Научная статья на тему 'Освоение многоголосного письма западноевропейской средневековой музыки в контексте эволюции жанровой системы'

Освоение многоголосного письма западноевропейской средневековой музыки в контексте эволюции жанровой системы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
880
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО МНОГОГОЛОСИЯ / ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКИ / HIGHER EDUCATION / THE STUDY OF WESTERN MEDIEVAL MUSIC / MEDIEVAL MUSIC GENRES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Румянцева М.А.

Статья посвящена проблеме освоения многоголосной средневековой музыки в педагогическом вузе в рамках дисциплины по выбору. Предлагаемая методика преподавания направлена на освоение жанров многоголосной музыки с позиции их внутренней организации, принципов строения. Решение этой задачи представляется возможным при условии объединения теоретической части курса и практической деятельности студента, предусматривающей обязательное выполнение творческих письменнысх работ. Курс целесообразно выстраивать по хронологическому принципу, показывая преемственность исторического процесса и его эволюционный характер. Таким образом, в процессе изучения западноевропейского многоголосия с момента возникновения его ранних форм до второй половины XV века у студентов формируется представление о его эволюции и особенностях претворения в тех или иных жанрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING OF WESTERN EUROPEAN POLYPHONY OF THE MIDDLE AGES IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the development of polyphonic medieval music at the pedagogical University in the discipline of choice. Proposed methods of teaching aimed at mastering the genres of polyphonic music in terms of their internal organization principles of the structure. The implementation of this task possible when combining the theoretical part of the course and practical activity of the student, which provides for the mandatory implementation of creative writing work. The course is required to disclose in chronological order, showing the continuity of the historical process and its evolutionary nature. Thus, the study of music since the emergence of the earliest forms until the second half of the XV century offers a comprehensive picture of medieval polyphonic art.

Текст научной работы на тему «Освоение многоголосного письма западноевропейской средневековой музыки в контексте эволюции жанровой системы»

ОСВОЕНИЕ МНОГОГОЛОСНОГО ПИСЬМА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ

М. А. Румянцева,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме освоения многоголосной средневековой музыки в педагогическом вузе в рамках дисциплины по выбору. Предлагаемая методика преподавания направлена на освоение жанров многоголосной музыки с позиции их внутренней организации, принципов строения. Решение этой задачи представляется возможным при условии объединения теоретической части курса и практической деятельности студента, предусматривающей обязательное выполнение творческих письменных работ Курс целесообразно выстраивать по хронологическому принципу, показывая преемственность исторического процесса и его эволюционный характер. Таким образом, в процессе изучения западноевропейского многоголосия с момента возникновения его ранних форм до второй половины XV века у студентов формируется представление о его эволюции и особенностях претворения в тех или иных жанрах.

Ключевые слова: высшее образование, изучение западноевропейского средневекового многоголосия, жанры средневековой музыки.

Abstract. The article is devoted to the development of polyphonic medieval music at the pedagogical University in the discipline of choice. Proposed methods of teaching aimed at mastering the genres of polyphonic music in terms of their internal organization principles of the structure. The implementation of this task possible when combining the theoretical part of the course and practical activity of the student, which provides for the mandatory implementation of creative writing work. The course is required to disclose in chronological order, showing the continuity of the historical process and its evolutionary nature. Thus, the study of music since the emergence of the earliest forms until the second half of the XV century offers a comprehensive picture of medieval polyphonic art.

Keywords: higher education, the study of Western medieval music, medieval music genres.

103

104

Современные реалии общественной жизни обусловлены существенными переменами, происходящими в социальной сфере. Данная тенденция привела к необходимости реорганизации системы образования, которая неразрывно связана с внутренней перестройкой, обновлением устоявшихся традиций и поиском новых путей. Такая перестройка наблюдается и в содержании вузовской музыкально-теоретической подготовки. Традиционно в неё входят такие важные составляющие, как теория музыки, гармония, полифония и анализ музыкальных произведений. В каждом из этих разделов представлены обширные области знаний со своим специфическим наполнением. При этом практически весь учебный материал рассматривается на музыкальных примерах так называемого «золотого века» гармонии, то есть на произведениях западноевропейских и отечественных композиторов клас-сико-романтической эпохи, частично музыки XX века. В некоторых аспектах затрагиваются также строгий стиль и барокко. Однако в этом ряду практически отсутствует знакомство студентов - будущих учителей музыки - с историей развития западноевропейского средневекового многоголосия как обязательного и самостоятельного компонента. Между тем, как известно, именно в этот период закладывались ростки, из которых в дальнейшем сложилась и сформировалась последующая музыка с развитой гармонией и различными музыкальными формами. Вот почему для формирования у обучающихся представлений о более целостной картине развития музыкального искусства столь необходимым видится изучение ими принци-

пов построения средневековых произведений.

