Научная статья на тему 'Освоение Арктического шельфа: Россия и Норвегия - естественные партнеры'

Освоение Арктического шельфа: Россия и Норвегия - естественные партнеры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение Арктического шельфа: Россия и Норвегия - естественные партнеры»

И. С. Гумарова

ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА: РОССИЯ И НОРВЕГИЯ ± ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПАРТНЕРЫ

Гумарова Ирина Сергеевна - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

В XX в. выдвижению Арктики на передний план развития экономики способствовали рост спроса на нефть и ее быстрорастущая добыча в СССР (годовой рубеж в 300 млн. т был превышен в 1973 г.). Эффективность поисково-разведочных работ на шельфах Баренцева и Карского морей не имеет аналогов в мире за последние 30 лет. Пик открытий пришелся на 1980-е годы. Всего выявлено 11 месторождений, среди которых уникальные по запасам газоконденсатные месторождения Штокмановское, Русановское, Ленинградское, Ледовое и гигантское нефтяное месторождение Приразломное.

Крупнейшим достижением российских ученых в конце XX в. стало получение достоверных доказательств того, что арктический шельф является супергигантским нефтегазоносным районом мира, вмещающим не менее 100 млрд. т условного топлива в нефтяном эквиваленте1. Нефтегазовые месторождения Арктики образуют ряд провинций на суше (Тимано-Печорская, Западно-Сибирская и др.) и шельфовый супербассейн. Специалисты сходятся во мнении, что добыча нефти и газа в шельфовой зоне северных морей станет к середине XXI столетия основой развития ТЭК России2.

Напомним, что российский арктический шельф является самым большим в мире. В пределах сектора континентальный шельф России охватывает площадь 6,19 млн. км2, что составляет 41% от площади всей акватории Арктики.

1. Грамберг И.С., Лаверов Н.П., Додин Д.А. и др. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии). - СПб.: Наука, 2000. -С. 76-80.

2. Могилевкин И.М. и др. Указ. соч. - С. 121.

Объем прав России в Арктике зависит от международно-правового статуса арктических пространств.

Доказательство того, что большая часть дна Северного Ледовитого океана от евразийского побережья до Северного полюса является продолжением Сибирской континентальной платформы и, следовательно, естественным продолжением России, дает нашей стране право на распространение своих исключительных суверенных прав на ресурсы континентального шельфа в пределах своего арктического сектора. Оформление прав России в порядке, установленном Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., позволит на законном основании установить внешнюю границу континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны.

Истории известны факты защиты Россией своих интересов в Арктике. В ответ на выступление госсекретаря США по морским делам в 1924 г. советское правительство в меморандуме от 4 ноября 1924 г. повторило ноту российского МИДа 1916 г. о включении в состав Российской империи всех земель, составляющих продолжение на север Сибирского континентального плоскогорья. Советский арктический сектор был закреплен Постановлением Президиума ЦИК и СНК от 15 апреля 1926 г. Но у российских соседей по Арктике есть одно преимущество правового плана. Со школьных времен всем знакома пунктирная линия, обозначающая арктические владения СССР, а впоследствии и Российской Федерации. Точно такой же сектор в 1925 г. первой выделила Канада, и если ей удалось закрепить права на свой сектор в некоторых договорах с соседними государствами, то наш сектор международными двусторонними документами никак не закреплен. А принятый в 1998 г. Государственной думой РФ Федеральный закон «Об арктической зоне Российской Федерации» закрепляет преимущество Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. над федеральным законом, тем самым сокращая российский арктический шельф на 1,7 млн. км4.

Мощным раздражителем мировой общественности является то, что ресурсы нефти и газа арктических акваторий России поражают своей оценочной величиной при сравнении с аналогичными ресурсами зарубежной Арктики. Если прогнозные ресурсы нефти российского сектора по максимальным оценкам достигают 24 млрд. т, то следующие по величине канадские и норвежские нефтяные залежи - 9,5 и 8,5 млрд. т соответственно.

