Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР ПРАВОСЛАВИЯ НА ОКРАИНЫ ИМПЕРИИ: ГАЗЕТА "ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" (1887-1917 ГГ.)'

КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР ПРАВОСЛАВИЯ НА ОКРАИНЫ ИМПЕРИИ: ГАЗЕТА "ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" (1887-1917 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕЧАТЬ / "ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР ПРАВОСЛАВИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрганова И.И.

В исследовании предлагается обращение к интеллектуальной составляющей православного периодического издания - газеты «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.); дано обоснование значимости газетных публикаций как элемента интеллектуального ландшафта провинциальной церковной и светской интеллигенции. Отмечено, что несмотря на очевидность обращения гуманитарных наук к православной прессе как к историческому источнику изучение целеполаганий, возможностей и практической реализации коммуникаций православного печатного издания и его участия в создании интеллектуального продукта, обеспечивающего межцивилизационный диалог и способствующего формированию интеллектуального ландшафта конца XIX - начала ХХ столетий, не стало предметом научных исследований. Значительные территориальные пространства Якутской епархии, её удаленность от центров церковной жизнедеятельности, разбросанность населенных пунктов и незначительная плотность населения приводили к возникновению ряда особенностей, характерных для северо-восточных окраин Российской империи. Содержание номеров «Ведомостей» демонстрирует широту тематики, обширной и разножанровой по сравнению с задачами епархиальной православной газеты. Характеристика и анализ газетных публикаций предоставляют возможности выявления их интеллектуального потенциала в совокупности с понятиями исторической эпохи в различных дискурсах концепта Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TRANSFER OF ORTHODOXY TO THE OUTSKIRTS OF THE EMRIRE: THE NEWSRAPER "YAKUT DIOCESAN VEDOMOSTI" (1887-1917) (ON MATERIALS OF OFFICIAL DIOCESAN PUBLICATIONS)

The study suggests an appeal to the intellectual component of the Orthodox periodical-the newspaper "Yakut Diocesan Vedomosti" (1887-1917); substantiates the importance of newspaper publications as an element of the intellectual landscape of the provincial church and secular intelligentsia. It is noted that despite the obvious appeal of the humanities to the Orthodox press as a historical source, the study of the goals, opportunities and practical implementation of the Orthodox printed publication's communications and its participation in the creation of an intellectual product that provides an inter - civilizational dialogue and contributes to the formation of the intellectual landscape of the late XIX - early XX centuries has not become the subject of scientific research. The considerable territorial space of the Yakut diocese, its remoteness from the centers of church activity, the dispersion of settlements and the insignificant population density led to the emergence of a number of features characteristic of the north-eastern suburbs. The content of the Vedomosti issues demonstrates the breadth of the subject matter, which is extensive and diverse in comparison with the tasks of the diocesan Orthodox newspaper. The characteristics and analysis of newspaper publications provide opportunities to identify their intellectual potential in conjunction with the concepts of the historical era in various discourses of the concept of the Far North.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР ПРАВОСЛАВИЯ НА ОКРАИНЫ ИМПЕРИИ: ГАЗЕТА "ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" (1887-1917 ГГ.)»

УДК 271.2:070 (571.56) Б01: 10.14258/пгеиг(2021)4-10

И. И. Юрганова

Институт российской истории РАН, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск (Россия)

КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР ПРАВОСЛАВИЯ НА ОКРАИНЫ ИМПЕРИИ: ГАЗЕТА «ЯКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» (1887-1917 ГГ.)

В исследовании предлагается обращение к интеллектуальной составляющей православного периодического издания — газеты «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.); дано обоснование значимости газетных публикаций как элемента интеллектуального ландшафта провинциальной церковной и светской интеллигенции. Отмечено, что несмотря на очевидность обращения гуманитарных наук к православной прессе как к историческому источнику изучение целеполаганий, возможностей и практической реализации коммуникаций православного печатного издания и его участия в создании интеллектуального продукта, обеспечивающего межцивилиза-ционный диалог и способствующего формированию интеллектуального ландшафта конца XIX — начала ХХ столетий, не стало предметом научных исследований. Значительные территориальные пространства Якутской епархии, её удаленность от центров церковной жизнедеятельности, разбросанность населенных пунктов и незначительная плотность населения приводили к возникновению ряда особенностей, характерных для северо-восточных окраин Российской империи. Содержание номеров «Ведомостей» демонстрирует широту тематики, обширной и разножанровой по сравнению с задачами епархиальной православной газеты. Характеристика и анализ газетных публикаций предоставляют возможности выявления их интеллектуального потенциала в совокупности с понятиями исторической эпохи в различных дискурсах концепта Крайнего Севера.

Ключевые слова: православная печать, «Якутские епархиальные ведомости», культурный трансфер православия, Якутская епархия, интеллектуальный ландшафт, коммуникации.

