Научная статья на тему 'Осуществление законодательно закрепленных функций полиции как основа предупреждения преступности'

Осуществление законодательно закрепленных функций полиции как основа предупреждения преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ / CRIME PREVENTION / PREVENTION / SPECIALIZED AND MAINSTREAM SUBJECTS OF CRIME PREVENTION / POLICE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титов Сергей Эдуардович

Рассматриваются функции полиции, закрепленные законодательством Российской Федерации, и их роль в предупреждении преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered the police, as set forth by the legislation of the Russian Federation, and their role in crime prevention.

Текст научной работы на тему «Осуществление законодательно закрепленных функций полиции как основа предупреждения преступности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 82-84.

С. Э. Титов

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫХ

ФУНКЦИЙ ПОЛИЦИИ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Рассматриваются функции полиции, закрепленные законодательством Российской Федерации, и их роль в предупреждении преступности.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика, специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности, функции полиции.

Вопросы профилактики, предупреждения и пресечения преступлений все чаще становятся объектами пристального внимания ученых, практиков, общественности, населения. Безусловно, одной из основных функций любого правоохранительного органа являются профилактика и предупреждение различных видов преступлений.

Как считают большинство криминологов, предупреждение преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с ней1. Преступность наносит обществу не только материальный ущерб, но и моральный вред. Чем выше уровень преступности, тем больше затраты, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов, «выключением» значительной части населения из процесса общественного воспроизводства.

Предупреждение преступлений может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа, конкретного лица, так и косвенным результатом их действий. В соответствии с этим субъектов предупреждения преступности подразделяют на специализированных и неспециализиро-ванных2.

К специализированным субъектам относятся, в частности, контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно -эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля. К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, относят общественные организации и лиц, содействующих правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безо-

пасности, специализированные средства массовой информации.

Круг неспециализированных субъектов четко не определен. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, к примеру, путем создания новых рабочих мест, что способствует сокращению числа безработных.

Корни преступности всегда следует искать в негативных общественных явлениях, а также социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Полностью искоренить названные явления в обществе невозможно, однако четко организованные меры со стороны государства и общества могут значительно сократить их негативное воздействие.

Наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, разработку социальных программ повышения жизненного уровня населения, формирование в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и религиозные конфликты. На органы внутренних дел субъектов РФ и полицию правовым актом исполнительного органа данного субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в ст. 12 Федерального закона «О полиции»3, например, государственный контроль за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. Следует отметить, что в отношении милиции ранее предпринимались попытки возложения на нее незаконных полномочий4.

Таким образом, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения, которое она может воплощать в жизнь пу-

тем осуществления правомерной деятельности, то есть исполнения сформулированных в законе полномочий.

К назначению полиции следует отнести: 1) защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; 2) противодействие преступности; 3) защиту каждого от преступных и иных противоправных посягательств; 4) охрану общественного порядка, собственности; 5) обеспечение общественной безопасности; 6) оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

В целях достижения максимальной эффективности работы полиции на нее возлагаются следующие функции: принимать, регистрировать и проверять заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях,

о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях; прибывать незамедлительно на место совершения преступления; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Также на полицию возложено выявление причин, условий, факторов преступлений и административных правонарушений, а также обстоятельств, способствующих совершению преступлений, лиц, имеющих намерение совершить преступления, проведение с ними профилактической работы; обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках; участие при ликвидации чрезвычайных ситуаций путем принятия неотложных мер по сохранению имущества, оставшегося без присмотра; осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Согласно Указу Президента РФ «Вопросы организации полиции»5 на подразделения полиции возложено выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, обеспечение

безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки, обеспечение безопасности дорожного движения.

На подразделения полиции также возложена охрана объектов, имущества граждан и организаций; обеспечение собственной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной работы, экспертно-криминалистической деятельности; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; содержание, охрана и конвоирование задержанных — подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации; контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств.

В Государственную Думу в настоящее время внесен законопроект, в соответствии с которым некоторые функции полиции будут переданы другим органам и службам, например, разыскивать должников, уклоняющихся от выполнения обязательств, будут судебные приставы и частные детективы.

Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Пли-гин внес в Госдуму законопроект, который передает судебным приставам функции полиции по розыску граждан-должников по исполнительным документам, розыску детей по исполнительным документам, содержащим требования об отобрании ребенка, а также по розыску граждан — ответчиков по гражданским делам.

Указанным законопроектом предусматривается оказание содействия органами внутренних дел Федеральной службе судебных приставов в исполнении функций по розыску должников, их имущества, а также детей по исполнительным документам, содержащим требования

об отобрании ребенка. Судебные приставы должны предоставлять полицейским известную им информацию о людях, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Розыскные функции судебных приставов расширятся, в их компетенцию будет входить осуществление указанных функций в нерабочие дни и ночное время, они имеют право запрашивать и использовать необходимые им сведения из различных баз данных, привлекать к розыскным мероприятиям частных детективов. Приведенным законопроектом также конкретизируются правила передачи арестованного имущества должника на хранение, чтобы исключить случаи его незаконного отчуждения и утраты.

Таким образом, утвержденные на законодательном уровне функции полиции позволяют

своевременно предупреждать преступления, сокращать их число.

Примечания

1 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 2007. С. 437; Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 2005. С. 265; Криминология : учебник / под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1988. С. 161; Курганов, С. И. Криминология. М., 2007. С. 80.

2 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 2007. С. 438.

3 См.: Рыжаков, А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М., 2011. С. 9.

4 Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. № 75-ГО1-8 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».

5 Российская газета. 2011. 1 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.