На сегодняшний день ни одна страна не получила от Комиссии ООН по границам континентального шельфа права на владение шельфом за предела-

3. Сектор между 32 04 35 в.д. и 168 49 30 з.д. за исключением восточных островов архипелага Шпицберген, так как суверенитет Норвегии над архипелагом закреплен условиями Парижского договора 1920 г.

4. www.council.gov/print/lawmaking/sf/document/item/4455/index.html

ми 200-мильной зоны. Для стран, желающих увеличить свои арктические владения, Комиссией ООН разработаны определенные условия подачи заявок. Государствам, присоединившимся к Конвенции по морскому праву до 13 мая 1999 г. (Россия присоединилась в 1997 г.), следует подать заявку до 13 мая 2009 г. Остальным предоставляется десятилетний срок с момента ратификации конвенции. Норвегия присоединилась в 2006 г., Канада - в 2003, Дания - в 20045. Комиссия по континентальному шельфу ООН рекомендовала России скорейшим образом заключить договоры о разграничении морских пространств с Норвегией, США и Японией. Что касается российско-американских отношений в области разграничения морских пространств, то на основании Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. , страны временно применяют договор Бейкера-Шеварднадзе 1990 г., который Россия на данный момент не ратифицировала . «Линия Бейкера-Шеварднадзе» разграничивает морские пространства в Беринговом и Чукотском морях. С подписанием Договора исторически сложившаяся линия разграничения морских пространств между Россией и США, установленная в 1867 г., была изменена в пользу Соединенных Штатов. Уже в XXI в. российскими законодателями не раз поднимался вопрос о пересмотре Договора, американская сторона отвечает отказом и предлагает сначала ратифицировать Договор, предусматривая компенсации российской стороне. Поэтому обсуждение этой проблемы превратилось в длительный переговорный процесс8. Результативность переговоров с Японией зависит от вопроса о статусе Курильской гряды. Сложнее всего урегулировать территориальный спор с Норвегией, который длится уже 75 лет9.

Несмотря на множество схожих черт, начиная от географических условий и заканчивая высокой степенью участия государства в судьбе топливноэнергетического комплекса страны, сотрудничество России и Норвегии в нефтегазовой сфере характеризуется крайне низкой активностью и находится в зачаточном состоянии. Из наиболее заметных совместных проектов можно обозначить лишь совместную работу «81а1ой» и «Газпрома» на Медынско-Варандейском месторождении и участие норвежцев в освоении Харьяги.

Такая ситуация складывается отнюдь неспроста. Трудности в отношениях с норвежскими компаниями вызывает проблема неурегулированности спора по поводу так называемой «серой зоны». Спор идет из-за метода разметки морской границы между Шпицбергеном и Новой Землей. Россия тре-

5. There is no chill in the Arctic // The Financial Times, Aug. 21, 2007; Battle Arctic oil hinges on UN panel // The Financial Times, Aug. 09, 2007.

6. www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36152.html

7. www.finam.ru/analysis/forecasts00883/default.asp

8. www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-5426,www.ng.ru/politics/2002-09-24/2_gp.html

9. Голубчиков С. Политическая геология //Независимая газета. - 26 сент. 2007 г.

бует провести границу по «северному» принципу, продолжив на север линию советских полярных владений, определенную в 1926 г.10 Советский вариант раздела норвежская сторона не признает и ссылается на международную практику раздела морских территорий, которая отталкивается от контура побережий приграничных стран . Данный спор может стать внутренним спором «Большой восьмерки», так как разработанная Норвегией единая политика по освоению северных областей (White Paper) предполагает переговоры с США, Канадой, Францией и Германией12. Отстаивание же своих интересов Россия может проводить, активно участвуя в глобальной инициативе ЕС под названием «Северный морской коридор» (СМК). Тем более что Россией СМК рассматривается в качестве западной составляющей Северного морского пути13. Территориально СМК охватывает огромное пространство от континентального побережья Европы и Великобритании на юге до Норвегии и России на северо-востоке, Исландии и Гренландии на северо-западе. Проект рассматривает регион Баренцева моря в перспективе как новую глобальную нефтяную провинцию. Геополитическая ситуация и высокие цены на нефть стимулируют развитие морских транспортных каналов и способствует более тесной кооперации промышленного потенциала и ресурсов стран, входящих в проект.