Цитирование статьи:

Юрганова И. И. Культурный трансфер православия на окраины империи: газета «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.) // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 4. С. 118-130. Б01: 10.14258/пгеиг(2021)4-10

1.1. Yurganova

The Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Institute of the humanitieand indigenous peoples of the North scientific center of the Russian Academy, Yakutsk (Russia)

CULTURAL TRANSFER OF ORTHODOXY TO THE OUTSKIRTS OF THE EMRIRE: THE NEWSRAPER "YAKUT DIOCESAN VEDOMOSTI" (1887-1917)

The study suggests an appeal to the intellectual component of the Orthodox periodical-the newspaper "Yakut Diocesan Vedomosti" (1887-1917); substantiates the importance of newspaper publications as an element of the intellectual landscape of the provincial church and secular intelligentsia. It is noted that despite the obvious appeal of the humanities to the Orthodox press as a historical source, the study of the goals, opportunities and practical implementation of the Orthodox printed publication's communications and its participation in the creation of an intellectual product that provides an inter — civilizational dialogue and contributes to the formation of the intellectual landscape of the late XIX — early XX centuries has not become the subject of scientific research. The considerable territorial space of the Yakut diocese, its remoteness from the centers of church activity, the dispersion of settlements and the insignificant population density led to the emergence of a number of features characteristic of the north-eastern suburbs. The content of the Vedomosti issues demonstrates the breadth of the subject matter, which is extensive and diverse in comparison with the tasks of the diocesan Orthodox newspaper. The characteristics and analysis of newspaper publications provide opportunities to identify their intellectual potential in conjunction with the concepts of the historical era in various discourses of the concept of the Far North.

Key words: Orthodox press, "Yakut Diocesan Gazette", cultural transfer of Orthodoxy, Yakut diocese, intellectual landscape, communications.

For citation:

Yurganova 1.1. Cultural transfer of orthodoxy to the outskirts of the emrire: the newsraper "Yakut diocesan vedomosti" (1887-1917) (on materials of official diocesan publications). Nations and religions of Eurasia. 2021. T. 26. № 4. P. 118-130. DOI: 10.14258/nreur(2021)4-10

Юрганова Инна Игоревна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории религии и церкви Института российской истории РАН, Москва (Россия) и Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск (Россия). Адрес для контактов: inna.yurganova@mail.ru Yurganova Inna Igorevna, doctor of historical Sciences, leading researcher of the history of religion and the church at the Institute of Russian History of the Russian Academy

of Sciences, Moscow (Russia) and Institute of the humanities and indigenous peoples of the North scientific center of the Russian Academ, Yakutsk (Russia). Contact address: inna. yurganova@mail.ru

Введение

Современная гуманитарная наука неразрывно связана с церковной историей, а тематика региональной деятельности Русской православной церкви является актуальной и востребованной. Сформировавшаяся к середине XIX столетия православная периодика выполняла интеллектуальную функцию и, участвуя в формировании социокультурного пространства российской провинции, оказывала влияние на развитие российского общества. Отдельным типом периодики, распространенной на всей территории империи, являлась газета «Епархиальные ведомости» — местное официальное издание, выходившее в 63 епархиях Русской православной церкви в 1860-1922 гг.

Инициатива создания «Якутских епархиальных ведомостей» (далее «Ведомости») принадлежала епископу Якутскому и Вилюйскому Иакову (Домскому)1, по ходатайству которого указом Святейшего Синода в 1884 г., по аналогии с другими епархиями, было разрешено издавать в Якутске «Ведомости» — «как лучший проводник христианской религии для местных инородцев, разбросанных по обширной территории» [Систематический указатель статей..., 1898: I]. Организационный период растянулся на несколько лет, и первый номер газеты был опубликован только в 1887 г. При этом редакция извещала читателей о том, что «начинает сообщать сведения прежних годов», раннее отложившиеся в редакционном портфеле [От редакции, 1898: 8].

Газета издавалась до 1917 г. включительно и стала первым официальным периодическим изданием области. Первый номер официального органа местной администрации газеты «Якутские областные ведомости» был издан в январе 1892 г. [Якимов, 1998: 29].

При этом «Якутские епархиальные ведомости» не только первое, но и регулярное издание, так как нарушений его периодичности не было. Газета выходила два раза в месяц, при тираже в 250 экземпляров и объёме один печатный лист книжного формата [Якимов, 1998: 30].

Представляется актуальным исследование культурного трансфера православия, а именно интеллектуальной составляющей публикаций газеты «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.), проведение анализа предлагаемого изданием мыслительного инструментария общехристианской цивилизации и выявление его коммуникационного воздействия на интеллектуальный ландшафт национальной имперской окраины. Научный интерес представляет характеристика и анализ публикаций газеты, выявление интеллектуального потенциала публикаций в совокупности с понятиями исторической эпохи и спецификой Севера, исследование форм и средств проявления интеллектуальной культуры и, в целом, определение роли и места издания в культурном трансфере православия на северо-восточных окраинах империи.

Иаков (И. П. Домский) (1823-1889 гг.), духовный писатель, в 1883-1889 гг. — епископ Якутский и Вилюйский.

Очевидно, что научная новизна заключена в самой постановке проблемы, предполагающей исследование интеллектуального потенциала православного периодического издания и обоснование значимости публикаций «Якутских епархиальных ведомостей» как элемента интеллектуального ландшафта провинциальной церковной и светской интеллигенции.

