Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. В МАТЕРИАЛАХ «ВОЛОГОДСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»'

ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. В МАТЕРИАЛАХ «ВОЛОГОДСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное служение / Вологодская епархия / Русская Православная Церковь / диакония / попечительства / братства / social service / the Vologda Diocese / the Russian Orthodox Church / deacons / guardianship / fraternities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артём Игоревич Денискин

Церковь является уникальным институтом в истории человеческого общества. Основное Её отличие от прочих организованных религиозных систем состоит в антропоцентрическом характере деятельности. Ценность подобного явления заключается в прагматичности — способности применять те принципы и результаты социальной работы, которые имели место в историческом разрезе. В подобном отношении особую ценность представляет оценка результатов церковного благотворительного служения в историческом контексте, который, в свою очередь, имел определённое отражение в периодических церковных изданиях. Одним из критериев точности полученных результатов служит локальность, поскольку достоверность тех или иных исторических событий проистекает из наличия доступности подробного рассмотрения тех или иных реалий в период особых социальных трансформаций в пределах той или иной административной единицы, из чего явствует, что источником достоверных сведений в региональном аспекте церковной административно-хозяйственной деятельности является официальный печатный орган рассматриваемого периода — «Вологодские епархиальные ведомости». В настоящей статье, таким образом, предпринимается попытка подробного анализа социальной деятельности на территории Вологодской епархии в конце XIX – начале XX в. с целью дальнейшей интерпретации событий и применения их к современных реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF THE VOLOGDA DIOCESE'S SOCIAL ACTIVITIES IN THE CON. XIX — BEGINNING XX CENTURY IN THE MATERIALS OF THE «VOLOGDA DIOCESAN GAZETTE»

The Church is a unique institution in the history of the human society. Its main difference from other organized religious systems is the anthropocentric nature of its activities. The value of such a phenomenon lies in pragmatism, i. e. the ability to apply the principles and the results of the social work that took place in the historical context. In this regard, the evaluation of the results of the Church charitable service in a historical context is of particular value, which, in turn, was reflected in certain church periodicals. One of the criteria for the accuracy of the obtained results is locality, since the reliability of certain historical events stems from the availability of a detailed examination of certain realities during a period of special social transformations within a particular administrative unit, which makes it clear that the source of the reliable information in the regional aspect of church administrative and economic activity is the official press of the considered period (the Vologda Diocesan Gazette). In this article, therefore, an attempt to analyze in detail the social activities on the territory of the Vologda Diocese at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries in order to further interpret the events and apply them to modern realities is made.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. В МАТЕРИАЛАХ «ВОЛОГОДСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»»

Ипатьевский вестник. 2024. №3 (27). С. 71-90 Ipatievsky vestnik. 2024. №3 (27). Р. 71-90

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 266(471.12)

DOI: 10.24412/2309-5164-2024-3-71-90

Освещение социальной деятельности

Вологодской епархии в кон. XIX -нач. XX вв. в материалах «Вологодских епархиальных ведомостей»

Артемий (Артём) Игоревич Денискин, Вологодской духовной семинарии, Вологда, Россия, Deniskin.artem@ya.ru ОИСГО: 0009-0002-8657-7806

Аннотация. Церковь является уникальным институтом в истории человеческого общества. Основное Её отличие от прочих организованных религиозных систем состоит в антропоцентрическом характере деятельности. Ценность подобного явления заключается в прагматичности — способности применять те принципы и результаты социальной работы, которые имели место в историческом разрезе. В подобном отношении особую ценность представляет оценка результатов церковного благотворительного служения в историческом контексте, который, в свою очередь, имел определённое отражение в периодических церковных изданиях. Одним из критериев точности полученных результатов служит локальность, поскольку достоверность тех или иных исторических событий проистекает из наличия доступности подробного рассмотрения тех или иных реалий в период особых социальных трансформаций в пределах той или иной административной единицы, из чего явствует, что источником достоверных сведений в региональном аспекте церковной административно-хозяйственной деятельности является официальный печатный орган рассматриваемого периода — «Вологодские епархиальные ведомости». В настоящей статье, таким образом, предпринимается попытка подробного анализа социальной деятельности на территории Вологодской епархии в конце XIX - начале

© Денискин А. И., свящ., 2024.

Священник Артемий (Артём) Игоревич Денискин магистр богословия, старший преподаватель кафедры библейско-богословских дисциплин, заведующий сектором заочного отделения бакалавриата Вологодской духовной семинарии /

Priest Artemy (Artyom) Igorevich Deniskin, Master of Theology, Senior lecturer at the Department of Biblical and Theological Disciplines, Head of the sector of the Correspondence Department for the Bachelor's Degree students of the Vologda Theological Seminary

XX в. с целью дальнейшей интерпретации событий и применения их к современных реалиям.

Ключевые слова: социальное служение, Вологодская епархия, Русская Православная Церковь, диакония, попечительства, братства

Цитирование: Денискин А. И., свящ. Освещение социальной деятельности Вологодской епархии в кон. XIX - нач. XX вв. в материалах «Вологодских епархиальных ведомостей» // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 71-90 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-71-90

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

Coverage of the Vologda Diocese's

social activities in the Con. XIX — beginning XX century in the materials

of the «Vologda Diocesan gazette»

Artemy (Artyom) Igorevich Deniskin, Vologda Theological Seminary, Vologda, Russia, Deniskin.artem@ya.ru ORCID: 0009-0002-8657-7806

Abstract. The Church is a unique institution in the history of the human society. Its main difference from other organized religious systems is the anthropocentric nature of its activities. The value of such a phenomenon lies in pragmatism, i.e. the ability to apply the principles and the results of the social work that took place in the historical context. In this regard, the evaluation of the results of the Church charitable service in a historical context is of particular value, which, in turn, was reflected in certain church periodicals. One of the criteria for the accuracy of the obtained results is locality, since the reliability of certain historical events stems from the availability of a detailed examination of certain realities during a period of special social transformations within a particular administrative unit, which makes it clear that the source of the reliable information in the regional aspect of church administrative and economic activity is the official press of the considered period (the Vologda Diocesan Gazette). In this article, therefore, an attempt to analyze in detail the social activities on the territory of the Vologda Diocese at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries in order to further interpret the events and apply them to modern realities is made.

Keywords: social service, the Vologda Diocese, the Russian Orthodox Church, deacons, guardianship, fraternities

For citation: Denikin A. I., priest. Coverage of the Vologda Diocese's social activities in the Con. XIX - beginning XX century in the materials of the «Vologda Diocesan gazette» // Ipatiev-sky Vestnik. 2024. № 3. C. 71-90 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-71-90

, "Г) ОЛОГОДСКИЕ епархиальные ведомости» являются отражением соци-хзального служения Церкви на Вологодчине. Данный вестник печатался в период с 1864 по 1917 гг. На территории Российской империи в каждой епар-

хии существовал подобный орган, относящийся к числу типовой периодики. Собственно, индивидуализировалось исключительно название, поскольку содержание представляло собой стандартизированную сводку различных событий, официальных указов и объявлений, то есть, указанные материалы имели вид информационного бюллетеня. Однако сама структура подачи информации имеет несколько иной, по сравнению с государственными актами, вид.

