Научная статья на тему 'Осуществление ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего'

Осуществление ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
571
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRIMINAL PROCEEDINGS / DEPARTMENTAL CONTROL / INVESTIGATIVE ACTIONS / MINOR / PROCEDURAL CONTROL / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Ульви Низами Оглы, Дутов Николай Юрьевич

Статья посвящена научному осмыслению законодательной регламентации осуществления ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего и особенностей правоприменительной практики осуществления процессуального контроля. Ведомственный контроль за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего осуществляется как в рамках процессуального законодательства, так и в рамках ведомственных локальных нормативных актов, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. В статье также рассмотрена классификация процессуальных и организационных средств осуществления контроля в зависимости от подследственности уголовных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедов Ульви Низами Оглы, Дутов Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DEPARTMENTAL CONTROL OVER THE PRODUCTION OF CERTAIN INVESTIGATIVE ACTIONS AGAINST A MINOR

The article is devoted to the scientific understanding of the legislative regulation of the implementation of departmental control over the production of individual investigative actions in relation to a minor and the specifics of the law enforcement practice of the implementation of procedural control. Departmental control over the production of individual investigative actions in respect of a minor is carried out both within the framework of procedural legislation and within the framework of departmental local regulations adopted to ensure the protection of the rights and legal interests of minors in criminal proceedings. The article also considers the classification of procedural and organizational means of exercising control depending on the investigative jurisdiction of criminal cases.

Текст научной работы на тему «Осуществление ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего»

У.Н. Ахмедов, Н.Ю. Дутов,

кандидат юридических наук кандидат юридических наук, доцент

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

IMPLEMENTATION OF DEPARTMENTAL CONTROL OVER THE PRODUCTION OF CERTAIN INVESTIGATIVE ACTIONS

AGAINST A MINOR

Статья посвящена научному осмыслению законодательной регламентации осуществления ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего и особенностей правоприменительной практики осуществления процессуального контроля. Ведомственный контроль за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего осуществляется как в рамках процессуального законодательства, так и в рамках ведомственных локальных нормативных актов, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. В статье также рассмотрена классификация процессуальных и организационных средств осуществления контроля в зависимости от подследственности уголовных дел.

The article is devoted to the scientific understanding of the legislative regulation of the implementation of departmental control over the production of individual investigative actions in relation to a minor and the specifics of the law enforcement practice of the implementation ofprocedural control. Departmental control over the production of individual investigative actions in respect of a minor is carried out both within the framework ofpro-cedural legislation and within the framework of departmental local regulations adopted to ensure the protection of the rights and legal interests of minors in criminal proceedings. The article also considers the classification of procedural and organizational means of exercising control depending on the investigative jurisdiction of criminal cases.

Одной из проблем современного российского государства является высокий уровень преступности среди подростков. По данным официальной статистики МВД России, число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в 2017 году в России составило 42504. Конечно, существует положительная динамика по сравнению с

предыдущими годами (например, за 2016 год количество таких преступлений составило 48589, а в 2015 году — 55 993) [1]. Притом за январь — апрель 2018 года наблюдается увеличение количества преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в частности, на 3,7% увеличилась преступность среди несовершеннолетних (с 12941 до

13415), а также с 3,5 до 3,6% удельный вес таких деяний от всех предварительно расследованных преступлений [2]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторую стабилизацию количественных показателей, продолжают тревожить негативные качественные изменения в структуре данного вида преступности.

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних постоянно находится в центре внимания специалистов в области ювеналь-ной юстиции. В Минимальных стандартных правилах ООН от 15 сентября 1985 года и Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы, отмечается, что объектом особого внимания государства должно стать создание гарантий, обеспечивающих необходимую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. Уровень таких гарантий должен быть намного выше, чем у взрослого человека [3].

Одним из элементов государственных гарантий обеспечения прав несовершеннолетнего является целостная система контроля и надзора со стороны различных органов. Действующее законодательство Российской Федерации включает в себя судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль. Совокупность указанных выше звеньев контроля обеспечивает соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего на различных этапах производства по уголовному делу [4].

