Научная статья на тему 'Освещение вопросов образования в печатных СМИ как фактор позитивного воздействия на процесс реформирования современной школы: теория и реальность'

Освещение вопросов образования в печатных СМИ как фактор позитивного воздействия на процесс реформирования современной школы: теория и реальность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3180
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ" / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / "ПОВЕСТКА ДНЯ" / "УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ" / МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ / "ИНФОРМАЦИОННОЕ" ПОЛЕ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" / "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" / EDUCATION / THE LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" / UP-TO-DATE PROBLEMS OF EDUCATION / "AGENDA" / "SETTING THE AGENDA" MEDIA IMPACTS / "INFORMATION" FIELD / PRINT MEDIA / "ROSSIYSKAYA GAZETA" / "KOMSOMOLSKAYA PRAVDA"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамовских Т.А.

В социальной системе СМИ играют роль интерпретатора окружающей действительности. Следовательно, медиа не просто информируют аудиторию о текущих событиях, но и формируют ее отношение к ним. В статье обозначены актуальные проблемы образования, анализируется степень их попадания в повестку дня «Российской газеты» и «Комсомольской правды». Автор пытается показать взаимозависимость и взаимообусловленность процессов освещения вопросов образования в печатных СМИ и становления новой школы через создание позитивного информационного пространства в области образования, применяя теорию к реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF ISSUES OF EDUCATION IN THE PRINT MEDIA AS THE FACTOR OF A POSITIVE IMPACT ON THE PROCESS OF REFORMING THE MODERN SCHOOL: OF THEORY AND REALITY

In the social media system plays the role of the interpreter of reality. Media do not simply inform the audience about current events, but also mold its attitude towards them. The article indicated by up-to-date education problems, analyzed the extent of their introduction into the agenda of the "Russian newspaper" and ";Komsomolskaya Pravda". The author tries to show the relationship and interdependence of processes enlightening education issues in the print media and the foundation of new institutions through the establishment of positive information space in the field of education, putting theory into practice.

Текст научной работы на тему «Освещение вопросов образования в печатных СМИ как фактор позитивного воздействия на процесс реформирования современной школы: теория и реальность»

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 37.014

ББК: 76.02

Абрамовских Т.А.

ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Abramovskih T.A.

COVERAGE OF ISSUES OF EDUCATION IN THE PRINT MEDIA AS THE FACTOR OF A POSITIVE IMPACT ON THE PROCESS OF REFORMING THE MODERN SCHOOL: OF THEORY AND REALITY

Ключевые слова: образование, закон «Об образовании в РФ», актуальные проблемы образования, «повестка дня», «установление повестки дня», медиавоздействие, «информационное» поле, печатные СМИ, «Российская газета», «Комсомольская правда».

Keywords: education, the law "On Education in the Russian Federation", up-to-date problems of education, "agenda", "setting the agenda" Media Impacts, "information" field, the print media, "Rossiyskaya Gazeta", "Komsomolskaya Pravda".

Аннотация: в социальной системе СМИ играют роль интерпретатора окружающей действительности. Следовательно, медиа не просто информируют аудиторию о текущих событиях, но и формируют ее отношение к ним. В статье обозначены актуальные проблемы образования, анализируется степень их попадания в повестку дня «Российской газеты» и «Комсомольской правды». Автор пытается показать взаимозависимость и взаимообусловленность процессов освещения вопросов образования в печатных СМИ и становления новой школы через создание позитивного информационного пространства в области образования, применяя теорию к реальности.

Abstract: in the social media system plays the role of the interpreter of reality. Media do not simply inform the audience about current events, but also mold its attitude towards them. The article indicated by up-to-date education problems, analyzed the extent of their introduction into the agenda of the "Russian newspaper" and "Komsomolskaya Pravda". The author tries to show the relationship and interdependence of processes enlightening education issues in the print media and the foundation of new institutions through the establishment of positive information space in the field of education, putting theory into practice.