«Ведомости» издавались два раза в месяц. Сама структура печатной продукции состояла из двух частей — официальной части, где публиковались сведения административно-хозяйственного характера, и неофициальной части — «Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям».

Официальная часть состояла из нескольких разделов:

1) высочайшие манифесты (публиковались в связи с важными решениями в процессе государственного управления, событий, связанных с Августейшим Домом и приближенными к нему персонами), указы правящего монарха по духовному ведомству, списки священнослужителей и мирян, представленных к государственным наградам, указы и циркулярные распоряжения Святейшего Правительствующего Синода;

2) «Распоряжения епархиального начальства» — сведения административного характера (назначения и переводы духовенства на новые места служения, информация о лицах, запрещённых в священнослужении, уволенных за штат епархии, хиротонии и монашеские постриги), список вакантных мест на приходах и в монастырях епархии. Периодически — сведения о присоединении к Церкви лиц, принадлежавших инославным и иноверным исповеданиям (ри-мо-католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм), раскольническим сообществам и сектам;

3) «Разныя известия по епархии» — хроника событий общественного характера: пожертвования на различные нужды, открытие новых приходов, освящение храмов, паломничества, торжества по случаю памяти тех или иных событий и святых, список умерших священно- и церковнослужителей (впоследствии после 1905 г. появилась отдельная графа «епархиальный синодик»);

4) объявления о подписке на прочие печатные издания («Правительственный вестник», «Божия нива», «Русское чтение», «Русский листок»).

В конце года в последнем номере размещалось расписание произнесения проповедей в кафедральном Воскресенском соборе г. Вологды и закреплённых за данной обязанностью священнослужителей. Также в последнем годичном издании помещался указатель на все выпуски «Ведомостей» текущего года.

Помимо указанной информации, сообразно с требованиями обстоятельств, в издание включались отношения различных ведомств по той или иной актуальной ситуации, обращения Августейших особ, правящего архиерея и прочих архипастырей, объявления других духовных консисторий и контор, протоколы заседаний съездов депутатов духовных училищ и съездов викариатств (Великоустюжское и Вельское). Велась отчётная документация о работе епархиальных духовных учебных заведений (семинарии, духовных училищ, женских духовных училищ). Финансовые ведомости и сметы по духовному ведомству.

В «Прибавлении к Вологодским епархиальным ведомостям» размещались материалы собственно публицистического характера: очерки, записки, репортажи, агиографические произведения, проповеди, слова и речи, нравственные поучения, краеведческие заметки и т.д. Если анализировать общий характер указанного раздела, то следует указать на его относительную статичность. Однако, в силу динамичности социальной жизни, порождённой рядом факторов различного генеза, в начале века появилась тенденция к некоторому смещению формата изложения информации.

К примеру, в «Прибавлениях к Вологодским епархиальным ведомостям» за январь 1900 г. был опубликован отчёт об открытии нескольких школ в Кад-никовском уезде, а именно—в д. Кондраш и с. Ачево. Среди непосредственного описания материального комплекса учебных заведений первого населённого пункта указывается сумма денежных средств, употреблённых на строительство, — 1000 рублей, из которых 275 рублей поступили от Кадниковского отделения епархиального училищного совета, а оставшиеся 725 рублей были частным пожертвованием мещанина Якова Самагинова 1. Как правило, вся финансовая составляющая деятельности епархии подробно рассматривалась в официальной части выпуска.

То есть, несмотря на формальное постоянство в изложении той или иной информации, имели место исключения текстологического характера при отсутствии изменений в смысловом содержании выпуска.

Официальная часть «Вологодских епархиальных ведомостей» также периодически подвергалась некоторой корректировке—некоторые разделы дополнялись, другие пропускались, происходила перестановка рубрик, публиковались именные списки благотворителей, а также суммы пожертвований. Необходимо подчеркнуть, что, наряду с духовенством епархии, активное социальное служение совершали представители и других сословий: мещане, купцы и пр. Но поскольку структура общества конца XIX - начала XX вв. предполагала интеграцию церковной институции в сферу ведения органов светской власти, то имелась необходимость учёта поступающих на церковную благотворительность денежных средств, а также материальных предметов религиозного назначения (богослужебная утварь, иконы и оклады к ним, облачения для духовенства) и обихода (мебель, домашняя утварь, одежда, продовольствие, сельскохозяйственный инвентарь).

Публикация, как правило, имела вид неранжированного списка: «.. .протоиерейская жена Елизавета Беляева с сей монастырь [Николо-Коряжем-ский — авт.] — 4% непрерывно доходный билет в 145 р. и 550 руб. в пользу Сольвычеградскаго попечительства о бедных духовнаго звания; в то-же попе-чит. — священнич.дочь Александра Попова — 100 руб. <...>»2. По всей видимости, информация о денежных траншах поступала из отчётной документации приходов, монастырей и попечительств.

1 Прибавления к Вологодские епархиальные ведомостям. 1900. № 1. 1 января. — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1900/1900_1.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 3. 1 февраля. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1900/1900_3.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

За упомянутый период в Вологодских епархиальных ведомостях можно найти упоминание социального служения в образовательной сфере. В данном отношении Церковь имела особый уровень ответственности в деле просвещения. Её опека охватывала не только церковно-приходские школы, духовные училища, епархиальные женские училища, духовные семинарии и академии, но и гимназии, лицеи, реальные училища и даже университеты. Закон Божий был обязательным предметом для всех учебных заведений страны, где православие имело статус государственной религии. Помимо непосредственной педагогической деятельности, за каждым учебным заведением прикреплялся священник для духовного окормления как воспитанников, так и преподавательского состава. Очевидно, в таком случае, что данное направление церковного социального служения составляло объект особо пристального внимания государства и общества, что проявлялось в непосредственной отчётной деятельности указанных образований.

В «Вологодских епархиальных ведомостях» за упомянутый прежде 1900 г. на с. 40-49 помещён фрагмент «Отчёта о состоянии Устюжскаго Епархиальна-го женскаго училища за 1898-99 учебный год», в котором подробно отражено состояние администрации, преподавательского состава и контингента обучающихся. На с. 43 находится таблица, показывающая статистику количества воспитанниц (202 чел.), в том числе и тех, которые находились на полном содержании от епархии (53 чел.)1. Если брать структуру отчёта, то прослеживается логическая последовательность изложения. Приводятся сведения из приходно-расходной документации, рассматривается процесс учебно-воспитательной деятельности.