Любое следственное действие ущемляет или ограничивает в определенной мере права и законные интересы участвующих в нем лиц. В случае, если в нем участвует несовершеннолетний, должностные лица, проводящие его, должны уделять особое внимание защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Однако на практике нередки случаи, когда права и законные интересы несовершеннолетних граждан соблюдаются не в полной мере, что влечет за собой акты прокурорского реагирования и дальнейшее признание доказательств недопустимыми. В этой связи особое значение приобретает ведомственный контроль за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего, так как непосредственный руководитель должностного лица может осуществлять постоянный контроль за деятельностью своего подчиненного и реагировать на возможные нарушения, непосредственно предупреждая их, а не уже после таких нарушений, как происходит в рамках прокурорского надзора [5]. Однако четкого механизма осуществления ведомственного контроля за производством отдельных следственных дей-

ствий в отношении несовершеннолетнего в настоящее время не разработано, что влечет сложности в правоприменительной деятельности.

Важным элементом государственных гарантий обеспечения прав несовершеннолетнего является целостная система контроля и надзора со стороны различных органов. Действующее законодательство Российской Федерации включает в себя судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль. Совокупность указанных выше звеньев контроля обеспечивает соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего на различных этапах производства по уголовному делу.

Судебный контроль за производством отдельных следственных действий возникает в предусмотренных законом случаях, когда следственное действие существенно ограничивает конституционные права граждан. Например, обыск в жилище [6]. При этом судебному контролю предшествует ведомственный — так, следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

У дознавателя элементом, предшествующим судебному контролю, является согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного действия.

Следующий правовой элемент обеспечивающий соблюдение законодательства — прокурорский надзор. Предметом надзора за производством отдельных следственных действий является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В отличие от судебного контроля прокурорский надзор осуществляется постоянно, а не возникает в зависимости от правовой ситуации.

И последний элемент — ведомственный контроль. Ведомственный контроль за производством отдельных следственных действий — это процессуальная деятельность начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа по осуществлению процессуального контроля за соблюдением прав граждан, а также за полнотой и качеством производства следственного действия, осуществляемого подчиненным им дознавателем и следователем. Так как контроль осуществляется в формате «начальник — подчиненный», то возрастает возможность предупреждения нарушения законодательства в ходе производства следственного действия.

Фигура руководителя следственного органа появилась с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О

предоставлении права предварительного следствия органам охраны общественного порядка». При этом данный указ не наделил руководителя следственного органа процессуальными полномочиями. Перечень процессуальных полномочий был в дальнейшем закреплен в Положении «Об организации и деятельности следственного аппарата в органах Министерства охраны общественного порядка (далее МООП) РСФСР». Согласно данному Положению руководители следственного органа были наделены полномочием осуществления руководства расследованием уголовных дел и контроля за соблюдением законности при возбуждении и расследовании уголовных дел, сроками, полнотой, всесторонностью, объективностью расследования. Данное полномочие могло осуществляться как посредством личного участия руководителя непосредственно в проведении следственных действий по производимым уголовным делам, так и посредством принятия уголовного дела к своему производству. Также руководитель был наделен правами проверки материалов, по которым следователями были приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении или прекращении уголовных дел, о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела.

Одновременно в законодательстве появился новый термин — «ведомственный контроль», который «как бы подчеркивал непроцессуальный характер отношений начальника следственного отдела и следователя» [7].

Следующим шагом в деле оптимизации законодательного регулирования полномочий начальника следственного отдела в части осуществления ведомственного контроля стало дополнение УПК РСФСР статьей 127.1 «Полномочия начальника следственного отдела» [8]. В соответствии с данной статьей на начальника следственного отдела были возложены обязанности по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела наделялся правом проверки уголовного дела, в том числе с участием несовершеннолетнего, дачи |указания следователю о |производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении |дела, о |производстве отдельных следственных действий, передачи дела от одного следователя другому, поручения расследования дела нескольким следователям, а также участия в производстве предварительного

следствия и личного производства предварительного следствия, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Таким образом, можно утверждать, что с возложением на начальника следственного отдела |обязанности по |осуществлению процессуального руководства за деятельностью следователя |на него одновременно были возложены полномочия по процессуальному контролю. Процессуальный контроль, по нашему мнению, является не только гарантией обеспечения законности при производстве по уголовному делу, но и обязательной составляющей деятельности по применению процессуальных норм, направленных на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних участников в досудебном производстве.

Анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (ст.ст. 39, 40.1, 40.2 УПК РФ) позволяет утверждать, что в настоящее время ведомственный контроль в российском уголовном судопроизводстве осуществляется в двух формах — процессуальной и организационной. Процессуальная форма базируется на полномочиях, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством, и содержится в полномочиях начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа. Организационная форма базируется на принципе подчиненности и содержится в ведомственных нормативных актах, регулирующих деятельность начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа.

Так как следственные действия в отношении несовершеннолетнего осуществляются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, то и ведомственный контроль за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего осуществляется в процессуальной форме. Ведомственные нормативные акты, как правило, содержат организационные аспекты и не могут ограничивать процессуальные полномочия при производстве следственных действий [9].

Таким образом, осуществление ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего закреплены в российском уголовно-процессуальном законодательстве в форме полномочий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и руководителя следственного органа.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. В соответствии с УПК РФ к общим особенностям

производства следственных действий в отношении несовершеннолетнего можно отнести следующие:

- установление специального предмета доказывания, т.е. дополнительных обстоятельств по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ);

- обеспечение обязательного участия по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего законного представителя, защитника, педагога и психолога (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, ст. 426 УПК РФ, ст. 191 УПК РФ);

- непосредственное применение норм международного права, регламентирующих особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетнего, в частности обеспечение гарантии права на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем участнике уголовного судопроизводства.

При этом в настоящее время положение о недопустимости оказания отрицательного воздействия на несовершеннолетних в том или ином виде содержится в нескольких статьях УПК РФ, и оно может по праву считаться одним из принципов уголовного судопроизводства. Помимо правила осуществления следственных действий в отношении несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых УПК РФ содержит положения, обеспечивающие права потерпевших и свидетелей. Так, ст. 191 УПК РФ содержит особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего.

Четкое закрепление гарантий прав несовершеннолетнего в УПК РФ предъявляет особые требования к ведомственному контролю за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего.

Условно ведомственный контроль можно разделить в зависимости от формы предварительного расследования — дознание и предварительное следствие. При дознании контроль осуществляет начальник органа дознания и начальник подразделения дознания, а при производстве предварительного следствия — руководитель следственного органа.

Основу процессуальной деятельности руководителя следственного органа при производстве уголовного дела, возбужденного в отношении несовершеннолетнего, составляет ведомственный контроль, т.е. руководство производством предварительного следствия посредством реализации процессуально-правовых институтов, с помощью которых руководитель следственного органа реализует контрольные функции.

Аналогичными полномочиями наделен и начальник подразделения дознания, который

также реализует функцию процессуального контроля при производстве дознания по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних.

Согласно п. 38.1 УПК РФ, руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Полагаем, понятие руководителя следственного органа (а также его заместителя) можно было бы определить более широко. В частности, руководителя следственного органа можно характеризовать как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, уполномоченное осуществлять контроль за законностью принимаемых следователем решений, а также уголовно-процессуальное руководство расследованием, наделенное соответствующими правами и обязанностями, реализация которых происходит в ходе уголовно-процессуальных отношений.

Полномочия руководителя следственного органа при осуществлении ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего можно сгруппировать следующим образом:

- проверочные действия. Выражаются в проверке материалов уголовного дела. Также в рамках проверочных действий руководитель следственного органа дает согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального (следственного) действия в отношении несовершеннолетнего, которое допускается на основании судебного решения;

- указания. Руководитель следственного органа дает следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий с участием несовершеннолетнего;

- акты реагирования. Руководитель следственного органа вправе отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления следователя. В случае существенных нарушений требований УПК РФ руководитель следственного органа вправе отстранить следователя от дальнейшего производства расследования в отношении несовершеннолетнего.

Полномочия начальника органа дознания при осуществлении ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего в определенных аспектах схожи с полномочиями руководителя следственного органа и состоят в следующем:

- проверочные действия. Выражаются в проверке материалов уголовного дела дознавателя. В

рамках проверочных действий начальник органа дознания вправе рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решения. Однако начальник органа дознания не наделен полномочиями по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального (следственного) действия в отношении несовершеннолетнего, которое допускается на основании судебного решения;

- указания. Начальник органа дознания дает дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий с участием несовершеннолетнего;

- акты реагирования. Начальник органа дознания наделен полномочием утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу.