На современном этапе развития общества система образования рассматривается как важнейший компонент безопасности и будущего страны, как ключевой фактор повышения интеллектуального потенциала нации, ее международной конкурентоспособности. Данное положение обуславливает особое внимание государства к отрасли образования, в том числе и средств массовой информации, которые в эпоху информационных технологий способны влиять на формирование общественного мнения. В силу этого образование по закону «Об образовании в РФ» признается приоритетной отраслью, является фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав. Качественное образование способствует развитию общественной активности: оно формирует и воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми трудно манипулировать с помощью

демагогии и лозунгов. Определим понятие «образование». В разные времена в образование вкладывался определенный смысл. В философско-религиозных трактатах образование рассматривалось как механизм достижения божественного подобия. Жан-Жак Руссо видел его как процесс приподнимания обновленного человека над обломками своих неразумных желаний. В понимании Гегеля образование есть та сфера, в которой пребывает образованный человек. Здесь каждый индивид получает возможность подняться к духовности и через нее вернуться к себе на более высоком уровне. Гадамер считал образование основой и системообразующей связью гуманитарных наук, это «специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Сущность образования заключается в формировании среды, которая создает возможность человеческого самосознания и самопонимания

С. 768-769]. Мы наблюдаем динамику понимания образования, в которой акцент постепенно смещается в сторону утилитарности. Современные европейские концепции образования представляют собой понятия, рассматривающие образование в качестве «Lifelong Process», процесса обучения, который длится на протяжении всей жизни. В законе «Об образовании в РФ» образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-

нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [14, ст. 2. п.1]. Сущность современного понятия носит прикладной характер, ибо процесс определяется своей практической значимостью, однако основан он на философии средневековья, которая ориентирована на духовность, возможность преобразования себя и окружающей среды. Философский смысл образования нашел свое отражение в новой парадигме образования - гуманитарной, принципы которой составляют фундаментальную базу государственной образовательной политики. Основные законодательные акты в сфере образования определяют ориентиры российской школы на ближайшее будущее: единое образовательное пространство как равенство возможностей для доступа к образованию для каждого ребенка, независимо от состояния здоровья и места жительства; индивидуальная траектория обучения для каждого ученика; усиление воспитательной части образования, чтобы сформировать устойчивые нравственные принципы и критическое мышление, крайне необходимые в эпоху переизбытка информации; возрастание роли педагога, который должен будет не только давать детям знания, но и помогать им развиваться и развиваться сам в соответствие с требованиями профессионального стандарта; государственно-общественное управление образовательным учреждением.

Обозначим мероприятийный уровень реализации основных направлений развития российского образования в соответствии с Федеральной целевой программой образования 20162020 гг. С 2016 года в школах организуется односменное обучение. В этой связи предусмотрено строительство новых школ, возврат

школьных зданий, которые были в 1990-х — начале 2000-х годов переданы из системы образования, а также расширение существующих школьных зданий. Будет продолжена программа строительства школьных спортзалов. Ожидается появление в России «электронной школы», что расширит возможности обучения детей из отдаленных районов, обучающихся с особенностями развития, одаренных учеников, а также детей, живущих за пределами России. Вводится новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, который учитывает разные группы особенных учеников — глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Переход к инклюзивному образованию будет совершаться плавно по мере материальной, кадровой и методической готовности школы. На повестке дня остается проблема подготовки и переподготовки кадров, проблема технологии обучения. Девятиклассники с 2016 года сдают на итоговой аттестации четыре обязательных предмета: русский язык и математику, а также два предмета из списка по выбору. Совершенствуется система заданий ЕГЭ в средней школе: исключена тестовая часть еще по четырем предметам: истории, обществознанию, географии и информатике. Для учащихся начальной школы стали обязательными Всероссийские контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. В 2016 году согласно плану уже шестиклассники перешли на обучение по новым стандартам. Они изучают отечественную историю по новым учебникам, в основе которых лежит историко-культурный стандарт. Особое внимание в новых условиях уделяется поддержке талантливых детей. Учитель может составить индивидуальный учебный пла н для одаренного ученика и разрешить ему не сидеть ежедневно на всех уроках. С 2016 года во всех школах появятся электронные учебники. Для работы по электронным учебникам учителя должны пройти соответствующую переподготовку. Частью школьной программы станут уроки робототехники. В современной школе сдача элементов ГТО соответствует оценке по физкультуре. А в 2017 году в школьную программу включена работа с 3D-принтерами Планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. [3. С. 465].