Методология и степень изученности проблемы

В соответствии с заявленной тематикой методология исследования предполагает комплексность, представленную принципами объективности и целостности (холизма), рассматривающими процесс формирования и функционирования православной прессы как результат взаимодействия различных факторов общественной жизни. Безусловным является обращение к принципу системности, когда епархиальная газета трактуется как коммуникационная система, объединяющая и церковную, и светскую аудиторию. Общенаучные методы дают возможность выявления общего и особенного в содержании газеты Якутской епархии по сравнению с аналогичными изданиями сибирских епархий. Проблемно-хронологический, сравнительный и социально-психологический методы позволяют проследить эволюцию публикаций и их оценку читательской аудиторией. Оправдан цивилизационный подход в аспекте системности методологических установок, разработанных в различных областях социально-гуманитарного знания, в том числе во взаимосвязи «локализма» и «глобализма» посредством универсально-символических форм.

Историография проблемы немногочисленна. Первые сведения о «Епархиальных ведомостях» содержат энциклопедические издания (словарь Брокгауза и Ефрона; Православная богословская энциклопедия и др.) [Якимов, 2000]. Но в целом в научных трудах дореволюционных авторов обращение к российской православной прессе, а именно «Епархиальным ведомостям», носило эпизодический характер.

В настоящее время наблюдается значительный рост интереса к церковной периодике, привлекаемой в качестве многофункционального исторического источника и необходимого элемента научного инструментария исследователей. Обращение к истории епархиальных печатных органов в регионах России рассматривает различные направления церковной периодики. Так, зарождение и функционирование церковной прессы в XIX в. стали предметом изучения К. Е. Нетужилова [2000]. Справочные данные о провинциальных изданиях, в том числе и православных, отражены в библиографическом указателе Э. В. Летенкова [2005].

История и деятельность газеты «Якутские епархиальные ведомости» стала предметом научного интереса О. Д. Якимова (История печати и журналистики Якутии) [Якимов, 1998; 2000], Е. П. Гуляевой (История книги в Якутии) [Гуляева, 2004; 2002: 81-94], И. И. Юргановой (История Якутской епархии) [Юрганова, 2007: 44-45] и А. А. Андреева (Сельская паства Якутии) [Андреев, 2015: 124-125].

Содержание исследования

Функционирование епархиальной прессы в общественной среде может быть представлено многовекторной системой: от редакции к читателю, от власти к редакции,

от корреспондентов к редакции и т. д. «Ведомости» выступали в качестве одного из элементов интеллектуального ландшафта, консолидируя представителей различных социальных групп. Учитывая возможности печатного слова, при обязательности подписки всеми приходами и духовными учреждениями епархии, газета обладала широкой аудиторией и возможностями для объединения корпорации духовенства и организации его диалога с другими социальными группами и прежде всего интеллигенцией.

Структурно «Ведомости» подразделялась на две части. В части официальной публиковались важные и относящиеся к Якутской епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Госсовета, Кабинета министров, Синода и его обер-прокуроров, распоряжения епархиального начальства, отчеты духовных учреждений, сообщения о внутриепархиальных перемещениях по службе, наградах и проч. Неофициальная часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, ли-тургике, педагогике и т. п. Печатались обзоры духовной и светской литературы, назидательные рассказы. Значительный интерес представляют статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев, дневники и отчеты о миссионерских поездках, этнографические заметки, публикации о духовно-учебных заведениях. Публиковались статьи на якутском языке, о переводческой деятельности местного духовенства, рецензии на переводы, слова и речи святых и духовных лиц, летописи о постройке церквей, народном образовании. Уделялось внимание медицинской тематике, социально-нравственным очеркам о борьбе с пьянством и т. п.

Отличительной чертой издания стало стремление выйти из рамок официального информатора церковной жизни и «войти в каждый дом в качестве проповедника».

Официальная часть газеты информировала читателей о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом и зачастую с учетом специфики проживания в области, это был единственный межцивилизационный канал, связывающий население с внешним миром. Регулярность и содержательность издания поддерживали коммуникативные связи причта и паствы, ведущей кочевой и полукочевой образ жизни. Приходской храм выполнял функции информационного центра, и от священнослужителей сельское население Якутии узнавало о войнах, смене императоров и других событиях. С середины XIX столетия все причты епархии должны были создавать приходские библиотеки при храмах, где в том числе хранились и номера «Ведомостей». Газета объединяла клир и прихожан, так как большинство населения было неграмотным, то церковный причт являлся информационным транслятором. Так, в ноябрьском номере 1894 г. было опубликовано сообщение, что после получения телеграмм Иркутского генерал-губернатора А. П. Игнатьева1 и товарища обер-прокурора Синода В. К. Сабле-ра якутским духовенством во главе с епископом Мелетием (Якимовым)2 и всеми сословиями Якутска была принесена присяга на верноподданство и верность службы государю Николаю Александровичу и его наследнику цесаревичу Георгию Александровичу,

1 Игнатьев Алексей Павлович (1842-1906), генерал от кавалерии, в 1885-1889 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири.

2 Саблер Владимир Карлович (1845-1929), государственный деятель Российской империи, в 18921905 гг. — товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, в 1911-1915 гг. обер-прокурор Синода.

