Научная статья на тему 'Богословское, публицистическое и мемуарное наследие протоиерея Ф. А. Стукова: казанский и якутский периоды'

Богословское, публицистическое и мемуарное наследие протоиерея Ф. А. Стукова: казанский и якутский периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протоиерей Ф. А. Стуков / Казанская духовная академия / Якутская духовная семинария / «Якутские епархиальные ведомости» / путевые заметки / Archpriest F. A. Stukov / Kazan Theological Academy / Yakut Theological Seminary / «Yakut Diocesan Gazette» / travel notes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Софья Владимировна

Статья посвящена описанию жизни и деятельности протоиерея Федора Андреевича Стукова, выпускника, а затем преподавателя Казанской духовной академии, магистра богословия, ректора Якутской духовной семинарии и редактора «Якутских епархиальных ведомостей». Актуальность и научная новизна настоящей статьи заключается в пионерности аннотированного обзора всех опубликованных работ протоиерея Стукова — богословского, церковно-исторического, мемуарного и публицистического характера, созданных им в разные периоды жизни. В научный оборот вводятся неизвестные ранее биографические сведения, выявленные в архивах Казанской духовной академии, Якутской духовной консистории и семинарии. Представлена эволюция взглядов протоиерея Стукова как духовного писателя. Анализ церковно-педагогической и научной деятельности священника позволяет проследить связи Якутска и Казани — одного из важнейших духовно-просветительских и научных центров России. Проведенное исследование может быть основой для дальнейшего изучения духовного наследия протоиерея Ф. А. Стукова и переиздания его трудов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bogoslovskoe, publitsisticheskoe i memuarnoe nasledie protoiereia f. A. Stukova: kazanskii i iakutskii periody

The article is dedicated to the description of the life and work of Archpriest Fyodor Andreyevich Stukov (1855(56) — not earlier than 1917) — a graduate (1884) and then a teacher of the Kazan Theological Academy (1884–1893), master of theology, rector of the Yakut Theological Seminary (1895–1907), editor of the Yakut Diocesan Gazette (1895–1900). The relevance and scientific novelty of this article is that it provides for the first time an annotated overview of all published works of Archpriest Stukov — theological, churchhistorical, memorial and journalistic — created by him at different periods of his life. Previously unknown biographical information taken from the archives of the Kazan Theological Academy, the Yakut Consistory and the Seminary is introduced into scientific circulation. The evolution of the views of Archpriest Stukov as a spiritual writer is presented. An analysis of the church’s pedagogical and scientific activity of the priest allows us to trace the ties of Yakutsk with Kazan, one of the most important spiritual, educational and scientific centers of Russia at that time. This article can be the starting point for further study of the spiritual heritage of Archpriest F. A. Stukov and, possibly, the modern reprint of his works.

Текст научной работы на тему «Богословское, публицистическое и мемуарное наследие протоиерея Ф. А. Стукова: казанский и якутский периоды»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10012

С.В. Мельникова

БогословскоЕ, публицистическое и мемуарное наследие протоиерея Ф. А. Стукова: казанский и якутский периоды

Аннотация

Статья посвящена описанию жизни и деятельности протоиерея Федора Андреевича Стукова, выпускника, а затем преподавателя Казанской духовной академии, магистра богословия, ректора Якутской духовной семинарии и редактора «Якутских епархиальных ведомостей». Актуальность и научная новизна настоящей статьи заключается в пионерности аннотированного обзора всех опубликованных работ протоиерея Стукова — богословского, церковно-исторического, мемуарного и публицистического характера, созданных им в разные периоды жизни. В научный оборот вводятся неизвестные ранее биографические сведения, выявленные в архивах Казанской духовной академии, Якутской духовной консистории и семинарии. Представлена эволюция взглядов протоиерея Стукова как духовного писателя. Анализ церковно-педагогической и научной деятельности священника позволяет проследить связи Якутска и Казани — одного из важнейших духовно-просветительских и научных центров России. Проведенное исследование может быть основой для дальнейшего изучения духовного наследия протоиерея Ф. А. Стукова и переиздания его трудов. Ключевые слова: протоиерей Ф. А. Стуков, Казанская духовная академия, Якутская духовная семинария, «Якутские епархиальные ведомости», путевые заметки

Протоиерей Федор Андреевич Стуков — видный представитель сибирского православного духовенства второй половины XIX — нач. XX в. В его биографии отчетливо выделяются два периода — казанский и якутский, и оба они наполнены богатым духовным, научным и общественным содержанием, которое еще ожидает своего изучения.

Уроженец Забайкалья, сын диакона Иркутской епархии, в 1879 г. Стуков окончил Иркутскую духовную семинарию и в течение года преподавал греческий язык в Иркутском духовном училище, после чего поступил в Казанскую духовную академию* на богословское отделение.

* Выпускником Казанской духовной академии был также св. Мелетий (Якимов М. К.), епископ Якутский и Вилюйский (1889-1896). В 1862 г., будучи студентом четвертого курса, иеродиакон Мелетий был исключен из академии за участие в служении панихиды по крестьянам с. Бездна Спасского у. Казанской губ., убитым при усмирении их волнения 21 апреля 1861 г. Однако в 1865 г. он был допущен к защите кандидатской диссертации на тему «О переводной церковно-канонической литературе в Древней России [2].

После окончания академии и защиты сначала кандидатской (1884 г.), а затем и магистерской диссертации (1902 г.) Федор Андреевич занимался преподавательской деятельностью и научными исследованиями в области богословия и церковной истории. В период с 1885 по 1893 г. в журнале духовной академии «Православный собеседник» и отдельными изданиями вышло девять его научных работ — обширных статей и монографий.

После перевода в Якутск в 1903 г. Ф. А. Стуков был возведен в духовный сан и возглавил Якутскую духовную семинарию и редакцию «Якутских епархиальных ведомостей». На страницах этого издания с 1895 по 1903 г. за его авторством, по нашим подсчетам, вышло 16 материалов: воспоминаний, путевых заметок, публицистических очерков, научных статей.

После 1907 г. протоиерей Стуков покинул Якутск. Имеются сведения о нем как о члене петербургского столичного отдела епархиального училищного совета. В Петербурге были опубликованы и его последние работы. Время и место смерти Федора Андреевича, к сожалению, не установлено.