Успешность проведения названных реформ будет зависеть от созданных условий: нормативно-правовых, организационных, материально-технических, финансовых, кадровых и информационных. Предметом нашего рассмотрения является создание позитивного информационного пространства через печатные СМИ, как условия, направленного на признание приоритетности образования, повышение статуса современного учителя, объективной необходимости модернизации системы образования. Для понимания значимости влияния средств массовой информации на процесс становления новой школы обратимся к теории вопроса. Проблема воздействия массмедиа на аудиторию является предметом исследований ученых в области теории массовых коммуникаций уже в течение двух столетий. Изучая вопрос эффекта воздействия СМИ на аудиторию путем установления информационной повестки дня, исследователи долгое время не могли однозначно утверждать роль средств массовой информации в создании информационно-событийной картины дня в сознании широкой публики. В своей книге «Основы воздействия СМИ» Дженнингс Брайант, Сузан Томпсон обобщили данные исследования и попытались определить характер и степень влияния СМИ на общество: «С момента изобретения печатного станка люди признавали потенциальное влияние средств массовой информации на аудиторию. История изобилует примерами, иллюстрирующими воздействие СМИ. Сюда относятся социальные изменения, вызванные распространением новых медиатехно-логий; случаи государственного вмешательства в деятельность прессы; случаи общественных акций против насилия и порнографии в СМИ; действия, направленные против сотрудников изданий, ответственных за публикацию провокационных материалов, и паника потребителей массовой информации как реакция на медиавоз-действие. Многочисленные успешные рекламные кампании свидетельствуют о способности СМИ к убеждению и внушению аудитории» [4. С. 51]. Воздействие СМИ может быть либо когнитивным (воздействовать на мышление или обучение), либо поведенческим, либо эмоциональным. Медиавоздействие может быть также прямым, непрямым, кратковременным, долговременным, перемежающимся (например, эффект замедленного действия) или совокупным. Результаты исследований свидетельствуют, что индивидуальные различия, психологические факторы, факторы внешней среды и характеристики социальных групп влияют на восприятие и реакцию аудитории на СМИ. Современные исследования показывают отсутствие нулевого

эффекта воздействия СМИ на широкую публику. В связи с этим мы вправе утверждать, что современные средства массовой информации являются одним из факторов, влияющих на успешность реализации государственной образовательной политики, проведения реформ в системе образования, вследствие реализации по определению М. МакКомбса, «повесткообра-зующей» функции. Печатные СМИ задают общий тон, выстраивают иерархию общественных проблем и таким образом влияют на общественное мнение. Однако обычные наблюдения, существующая реальность дают нам возможность предположить, что включенные в «повестку дня» вопросы образования в ряде ведущих газет не являются приоритетными, не системны, не формируют позитивный образ современной школы. Таким образом, не могут являться условием успешности реформирования. Данные факты и выводы требуют эмпирического исследования. Поставим задачу проанализировать, как освещается процесс модернизации образования в «Российской газете» и «Комсомольской правде». В данной статье мы намерены проанализировать, какое место в «повестке дня» названных газет занимает тема образования в новых коммуникационных условиях, применяя теорию к реальности. Предпримем попытку зафиксировать «повестку дня» на протяжении исследуемого периода, а затем сравним сложившуюся ситуацию с реальностью для подтверждения гипотезы.