вследствие кончины императора Александра III [Телеграмма..., 1894: 340-341]. В сентябрьском номере 1914 г. сообщалось о начале Первой мировой войны, а январе 1917 г. газета известила якутян о гибели выпускника Якутской духовной семинарии прапорщика И. И. Гатилова — «в лихом бою положил голову свою за горячо любимую родину» [Разные известия, 1914: 321; 1917: 37].

Петроградские события февраля 1917 г. тоже получили освещение на страницах епархиального издания, сообщившего о том, что «. Россия вступила на путь новой государственной власти. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой её на новом пути.» [«Божьей милостью.», 1917: 101-105]. Газетные публикации свидетельствуют, что в апреле 1917 г. в Якутске «было созвано городское пастырское собрание для преобразования церковной жизни на новых началах» и подготовки епархиального съезда духовенства, «собираемого при чрезвычайных обстоятельствах для обсуждения дел исключительной важности» [Телеграмма обер-прокурора, 1917: 114.]. Интересно, что в последнем сообщении данного номера редакция приносила извинения читателям за «неаккуратность» выпуска, что, вероятно, явилось следствием спешки в связи со значимостью происходящих событий.

Заметим, что публикации в «Ведомостях» зачастую выступают единственным достоверным историческим источником в связи с лакунами документов духовного ведомства Якутии этого периода.

Публикации «Якутских епархиальных ведомостей» не замыкались территорией Якутии. В номерах газеты можно ознакомиться с постановлениями об инородческих приходах Вятской епархии, отчетами Алтайской и Пекинской миссий, узнать о деятельности духовенства Печорского края или, например, о приюте для прокаженных в Прибалтике. Несмотря на появление областного издания, в епархиальной газете по-прежнему публиковались наиболее значимые новости области и губернии, указы губернаторов.

Многоаспектными по составу и содержанию являются отчеты учреждений духовного ведомства Якутии. На рубеже веков православная церковь Якутии представляла многочисленную и разветвленную организацию, здесь функционировали все основные структурные подразделения епархиального ведомства РПЦ. В 1854 г. по инициативе архиепископа Иннокентия (Вениаминова)3 было основано Якутское (впоследствии — епархиальное) попечительство о бедных духовного звания, основными задачами которого являлись опека и попечительство над заштатным духовенством, вдовами и детьми и имуществом умерших лиц духовного звания. Контроль за финансовой отчетностью всех духовных учреждений епархии осуществлял созданный в 1912 г. епархиальный ревизионный Комитет. Якутский комитет православного миссионерского общества под председательством епархиального архиерея, учрежденный в год возникновения самостоятельной Якутской епархии (1870), занимался вопросами миссионерства и миссионерского двухклассного училища. С 1863 г. действовал Якутский отдел православного Палестинского общества — первый из региональных отделов ИППО. Из га-

3 Святитель Иннокентий (Вениаминов) (Попов Иван Евсеевич) (1797-1879), митрополит, член Синода, почетный член Императорского Русского географического общества, миссионер, ученый-лингвист и этнолог, прославлен Русской православной церковью и православной церковью в Америке в лике святителя — апостола Сибири и Америки.

зетных публикаций в «Ведомостях» можно получить сведения о данных духовных учреждениях, их персональном составе и финансовых возможностях.

Деятельность православного духовенства всегда была неразрывно связана с образованием, и для населения Якутии церковные школы грамоты были первой ступенькой в мир знаний. В епархии функционировал комплекс структур духовно-образовательной деятельности: церковно-миссионерское Братство Христа и соединенный с ним Епархиальный училищный Совет с 6 отделениями в округах области (включая Охотское), духовная семинария и духовное училище, женское епархиальное училище, школы грамоты и церковно-приходские школы. На страницах «Ведомостей» регулярно публиковались сведения о духовно-образовательных учреждениях, в том числе и информация об учащихся и профессорско-преподавательском составе духовной семинарии. Эти данные дают возможность составить мнение об уровне подготовки священнослужителей Якутии с учетом дискурсов местной специфики.

Значительный научно-исследовательский потенциал содержит неофициальная часть «Ведомостей». В «Систематическом указателей статей, помещенных в неофициальной части газеты за её первое десятилетие», составленном П. П. Явловским, выделено десять основных разделов, посвященных вопросам пастырской практики, миссионерской деятельности, народного образования, медицине и др. [Систематический указатель статей., 1998]. В изданном в 1915 г. библиографическом указателе статей за 1897-1907 гг., составителем которого стал Н. Е. Олейников, присутствует уже более 20-ти подрубрик. Данный указатель имеет отметку «1-е издание» и, можно предположить, что планировалась подготовка сведений о материалах газеты и за последующий период, не осуществленная в связи с событиями 1917-1918 гг. и последующего времени [Олейников, 1915]. Так или иначе, но данные указатели воссоздают представление о многоаспектности православной епархиальной газеты.

