Научная статья на тему 'Биогенетические и психосоциальные основы происхождения интеллектуальной недостаточности у детей'

Биогенетические и психосоциальные основы происхождения интеллектуальной недостаточности у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
448
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамедова М. А.

Статья посвящена вопросам биогенетических и психосоциальных основ происхождения интеллектуальной недостаточности у детей. Основу статьи составляют проблемы, играющие доминирующую роль в интеллектуальной недостаточности ребенка. В ней отражены оценки известных ученых по вопросам интеллектуальной недостаточности у детей с врожденными наследственными и приобретенными заболеваниями. В связи с этим она ориентирована на практические ситуации, с которыми может ежедневно встречаться психолог, дефектолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биогенетические и психосоциальные основы происхождения интеллектуальной недостаточности у детей»

Мамедова М.А.

Азербайджанский государственный педагогический университет

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам биогенетических и психосоциальных основ происхождения интеллектуальной недостаточности у детей. Основу статьи составляют проблемы, играющие доминирующую роль в интеллектуальной недостаточности ребенка. В ней отражены оценки известных ученых по вопросам интеллектуальной недостаточности у детей с врожденными наследственными и приобретенными заболеваниями. В связи с этим она ориентирована на практические ситуации, с которыми может ежедневно встречаться психолог, дефектолог.

Современные представления о психическом развитии детей базируются на признании роли полноценных биогенетических и психосоциальных условий. В коррекционной психологии проблема соотношения этих условий неизменно остается одной из центральных и острейших проблем. Глубокая изученность специфики биогенетических и психосоциальных основ происхождения интеллектуальной недостаточности у детей, нашла свое отражение в трудах видных ученых Г.М.Дульнева, С.Д.Забрамной, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, С.М.Мирского, М.С.Певзнер, Л.И.Переслени, В.Г.Петровой, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульенковой и др., а также их многочисленных учеников и последователей. Тем не менее некоторые важные вопросы остаются открытыми. Проведенная нами работа позволила выделить их, обозначив возможные направления дальнейших исследований.

По мнению А.Н.Леонтьева, несмотря на апелляцию к «диалектичности», эти взгляды остаются в рамках теории двух факторов формирования психики-наследственности (биологический фактор) и среды (фактор социальный). Под его руководством были проведены специальные экспериментальные исследования, предметом, которого был вопрос о соотношении биологического и социального. В результате данных исследований пришли к общему выводу: «...биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций, ...условие, которое, конечно, играет важную роль... Другое условие- это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей в их труде и борьбе. Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны их форму, т. е. зависящие от их морфологической «фактуры» чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе - социально.

Первостепенную роль для преодоления теории двух факторов и разрешения проблемы соотношения биогенетического и психосоциального сыграли работы С.Л.Рубинштейна. Согласно его положению, внешние причины действуют через посредство внутренних условий. На основании данной формулы, поведение не рождается непосредственно внутри человека, прямо от его внутренних свойств и задатков. С другой стороны, оно не определяется прямо и непосредственно характером внешних воздействий. Внешние причины приводят к тому или иному эффекту, лишь преломляясь через всю сложность и многообразие внутренних условий. Формула «внешнее через внутреннее»

описывает в целом аспект воздействия на психику внешних, социальных причин. Для выделения другого важного аспекта, - созидательную активность психики, личности человека, в частности ее преобразующие влияния как на социальные, общественные процессы, так и на характер собственного развития, - А.Н.Леонтьев предложил следующую формулу: «внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет». По нашему мнению указанные формулы достаточно полно отражают реальное движение личности, постоянное кольцевое взаимодействие, взаимосозидание внутреннего и внешнего, бытия и сознания.

Как первичный, генетический уровень инициирует развитие сопряженных с ним морфологического и физиологического уровней, а они, в свою очередь, порождаемые социальной детерминацией, создают условия для возникновения психических новообразований и развития интеллекта.

Постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака называются факторами. Факторы, к которым можно отнести социальную детерминацию и обстоятельства социальной и биологической среды обитания, обусловливают возможности индивидуального развития интеллекта человека, субъективную специфику формирующихся черт личности и другие компоненты жизненного опыта, оказывая огромное влияние на развитие интеллекта. В процессе интеллектуального развития формирование функциональных систем претерпевает значительные качественные изменения, что в итоге создает как типологические, так и индивидуальные особенности нарушений развития психики. Современная эволюционная генетика рассматривает генетическую организацию человека с учетом динамики взаимодействия организма с внешней средой. Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что биологическое не причина, не фактор развития психики, но его необходимое условие».

Нам необходимо определить виды воздействий, которые влияют на возникновение различных интеллектуальных отклонений в биогенетическом и психосоциальном развитии ребенка. Рассмотрим условия развития нормального ребенка. Г.М.Дульнев и А. Р.Лурия сформулировали из них 4 основных, необходимых для его нормального развития.

1. «Нормальная работа головного мозга и его коры». При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2. «Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

3. «Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

В разных теоретических подходах за показатели интеллекта были приняты различные характеристики. И. В. Равич-Щербо, эти подходы условно разделил на две большие группы:

1. Подходы, в которых выделяются корреляты когнитивной деятельности;

2. Подходы, в которых определяются ее компоненты.

К числу первых относятся, подходы, в которых скоростные параметры выполнения простых заданий рассматриваются как косвенные показатели особенностей обработки информации и, следовательно, интеллекта. Во втором случае, компоненты интеллекта определяются по специфике выполнения некоторой деятельности, которая

свидетельствует о включенности в нее какой-либо составляющей интеллекта. В психогенетических исследованиях интеллекта чаще встречается компонентный подход, который реализуется в рамках основных направлений изучения индивидуальных различий человека. Эти направления связаны как с теорией тестов, так и с факторным анализом. Психогенетические представления о тестовой оценке интеллекта, заключаются в следующем. Уровень интеллекта является функцией генотипа и среды, особенно среды, окружающей ребенка в раннем детстве. Результатом воздействия, как этого окружения, так и генотипа является онтогенетическая стабильность показателей интеллекта, понимаемая не как отсутствие развития, а как сохранение относительного уровня интеллекта индивида, т. е. его рангового места в группе.

Необходимо сказать, что наследуемость является популяционной характеристикой и зависит от того, насколько широко представлены в популяции генетические и средовые факторы, влияющие на интеллект. По мнению И. В. Равич-Щербо, средовые факторы могут влиять на фенотипическую дисперсию показателей тестов интеллекта. Неблагоприятные для развития признака условия среды, если они являются общими для всех членов популяции, также могут повлиять на показатель наследуемости - уменьшить среднюю величину - признака, его фенотипическую дисперсию и. как следствие, корреляцию между генотипом и фенотипом. Таким образом, изменение широты представленности генетических и средовых факторов в изучаемой популяции изменяет и показатель наследуемости интеллекта. Данный момент очень важен, так как наследуемость интеллекта тех или иных психологических характеристик воспринимается как роковая предопределенность, судьба. Вместе с тем все психологические признаки, развиваются, претерпевают не только количественные, но и качественные изменения. Правильное взаимодействие генетических и средовых составляющих предполагает как раз и успешность развития интеллекта.

Целью статьи является то, чтобы показать насколько интеллектуальная недостаточность зависит от среды, в которой развивается ребенок, и какое влияние она оказывает на проявление атипий развития и их социальных последствий.

При формировании интеллектуальной недостаточности действуют психологические механизмы, которые характерны и для нормального интеллектуального развития. Но «интеллектуальная недостаточность» проистекает из условий работы и протекания общих для любой психологической жизни механизмов искажающихся особыми биологическими и физиологическими условиями.

В результате проведенного нами с 2005 по 2008 годы исследования в Бакинском детском психоневрологическом диспансере, установлены примерные причины возникновения интеллектуальной недостаточности у детей дошкольного возраста. Далее приводится статистический анализ полученных данных.

