ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ СУПРУГОВ, БЫВШИХ СУПРУГОВ, ЧЛЕНОВ СЕМЬИ СУПРУГОВ И ИНЫХ ЛИЦ В СЛУЧАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО БРАКА: МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
АЮ. БЕСПАЛОВ
соискатель кафедры гражданского процесса и правоохранительной деятельности Тверского государственного университета
Аннотация. В статье исследуются отношения, возникающие между супругами и другими лицами в период брака и отношения, возникающие в случае признания брака недействительным. Отмечается специфика этих отношений. Автор рассмотрел имеющиеся особенности и сделал вывод о необходимости совершенствования семейного законодательства.
Ключевые слова: осуществление прав, отношения между супругами, отношения между супругами и другими лицами; юридические факты, правовые явления. Специфика осуществления прав.
EXERCISE OF RIGHTS OF CONJOINTS, EX-CONJOINTS AND OTHER PERSONS IN CASE OF CONTRACTING AN INVALID MARRIAGE:
SUBSTANTIVE ASPECTS.
ALEXANDER Y. BESPALOV an applicant for the department of civil process and law enforcement of Tverskoy State University
Annotation. In the article the relationship between conjoints and other persons and relationship arising in case of recognizing nullity of marriage are being analyzed. The author examined the existing peculiarities and made a conclusion about the necessity of perfection of the family legislation.
Key words: exercising of rights, relationship between conjoints, relationship between conjoints and other persons, jural facts, legal phenomena. Specificity of exercising of rights.
Недействительность брака касается не только реализации прав лиц, состоявших в таком браке, но и иных лиц, оказавшихся причастными к этому неправомерному действию.
В период брака супруги вступают в разнообразные правовые отношения между собой; в отношения с родившимися детьми, принятыми в семью в качестве усыновленных, под опеку (попечительство), приемными детьми по договору о приемной семье; в отношения с кредиторами и должниками по своим и несовершеннолетних детей договорным, внедоговорным обязательствам; в отношения с наследниками в случае смерти одного из них; в отношения по поводу участия в деятельности хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, других юридических лиц; в отношения с публичными образованиями. Это далеко не полный перечень возможных юридических связей лиц, состоящих в «недействительном» браке. Такой брак может действовать пожизненно и остаться правомерным юридическим фактом, а может продолжаться определенный период времени, до возникновения спора о действительности и признания его судом недействительным.
Во всяком случае, действие такого брака порождает множество не только иных правовых связей, но и юри-
дических фактов, юридически значимых обстоятельств. Бесспорно, период действия такого брака определяет и количество правовых связей, и количество юридических фактов, иных обстоятельств правового характера.
Оба супруга, один из них, другие лица могут быть осведомлены о недействительном браке, а могут и не знать об этом, что также определяет их правовой статус, специфику правовых связей, юридических фактов, иных правовых явлений. Если в первом случае критерием является продолжительность брака, то во втором — добросовестность либо недобросовестность лица.
И наконец, права лиц, оказавшихся причастными к такому браку, могут быть не связаны с указанными критериями. Так, ребенок, родившийся в таком браке, стал причинителем вреда. Основанием отношений между кредиторами и его родителями являются иные правовые явления: поведение ребенка, поведение родителей ребенка. Супруги приняли в семью ребенка, заключили договор найма жилого помещения. Основаниями правоотношений между принятым ребенком и супругами, между наймодателем и нанимателем (членами его семьи) стали юридические факты, не относящиеся к указанным выше обстоятельствам.
Рассмотрим специфику этих правовых связей, особенности осуществления прав, исполнения обязанностей, особенности юридических фактов, особенности иных правовых явлений.
Вначале исследуем характер, природу и виды этих правовых явлений.
Это могут быть юридические факты и юридические составы: рождение ребенка, смерть, принятие наследства, заключение договоров, в том числе — брачного, причинение вреда, иждивенчество и др.