«Ведомости» систематически обращались к медицинской тематике, что в условиях минимальности обеспечения медицинским обслуживанием населения представляется важной цивилизационной составляющей. Приходские священники во время проповеди разъясняли основы гигиены и рассказывали о пользе прививок, опираясь не только на свои знания, так как курс по основам медицинской практики входил в учебный план Якутской духовной семинарии, но и на мнения авторов публикаций в «Ведомостях».

Ещё одной из задач духовенства была борьба с пьянством [Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.225-и. Оп. 1. Д. 2448. Л. 6]. В 1914 г. в газете была опубликована заметка «Новый противоалкогольный закон и духовенство», сообщающая, что в Государственном Совете состоялось обсуждение законопроекта о продаже крепких напитков и признании пьянства не только нежелательным «с точки зрения закона нравственного, но и с точки зрения закона государственного» [Новый противоалкогольный закон., 1917: 304]. В Якутске было создано Общество трезвости при Братстве Христа Спасителя, на заседаниях которого заслушивались лекции и проводились беседы на религиозно-нравственные и противоалкогольные темы. Ежегодно проходило до 20 заседаний, на которых в целом присутствовало более 4000 человек, и это значительная численность для провинциального Якутска. Приходское духовенство должно было содействовать образованию в приходах «малых ячеек трезвости» и «образо-

вать сильную рать трезвенников», и газета неоднократно освещала эти мероприятия [Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2745. Л. 70-74].

Обращалась редакция и к тематике шаманизма, и вызывают уважение её попытки объяснения тех или иных «чудес», не ограничиваясь их осуждением и огульной критикой. Так, описание погребального обряда якутов в Вилюйском округе, вызывающее интерес современных исследователей, является свидетельством интеллектуального просвещения читателей. Автор отмечает, что даже если умирающий выражал желание (в редких случаях) «чтобы над ним читали Псалтырь», то после он указывал, «какую скотину нужно убить для тризны (хойлуга)», а также «гроб ставили под иконами», но сохранялись захоронения в арангасах1.

Газета привлекала внимание к ранее не известным историческим источникам, публикуя статьи по истории Якутского Спасского мужского монастыря — старейшей на северо-востоке азиатской части империи монашеской обители и обширные летописи храмов, не потерявшие актуальность и в настоящее время.

В газетных номерах приведены указ Якутского духовного правления священнику Кангаласской Покровской церкви Д. Решетникову (1793) о «научении ясачных инородцам истинам христианской веры» с разъяснением «сугубо с ними одними призывами поступать. и тем ясашных не отягощать» и копии вкладных актов Покровской пустыни первой половины XVIII столетия [О научении ясачных., 1903: 41-43]. Читатели «Ведомостей» одними из первых узнали о находке колымского мамонта «целым, с мясом, шкурой и даже непереваренной пищей (травой) в желудке», останков бизона и древней лошади. Автор статьи Е. Н. публикует интересные выводы том, что «находка зверя и его корма показывают, что он был тутошний, не могло его и водой принести. Отсюда, далее, можно заключать и то, что животные одинаковой породы могут жить в разных частях-поясах земного шара, при разных климатических и др. условиях, вопреки установившимся взглядам науки». Далее он повествует об эксперименте по доставке товаров на верблюдах (!) через горный хребет из Нерчинска до Витима [Е. Н., 1902: 72-73].

Духовный регламент обязывал епархиальных архиереев «1-2 раза в год объехать и посетить свою епархию». Территория Якутской епархии была столь масштабна, что, совершая по несколько длительных поездок ежегодно, епископы не имели возможности ознакомиться с положением дел во всей епархии [Полное собрание законов Российской империи. Собр.1. Т. VI. СПб., 1830. № 3718. С. 314-346]. На местах глава епархии рассматривал просьбы и жалобы прихожан, знакомился с жизнью прихода, проверял знания клира и ведение церковного делопроизводства. Для приходского духовенства такой визит являлся серьезным испытанием, когда священник или псаломщик мог получить благодарность и награду или же подвергнуться наказанию от штрафа до отстранения от места службы [Стуков, 1900; 1904; 1905]. Опубликованные в «Ве-

Обряд воздушного погребения, один из древнейших религиозных обрядов похорон, когда погребение совершается путём подвешивания тела умершего в воздухе с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Имеет различную религиозную мотивировку, практиковался до начала XX в. у алтайцев, ханты, манси, ненцев, бурят, тувинцев, якутов и других народов [Погребальный обряд...,1897: 329-334].

домостях» записки о поездках якутских архиереев содержат ценные сведения не только о состоянии приходов и их деятельности, но и географических особенностях ландшафта, транспортной логистике и её отсутствии, быте и повседневной жизни местных этносов, состоянии их религиозности и взаимоотношениях с приходским клиром.

