Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКОМПАНИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «ДАГЕСТАН»'

ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКОМПАНИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «ДАГЕСТАН» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная коммуникация / общество / журналистика / регион / аудитория / social communication / society / journalism / region / audience

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Майранов Магомед Апанниевич

Ныне влияние социально-политических программ телевидения на общественное поведение очень велико. По разным каналам транслируется множество социальных и политических ток-шоу. Благодаря этим передачам информация теперь доходит до телезрителей в режиме реального времени. Это усиливает влияние информации на общественное мнение и поведение. В статье рассматривается деятельность региональных средств массовой информации по освещению социально ориентированных тем. Подчеркивается значимость этого тематического блока в жизни современного российского общества. Отмечаются позитивные и негативные аспекты отдельных сюжетов социальной направленности новостных выпусков программ «Новости» РГВК «Дагестан» и «Новости 24» телекомпании «Наше Национальное телевидение» (ННТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF SOCIO-POLITICAL ISSUES BY REGIONAL TV COMPANIES: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLICAN STATE BROADCASTING COMPANY DAGESTAN

Nowadays, the influence of socio-political television programs on public behavior is very great. Many social and political talk shows are broadcast on various channels. Thanks to these broadcasts, information now reaches viewers in real time. This enhances the influence of information on public opinion and behavior. The article examines the activities of regional mass media in covering socially oriented topics. The importance of this thematic block in the life of modern Russian society is emphasized. The positive and negative aspects of certain social-oriented stories of the news releases of the programs «News» of the RGVC Dagestan and «News 24» of the Nasha National Television (NNT) television company are noted.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКОМПАНИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «ДАГЕСТАН»»

■ ■ ■ ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКОМПАНИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «ДАГЕСТАН»

Майранов М.А.

Совет имамов Лакского района республики Дагестан.

Аннотация. Ныне влияние социально-политических программ телевидения на общественное поведение очень велико. По разным каналам транслируется множество социальных и политических ток-шоу. Благодаря этим передачам информация теперь доходит до телезрителей в режиме реального времени. Это усиливает влияние информации на общественное мнение и поведение. В статье рассматривается деятельность региональных средств массовой информации по освещению социально ориентированных тем. Подчеркивается значимость этого тематического блока в жизни современного российского общества. Отмечаются позитивные и негативные аспекты отдельных сюжетов социальной направленности новостных выпусков программ «Новости» РГВК «Дагестан» и «Новости 24» телекомпании «Наше Национальное телевидение» (ННТ).

Ключевые слова: социальная коммуникация, общество, журналистика, регион, аудитория

Для цитирования: Майранов М.А. Освещение социально-политической проблематики региональными телекомпаниями: на примере Республиканской государственной вещательной компании «Дагестан»// Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. No 4. C.59-66.

Сведения об авторе: Майранов Магомед Апанниевич. Председатель совета имамов Лакского района республики Дагестан. Адрес: 367000. Махачкала, ул. Дахадаева, дю 136. E-mail: mayranovmuhammad@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 11.10.2023. Принята к печати: 24.12.2023.

Введение. Цель данной работы изучить процесс формирования новостных повесток социальной направленности на региональном телевидении и их влияние на социальную сферу общественной жизни. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов: что понимать под социальной журналистикой, какие задачи перед ней стоят, как сейчас отражена данная тематика на региональном телевидении. Региональное телевидение сегодня занимает значимое положение в современном обществе. Активно развиваться и приобретать популярность оно стало в 90-х годах прошлого века. Рос интерес людей к новостям и проблемам родного региона. Зрители хотели смотреть и слушать «своих» людей. Средства массовой информации играют значительную роль в освещении и решении социальных проблемах [Capelos & Graber]. Через телевидение, газеты и Интернет средства

массовой информации имеют возможность формировать общественное мнение и повысить осведомленность общества о различных социальных проблемах.

Соотношение просмотра телевидения и использования интернета

По данным исследовательской компании Mediascope (сайт mediascope.net), хотя бы раз в сутки телевизор включают около 63% россиян, то есть два человека из трех.