Однако, при всей важности образовательной сферы, основной статьёй для поступления денежных средств, которые употреблялись церковной организацией для осуществления социального служения, являлось общественное призрение. К данной категории деятельности относились: содержание богаделен, приютов, мест, выделенных из коечного фонда больниц и лазаретов, адресная помощь нуждающимся лицам, а также взносы в прочие гуманитарные общественные организации (Российская Организация Красного Креста, Ско-белевский комитет, Комитет Ея императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны и пр.), занимавшиеся дальнейшим распределением финансов и приобретением необходимых ресурсов.

В выпуске от 15 марта 1900 г. помещена справка «Отчёт о состоянии и деятельности Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии с 12 декабря 1898 года по 12 декабря 1899 года (за двадцать второй год существования)». Данный документ является точной иллюстрацией того, каким образом осуществлялась адресная помощь нуждающимся лицам, проходящим обучение в Вологодских духовных школах.

В данном фрагменте представлена аналитика финансовых операций в ходе функционирования епархиального училища. Следует указать на то, что попечительства при духовных учебных заведениях и приходах возникали в связи с потребностью координации потоков денежных средств, направляемых с целью

1 Там же.

церковной благотворительности в пределах той или иной административно-структурной церковной единицы1. Из указанного факта явствует, что к отчётной документации предъявлялись требования повышенного уровня, что выражается как в содержании, так и во внешне формализованных признаках. Так, в начале указанного фрагмента приводится полный список членов попечительства, разделённых строго по рубрикам (почётные, пожизненные, действительные члены попечительства). Перечень открывается именем правящего на то время архиерея — Преосвященный Алексий (Соболев), еп. Вологодский и Тотемский (1895-1906 гг.), который в силу своей должности и действующего статуса возглавлял те или иные епархиальные подразделения. После перечня лиц, составляющих корпус попечительства, приводится непосредственно финансовый отчёт2.

Стоит сказать, что данный документ отражает не только реалии рассматриваемой эпохи, но показывает картину потенциальных возможностей приходов и монастырей. Так, приход денежных средств в период с 12 декабря 1898 г. по 12 декабря 1899 г. составил 820 руб. 66 коп., что представляет собой значительную сумму, при среднегодовом доходе священника по империи 300 руб., диакона — 150 руб, и, минимального — псаломщика — 100 руб. Выплаты нуждающимся студентам не носили характера строго определённой таксы и менялись в зависимости от характера помощи: на погашения задолженности 1 воспитанника за содержание в семинарском общежитии — 12 руб. 50 коп., на проезд до места жительства перед каникулярным временем 31 ученику — 91 руб., на оплату лечения 2-х семинаристов в Леденгске — 50 руб. и т.д3. Разумеется, что указанные суммы поступали не только от причта, но и от сборов со стороны прихожан и пожертвований частных лиц. Именно указанный критерий определяет социальный характер церковного служения на территории Вологодской епархии.

Помимо содержания нуждающегося заштатного духовенства и лиц духовного сословия, существовала помощь пострадавшим от природных стихийных бедствий (пожаров, эпидемий, эпизоотий). В таком случае деньги аккумулировали не только попечительства и братства, но и значительная часть средств поступала от паствы через тарелочные сборы. Подобные акции имели своё отражение в «Вологодских епархиальных ведомостях» в силу наличия определённой формы отчётности. Подобный бюрократический подход характерен для всей церковно-общественной периодики рассматриваемого промежутка времени.

Другим немаловажным направлением социальной работы православного духовенства, как и в наши дни, была катехизация. Религиозное просвещение, в данном случае, необходимо отличать от обучения в специализированных духовных школах (училищах, семинариях, академиях) и проповедей во время совершения богослужений. Такой род деятельности сопряжён с более де-

1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Статья «Попечительства приходские. — URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/99139 (дата обращения: 20.10.2023).

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 6. 15 марта. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1900/1900_6.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

3 Там же.

тализированным рассмотрением тех или иных аспектов вероучения и нравственной христианской жизни. Прежде всего, стоит указать на то, что самой распространённой формой катехизации были беседы и чтения, проводимые духовенством вне богослужений. Собрания, как правило, проводились в церковных помещениях, не предназначенных для молитвы. Иногда, при отсутствии таковых, — в стенах самого храма. Особую роль в данном случае играли православные братства. В Вологде — Братство во имя Всемилостивого Спаса, учреждённое при Спасо-Всеградском соборе. Так, в выпуске № 10 от 15 мая 1901 г. был помещён отрывок из журнала № 112 Вологодского братства во имя Всемилостивого Спаса, который наглядно демонстрирует то, каким образом велась катехизаторская деятельность среди паствы, и какие результаты стали закономерным итогом такой деятельности: «Прихожане весьма сочувственно относятся к внебогослужебным собеседованиям и собираются к ним охотно. Влияние бесед и чтений на прихожан весьма благотворно. Почти все священники свидетельствуют об увеличении числа молящихся в храмах Божиих и числа лиц, исполняющих главный христ. долг Исповеди и Св. Причастия; знание молитв и религиозных истин стало обширнее и понимание их осмысленнее; на нужды церкви и своих ближних народ становится отзывчивее <.. .> дурные навыки и привычки уменьшаются, праздничные и так называемые «обещанные» проводятся трезвее и воздержнее и проч.»1.

Как видно, катехизация, помимо непосредственно религиозно-просветительской цели, имела общественно-профилактическую направленность, превентивную меру для сдерживания общественно опасных явлений, оказывающих деструктивное влияние на весь государственный строй в целом. Церковь, будучи интегрированной в общественно-политический корпус Российской империи, была социальным институтом, призванным гармонизировать межличностные отношения индивидов с позиции морально-нравственного авторитета. Помимо указанных факторов, вне всякого сомнения, проведение внебогослужебных собраний и кружков способствовало росту общеобразовательного и культурного уровня населения, поскольку помимо чтения литературы и обсуждения тех или иных моментов из прочитанных текстов, стараниями некоторой части духовенства производилось обучение нотной певческой грамоте и церковному пению.

А именно: 1) в 1 округе Вологодского уезда — при Николаевской Валу-шинской церкви, стараниями дьякона П. Фрязиновского был организован хор из прихожан, владеющих нотной грамотой; 2) в 3 округе Кадниковского уезда, при церквях Дмитриевской Шевденицкой, Михайло-Архангельской Пет-ряевской и Богородицкой Становской, в результате активной деятельности священников Пономаревского, Петропавловского и Углецкого, прихожане исполняли обиходные богослужебные песнопения устной традиции2. Стоит отметить, что клиросное пение как одна из форм церковного искусства обладала значительным катехизаторским и миссионерским потенциалом, что помога-

1 Вологодские епархиальные ведомости. 1901. № 10. 15мая. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1901/1901_10.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

2 Там же.

ло обогащать субъективный богослужебный опыт посредством эстетического и духовного наполнения. Помимо данного положительного эффекта, имеет место благоприятное педагогическое воздействие через приобщение паствы к богослужебно-приходской дисциплине и порядку церковного благочиния.

