Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИНДРОМ ДАУНА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнукова К.П.

В данной статье рассматриваются этапы осуществления социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном образовании, а также особенности детей, страдающих данным патологическим заболеванием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 1

Корнукова К.П.

студент 3 курса института математики естествознания и техники. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет

им. И.А. Бунина». (Россия, г. Елец)

Научный руководитель: Яковлева И.В.

старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования.

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».

(Россия, г. Елец)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы осуществления социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном образовании, а также особенности детей, страдающих данным патологическим заболеванием.

Ключевые слова: социализация, синдром Дауна, инклюзивное образование.

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами... Это люди, которым судьба послала сложные испытания...Только сочувствия мало, надо развивать возможности. (Л.И. Швецова)

В двадцать первом веке проблема людей с ограниченными возможностями, их социализация, обучение, развитие, взаимодействие и отношения в обществе являются одной из самых острых проблем современной действительности.

Еще с древних времен в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень. Положение детей в то время было еще трагичнее. Как правило, такой ребенок был позорным клеймом для своей семьи. С течением времени отношение к людям с физическими недостатками стало меняться в положительную сторону: выплачиваются различные пособия, назначаются льготы, открываются разнопрофильного направления кружки и группы поддержки, проводятся мероприятия. Но, к сожалению, основные проблемы, обрушившиеся на этих людей, до сих пор не решены. Именно поэтому проблема социализации детей с ОВЗ актуальна в 21 веке.

В России отношение общества к детям, страдающим синдромом Дауна, как правило, склоняется к неоднозначному. Одни считают, что такие дети способны часто проявлять злость, ненависть, агрессию к окружающему миру. Большинство утверждает, что «солнечные дети» всегда доброжелательны, общительны, открыты, склонны к занятиям творчеством. В действительности, дети с данной патологией такие же люди, как и все остальные.

Синдром Дауна назван в честь английского врача Л.Дауна, описавшим синдром в 1866 году (причем сам ученый назвал это заболевание «монголоизмом»). Заболевание характеризуется изменением строения лица, наличием разного уровня умственной отсталости, около 40% имеют пороки сердца. Люди с такой патологией живут в среднем около 50 лет в настоящее время, редко имеют детей. Частота синдрома примерно 1:700 новорожденных. Причиной заболевания является трисомия по 21-й хромосоме, которая возникает при слиянии нормальной гаметы с гаметой, несущей две 21-е хромосомы.

Как правило, к факторам, повышающим вероятность рождения детей с такой патологией, относятся: возраст роженицы и отца, употребление спиртных и табачных изделий, наркотических веществ, применение гормонально -контрацептивных средств, рентгенологических облучений и прочего.

Для детей с синдромом Дауна характерно недостаточное понимание чужой речи, бедный словарный запас, собственная речь появляется в поздние сроки и на протяжении всей жизни недоразвита. Впрочем, эмоциональное состояние ребенка, с учетом различной степени умственного отклонения, сохранено. Этим детям подвластен практически весь спектр чувств и эмоций, присущий здоровому человеку. Они также способны любить всем сердцем, невольно смущаться, расстраиваться по пустякам, упрямиться и, конечно же, обижаться. У них отлично развита подражательная способность, позволяющая копировать поведение взрослых людей.

Развитие умений и навыков весьма различно и обусловлено средовыми и генетическими факторами. Такие дети, к сожалению, не видят всей картины, но способны фиксировать свое внимание на единичных деталях. В ходе проведения многочисленных экспериментов ученым удалось установить, что ребенок с таким синдромом лучше усваивает и владеет информацией, полученной зрительным способом, а не слуховым. В процессе развития речевого аппарата огромную роль играют ощущения, как правило, тактильные. Во многих случаях ребенку тяжело представить себе место расположения главного органа, формирующего речь, языка.

К сожалению, детям с рассматриваемым диагнозом порою очень сложно одновременно выполнять несколько действий, например, концентрировать внимание и реагировать, говорить и слушать. Все это сказывается на психоэмоциональном состояние ребенка, которое может привести к замкнутости, скованности, нежеланию общаться. Хочется отметить, что тяжёлый диагноз ребенка отражается не только на его общении со сверстниками, но и на процессе социализации, обучения, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.

Социализация - это процесс интеграции человека в социальную систему. Осуществление адаптации детей с синдромом Дауна непременно должно приводить к освоению ими социальных норм, правил, ценностей, навыков и умений по мере возможностей. При оказании всесторонней помощи, в том числе и педагогической, необходимо помнить о том, что данная патология - это не приговор, а временные трудности. Именно поэтому в настоящее время установлена

тенденция роста и развития программ ранней педагогической помощи, которые показывают и доказывают свою эффективность на практике.

Наиболее распространённым направлением в социальной адаптации детей с синдромом Дауна является сенсорное обучение, которое направлено на развитие навыков восприятия внешних предметов, их свойств и качеств. Благодаря такой адаптации дети начинают позитивно воспринимать и ощущать окружающий их мир. Нужно всесторонне развивать ребенка, учить его анализировать, обобщать, сравнивать и синтезировать.

Огромную роль в процессе социализации ребенка, страдающим синдромом Дауна играет первичная подготовка, которая осуществляется в специализированных учреждениях. Для ребенка с синдромом Дауна в наше время создана специальная реабилитационная программа, включающая несколько этапов: предоставление необходимой информации родителям ещё в первые дни рождения особенных детей, оказание медицинской, психологической и педагогической поддержки семьям в последующем, осуществление подготовки ребенка к обучению в детских садах, школах. Например, в Москве и ряде крупных городов больше 50% детей, страдающих этим недугом, дошкольного возраста посещают коррекционные или обычные детские сады, что способствует скорейшему осуществлению социальной адаптации. В нашей стране также создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. В 1998 г. Министерство Образования России рекомендовало к широкому использованию Программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», авторы: М. Питерси, Р. Трилор. Итак, основные этапы адаптации ребенка с синдромом Дауна:

- обеспечение спокойного и безопасного состояния (соответствующее оборудование и оформление помещения ДОУ, соблюдение временных рамок, присутствие родителей и разнопрофильных педагогов;

- привлечение ребенка к сотрудничеству с психологом или педагогом (использование вкладок Монтессори, постепенное изменение и усложнение формы работы, привлечение родителей, создание оптимальной мотивации);

- расширение специализированной помощи (с детьми начинают работать не только психолог и педагог, но и ряд других специалистов);

- создание стойких правильных стереотипов поведения;

- усложнение заданий;

- объединение на одном занятии нескольких детей.

Таким образом, для социализации детей с синдромом Дауна необходима их «первичная подготовка», а также коррекционное обучение, приводящие к развитию личности ребенка, расширению кругозора, улучшению качества жизни. Важно знать и помнить, что воспитание, обучение, социализация особенных детей - это трудоемкий и длительный процесс, и как сказал известный оратор Ник Вуйчич: «Если вам никто не открывает, стучите в несколько дверей».

Список использованной литературы:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

2. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, М. И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.

3. Ворсанова С.Г. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка: данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований: (Сообщение 1.Синдромы, связанные с аномалиями аутосом) / Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. // Дефектология. -2000.-N1. - (Изучение детей с недостатками в развитии). - ISSN 0130-3074

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 2003. - 368 с.

5. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью / А.Р. Маллер // Дефектология: научно-методический журнал: издается с января 1969 года / ред. В.И. Лубовский. - 1991. - №5 1991. - С. 69-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.