Средневековому периоду истории музыки посвящено довольно много научных исследований и монографий, которые свидетельствуют о высокой степени научной разработанности проблемы. Среди них работы зарубежных и отечественных исследователей: В. Апель [1], К. Перриш [2], Т. Н. Ливанова [3] Ю. К. Евдокимова [4-8], Н. А. Симакова [9-11], Т. Н. Дубрав-ская [12] и др. Почти все они используются в качестве учебных пособий, которые, за редким исключением, предназначены в основном для подготовки музыковедов и композиторов. При этом каждый исследователь излагает материал в соответствии со своей точкой зрения, своим подходом к освещению материала, в результате чего наблюдается большое разнообразие в методике его преподнесения. В этом и заключается проблема, требующая специального рассмотрения, причём с учётом будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Педагогический вуз осуществляет подготовку учителей музыки и педагогов дополнительного музыкального образования разных профилей: вокалистов, дирижёров-хоровиков, инструменталистов. Несмотря на то что у каждой из этих категорий своя специфика, студенты, как правило, обучаются в одной группе, что создаёт дополнительные затруднения в преподнесении изучаемого материала. Таким образом, очевидно, что освоение обучающимися западноевропейского средневекового многоголосия необходимо, однако его методическая сторона нуждается в специальном изучении.

Безусловно, каждый преподаватель, опираясь на труды исследовате-

лей, а также находясь в зависимости от объективных причин, имеет возможность выбрать наиболее оптимальное ведение курса, выступая в некотором роде «интерпретатором». Рассмотрим в этом аспекте один из возможных вариантов построения курса, посвящённого изучению западноевропейского средневекового многоголосия в педагогическом вузе.

Учитывая особенности контингента студентов и разный уровень их подготовленности (имеются в виду студенты, закончившие музыкальные или педагогические колледжи, и студенты, поступившие в вуз после окончания ДМШ), данный курс целесообразно ввести в содержание вузовской подготовки только после изучения основных предметов музыкально-теоретического цикла. С точки зрения хронологии мы допускаем здесь сознательное нарушение исторической последовательности, поскольку средневековый период музыки как наиболее далёкая культура с совершенно иными критериями красоты и гармонии довольно трудно воспринимается студентами в начале вузовского обучения.

Основная задача такого курса - научить студентов понимать, оценивать и воспринимать музыку данного периода, показать им преемственность исторического процесса, его эволюционный характер. Осуществление этой задачи представляется возможным при условии объединения теоретической части курса и практической деятельности студента, которая предусматривает обязательное выполнение творческих письменных работ. В качестве заданий студентам предлагается написать небольшие сочинения в стиле эпохи и почувствовать себя в роли композитора тех времён, а также по-

нять направленность музыкального образования в далёком прошлом.

Все упомянутые выше исследователи сходятся во мнении, что Средневековье - чрезвычайно важный и значимый период в истории музыки. Именно в это время зародилась и оформилась в развитых художественных формах многоголосная музыка, сложились основные принципы построения музыкальных форм, определились законы ритмической организации, сформировались характерные созвучия. Средневековые композиторы, имея в качестве предшествующего музыкального материала многочисленные образцы монодического звучания, во многом опирались на модель одноголосия. Это проявлялось, прежде всего, в том, что музыкальная ткань многоголосия складывалась из одновременного сочетания нескольких одноголосных мелодических линий, каждая из которых обладала собственной выразительностью и самостоятельностью развития. Такое средневековое многоголосное сочинение представляет собой многоярусную композицию, где одна мелодическая линия наслаивается на другую, к ним добавляются следующие, вплоть до достижения необходимого количества голосов. Благодаря этому многоголосное произведение обладает ярко выраженной полимелодической структурой, где горизонтальное сложение голосов является одной из сущностных особенностей средневекового музыкального мышления. Полифоническая природа музыкальной ткани многоголосия оказывает непосредственное воздействие на все его внутренние качества: на ладовую организацию, на образующиеся созвучия, на структурное деление внутри произведения и т. д.

