Садовникова А.А.®
Младший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
ОСВОЕНИЕ КОЛЫМСКОГО КРАЯ РУССКИМИ ЗЕМЛЕПРОХОДЦАМИ
Территориальные рамки статьи охватывают так называемый «Колымский край», который включает культурно-историческую область, представленную тремя улусами (районами) в бассейне р. Колыма, это Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский улусы (районы) Республики Саха (Якутия).
Колымский регион располагается в восточной части Республики Саха (Якутия). Территория региона занимает более 280,1 тыс. кв.км. или около 9,0% всей площади республики. С востока и юга граничит с Магаданской областью, на западе с Аллаиховским, Абыйским и Момским улусами Республики Саха (Якутия). На севере территория региона омывается водами Восточно-Сибирского моря.
Отечественное сибиреведение на всем протяжении своего существования проявляло интерес к различным аспектам открытия и освоения Сибири, исторической роли сибирской окраины страны в государственной, экономической и духовной жизни российского общества. В целом достигнуты впечатляющие успехи в научном познании сибирского феномена в истории страны, хотя не все вопросы этой обширной темы изучены равномерно и достаточно глубоко [1, С. 4].
В XVIII - начале ХХ в. проблему исторического процесса на огромной территории северо-востока Азии, в том числе и проблему ее вхождения в состав Русского государства рассматривали в своих трудах представители почти всех направлений исторической мысли в России. В советское время конкретные факты присоединения Якутии к Русскому государству освещались в трудах С.В. Бахрушина, С.А. Токарева, О.В. Ионовой, Ф.Г. Сафронова, И.С. Гурвича, И.С. Вдовина, Башарина и других [1, С. 13].
История открытия и освоения северо-востока Азии многократно освещалась в трудах географов и историков с точки зрения исторической роли русских землепроходцев и мореходов в истории мировых географических открытий. Это работы М.И. Белова, А.В. Ефимова, В.И. Грекова, Д.М. Лебедева, Л.А. Гольденберга, А.И. Алексеева, Б.П. Полевого и других [1, С. 13].
Из современных авторов нам известны работы В.Н. Иванова, В.А. Александрова, С.И. Бояковой, М.И. Колесова и других.
Освоение северо-востока Якутии русскими землепроходцами, которые были на государственной службе, предприимчивыми купцами и «промышленными людьми» началось с севера. В исторических источниках есть сведения, что отдельные русские промышленники стали проникать сюда еще до образования Якутского воеводства.
Освоение Колымского края связано с 40-х гг. XVII в. с похода с р. Алазея на Колыму отрядов первых русских землепроходцев Дмитрия Зыряна, Михаила Васильевича Стадухина и Семена Ивановича Дежнева. По словам участника экспедиции Ивана Беляна, «морем шли две недели и пришли на устье Колыму-реку, по Колыме шли вверх двенадцать ден» [2, С. 14].
Про Колыму и населяющий ее народ М.В. Стадухин писал, что «на Колыме де реке был он для государева ясачного сбору два годы, а Колыма де река велика, есть с Лену-реку, идет в море также, что и Лена под тот же ветер, под восток и под север, а по той де Колыме реке живут иноземцы, колымские мужики свой род оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой» [2, С.15].
п Садовникова А.А., 2009 г.
Служилые и промышленные люди продолжали продвижение на земли бассейна р.Колыма и находили новые реки и места, где жили юкагиры, эвены и эвенки. От юкагиров, живущих в низовьях Алазеи и Колымы, стало известно, что к западу от Колымы в море впадает река Чюхча (Чукочья), а «по той де реке Чюхче живут иноземцы свой же род, словут чюхчи, оленные, сидячие же» [2, С. 15]. Стало известно, что истоки Колымы находятся поблизости от верховьев рр. Охты, Тауя и Ини [ 3, С.10].
Для сбора ясака и открытия новых земель были основаны зимовья: Среднеколымское в 1643 г. М. Стадухиным. А через год в низовьях Колымы, где жили юкагиры, против устья Большого Анюя, М. Стадухиным и С. Дежневым -Нижнеколымское, впоследствии который стал острогом, отправной базой для дальнейшего продвижения русских. А Алазейское зимовье было уже основано в 1642 г Д. Зыряном. Якутские воеводы принимали меры по укреплению дальних зимовий; ежегодно направляли новые партии служилых людей, казаков и промышленников [4, С.526].
С освоением Колымского края был проложен морской путь между Леной и Колымой. Большое оживленное движение по этому морскому пути из Якутска на Колыму и обратно началось с 1645 г. [3, С.9].
С открытием морского пути ежегодно на Колыме увеличивалось число приезжающих промышленников, купцов и приказчиков, богатых торговых людей. Происходило выкачивание богатств Колымы и, в первую очередь, ценной пушнины, которая стала играть большую роль в укреплении экономической мощи России. В 1647 г. было доставлено в Якутский острог на пяти кочах 6985 колымских соболей, оцененных в 8979 руб., а в последующие годы количество вывозимых соболей возросло [5, С.155].