Это могут быть правовые отношения: имущественные и личные неимущественные отношения между супругами; отношения между супругами и ОЗАГС; отношения между супругами и их родственниками; отношения между супругами и бывшими супругами, или супругом по предыдущему нерасторгнутому браку; отношения между супругом и ребенком другого супруга от предыдущего брака; отношения между супругом и юридическим лицом, участником которого является другой супруг; отношения между супругом и получателем ренты по действующему на период брака договору ренты, должником по которому является другой супруг, и др.
Одни из этих правоотношений (субъектный состав, содержание) определяются только заключением брака; другие — влекут изменение субъектного состава, содержания уже существующих отношений, в которых состоял до брака один из супругов; третьи — не оказывают правового воздействия на существовавшие до брака отношения.
Одни отношения, возникающие в связи с заключением брака, могут быть производными, зависимыми от брака, другие — самостоятельными. Зависимые отношения: рождение ребенка, личные неимущественные отношения между супругами, отношения с ОЗАГС и др.; самостоятельные отношения: договор найма, договор ренты, причинение вреда ребенком и др.
Другие правовые явления. Специфика осуществления прав и исполнения обязанностей состоит в наличии обременений при реализации. На совершение сделки, подлежащей регистрации, необходимо нотариальное согласие другого супруга (ст. 35 СК РФ); запрет на предъявление иска о расторжении брака в период беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).
В соответствии со ст. 30 СК РФ при вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания в соответствии со ст. 90, 91 СК РФ, а в отношении раздела имущества, приобретенного совместно до момента признания брака недействительным, вправе применить положения, установленные ст. 34, 38, 39 СК РФ, а также признать действительным брачный договор полностью или частично. Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального
вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
При применении указанных законоположений возникают неясности, подлежащие исследованию с целью их устранения. Единственным критерием определения добросовестности супруга является нарушение его прав заключением недействительного брака. Такое правило осложняет проблему признания одного из супругов добросовестным. В литературе по семейному праву на это обстоятельство уже обращалось внимание. Так, по мнению профессора А.М. Нечаевой, определение добросовестности по семейному праву не охватывает всех признаков, в числе которых, прежде всего, незнание супруга, что его обманывают1.
Представляется, что положения семейного законодательства относительно добросовестности супруга подлежат уточнению с целью единообразного применения. Трудности в определении добросовестности супруга возникают у правоприменителей до настоящего времени.
Во-первых, неясно, всякий ли недействительный брак влечет нарушения прав одного из супругов. Во-вторых, нарушение каких именно прав возможным недействительным браком. В-третьих, какие действия (правомерные, неправомерные) могут повлечь нарушение прав супруга. В-четвертых, юридически значимым является поведение супруга до заключения брака, во время заключения и в период состояния в таком браке. В-пятых, подлежит ли учету поведение добросовестного супруга, обоих супругов и может ли это сказаться на исходе дела. В-шестых, возможно ли при определении добросовестности применение критериев, предусмотренных гражданским законодательством. В-седьмых, возможно ли применение других способов защиты помимо указанных в ст. 30 СК РФ.
Итак, брак может быть признан недействительным при нарушении условий и препятствии, предусмотренных ст. 12—14 и п. 3 ст. 15 СК РФ. К их числу относятся: добровольное согласие, достижение брачного возраста, наличие другого брака, близкое родство, усыновление, недееспособность, сокрытие наличия венерической болезни и ВИЧ-инфекциии, наконец, фиктивность брака. Представляется, что согласие на заключение брака может быть недобровольным по причине психического расстройства, а лицо, вступающее в брак, об этом не знает, и по причине вмешательства третьих лиц (насилие, понуждение, заблуждение, обман, угроза); сокрытие болезни также может быть по причине незнания о венерической болезни и ВИЧ-инфекции. В таких случаях можно ли другого супруга признать добросовестным? Толкуя буквально правило, изложенное в ст. 30 СК РФ, всякий недействительный брак влечет нарушение прав другого супруга, следовательно, он признается добросовестным. Вместе с тем, надо полагать, что недействительный брак по причинам, названным выше (искажение доброй воли в связи с психическим расстройством либо
по причине вмешательства других лиц), может быть признан судом недостаточным основанием для отнесения супругов к категории добросовестных лиц.
