Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 629.7(1/572.02)
В. В. Никишина Научный руководитель - О. Ф. Морозова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА В СВЕТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА
Показана значимость принципа антропоцентризма как основного положения, ориентирующего человека в процессе освоения космоса.
Антропоцентризм как научный принцип доказал свою эвристическую значимость, однако в ходе эволюции породил несколько направлений, среди которых выделяются космизм и экологизм. Отметим, что понятие «космизм» - достаточно определено, а термин «экологизм» нельзя назвать устоявшимся.
Цель статьи: доказательство неправомерности крайних позиций в применении антропоцентризма. Как космизм, так и экологизм имеют предметом связь Космоса и человека, но исследуют различные стороны этой связи. Существует точка зрения, что космизм уводит от реальности, так как, пытаясь решить гиперрасширение пространства человека, мы забываем о насущных проблемах, которые возникают на данном жизненном этапе. Мы возражаем против данного утверждения, и считаем, что «в идеологии космистов существует понимание смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью»[1]. «Космизм исходит из идеи человека как управителя мира, а экологизм, напротив, говорит о подчиненной роли человека, делая акцент на незначительности его места в природе (а вернее - на том, что это место должно быть незначительным) и в бытии в целом» [2]. Мы считаем, что в процессе возвышения над природой, становления во главе ее, человек может повлечь своими действиями губительные последствия. Но так как человек - разумное существо, то появляется надежда, что он осознает свои ошибки, переосмыслит их и встанет на верный путь и не допустит разрушения всей космической эволюции, породившей жизнь и человеческое сознание. Федор Достоевский полагал, что свойство русского характера - всечеловечность, которая является общей чертой космизма и экологиз-ма.[3]. У этих двух направлений достаточно много общего: общая цель - выживание человечества (космизм предлагает пойти путем «гипперрасширения», а экологизм предлагает пойти путем «сжатия»); общие средства - разумное регулирование (как у космистов, так и экологистов понимание разумного регулирования различны); общий лозунг - «Мы должны измениться»; общий результат. При подходе космизма, человек превратится в «ничто», возвысившись над природой, при экологическом подходе, мы придем к этому же вследствие нашего самоустранения из природы. Безусловно, общая проблема, та данность, из которой и исходят оба направления - нарушение гармонии, только понимание понятия гармония у этих направлений различно, в связи с этим «регулирование» космизма, кажется неприемлемым для экологиз-ма [2]. Но кроме общностей, между космизмом и эко-логизмом существуют различия. Для космистов глав-
ным является разум, человек, для них производящий и исследующий. Природа - косная сила, враждебная человеку. С ней надо бороться и приспособить к потребностям человека. Для экологистов (В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой), наоборот, человек для них чувствующий и чувствительный. Природа- часть человеческой души, ее нужно любить [3]. В этом состоит основное отличие космистов от экологистов.
«Природа, как известно, создала 3 известных нам биологических вида людей - Человек умелый (Homo habilis), человек прямоходящий (Homo erectus) и человек разумный (Homo sapiens), из которых выжил лишь один, возникший позже своих кузенов» [4, с. 69]. Согласно воззрениям космистов (А. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, Н. А. Умов), человек и его разум -это порождение Космоса. Человек не только испытывает на себе влияние Космоса, но и, будучи носителем разума, становится участником развития мира и оказывает воздействие на это развитие, причем темпы этого воздействия таковы, что могут создавать проблемы, общие для всего человечества [5, с. 10]. С такими проблемами пытаются бороться экологи-сты, которые пекутся о расширении прав природы. Космизм же мечтает о свободе человека и расширении его прав как господина Вселенной. Например, «Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903) мечтал воскресить людей. «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы» [6, с. 9]. Так как вследствие воскрешения население увеличится, то они не уместятся на планете, поэтому он предлагает начать заселять другие планеты. Но нужно осознавать, что достижение этой идеи далеко от реальности. Пока трудно вообразить, как этого добиться, и какие блага принесет человечеству победа над смертью. Скорей всего решатся нравственные проблемы. Ведь частая смена поколений начинает свою жизнь с «нуля» и только к концу жизни обогащается духовно и нравственно, но уже человек уступает место своим детям, которые повторяют старые ошибки. В связи с этим продление жизни - очень важно для общества, это даст возможность человечеству набраться опыта и развиться как личность. Нужно только не допустить, чтобы «человечество переступило границу, дозволенную природой, границу, за которой начинается необратимый переход в новое квазистабильное состояние, подобное тому, в котором находится Марс или Венера, но в котором человеку не будет места [5, с. 14].
