Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ АВТОРСКИХ СТИЛЕЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСВОЕНИЕ АВТОРСКИХ СТИЛЕЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское музыкальное образование / музыкальная педагогика / авторский и индивидуальный стиль / именные аккорды / Russian music education / music pedagogy / author’s and individual style / personalized chords

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.Г. Сухорукова

Статья резюмирует сущность Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы, ее цели и задачи, ожидаемые результаты. Особое внимание уделяется исторически сложившемуся трехуровнему музыкальному образованию в России, имеющему давние истоки, традиционно признанному во всем мире благодаря высококачественной профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов. В статье подчеркивается важность музыкального образования для становления и воспитания духовно-нравственной, эстетически развитой личности. Акцентированы аспекты и особенности профессиональной подготовки в области музыкальной педагогики. Освоение обучающимися понятий «авторский», «индивидуальный» стиль дает возможность будущим педагогам-музыкантам провести корреляцию творческого наследия изучаемого композитора и парадигмы художественно-культурного отрезка эпохи, уловить необходимые закономерности и взаимосвязи, глубоко вникнуть в состояние изучаемого исторического пласта музыкальной и художественной культуры. Таким образом, обучающимся гораздо лучше удается осознать взаимовлияние исторического периода и творчества композитора на музыкальный климат эпохи, проследить это влияние на всех художественных уровнях. Также в статье рассматривается феномен «именного» аккорда как квинтэссенции авторского стиля композитора, своеобразного триггера, позволяющего провести параллель между аккордом, композитором и стилем данного исторического отрезка. С помощью данной методики обучающимися эффективно усваивается понятие стиля на всех уровнях: и как художественной парадигмы изучаемого конкретного исторического периода, и как особенности и уникальности творческого наследия того или иного композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — И.Г. Сухорукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING AN AUTHOR’S STYLE IN THE SYSTEM OF MODERN MUSICAL EDUCATION

The article summarizes the basics of the Program for the Development of the Russian Music Education System for the period from 2015 to 2020, its goals and objectives, and expected results. Particular attention is paid to the historically established three-level music education in Russia, which has long origins, traditionally recognized throughout the world thanks to the high-quality professional training of music performers and music teachers. The article emphasizes the importance of musical education for the formation and upbringing of a spiritual, moral, aesthetically developed personality. Aspects and features of professional training in the field of musical pedagogy are emphasized. Mastering of the concepts of “an author’s”, “individual” style by students enables future teachers-musicians to correlate the creative heritage of the studied composer and the paradigm of the artistic and cultural segment of the era, to grasp the necessary patterns and relationships, and to deeply delve into the state of the studied historical layer of musical and artistic culture. Thus, students are much better able to understand the mutual influence of the historical period and the work of the composer on the musical climate of the era, to trace this influence at all artistic levels. The article also examines the phenomenon of the “personalized” chord as the quintessence of the author’s style of the composer, a kind of trigger that allows to draw a parallel between the chord, the composer and the style of a given historical segment. With the help of this technique, students effectively assimilate the concept of style at all levels: both as an artistic paradigm of a particular historical period being studied, and as a peculiarity and uniqueness of the creative heritage of a particular composer.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ АВТОРСКИХ СТИЛЕЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2010.

3. Arhangel'skij N.V. Nravstvennoe vospitanie. Moskva: Prosveschenie, 1979.

4. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshih shkol'nikov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

5. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1926 - 1947.

6. Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teoriya ipraktika shkol'nyh vospitatel'nyh sistem. Moskva: Novaya shkola, 1996.

7. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk SRFSR, 1948; T. 2.

8. Vedeneeva G.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov vprocesse poznaniya rodnogo kraya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

9. Artem'eva E.G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie kak osnova formirovaniya patrioticheskogo soznaniya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Bogoslovskijsbornik Tambovskoj duhovnoj seminarii. 2020; № 3 (12): 159 - 168.