Выясним, как в теории массовых коммуникаций определяется понятие «повестка дня» и процесс ее установления. Истоки теории «повестка дня» можно найти в книге У. Липпманна «Общественное мнение», опубликованной в 1922 году. В первой главе, озаглавленной «Внешний мир и его образ в нашей голове», автор показал, что СМИ создают образ внешнего мира. Он часто является искаженным, но значение СМИ состоит в том, что образ становится реальностью для людей. Реальная среда и представления о ней - это два различных мира: «Мы утверждаем, глядя на них со стороны, что мир, который представал перед ними, был зачастую абсолютно противоположен миру, который они себе представляли» [11. С. 28]. У. Липпманн стал интеллектуальным отцом теории, но не дал ей названия. Это сделали американские исследователи М. МакКомбс и Д. Шоу. Они ввели два новых понятия - «повестка дня» (agenda) -как набор сюжетов и проблем, считающихся в обществе наиболее важными на данный момент, а также «установление повестки дня» (agendasetting) - как процесс внедрения данного набора сюжетов в сознание аудитории. Исследования

М. МакКомбса и Д. Шоу доказали: когда СМИ обращаются к тем или иным проблемам, аудитория также начинает их воспринимать как наиболее важные и заслуживающие внимания. В сознании читателей происходит своеобразное «воспламенение» («priming») соответствующей проблемной зоны. Формируется особая медиа -реальность, картина мира, профильтрованная через средства массовой информации [12]. Задавшись вопросом, отчего зависит попадание тех или иных проблем в «информационное» поле, ученые перешли к исследованию самих механизмов установления повестки дня. В результате выяснилось, что повестка дня образуется «в процессе рутинного функционирования^^^ под воздействием собственных организационных норм и оперативных правил, а также с взаимодействия с агентами продвижения социальных проблем, которые стремятся построить свою деятельность в соответствии с форматом СМИ» [6. С. 115]. Иными словами, СМИ публикуют те новости, которые наиболее легко встроить в уже имеющуюся систему координат, исторический контекст. С другой стороны, на СМИ влияют и различные игроки общественно-политического поля - лоббисты и политики. Интерпретированная таким образом, повестка дня воспринимается как результат компромисса воздействующих на СМИ сил. Мнение аудитории в этом компромиссе учитывается слабо. Как правило, журналистам как бы диктуют сверху и предлагают снизу, о чем, сколько и как писать. Но у редакции почти всегда есть выбор: идти ли вслед за информагентствами и официальными сообщениями пресс-служб или добывать информацию из других источников, воспользоваться готовым клише или привлечь разных экспертов и сформировать собственную позицию. Способность редакции формировать собственную повестку дня во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает. Под ресурсами подразумевается довольно широкий круг возможностей: от количества сотрудников редакции и средств, чтобы отправлять их в дальние командировки, до наличия доверительных связей с источниками в элитах, которые могли бы предоставить нужную информацию. Чем меньше ресурсов у редакции, тем больше зависит производимая ею повестка дня от заданной информации, поступающей от правящей элиты. На уровне редакции происходит селекция второго порядка: из информации, предварительно отфильтрованной политической элитой, а также получаемой от экспертов, граждан и из других источников, выделяется то, что редакция считает важным, и на этом фокусируется внимание аудитории. Выделяя несколько главных

тем, редакция формирует «картинку», отвечающую параметрам и установкам данного конкретного СМИ. Таким образом, на формирование информационной повестки дня могут влиять различные факторы. О.Ю. Кольцова называет основные типы агентов воздействия на СМИ: государственные (правительство, законодательные собрания государственные служащие всех уровней), экономические агенты (владельцы всех уровней, спонсоры и рекламодатели), источники информации (ньюсмейкеры), агенты открытого насилия (сотрудники силовых ведомств и криминальные авторитеты), производители новостей (руководители СМИ, рядовые журналисты) [9. 27]. Решение поставленной нами задачи невозможно без мониторинга текущей ситуации информационного поля ведущих средств массовой информации по вопросам образования. В статье мы покажем небольшую часть исследовательской работы, проведенной методами осевого кодирования [13. С.63] и контент-анализа: результаты мониторинга тематических публикаций об образовании в «Российской газете», «Комсомольской правде» [1. С. 7]. Объектом нашего исследования стали тексты газет, освещающие вопросы общего образования. Для контент-анализа были использованы архивы газет за 2013, 2015 годы методом выборки номеров: начала (1-10) и конца (25-30) каждого месяца. Результаты исследования журналистских материалов представлены в виде таблиц. «Российская газета» публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. Интенсивность, «плотность» освещения деятельности системы образования различна в разные периоды и показана в таблице 1. Руководствуясь принципом приоритетности образования, отмечаем низкий уровень плотности освещения вопросов образования. Чем статей больше, тем точнее воспроизводит издание картину образования. Малое число публикаций может указывать на то, что педагогическое сообщество не сумело или не посчитало нужным установить постоянный контакт с журналистами. Возможные причины: педагоги не видят необходимости в работе с прессой [10. С. 68]. Или они считают, что им не о чем рассказать? Возможно мы наблюдаем стандартный формат установления повестки дня, когда редакция и журналисты находятся в зависимости от указанных ранее факторов формирования информационной повестки дня, их в меньшей степени интересуют по-