Остро стоит проблема защиты прав бывшего добросовестного супруга и его наследников. Во-первых, в ст. 30 СК РФ вообще не сказано о бывшем добросовестном супруге. Во-вторых, не всякий недействительный брак после его расторжения может быть признан недействительным. Согласно ст. 29 СК РФ после расторжения недействительным может быть признан лишь брак, заключенный с нарушением степени родства и запрета для лиц, уже состоящих в зарегистрированном браке. Следовательно, во всех других случаях недействительности права добросовестного бывшего супруга и его наследников остаются незащищенными. В-третьих, круг лиц, могущих предъявить требование о признании брака недействительным, ограничен. Другие лица, в том числе наследники, обладают таким правом лишь в случае заключения брака с нарушением требований ст. 14 СК РФ. Права этих лиц как добросовестного супруга подлежат защите, это бесспорно. К другим лицам возможно применение гражданско-правовых критериев добросовестности. В-четвертых, возникает проблема при определении добросовестности и когда брак заключен лицом, состоящим в другом зарегистрированном браке. В таком случае требование о признании брака недействительным может быть предъявлено добросовестным супругом как по второму браку, так и по предыдущему браку. Может ли быть признан добросовестным супруг по предыдущему браку? Ответ будет положительным. Его права нарушены, следовательно, в такой ситуации возможна добросовестность двух супругов по предыдущему и по вновь заключенному браку. В-пятых, проблема состоит и в понимании правового статуса лица, расторгнувшего брак и впоследствии обратившегося в суд с иском о признании такого брака недействительным по причине нарушения запрета, установленного для родственников либо для лиц, состоящих в браке. До принятия судом решения истец — бывший супруг, а после удовлетворения иска он имел статус супруга и вновь приобрел статус бывшего супруга (запись о расторжении брака аннулирована и одновременно брак признан недействительным).
Надо полагать, что недействительный брак нарушает как имущественные, так и личные неимущественные права другого супруга (право собственности, иные вещные права; обязательственные права; права на заключение брака, права на избрание места жительства; права на выбор фамилии (права на имя); право материнства (отцовства) и др.). Нарушение прав влечет как правомерное, так и неправомерное поведение супругов. Это учитывается при установлении добросовестности и выборе способов защиты. Юридически значимым может быть признано поведение супруга до вступления в брак, в момент заключения брака и в период состояния в браке. Так, определяя недействительность и последствия недействительности,
необходимо исследовать поведение супруга во время всего периода общения с другим супругом, мотивы вступления в брак, степень вины, характер противоправности, наступившие последствия. Необходимо учитывать и поведение добросовестного супруга, степень его осмотрительности, время, когда он узнал о недействительности, и время, когда он принял меры для пресечения нарушения своих прав.
Анализируя правило ст. 30 СК РФ, можно сделать вывод о том, что критерии добросовестности, предусмотренные гражданским законодательством, применению не подлежат. Однако нам представляется, что семейно-правовые правила определения добросовестности необходимо дополнить и другими критериями и, в частности, гражданско-правовым критерием, состоящим в незнании, либо невозможности знать о нарушении прав.
Надо полагать, что помимо способов, предусмотренных ст. 30 СК РФ, могут быть применены и другие способы защиты прав добросовестного супруга, предусмотренные семейным законодательством. Например, способы защиты прав супруга как родителя. Отметим, что все способы могут быть применены одновременно. Между тем не исключается применение части из них по усмотрению суда. Заметим, что применение способов защиты — это право, а не обязанность суда.
При разрешении вопроса о возмещении материального и морального вреда суд применяет правила, изложенные в ГК РФ. Эти правила касаются определения вида вреда, его размера, порядка возмещения.
Одними из лиц, могущих стать участниками отношений, связанных с недействительным браком, являются кредиторы и должники супругов по недействительному браку. Супруги, находясь в недействительном браке, заключили гражданско-правовой договор: о долевом участии в строительстве, займа, ренты, найма жилого помещения, подряда, аренды и т.д. Последствия недействительности брака в части гражданско-правовых договоров СК РФ не урегулированы. Возникает вопрос о применении норм иного отраслевого законодательства и непосредственно о последствиях, касающихся этих гражданско-правовых договоров для супругов, с одной стороны, и должников, кредиторов — с другой. Представляется, что в этих случаях следует руководствоваться нормами ГК РФ.