Всего нам известно о 27 опубликованных сочинениях прот. Ф. А. Сту-кова. Рукописей, оставшихся не изданными, обнаружить не удалось. Наиболее доступны для широкой читательской аудитории якутские публикации: все они, включая статьи в «Якутских епархиальных ведомостях» и отдельные издания (10 книг), оцифрованы и размещены на портале Национальной библиотеки республики Саха. Казанские и петербургские публикации на данный момент не представлены в цифровом формате, и ознакомиться с ними можно в редких фондах библиотек Казани (справочная б-ка НАРТ, б-ка Казанского ун-та), Санкт-Петербурга (РНБ) и Москвы (РГБ).

Имя Федора Андреевича отмечено в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где он упоминается как «духовный писатель, протоиерей, воспитанник Казанской духовной академии, ректор Якутской духовной семинарии и редактор «Якутских епархиальных ведомостей». Там же перечисляются некоторые из его сочинений [31]. Краткая, буквально в несколько строк, биографическая справка остается, по сути, единственным биографическим материалом, доступным широкой аудитории и тиражируемым в сети Интернет.

Из опубликованных в дореволюционный период упоминаний о протоиерее нам также известна его характеристика как редактора и журналиста, данная якутским историком и библиографом П. Явловским в указателе к содержанию «Якутских епархиальных ведомостей» [37].

Среди современных исследований обращение к церковно-педагоги-ческой деятельности Стукова и его историческим сочинениям встречается в работах д-ра ист. наук И. И. Юргановой [35; 36], посвященных дореволюционной истории Якутской епархии.

Несмотря на перечисленные выше обращения к личности и трудам Ф. А. Стукова, его научная, церковно-педагогическая и редакционная деятельность, а также оставленное им богословское, публицистическое и мемуарное наследие не становились предметом специального исследования, хотя, безусловно, этого заслуживают. Настоящая статья — первый шаг в этом направлении.

Казанский период

Впервые имя Ф. А. Стукова, в то время кандидата богословия и помощника инспектора Казанской духовной академии, появилось в печати в 1885 г. — на страницах издаваемого при академии журнала «Православный собеседник». В журнале было опубликовано сразу несколько статей, представлявших собой, по определению самого автора, «историко-экзегети-ческие» или «нравственно-догматические этюды», посвященные разным вопросам догматического богословия и истории Церкви: учению о трех-частном составе человека [14]; 900-летию крещения Руси [10]; символике Святого Креста [28]; памяти Фотия, патриарха Константинопольского [18]. Все работы были написаны на широкой источниковой базе, с привлечением греческих, латинских, а также немецких сочинений, и имели не только научное, но и проповедническое значение.

В этом же журнале был опубликован цикл статей [20], впоследствии составивших магистерскую диссертацию «Лютеранский догмат об оправдании верою (историко-критический очерк)», рукопись которой хранится в архиве Казанской духовной академии [6]. Сравнивая три ветви христианства — протестантизм (для которого догмат оправдания верой является определяющим), католицизм и православие (где он подвергается критике), автор рассуждает о том, что «...сомнительная уверенность в спасении, даже безнадежность вследствие невозможности выполнить всю массу нравственных требований, предъявлявшихся Католическою Церковью. заменилась в учении Лютера успокоением в несомненной уверенности в грядущем спасении. обособлением веры от нравственной деятельности человека. Но при этом полном контрасте. то и другое учение представляют собой индульгенцию» [20, 1890, ч. II, с. 336].

Основная идея работы — родственность европейского протестантизма и сектантства как явления русской действительности: «Русское так называемое духовное сектантство по своему основному принципу и развитому из него учению стоит в самой органической связи с немецким протестантизмом. В нем точка опоры нашего рационалистического великосветского раскола — пашковщины и толстовщины, в нем же имеет основание и довольно распространенный в юго-западной России среди простого народа штундизм. И что замечательно, духоборческие секты на первой ступени

развития в своем отношении к более развитым в последнее время рационалистическим сектам в России, например, к штундизму, представляют собою явление совершенно аналогичное с немецким мистицизмом 12-14 веков в его отношении к протестантизму... поэтому разоблачение слабых сторон его может косвенным образом служить одною из мер к пресечению распространения на Руси разных сектаторских учений» [20, 1891, ч. II, с. 123-124].

Публичная защита диссертации состоялась в Казанской духовной академии 22 ноября 1892 г., 15 марта 1893 г. Ф. А. Стуков был утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия.

Параллельно Федор Александрович разрабатывал другую богословскую тему — проблему апокатастасиса, и уже в 1893 г. вышла его довольно объемная и обстоятельная монография «Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения» [26]. В этой работе исследуются истоки учения об апокатастасисе в среде первых христиан, его развитие в трудах Климента Александрийского и Оригена; дается анализ философии неоплатонизма в контексте данного учения. На основании трудов Арновия Африканского и социан автор рассматривает противоположное учение, согласно которому «непризванные к блаженной жизни подвергнутся совершенному уничтожению». В содержание также включен анализ соборной деятельности Церкви «по поводу неправославных мнений о конечной судьбе человека», факт осуждения на V Вселенском Соборе теории всеобщего восстановления и тесно связанной с ней теории предсуществования душ, а также подтверждение этого суждения на последующих Соборах.

В этом же году в Казани была издана брошюра за авторством Стукова под названием «Католицизм и протестантизм как культурные начала. По поводу книги протестантского пастора Karl'a Hochstetter'a Einfluss des Protestantismus und Katholicismus auf Staaten und Völker. Gütersloh. 1892» [16]. Работа являлась откликом на новейшие западноевропейские исследования и представляла собой реферат книги Карла Хокстеттера «Влияние протестантизма и католицизма на государства и народы». Стуков, комментируя текст, отчасти разделяет проводимую автором критику католицизма и его исторической роли в судьбах Европы, но не поддерживает однозначного восторга по поводу протестантизма. В качестве же главного недостатка работы Стуков отмечает то, что автор не учитывает исторической и культурной роли православия.

Во время службы в Казанской духовной академии Ф. А. Стуков был произведен в чины титулярного советника (10 июля 1889 г.) и коллежского асессора (22 мая 1892 г.).