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2017 требности читателя и профессионального сооб- щества.

Таблица 1 - Объем просмотренных материалов в «Российской газете» за 2013, 2015 годы по вопросам общего образования

Год издания Просмотрено номеров всего Отсутствовали публикации, освещающие вопросы общего образования Размещены официальные документы в сфере общего образования Всего публикаций в просмотренных номерах

2013 25 14 (56%) 2 (8%) 12 (48%)

2015 28 18 (64%) 1 (4%) 16 (57%)

Таблица 2 дает представление о том, какая образования преобладает на страницах газеты и тематическая направленность вопросов общего стиль их изложения.

Таблица 2 - Тематическая направленность вопросов общего образования в «Российской газете» в 2013, 2015 гг.

Тематическая направленность материалов Количество Всего Характер материала

2013 2015

Содержание учебных программ 1 1 2 проблемный новостной

Обучение учителей 1 1 новостной

Отдых детей летом 1 1 2 новостной

Вопросы ЕГЭ 1 3 4 аналитический

Деятельность государственных структур по 1 3 4 новостной

вопросам образования

Новый закон «Об образовании в РФ» 2 2 новостной

Оценка реформ образования 1 размышление

Криминальные новости 1 2 3 новостной

Образование за рубежом 1 1 новостной

Результаты конкурсов 1 1 новостной

Школьная форма 1 1 новостной

Одаренные дети 1 1 новостной

Новые учебники 1 1 проблемный

Деятельность ДОУ 1 1 новостной

Профессиональная компетентность руково- 1 1 проблемный

дителей

Вопросы профориентации 2 2 новостной

Сравним темы, которые освещались журналистами, с актуальными вопросами, обозначенными профессиональным сообществом, перечень которых мы представили выше. В газете рассматривается достаточно широкий спектр вопросов общего образования, однако материалы далеки от первоочередных проблем, стоящих перед педагогическим сообществом. Можно назвать небольшой ряд тем, которые являются первоочередными вопросами современного образования: организация ЕГЭ, кадровая политика, использование новых учебников, поддержка талантливых детей. Мы видим расхождение реальной повестки дня и направлениями государственной образовательной политики и потребностями самой образовательной системы. Ин-

терпретированная таким образом повестка дня воспринимается как результат компромисса воздействующих на СМИ сил. Сложившаяся ситуация указывает на малую представленность содержательных статей, аналитических и проблемных материалов. При этом вопросы освещаются в описательном ключе, не наблюдается аналитического подхода в изложении проблем образования. Последующий анализ показал, что среди материалов о школе явно прослеживается преобладание новостных сюжетов, их общее количество составило 18 текстов. Меньше представлены материалы проблемного (3 текста) и аналитического (1 текст) характера. Полистаем «Комсомольскую правду» за 2013год. В течение года было написано 30 репортажей, освещав-

ших вопросы общего образования в России (таблица 3).

Таблица 3 - Освещение вопросов образования «Комсомольской правдой» в 2013 году

№ Автор Темы статей Дата Прогноз ируемое

п\п выпуска влияние статей на

номера читателя

1. Ксения 1. Как пережить длинную третью четверть? 10.01 Спектр тем, которые

Конюхова 2. Скандал вокруг изучения литературы для 21.01 затронула Ксения,

старшеклассников. достаточно широк.