Ещё одной важной составляющей культурного трансфера православного издания стала публикация якутских переводов, организованная свт. Иннокентием (Вениамино-вым) с целью интеграции местных этносов в христианский мир, создав для них доступные на родном языке основы православия. Многолетний опыт святителя по изучению языков североамериканских индейцев предоставил возможность создания в Якутской области Комитета по переводу на якутский язык Священного Писания и богослужебных книг. И «делом сим занимались преимущественно священнослужители, но участвовали в том и инородцы из церковнослужащих, и даже из мирян» [НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 1447. Л. 3-14]. Комитет проделал колоссальный объём работы, и её результатом стало издание «Священного Евангелия», «Божественной литургии св. Иоанна Златоуста и Требник», «Часослова и Псалтыря» и «Каноника» и другой духовной литературы на якутском языке. Были опубликованы азбука и «Краткая грамматика якутского языка», составленные председателем Комитета протоиереем Д. В. Хитровым1. Ведомости систематически публиковали как сами переводы, так информацию о них, например, полемику о транскрипции при переводе Священных и богослужебных книг [Стуков, 1898].

Помимо этого, газета регулярно информировала якутян о проведении просветительских мероприятий: духовных концертов, бесед и лекций, предлагала духовную и светскую литературу, печатала объявления и епархиальную хронику, которая в деталях позволяет реконструировать повседневность якутской провинции.

Таким образом, материалы «Якутских епархиальных ведомостей» являются многофункциональным историческим источником, активно привлекаемым исследователями, тогда как изучение формирования интеллектуального ландшафта национальной окраины с помощью православной печати предоставляет спектр новых возможностей. Вероятно, данное исследование станет одним из первых.

Заключение

Удаленность от центров церковной жизнедеятельности, большие территориальные пространства, разбросанность населенных пунктов, незначительная плотность населения, говорящего на своем языке и в большинстве неграмотного, приводили к возникновению целого ряда особенностей, характерных для северо-восточных окраин. Характеристика и анализ публикаций газеты «Якутские епархиальные ведомости» предоставляют возможности выявления их интеллектуального потенциала в совокупности с понятиями исторической эпохи в контексте интеллектуального ландшафта Якутии конца XIX — начала ХХ в.

Хитров Дмитрий Васильевич (1818-1896), миссионер, лингвист, один из переводчиков Священного Писания и богослужебных текстов на якутский язык, автор грамматики якутского языка и первого якутского букваря, в 1870-1886 гг. — епископ Якутский и Вилюйский.

Информативность и системность православного издания в отдаленной и инородческой по составу населения епархии были востребованы во фронтире понятийности «единого христианского мира» и его интеллектуальной трансферной составляющей. Духовенство и зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование преимущественно в духовных учебных заведениях (за неимением или малочисленностью в области образовательных учреждений Министерства народного образования), использовали возможности газеты как площадку для полемики и дискуссий. Ведомости являлись трансляторами различных видов интеллектуальной коммуникации. Содержание номеров демонстрирует широту их тематики, более обширной и разножанровой по сравнению с задачами епархиальной православной газеты. Опосредованные коммуникации находили отражение в создании интеллектуального продукта, формируя различные дискурсы, кросстемпоральные коммуникации актуализировали нормы православия в условиях Крайнего Севера, формируя модели цивилизационного диалога.

Это дает основание составить мнение о значимости «Ведомостей» в формировании поведенческой стратегии и интеллектуального ландшафта Якутской области второй половины XIX — начала ХХ столетий, с учетом отдаленности её территории, неразвитости транспортной логистики и образа жизни большей части населения. Предоставляются возможности для проведения кросс-анализа (определение тематики, жанров и наполняемости газетных рубрик, их соотношение), выявления интеллектуальной составляющей православного издания и её практической реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Андреев А. А. Якутские епархиальные ведомости — источник по истории православия в Якутии // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Вып. 2. 2015. С. 124-126.

Божьей милостью Святейший Правительствующий Синод верным чадам православной Русской церкви // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 6, 27 мая. С. 101-105.

Гуляева Е. П. Книга в Якутии (1812-1916). Якутск : Нац. б-ка Республики Саха (Якутия), 2004. 207 с.

Гуляева Е. П. Издательская деятельность Русской православной миссии в Якутии (1812-1916 гг.) // Якутский архив. 2002. № 4. С. 81-94.

Е. Н. По поводу находки Колымского мамонта // Якутские епархиальные ведомо-сти.1902. № 4. 16 февраля С. 59-60, № 5, 1 марта. С. 72-73.

Копии двух вкладных актов Покровской пустыни // Якутские епархиальные ведомости. 1903. № 3. 1 февр. С. 41-43.

Летенков Э. В. Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости. 18381917. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2005. 146 с.

Олейников Н. Е. Библиографический указатель статей, напечатанных в Якутских епархиальных ведомостях за два десятилетия их издания (1897-1907). 1-е изд. Якутск : Якут. обл. типография, 1915. 40 с.

От редакции // Якутские епархиальные ведомости. 1887. № 1. С. 8.

Систематический указатель статей, помещенных в неофициальной части Якутских Епархиальных Ведомостей за первое десятилетие (1887-1897 гг.) / сост. П. П. Явловский. Сергиев Посад : 2-я типог-я А. И. Снегиревой, 1898. 89 с.

Стуков Ф. А. К вопросу о транскрипции и переводах Священных и богослужебных книг // Якутские епархиальные ведомости.1898. № 3-6.

Нетужилов К Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.

Новый противоалкогольный закон и духовенство // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 16. 16 авг. С. 304.

О научении ясачных инородцев истинам христианской веры // Якутские епархиальные ведомости.1902. № 24. 1 сент., № 25. С. 285-287.