Да, доля тех, кто использует социальные сети и смотрит новости в интернете ежедневно, выше, чем тех, кто каждый день смотрит телевизор, -81 против 66% соответственно. Среднее время, которое россияне ежедневно проводят в интернете - 4 часа 9 минут против 3 часов 57 минут - просмотре телевизора, т.е. больше, чем тратят в среднем на просмотр телеканалов [Лгт§и7оЬ].

Однако важно отметить и то, что многие региональные телевизионные компании сохраняют позиции именно благодаря интернету. Активное присутствие в сети интернет позволяет телевидению вернуть позиции и влиять на формирование общественного мнения посредством использования различных цифровых технологий. Ярким примером этого является интеграция видеохостингов и телевидения, что позволяет аудитории обменяться мнением о том, что видят и слышат во время просмотра телевизора с другими (виртуальными) зрителями. Именно этот факт позволяет оценить роль телевидения в освещении социальных проблем как региона, так и в целом страны.

Способность формировать общественное мнение - вот основная сила массовой коммуникации и это позволяет влиять на социальную политику. Такая ситуация может акцентировать внимание на последствия этих проблем и побудить людей к действию. Кроме того, средства массовой информации также могут влиять на государственную политику, определенным образом формулируя социальные проблемы. Однако важно критически анализировать информацию, представленную средствами массовой информации, и учитывать множество точек зрения, чтобы сформировать всестороннее понимание социальных проблем [Грибакина: 82].

Местные телекомпании конкурируют с общероссийскими телекомпаниями на местном уровне, предлагая локализованный контент, который нравится аудитории. И в этом их преимущество.

Освещение социально-политической проблематики

региональными телеканалами в информационных программах (на примере телеканалов РГВК «Дагестан» и «Наше национальное телевидение»)

Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» была создана в 2003 году постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 декабря 2003 г. №343 в целях совершенствования информационного обеспечения граждан республики и развития

республиканского телерадиовещания. Эфирная сетка телекомпании изначально была ориентирована на регионального зрителя. Да, основную роль играет информационная дирекция - выпуски «Время Новостей» выходят 8 раз в день и оперативно информируют зрителей о происходящем в республике и за её пределами. На канале осуществляются прямые трансляции значимых государственных праздников и мероприятий. Но при этом на региональной основе выходят программы на национальных языках. Всего в эфире телекомпании находится более 50 программ различной направленности1. Телекомпания в подборе сюжетов акцентирует внимание на «маленьком человеке», на частных случаях позволяющих привлечь внимание общества к социальным вопросам. В частности, сюжет о 15-летнем Алибулате Алибулатове2, что, живя в одном из отдаленных районов Дагестана конструирует роботов из подручных средств набрал более 2 миллионов просмотров. Хотя сюжет рассказывает о целеустремленном подростке, на самом деле он затрагивает очень важную социальную проблему - отсутствие возможности самореализации подростков в сельской местности. Что примечательно данный сюжет имел положительный резонанс, мальчик получил возможность и дальше заниматься любимым делом, а местные власти обратили внимание на укомплектованность сельских школ необходимым для учебы детей оборудованием.

Долгие годы РГВК «Дагестан» занимал лидирующие позиции, но в 2014 году в Дагестане появилась телекомпания «Наше национальное телевидение» или «ННТ». Новый ресурс был создан путем слияния трех телеканалов «Телевидение сегодняшнего дня», «ТВ-Махачкала» и «Сафинат», вещавших «окнами» на федеральных каналах. Начав вещание 1 сентября 2014 года, телекомпания акцентировала внимание на освещении этнокультурного многообразия Российской Федерации, Северного Кавказа и Дагестана. В своих программах телеканал делает упор на укрепление традиционных ценностей, сохранение языков, фольклора, популяризацию здорового образа жизни, освещаются события культурного, религиозного, и этнического формата.