105

106

Освоение студентами этого раздела курса начинается с первых занятий, со знакомства с жанром органума. Первоначально в центре внимания студентов оказывается ранний органум IX -начала XII века. Как известно, органум в своём развитии эволюционировал от параллельного вида до мелизматиче-ского. Студентам вначале предлагается проанализировать небольшой фрагмент григорианского хорала или какого-либо другого средневекового латинского литургического напева и выявить его ладовые, структурные и мелодические особенности.

Понимание принципа построения подлинной средневековой мелодии, её вокальной природы и взаимосвязи с текстом способствует в дальнейшем осмысленному сочинению собственных мелодических линий. Написание разных видов органумов в техническом плане не представляет сложности, однако здесь важно помочь студентам подойти к работе не с формальным отношением, а дав им возможность увидеть и услышать красоту двухголосного звучания совершенных консонансов с позиции того времени.

Следующий этап развития, связанный с деятельностью Леонина и его современников, а позднее с деятельностью Перотина, двух наиболее ярких представителей школы Нотр-Дам первого и второго поколений, интересен появлением новых достижений в стиле и технике музыкального письма. Жанр органума остаётся в центре композиторского внимания на протяжении всего XII века, но его внутренние особенности меняются. Главные изменения касаются ритмического оформления композиции. Если ранее сочинения строились на основе свободной григорианской ритмики с характер-

ной для неё импровизационностью, то уже в органумах леониновского периода организация многоголосной ткани становится строго соразмерной.

Возникновение и применение модальной системы ритмики, предполагающей организацию всего музыкального материала на основе шести модусов, стало ключевым моментом, поскольку в дальнейшем многие преобразования непосредственно выливались из стремления композиторов усовершенствовать многоголосную ткань с помощью преобразования этого параметра. Напомним, что фигуры ритмических модусов в современной транскрипции имеют следующие аналоги:

«I.:

первый модус

второй модус

третий модус

«и

четвёртый модус

: модус <

модус

Ритмическая сторона произведений служила одним из мощнейших импульсов для музыкальных реформ на протяжении очень долгого времени, вплоть до XVII века, времени создания современной нотации.

При изучении данной темы практические работы студентов направлены на аналитическое сравнение орга-нумов, их отличий от жанров предыдущей эпохи, на выявление технических нововведений, таких как частое использование секвенций, повторяющихся мотивов и др.

В XIII веке самым распространённым музыкальным жанром становит-

ся мотет. Мотетное многоголосие -это особое явление, обладающее своими индивидуальными свойствами. Его специфика заключается в том, что процесс создания произведения осуществляется по отдельным мелодическим линиям. Мелодический фрагмент, взятый из литургического напева, служит первоосновой всего сочинения, так как именно из него формируются остальные голоса и, соответственно, вся музыкальная ткань.

С другой стороны, горизонтальный принцип развития музыкальной ткани находится в строгом соответствии с фоническими нормами вертикали той эпохи. Единовременное совпадение точек различных голосовых партий, приходящихся, как правило, на какой-либо слог текста, образует гармоническую вертикаль. Как отмечалось выше, особенностью формирования такой вертикали является то, что она складывается в результате наслоения одной мелодической линии на другую с последующим добавлением третьей. В итоге образуются либо двухзву-чия, либо трёхзвучия, которые выступают здесь на равных основаниях. Соответственно, главным составляющим элементом гармонической структуры служит интервал или сумма интервалов. Характерные для данного исторического периода музыкально-эстетические требования в качестве основного звукового сочетания выдвигают перфектные кварто-квинтовые созвучия, которые считались в то время эталоном красоты, и по этой причине им отводилось центральное место в музыкальных произведениях.