1. Количество обследованных детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью - 3000 человек

2. Количество детей с диагнозом олигофрения - 540 человек -- 18 %

а) Количество детей с диагнозом олигофрения со степенью дебильность - 388 человек-- 72 %

б) Количество детей с диагнозом олигофрения со степенью имбецильность -135человек-- 25 %

в) Количество детей с диагнозом олигофрения со степенью идиотия

- 17 человек-- 3 %

3. Биогенетические факторы:

а) хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций - 7,6 %;

б) инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп) - 8 %;

в) венерические заболевания (гонорея, сифилис) - 0,03 %;

г) эндокринные заболевания матери, в частности диабет - 0,8 %;

д) алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью-0,002 %;

е) биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды) - 5 %;

ж) серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность - 5 %;

з) гипоксические (кислородная недостаточность) - 26 %;

и) токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине - 23

%;

к) патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга - 21 %;

л) мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистро-фические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте - 13 %;

м) хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте - 5 %.

4. Этиологические факторы:

а) природовая патология (родовая травма, асфиксия) - 20 %

б) внутриутробная патология (токсикоз, инфекции матери) - 25 %

в) сочетанная патология - 23 %

г) соматические заболевания раннего детства - 10 %

д) черепно-мозговые травмы в раннем детстве - 22 %

5. Наследственное отягощение как фактор риска:

а) близкородственный брак - 136 случая

б) речевые нарушения у родителей - 127 случая

в) психические заболевания у родителей - 101 случай

г) алкоголизм (одного из родителей) - 28 случаев

д) патологические черты характера у родителей - 120 случаев

6. Кесарево сечение - 104 случая.

Судя по полученным данным, из 3000 обследованных детей в возрасте от 2 до 6 лет-540 имеют олигофрению, что составляет 18 %. Это говорит о том, что в основном у нас олигофрения диагностируется после 2-х лет. Во всех случаях в основе олигофрении лежит интеллектуальная недостаточность. Необходимо отметить, что наша республика уже два десятка лет сталкивается с проблемой депривированных детей из палаточных городков для беженцев. Так как у указанного контингента ограничены интеллектуальные возможности, то на их разностороннее психофизическое развитие также отрицательно влияет необеспеченная социальная среда. Естественные сензитивные периоды и развивающееся влияние окружающей среды должны играть позитивную роль для развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

По мнению Ф.А.Самсонова, для формирования нормальной интеллектуальной деятельности человека необходима анатомическая и функциональная полноценность нервной системы, что обеспечивается сложнейшим взаимодействием биологических - как наследственных, так и средовых - факторов с факторами социального формирования человеческой личности. При обсуждении интеллектуальных функций человека, существует положение: наследственность или среда. Он также отмечал, что «умственная отсталость, т.е. состояние, когда интеллект ребенка не достигает уровня развития, минимально необходимого для данного возраста, может быть обусловлено множеством

разнообразных причин самого различного характера. Термин «умственная отсталость» входит в понятие «деменция», которым обычно обозначают распад, снижение уже сформировавшегося интеллекта. Олигофрению, т.е. те формы интеллектуальной недостаточности, которые возникли у ребенка до трех лет, характеризуют стойким недоразвитием познавательной деятельности и не имением прогрессирования интеллектуального дефекта».

С позиции генетики целесообразно изучать интеллектуальную недостаточность, в целом, и успехи генетиков как раз касаются раскрытия механизмов многих форм раннего интеллектуального нарушения, имеющих определенную прогредиентность поражения.

В специальной психологии выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям интеллектуального и физического развития-

экзогенные внешние и эндогенные внутренние (в том числе генетические) факторы.

Хромосомные аберрации встречаются с разной частотой и характеризуются определенной, часто нерезко выраженной диспластичностью и недоразвитием интеллекта. При аберрации аутосом интеллектуальные нарушения практически всегда носят характер олигофрении глубоких степеней.