Якутский период

Судя по всему, Федор Андреевич планировал продолжать научную и педагогическую карьеру в Казанской академии. Однако в 1893 г. его жизнь резко изменилась. Указом Святейшего Синода он был назначен в Якутск на освободившееся место инспектора духовной семинарии и соединенного с нею училища. В деле о его назначении [4] не указано никаких причин перевода, кроме рекомендации и. д. ректора проф. Н. Беляева. В Якутск, к месту нового служебного назначения, Стуков отправился 3 сентября 1893 г. вместе с женой Марией Ильиничной* и дочерью Анной, младенцем одного года (в 1895 г. в Якутске родится еще одна дочь — Софья).

В Якутске Федор Андреевич преподавал Священное Писание Нового Завета, словесность, греческий язык и впоследствии догматическое богословие. Спустя два года, 25 января 1895 г., он стал ректором семинарии. Одновременно с ректорством на Федора Андреевича была возложена еще одна, не менее ответственная должность — редактора «Якутских епархиальных ведомостей». Редакцию газеты он будет возглавлять в течение пяти лет — с 1 апреля 1895 г. по 15 июня 1900 г. [3; 33; 6]. В этом же году, 20 мая, он был рукоположен во диакона, а 2 июня, в день Святой Троицы, во священника с одновременным возведением в сан протоиерея [7]. Таким образом, 1895 г. стал для Федора Андреевича без преувеличения судьбоносным и выдвинул его на одну из ключевых позиций не только в религиозной, но и в культурной и общественной жизни Якутска. Своим новым положением Стуков воспользовался в полной мере и многое сделал на каждом из новых поприщ.

«Якутские епархиальные ведомости», выходившие с 1887 г., были первым периодическим изданием в крае, на пять лет опередившим «Якутские областные ведомости» [37, с. 74]. Епархиальное издание имело не только церковное, но и общекультурное значение: в его неофициальной части публиковались материалы по этнографии, истории, географии края, а также многочисленные миссионерские путевые дневники и заметки, в которых создавался неповторимый образ Якутии.

Отец Федор Стуков, очевидно, сразу же активно включился в работу над «Ведомостями», поскольку уже в самом начале его редакторской карьеры известный якутский летописец и библиограф П. Явловский характеризовал его деятельность следующим образом: «С половины 1895 года, редакция поступила в новое заведование вновь назначенного ректора семинарии, протоиерея Федора Андреевича Стукова, который с честью несет

* Венчание Федора Стукова с девицей М. И. Олимпиевой, дочерью священника слободы Селявного Воронежской губернии состоялось 8 января 1892 г. в Варваринской церкви г. Казани [5].

на себе эту нелегкую обязанность и по настоящее время. При новом редакторе, лице высоко просвещенном, ЯкутЕВ обогащались, обогащаются и надеются обогащаться многими прекрасными исследованиями и заметками, в большинстве случаев принадлежащими перу самого редактора и имеющими огромный интерес в историческом, этнографическом, бытовом и нравственно-религиозном отношениях» [37, с. 4].

Проблема якутских переводов

Как редактор, протоиерей Федор Стуков вел хронику служения якутских владык [25; 27; 29], а также публиковал аналитические обзоры различных сторон жизни епархии [19; 21]. Однако его научные и литературные интересы выходили далеко за пределы официальной тематики. Отец Федор активно включился в имевший не только религиозное, но и социокультурное значение спор по поводу целесообразности переводов на якутский язык священных и богослужебных книг, по сути, выводящий на проблему межкультурного взаимодействия. Описывая в статье «Богослужение на якутском языке» [11] установившийся в духовной семинарии обычай служить на якутском литургию на третий день Пасхи, о. Федор приводит крайнее мнение на этот счет, высказанное в № 19 «Сибирского Вестника» за 1895 г., о бедности якутского языка и примитивности понимания его носителей, которым не могут быть доступны сложные богословские тексты, что делает бессмысленными всякие попытки их перевода.

Сам редактор ведомостей придерживался противоположного мнения: «...слышание... якутами родного языка при христианском богослужении дает им возможность более сознательно участвовать в богослужении Православной Церкви, вселяет в них в то же время убеждение, что они нам братья по вере, чада единой с нами матери Церкви Православной и сочлены одного с нами отечества» [11, с. 158].

Отцом Федором Стуковым также была опубликована переписка епископа Дионисия (Хитрова) с профессором Казанской духовной академии Н. И. Ильминским [22; 24] по поводу исправления и переиздания в Казани переводов на якутский язык богослужебных книг, подготовленных Якутским переводческим комитетом в конце 1850-х гг. Содержание переписки касалось концепции переводов и ряда специфических филологических вопросов, в отношении которых о. Федор, комментировавший письма, проявил прекрасную осведомленность. В частности, преимущество казанских переводов перед выполненными ранее в Якутске он объяснял фонетическими и синтаксическими особенностями якутского языка и тем, что современный подход в большей степени учитывал особенности природных конструкций живого якутского языка.

Мемуарное наследие

Материал для написания путевых заметок дали несколько поездок по обозрению Якутской епархии, в которых протоиерей Ф. А. Стуков сопровождал владык Никанора (Н. А. Надеждина) [13] и Никодима (Н. И. Преображенского) [15; 24].

В своих записках, что было традиционно для такого рода сочинений, о. Федор фиксирует маршрут поездок, описывает действия владык, сообщает о совершаемых ими богослужениях, дает характеристику лежащим на пути храмам и приходам. Однако его сочинения выходят за рамки отчетов за счет элементов авторизированного мемуарного повествования, основанного на личных воспоминаниях, а также авторской рефлексии, выводящей тексты на уровень философского, а иногда и художественного обобщения.