10. Mansurova A.P. Mezhpredmetnyj potencial muzyki kak uslovie povysheniya kachestva uchebno-vospitatel'nogo processa v obscheobrazovatel'noj shkole. Iskusstvo i obrazovanie. 2016; № 6 (104): 46 - 56.

11. Buyanova T. A. Kul'turologicheskie osnovy hudozhestvennogo vospitaniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2020.

12. Spicina E.I. Detskoe fol'klornoe vospitanie - faktor sohraneniya preemstvennosti nacional'nyh kul'turnyh tradicij. Kultura iobschestvo. 2016; № 1 (60): 31 - 35.

13. Nefedova A.S., Saharova N.A. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Molodoj uchenyj. 2014; № 13 (72): 274 - 276.

14. Platonova V.A. Rol' fizicheskogo vospitaniya v processe obrazovaniya. Nauchno-tehnicheskj vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta informacionnyh tehnologij i optiki. 2004; № 17: 271 - 279.

15. Chervatyuk P. A., Mansurova A.P. Sovremennaya shkola i vuz: trebovaniya k professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta i novye vozmozhnosti sotrudnichestva. Iskusstvo i obrazovanie. 2017; № 1 (105): 51 - 58.

16. Enin A.V. Sistema vospitaniya tvorcheskiaktivnojlichnosti uchaschihsya vo vneklassnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2010.

17. Pas'ko T.B. Nravstvennoe vospitanie kak osnova stanovleniya lichnosti. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 2 (12): 46 - 49.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 78

Sukhorukova I.G., postgraduate, Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: irmac@bk.ru

LEARNING AN AUTHOR'S STYLE IN THE SYSTEM OF MODERN MUSICAL EDUCATION. The article summarizes the basics of the Program for the Development of the Russian Music Education System for the period from 2015 to 2020, its goals and objectives, and expected results. Particular attention is paid to the historically established three-level music education in Russia, which has long origins, traditionally recognized throughout the world thanks to the high-quality professional training of music performers and music teachers. The article emphasizes the importance of musical education for the formation and upbringing of a spiritual, moral, aesthetically developed personality. Aspects and features of professional training in the field of musical pedagogy are emphasized. Mastering of the concepts of "an author's", "individual" style by students enables future teachers-musicians to correlate the creative heritage of the studied composer and the paradigm of the artistic and cultural segment of the era, to grasp the necessary patterns and relationships, and to deeply delve into the state of the studied historical layer of musical and artistic culture. Thus, students are much better able to understand the mutual influence of the historical period and the work of the composer on the musical climate of the era, to trace this influence at all artistic levels. The article also examines the phenomenon of the "personalized" chord as the quintessence of the author's style of the composer, a kind of trigger that allows to draw a parallel between the chord, the composer and the style of a given historical segment. With the help of this technique, students effectively assimilate the concept of style at all levels: both as an artistic paradigm of a particular historical period being studied, and as a peculiarity and uniqueness of the creative heritage of a particular composer.

Key words: Russian music education, music pedagogy, author's and individual style, personalized chords.

И.Г. Сухорукова, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: irmac@bk.ru

ОСВОЕНИЕ АВТОРСКИХ СТИЛЕЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья резюмирует сущность Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы, ее цели и задачи, ожидаемые результаты. Особое внимание уделяется исторически сложившемуся трехуровнему музыкальному образованию в России, имеющему давние истоки, традиционно признанному во всем мире благодаря высококачественной профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов. В статье подчеркивается важность музыкального образования для становления и воспитания духовно-нравственной, эстетически развитой личности. Акцентированы аспекты и особенности профессиональной подготовки в области музыкальной педагогики. Освоение обучающимися понятий «авторский», «индивидуальный» стиль дает возможность будущим педагогам-музыкантам провести корреляцию творческого наследия изучаемого композитора и парадигмы художественно-культурного отрезка эпохи, уловить необходимые закономерности и взаимосвязи, глубоко вникнуть в состояние изучаемого исторического пласта музыкальной и художественной культуры. Таким образом, обучающимся гораздо лучше удается осознать взаимовлияние исторического периода и творчества композитора на музыкальный климат эпохи, проследить это влияние на всех художественных уровнях. Также в статье рассматривается феномен «именного» аккорда как квинтэссенции авторского стиля композитора, своеобразного триггера, позволяющего провести параллель между аккордом, композитором и стилем данного исторического отрезка. С помощью данной методики обучающимися эффективно усваивается понятие стиля на всех уровнях: и как художественной парадигмы изучаемого конкретного исторического периода, и как особенности и уникальности творческого наследия того или иного композитора.