Братства оказывали заметное влияние на жизнь епархии, являясь центрами просвещения, а также оказывая посильную финансовую и материальную поддержку. В этой связи необходимо упомянуть и об издательской деятельности. Существовавшее на рубеже XIX и XX вв. Великоустюжское Стефано-Прокопиевское братство, помимо непосредственной материальной помощи, предоставляло печатную продукцию религиозного содержания для населявших Великоустюжский, Яренский и Усть-Сысольский уезды представителей малых коренных народов (коми, зыряне, вепсы). В период с 1898 по 1904 гг. было подготовлено к изданию житие восьмерых святых в параллельном переводе (на русском и коми языках), среди которых следует упомянуть «Житие Стефана Пермского» и «Житие Прокопия Праведного». Выполнен перевод «Молитвослова» и четырёх номеров популярного, в описываемое время, периодического издания «Троицкие Листки»1.

Вологодский край по своему климато-географическому положению входит в зону рискованного земледелия, что определённым образом отражалось на жизни населения в виде периодических неурожаев и эпизоотий. В указанное сложное время со стороны епархиального начальства, помимо молебствий об избавлении от голода или падежа домашнего скота, объявлялись сборы денежных средств и продовольствия в пользу терпящих бедствие лиц. Соответственно, результаты благотворительных кампаний публиковались в печати. В 1906-1907 гг. в «Вологодских епархиальных ведомостях» приводились ежемесячные сводки кружечных и тарелочных сборов в пользу пострадавшего населения. Соответственно, указывались приходы и монастыри, от которых поступали финансовые транши. Исходя из того, что пожертвования имели добровольческий характер, суммы были небольшими, а контингент, который их предоставлял, состоял, в основной своей массе, из незажиточных крестьян. Колебания значений довольно существенные: от 1 руб. 50 коп. (из Усть-Сысольского уез-да)2 до 110 руб. (2-го округа Вологодского уезда)3. Однако, итоговые цифры были значительными, что объясняется большим количеством участников общего дела церковной благотворительности. Так, в июле-августе 1907 г. через Вологодскую духовную консисторию, на нужды пострадавшим от неурожая было получено 1429 руб. 65 коп4. Все полученные средства распределялись адресно или направлялись на покупку продовольствия.

Вне всякого сомнения, главным фактором, обуславливающим такую ситуацию, в данном случае является коллективизм, который присущ христиан-

1 Прибавление к Вологодским Епархиальным ведомостям. 1916. № 2. С. 408-413.

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1907. № 8. 15 апреля. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1907/1907_8.pdf (дата обращения: 18.10.2023).

3 Вологодские епархиальные ведомости. 1906. № 18. 15 сентября. — URL: https://www.booksite. ru/vev/1906/1906_18.pdf (дата обращения: 18.10.2023).

4 Вологодские епархиальные ведомости. 1907. № 18. 15 сентября. — URL: https://www.booksite. ru/vev/1907/1907_18.pdf (дата обращения: 18.10.2023).

скому миропониманию в контексте нравственного учения Церкви. Однако при этом базисом для подобных представлений, в отличие от секуляризированной гуманистической модели поведения, является представление о человеке как об образе Бога. Отсюда происходит евангельский тезис о блаженном состоянии милостивых, которые получат помилование (см. Мф. 5:7). Кроме того, все сборы осуществлялись исключительно на добровольной основе, поскольку сама идея благотворительности полностью исключает элемент принуждения. Предположение о том, что, в силу положения Церкви в Российской империи, люди имели некоторые регламентированные обязательства по отношению к духовно-административной корпорации, некорректно в силу наличия как представителей инославных и иноверных конфессий, различных сектантских формирований, старообрядческих общин, так и лиц, не принадлежавших ни к одной из религиозных групп. Следует понимать, церковная концепция благотворительности чужда социоцентричного подхода, в основе которого состояние отдельного индивидуума игнорируется в пользу общественных интересов. Христианская идея блага лишена такого представления о человеческой жизни, при котором отдельно взятый человек представляет собой некоторый зависимый элемент социально-государственного механизма1.

Сводки о пожертвованиях регулярно публиковались в «Вологодских епархиальных ведомостях», однако разница заключалась в цели их назначения. При отсутствии необходимости в срочной помощи, денежные средства, утварь, оклады для храмовых икон, облачения или денежный взнос для вечного поминовения благотворителя и его семьи направлялись на приходы.

Социальная активность, как форма проявления не только христианского мировоззрения, но и активной патриотической позиции усиливалась при возникновении военных угроз и конфронтации в общественной жизни. Такие явления имели побудительную направленность, поскольку одним из существенных факторов человеческой жизни, имеющим колоссальное влияние на ритм и функционирование общества, является война. Обострение межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных отношений имеет далеко идущие последствия, распространяющиеся на последующие поколения людей. Начало XX в. было ознаменовано несколькими крупномасштабными военными конфликтами: Русско-Японской войной (1904-1905 гг.) и Первой мировой войной (1914-1918 гг.). Трансформация общественных механизмов ведения хозяйственной деятельности, изменение вектора направленности экономического развития, а также курса всей существующей государственной модели, которая подвергается коренной перестройке, направленной для поддержки фронта порождает ряд неминуемых затруднений и противоречий, разрешить которые посредством стандартных для такого случая мер не представляется возможным. В то же самое время при наступлении военного времени актуа-

1 Вышинский О., диак. Мировоззренческие основы различных подходов к адресатам церковного социального служения; подходы: социоцентричный, личностноориентированный, архетипический, их соотношение. // О. Вышинский. Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 5-7 июня 2014 года. СПб.: СПбГИПСР, 2014. С. 19.

лизируется потребность взаимопомощи, что вызывает необходимую ответную реакцию различных общественных институтов.

В связи с последним обстоятельством возникает необходимость в некоторой институции, которая имела бы статус посредника между различными частями общества, обладающая определённым нравственным авторитетом, выступающим в роли залога нейтралитета в отношении к различным мировоззренческим парадигмам. Все указанные характеристики присущи Православной Церкви, которая имеет достаточный моральный потенциал и кадровый ресурс для широкой социальной помощи.

Церковь, будучи столпом и утверждением Истины (см. 1 Тим.3:15), оказывает значительное влияние на жизнь общества, в котором существует в виде совокупности индивидов. А потому деятельность Её членов должна осуществляться в соответствии со следующими фундаментальными принципами: «Во-первых, это стремление молитвой, словом и делом свидетельствовать об Истине в любых условиях, в каких бы ни оказывались. Во-вторых, это профессионализм, умение использовать инструменты массмедиа в церковном делании»1. В контексте указанной темы данный подход означает открытость по отношению к окружающим Церковь людям.