Основополагающей авторской интенцией является стремление вписать Якутию в общероссийский и даже мировой исторический и культурный контекст. Так, при характеристике местных церквей о. Федору удается разглядеть в них черты мировой христианской храмовой архитектуры и иконописи: «.Иконы в алтаре (ап. Петра, ап. Павла, Божией Матери с Иосифом Обручником), как и некоторые находящиеся в средней части храма, составляют, по-видимому, копии с католических образцов. Стиль иконостаса представляет подобие стиля рококо. Живопись, разнородная по характеру, по времени восходит к царствованию Алексея Михайловича, что можно заключать по нахождению здесь икон с изображением Алексея, человека Божия, мученицы Феодоры и Пелагии. В верхней церкви живопись сравнительно плоха, иконы, с преобладанием византийского образца, сборные из разных церквей.» — из описания храма в с. Покровском [13, 1903, № 17, с. 280-281].

Поездки преосвяшенного епископа Никанора прот. Стуков рассматривает в историческом контексте — обозрений Якутской области его предшественниками, иркутскими и якутскими владыками высокопреосвященным Нилом (Исаковичем) и преосвященным Иаковом (Домским). Себя же он позиционирует в качестве их литературного преемника. Так, при описании Ленских столбов он отмечает: «.Поражались когда-то силою впечатлений от вида этих гребней гор и проезжавшие Леной преосвященные Нил и Иаков — люди, талантливо владевшие пером и оставившие нам воспоминания о своих поездках в далекий край в своих печатных трудах». Далее приводится обширная цитата из «Путешествия по Лене» епископа Иакова [13, 1903, № 23, с. 374-376].

Следует отметить, что личность епископа Иакова (Домского) в целом очень интересовала Федора Андреевича, подтверждением чему являются

опубликованные им воспоминания о владыке [12]. Он составляет не жизнеописание преосвященного Иакова, но дает краткую характеристику его деятельности — как проповедника, «ревнителя просвещения» и администратора [12, 1899, № 12, с. 176]. Главный волнующий автора вопрос: «Почему такая светлая личность, как преосвященный Иаков, бесспорно стоящий целою головою выше своих современников, и не в Якутске только, сделавший очень много для просвещения Якутской епархии и области и имеющий неоспоримое право на внимание к нему потомства, не был достаточно ценим этими современниками? Даже напротив, сколько нам известно, постоянным уделом этого пробудившего вековую спячку преосвященного деятеля было злоречие и глухое или явное противоборство» [12, 1899, № 11, с. 163]. Единственную причину такого отношения автор видит в личности епископа Иакова — непримиримого к беспорядку, лжи, невежеству и косности.

К заслугам владыки как просветителя Стуков относит налаживание им системы церковно-приходских школ, а также основание «Якутских епархиальных ведомостей», в которых тот видел «орган народного просвещения», способный распространять христианскую проповедь на все разрозненное якутское население [12, 1900, № 5, с. 54].

После 1907 г. [34] следы прот. Ф. А. Стукова в Якутске теряются. Однако на основании косвенных источников удалось установить, что в 1906-1917 гг. он являлся членом петербургского столичного и уездного отделов епархиального училищного совета и жил в Петербурге, на Московском проспекте в доме № 92 [1], а в 1910 г. приобрел дачу в Крыму, в г. Симеиз*. Однако дальнейшая его судьба нам не известна: пока не удается установить ни дату смерти, ни место захоронения.

В Петербурге в 1913 г. были опубликованы последние из дошедших до нас сочинений Стукова. Одно из них — «Учение русского так называемого духовного сектантства о средствах оправдания и спасения человека и зависимость этого учения от основного лютеранского догмата» [26] — имело историко-богословский характер и являлось продолжением магистерской диссертации, развивая ее идеи применительно к современности и обосновывая связи русских сектантских движений с протестантизмом.

В другом же сочинении — «Поездка в колонию прокаженных Вилюй-ского округа Якутской области (Из путевых заметок туриста)» [21] — автор возвратился к якутской тематике и поднял ряд глобальных проблем, стоящих перед краем. Фактическое содержание «Поездки» — описание инспекции

* «Федор Андреевич Стуков одним из первых приобрел земли в восточной части Симеиза. В 1910 г. он покупает участок № 54, а еще через три года соседний участок № 53. Площадь двух участков составила 490 кв. саженей. К проектированию и строительству дачи был приглашен военный инженер Я. П. Семенов. Тяжелые климатические условия Якутии сказались на здоровье Федора Андреевича, и врачи посоветовали смену климата. Дальнейшая судьба Ф. А. Стукова не известна» [9].

колонии прокаженных в июне 1897 г. епископом Никодимом (Н. И. Преображенским) и якутским губернатором В. Н. Скрыпицыным.

И сама колония, и в целом состояние Вилюйского округа производят на автора довольно тяжелое впечатление. Одно из важнейших сделанных им наблюдений — контраст между богатством якутских земель и их нерациональным использованием: «Алданский край, защищенный с севера Верхоянским хребтом. при своих плодородных долинах, пригодных. для хлебопашества и скотоводства в обширных размерах, мог бы составить житницу всей Якутской области. Но как хлебопашество, так и скотоводство находятся здесь еще в зачаточном состоянии. Население его очень малочисленно. Косность, инертность его изумительна.» [24, с. 6-7]. Но вина не только на коренном населении: «Совершенно пустынные берега как Лены, так и Алдана с Вилюем ясно говорят о том, что русским обществом мало еще уяснено значение огромных водных артерий, перерезывающих огромные и богатые, но еще совершенно не использованные в интересах страны пространства земли» [24, с. 8-9].

Рассуждая об использовании Якутского края в государственных интересах, прот. Стуков предлагает ряд конкретных мер, как то «соединение его с коренной Россией веткой к магистрали великого сибирского пути от Тулу-на на Усть-Кут. бассейна Лены с бассейном Енисея. Алдана с портами Охотского моря. Значение для Северо-Восточной Сибири таких мер. понятно: с осуществлением их. край соединен будет с юга железной дорогой и с севера северным морским путем. с Европой, с востока через Охотское море с Америкой» [24, с. 9-10].

Автор дает подробное, местами пугающее описание жизни обитателей колонии прокаженных, их физических и нравственных страданий: «После двухчасовой езды от Вилюйска взорам путников сквозь поредевший лес открывается вид на составляющую предмет ужаса для окрестных жителей колонию прокаженных. Далеко объезжает это место обитания глубоко несчастных людей якут, озираясь в сторону его как на место зачумленное и отверженное богом» [24, с. 12]. При этом колония — лишь крайний пример бедственного состояния коренных народов. И единственный верный путь разрешения этой проблемы — их христианское просвещение, улучшение их быта, создание условий для развития промыслов и ремесел.