Погребальный обряд якутов, существующий в настоящее время в Вилюйском округе // Изв [естия] общ. арх. ист. этнограф. Т. XLl, 1894 // Якутские епархиальные ведомости. 1897. № 21. С. 329-334.

Разные известия // Якутские епархиальные ведомости. 1914. № 17. 1 сент. С. 321; 1917. № 2. 16 янв. С. 37.

Стуков Ф. А. Воспоминания о Преосвященном Иакове, епископе Якутском и Ви-люйском. Якутск : типография обл. правления, 1900. 36 с.

Стуков Ф. А. Дневник сопутствующего Никанору, епископу Якутскому и Вилюй-скому, в его поездке вверх по рекам Лене и Витиму для обозрения приходов, магистра богословия протоиерея Ф. Стукова. Якутск : Типография обл. правления, 1904. 81 с.

Стуков Ф. А. Поездка Преосвященного Макария, епископа Якутского и Вилюйско-го, вверх по рекам Лене и Витиму, для обозрения приленских и приисковых церквей с 25 июня по 28 июля 1905 г. Якутск : Типография обл. правления, 1905.

Телеграмма г. Иркутского генерал-губернатора, Телеграмма из Санкт-Петербурга от товарища обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Саблера // Якутские епархиальные ведомости. 1894. № 22.16 ноября. С. 340-341.

Телеграмма обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 6, 27 мая. С. 101-105.

Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск: ООО «Академия», 2007. 148 с.

Якимов О. Д. Очерки истории печати Якутии. От формирования предпосылок для возникновения печати до Февраля 1917 г. М. : Гендальф, 1998. 172 с.

Якимов О. Д. Печать национальных окраин Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск : Наука, 2000. 120 с.

Якутские епархиальные ведомости // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.

Якутские епархиальные ведомости // Библиография периодических изданий России, 1901-1916 /под общ. ред. В. М. Барашенкова, О. Д. Голубевой, Н. Я. Морачевско-го. Л. : [ГПБ], 19581961.

REFERENS

Andreev A. A. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — istochnik po istorii pravoslaviia v Iakutii [Yakut diocesan vedomosti-a source on the history of Orthodoxy in Yakutia]. Sbornik trudovIakutskoi dukhovnoi seminarii [Collection of works of the Yakut Theological Seminary]. 2015, no.2. S. 124-126 (in Russian).

Bozh'ej milost'yu Svyatejshij Pravitel'stvuyushchij Sinod vernym chadam pravoslavnoj Russkoj cerkvi [By the grace of God, the Most Holy Governing Synod to the faithful children of the Orthodox Russian Church]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1917. № 6, 27 maya. S. 101-105 (in Russian).

Guliaeva E. P. Kniga v Iakuti: (1812-1916) [Book in Yakutia (1812-1916)]. Iakutsk: Nats. b-ka Respubliki Sakha (Iakutiia) Publ., 2004. 207 s. (in Russian).

Guliaeva E. P. Izdatel'skaia deiatel'nost' russkoi pravoslavnoi missii v Iakutii. (1812-1916 gg.) [Publishing activities of the Russian Orthodox Mission in Yakutia. (1812-1916)]. Iakutskii arkhiv [Yakut Archive]. 2002, no.4. S. 81-94 (in Russian).

E. N. Po povodu nahodki Kolymskogo mamonta [About the discovery of the Kolyma mammoth]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette].1902. № 4. 16 fevralya S.59-60, № 5, 1 marta. S. 72-73 (in Russian).

Kopii dvuh vkladnyh aktov Pokrovskoj pustyni [Copies of two supplementary acts of the Pokrovskaya Hermitage]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1903. № 3. 1 fevralya. S. 41-43 (in Russian).

Letenkov E. V. Gubernskie, oblastnye, voiskovye, eparkhial'nye vedomosti. 1838-1917 [Provincial, regional, military, and diocesan lists. 1838-1917]. SPb.: S-Peterb.GU Publ., 2005. 146 s. (in Russian).

Oleinikov N. E. Bibliograficheskii ukazatel' statei, Napechatannykh v Iakutskikh Eparkhial'nykh Vedomostiakh za dva desiatiletiia ikh izdaniia (1897-1907) [Bibliographic index of articles Published in the Yakut Diocesan Gazette for two decades of their publication (1897-1907)]. Izd-e 1. Iakutsk: Iakut. obl. tipog-ial, 1915. 40 s. (in Russian).

Ot redakcii [From the editorial board] // Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1887. № 1. S. 8 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sistematicheskii ukazatel' statei pomeshchennykh v neofitsial'noi chasti Iakutskikh Eparkhial'nykh Vedomostei za pervoe desiatiletie (1887-1897gg.). sost. P. P. Iavlovskii [Systematic index of articles placed in the unofficial part of the Yakut Diocesan Gazette for the first decade (1887-1897). comp. P. P. Yavlovsky]. Sergiev Posad: 2-ia tipog-ia A. I. Snegirevoi., 1898 g. 89 s. (in Russian).