Ключевые слова: российское музыкальное образование, музыкальная педагогика, авторский и индивидуальный стиль, именные аккорды.

XXI век - это эпоха, полная вызовов и неожиданностей, но также и эпоха, полная возможностей и надежд. С официальным запуском Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и соответствующим введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования стало ясно, что обучающиеся студенты вузовских музыкальных факультетов должны адаптироваться к требованиям времени и выполнять важные задачи музыкального образования: «Творческие вузы станут научными и методическими центрами, определяющими основные аспекты деятельности организаций музыкального образования и педагогики» [3]. Высокие традиции качественного трехуровневого музыкального образования в России были основаны еще «в конце XIX века активной педагогической деятельностью и теоретическими изысканиями великих российских музыкантов-исполнителей и композиторов, а также благодаря организаторской и методической деятельности Российского музыкального общества (Императорского российского музыкального общества). Эта модель была сохранена, развита и приобрела общегосударственное значение в советский период истории нашей страны. Результатом явилось безусловное лидерство отечественных музыкантов-исполнителей на мировой концертной

эстраде, а отечественный опыт по подготовке музыкантов стал примером для ряда зарубежных стран» [3].

Для повышения качества музыкального образования и педагогики, достижения целей Программы было предложено активизировать деятельность Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Минкуль-туры России, организовать вертикальное, межведомственное и межотраслевое взаимодействие всех уровней органов власти. Были подняты вопросы, над которыми стоило задуматься. Также была поставлена задача обеспечить профессиональными кадрами музыкальные школы, училища искусств, общеобразовательные школы путем оптимизации государственного заказа на подготовку кадров, в том числе в музыкально-педагогической области. Время требовало, чтобы будущие педагоги-музыканты обладали не только сильными профессиональными знаниями и профессиональными способностями, но и хорошими комплексными качествами и профессионального обучения, и всестороннего развития.

Понимание и признание важности и уникальности структуры музыкального образования, исторически сложившейся в России, ее основополагающего значения для становления духовных, нравственных и эстетических основ юного поколения позволило в масштабах государственного значения повысить ценность

и роль российской музыкальной культуры в мире, сохранить и приумножить ее ценности, удовлетворить потребность культурного общества в профессиональном кадровом составе, приобщить к музыкальному искусству и творчеству все большее количество подрастающего поколения.

Музыка - самый ранний вид искусства, возникший в истории человечества, а также одна из самых универсальных и «заразительных» ее форм. Как наиболее эмоционально воспринимаемый вид искусства, она оказывает глубокое влияние на цивилизацию и прогресс общества. Границы добра и зла, прекрасного и безобразного - важнейшие эстетические категории - ясно высвечивает музыка, позволяя очевидно воспринимать эти грани. Тонко подметил данную особенность музыкального искусства американский культуролог Эдмунд Б. Фельдман: «Как мы можем разглядеть уродливость, если не познаем прекрасное?» [цит. по: 6, с. 31]. В то же время музыка, поистине гуманная, тонко настраивающая души людей, - «это "критик", который "указывает" на нежелательное явление не напрямую, не в лоб, а косвенно, "от обратного"» [6, с. 31].

