смотры сельской художественной самодеятельности ежегодно выявляли талантливых артистов-любителей, которые, впоследствии, зачислялись в штаты Ансамбля «Лезгинка», Ансамбля песни и танца, творческих коллективов дагестанского радио и телевидения.

Подготовка и проведение Декады дагестанской литературы и искусства в Москве (1960) оказали существенное влияние на освоение новых форм в народной художественной традиции. Развитие смежных видов искусств происходило в их тесной взаимосвязи. В музыке, литературе, изобразительном искусстве, хореографии и театре появились личности, определившие дальнейшую интенсивность развития профессиональных жанров в дагестанском искусстве.

Праздники литературы и искусства стали новым самостоятельным явлением в куль-

турном этнопространстве республики. Многое из бытования подобной формы - синтеза популярных видов искусства, было заложено в процессе подготовки дагестанских творческих коллективов и представителей поэтических и писательских кругов к выступлению в Москве.

Праздники литературы и искусства, проводимые в различных регионах республики, по сути, являлись декадами литературы и искусства в данных районах.

Актуальной формой художественного творчества в эти годы становились концерты дружбы. Целью новых для горской культуры акций являлось достижение средствами искусства взаимопонимания между людьми разных народов, профессий и социального положения.

Концерты дружбы со временем принимали дифференцированные формы проведения, с учетом возрастных, социальных и профессиональных особенностей аудитории [1, с. 327, 328].

Объективно отметим традиционность бесконфликтного параллельного бытования в первой половине XX в. массового народного самодеятельного творчества с академическими европейскими формами музыкального искусства. Вырабатывались способы коммуникации и трансляция опыта представителей этнокультур. Происходило теоретическое осмысление самобытного музыкального творчества народов Дагестана. Традиционным явлением этого времени становилось проведение концертов из произведений самодеятельных композиторов.

К середине XX столетия в республике завершилось формирование системы государственного и общественного руководства процессами самодеятельного художественного творчества.

Миграционные явления оказывали существенное влияние на развитие дагестанского искусства, в частности, на освоение новых форм в самодеятельном творчестве. Первая миграционная волна отмечалась в начале 30-х годов, когда во времена «великого голода» из Поволжья и Центральных областей России для работы на рыбных промыслах Каспия приезжали русские рабочие и специалисты.

Вторая миграционная волна пришлась на 50 - 60-е годы XX в. Послевоенное восстановление экономики страны требовало открытия новых промышленных центров и предприятий оборонной промышленности. Дагестан, находившийся в уникальной природной зоне, стал привлекательным местом для возведения новых объектов энергетического комплекса и предприятий тяжелой промышленности.

На крупных промышленных предприятиях осуществлялось функционирование и стро-

ительство новых базовых домов и дворцов культуры. В них на постоянной основе действовали крупные любительские творческие коллективы, в которых занимались несколько тысяч рабочих и служащих. Социально-культурная форма выполняла основные функции рекреации населения.

В идеологической составляющей советского государства развитие художественной самодеятельности являлось действенным фактором повышения культурного уровня жизни народа.

Возведение новых промышленных предприятий в Махачкале и пригородах способствовало притоку квалифицированных рабочих и специалистов со всей страны. Приезжавшие на работу в Дагестан являлись носителями культурных традиций различных регионов России. Период отмечен разнообразием жанровых предпочтений. Многие любительские коллективы создавались по принципу землячества.

Стремление рабочих и служащих участвовать в общественной жизни, посредством приобщения к искусству, создавало положительные предпосылки в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, самореализации в сфере досуга. Xудожественная самодеятельность выступала действенным контентом в организации разнообразных форм досуга и отдыха, восполняла потребность в общении, благоприятствовала процессам индивидуального самовыражения.

Во второй половине 50-х годов в музыкальном любительском творчестве происходит освоение сложных синтетических форм. В результате чего возникло новое явление в дагестанском музыкальном искусстве - «оперетта в рабочем клубе».