При наступлении и во всё время военных действий Церковь оказывала посильную помощь как мобилизованным на фронт солдатам, так и семьям военнослужащих. При этом поддержка продолжалась и после прекращения военных действий. После начала военных действий в феврале 1904 г. первые сведения о сборах денежных средств для нужд действующих войск были помещены в номере «Вологодских епархиальных ведомостей» от 1 мая. Рубрика раздела «III. Разныя известия по епархии» имела подзаголовок «О пожертвованиях, поступивших чрез Вологодскую духовную консисторию на раненых и больных воинов и на военныя потребности». Содержание списка располагалось с конца с. 166 по с. 172 включительно. Суммы, предоставляемые приходами, монастырями, духовенством и мирянами в частном порядке, имели значительный вид. Как правило, наиболее значительные средства передавались от благочиний. В рассматриваемом выпуске церковного вестника, указывается, в частности, что от благочинного 5 церковного округа Усть-Сысольского уезда (Территория современной Республики Коми) «Д. Попова 110 руб., отчисленных из остатков доходов 9 церквей округа и 206 руб. от церковно-приходских попечительств.»2.

Монастыри также вносили свою лепту в общее дело поддержки действующей армии. При этом значительные средства уделяли настоятели и наместники, а также собирала братия обителей. От наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря г. Вологды архим. Анатолия было получено 100 руб., от монахов — 25 руб., а также из общих монастырских доходов — 75 руб.3 В про-

1 Кирилл, патр. Московский и всея Руси. Говорить Божию Правду // Патриарх Кирилл о медиа. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, 2016. С. 75.

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 10. 15 мая. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1904/1904_10.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

3 Там же.

цессе оценки указанных фактов необходимо исключать принятый в советской историографии секулярно-идеологический подход, поскольку публикация материалов подобного рода имела, как уже говорилось прежде, двоякую направленность: побуждение населения к более активному участию в жизни страны и свидетельство Церкви о возложенном на неё долге призрения всех, нуждающихся в поддержке.

Список благотворителей имеет ранжированный вид—указывается назначение платежей: на лечение и уход больных и раненых воинов, и на военные потребности. Указания производились с целью отчётности для всех жителей губернии. Помимо конкретных сумм отчислялись определённые проценты с доходов. Например, от Грязовецкого Христорождественского собора поступило 5% от кружечных доходов причта храма, что составило 22 руб. 65 коп1.

Помимо личной инициативы благотворителей, производились сборы по подписным листам, тарелочные и кружечные. Сборы по подписным листам производились согласно существующему в стране единому регламенту, который предполагался в определённые дни года. Данный вид благотворительных взносов имел целевой характер. С началом русско-японской военной кампании, в Вологодской епархии первое упоминание о сборах такого рода содержится в одном из августовских номеров. Тогда на нужды раненых и больных бойцов было получено от 6 кадниковского округа — 246 руб. 57 коп., 8 Вельского округа — 170 руб.07 коп., 3 Вельского округа — 113 руб. 19 коп., 2 Усть-Сысольского округа — 218 руб. 07 коп., Троице Стефано-Ульяновского монастыря — 10 руб. и пр2. Приведённая статистика свидетельствует о том, что помощь поступала в значительных объёмах. Помощь фронту имела не стихийный, а структурированный характер, что явствует из факта размещения материалов о благотворительности как со стороны паствы, так и со стороны духовенства.

Однако не стоит забывать о том, что церковное социальное служение в данном конкретном случае не исчерпывается лишь сбором средств, то есть посредничества. Важной составляющей диаконии, как уже указывалось прежде, составляют непосредственные контакты с людьми. Помимо обеспечения военнослужащих, духовенством и паствой Вологодской епархии был принят комплекс мер, направленных на реабилитацию демобилизованных. Прежде всего, здесь понимается обеспечение быта солдат и офицеров, ставших инвалидами. Так, 15 июля 1904 г., епархиальным начальством была опубликована инструкция для добровольцев, желающих взять на себя уход за ветеранами войны. В данном документе под названием «Правила безплатнаго размещения выздоравливающих больных и раненых воинов у частных лиц. Печатаются по распоряжению Его Преосвященства к сведению духовенства епархии» разъясняются правила размещения солдат-инвалидов на частном жилье, а именно: 1) какое ведомство (в данном случае — «Особый Комитет Ея Император-скаго Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны») уполномочено принимать заявки для деятельности подобного рода; 2) зафиксированное

1 Там же.

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 15. 1 августа. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1904/1904_15.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

в пункте 5 требование к доступности оказания своевременной медицинской помощи «5.Частныя лица, желающия принять больных и раненных на свое попечение, устраивают для сего или особые лазареты с постоянным врачем, или приемные покои с постоянным фельдшером, или помещают в своих квартирах (посемейное призрение)»; 3) список контингента, не подлежащего размещению на частном жилье — страдающие острыми инфекционными заболеваниями в период их пика, больные, страдающие венерическими заболеваниями, а также туберкулёзом в открытой форме (однако, делается оговорка, что такие лица могут размещаться при условии добровольности и надлежащих разъяснений по уходу за ними); 4) порядок оформления необходимой документации1.

Общее число средств, направленных в адрес Российского Общества Красного Креста на нужды больных и раненых воинов за 2-ую пол. 1904 г. и 1-ую пол. 1905 г., составило 3311 руб. 91 коп2. Помимо нужд действующих армии и флота, помощь оказывалась и семьям мобилизованных. В марте 1905 г. на такие нужды было собрано 9 руб. 94 коп3. Незначительность суммы по сравнению с предыдущими объясняется тем фактором, что помощь семьям солдат была прерогативой государства.

В начале Первой мировой войны, после объявления Высочайшего Манифеста от 12 июля 1914 г. о приведении армии и флота на военное положение, начала поступать помощь со стороны духовенства и активной части паствы. Данный контингент деятелей явился инициатором различных акций в поддержку действующих армии и флота, а также семей военнослужащих. В Вологодской епархии в храмах после богослужений объявлялись различные воззвания к прихожанам о сборе средств для нужд фронта. Кроме непосредственных сборов денежных средств шла активная помощь различными материальными ресурсами и продовольствием.

На базе монастырей епархии проводились курсы по подготовке сестёр милосердия. Прототипом подобных учебных мероприятий послужили те наработки, благодаря которым в начале XX в. при различных монастырях епархии постоянно функционировали заведения общественного призрения: приюты, школы, больницы по уходу за пожилыми людьми — несмотря на небольшую общую численность призреваемых, которая составляла в среднем по 4-8 чел., при потенциале коечного фонда на 25 чел4. в каждом заведении подобного типа.

В результате активной деятельности духовенства Вологодской епархии в адрес РОКК от монастырей Вологодской епархии в целом за 1915 г. были перечислены суммы: «на военные нужды» — 3 686 руб. 66 коп.; на содержа-

1 Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 14. 1 июля. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1904/1904_14.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1905. № 8-9. 15 апреля-1 мая — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1905/1905_8_9.pdf (дата обращения: 20.10.2023 г.).

3 Там же.

4 Котов П.П., Рожина А. В. Монастыри в системе церковной власти в конце XVII — начале XX века: по материалам Вологодской губернии. Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. С. 141.