Основное внимание музыкального образования направлено на то, чтобы научить студентов чувствовать внутреннюю эмоциональную содержательность музыки, получать от нее резонанс и испытывать высокие эмоции, улучшающие и совершенствующие личность, ее достижения, позволяющие выражать все богатство эмоциональной палитры души в музыкальном произведении. Музыкальное образование является эффективным средством улучшения эстетических способностей обучающихся, воспитания благородных нравственных чувств и укрепления жизненных достижений. Качественное, нравственно-эстетическое образование современного человека невозможно без музыки - неслучайно циклы художественно-эстетических дисциплин все чаще появляются во всех средних и высших учебных заведениях, профиль которых весьма далек от музыкального искусства. Яркая антропоцентристская сущность музыки позволяет говорить о высокой ценности музыкального образования, способствующего равновесию и координации различных факторов человеческого бытия, влияющего на улучшение качества человеческой жизни. Эстетика музыкального воспитания рождает уникальное эмоциональное восприятие, имеет гуманистическую ценность, культивирует в личности эмоциональное отношение и перцептивное мышление.

Анализ происходящих процессов в современной музыкальной педагогике показывает, что проблемы музыкального образования сосредоточены, главным образом, в максимальном практическом внедрении полученных студентами знаний, усвоении профессиональных навыков и умении в дальнейшем «распорядиться» своими специфическими техниками: инструментально-исполнительскими, вокальными, дирижерскими, музыкально-теоретическими и т.д. Будущий педагог-музыкант, обладая багажом совершенно уникальных знаний, обязан их раскрыть и преумножить через грамотное преподавание, вовлечение юных умов в прекрасный мир музыки, сила эмоционального воздействия которого признана всеми видами искусства.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения предполагают новые постулаты - соответствовать современности, брать на себя важную задачу музыкального образования, и в то же время будущие музыкальные педагоги сталкиваются с новыми проблемами. Большинство студентов, получивших музыкальное образование в колледжах и вузах, займут педагогические должности после окончания учебы. Чтобы сократить процесс превращения студента вуза в квалифицированного педагога-музыканта, было акцентировано особое внимание на практическую педагогическую подготовку по музыкальному образованию в вузах, улучшение педагогических способностей студентов.

Наряду с педагогическими техниками и навыками изучение творческого наследия композиторов разных исторических периодов и школ, проникновение в суть композиторского замысла, освоение авторских стилей составляет львиную долю образовательного процесса как напрямую, так и опосредованно: будь то занятия по инструментальному, вокальному искусству или музыкально-педагогическим дисциплинам. Данный вопрос, как правило, изучается в рамках таких дисциплин, как история музыки, гармония, сольфеджио, теория музыки, гармония современной музыки, а также в междисциплинарных искусствоведческих курсах. Важно донести обучающимся педагогам-музыкантам следующую мысль: сама категория «авторский стиль» возникла в эпоху романтизма с его «поворотом» к индивидуальности человеческой натуры, антропоцентристским мировоззрением. В предшествующие эпохи (барокко, классицизма и др.) композитор и его произведения выражали стиль эпохи, подчиняясь всеобщей, устоявшейся в пределах эпохального стиля парадигме.

Уместно будет привести цитату одного из основателей Берлинской консерватории, автора первой научной монографии о Бетховене, музыковеда, педагога и музыканта А.Б. Маркса, отстаивавшего идею единого развития в музыке и утверждавшего, что каждое произведение, кроме колорита личности творца, в первую очередь несет в себе идею и дух эпохи. Но именно романтизм вознес на беспредельную высоту мироощущение и миросозерцание отдельной личности, свободная воля которой диктовала и свободу выражения в творчестве, являясь законодателем новаторского, собственного, индивидуального стиля.