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
Из вышесказанного следует вывод, что существует масса точек пересечения космизма и экологизма. Мы являемся частью мира природы - факт, который бессмысленно отрицать, воздействуем на нее уже одним своим присутствием в этом континууме природного бытия. Это воздействие всегда активно, по своему определению, ибо оно изменяет существующий в мире порядок вещей, изменяет его постоянно и неуклонно, - каждый наш шаг несет в себе изменение [2]. Человек должен осознавать, что несет ответственность за изменения, которые привносит в свою жизнь.
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/mitrosenko-va_filosofija/06.aspx.
2. Пашинина Д. П. Космизм и экология: опасности крайних позиций. 2007. URL: http://www.fund-intent.ru.
3. Селедец В. П., Коженкова С. И. Социальная экология. Ч. 1. URL: http://abc.vvsu.ru.
4. Оруджев З. М. К вопросу о возникновении человеческого разума //Вопр. философии. 2009. № 12.
5. Усольцев В.А. Русский космизм и современные глобальные проблемы // Экология и жизнь. 2003. № 4.
6. Семенова С. Г., Гачева А. Г. Русский космизм: Антология философской мысли : науч.-худож. пособие. М. : Педагогика-Пресс, 1993.
© Никишина В. В., Морозова О. Ф., 2011
УДК 11(075.8)
А. С. Орлова, Л. А. Черяпина, Н. А. Чанышева Научный руководитель - С. П. Дуреев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК СТРЕМИТСЯ В КОСМОС
Рассмотрен вопрос о стремлении человека в космос. Космос всегда притягивал своей таинственностью, неизведанностью, загадочностью и возможностью встретить внеземную жизнь.
Почему людей так влекут Вселенная и ее бесконечность, волнуют проблемы мироздания, для чего люди изучают и пытаются освоить космос? Наверное, не последнюю роль в этом процессе играют стремление познать мир и надежда на встречу с другой жизнью, кажущейся реальной и возрастающей с развитием и повышением разумности людей. Важным моментом решения задачи освоения космоса является ее адекватность уровню развития и социальности человека. Развиваясь от первобытных форм, люди повышают свои материально-энергетические возможности, преодолевают неблагоприятные условия жизни, осваивают и расширяют жизненное пространство. Этому способствуют накопление знаний и рост производительности труда, увеличение ресурсно-энергетического потенциала и интеграция людей. Как следствие, человек становится более свободным и мобильным, пространство его жизни расширяется, достигая пределов ближнего космоса.
Вселенная таинственна и велика настолько, что невозможно представить себе нечто еще большее, чем она. Человек возник в этой Вселенной и является ее органической составляющей. Современные земные и космические устремления людей сопрягаются с их развитием и несовершенством, однако, космос неудержимо влечет и прежде всего возможной встречей с другими живыми существами, которые, наверное, есть где-то во Вселенной, но пока неизвестны. Только познав и оперевшись на свою сущность, многими нитями связанную с космосом, человек преодолеет отчуждение и разобщение с миром и выполнит величайшую миссию - своим разумом приблизиться к тайнам и смыслу мироздания и собственного существования во Вселенной [1].
Как бы там ни было, люди не только думают о космосе, но и ведут научные исследования, реализуются национальные и международные космические программы, впрочем, нередко научные интересы уступают военно-стратегическим и политическим, являясь, как бы вторичными. Существуют и развиваются другие направления интересов и работ, связанных с космосом, например, по изучению и защите Земли от кометно-астероидной опасности. Уже имеют место единичные случаи, но дело идет к открытию более широкого космического туризма. Космический туризм не за горами, но на данный момент такое удовольствие могут себе позволить только очень состоятельные люди. В настоящее время уже имеется множество желающих вырваться из оков земного притяжения и окунуться в бездну вселенной. Именно поэтому сейчас очень интенсивно ведутся разработки в данной области, выдвигаются новые идеи и проекты. Возможно, пройдет еще пару десятилетий, и космический туризм станет таким же привычным и обыденным, как и автобусный тур. Пока же полным ходом ведутся разработки по создания специальных самолётов, способных беспрепятственно покинуть пределы земного притяжения и вернуться обратно.
Люди многого ждут от космоса, думают о возможности существования иных миров и мечтают о контактах с инопланетянами. Причин для этого много: и естественное любопытство и стремление к новизне, надежда побывать в других мирах. Космос воздействует на людей, - посредством гравитации и излучений, посылая к земле метеориты, а иногда и более крупные тела. На влиянии космоса основаны астрология и некоторые эзотерические учения и практики, не имеющие строго научного обоснования. Воз-