ние раненых — 3242 руб. 98 коп. В Вологодском уезде благотворительность, в большей мере, осуществлялась мужским Свято-Духовым монастырём. Так, на больных и раненых было перечислено 365 руб., и 150 руб. — в поддержку семьям мобилизованных. В Грязовецком уезде подобную активность проявлял Павло-Обнорский мужской монастырь: 21 руб. 50 коп. — направлены на удовлетворение нужд воинов, и 18 руб. 50 коп. — их семьям. От Великоустюжско-го уезда больше всех пожертвовал Троице-Гледенский женский монастырь: 88 руб. — в пользу раненых бойцов. В помощь беженцам самую крупную сумму в 5 руб. 84 коп. по епархии направил Николо-Коряжемский мужской монастырь Сольвычегодского уезда1.

Для солдатских семей основной источник помощи составляли преимущественно сборы: церковные кружечные и пожертвования отдельных меценатов. Собранные средства направлялись в организации, которые занимались дальнейшим их распределением: Вологодское и Великоустюжское отделения РОКК, Вологодская община сестер милосердия, Вологодское отделение Дамского Комитета, Комитет склада Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, и Ставку Государя Императора.

Особое внимание уделялось медицинскому обеспечению фронта. Так, за ноябрь-декабрь 1916 г. в адрес Вологодского отделения РОКК была направлена сумма в 2461 руб. 69 коп2. Однако наиболее продуктивную в данном отношении деятельность вел Ульяновский Троице-Стефановский мужской монастырь Усть-Сысольского уезда, братия которого собрала и перечислила за 1915 г. весьма внушительный денежный транш — 2 278 руб. 65 коп., что составляет 61,8% от общего числа сборов с монастырей всей епархии. А для семей солдат данный показатель составил 70,1% (2273 руб. 65 коп.)3.

Помощь солдатским семьям начала осуществляться только с осени 1914 г. в силу объективных административных затруднений: сбор сведений о призванных на военную службу, уточнение списков, создание определённых реестров. Помощь, как правило, выражалась в денежном пособии для матерей и детей. Однако, помимо денежных выплат, нуждающиеся снабжались продуктами питания и предметами быта, а также, по мере необходимости, создавались надлежащие жилищные условия — предоставлялось съёмное жильё, оплату которого осуществлял определённый приход. Так, попечительный совет Ильинской Обнорской церкви Грязовецкого уезда предоставил одной семье квартиру в церковном доме в бесплатное пользование, отопление которой оплачивалось из средств приходской общины4.

Помимо снабжения, предоставлялась помощь в ведении хозяйства, содействие в сельскохозяйственным работах, таких как: посев, уборка урожая, его

1 Там же. С. 145-146.

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1916. № 21. 1 ноября. — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1916/1916_21.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

3 Котов П.П., Рожина А. В. Монастыри в системе церковной власти в конце XVII - начале XX века: по материалам Вологодской губернии. Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. С. 147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября. — URL: https://www.booksite. ru/vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

обработка (молотьба). Предоставлялся семенной материал. Осуществлялась бесплатное снабжение топливными ресурсами, кормом для животных, сельскохозяйственным инвентарём и т.д.

В губернской столице — Вологде — основным организатором помощи для малообеспеченных слоёв населения являлось «Вологодское городское попечительство по призрению семейств нижних чинов», активное участие в деятельности которого принимали правящий архиерей, городское и епархиальное духовенство. На средства попечительства, к примеру, была закуплена обувь для нуждающихся учеников. Кроме того, были открыты и содержались 3 бесплатные столовые для обеспечения призреваемых семей1. Общая численность таких образований в губернии к концу 1916 г. составляла 788 2 приходских попечительских советов, которые опекали различное число семей. Диапазон цифр был довольно значительным. В Кадниковском уезде, данный показатель составлял от 20 и более, а в Никольском уезде — до 830 призреваемых семей3.

Количество попечительств увеличивалось с ходом военных действий и с ростом числа нуждающихся людей. При этом имел место объективный фактор, который определял социальную активность того или иного прихода в общем деле церковной диаконии. В данном случае объективность выражалась в различных материально-технических возможностях той или иной приходской общины. В беднейших уездах губернии — Яренском и Усть-Сы-сольском наблюдался хронический дефицит средств, который не позволял удовлетворить текущие расходы (жалованье причта, епархиальные взносы и т.п.). Существовало множество примеров подобного рода. Самый яркий — ситуация в приходе при Петропавловской Подчерской церкви, настоятель которой рапортовал епархиальному начальству о невозможности создания попечительного совета: «Нет ни людей ни средства, церковных сумм с трудом хватает на уплату налогов на общеепархиальные и местные нужды и многие церковные нужды остаются неудовлетворенными»4. В то же самое время следует понимать, что одним из многих факторов, которые негативно сказывались на социальной деятельности церковных общин, были упоминавшиеся прежде стихийные бедствия. В 1913-1914 гг. в Вологодской губернии наблюдались неурожаи пшеницы, ржи, а также кормовых культур, что создавало значительные сложности при оказании помощи нуждающимся. Священник Владимир Баклановский, занимавший пост председателя Иоан-

1 Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября 15. — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

2 Сурков Н. И. О благотворительной деятельности священнослужителей Русской Православной Церкви в Коми крае в начале XX века // Социальное служение Русской Православной Церкви: исторический опыт и современное состояние. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 1998. С. 67-68.

3 Там же. С. 67-68.

4 Бондаренко О.Е., Кубышкина Л. Т. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Коми крае (кон XIX - нач. XX вв) // Региональные аспекты исторического пути православия. Архивы, источники, методология исследований. Материалы межрегиональной научной конференции — Вологда, 20-21 июня 2000 г. С. 61.

но-Красносельского попечительского совета Вологодского уезда, в отчёте за сентябрь 1914 г., сообщал о том, что была собрана денежная сумма в 10 руб. 75 коп. и 16 кг (1 пуд) хлеба, которые были распределены между одиннадцатью семействами, опекаемыми его приходом. Также он доводит до сведения епархиальных властей о недостатке как сельскохозяйственных культур, так и денежных средств, вследствие чего существует острая необходимость в закупке продовольствия1.

Такое положение существенным образом влияло на распределение денежных средств среди нуждающихся. Выдаваемые пособия отличались в значительной мере друг от друга, в зависимости от уже упомянутых факторов: материального обеспечения самого прихода, количества прикреплённых призреваемых семейств, урожаев и т.д. Средний показатель по губернии составлял примерно от 1 до 3 руб. Минимальное значение — 25 коп. Иногда данный показатель составлял до 12 руб.2

Несмотря на всю совокупность неблагоприятных факторов, церковно-общественное призрение имело важное значение для нуждающихся в силу того, что для большинства малоимущих зачастую такая помощь была единственным источником обеспечения приемлемого качества жизни — прежде всего, в силу того, что существовали отдельные категории граждан, которые не имели государственной поддержки из-за своего социально-правового статуса. Сюда прежде всего можно отнести внебрачных детей ушедших на фронт воинов, которые могли рассчитывать только на помощь со стороны Церкви.