Музыкальный стиль - многоуровневое понятие, широко трактуемое в области музыкального искусства: это может быть стиль эпохи, стиль национальной школы, стиль композитора. Эта классификация весьма условна ввиду универсальности использования данного понятия. Известно множество фундаменталь-

ных трудов отечественных музыковедов о музыкальном стиле: С.С. Скребкова, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, М.П Арановского, А.С. Соколова, МН. Лобановой, В.В. Медушевского, А.Н. Сохора и др. При всей разности определений и трактовок этого многоуровнего понятия можно выделить основополагающие позиции музыкального стиля:

- система музыкально-эстетических принципов, создающих художественное единство образа;

- проявление индивидуальных черт творческой личности через творческие методы, отражающие мировоззрение композитора;

- «концентрация» музыкального языка < . .> позволяющая проводить семантические параллели между множеством произведений композитора» [4, с. 147];

- «наличие определённых клише, «визитных карточек» композиторского творчества», являющегося «показателем индивидуального стиля как высшего критерия ценности» [2, с. 24].

Кратко и емко звучит выражение Е.М. Назайкинского о том, что «стиль служит узнаванию творца» [1, с. 35]. В теории В.Н. Холоповой индивидуальный композиторский стиль характеризуется как замкнутая система, включающая в свой состав характерную личную авторскую интонацию, своеобразный выбор жанровых средств, излюбленные драматургические концепции музыкальных произведений, индивидуальную интерпретацию элементов музыкальной композиции -гармонии, мелодики, ритмики, музыкальной формы, фактуры, оркестровки.

Создание на уроке ситуации, при которой происходит вчувствование, проникновение в суть произведения композитора, попытка осмысления и понимания образно-смыслового содержания, передаваемого с помощью определенных музыкально-выразительных средств - фактуры, структуры, гармонии, формы, динамики, ритмоформул и т.д., позволяет обучающимся осознать индивидуальность композитора, выявить особенности использования тех или иных средств музыкальной выразительности и запомнить почерк композитора, исследуя одно произведение за другим. По справедливому выражению Е.М. Царевой, ведущие отрасли теоретического и исторического музыкознания ведут к одному: «специфике авторского стиля, а в конечном счете - к музыкальному произведению» [7]. Итог подобных систематических шагов на предметах музыкально-теоретического и музыкально-исторического толка - постижение смысла музыки.

В связи с авторским стилем следует упомянуть и феномен «именного» аккорда - квинтэссенции авторского стиля, напрямую создающего логическую связку «аккорд - автор - стиль (эпоха)». («Именные» аккорды - тема отдельной статьи, здесь мы коснемся только констатации факта связки «именной аккорд -авторский стиль). Интересно заметить, что понятие «именной аккорд» возникло также в романтическую эпоху: достаточно вспомнить «шопеновскую доминанту» - доминанту с секстой (D6), «шубертову шестую» - трезвучие шестой низкой ступени в миноре (DVI), «рахманиновскую субдоминанту» - уменьшенный терцквартаккорд с квартой (VII434). Прослушивание и пропевание гармонических последовательностей с данными «именными аккордами» на музыкально-теоретических занятиях, узнавание на слух и в фактуре на уроках гармонии и анализа музыкальной формы способствует закреплению слухового навыка, что позволяет сразу же определить принадлежность композитору и, как следствие, историческому периоду, в котором жил и творил данный композитор.

Таким образом, можно подвести некий итог обязательных условий, «сопутствующих» и соответствующих авторскому стилю:

- соотнесение в обязательном порядке с историческим стилевым контекстом;

- многоуровневость системы выразительных средств;

- идейная и смысловая содержательность;

- новаторские «художественные открытия» (термин Л.А. Мазеля).

Исходя из анализа многочисленных трудов, посвященных музыкальному

стилю, в том числе композиторскому, можно предложить следующее определение: «Авторский стиль» - это комплекс художественных средств выразительности, идентифицирующий своеобразие творческих особенностей автора, его национальную принадлежность, идейно-образные замыслы и индивидуально-стилистические элементы музыкальной речи, свойственные данной эпохе [5, с. 131].