Но, помимо этого, в эфире:

- культурно-просветительские, патриотические, военно-

патриотические, исторические программы

- спортивные программы

- образовательные и учебные программы

- детские и молодежные программы

- музыкальные и развлекательные программы

- художественные и документальные фильмы, мультфильмы

- трансляции республиканских спортивных и культурных мероприятий.

1 https://mediascope.net/library/presentations/ дата обращения 02.01.2024 г.

2https://www.rbc.ru/technologv and media/21/04/2023/644241819a794720778290aa?from=cop

у дата обращения 02.01.2024 г

Освещение социально-политической проблематики телекомпанией «Наше национальное телевидение»

Акцентирование внимания на социальной тематике позволило телекомпании «ННТ» быстро завоевать аудиторию и привлечь рекламодателей. Сегодня «ННТ» делает ставку на информационные и информационно-аналитические передачи, но вместе с тем имеет хороший потенциал для дальнейшего развития в вещательной сфере. Стоит отметить, что журналисты «ННТ» большое внимание уделяют социальной проблематике, акцентируют внимание на ситуативных факторах. К примеру, сюжет об инвалиде 1 группы Диане Шихвелиевой из Магарамкентского района, не имеющей гражданства (17), рассказывая историю жизни женщины журналисты привлек внимание не только благотворителей, но и миграционные службы. Данная ситуация позволила властям обратить внимание на проблемы людей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Да, благодаря сюжету девушке удалось получить необходимые для получения социальных выплат документы, но ее ситуация стала хорошим примером для разрешения аналогичных. Наибольший резонанс имеют сюжеты, не акцентирующие внимание на проблеме, а скорее рассматривающие ее в разных сторон. Один из самых популярных репортажей, вышедших в рамках программы «Новости 24» имеющий более 1,8 миллионов просмотров и почти 4 тысячи комментариев назывался «Почему дагестанцев не берут в армию?» и рассказывал о достаточно сложной проблеме. Журналисты осветили проблему с разных сторон и ответили на ключевые вопросы гражданского общества, что позволило снизить напряжение в обществе, связанное с данной проблемой.

Одним из способов, которым региональные телекомпании рассказывают о социальных проблемах, являются эмоциональные призывы. Представляя убедительные истории и изображения, медиаконтент может вызвать сильные эмоции у зрителей и побудить их к действию. Например, документальный фильм «Дезоморфин (Гниющие заживо» созданный телекомпанией «Наше Национальное телевиденье», освещающий проблему распространения наркотиков в обществе, может вызвать сочувствие и побудить зрителей поддержать инициативы, направленные на решение этой социальной проблемы.

Гуманистичекая направленность вещания региональных телекампаний

Региональные телекомпании также освещают социальные проблемы, используя влиятельных лиц и лидеров общественного мнения. Показывая влиятельных людей, которые поддерживают определенные идеи или решения, средства массовой информации могут использовать свой авторитет и авторитет персонажей своих историй, чтобы убедить аудиторию. Так в сюжете «Эпидемия ВЕИПА в Дагестане» РГВК «Дагестан» для освещения проблемы привлекли спортсменов, врачей и фитнес-экспертов, имеющих широкую аудиторию среди молодежи.

Знаменитости, эксперты и политические лидеры могут сыграть решающую роль в формировании общественного мнения и мобилизации поддержки социальных перемен. Характерный и важный показатель гуманистической составляющей региональных программ - очерковые портреты, посвящённые человеческой судьбе, профессии, преодолению проблем конкретным героем. В частности, на телекомпании РГВК «Дагестан» была создана серия репортажей «Женщины Дагестана» (19) рассказывающий о судьбах женщин, имеющих влияние на общество: журналистов, общественных деятелей, писателей. В формате интервью они рассказывают о тех проблемах, с которыми столкнулись в процессе становления, о социальных процессах свидетелями которых стали.