Статья написана современным литературным языком и проникнута личным отношением автора ко всему увиденному, не лишена поэтических обобщений. Все это делает «Поездку в колонию прокаженных» одним из значимых памятников сибирской духовной мемуаристики. И в целом творческое наследие прот. Ф. А. Стукова, отличающееся жанровым разнообразием и содержательной глубиной, свидетельствует не только о его личной одаренности, но и об общем высоком уровне образованности, широте

мышления и разносторонних интересах якутской интеллигенции рубежа XIX-XX вв. и православного духовенства как неотъемлемой и во многом наиболее передовой ее части.

Источники и литература

1. Векслер, А. Ф. Московский проспект. Очерки истории [Электронный ресурс] / А. Ф. Векслер, Т. Я. Крашенинникова. СПб., 2014 // ВикиЧтение. URL: https://docu-ment.wikireading.ru/27754 (дата обращения: 10.08.2018).

2. Кандидатское сочинение иеродиакона Мелетия (Якимова) // НАРТ. Ф. 10 (КазДА). Оп. 2. Д. 270. 29 л.; примечания на л. 30-39.

3. НА РС (Я)*. Ф. И-226. Оп. 2-3. Д. 3327.

4. НАРТ**. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8969. 9 л.

5. НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 2147. Л. 126.

6. НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8672.

7. О рукоположении в священники и возведении в сан протоиерея ректора Якутской духовной семинарии магистра Стукова // НА РС (Я). Ф. И-226. Оп. 2-3. Д. 3440.

8. Послужной список ректора Якутской духовной семинарии протоиерея Феодора Стукова. 1897 // НА РС (Я). Ф. И-283. Оп. 1Т1. Д. 1136.

9. Путеводитель по достопримечательностям Ялты [Электронный ресурс] // Большая Ялта. URL: http://www.bigyalta.net/blog/ (дата обращения: 10.08.2018).

10. Стуков, Ф. А. Ко дню 900-летнего юбилея крещения русского народа / Ф. А. Стуков // Православный собеседник. 1888. Ч. II. С. 345-362.

11. Стуков, Ф. А. Богослужение на якутском языке / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1895. № 10. С. 153-159.

12. Стуков, Ф. А. Воспоминание о преосвященном Иакове, епископе Якутском и Вилюй-ском прот. Ф. Стукова/ Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1899. № 11. С. 160-163; № 12. С. 175-179; 1900. № 2. С. 17-19; № 5. С. 50-54; № 6. С. 64-72; № 12. С. 142-148.

13. Стуков, Ф. А. Дневник сопутствовавшего Его Преосвященству Преосвященнейше-му Никанору, епископу Якутскому и Вилюйскому в его поездке вверх по р. Лене и Витиму для обозрений приходов / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1903. № 17. С. 276-281; № 18. С. 294-297; № 19. С. 309-312; № 20. С. 324-326; № 21. С. 341-343; № 22. С. 356-358; № 23. С. 374-376; № 24. С. 393-396; 1904. № 1. С. 8-11; № 2. С. 23-26; № 3. С. 36-40; № 4. С. 55-57; № 5. С. 72-75; № 6. С. 90-92; № 7. С. 106-109; № 8. С. 121-124; № 9. С. 139-140; № 10. С. 151-152; № 12. С. 187-189; № 13. С. 201-204; № 14. С. 218-221; № 17. С. 269-272; № 18. С. 282-287; № 19. С. 301-302; № 21. С. 334-336; № 22. С. 348-352; № 23. С. 364-365; № 24. С. 378-384.

14. Стуков, Ф. А. Заметка относительно смысла учения священного Писания о трех-частном составе человека (историко-экзегетический этюд) / Ф. А. Стуков // Православный собеседник. 1885. Ч. I. С. 255-262.

15. Стуков, Ф. А. Из путевых заметок одного из сопутствовавших Его преосвященству, преосвященнейшему Никодиму, епископу Якутскому и Вилюйскому, в его путешествии в Вилюйск / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ***. Отд. неофиц. 1897. № 15/16. С. 239-255; № 18. С. 280-287; № 19. С. 298-304; № 20. С. 307-312.

* Национальный архив Республики Саха (Якутия) (Россия, Якутск).

** Национальный архив Республики Татарстан (Россия, Казань).

*** Якутские епархиальные ведомости.

16. Стуков, Ф. А. Католицизм и протестантизм как культурные начала / Ф. А. Стуков. Казань, 1893.

17. Стуков, Ф. А. К проекту устройства быта малоземельных, безземельных и безхо-зяйственных инородцев Якутской области (По поводу отзывов участковых благочинных Якутской епархии) / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1896. № 9. С. 134-139.

18. Стуков, Ф. А. Ко дню тысячелетия памяти Фотия, патриарха Константинопольского / Ф. А. Стуков // Православный собеседник. 1891. Ч. I. С. 60-80, 360-386, 397-421.

19. Стуков, Ф. А. Краткий отчет о деятельности Якутского епархиального Комитета православного миссионерского общества и миссии, находящейся в его ведении, за истекшее двадцатипятилетие (1870-1895) / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1895. № 14. С. 215-224; № 15. С. 231-240.

20. Стуков, Ф. А. Лютеранский догмат об оправдании верою / Ф. А. Стуков // Православный собеседник. 1890. Ч. I. С. 363-396; Ч. II. С. 208-236, 322-337; Ч. III. С. 57-70, 198-211; 1891. Ч. II. С. 97-124.

21. Стуков, Ф. А. Материалы для характеристики деятельности Якутской епархии за истекшее 25-летие со времени учреждения в Якутске самостоятельной епископской кафедры и открытия Епархиального миссионерского комитета / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1895. № 12. С. 180-185; № 13. С. 195-198.

22. Стуков, Ф. А. Николай Иванович Ильминский в его переписке с деятелями на поприще миссионерства в Восточной Сибири (К вопросу о транскрипции и переводах на якутский язык священных и богослужебных книг) / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1898. № 1. С. 10-15; № 2. С. 25-32; № 3. С. 36-44; № 4. С. 55-64; № 5. С. 70-78; № 6. С. 86-91.