Освоение авторских стилей будущими педагогами-музыкантами позволяет кратчайшим путем «привести» слушателя к композиторскому замыслу и его воплощению в музыкальном произведении, проанализировать принадлежность композитора к определенному историческому периоду, выявить стилевую особенность музыкального сочинения. Емкость и многоплановость понятия «авторский стиль» располагает будущего педагога-музыканта к профессиональной состоятельности, музыкальной эрудиции, развитию слуха и общей высокой музыкальной грамотности. Постижение обучающимися понятия «авторский стиль» дает возможность будущим педагогам-музыкантам провести корреляцию творческого наследия изучаемого композитора и парадигмы художественно-культурного отрезка эпохи, уловить необходимые закономерности и взаимосвязи, глубоко вникнуть в состояние изучаемого исторического пласта музыкальной и художественной культуры. Следовательно, обучающиеся гораздо лучше осознают взаимовлияние исторического периода и творчества композитора, умеют проследить это влияние на всех музыкальных и художественных уровнях и, что очень важно, передать свои знания и умения слышать, чувствовать, понимать и логически рассуждать своим будущим ученикам и слушателям.

Библиографический список

1. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. Оболенская М.М. Ценностный подход в музыке: опыт разработки методики. Проблемы музыкальной науки: Южно-российский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону, 2016; № 2 (23): 22 - 27.

3. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы. Available at: https://culture.gov.ru/documents/programma-razvitiya-sistemy-rossiyskogo-muzykalnogo-obrazovaniya-na-period-s-2015-po-2020-gody-i-pla/

4. Спорыхина О.С. Интекст как компонент стилевой системы П.И. Чайковского. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2000.

5. Сухорукова И.Г, Майковская Л.С. Освоение авторского стиля будущими педагогами музыкантами на примере творчества композиторов-романтиков: практический аспект. Современное музыкальное образование: традиции и инновации: сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Белгород: БГИИК, 2018; Ч. 1: 126 - 132.

6. Фильченков А.М. Проблемы реформирования музыкального образования глазами учителя детской музыкальной школы. Available at: https://music-education.ru/ problemy-reformirovaniya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/

7. Царева Е.М. Стиль музыкальный. Энциклопедия. Available at: http://www.belcanto.ru/stil.html

References

1. Nazajkinskij E.V. Stil' izhanr v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.

2. Obolenskaya M.M. Cennostnyj podhod v muzyke: opyt razrabotki metodiki. Problemy muzykal'noj nauki: Yuzhno-rossijskijmuzykal'nyjal'manah. Rostov-na-Donu, 2016; № 2 (23): 22 - 27.

3. Programmarazvitiya sistemyrossijskogomuzykal'nogoobrazovaniya naperiods 2015po2020gody. Available at: https://culture.gov.ru/documents/programma-razvitiya-sistemy-rossiyskogo-muzykalnogo-obrazovaniya-na-period-s-2015-po-2020-gody-i-pla/

4. Sporyhina O.S. Intekst kak komponentstilevoj sistemy P.I. Chajkovskogo. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2000.

5. Suhorukova I.G., Majkovskaya L.S. Osvoenie avtorskogo stilya buduschimi pedagogami muzykantami na primere tvorchestva kompozitorov-romantikov: prakticheskij aspekt. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie: tradiciii innovacii: sbornik dokladov uchastnikov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h ch. Belgorod: BGIIK, 2018; Ch. 1: 126 - 132.

6. Fil'chenkov A.M. Problemy reformirovaniya muzykal'nogo obrazovaniya glazami uchitelya detskoj muzykal'noj shkoly. Available at: https://music-education.ru/problemy-reformirovaniya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/

7. Careva E.M. Stil'muzykal'nyj. Enciklopediya. Available at: http://www.belcanto.ru/stil.html

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Badanina L.A., teacher (class of electronic musical Instruments, UIA DO "Children's Art School of Zelenogradsk (Zelenogradsk, Kaliningrad Region, Russia),