С началом геополитической борьбы за арктический шельф проявилась тенденция к обострению противоречий между государствами. На предъявление Россией претензий в Арктике норвежцы отреагировали подготовкой к началу в 2015 г. масштабных работ по добыче нефти на Шпицбергене и примыкающей к нему с севера акватории. Добыча нефти и газа намечена также вблизи автономных от Дании Фарерских островов и в акватории между Исландией и датской Гренландией. Совокупные ресурсы месторождений этой зоны сопоставимы с углеводородными запасами в российском секторе Баренцева моря14. Складывается ситуация, когда арктические соседи России выходят на мировой топливный рынок с конкурирующими проектами. Норвежский сжиженный газ, добываемый на месторождениях Северного и Норвежского морей, законтрактован до 2025 г. на поставки в США и Канаду. Развивая добычу сырья на севере Баренцева моря, Норвегия намерена форси-

10. Советский арктический сектор закреплен Постановлением Президиума ЦИК и СНК от 15 апреля 1926 г.

11. Лебедев И., Удальцов В. Граница нефти // «Нефть России», 2003. - № 3.

12. Текст документа см.: www.dep.no/ud/ebgelsk/publ/p10001859/032181040002/dok-bn.html.

13. Выступление заместителя председателя ГД РФ А. Чилингарова на международной конференции «Северный морской коридор», г. Архангельск, 15 мая 2007 г. www.severinform.ru.

14. Гонка на шельфе //Российская бизнес-газета. - № 621. - 18 сент. - 2007 г.

ровать конкуренцию с Россией в освоении газовых ресурсов бассейна Баренцева моря. Быстрое введение в строй российского Штокмановского проекта заведомо дает России преимущества в газообеспечении Европы. Поэтому вполне закономерным является решение нашей страны привлечь норвежские компании к освоению Штокмановского месторождения. Совместное участие в освоении месторождения может как подтолкнуть государства к решению вопроса о «серой зоне», так и временно его заморозить.

Проведение границы в «серой зоне» позволит обеим странам посредством участия в Штокмановском проекте создать единое газовое мегаполе. При данном сценарии развития событий у России появится шанс вступить в новую, более продуктивную фазу отношений в энергетической сфере с Европейским союзом и США. Ориентации на сотрудничество с Норвегией во внешней энергетической политике России способствуют несколько важных факторов.

Во-первых, Норвегия имеет вторую по величине после российской долю европейского рынка газа (18%), и ее энергетическая политика не вызывает вопросов у европейских законодателей. Норвегия остро нуждается в увеличении своих газовых запасов для удержания уровня экспортных поставок, и наиболее логичным партнером на европейском рынке для норвежцев является именно Россия, а не третий крупный газовый игрок Европы - африканский Алжир.

Во-вторых, Норвегия - член НАТО с момента основания организации, поэтому американский вектор во внешней политике страны весьма велик. Стоит сказать о том, что командование НАТО с середины 1970-х годов стало рассматривать Норвегию как возможного поставщика нефти для военных нужд организации в случае военного конфликта с СССР и его союзниками по Варшавскому договору. Серьезным внешнеполитическим фактором норвежский нефтегазовый комплекс стал в 1985 г., когда администрация Рейгана рассматривала возможность введения эмбарго против Советского Союза в ответ на непрекращающиеся боевые действия в Афганистане15. Именно в тот момент американцы настаивали на ускоренном общеевропейском развитии крупнейшего газового месторождения Troll, открытого в 1979 г. «как альтернативного источника природного газа в рамках Северо-Атлантического альянса»16. Сегодня при поддержке США Норвегия строит огромный комплекс для приемки природного газа в рамках проекта освоения газового месторождения Snohvit в Баренцевом море. В сжиженном виде, по предварительному

15. Рогинский С.В. Черное золото страны викингов. - М., 2001. - С. 141.

16. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. - М., 2001. - С. 792.