23. Стуков, Ф. А. Новый перевод св. Евангелия от Матфея на якутском языке. Казань. 1898 года / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1898. № 22. С. 338-342.

24. Стуков, Ф. А. Поездка в колонию прокаженных Вилюйского округа Якутской области (из путевых заметок туриста) / Ф. А. Стуков. СПб., 1913.

25. Стуков, Ф. А. Прибытие на паству преосвященного Никанора, епископа Якутского и Вилюйского/ Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1899. № 4. С. 53-60; № 7. С. 107-108.

26. Стуков, Ф. А. Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения / Ф. А. Стуков. Казань, 1893.

27. Стуков, Ф. А. Прощание преосвященнейшего Мелетия, епископа Якутского и Вилюйского, ныне Рязанского и Зарайского с Якутскою паствою / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. неофиц. 1897. № 2. С. 29-31; № 4. С. 54-60; № 5. С. 70-78; № 6. С. 89-96; № 7. С. 103-111; № 8. С. 120-128; № 9. С. 136-144.

28. Стуков, Ф. А. Святой крест как предмет религиозного почитания, рассматриваемый в связи с отношением к нему штундизма в России (этюд нравственно-догматический) / Ф. А. Стуков // Православный собеседник. 1889. Ч. I. С. 248-270, 354-369.

29. Стуков, Ф. А. Состояние здоровья Его Преосвященства, Преосвященнейшего Ни-кодима, епископа Якутского и Вилюйского за время между 15 и 23 сентября / Ф. А. Стуков // ЯкутЕВ. Отд. офиц. 1898. № 20. С. 310-311.

30. Стуков, Ф. А. Учение русского так называемого духовного сектантства о средствах оправдания и спасения человека, и зависимость этого учения от основного лютеранского догмата (историко-критический очерк) протоиерея Ф. Стуко-ва / Ф. А. Стуков. СПб., 1913.

31. Стуков Феодор Андреевич // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1901. Т. 31а (62). С. 853.

32. Стуков, Ф. А. Лютеранский догмат об оправдании верою: ист.-крит. очерк / Ф. А. Стуков. Казань, 1891.

33. Формулярный список о службе ректора Якутской духовной семинарии протоиерея Ф. Стукова. 1901 // НА РС (Я). Ф. И-283. Оп. 1Т2. Д. 1378.

34. Формулярный список о службе бывшего ректора Якутской духовной семинарии, протоиерея Ф. Стукова. 1907 // НА РС (Я). Ф. И-283. Д. 1611.

35. Юрганова, И. И. Деятельность Русской Православной Церкви в Якутском крае. Инкорпорация в русскую государственность (XVII — нач. XX в.). Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / И. И. Юрганова. Иркутск, 2017.

36. Юрганова, И. И. Русская православная церковь в Якутском крае в отечественной историографии (XVII — нач. ХХ в.) / И. И. Юрганова // Известия Иркутского государственного университета. История. 2015. Т. 11. С. 115-125.

37. Явловский, П. Систематический указатель статей, помещенных в неофициальной части Якутских епархиальных ведомостей за первое десятилетие издания (1887-1897 гг.) / П. Явловский. Сергиев Посад, 1898.

38. Якимов, О. Д. Печать Якутии на весах времени / О. Д. Якимов. Якутск, 2012.

References

1. Veksler A. F., Krashennnikova T. Ja. Moskovskiiprospekt. Ocherkiistorii[Moscow Avenue. History Essays]. St. Petersburg, 2014. Available at: https://document.wikireading.ru/27754 (accessed: 10.08.2018).

2. Kandidatskoe sochinenie ierodiakona Meletiia (Iakimova) [Candidate composition of Hierodeacon Meletius (Yakimov)]. NART — Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan [National Archive of the Republic of Tatarstan]. Stock 10. L. 2. Dos. 270.

3. NARS (Y) — Natsional'nyi arkhiv respubliki Sakha lakutiia [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Stock I-226. L. 2-3. Dos. 3327.

4. NART — Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan [National Archive of the Republic of Tatarstan]. Stock 10. L. 1. Dos. 8969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. NART — Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan [National Archive of the Republic of Tatarstan]. Stock 10. L. 2. Dos. 2147. P. 126.

6. NART — Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan [National Archive of the Republic of Tatarstan]. Stock 10. L.1. Dos. 8672.

7. O rukopolozhenii v sviashhenniki i vozvedenii v san protoiereia rektora Iakutskoi du-khovnoiseminariimagistra Stukova [On Ordination to Priests and Elevation to the Rank of Archpriest of the Rector of the Yakutsk Theological Seminary, Master Stukov]. NARS (Y) — Natsional'nyi arkhiv respubliki Sakha lakutiia [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Stock I-226. L. 2-3. Dos. 3440.

8. Posluzhnoi spisok rektora Iakutskoi dukhovnoi seminarii protoiereia Feodora Stukova. 1897 [A Track Record of the Rector of the Yakut Theological Seminary, Archpriest Theodore Stukov. 1897]. NARS (Y) — Natsional'nyi arkhiv respubliki Sakha lakutiia [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Stock I-283. L. 1Т1. Dos. 1136.

9. Putevoditel' po dostoprimechatel'nostiam Ialty [Guide to Memorable Places of Yalta]. Available at: http://www.bigyalta.net/blog/ (accessed: 10.08.2018).

10. Stukov F. A. Ko dniu 900-letnego iubileya kreshcheniya russkogo naroda [On the Occasion of the Ninetieth Anniversary of the Adoption of Christianity by the Russian People]. Pravoslavnyi sobesednik — Orthodox Interlocutor. 1888. Part. II. P. 345-362.

11. Stukov F. A. Bogosluzhenie na iakutskom iazyke [Service in Yakut Language]. lakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1895. No. 10. P. 153-159.

12. Stukov F. A. Vospominanie o preosviashhennom lakove, episkope Iakutskom i Viliuiskom [Memorial of His Grace Jacob, Bishop of Yakutia and Vilyui]. lakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1899. No. 11. P. 160-163; No. 12. P. 175-179; 1900. No. 2. P. 17-19; No. 5. P. 50-54; No. 6. P. 64-72; No. 12. P. 142-148.