Далее опишем наиболее часто встречающиеся синдромы, вызванные хромосомными аберрациями.

Синдром Дауна. Впервые описан в 1866 г. Л.Дауном под названием «монголизм». Синдром Дауна - самая частая хромосомная аберрация. Среди умственно-отсталых детей не менее 10% падает на указанный синдром. Психические недоразвитие при болезни Дауна выражается в умственной отсталости, главным образом довольно глубокой. В редких случаях дети с болезнью Дауна могут обучаться во вспомогательной школе. Известны два цитогенетических варианта болезни Дауна: трисомия, при которой имеется нерасхождение 21-й хромосомы при образовании гаметы у одного из родителей и транслокация 21-й хромосомы на одну из других хромосом. Цитогенетические исследования при болезни Дауна проводятся, как правило, для разграничения трисомных и транслокационных форм.

В качестве примера более редких синдромов, вызванных аберрацией аутосом, может служить краткое описание синдрома «кошачьего крика».

Синдром «кошачьего крика» (делеция короткого плеча хромосомы 5). В 1963 г. Лежен и его сотрудники описали несколько детей со своеобразным криком, напоминающим крик кошки, множественными аномалиями и глубокой умственной отсталостью. У всех больных была делеция части короткого плеча одной из хромосом группы 4-5. Позднее было показано, что при данном синдроме имеет место аберрация именно 5-й хромосомы. Заболевание было названо синдром «кошачьего крика» (cri du Ла^.Типичные случаи характеризуются микроцефалией и характерным лицом. Умственная отсталость при этом поражении всегда глубокая.

Синдром Шерешевского — Тернера (ХО — синдром, дисгенезия гонад)

Г. Тернер в 1938 г. дал подробное описание 7 больных женского пола с инфантилизмом, недоразвзтвем половых желез (гонад) и рядом соматических изменений. Первое описание этого заболевания было дано Н. А. Шерешевским в 1925 г. В 1959 г. было показано, что у многих больных с данным симптомокомплексом отсутствует одна из Х-хромосом. Частота ХО-синдрома составляет 1:3300 среди новорожденных. Больные характеризуются отставанием в росте. Умственная отсталость выраженной степени встречается редко, но в среднем интеллект больных несколько снижен. Больные обычно заканчиваюг общеобразовательную школу.

Синдром Клайнфельтера (47, XXV). В 1942 г. Клайнфельтер и др. описали 9 мужчин с бесплодием, увеличенными грудными железами в повышенным выделением

женских половых гормонов. У части больных с подобным фенотипом позднее был определен аберрантный кариотип - лишняя Х-хромосома. Частота поражения среди новорожденных примерно 1:1400. Основные клинические признаки синдрома выявляются только к периоду полового созревания. В более раннем возрасте синдром Клайнфельтера может быть выявлен лишь при исследовании полового хроматина или кариотина. Среди больных с синдромом Клайнфельтера повышена частота умственной отсталости, большей частью нерезко выраженной. Ё.Ф.Давиденкова отмечает, что больных с синдромом Клайнфельтера можно разделить на 3 группы в зависимости от уровня интеллекта: 1) с практически нормальным интеллектом; 2) с невысоким интеллектом или пограничной умственной отсталостью; 3) с диагнозом олигофрения. Сходную картину, как правило, с более выраженным снижением интеллекта имеют больные с кариотипом 48, ХХУ и 48 ХХУУ при синдроме Клайнфельтера независимо от степени интеллектуальной недостаточности в структуре психического дефекта отчетливо выступают снижение психического тонуса, слабость побуждений к деятельности и своеобразная структура личности, проявляющаяся на фоне интеллектуального недоразвития. Среди лиц с синдромом Клайнфельтера повышена частота случаев алкоголизма; антисоциального поведения, что, очевидно, связано с имеющимися психическими особенностями. Синдром Клайнфельтера с повышенной частотой встречается и среди больных с психическими заболеваниями.