плану, газ будет транспортироваться до американского порта Коув Пойнт17. Напомним, что «Газпром» с 2005 г. осуществляет поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Коув Пойнт по схеме замещения. В перспективе это направление может предусматривать экспорт СПГ со Штокмана через Snohvit на привлекательный для российских экспортеров энергоносителей американский рынок.

В-третьих, долгий и продуктивный опыт газодобычи на морском шельфе делает Норвегию естественным партнером России в освоении Штокмановского месторождения.

Уникальное Штокмановское месторождение в Баренцевом море - самое большое из известных в мире морских газоконденсатных месторождений. Запасы газа - 3,2 трлн. м3, газового конденсата - 31 млн. т18.

Открыли Штокман в 1988 г. и изначально это месторождение рассматривалось как флагман российской индустрии СПГ. В начале XXI в. ответы на вопросы, каким образом будут осваиваться штокмановские залежи, по какому маршруту и в каком виде пойдет штокмановский газ, попали в зависимость от внешнеполитических решений России. Кажется вполне очевидным, что чем неопределеннее становилась ситуация по Штокмановскому месторождению, тем более объяснимым представлялся дебют «Газпрома» в сахалинском проекте.

Освоение столь беспрецедентного по капиталовложениям ресурсного участка требует участия, помимо «Газпрома», еще нескольких иностранных инвесторов - крупных энергетических компаний.

Заявление Президента РФ Путина в 2006 г. о том, что Россия намерена самостоятельно разрабатывать ресурсы Штокмана19, как и предполагали политологи, явилось элементом политической игры, поэтому и не оказалось решением окончательным и было пересмотрено. Первый выбор российского «Газпрома» был сделан в пользу французской компании «Total». Однако в число наиболее вероятных претендентов она не попала, несмотря на то что предлагала заманчивое предложение по обмену активами (доли в баренцев-ском проекте Snohvit и регазификационном терминале Sabin-Pass в Мексиканском заливе в обмен на участие в освоении) и была интересна российской стороне по причине большого опыта в продаже и производстве сжиженного природного газа на европейском рынке.

Напомним, что приглашение российского президента к более тесному сотрудничеству в сфере поставок газа европейским потребителям путем участия в освоении Штокмана было сделано германской стороне. Фактическим

17. www.ng.ru/science/2007-09-26/11_geology.html.

18. Вокруг света. - 2006 г. - № 12. - С. 164.

19. Слишком много газа //Власть. - № 41. - 16.10.2006.

ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО

РОССИЯ И МИР В ХХ1 ВЕКЕ ^^^^“нНыГПАРТщрЫ

ответом на это явилось создание энергетического альянса между Францией и Германией без участия третьих стран. Демонстрация консолидированной позиции Европы в борьбе с монополизацией энергопоставок побудило Россию принять политическое решение о неучастии в проектах компаний, продвигающих интересы ЕС. Поэтому с самого начала отдавалось предпочтение компаниям ConocoPhillips и Chevron, тем более что борьба за североамериканский рынок штокмановского газа предполагала наличие нефтяного лобби в администрации президента США. Но противоречия в отношениях с Соединенными Штатами по ряду международных вопросов (резолюция по Ирану, размещение системы ПРО в Польше и Чехии) обрекли этих заведомо приоритетных участников на выбывание. Ожидание политических уступок в обмен на участие американских компаний в проекте не оправдалось, и решением газового лобби в российском правительстве уже Вашингтону придется довольствоваться, по крайней мере в ближайшей перспективе, лишь спотовыми поставками «Газпрома», т.е. по схеме замещения сетевого российского газа сжиженным газом нероссийского происхождения. Надо заметить, что это решение также не претендует на статус окончательного и тому есть подтверждение в виде заинтересованности России в строительстве СПГ-терминалов на Балтике с прицелом на рынки Атлантики. В данном случае, являясь сильно убыточной для газового концерна, вышеупомянутая схема используется Россией в качестве имиджевого хода в отношениях с мировыми потребителями энергоресурсов.