Первые сценические постановки оперетт осуществлялись на сценах домов и дворцов культуры городов республики [1, с. 159)]. Основными центрами освоения музыкально-сценических жанров были города Махачкала (драматический кружок Дома культуры рыбников: постановки оперетт «Рядом с тобой» Б. Александрова и «Трембита» Ю. Милютина (1955), «Белая акация» И. Дунаевского (1958)), Каспийск (коллектив музыкальной комедии Дворца культуры города: постановки оперетт «Роз-Мари» Фримля и Стотгардта (1958); «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и «Вольный ветер» И. Дунаевского (1959); «Трембита» Ю. Милютина и «Белая акация» И. Дунаевского (1960)), Избербаш (драматический кружок Дома культуры «Буровик»: постановки оперетт «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «На берегах Амура» М. Блан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

тера, «Марица» И. Кальмана и «Роз-Мари» Фримля и Стотгардта (1957)).

Ярким явлением в дагестанском музыкальном искусстве стал феномен, уникальный по своей сути, - «опера на колхозной сцене». Центром его сосредоточения являлись районы Южного Дагестана.

С середины 50-х годов отмечается новый подъем в создании народных театров (Табасаранский при Xивском районном Доме культуры, Азербайджанский и Татский межколхозные театры в городе Дербенте).

Любительский театр сельскохозяйственной артели им. Кагановича города Дербента осуществил постановки опер Р. Глиэра «Шах-Се-нем» и 3. Гаджибекова «Ашуг Гариб» (1957). Оперы шли на татском языке.

Отметим, что в становлении музыкально-сценических жанров, происходивших в первой половине XX столетия, художественная самодеятельность играла определяющую роль, во многом опережая эти процессы в профессиональном искусстве.

Смена творческой и идеологической составляющих требовала поиска новых форм в системе детского и юношеского музыкального воспитания. Период отмечен созданием клубов любителей музыки и классического искусства, университетов культуры и др. Новые любительские объединения выполняли музыкально-просветительские функции.

Вовлечение девушек-горянок в процессы постижения основ мирового академического искусства способствовало эволюционированию их традиционного синкретичного фольклорного мышления, художественно-полноценному

осмыслению и использованию развивающих возможностей классических жанров. Попытки обозначить основные направления музыкально-цивилизованного развития в искусстве становились действенными способами коммуникации и трансляции опыта мировой художественной культуры.

Поиски новых форм в музыкально-просветительской сфере инспирировали освоение, не характерных для горской традиции, коллективно-познавательных видов деятельности. Планомерная организация работы любительских просветительских объединений становилась доминирующей составляющей их деятельности.

«Музыкальные пятницы», проводимые в Женском педагогическом институте в рамках работы «Клуба любителей классической музыки», знакомили девушек-горянок с творчеством композиторов-классиков, рассматривали музыку в синтезе с другими видами искусств. Просветительская направленность студенче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

ского творческого объединения оказывала непосредственное влияние на будущую профессиональную составляющую. В школах горных районов Дагестана одной из новых действенных форм внеклассной работы в 60-е годы считалось проведение «музыкальных часов» выпускницами Женского педагогического института.

Выявлению национальных особенностей исполняемой музыки была направлена работа Университета культуры, организованного (1961) в Дагестанском сельскохозяйственном институте.

3а короткое время в освоении новых просветительских форм детско-юношеской аудиторией происходит значительная деформация в определении способов их трансляции. Простые познавательные процессы перестали удовлетворять аудиторию. Социально-коммуникативная компетентность становится доминирующим фактором в формировании адекватных умений общения в спектре возникающих в обществе новых социальных структур.

На смену ознакомительно-просветительским формам в работе молодежных творческих объединений приходят создаваемые в середине 60-х годов дискуссионно-полемические клубы («Клуб любителей искусства» средней школы № 13 города Махачкалы (1964)), на занятиях которых обсуждались новинки отечественного кинематографа, театральные премьеры дагестанских театров, творчество современных музыкантов и исполнителей.

В 60-е годы интерес к классическим жанрам у самодеятельных артистов постепенно угасал. Смеем предположить, что это связано с бурным развитием эстрадных жанров.