Общая картина созвучий, встречающихся в средневековых мотетах, показывает, что, наряду с перфектными звукообразованиями, встречаются и

другие звукосочетания, причём самого разного качества. В их состав могут входить и диссонирующие интервалы, такие как секунда, септима, и несовершенные консонансы - терции и сексты. Однако нечастое их использование и, как правило, ритмически более выдержанное время совершенных созвучий позволяют относить их в слуховом отношении к опорным звукосочетаниям. В целом звучание музыкального произведения эпохи Средневековья отличается общей консонантностью и однородностью.

Остановимся на описании мотета более подробно, поскольку при изучении данной темы студентам рекомендуется творческая практическая работа - сочинение мотета по образцу. Это довольно сложное задание. При его выполнении необходимо учитывать все основные принципы средневекового многоголосия.

Являясь многоголосной миниатюрой, мотет как композиционная единица в сжатом виде вбирает в себя типичные черты, свойственные всем многоголосным произведениям данного времени. Проявляется это, в первую очередь, в том, что музыкальные особенности мотета, равно как и других жанров эпохи, служат отражением мелосной концепции музыкального развития. При таком развитии, где несколько голосов одновременно проводят не зависимые друг от друга мелодические линии, а в основе произведения лежит горизонтальный принцип изложения материала, линейный тип многоголосия проявляется наиболее ярко. Среди различных жанров того времени мотету принадлежит ведущая роль.

Этимология термина «мотет» связывается с французским понятием

107

108

mot, что в переводе на русский язык означает «слово». Таким образом, уже само название жанра указывает на его принадлежность к тексто-музыкаль-ным формам. От других жанров он отличается, прежде всего, композиционным принципом организации музыкальной формы, структура которой служит главным ориентиром в определении жанра. Композиция всякого мотета, представляющая собой ости-натно-вариационную структуру, опирается на строение тенорового голоса, который является фундаментом всего сочинения.

Обозначим кратко основные черты мелодической линии тенора и отличительные особенности композиции мотета в целом. Более подробное описание мотетов с точки зрения структуры и эволюции данного жанра можно найти в исследовании Ю. К. Евдокимовой [4]. Опираясь на него, отметим, что в качестве мелодического материала для теноровой партии мотетов XIII века избирается мелизмати-ческий фрагмент из литургического напева. Не имеющий развёрнутого литературного текста, он представлен в теноровой партии одним словом, однако значение его настолько велико, что по нему даётся название всему мотету. Рисунок мелодический линии в теноровом голосе может повторяться в произведении несколько раз, представляя собой мелодическое остинато. Каждое его повторение, зависящее от протяжённости напевов верхних голосов, делит всю композиционную форму мотета на разделы. Внутренняя организация мелодического остинато согласуется с ритмическим остинато, которое оформляется небольшой ритмической фигурой (ordo) в соответствии со средневеко-

выми модусами. Такая фигура на протяжении одного мелодического построения проходит несколько раз в зависимости от величины самой фигуры и продолжительности мелодического остинато. Мелодический материал двух других голосов варьируется с каждым новым остинатным проведением тенора.

Немаловажную роль в организации всей музыкальной ткани мотета играют паузы, которые находят здесь систематическое применение. Выполняя функцию разграничения одного звена ordo от другого в партии тенора, паузы являются неотъемлемой частью его структурной организации.

Мотетное многоголосие с точки зрения внешней структуры представляет собой разнородное по составу компонентов, но в то же время собранное воедино, целостное сочинение. C одной стороны, оно включает в себя сочетание нескольких, обычно трёх, относительно автономных мелодических линий, с другой - полимелодический склад фактуры произведения дополняется в мотетах разным текстом к каждому голосу.

Содержательный аспект текстов, помещённых в разных голосах классического мотета, часто связан единством тематизма и языка (как правило, латинского). Однако в мотетах, где используются французские тексты, смысл не всегда имеет общее тематическое значение. Так, например, в одном мотете могут параллельно сосуществовать и литургический, и светский тексты. Смысловое различие текстов в партиях мотета иногда усугубляется и различием языков, на которых написаны данные тексты. В совокупности эти черты мотета определяют его специфичность и уникальность.