Французская «Total» первой получила приглашение на участие в Штокмановском проекте из числа компаний в приоритетном списке «Газпрома» образца сентября 2005 г. Наиболее вероятным объяснением участия «Total» в проекте является желание России активно проводить свою внешнеполитическую линию в двустороннем диалоге с Францией во главе с американоориентированным президентом Н. Саркози. Французская составляющая в энергетических проектах очень необходима для России в политическом и экономическом плане. Французским партнером в Штокмане Россия уравновесила российско-германское направление внешней энергетической политики, воплощенное в реализации газопроводного проекта «Nord Stream». Как раз с вопросом наполнения этого газопровода и связаны изменения в расстановке сил среди участников проекта.

Для запуска газопровода Nord Stream на полную мощность (55 млрд. м в год) в 2013 г. ресурсов одного Южно-Русского месторождения будет недос-таточно20. В пресс-релизе газового монополиста говорится, что российская и французская стороны создадут компанию специального назначения для организации проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации

20. www.gazo.ru/ru/main/publication/?id=128

объектов первой фазы освоения месторождения21. «Total» будет принадлежать 25% акционерного капитала совместной компании, «Газпрому» - 75%. Соглашением предусмотрено участие других иностранных компаний за счет уменьшения российской доли. На тот момент было нетрудно догадаться, что предпочтение будет отдано в прошлом обиженным отказом претендентам -норвежцам. Данная схема для «Газпрома» выгодна, так как зарубежные компании привлекаются в качестве простых подрядчиков. Скорее всего, в обмен на не соответствующее статусу иностранных компаний лишь сервисное обеспечение проекта ими будут получены некоторые преференции от «Газпрома», остающегося единоличным собственником штокмановского газа. Например, такие как возможность приобретать часть российского газа по льготным ценам, либо участие в транспортировке или торговле газом22.

Наличие в предварительном списке претендентов «Hydro» и «Statoil» было самым предсказуемым: норвежцы традиционно сильны в добыче газа на северных морях.

Возможности партнерства со скандинавскими компаниями рассмотрим более подробно, так как помимо того, что и Россия, и Норвегия не являются членами ОПЕК и от них полностью зависит вся структура европейского рынка газа, Норвегия олицетворяет собой уникальный опыт в создании эффективного государственного нефтегазового комплекса. Некоторые моменты из успешного опыта европейской страны 70-х годов прошлого столетия мы можем наблюдать сегодня и в действиях российского «Газпрома».

С открытием в 1969 г. на норвежском шельфе первых крупных месторождений на государственном уровне возник вопрос о формировании нового административного органа, ответственного за концепцию развития ТЭК. Первоначально вопросы в области нефти и газа координировало Министерство промышленности Норвегии. По решению парламента страны (Стортинга) в 1972 г. произошла реорганизация министерства промышленности. Был сформирован норвежский нефтяной директорат со штаб-квартирой в нефтяной столице Норвегии - г. Ставангер и создана государственная нефтяная компания «Statoil»23. Только с вводом в разработку месторождений в 1978 г. было создано отдельное Министерство нефти и энергетики, что продемонстрировало приоритет отрасли для экономического благополучия страны. Здесь прослеживается параллель с историей советского нефтегазового комплекса: на протяжении нескольких десятилетий, в зависимости от внутренних нужд огромного государства и от того, насколько агрессивного поведения требова-

21. ■www.gazprom.ru/ne-ws/2007/07/131235 24571^Ыт1

22. Штокман поделили // Эксперт. - 13 июля 2007 г.

23. Рогинский С.В. Государство и нефтегазовый комплекс. Опыт России и Норвегии. - М, 2002. - С. 72.

ла внешнеполитическая доктрина СССР, происходила реформа структур ТЭК, то разделяя полномочия, то объединяя вновь усилия нефтяной отрасли и газового комплекса24. Централизованные идеи руководства и управления сыграли определяющую роль в мощном рывке вперед отрасли в 70-80-е годы. Правящая в Норвегии в этот же временной период Норвежская рабочая партия ратовала за государственный контроль над экономикой страны и тем самым оказала сильное влияние на успехи нефтегазодобычи.