Помимо непосредственно оказываемой помощи, духовенство епархии активно сотрудничало с различными общественными организациями, которые также имели социальные функции для семей воинов. Прежде всего, сюда относились уездные попечительства детских приютов, входящих под непосредственный надзор Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны. Как правило, священники входили в состав таких организаций, но зачастую они же являлись и благотворителями.

Что же касается пожертвований от всех церковных школ губернии, то она была колоссальной — в 1916 г. в общем количестве было собрано 9316 руб. 23 коп., что свидетельствует об определённом уровне социальной, культурной и духовной активности, а также активного гражданского самосознания как преподавательского коллектива, так и учеников3.

Сбор средств на содержание и деятельность больниц и социальных учреждений церковной благотворительности осуществлялся на регулярной основе вплоть до 1917 г., когда после двух революций Церковь на социально-государственном уровне была отстранена от активного участия в общественной деятельности.

1 Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября — URL: https://www.booksite.ru/ vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября.—URL: https://www.booksite.ru/ vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

3 Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1916. № 24. 15 декабря — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_24_P.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

Помимо обеспечения раненых воинов, инвалидов и солдатских семей, существовала помощь беженцам, которые в большом количестве прибывали в губернию из оккупированных противником территорий. Попечение об указанной категории лиц находилось в компетенции «Комитета Ея Императорскаго Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны», или Татианинского комитета, деятельность которого на Вологодчине протекала с 1916 по 1917 гг. В начале своего существования в адрес его Вологодского отделения были направлены средства, полученные в ходе кружечного сбора 22-23 февраля 1915 г. — всего 7049 руб. 52 коп1. Полученные средства были направлены для обеспечения быта беженцев необходимыми изделиями повседневного пользования и для приобретения продовольствия.

В связи с увеличением потока беженцев 29 и 31 мая 1915 г. в епархии был вновь организован сбор средств, который составил 15.359 руб. 90 коп. В дальнейшем, с целью дополнительного источника финансирования и материальной помощи, был сформирован специальный епархиальный комитет, который занимался помощью в размещении и обустройстве жизни семей священно- и церковнослужителей, прибывавших в епархию в качестве беженцев. Аналогичное образование было организовано и в Великоустюжском викари-атстве (Великоустюгский Викариатский Комитет). Семьи духовного звания размещались в зданиях церковно-приходских школ, где присутствовали все условия для обучения детей, которых обеспечивали одеждой, питанием, канцелярскими принадлежностями и учебной литературой. В период с марта по сентябрь 1915 г. Великоустюгским Викариатским комитетом была собрана сумма в 5548 руб. 89 коп. Средства поступили как от церковно-приходских школ, так и от монастырей, приходов и частных меценатов. Всего текущие расходы из данной суммы в октябре 1915 г. составили 1171 руб. 10 коп2.

В значительной мере имела место и непосредственная помощь в виде ручного труда. Духовенство и монашествующие лица помогали при уходе за ранеными и больными воинами, оказывали помощь солдатским семьям в сельскохозяйственных кампаниях (посев и дальнейшая уборка урожая). Осуществлялась активная просветительская деятельность. Священники в первую очередь исполняли свой пастырский долг духовного окормления лиц, нуждающихся в такого рода поддержке. Помимо этого существовала необходимость в единении всех слоёв населения перед лицом войны и врага. В церковной епархиальной периодике размещались статьи, воззвания и проповеди патриотической направленности. В то же самое время данная деятельность имела своей целью сдерживание антисоциальных и антипатриотических настроений. Так, в декабре 1916 г. в «Прибавлениях к Вологодским епархиальным ведомостям» было напечатано обращение правящего архиерея — «Слово на 14 ноября 1916 года. Об обстоятельствах переживаемаго военнаго времени и об отношении к ним русских граждан», в котором, в частности, указывалось, что «неко-

1 Обзор деятельности Вологодского отделения Комитета Ея императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны Вологда, 1916. С. 3.

2 Вологодские епархиальные ведомости. 1916. № 20. 15 октября. — URL: https://www. booksite.ru/vev/1916/1916_20.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

торыя явления народной жизни настолько печальны и вредны для отечества, что их нужно признать противными законам божеским и человеческим <.> Прежде всего, грешат против отечества те из нас, которые доверяясь разным слухам о наших военных неудачах, внутренних непорядках, несчастных случаях, распространяют эти непроверенныя, нередко чрезвычайно преувеличен-ныя, часто совершенно вздорныя известия <...> Забывают, что в некоторых случаях источником разных темных слухов могут быть происки врагов, которым выгодно вызвать народное смятение, чтобы, пользуясь им, легче достичь своих целей»1.

Совершались публичные молебны о даровании победы над врагом, организовывались крестные ходы, служились панихиды для поминовения погибших воинов. После Божественной Литургии и проповеди по воскресным дням организовывались чтения, на которых оглашались фронтовые сводки, устраивалось обсуждение того или иного события с активной патриотической позиции. Устаивались выступления, когда исполнялись духовно-патриотические канты и пр2..

Подводя итог всем изложенным в настоящей статье фактам и суждениям, стоит с определённостью указать на то, что социальная деятельность на территории Вологодской епархии в конце XIX - начале XX в. освещалась подробных образом в официальном периодическом церковном вестнике — «Вологодских епархиальных ведомостях». При этом цель такого подробного анализа заключалась не в ангажировании социальной церковной благотворительности, но в объективной подаче сведений, и следующей из указанного обстоятельства стимуляции паствы к активной христианской мировоззренческой позиции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.

2. Бондаренко О. Е., Кубышкина Л. Т. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Коми крае (кон XIX — нач. XX вв) // Региональные аспекты исторического пути православия. Архивы, источники, методология исследований. Материалы межрегиональной научной конференции — Вологда, 20-21 июня 2000 г. — С. 61.

3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Статья «Попечительства приходские». — URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/99139 (дата обращения: 20.10.2023).

4. Прибавления к Вологодские епархиальные ведомостям. 1900. № 1. 1 января — URL: https://www.booksite.ru/vev/1900/1900_1.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

5. Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 3. 1 февраля — URL: https://www.booksite.ru/vev/1900/1900_3.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

6. Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 6. 15 марта. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1900/1900_6.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

1 Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1916. № 24. 15 декабря. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_24_P.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

2 Там же.

7. Вологодские епархиальные ведомости. 1901. № 10. 15 мая. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1901/1901_10.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

8. Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 10. 15 мая. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1904/1904_10.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

9. Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 14. 1 июля. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1904/1904_14.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

10. Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 15. 1 августа. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1904/1904_15.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

11. Вологодские епархиальные ведомости. 1905. № 8-9. 15апреля — 1 мая. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1905/1905_8_9.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

12. Вологодские епархиальные ведомости. 1906. № 18. 15 сентября. URL: https://www.booksite.ru/vev/1906/1906_18.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

13. Вологодские епархиальные ведомости. 1907. № 8. 15 апреля — URL: https://www.booksite.ru/vev/1907/1907_8.pdf(дата обращения: 22.10.2023).