E-mail: badaninalora@mail.ru

APPLICATION OF CONTEMPORARY MUSIC COMPUTER EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE PROCESS OF TEACHING KEYBOARD SYNTHESIZER ("SOFT WAY TO MOZART"). The music training course developed and implemented in the practice of teaching keyboard synthesizers is considered as a successful example of the use of interactive modern network educational technology. The urgent need for modern realities of music pedagogy and the introduction of music computer technologies (MCTs) and training music-computer programs that facilitate the formation of the skill of reading from a sheet, forms new approaches to the process of teaching music-theoretical and music-performing disciplines. The analysis of difficulties in teaching musical notation at the initial stage of training at a children's art school and the search for effective methods of this direction formed a steady interest of the author of the article to get acquainted with the key positions of the teaching system according to the method of X. Heiner. The analysis of features of working with an interactive network educational system on the example of the program "Soft Way to Mozart" allowed the author to formulate the basic principles and approaches to teaching students of pre-school and school age in the process of using a modern electronic musical instrument in the pedagogical practice of a teacher of a secondary school.

Key words: music computer technologies (MCTs), electronic musical instrument, "Soft Way to Mozart", musical education.

Л.А. Баданина, преп., МАУ ДО '"Детская школа искусств Зеленоградска", г. Зеленоградск, E-mail: badaninalora@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА ("SOFT WAY TO MOZART")

Разработанный и реализуемый в практике преподавания клавишного синтезатора курс обучения музыке рассматривается как успешный пример применения интерактивной современной сетевой образовательной технологии. Назревшая необходимость современных реалий музыкальной педагогики и внедрение в практику преподавания музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и обучающих музыкально-компьютерных программ, облегчающих формирование навыка чтения с листа, формирует новые подходы к процессу преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин. Анализ трудностей в обучении нотной грамоте на начальном этапе обучения в детской школе искусств (ДШИ) и поиск эффективных методик данного направления сформировал устойчивый интерес автора статьи к ознакомлению с ключевыми позициями системы обучения по методу Х. Хайнер. Анализ особенностей работы с интерактивной сетевой образовательной системой на примере программы "Soft Way to Mozart" позволил автору сформулировать основные принципы и подходы к обучению учащихся дошкольного и школьного возраста в процессе использования современного электронного музыкального инструмента в педагогической практике преподавателя ДШИ.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии (МКТ), электронный музыкальный инструмент, программа "Soft Way to Mozart", музыкальное образование.

В детской школе искусств (ДШИ) г Зеленоградска электронный музыкальный инструмент (ЭМИ) [1 - 4] не преподается как основной предмет (специальность), а изучается в рамках дополнительных платных услуг. В класс приходят, как правило, дети, не знающие нотной грамоты и основ теории музыки, не посещающие музыкальную школу (а значит, не посещающие уроки сольфеджио, хора и слушания музыки). К сожалению, даже те учащиеся, которые приходят в класс ЭМИ после 2-х - 3-х лет обучения в классах фортепиано, сталкиваются с трудностями в чтении нот. Поэтому внедрение в практику преподавания обучающих музыкальных компьютерных программ, облегчающих формирование этого навыка, - это назревшая необходимость современных реалий музыкального образования.

При обучении буквенному языку первая и главная задача - соединить символы (буквы) со звуками, которые знакомы человеку. Все мы являемся

носителями языка и учимся управлять органами речи («природный», «естественный» инструмент человека) с рождения. При обучении музыкальной письменности трудности возникают при формировании символа, обозначающего конкретный звук. Проблему удалось решить тогда, когда рядом с буквой методисты-новаторы поставили картинку, и детей стало возможно обучать читать даже с 3-х летнего возраста. Знакомство с музыкальной нотацией вызывает большие затруднения у обучаемых на начальном этапе независимо от возрастных категорий:

- необходимо дифференцировать большое количество нотных символов, которые находятся на определенных линейках;

- отслеживать длительности нот;

- вызывает трудность запоминание расположения клавиш инструмента, для овладения которым нужно научиться координации рук и пальцев;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.