Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 82-84.
С. Э. Титов
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫХ
ФУНКЦИЙ ПОЛИЦИИ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Рассматриваются функции полиции, закрепленные законодательством Российской Федерации, и их роль в предупреждении преступности.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика, специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности, функции полиции.
Вопросы профилактики, предупреждения и пресечения преступлений все чаще становятся объектами пристального внимания ученых, практиков, общественности, населения. Безусловно, одной из основных функций любого правоохранительного органа являются профилактика и предупреждение различных видов преступлений.
Как считают большинство криминологов, предупреждение преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с ней1. Преступность наносит обществу не только материальный ущерб, но и моральный вред. Чем выше уровень преступности, тем больше затраты, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов, «выключением» значительной части населения из процесса общественного воспроизводства.
Предупреждение преступлений может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа, конкретного лица, так и косвенным результатом их действий. В соответствии с этим субъектов предупреждения преступности подразделяют на специализированных и неспециализиро-ванных2.
К специализированным субъектам относятся, в частности, контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно -эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля. К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, относят общественные организации и лиц, содействующих правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безо-
пасности, специализированные средства массовой информации.
Круг неспециализированных субъектов четко не определен. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, к примеру, путем создания новых рабочих мест, что способствует сокращению числа безработных.
Корни преступности всегда следует искать в негативных общественных явлениях, а также социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Полностью искоренить названные явления в обществе невозможно, однако четко организованные меры со стороны государства и общества могут значительно сократить их негативное воздействие.
Наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, разработку социальных программ повышения жизненного уровня населения, формирование в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и религиозные конфликты. На органы внутренних дел субъектов РФ и полицию правовым актом исполнительного органа данного субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в ст. 12 Федерального закона «О полиции»3, например, государственный контроль за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. Следует отметить, что в отношении милиции ранее предпринимались попытки возложения на нее незаконных полномочий4.
Таким образом, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения, которое она может воплощать в жизнь пу-
тем осуществления правомерной деятельности, то есть исполнения сформулированных в законе полномочий.
К назначению полиции следует отнести: 1) защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; 2) противодействие преступности; 3) защиту каждого от преступных и иных противоправных посягательств; 4) охрану общественного порядка, собственности; 5) обеспечение общественной безопасности; 6) оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
В целях достижения максимальной эффективности работы полиции на нее возлагаются следующие функции: принимать, регистрировать и проверять заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях,
о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях; прибывать незамедлительно на место совершения преступления; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Также на полицию возложено выявление причин, условий, факторов преступлений и административных правонарушений, а также обстоятельств, способствующих совершению преступлений, лиц, имеющих намерение совершить преступления, проведение с ними профилактической работы; обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках; участие при ликвидации чрезвычайных ситуаций путем принятия неотложных мер по сохранению имущества, оставшегося без присмотра; осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Согласно Указу Президента РФ «Вопросы организации полиции»5 на подразделения полиции возложено выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, обеспечение
безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки, обеспечение безопасности дорожного движения.
На подразделения полиции также возложена охрана объектов, имущества граждан и организаций; обеспечение собственной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной работы, экспертно-криминалистической деятельности; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; содержание, охрана и конвоирование задержанных — подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации; контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств.
В Государственную Думу в настоящее время внесен законопроект, в соответствии с которым некоторые функции полиции будут переданы другим органам и службам, например, разыскивать должников, уклоняющихся от выполнения обязательств, будут судебные приставы и частные детективы.
Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Пли-гин внес в Госдуму законопроект, который передает судебным приставам функции полиции по розыску граждан-должников по исполнительным документам, розыску детей по исполнительным документам, содержащим требования об отобрании ребенка, а также по розыску граждан — ответчиков по гражданским делам.
Указанным законопроектом предусматривается оказание содействия органами внутренних дел Федеральной службе судебных приставов в исполнении функций по розыску должников, их имущества, а также детей по исполнительным документам, содержащим требования
об отобрании ребенка. Судебные приставы должны предоставлять полицейским известную им информацию о людях, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Розыскные функции судебных приставов расширятся, в их компетенцию будет входить осуществление указанных функций в нерабочие дни и ночное время, они имеют право запрашивать и использовать необходимые им сведения из различных баз данных, привлекать к розыскным мероприятиям частных детективов. Приведенным законопроектом также конкретизируются правила передачи арестованного имущества должника на хранение, чтобы исключить случаи его незаконного отчуждения и утраты.
Таким образом, утвержденные на законодательном уровне функции полиции позволяют
своевременно предупреждать преступления, сокращать их число.
Примечания
1 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 2007. С. 437; Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 2005. С. 265; Криминология : учебник / под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1988. С. 161; Курганов, С. И. Криминология. М., 2007. С. 80.
2 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 2007. С. 438.
3 См.: Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М., 2011. С. 9.
4 Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. № 75-ГО1-8 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».
5 Российская газета. 2011. 1 марта.