Ответственность за эффективность государственной компании побудила государство административными мерами усилить позиции новообразованной «Statoil», используя для этого переговоры с транснациональными компаниями по вопросу получения лицензий на освоение новых месторождений. Траектории такого поведения придерживается сегодня и Россия, когда маневрирует при выборе «транснациональных подрядчиков» для «Газпрома» в освоении Штокмана, вводит монополиста в Сахалин-2, пересматривает решение по разработке Ковыктинского месторождения. С государственных позиций действия объяснимы и оправданны - с одной внушительной разницей: «Газпром» сегодня - мировой лидер, «Statoil» 30 лет назад стартовала с нулевых позиций, но при грамотном протекционизме со стороны государства.

В 1973 г. при выдаче лицензии на освоение новых морских блоков, норвежское правительство потребовало от ТНК, претендующих на место оператора проекта, существенных уступок для «Statoil». Одной из таких уступок была передача компанией, победившей на конкурсе 50% добываемой ею нефти госкомпании. Лицензионное соглашение 1973 г. предусматривало также полное освобождение «Statoil» от расходов на освоение, при том что государственная компания участвовала в принятии решений в качестве полноправного члена консорциума. По условиям соглашения, «Statoil» получала помощь со стороны компаний - участников консорциума в деле создания необходимых производственных мощностей и накопления знаний25.

В период с 1974 по 1978 г. транснациональным компаниям не было предоставлено ни одной новой концессии. Госкомпания принимала участие во всех проектах освоения месторождений в качестве неизменного участника консорциумов. Таким образом «Statoil» заимствовала опыт управления нефтяными и газовыми месторождениями, который был накоплен такими сильными игроками как «Mobil», «Conoco», «Total», «RoyalDutchShell», оттеснив их на вторые роли.

24. С 1931 по 1992 г. руководящие органы газовой промышленности были реорганизованы более десяти раз.

25. 276 ТЭК Норвегии: Состояние и правовое регулирование / Аскхейм Л.О., Кокин В.Н., Стубберуд Й.А. // Энергетическое право. - М., 2005. - № 1. - С. 20-30.

Но в Штокмановском проекте «Statoil», хоть и в обновленном более сильном состоянии, вместе с другими потенциальными участниками придется самой довольствоваться лишь второй ролью. Солировать будет «Газпром», за спиной которого также стоят государственные интересы.

Дело в том, что за время принятия российской стороной решения по поводу второго партнера по Штокману, две конкурирующие и одинаково сильные норвежские компании, одна из которых «Statoil», а другая -«NorskHydro» приняли решение об объединении своих нефтегазовых активов для достижения наибольших успехов на международном топливном рынке. 25 октября 2007 г. именно концерн StatoilHydro подписал контракт с «Газпромом» на 24%-ную долю в Штокмановском проекте.

Норвегии договоренность об участии в освоении Штокмановского месторождения дает шанс для замещения стремительно падающей добычи в Северном море и сохранения позиций мирового экспортера. Привлечение норвежских концернов к освоению гигантского шельфового месторождения гарантирует также временное затишье в споре о «серой зоне». Не подвергается сомнению то, что неурегулированность приграничного вопроса дает России возможность снизить конкуренцию на европейских энергетических рынках и переориентировать норвежские компании на участие в российских нефтегазовых проектах. Однако, по мнению некоторых экспертов, в частности одного из крупнейших в мире специалистов в области морской геологии Тиграна Оганесяна, «северные арабы», а именно так называют норвежцев в мире за обладание огромными запасами нефти и газа на шельфе Баренцева моря, дезинформируют мировое энергетическое сообщество о значительных объемах падения добычи для прикрытия государственной стратегии в острой конкурентной мировой борьбе за доступ к энергетическим ресурсам26.

Россия же крайне нуждается в богатом опыте североевропейцев, и в этой связи российской стороне, по нашему мнению, необходимо максимально расширить взаимодействие с нефтегазовыми компаниями Норвегии. Вполне логичным было бы совместное участие стран в освоении месторождения Or-men Lange, оператором которого является уже упомянутая «Hydro» и это предложение является обоснованным по нескольким причинам.

Во-первых, и Ormen Lange, и Штокман сильно удалены от берегового терминала, что предполагает множество схожих технологических моментов при освоении.