3. Учебник биологии без Дарвина. Ну, с 21.03 Вызывают некото-

Богом! рый интерес статьи,

4. Минобразования открыла «горячую ли- 25.04 заголовки которых

нию» по приему в вузы, ССУЗы, школы и категоричны и не-

д/с. традиционны (статьи

5. Продают ответы ЕГЭ в интернете - мо- 25.05 3, 9, 10, 11). Однако

шенники. статьи не вызывают

6. С 1 сентября школьная форма станет 23.05 эмоционального по-

обязательной. зитивного воспри-

7. Пути, по которым варианты ЕГЭ появ- 06.06 ятия, читатель едва

ляются в интернете. ли сохранит это в

8. ЕГЭ будут сдавать по новым правилам. 24.07. памяти на подсозна-

9. Домашние задания - отменить! 25.10 тельном уровне

10. Российские школьники будут изучать 04.10

совсем другую историю.

11. Зимние каникулы: прочь от компьютера. 25.12

12. Рособрнадзор утвердил расписание ЕГЭ 25.12

- 2014 год

2. Ирина 1. От оценок школьников будет зависеть 22.01 Статьи Ирины ста-

Карелина зарплата директора. тичны, вряд ли вызо-

(КП «Юж- 2. Пять южноуральских школ закрылись на 06.02 вут интерес большо-

ный карантин. го круга читателей

Урал») 3. Ухудшается ситуация с гриппом. 06.03

4. Южноуральские компании готовы ре- 24.07

монтировать школы даром

3. Александр 1. Почему в Казани съели одного из лучших 06.08 Статьи интересны,

Милкус учителей Финляндии? предполагают созда-

2. Образование через 10 лет. 04.09 ние определенных

3. Очередная новация ЕГЭ: шпаргалка для 25.10 визуализаций. Одна-

стукачей ко только один ре-

портаж предполагает

позитивный образ

российского образо-

вания

Мы наблюдаем достаточно широкий спектр проблемных материалов в «Комсомольской правде». Однако они не позиционируют систему образования как привлекательный проект, выбор тем репортажей также не сопряжен с актуальными проблемами современной школы. Большинство газет публикует материалы об образовании в специальной рубрике. Такой под-

ход мы наблюдаем в «Комсомольской правде». Можно полагать, что для редакторов это самостоятельная, важная, отдельная сфера жизни общества. «Российская газета» не определяет специальную рубрику «Образование». Материалы располагаются в разных разделах в основном на 8-9 полосах. Согласно теории установления приоритетности новостей, как одной

из разновидностей медиавоздействия, автоматически значимость проблемы для читателей значительно понижается - как правило, наиболее острые и актуальные проблемы печатаются на первых полосах газеты. Наиболее удачное и часто цитируемое объяснение данного явления принадлежит Б. Коэну: пресса, «возможно, не очень преуспела в том, чтобы указать людям, что именно думать, но она удивительно успешна в указании своим читателям на то, о чем думать» [7. С. 90]. Как следствие, общественное мнение об образовании в России сохраняют негативный оттенок. Так, улучшения в работе образовательных учреждений заметило лишь 9% россиян, а ухудшения — 26%. Это итоги 2016 года, которые подвел «Левада-Центр» [2]. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по результатам опросов в 2016 году представляет нам тоже не оптимистическую картину: 20% опрошенных сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое», 33% считают его «хорошим» или «отличным. Однако наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41%) [5]. Однако необходимо признать, что полученные результаты не являются прямым доказательством воздействия печатных СМИ на аудиторию. С помощью контент-анализа можно лишь составить профиль содержания медиапродукции, способной обуславливать медиавоздействие. Для доказательства какого-либо воздействия как таково-

В программе по итогам исследований прозвучали пожелания журналистам: подходить к проблеме правдиво, «не шаблонно □ ... □ чтобы проблема была не завуалированная и не