Синдром 47, XYY (дубль-К). Впервые данная аномалия кариотипа выявлена при обследовании лиц с антисоциальным поведением. Было показано, что мужчины с кариотипом 47, ХТТ отличаются высоким ростом, совершенные ими преступления, как правило, связаны с агрессивным поведением. Проведенные исследования разных контингентов больных и здоровых лиц показали следующее: 1) данная аномалия встречается среди новорожденных с частотой 1:1000; 2) характерного фенотипа, как при синдромах Тернера и Клайнфельтера, не отмечается; 3) большинство лиц с этой аномалией высокого роста (средний рост 180 см). Нередко отмечают евнухоидные пропорции тела, неправильное строение черепа, аномалию прикуса, неправильный рост зубов; 4) синдром может сопровождаться неглубокой умственной отсталостью, но более характерны трудности поведения, имеющие место уже в детстве: расторможенность, агрессивность; 5) в отличие от добавочной Х-хромосомы у мужчин (синдром Клайнфельтера) на развитие половой сферы эта аномалия не влияет. В целом можно считать доказанным, что наличие добавочной V-хромосомы сказывается у ее носителей главным образом на отклонения в поведении, в социальной адаптации.

Моногенно наследуемые формы умственной отсталости.

Моногенно наследуемые заболевания представляют наиболее сложный раздел в генетике умственной отсталости из-за чрезвычайного разнообразия наследственных болезней, которые могут сопровождаться поражением интеллекта. Причина этого становится понятной, если учесть два фактора - сложность формирования интеллекта и длительность созревания его анатомо-физиологической основе мозга в онтогенезе. Вместе с тем менделирующая патология является наиболее успешно развивающейся областью в изучении биологических основ умственной отсталости. Исследования именно этих форм пролили свет на многие причины, приводящие к недоразвитию мозга, они же помогли достичь успехов в разработке методов лечения, предотвращающих развитие слабоумия, т. е. вывели изучение умственной отсталости на совершенно новый этап. Частота каждой из моногенно наследуемых форм умственной отсталости невелика, однако в целом они составляют около 10-15% среди больных с глубокими степенями интеллектуального дефекта. Среди более легких больных эти заболевания встречаются значительно реже.

В заключение отметим, что психологический процесс формирования интеллектуальной недостаточности развития, отличается по своим внутренним

механизмам от формирования нормального интеллектуального развития. Рассматриваемое нами положение позволило понять принципиальное единство законов интеллектуального развития, как в норме, так и в атипии. Это единство не исключает различий конечных результатов того и другого типов движения интеллектуального развития, трудность, а порой невозможность их прямого соотнесения. Не только количественные, но и качественные отличия процессов распада и развития выступают здесь как следствие функционирования аппарата психики в необычных для него условиях.

Для определения сущности интеллектуальной недостаточности необходимо провести анализ взаимодействия и взаимовлияния биогенетических условий с одной стороны, а психосоциальное влияние на процесс развития с другой. В дальнейшем также важно сделать специфические акценты в изучении этих взаимовлияний.

Литература

1. Барашнев Ю.И., Руссу Г.С., Казанцева Л.З. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственных заболеваний у детей. Кишинев, «Штиинца», 1984.

2. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., Изд-во Московского университета, 1985.

4. Основы коррекционной педагогики. Под ред. В.А.Сластенина М., Академия, 2002.

5. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., Академия, 2003.

6. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х томах. Под ред. В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т.1. М., «ЧеРо», 2006.

7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 2000.

8. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. М., Просвещение 1980.

9. Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. М., Академия 2003.

10. Усанова О.Н. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

При подготовке статьи большую помощь автору оказали доктор психологических наук, профессор А.Бахшалиев, доктор психологических наук, профессор Р.Алиев, профессор С.Гасымов и кандидат педагогических наук М.Аббасов, давшие ряд ценных советов. Автор выражает им свою искреннюю благодарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.