Начальник органа дознания также обладает полномочиями начальника подразделения дознания при осуществлении ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего. Так, начальник подразделения осуществляет ведомственный контроль в следующих категориях:

- проверочные действия. Выражаются в проверке материалов уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя;

- указания. Начальник подразделения дознания дает дознавателю указания о производстве отдельных следственных действий с участием несовершеннолетнего;

- акты реагирования. Начальник подразделения дознания вправе изъять уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю.

Процессуальным статусом начальника органа дознания наделены должностные лица органа дознания, а также должностные лица правоохранительных органов исполнительной власти, наделенные правом осуществлять дознание по уголовным делам. В этом случае начальник органа дознания или его заместители обладают правом делегировать уголовно-процессуальные полномочия соответствующим должностным лицам органов дознания [4].

Процессуальный контроль руководителя следственного органа предполагает реализацию процессуальных полномочий, при установлении нарушений уголовно-процессуального законодательства следователем руководитель реализует процессуальный контроль путем применения активных действий — указаний, распоряжений, принятия процессуальных решений.

Таким образом, осуществление ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего выражается в соблюдении дознавателем и

следователем особенностей производства следственных действий с участием несовершеннолетнего и своевременном реагировании на возможные нарушения. Контроль может выражаться не только в актах реагирования, но и в указаниях, направленных на соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Алгоритм действий руководителя в рамках ведомственного контроля за производством отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетнего строится следующим образом.

Во-первых, следует определить наличие правовых оснований:

- непосредственная подчиненность дознавателя или следователя;

- наличие возбужденного уголовного дела;

- присутствие в качестве участника уголовного судопроизводства лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста;

- производство следственного действия с участием несовершеннолетнего.

Во-вторых, необходимо осуществлять проверочные действия:

- истребование материалов уголовного дела и оценка соблюдения законодательства при производстве следственного действия. В рамках контроля, проверяется: обязательное участие защитника и законного представителя при производстве следственного действия, обязательное участие педагога (психолога) при производстве допроса несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, соблюдение временных рамок производства следственного действия;

- дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального (следственного) действия, которое допускается на основании судебного решения. Руководитель проверяет обоснованность доводов следователя для принятия решения о производстве следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан.

В-третьих, при наличии правовых оснований руководителю следует переходить к производству процессуальных действий:

- дача указаний дознавателю или следователю о производстве конкретных следственных действий с участием несовершеннолетнего;

- отмена незаконных или необоснованных постановлений следователя о производстве следственного действия по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам;

- изъятие уголовного дела и передача его другому сотруднику.

В-четвертых, руководитель осуществляет организационные действия. Важным элементом ведомственного контроля является заслушивание дознавателя или следователя о произведенной работе по уголовному делу. Заслушивание помогает соблюсти сроки, намеченные в указаниях руководителей, а также наметить дальнейшие процессуальные действия по уголовному делу.

Анализ материалов уголовных дел показал, что наиболее часто проблемы ведомственного контроля проявляются на стадии возбуждения уголовного дела. Указанные проблемы прежде всего обусловлены особенностями полномочий субъектов, наделенных правом осуществлять ведомственный контроль. В частности, к числу важных процессуальных решений, играющих важную роль при проведении проверки поступившего сообщения о преступлении, полагаем, необходимо отнести решения следователя, дознавателя, органа дознания или руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В статье 40.2 УПК РФ не регламентирована возможность принятия вышеуказанных решений начальником органа дознания. При этом УПК РФ не регламентирует полномочия начальника органа дознания на принятие уголовного дела к своему производству. Следовательно, процессуальный статус названного участника уголовного

судопроизводства существенно отличается от статуса руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания, которые также осуществляют ведомственный процессуальный контроль. А также большинство процессуальных полномочий, обозначенных в статье 40.2 УПК РФ, реализуются начальником органа дознания после возбуждения уголовного дела [5].

Относительно проблем, касающихся реализации процессуальных полномочий руководителем следственного органа, полагаем, что полномочия, закрепленные в ст. 39 УПК РФ, нуждаются в оптимизации, в частности посредством их расширения. Следует закрепить право руководителя следственного органа осуществлять ведомственный контроль за конкретными действиями и решениями следователя на определенных этапах следствия. Выделенное полномочие не лишает руководителя возможности и законного права производить процессуальный (ведомственный) контроль на различных этапах предварительного расследования в случае возникновения объективной необходимости.