Таким образом, жанр мотета, совмещающий в себе сразу несколько характерных особенностей - полимелодику, политекстовость и в некоторых случаях разноязычность, в композиционном отношении демонстрирует особую изысканность и изобретательность. Кроме того, полифоническая природа музыкальной ткани многоголосия оказывает непосредственное воздействие на все его внутренние качества, а именно на ладовую организацию сочинения, на образующие созвучия, на структурные деления внутри произведения и т. д. Все перечисленные выше качества позволяют на примере мотетов проследить характерные особенности средневековой многоголосной музыки.

Достаточно глубокое изучение мотета XIII века позволяет подойти к освоению следующего тематического материала курса - изоритмического мотета в творчестве Ф. де Витри и Г де Машо. Музыкальное творчество Ф. де Витри (1291-1361), французского композитора, музыкального теоретика, поэта, философа и одного из основоположников теории музыкального искусства ars nova, весьма разнообразно. Музыка Витри высоко ценилась современниками, его произведения служили образцом для других сочинений. Известно, что, кроме одноголосных баллад, рондо, Ф. де Витри писал трёх- и четырёхголосные мотеты, основанные на технике изоритмии. Ближайшим его последователем в этом направлении стал Г де Машо (ок. 1330-1377), написавший 24 мотета.

Необходимо отметить, что преобразованию внутренней структуры жанра сопутствовало такое немаловажное явление, как изменение гармонической вертикали; помимо совершенных

созвучий, гораздо чаще встречаются в ней несовершенные, содержащие в своём составе терции и сексты. В новую эпоху сформировались условия, при которых стало возможным применение синкопированного ритма мелодий во всех голосах. Это обусловливает высокую степень комплементарно-сти голосовых партий и нередко способствует учащённой смене созвучий. В таких случаях «гармоническая» плотность музыкальной ткани возрастает: в одном такте может располагаться до пяти созвучий.

Сложность технических приёмов, композиционное оформление, масштабы формы этих произведений в совокупности делают написание изоритмического мотета непосильным заданием для студентов, поэтому в рамках учебного курса предлагается выполнить детальную аналитическую работу и письменно зафиксировать свои наблюдения.

Знакомство с выдающимся представителем итальянской музыкальной школы второго поколения Треченто Франческо Ландини (1325 или 13351397), композитором, органистом и '09 поэтом, в учебном курсе носит ознакомительный характер. Центральным жанром его творчества стал жанр бал-латы. Именно в этом жанре ярче всего проявилось дарование композитора. Среди известных итальянских мастеров Ландини был первым, кто обратился к созданию многоголосных бал-лат, которые писал на протяжении всей жизни. Изучение особенностей стиля произведений в рамках курса направлено на знакомство с типичным для его творчества использованием мелодических каденций, так называемых «каденций Ландини», получивших широкое распространение в художествен-

110

ной практике не только самого композитора, но и других авторов.

Завершением курса, посвящённого изучению западноевропейского многоголосия, может стать музыка первой половины XV века, ярко представленная не только в жанре мотета, но и мессой. С одной стороны, данный исторический период близок к предыдущей средневековой эпохе, где доминировала мелодическая работа с голосами, с другой - он граничит со «строгим стилем», обладающим совершенно иными принципами письма. Музыке рассматриваемого периода свойственны свои специфические качества, на которых следует остановиться. Образцом такого многоголосия служат произведения английских композиторов. Как отмечает Ю. К. Евдокимова, «с новыми идеями, вдохновлёнными Возрождением, композиторы 1-й половины XV века обращаются к мелодическому фонду многоголосия - хоралу. Он привлекает, прежде всего, своей мелодической выразительностью. Воскрешается практика использования мелодии хорала полностью, как законченной, целостной, содержательной первоосновы» [8, с. 42].

В качестве практической работы студентам рекомендуется написание мотета по модели Л. Пауэра или Дж. Данстейбла.

Таким образом, курс западноевропейского средневекового многоголосия позволяет сформировать у студентов целостное представление об историческом процессе, начиная с момента возникновения ранних его форм до второй половины XV века, когда на арену музыкального искусства выходит строгое письмо. Изучение данного курса представляется очень важным этапом освоения музыкально-теоретиче-

ских дисциплин, так как благодаря ему

восстанавливается недостающее звено

в целостной системе знаний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Apel, W. Die Notation der polyphonen Musik 900-1600 [Text] / W. Apel. - Leipzig : Breitkopf & Härtel, 2006. - 526 p.