Последствия для супругов: права и обязанности по договору следует определять как у участников любой многосторонней сделки. Во всех ли случаях их права и обязанности будут равными? Например, супруги, состоявшие в недействительном браке, заключили договор займа. Заемщиком значился один из них, денежные средства потрачены на приобретение автомашины. Причем заемщиком является один супруг, а собственником автомашины — другой. Если автомашина будет отнесена к имуществу, нажитому в период брака, то и заемные денежные средства подлежат разделу между «супругами» в качестве долгов. Размер
долга определяется по правилам, предусмотренным ст. 244, 245, 252, 807, 810 ГК РФ. Если автомашина будет признана имуществом того из «супругов», который осуществил заем по своему усмотрению и на заемные денежные средства приобрел автомашину, то и доля перед займодавцем остается за ним. Однако, если в период «недействительного брака» из общих средств была погашена часть долга, а автомашина находилась в совместном пользовании и приобреталась для семьи, действует указанное выше правило.
По договору о долевом участии в строительстве общим имуществом и может быть признано имущественное право — право требования (вид, объем, содержание) по договору. Доли лиц, состоявших в недействительном браке, будут определяться в зависимости от степени их имущественного и иного участия в договоре, т.е. в приобретении права требования. Эти доли могут быть как равными, так и неравными. Более того, возможно и неприсуждение доли одному из супругов, не участвовавшему в договоре иным образом, а как только в качестве «супруга». Другие лица (родственники лиц, состоявших в недействительном браке) также могут претендовать на долю при доказанности их участия в договоре, в приобретении права (ст. 244-245, 252 ГК РФ).
По договору пожизненного содержания с иждивением, участником которого является один из «супругов» по недействительному браку, квартира будет признана общим имуществом, а доли между лицами по недействительному браку будут определены опять-таки в за-
висимости от степени имущественного, личного участия каждого из них в договоре, вернее - в исполнении обязанностей плательщика ренты (ст. 245, 252, 601 ГК РФ). Квартира может быть признана имуществом «супруга», заключившего договор, если другой «супруг» не участвовал в несении обязанностей. Например, при непродолжительности его действия (заключен за месяц до признания брака недействительным) или другой «супруг» не знал о его заключении и не участвовал в нем. Однако сама по себе неосведомленность о заключении договора не может быть признана основанием для отказа в признании прав этого «супруга» на квартиру. Важным условием в этом случае является, из каких средств исполнялась обязанность «супруга» по договору.
Договор социального найма жилого помещения, заключенный с «супругами», которым жилое помещение предоставлено по причине нуждаемости в улучшении жилищных условий, будет действовать до его оспаривания наймодателем.
Перестав быть членами семьи, «бывшие супруги» остаются участниками договора найма.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что редакция ныне действующей ст. 30 СК РФ подлежит уточнению для установления единообразия в ее применении и обеспечения эффективной защиты прав добросовестного супруга, бывшего супруга, других лиц, чьи права нарушены заключением недействительного брака.
1 Нечаева ^.^Комментарий к Семейному кодексу
РФ. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2008. - С. 120.
РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (историко-правовой анализ)
А.В. БЕТИН Адъюнкт МосУ МВД России
Аннотация. в статье рассматриваются история возникновения и развития института избирательных комиссий, его функции и значение для избирательной системы России.
Ключевые слова: избирательная комиссия, избирательная система, избирательное законодательство, история избирательных комиссий.
Центральным институтом избирательной системы, без сомнения, является избирательная комис-сия1. Институт избирательных комиссий — ровесник российского парламента. Избирательные органы в форме комиссий были созданы первыми выборными законами 1905 г. согласно Высочайше утвержденному Положению о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г.2 (так называемая Булыгинская
дума), «для проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах» учреждались губернские и уездные по делам о выборах комиссии.
Губернские комиссии образовывались под руководством председателя окружного суда и состояли из управляющего казенной палатой, предводителя дворянства уезда или губернского города, председателя губернской