Конец 50-х годов отмечен созданием в городских Домах культуры эстрадных оркестров и молодежных ансамблей (молодежный эстрадный ансамбль клуба рыбников (1958), эстрадный оркестр клуба железнодорожников имени Колышкина станции Махачкала-Сортировочная (1958), эстрадный оркестр Дворца культуры города Каспийска, эстрадный оркестр Кизляр-ского Дома культуры, концертно-эстрадный оркестр клуба «Буровик» города Избербаша, и др.) [1, с. 249, 250].

Период отмечен бурным развитием эстрадно-оркестрового исполнительства в сфере любительского творчества.

На промышленных предприятиях и студенческих клубах создавались эстрадные группы, ансамбли и оркестры. Эти процессы носили неорганизованный характер. Коллективы создавались стихийно.

Их отличало особое разнообразие составов и жанровых предпочтений. Творческие инте-

ресы несли разнополюсную направленность: от попыток создания произведений «русского джаза» до исполнения известных негритянских музыкальных композиций.

Новой формой организации досуга населения становятся «Вечера отдыха», проводимые в Русском драматическом театре. За два часа до начала спектакля проводилась танцевальная программа с участием эстрадного оркестра.

Традиции выступления самодеятельных коллективов на сценах домов культуры промышленных предприятий и студенческих клубов претерпевали существенные изменения. Входило в практику проведение концертных программ самодеятельных эстрадных оркестров на лучших академических и театральных площадках города.

В молодежном любительском искусстве популярным явлением становится организация студенческих театров эстрадных миниатюр, базирующихся в клубах высших учебных заведений республики. Освоение синтетических эстрадных форм являлось определяющим в развитии молодежного самодеятельного творчества. Программы студенческих театров эстрадных миниатюр включали в себя номера вокальных, инструментальных, хореографических, цирковых и театральных жанров. Важная роль отводилась ведущим, которым, помимо владения искусством конферанса и скетча, предоставлялась возможность выступать в роли мастеров художественного слова [1, с. 270].

В 60 - 90-е годы отмечался качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов.

Фактором оптимизации процессов любительского искусства являлось проведение в стране Всесоюзных фестивалей самодеятельного художественного творчества (1977 и 1987 гг.), ставших важнейшими социальными институтами «транслирования» достоянии культуры. Лучшие творческие объединения удостаивались звания «Народный».

В дальнейшем в сфере любительского искусства происходит параллельное развитие творческих направлений, стилей и жанров на основе освоения разнополюсных традиций классической, фольклорной, бытовой, массовой, элитарной и авангардной культуры.

Процессы трансформации политической, экономической и социальной систем в обществе на рубеже веков оказали непосредственное влияние на функционирование жанров любительского искусства.

В условиях исторической и социокультурной динамики массовость в художественных процессах народного творчества перестает быть определяющей. Основополагающими признаками любительского искусства, маркирующими современную этническую дагестанскую художественную культуру, выступают принципы двуе-динства этнической целостности национальных традиций в условиях полиэтнического бытования самостоятельных этнокультур и процессов конвергенции, характерных для многополярного мирового современного культурного пространства.

Список литературы:

[1] Xанжов Ю.Г. Музыкальное искусство Дагестана второй половины XX века. - Махачкала: МК РД РДНТ, МЦПК; Изд-во «И^О-PRESS», 2018. - Т. III. (1961 - 1965). - 386 с.; ил.

[2] Xанжов Ю.Г. Музыкально-сценические жанры в Дагестане. - Махачкала: ДГПУ; Изд-во Джамалутдинова М.А., 2014. - 155 с.; ил.

Spisok Шега^гу:

[1] Hanzhov Yu.G. М^укаРпое iskusstvo Dagestana vtoroj poloviny НН veka. - Mahachkala: МК RD RDNT, МСРК; М^о «RIZO-PRESS», 2018. - Т. III. (1961 - 1965). - 386 s.; П.

[2] Hanzhov Yu.G. Muzykal'no-scenicheskie zhanry V Dagestane. - Mahachkala: DGPU; Izd-vo Dzhamalutdinova М.А., 2014. - 155 s.; il.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.