13. Stukov F. A. Dnevnik soputstvovavshego Ego Preosviashhenstvu Preosviashhenneishemu Nikanoru, episkopu lakutskomu i Viliuiskomu v ego poezdke vverkh po r. Lene i Vitimu dlia obozrenii prikhodov [Diary of the companion of His Grace Nikanor, Bishop of Yakutsk and Vilyuisky, on His Trip up the Lena and Vitim Rivers to View the Parishes]. lakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1903. No. 17. P. 276-281; No. 18. P. 294-297; No. 19. P. 309-312; No. 20. P. 324-326; No. 21. P. 341-343; No. 22. P. 356-358; No. 23. P. 374-376; No. 24. P. 393-396; 1904. No. 1. P. 8-11; No. 2. P. 23-26; No. 3. P. 36-40; No. 4. P. 55-57; No. 5. P. 72-75; No. 6. P. 90-92; No. 7. P. 106-109; No. 8. P. 121-124; No. 9. P. 139-140; No. 10. P. 151-152; No. 12. P. 187-189; No. 13. P. 201-204; No. 14. P. 218-221; No. 17. P. 269-272; No. 18. P. 282-287; No. 19. P. 301-302; No. 21. P. 334-336; No. 22. P. 348-352; No. 23. P. 364-365; No. 24. P. 378-384.

14. Stukov F. A. Zametka otnositel'no smysla ucheniia sviashhennogo Pisaniia o trekhchast-nom sostave cheloveka (istoriko-ekzegeticheskii etjud) [A Note on the Meaning of the Teachings of the Holy Scriptures on the Three-part Composition of Man (Historical and Exegetical Study)]. Pravoslavnyi sobesednik — Orthodox Interlocutor. 1885. Part. I. P. 255-262.

15. Stukov F. A. Iz putevykh zametok odnogo iz soputstvovavshih Ego preosviashhenstvu, preosviashhenneishemu Nikodimu, episkopu lakutskomu i Viliuiskomu, v ego puteshest-vii v Viliuisk [From the Travel Notes of one of the Companions of His Grace Nicodemus, Bishop of Yakutsk and Vilyui, on a Trip to Vilyuisk]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1897. No. 15/16. P. 239-255; No. 18. P. 280-287; No. 19. P. 298-304; No. 20. P. 307-312.

16. Stukov F. A. Katolitsizm iprotestantizm kak kul'turnye nachala [Catholicism and Protestantism as Cultural Beginnings]. Kazan, 1893.

17. Stukov F. A. Kproektu ustroistva byta malozemel'nykh, bezzemel'nykh ibezkhoziaistven-nykh inorodtsev lakutskoi oblasti (Po povodu otzyvov uchastkovykh blagochinnykh lakutskoi eparkhii) [To the Project of the Device of Life of Low-land, Landless and Ownerless Indigenous Peoples of the Yakutsk Region (Regarding the Reviews of Local Deaneries of the Yakutsk Diocese)]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1896. No. 9. P. 134-139.

18. Stukov F. A. Ko dniu tysiacheletiia pamiati Fotiia, patriarkha Konstantinopol'skogo [On the Occasion of the Millennium in Memory of Photius, Patriarch of Constantinople]. Pravoslavnyi sobesednik — Orthodox Interlocutor. 1891. Part. I. P. 60-80, 360-386, 397-421.

19. Stukov F. A. Kratkii otchet o deiatel'nosti lakutskogo eparkhial'nogo Komiteta pravo-slavnogo missionerskogo obshchestva i missii, nakhodiashcheisia v ego vedenii, za istek-sheedvadtsatipiatiletie(1870-1895) [Brief Report on the Activities of the Yakut Diocesan Committee of the Orthodox Missionary Society and Its Subordinate Mission for the Past

Twenty-five Years (1870-1895)]. lakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1895. No. 14. P. 215-224; No. 15. P. 231-240.

20. Stukov F. A. Liuteranskii dogmat ob opravdanii veroiu [Lutheran Dogma of Justification by Faith]. Pravoslavnyi sobesednik — Orthodox Interlocutor. 1890. Part. I. P. 363-396; Part II. P. 208-236, 322-337; Part Ill. P. 57-70, 198-211; 1891. Part II. P. 97-124.

21. Stukov F. A. Materialy dlia kharakteristiki deiatel'nosti lakutskoi eparkhii za istekshee 25-letie so vremeni uchrezhdeniia v lakutske samostoiatel'noi episkopskoi kafedry i otkrytiia Eparkhial'nogo missionerskogo komiteta [Materials for Characterizing the Activities of the Yakut Diocese for the Past 25 Years since the Establishment an Independent Episcopal Department and the Opening of the Diocesan Missionary Committee]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1895. No. 12. P. 180-185; No. 13. P. 195-198.

22. Stukov F. A. Nikolai Ivanovich Il'minskii v ego perepiske s deiateliami na poprishche missionerstva v Vostochnoi Sibiri (K voprosu o transkriptsii i perevodakh na iakutskii iazyksviashchennykh ibogosluzhebnykh knig) [Nikolai Ivanovich Ilminsky in His Correspondence with Figures in the Field of Missionary Work in Eastern Siberia (On the Issue of Transcription and Translations of Holy and Liturgical Books into the Yakut Language)]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1898. No 1. P. 10-15; No. 2. P. 25-32; No. 3. P. 36-44; No. 4. P. 55-64; No. 5. P. 70-78; No. 6. P. 86-91.

23. Stukov F. A. Novyiperevodsv. EvangeliiaotMatfeiana iakutskomiazyke. Kazan'. 1898go-da [A New Translation of the Holy Gospel of Matthew in the Yakut language. Kazan 1898]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1898. No. 22. P. 338-342.

24. Stukov F. A. Poezdka v koloniiu prokazhennykh Viliuiskogo okruga lakutskoi oblasti (izputevykh zametok turista) [A Trip to the Leper Colony of Vilyui District of the Yakutsk Region (from the Tourist's Notes)]. St. Petersburg, 1913.

25. Stukov F. A. Pribytie na pastvu preosviashchennogo Nikanora, episkopa lakutskogo i Viliuiskogo [Arrival to the Diocese of Nicanor, Bishop of Yakutsk and Vilyui]. Jakutskie eparhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1899. No. 4. P. 53-60; No. 7. P. 107-108.