Во-вторых, газ с норвежского месторождения будет поставляться подводными трубопроводами на берег, где предполагается разделение многофазного потока на газ и конденсат. Конденсат будет отгружаться в танкеры и

2б. Т. Оганесян. Лишь большие острова в океане // Эксперт. - 2005 г. - М 42. -С. 70.

отправляться на европейский континент, а природный газ экспортироваться (по газопроводу Britpipe) на стратегически важный для «Газпрома» рынок Великобритании.

В-третьих, участие российской стороны в освоении Ormen Lange означает политические дивиденды в виде присоединения к проекту под девизом «новый газ для Европы».

Отдельно отметим, что в соглашении между Норвегией и Великобританией о строительстве трубопровода Britpipe есть нюанс, который дает российскому газовому монополисту в перспективе все-таки стать одним из главных действующих лиц на газовом рынке туманного Альбиона. Дело в том, что этим соглашением англичане фактически впервые отказались от доминирующих спотовых поставок в пользу долгосрочного контракта с норвежцами, и это обстоятельство открывает рынок для российского газа из трубопроводной системы Североевропейского газопровода (как известно, этот трубопровод будет функционировать только по схеме долгосрочных контрактов).

Несомненно, потенциал энергетического взаимодействия у России и Норвегии огромный. Несмотря на политические разногласия (Норвегия -член НАТО), между странами много общего - щедро одаренные энергетическими ресурсами, они одинаково понимают концепцию их сохранения, приумножения и использования. Не являясь членами ОПЕК, Россия и Норвегия остаются независимыми производителями, определяющими развитие мирового нефтяного рынка. Стабилизационные фонды обеих стран входят в так называемую «большую семерку» суверенных фондов (вместе с Абу-Даби, Кувейтом, Китаем, Сингапуром) и тем самым играют весомую роль в принятии решений по управлению мировыми финансовыми потоками28.

Три десятилетия назад «Statoil» дала стремительный рост своей капитализации с обогащения мировым опытом нефтегазовых гигантов английского и американского происхождения. Наступает время, когда опыт будут заимствовать уже у «StatoilHydro» российские компании.

Сегодня в освоении Штокмана принимают участие три стороны: Россия в лице ОАО «Газпром» с долей в 51%, французская «Total» (25%), норвежская «StatoilHydro» (24%). Можно предположить, что данная расстановка сил окончательна, так как контрольная доля российской стороны пересмотру не подлежит.

Штокмановский газ оказался той гранью современных международных отношений, когда Россия, принимая решение по реализации проекта, выводит на новый уровень взаимоотношений с ЕС и США. Центром борьбы в наступившем веке станет Арктика. На современном этапе между странами су-

27. Фонды, в каждом из которых накоплено более 100 млрд. долл. активов.

28. www.expert.ru/printissues/expert/2007/39/finansoviy_goskapitalizm/

ществует жесткая конкуренция за право обладания нефтью и газом, которые будут добыты через два десятка лет из ее недр. Ни одна страна не сможет самостоятельно осилить трудоемкое, требующее колоссальных экономических затрат освоение столь уязвимых в экологическом плане территорий. В условиях стремительного развития глобализации мировой экономики, при конструктивном, волевом и политически осмысленном диалоге государств, на смену соперничеству неизбежно придет сотрудничество, ярким примером которого является Штокмановский проект.

При принятии решений не стоит забывать о том, что когда добыча нефти и газа достигнет своего пика, а это произойдет по разным прогнозным оценкам через 10-20 лет, то практически все оставшиеся нетронутыми запасы будут приходиться на мусульманские страны Ближневосточного региона, что может кардинально поменять сложившийся баланс сил в мире. Учитывая существующее многократное отставание стран европейского мегаконтинента, а также стран Северной и Южной Америки по объемам запасов углеводородного сырья в их недрах, освоение шельфовых территорий призвано наполнить год от года увеличивающийся разрыв в мировом энергетическом уравнении. Переменная России в этом уравнении имеет большой потенциал в силу обладания огромными запасами нефти и газа на морских шельфах и многовекторности энергетической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.