Netuzhilov K. E. Tserkovnaiaperiodicheskaia pechat' v Rossii XIXstoletiia [Church periodical press in Russia of the XIX century]. SPb: izd-vo SPbGU Publ., 2008. 268 s. (in Russian).

Novyj protivoalkogol'nyj zakon i duhovenstvo [New anti-alcohol law and clergy].Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1917. № 16. 16 avgusta. S. 304 (in Russian).

O nauchenii yasachnyh inorodcev istinam hristianskoj very [About teaching the yasak foreigners the truths of the Christian faith]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette].1902. № 24. 1 sentyabrya, № 25. S. 285-287 (in Russian).

Pogrebal'nyj obryad yakutov, sushchestvuyushchij v nastoyashchee vremya v Vilyujskom okruge [The funeral rite of the Yakuts, which currently exists in the Vilyui district] Izv. Obshch. Arh. Ist. Etnograf, T. XLl, 1894. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1897. № 21. S. 329-334 (in Russian).

Raznye izvestiya [Miscellaneous news]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1914. № 17. 1 sentyabrya. S. 321; 1917. № 2. 16 yanvarya. S. 37 (in Russian).

Stukov F. A. Vospominaniia o Preosviashchennom lakove, episkope Iakutskom i Viliuiskom [Memories of the Right Reverend James, Bishop of Yakutsk and Vilyuisk]. Iakutsk: tipografiia obl. Pravleniia, 1900. 36 s. (in Russian).

Stukov F. A. Dnevnik soputstvuiushchego Nikanoru, episkopu Iakutskomu i Viliuiskomu, v ego poezdke vverkh po rekam Lene i Vitimu dlia obozreniia prikhodov, magistra bogosloviia protoiereia F. Stukova [The diary of the companion of Nikanor, Bishop of Yakutsk and Vilyuisk, on his trip up the Lena and Vitim rivers to view the parishes, the Master of Theology, Archpriest F. Stukova]. Iakutsk: Tipografiia obl. pravleniia, 1904. 81 s. (in Russian).

Stukov F. A. Poezdka Preosviashchennogo Makariia, episkopa Iakutskogo i Viliuiskogo, vverkh po rekam Lene i Vitimu, dlia obozreniia prilenskikh i priiskovykh tserkvei s 25 iiunia po 28 iiulia 1905 g. [The trip of His Grace Makarii, Bishop of Yakutsk and Vilyuisk, up the Lena and Vitim Rivers, to view the Prilensky and priiskovy churches from June 25 to July 28, 1905]. Iakutsk: Tipografiia obl. pravleniia, 1905 (in Russian).

Stukov F. A. K voprosu o transkripcii i perevodah Svyashchennyh i bogosluzhebnyh knig [On the question of transcription and translations of sacred and liturgical books].Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette].1898. № 3-6 (in Russian).

Telegramma g. Irkutskogo general-gubernatora, Telegramma iz Sankt-Peterburga ot tovarishcha ober-prokurora Svyatejshego Pravitel'stvuyushchego Sinoda Sablera [Telegram of the Irkutsk Governor-General, Telegram from St. Petersburg from the Deputy Chief Prosecutor of the Most Holy Governing Synod of Sabler].Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1894. № 22.16 noyabrya. S. 340-341 (in Russian).

Telegramma ober-prokurora Svyatejshego Pravitel'stvuyushchego Sinoda [Telegram of the Chief Prosecutor of the Most Holy Governing Synod]. Yakutskie eparhial'nye vedomosti [Yakutsk Diocesan Gazette]. 1917. № 6, 27 maya. S. 101-105 (in Russian).

Yurganova I. I. Istoriia Iakutskoi eparkhii. 1870-1919 gg. (deiatel'nost' dukhovnoi konsistorii) [History of the Yakut diocese. 1870-1919 (activity of the ecclesiastical consistory)]. Iakutsk: OOO "Akademiia" Publ., 2007. 148 s. (in Russian).

Iakimov O. D. Ocherki istoriipechati Iakutii. Ot formirovaniia predposylok dlia vozniknoveniia pechati do Fevralia 1917 g. [Essays on the history of the press of Yakutia. From the formation of the prerequisites for the emergence of the press to February 1917]. M.: Gendal'f Publ., 1998. 172 s. (in Russian).

Iakimov O. D. Pechat' natsional'nykh okrain Sibiri i Dal'nego Vostoka [Seal of the national suburbs of Siberia and the Far East]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2000. 120 s. (in Russian).

Iakutskie Eparkhial'nye Vedomosti [Yakut Diocesan Gazette]. Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona [Encyclopedia of Brockhaus and Efron]. Vol. 82, addit. 4. SPb., 1890-1907 (in Russian).

Iakutskie eparkhial'nye vedomosti [Yakut diocesan vedomosti]. Bibliografiia periodicheskikh izdanii Rossii, 1901-1916 [Bibliography of periodicals of Russia, 1901-1916]. Gos. publ. b-ka im. M. E. Saltykova-Shchedrina; Pod obshch. red. V. M. Barashenkova, O. D. Golubevoi, N. Ia. Morachevskogo. L.: [GPB], 1958-1961 (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 12.05.2021 Принята к публикации: 23.08.2021 Дата публикации 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.