На наш взгляд, рациональное сочетание обязательных и факультативных этапов осуществления процессуального контроля за деятельностью следователя могло бы придать ведомственному контролю системный характер и, таким образом, повысить его эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности [Электронный ресурс]. — URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/folder/ 101762 (дата обращения: 06.06.2017).

2. Данные судебной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php? id=79 (дата обращения: 06.06.2017).

3. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/12082757 (дата обращения: 12.06.2017).

4. Кальницкий В. В. Освобождение от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 228 УК России (Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации) // Законодательство и практика. — 1998. — № 1. — С. 27—30.

5. Основы уголовного судопроизводства : учебник для бакалавров / М. В. Бубчикова [и др.] ;

под ред. В. А. Давыдова, В. В. Ершова. — Москва : РГУП, 2017. — 444 с.

6. Белоусова Е. А. О некоторых вопросах прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего // Кри-миналистъ. — 2010. — № 2 (7). — С. 50—53.

7. Табаков С. А. Начальник органа дознания: изменения в правовой статус, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 440-ФЗ // Законодательство и практика. — 2016. — № 1. — С. 10—13.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) // Ведомости ВС РСФСР. — 1960. — № 40. — Ст. 592. — Утратил силу.

9. Зозуля В. В., Ахмедов У. Н., Видеозапись производства следственных действий с участием несовершеннолетних: процессуально-правовые аспекты применения // Судебная власть и уголовный процесс. — 2016. — № 3. — С. 92—96.

REFERENCES

1. Sostoyanie prestupnosti [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/folder/ 101762 (data obrascheniya: 06.06.2017).

2. Dannyie sudebnoy statistiki [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id= 79 (data obrascheniya: 06.06.2017).

3. O sudebnoy praktike primeneniya zakonoda-telstva, reglamentiruyuschego osobennosti ugolov-noy otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnih : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Ros-siyskoy Federatsii ot 1 fevralya 2011 goda № 1 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/12082757 ( data obra-cheniya: 12.06.2017).

4. Kalnitskiy V. V. Osvobozhdenie ot ugolovnoy otvetstvennosti v sootvetstvii s primechaniem k st. 228 UK Rossii (Kommentariy k postanovleniyu Plenuma Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii) // Za-konodatelstvo i praktika. — 1998. — № 1. — S. 27—30.

5. Osnovyi ugolovnogo sudoproizvodstva : ucheb-nik dlya bakalavrov / M. V. Bubchikova [i dr.] ; pod

red. V. A. Davyidova, V. V. Ershova. — Moskva : RGUP, 2017. — 444 s.

6. Belousova E. A. O nekotoryih voprosah prekrascheniya ugolovnogo dela (ugolovnogo pres-ledovaniya) v otnoshenii nesovershennoletnego // Kriminalist'. — 2010. — № 2 (7). — S. 50—53.

7. Tabakov S. A. Nachalnik organa doznaniya: iz-meneniya v pravovoy status, vnesennyie Federalnyim za-konom ot 30 dekabrya 2015 g. № 440-FZ // Za-konodatelstvo i praktika. — 2016. — № 1. — S. 10—13.

8. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 29.12.2001, s izm. ot 26.11.2002) // Vedomosti VS RSFSR. — 1960. — № 40. — St. 592. — Utratil silu.

9. Zozulya V. V., Ahmedov U. N., Videozapis proizvodstva sledstvennyih deystviy s uchastiem nesovershennoletnih: protsessualno-pravovyie aspek-tyi primeneniya // Sudebnaya vlast i ugolovnyiy protsess. — 2016. — № 3. — S. 92—96.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ахмедов Ульви Низами оглы. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8 (920) 212-55-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дутов Николай Юрьевич. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук, доцент. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8 (920) 409-99-95.

Akhmedov Ulvi Nizami ogli. Associate Proffessor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Sciences (Jurisprudence/Law).

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те! 8 (920) 212-55-55.

Dutov Nikolay Yuryevich. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Sciences (Jurisprudence/Law), Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8 (920) 409-99-95.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; ведомственный контроль; производство следственных действий; несовершеннолетний; процессуальный контроль.

Key words: criminal proceedings; departmental control; investigative actions; minor; procedural control.

УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.