При этом надо понимать, что основная цель большинства государственных региональных телеканалов - это создание и поддержание положительного имиджа региона. Конечно, это не значит, что выпуск региональных новостей состоит только из положительных материалов. Но тенденция такова, что чем локальнее телевидение, тем благополучнее информация. Чем меньше аудитория, тем меньше апелляций к шоку и кошмару. Так, в исследуемой нами информационной программе «Новости» (производитель - Телерадиокомпания РГВК «Дагестан») новости относящиеся к негативным в среднем занимают 12% - это криминал, происшествия, аварии и т. д.; остальная часть программы (88%) посвящена значимым событиям, успехам и достижениям в области экономики, сельского хозяйства, спорта, культуры. Несколько иная ситуация в программе «Новости 24» (производитель - Телерадиокомпания «Наше Настоящее Телевидение») будучи частной телекомпании журналисты «ННТ» имеет возможность освещать вопросы более широкого и новости затрагивающие социальные проблемы, а также освещающие негатив занимают порядка 15%-20%3.

Для концентрации внимания аудитории на определенных сообщениях в целях формирования определенной общественно - политической позиции или настояния аудитории используются прием, при котором выпускается несколько сюжетов на одну тему, но с разной подачей. Это позволяет создать у аудитории важности данного события в сравнении с другими.

Выводы

Телевидение является одним из самых известных и влиятельных изобретений среди многих других. Общение с помощью телевидения стало заметным аспектом, который невозможно оспорить. Согласно исследованию, ток-шоу в некотором смысле влияют на принятие человеком политических решений, поскольку они являются доминирующим источником достоверной информации о политике. В исследовании подчеркивалась роль телевидения в изменении взглядов людей привычки голосовать. Существует связь между количеством времени, которое люди тратят на просмотр телевизора, и их выбором при голосовании. Ток-шоу и программы оказывают положительное

3 https://rgvktv.ru/?ysclid=ltv72vkv6q886527252

влияние на большинство зрителей, потому что основное внимание в этих шоу уделяется освещению новостей о проблемах, которые не находятся в центре внимания, и с помощью этих программ люди, как правило, узнают об этих проблемах и становятся более осведомленными, что важно для людей [Naz, Nawaz, Ali, Hussain, Mushtaq and Nawaz].

Телевидение также оказывает влияние на социальную жизнь людей, поскольку на телевидении рекламируются общественные мероприятия, которые воспринимаются индивидами, заставляя их реагировать соответствующим образом и участвовать в таких общественных мероприятиях. Телевидение также влияет на политическое мнение и политические мысли индивида. Одним из ключевых факторов, влияющих на популярность, стала и социально-политическая ориентированность программ. Это позволило региональным каналам в короткие сроки создать собственную аудиторию, в то время как газеты постепенно отходили на второй план.

Региональные телекомпании оказывают глубокое влияние на социальные проблемы, формируя общественное мнение и убеждая к действиям. Кроме того, с помощью методов убеждения и использования влиятельных лиц средства массовой информации могут мотивировать аудиторию к действию и решению социальных проблем. Региональные новости должны быть моделью жизни, средством консолидации общества, дающим ценностные ориентации, а не только «голую информацию».

Источники

Грибакина Э. М. (1992) Социальная сфера общества, ее специфика (классообразующий срез). Екатеринбург.

Дзялошинский, И.М. (2006). Роль СМИ в организации диалога власти и общества / И. М. Дзялошинский // Роль СМИ в формировании гражданского общества. М.: Хроникер, 280 с.

Зверева. Н.В. (2002). Специфика профессиональной деятельности регионального журналиста. М. С. 9.

Касымова М. С. (1993). Новые подходы к исследованию социальной сферы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. №4. С. 27-34.

Ковалев В.Н. (2003). Социология управления социальной сферой. М. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.

Лашина М.В. (1983). Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М.

Осадчая Г.И. (2003). Социология социальной сферы: Учеб пособие. М.

Рутгайзер В. М. (1989). Социальная сфера: проблемы планирования. М.

Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. Москва: Дашков и Ко.

Aririguzoh, S. A. (2014). Television broadcasts' influence on voters in a presidential election. LAP LAMBERT Academic Publishing.

Capelos, T., & Graber, D. (2009). The Impact of Popular TV Drama Shows on Political Information Acquisition and Civic QI. In Europe Consortium for Political Research Joint Workshop (pp. 1-30).