2. Пэрриш, К., Оул, Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха [Текст, ноты] / К. Пэрриш, Дж. Оул. : пер. с англ. - Л. : Музыка, 1975. - 216 с.

3. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века) [Текст, ноты] : учебник / Т. Н. Ливанова : в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Музыка, 1983. - 696 с.

4. Евдокимова, Ю. К. Вечная жизнь мелос-ного многоголосия [Текст] / Ю. К. Евдокимова // Музыкальная академия. -

2004. - № 2. - С. 48-55.

5. Евдокимова, Ю. К. Вечная жизнь мелос-ного многоголосия [Текст] / Ю. К. Евдокимова // Музыкальная академия. -

2005. - № 2. - С. 134-141.

6. Евдокимова, Ю. К. Многоголосие Средневековья. X-XIV века [Текст] / Ю. К. Евдокимова // История полифонии. -Вып. 1. - М. : Музыка, 1983. - 453 с.

7. Евдокимова, Ю. К. Музыка эпохи Возрождения. XV век [Текст] / Ю. К. Евдокимова. - М. : Музыка, 1989. - 421 с.

8. Евдокимова, Ю. К. Учебник полифонии [Текст] / Ю. К. Евдокимова. - Вып. 1. -М. : Музыка, 2000. - 154 с.

9. Симакова, Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: история, теория, практика [Текст] / Н. А. Симакова : в 2 кн. Кн. 1. -М. : ИД «Композитор», 2013. - 528 с.

10. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения [Текст] / Н. А. Симакова. -2-е изд., доп. и испр. - М. : Изд-во Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 2002. - 362 с.

11. Симакова, Н. А. Азбука полифонии [Текст] : учебное пособие / Н. А. Симакова. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2013. - 352 с.

12. Дубравская, Т. Н. Полифония [Текст] / Т. Н. Дубравская. - М. : Академический проект, 2008. - 360 с.

REFERENCES

1. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik 900-1600. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 2006. 526 p.

2. Pehrrish K., Oul Dzh. Obrazcy muzykal'nyh form ot grigorianskogo horala do Baha. Per. s angl. Leningrad: Muzyka, 1975. 216 p. (in Russian)

3. Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropejskoj muzyki do 1789 goda (Srednie veka): uchebnik. V 2 t. T. 1. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Muzyka, 1983. 696 p. (in Russian)

4. Evdokimova Yu. K. Vechnaya zhizn' melos-nogo mnogogolosiya. In: Muzykal'naya akademiya. 2004. No. 2, pp. 48-55. (in Russian)

5. Evdokimova Yu. K. Vechnaya zhizn' melos-nogo mnogogolosiya. In: Muzykal'naya akademiya. 2005. No. 2, pp. 134-141. (in Russian)

6. Evdokimova Yu. K. Mnogogolosie Sred-nevekov'ya. X-XIV veka. In: Istoriya polifonii. Vyp. 1. Moscow: Muzyka, 1983. 453 p. (in Russian)

7. Evdokimova Yu. K. Muzyka ehpohi Vozrozh-deniya. XV vek. Moscow: Muzyka, 1989. 421 p. (in Russian)

8. Evdokimova Yu. K. Uchebnik polifonii. Vyp. 1. Moscow: Muzyka, 2000. 154 p. (in Russian)

9. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga: istoriya, teoriya, praktika. V 2 kn. Kn. 1. Moscow: ID "Kompozitor", 2013. 528 p. (in Russian)

10. Simakova N. A. Vokal'nye zhanry ehpohi Vozrozhdeniya. 2-e izd., dop. i ispr. Moscow: Izd-vo Moskovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. P. I. Chajkovskogo, 2002. 362 p. (in Russian)

11. Simakova N. A. Azbuka polifonii: uchebnoe posobie. NIC "Moskovskaya konservato-riya", 2013. 352 p. (in Russian)

12. Dubravskaya T. N. Polifoniya. Moscow: Akademicheskij proekt, 2008. 360 p. (in Russian)

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.