го необходимо использовать комплексное исследование, что является дальнейшей задачей нашей исследовательской работы. Таким образом, созданное информационное поле в рамках образования не может являться в достаточной степени условием успешности проведения реформ. Работа подобных СМИ неэффективна в контексте повышения уровня качества образования и формирования позитивного отношения к школе. Данная «ниша» материалов может быть восполнена.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что вопросы образования должны стать системой долгосрочных мероприятий, направленных на формирование позитивного общественного мнения о школе, а также повышение «образовательной осведомленности» целевых аудиторий: родителей, педагогического сообщества, общественности, государства в лице органов управления. В этом аспекте интересен аналитический материал, полученный учеными в ходе исследований, проведенных фондом социального развития и охраны здоровья в рамках программы «Укрепление потенциала и эффективности региональных СМИ (медиасообществ) путем обучения мультимедийному подходу в освещении социальных проблем» [8]. Результаты представлены в виде диаграммы (рисунок 1), что позволяет наглядно видеть - проблема образования в ранге значимости различных социальных проблем обозначена как «очень важна». Она волнует широкую аудиторию, но не находит отклика на страницах печатных изданий.

поданная в красивой обертке, а желательно услышать о ее решении или хотя бы шаги к решению этой проблемы»; выявлять не только недостатки, но и их причины, конкретные дей-

Значимость различных социальных проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дети-сироты жилье для малоимущих

0,107

0,235

0,146

0,24

,06'

,06:

детская преступность Ю,062 алкоголизм и наркомания проблемы благотворительности проблема образования проблема здравоохранения проблема пенсионеров проблема бездомных проблема и нвалидов

0,309

0,274

0,346

0,197

0,228

0,325

0,181

0,252

0,618

0,554

0,612

0,641

0,212

0,703

0,256

0,066 0,237 0,682

0,144 0,244 0,591

0,394

0,544

□ затрудняюсь ответить

□ совершенно не важна

□ скорее не важна

□ в чем-то важна □скорее важна

□ очень важна

Рисунок 1 -Значимость различных социальных проблем

ствия для их устранения. Результаты наших исследований показывают, что включенные в «повестку дня» вопросы образования в газетах не являются приоритетными, ангажированы, не системны, не способствуют формированию позитивного образа современной школы. Таким образом, не являются условием успешности модернизации системы российского общего образования.

Обобщая изложенное в статье, можно предложить некоторые рекомендации для печатных СМИ, которые могут быть заложены в основу освещения проблем образования: после-

довательность представляемых материалов; анализ причин процессов и явлений; освещение путей решения проблемы, или рекомендации для ее решения; описание оказанной помощи и представление законодательной базы для такой помощи; расширение разнообразия тем, обозначенных нормативными документами об образовании и направлениями государственной образовательной политики; определение соответствующей рубрики в издании; улучшение качества публикаций, профессионализма, этики поведения и повышение уровня вовлечения в проблему самих журналистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамовских, Т.А. Общее образование в зеркале «Российской газеты» // [Текст] / Т.А. Аб-рамовских // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2015. - № 3 (17). -С.5-9.

2. Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр», 19декабря 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/

3. Барзаева, М.А., Абдулазизова, Э.А. Актуальные проблемы развития современного образования в России [Текст] / М.А. Барзаева, Э.А. Абдулазизова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 463465.

4. Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2004. - 432 с.

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск № 3022. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. wciom. ru

6. Дьякова, Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. - 2003. - № 3. - С. 109-119. DOI: https ://doi. org/ 10.17976/jpps/2003.03.11

7. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 293 с.

8. Кирия, И.В., Баркалова О.Г. Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.focus-media.ru

9. Кольцова, О.Ю. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // ProetContra. - 2001. - Т. 6, № 2. - С. 80-106.

10. Коптелов, А.В. Организация работы муниципальных методических служб по информированию общественности о своей деятельности [Текст] / А.В. Коптелов // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. - Ч. I. - С. 62-69.

11. Липпман, Уолтер. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Ред. перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

12. Maxwell McCombs, Donald L. Shaw. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly, 1972, vol. 36.

13. Симакова, С.И. Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект) [Текст] / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования: науч. журн - Челябинск, 2010. - № 1 (5). - С. 60-70.

14. «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http:// garant.ru

15. Философия образования: сб. науч. ст. / отв. ред. А.Н. Кочергин. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.