Kaufhold, K., Valenzuela, S., & De Zúñiga, H. G. (2010) Citizen Journalism and Democracy: How User-Generated News Use Relates to Political Knowledge and Participation. Journalism & Mass Communication Quarterly. 87(3-4), pp. 515-529.

Naz, N., Nawaz, Y., Ali, M., Hussain, N., Mushtaq, S. And Nawaz, R. (2014). Role of Talk Shows Raising Political Awareness among Youth 242 . (Study Conducted in District Toba Tek Singh). Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 3(1).

■ ■ ■ COVERAGE OF SOCIO-POLITICAL ISSUES BY REGIONAL TV COMPANIES: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLICAN STATE BROADCASTING COMPANY DAGESTAN

Mairanov M.A.

Council of Imams of the Lak district of the Republic of Dagestan

Abstract. Nowadays, the influence of socio-political television programs on public behavior is very great. Many social and political talk shows are broadcast on various channels. Thanks to these broadcasts, information now reaches viewers in real time. This enhances the influence of information on public opinion and behavior. The article examines the activities of regional mass media in covering socially oriented topics. The importance of this thematic block in the life of modern Russian society is emphasized. The positive and negative aspects of certain social-oriented stories of the news releases of the programs «News» of the RGVC Dagestan and «News 24» of the Nasha National Television (NNT) television company are noted.

Keywords: social communication, society, journalism, region, audience

For citation: Mairanov M.A. Coverage of Socio-political Issues by Regional Television Companies: on the Example of the Republican State Broadcasting Company Dagestan// Communicologiya: Electronic Scientific Journal. 2023. Vol. 8. No. 4, pp 59-66.

Inf. about the author: Mayranov Magomed Apannievich. Chairman of the Council of Imams of the Laksky district of the Republic of Dagestan. Address: 367000. Makhachkala, Dahadaeva str., du 136. E-mail: mayranovmuhammad@mail.ru

Received: 19: 11.10.2023. Accepted: 24.12.2023.

References

Aririguzoh, S. A. (2014). Television broadcasts' influence on voters in a presidential election. LAP LAMBERT Academic Publishing.

Capelos, T., & Graber, D. (2009). The Impact of Popular TV Drama Shows on Political Information Acquisition and Civic QI. In Europe Consortium for Political Research Joint Workshop (pp. 1-30).

Dzyaloshinsky, I.M. (2006). The role of the media in the organization of a dialogue between government and society / I. M. Dzyaloshinsky // The role of the media in the formation of civil society. Moscow: Chroniker, 280 p. (In Rus.).

Gribakina E. M. (1992). The social sphere of society, its specifics (class-forming section). Ekaterinburg. (In Rus.).

Kasymova M. S. (1993). New approaches to the study of the social sphere // Bulletin of the Moscow State University. Ser. 6. Economics. No. 4, pp. 27-34. (In Rus.).

Kaufhold, K., Valenzuela, S., & De Zuniga, H. G. (2010) Citizen Journalism and Democracy: How User-Generated News Use Relates to Political Knowledge and Participation. Journalism & Mass Communication Quarterly. 87(3-4), pp. 515-529.

Kovalev V.N. (2003). Sociology of social sphere management. M. Where is Russia going? Transformation of the social sphere and social policy. M., 1998. (In Rus.).

Lashina M.V. (1983). The interrelation of the main spheres of a developed socialist society. M. (In Rus).

Naz, N., Nawaz, Y., Ali, M., Hussain, N., Mushtaq, S. And Nawaz, R. (2014). Role of Talk Shows Raising Political Awareness among Youth 242 . (Study Conducted in District Toba Tek Singh). Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 3(1).

Osadchaya G.I. (2003). Sociology of the social sphere: Textbook. M. (In Rus.). Rutgizer V. M. (1989). The social sphere: problems of planning. M. (In Rus.). Sharkov F.I. (2004). Political consulting Moscow: Dashkov and Co. (In Rus.). Zvereva, N.V. (2002). The specifics of the professional activity of a regional journalist. M. S. 9. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.