14. Вологодские епархиальные ведомости. 1907. № 18. 15 сентября. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1907/1907_18.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

15. Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22 15 ноября — URL: https://www.booksite.ru/vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

16. Вологодские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1914/1914_22.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

17. Вологодские епархиальные ведомости. 1916. № 20. 15 октября. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_20.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

18. Вологодские епархиальные ведомости. 1916. № 2. 1 ноября. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_21.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

19. Вышинский О., диак. Мировоззренческие основы различных подходов к адресатам церковного социального служения; подходы: социоцентричный, личностноориен-тированный, архетипический, их соотношение. / О. Вышинский. Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 5-7 июня 2014 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2014. 19 с.

20. Кирилл, патр Московский и всея Руси. Говорить Божию Правду. Патриарх Кирилл о медиа. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, 2016. 75 с.

21. Котов П. П., Рожина А. В. Монастыри в системе церковной власти в конце XVII -начале XX века: по материалам Вологодской губернии. Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. 141 с.

22. Обзор деятельности Вологодского отделения Комитета Ея императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны Вологда, Обзор деятельности Вологодского отделения Комитета Ея императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны. Вологда, 1916.

23. Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1916. № 24. 15 декабря. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_24_P.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

24. Прибавление к Вологодским Епархиальным ведомостям. 1916. № 2. С. 408413. — URL: https:// pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1554/ pdf (дата обращения: 22.10.2023).

25. Сурков Н. И. О благотворительной деятельности священнослужителей Русской Православной Церкви в Коми крае в начале XX века // Социальное служение Русской

Православной Церкви исторический опыт и современное состояние. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 1998. С. 67-68.

REFERENCES

1. В1ЬИуа. Knigi Svyashchennogo Р1эап1уа Vethogo 1 Zaveta. М.: Izdatel'stvo Моэкоуэко] Patriarhii, 2010.

2. Bondarenko О.Е., KuЬyshkina L. Т. Blagotvoritel'naya deyatel'nost' Russkoj Ргато-slavnoj Cerkvi v Komi кгае (kon XIX — nach. XX уу) // Regional'nye aspekty istoricheskogo puti pravoslaviya. Arhivy, istochniki, metodologiya issledovamj. Materialy mezhregional'noj nauchnoj konferencii — Vologda, 20-21 iyunya 2000 g. — S. 61.

3. Brokgauz F.A., Efгon I. А. Enciklopedicheskij slovar'. Stat'ya «Popechitel'stva prihod-skie». — URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/99139 (data oЬrashcheniya: 20.10.2023).

4. PriЬavleniya k Vologodskie eparhial'nye vedomostyam. 1900. № 1. 1 yanvarya — URL: https://www.booksite.ru/vev/1900/1900_1.pdf (data oЬrashcheniya: 20.10.2023).

5. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1900. № 3. 1 fevralya — URL: https://www. Ьooksite.ru/vev/1900/1900_3.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

6. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1900. № 6. 15 marta. — URL: https://www. Ьooksite.ru/vev/1900/1900_6.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

7. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1901. № 10. 15 maya. — URL: https://www. Ьooksite.ru/vev/1901/1901_10.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

8. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1904. № 10. 15 maya. — URL: https://www. Ьooksite.ru/vev/1904/1904_10.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

9. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1904. № 14. 1 iyulya. — URL: https://www. booksite.ru/vev/1904/1904_14.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

10. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1904. № 15. 1 avgusta. — URL: https://www. booksite.ru/vev/1904/1904_15.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

11. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1905. № 8-9. 15aprelya — 1 maya. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1905/1905_8_9.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

12. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1906. № 18. 15 sentyabrya. URL: https://www. booksite.ru/vev/1906/1906_18.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

13. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1907. № 8. 15 aprelya — URL: https://www. Ьooksite.ru/vev/1907/1907_8.pdf(data obrashcheniya: 22.10.2023).

14. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1907. № 18. 15 sentyabrya. — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1907/1907_18.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

15. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1914. № 22 15 noyabrya — URL: https://www. booksite.ru/vev/1914/1914_22.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

16. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1914. № 22. 15 noyabrya. — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1914/1914_22.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

17. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1916. № 20. 15 oktyabrya. — URL: https:// www.booksite.ru/vev/1916/1916_20.pdf (data oЬrashcheniya: 22.10.2023).

18. Vologodskie eparhial'nye vedomosti. 1916. № 2. 1 noyabrya. — URL: https://www. booksite.ru/vev/1916/1916_21.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

19. Vyshinskij О., diak. Mirovozzrencheskie osnovy razlichnyh podhodov k adresatam cerkovnogo social'nogo sluzheniya; podhody: sociocentrichnyj, lichnostnoorientirovannyj, arhetipicheskij, ih sootnoshenie. / О. Vyshinskij. Social'noe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: proЬlemy, praktiki, perspektivy: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 5-7 iyunya 2014 goda. — SPЬ.: SPЬGIPSR, 2014. 19 s.

20. Kirill, patr Moskovskij i vseya Rusi. Govorit' Bozhiyu Pravdu. Patriarh Kirill o media. M.: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: Sinodal'nyj otdel Moskovs-kogo Patriarhata po vzaimootnosheniyam Cerkvi s obshchestvom i SMI, 2016. 75 s.

21. Kotov P.P., Rozhina A. V. Monastyri v sisteme cerkovnoj vlasti v konce XVII - nachale XX veka: po materialam Vologodskoj gubernii. Syktyvkar: FIC Komi NC UrO RAN, 2022. 141 s.

22. Obzor deyatel'nosti Vologodskogo otdeleniya Komiteta Eya imperatorskogo Vyso-chestva Velikoj knyazhny Tat'yany Nikolaevny Vologda, Obzor deyatel'nosti Vologodskogo otdeleniya Komiteta Eya imperatorskogo Vysochestva Velikoj knyazhny Tat'yany Nikolaevny. Vologda, 1916.

23. Pribavleniya k Vologodskim eparhial'nym vedomostyam. 1916. № 24. 15 dekab-rya. — URL: https://www.booksite.ru/vev/1916/1916_24_P.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

24. Pribavlenie k Vologodskim Eparhial'nym vedomostyam. 1916. № 2. S. 408-413. — URL: https:// pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1554/ pdf (data obrashcheniya: 22.10.2023).

25. Surkov N. I. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti svyashchennosluzhitelej Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v Komi krae v nachale XX veka // Social'noe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi istoricheskij opyt i sovremennoe sostoyanie. Materialy nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Syktyvkar, 1998. S. 67-68.

Статья поступила в редакцию 5.02.2024; одобрена после рецензирования: 21.04.2024; принята к публикации 13.07.2024.

The article was submitted 5.02.2024; approved after reviewing: 21.04.2024; accepted for publication 13.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.