26. Stukov F. A. Proiskhozhdenie v tserkvi khristianskoi mnenii, protivorechashchikh pravo-slavno-khristianskomu ucheniiu o vechnosti muchenii, ikh sushchnost' i vliianie na ras-krytie etogo ucheniia [The Origin in the Church of Christian Opinions that Contradict the Orthodox Christian Doctrine of Eternity of Torment. Their Essence and Influence on the Disclosure of this Teaching]. Kazan, 1893.

27. Stukov F. A. Proshchanie preosviashchenneishego Meletiia, episkopa lakutskogo i Viliuiskogo, nyne Riazanskogo i Zaraiskogo s lakutskoiu pastvoiu [Farewell of His Grace Meletius, Bishop of Yakutsk and Vilyui, now Ryazan and Zaraysk, with the Yakut Flock]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1897. No. 2. P. 29-31; No. 4. P. 54-60; No. 5. P. 70-78; No. 6. P. 89-96; No. 7. P. 103-111; No. 8. P. 120-128; No. 9. P. 136-144.

28. Stukov F. A. Sviatoikrestkakpredmetreligioznogopochitaniia, rassmatrivaemyivsviazi sotnosheniem knemushtundizma vRossii(etiudnravstvenno-dogmaticheskii) [The Holy Cross as an Object of Religious Worship, Considered in Connection with the Attitude of Stundism in Russia (a Moral-dogmatic Study)]. Pravoslavnyi sobesednik — Orthodox Interlocutor. 1889. Part I. P. 248-270, 354-369.

29. Stukov F. A. Sostoianie zdorov'ia Ego Preosviashchenstva, Preosviashchenneishego Niko-dima, episkopa lakutskogo i Viliuiskogo za vremia mezhdu 15 i 23 sentiabria [The State

of Health of His Grace Nicodemus, Bishop of Yakutsk and Vilyui, between September 15 and 23]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Yakut Diocesan Gazette. 1898. No. 20. P. 310-311.

30. Stukov F. A. Uchenie russkogo tak nazyvaemogo dukhovnogo sektantstva o sredstvakh opravdaniia i spaseniia cheloveka, i zavisimost' etogo ucheniia ot osnovnogo liuteran-skogo dogmata (istoriko-kriticheskiiocherk) protoiereia F. Stukova [The Doctrine of Russian Spiritual Sectarianism on the Means of Justification and Salvation of Man and the Dependence of this Doctrine on the Basic Lutheran Dogma (Historical and Critical Essay)]. St. Petersburg, 1913.

31. StukovFeodorAndreevich [Stukov Feodor Andreevich]. Entsiklopedicheskii slovar' [Encyclopaedic Dictionary]. St. Petersburg, 1901. Vol. 31a (62). P. 853.

32. Stukov F. A. Liuteranskii dogmat ob opravdanii veroiu: ist.-krit. ocherk [The Lutheran Dogma of Justification by Faith: a Historical and Critical Essay]. Kazan, 1891.

33. NARS (Y) — Natsional'nyy arkhiv respubliki Sakha Yakutiya [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Stock I-283. L. 1T2. Dos. 1378.

34. NARS (Y) — Natsional'nyy arkhiv respubliki Sakha Yakutiya [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Stock I-283. L. 1T2. Dos. 1611.

35. Iurganova I. I. Deiatel'nost'RusskoiPravoslavnoi Tserkvi vlakutskom krae. Inkorporaciia vrusskuiu gosudarstvennost'(XVII — nach. XXv.) [The Activities of the Russian Orthodox Church in the Yakut Territory. Incorporation into Russian Statehood (XVII — Early XX Centuries)]. Irkutsk, 2017.

36. Jurganova I. I. Russkaia pravoslavnaia tserkov' v Iakutskom krae v otechestvennoi isto-riografii(XVII — nach. XXv.) [Russian Orthodox Church in the Yakutsk Territory in Russian Historiography (XVII — Early XX Century)]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Istorija — News of Irkutsk State University. History. 2015. Vol. 11. P. 115-125.

37. Javlovskij P. Sistematicheskii ukazatel' statei, pomeshchennykh v neofitsial'noi chasti Iakutskikh eparkhial'nykh vedomostei za pervoe desiatiletie izdaniia (1887-1897 gg.) [A Systematic Index of Articles Placed in the Unofficial Part of the Yakut Diocesan Gazette for the First Decade of Publication (1887-1897)]. Sergiev Posad, 1898.

38. Jakimov O. D. Pechat'Iakutiina vesakh vremeni [Seal of Yakutia on the Scales of Time]. Jakutsk, 2012.

S. V. Melnikova

Bogoslovskoe, publitsisticheskoe i memuarnoe nasledie protoiereia f. a. Stukova: kazanskii i iakutskii periody [The theological, journalistic and memorial heritage of Archpriest f. a. Stukov: Kazan and Yakut periods]

Abstract

The article is dedicated to the description of the life and work of Archpriest Fyodor Andreyevich Stukov (1855(56) — not earlier than 1917) — a graduate (1884) and then a teacher of the Kazan Theological Academy (1884-1893), master of theology, rector of the Yakut Theological Seminary (1895-1907), editor of the Yakut Diocesan Gazette (1895-1900).

The relevance and scientific novelty of this article is that it provides for the first time an annotated overview of all published works of Archpriest Stukov — theological, church-historical, memorial and journalistic — created by him at different periods of his life. Previously unknown biographical information taken from the archives of the Kazan Theological Academy, the Yakut Consistory and the Seminary is introduced into scientific circulation. The evolution of the views of Archpriest Stukov as a spiritual writer is presented. An analysis of the church's pedagogical and scientific activity of the priest allows us to trace the ties of Yakutsk with Kazan, one of the most important spiritual, educational and scientific centers of Russia at that time.

This article can be the starting point for further study of the spiritual heritage of Archpriest F. A. Stukov and, possibly, the modern reprint of his works.

Keywords: Archpriest F. A. Stukov, Kazan Theological Academy, Yakut Theological Seminary, «Yakut Diocesan Gazette», travel notes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.