Скоро Колыма стала опорным пунктом новых открытий - морских островов, движения промышленников, отрядов казаков и экспедиций, идущих на поиск новых земель на востоке, а также въезда и выезда купеческих мореходных судов.
С появлением на Колыме русских людей и в силу исторической необходимости возникли первые поселения на рр. Алазея и Колыма: Среднеколымск, Нижнеколымск, Походск, Алазейск, Верхнеколымск и другие. Установились административно-территориальное деление и органы власти.
Так, Колыма находилась в ведении якутского уезда, а административными ее центрами были основанные постоянные ясачные зимовья: Алазейское, Среднеколымское, Нижнеколымское и Верхнеколымское. Среднеколымский острог был административным центром всех колымских зимовий, в 1775 г. получил статус города. Город Среднеколымск стал центром Среднеколымского комиссарства, затем Колымского уезда и с 1822 г. Колымского округа [6].
На основе расширения, углубления исследований присоединении не только Колымского края, но и северо-востока Азии в целом сформировалась интересная историографическая традиция, заключающая в себе теории «завоевания», присоединения», «вхождения» - «добровольного вхождения».
Например, Г. Ф. Миллер прослеживая разрозненные, несогласованные действия отрядов магназейских, енисейских и томских служилых людей заметил, факт грабежей и насилий со стороны казаков и считал, что именно потому происходили вооруженные столкновения. С другой стороны, в отдельных случаях ответственность за возникновение конфликтов он возлагал на сами народы: «где от какого народа было сопротивление, там с российской стороны употреблена сила, пока знатнейшего из одного можно было взять в аманаты». Такое утверждение вполне вписывалось в его общую теорию завоевания Сибири. В.Г. Мирзоев утверждал, что Г.Ф. Миллер «присоединение Сибири к России понимал как добровольное подчинение местных народов» и взгляды его на проблему присоединения Сибири были раздвоенными, дуалистичными [1, С. 15].
Таким образом, проникновение служилых и промышленных людей в бассейне р. Колыма носит сложный и противоречивый характер. Историческим фактом является то, что подчинение колымского народа царизму принесло немало бедствий - это тяжелое ясачное обложение, грабежи, вымогательства воевод и служилых людей. С другой стороны, местное население оказывали, особенно в первые годы появления служилых людей упорное сопротивление посягательству на веками устоявшуюся жизнь, на нормальный ход своего общественного развития.
В целом же насильственные и мирные методы в событиях 30-40-х гг. сочетались, однако факты свидетельствуют о том, что при этом мирные средства преобладали, были основными.
Также установление элементарной законности, прекращение прежней анархии, межплеменных усобиц, вовлечение Колымы в систему общероссийского рынка -предпосылка дальнейшего экономического развития - все это с избытком компенсировало те отрицательные стороны царского колониального режима, которые так болезненно ощущались на первых порах.
Например, на Колыме между русскими людьми и местным населением были установлены дружественные отношения. Началось взаимное обогащение бытовыми и хозяйственными традициями. Так, местное население получило от русских новые охотничьи приспособления: ловушки, западни, огнестрельное кремневое оружие, новейшие средства ловли рыбы. Была введена денежная система, способствующая развитию торговли и внутреннего рынка. С развитием торговли появилось разнообразие продуктов, улучшилось питание народа за счет хлеба, чая, соли и других продуктов. Изменился облик жилых строений. В домашний обиход вошли новые предметы. Появилась одежда из хлопчатобумажной ткани, сукна, шерсти и другие товары. [3, С.13]. В то же время русские люди нигде более в Сибири, чем на северо-востоке Якутии, не заимствовали столь многие элементы материальной и духовной культуры аборигенов, что и облегчило процесс адаптации их в новых экстремальных природно-климатических условиях, это - прежде всего относится к пище, жилищу и промысловой одежде.
На наш взгляд, освоение Колымского края имело огромное значение для коренных народностей Колымы: юкагиров, эвенов, эвенков, чукчей, которые на протяжении многих веков находились в изоляции от цивилизованных стран мира и это влекло за собой не только политические, но и социально-экономические и культурные последствия, являвшиеся результатом новых территорий и его многообразных контактов с местными жителями.
В последствии, Колымский край стал исходным пунктом для многих научных и изыскательных экспедиций, сыграв большую роль в организации геологических разведок на Севере.
На наш взгляд, историческая судьба и историческое прошлое этого удивительного края намного богаче, чем история иных более крупных городов. Его богатая история - это память всего северо-востока нашей Родины, это зеркало российской Арктики.
Литература
1.Иванов В.Н. Вхождение северо-востока Азии в состав Русского государства. Новосибирск, 1999. - С. 4, С. 13, С. 15.
2. Мостахов С.Е. Русские путешественники-исследователи Якутии XVII - нач. XX в. Якутск, 1982. - С. 14, 15.
3. Колесов М.И. История Колымского края. Я., 1991. - Ч. I. - С. 9, 10, 13.
4. Кадек М.Г. Семен Иванович Дежнев// Люди русской науки. - М. - Л., 1948. - С. 526.
5. Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века // История открытия и освоения Северного морского пути. - М., 1956. - Т. I. - С. 155.
6. Материалы Среднеколымского краеведческого музея.